Тема 3: «Теория потребительского выбора» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3: «Теория потребительского выбора»



Цель: Изучить принципы рационального поведения покупателя на рынке потребительских товаров и услуг, а также процесс формирования спроса на конкретные товары и услуги.

1. Потребительский выбор и его особенности.

2. Закономерности развития потребительских предпочтений.

3. Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг.

 

Основные понятия по теме: рациональность потребителя, полезность, функция полезности, кривая безразличия, предельная норма замещения, бюджетная линия, кривая «доход-потребление», кривая «цена-потребление».

 

В современной теории потребительского выбора предполагается, что: 1) денежный доход потребителя ограничен; 2) цены не зависят от количества благ, покупаемых отдельными домохозяйствами; 3) все покупатели прекрасно представляют предельную полезность всех продуктов; 4) потребители стремятся максимизировать совокупную полезность.

Теория потребительского выбора основывается на следующих постулатах:

1) Множественность видов потребления. Каждый потребитель желает потреблять множество разнообразных индивидуальных благ.

2) Ненасыщенность. Потребитель стремится иметь большее количество любых товаров и услуг, он не пересыщен ни одним из них. Предельная полезность всех экономических благ всегда положительна.

3) Транзитивность. Теория потребительского выбора исходит из постоянства и определенной согласованности вкусов потребителя.

4) Субституция. Потребитель согласен отказаться от небольшого количества блага А, если ему предложат взамен большее количество блага-субститута.

5) Убывающая предельная полезность. Предельная полезность какого-либо блага зависит от его общего количества, которым располагает данный потребитель. Полезность блага (utility of good) – это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.

Условия равновесия потребителя.

Потребительский выбор – это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода).

Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль (доллар, марка, фунт и т.д.), затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность.

Правило максимизации полезности позволяет сделать ряд выводов.

Действительно, если

MU1/P1 = MU2/P2 = …= MUn/Pn, то и

MU1/MU2 = P1/P2; …MU1/MUn = P1/Pn и т.д.

Следовательно, соотношение между предельными полезностями любых благ равно соотношению их цен, то есть

MU1: MU2: …: MUn = P1: P2: … Pn. (5.3)

Обозначим взвешенную предельную полезность через:

MU1/P1 = MU2/P2 = … = MUn/Pn = λ,

где λ - предельная полезность денег.

Таким образом, в равновесии предельные полезности денежных единиц при разных вариантах использования равны. В общем виде можно записать так:

MUi =Piλ.

 

Особенности потребительского спроса. Наряду с общими принципами выбора рационального потребителя существуют особенности, которые определяются влиянием на него вкусов и предпочтений.

 

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС

 

 


Функциональный Нефункциональный

 

 


Социальный Спекулятивный Нерациональный

 

 


Эффект Эффект Эффект

присоединения сноба Веблена

к большинству

Рис. 1. Классификация потребительского спроса

(по Х. Лейбенстайну)

Функциональным спросом является такая часть спроса, которая обусловлена потребительскими свойствами, присущими самому экономическому благу (товару или услуге).

Нефункциональным спросом является такая часть спроса, которая обусловлена такими факторами, которые непосредственно не связаны с присущими экономическому благу качествами.

Эффект присоединения к большинству. Потребитель, стремясь не отставать от других, приобретает то, что покупают другие. Он зависит от мнения других потребителей, и эта зависимость прямая.

Эффект присоединения к большинству – эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупают другие.

Эффект сноба. В этом случае у потребителя доминирует стремление выделиться из толпы. И здесь отдельный потребитель зависит от выбора других, но это зависимость обратная.

Эффект Веблена – эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую (а не более низкую) цену.

Спекулятивный спрос возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление (покупку) товаров в настоящем.

Нерациональный спрос – это незапланированный спрос, возникающий под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза, спрос, который нарушает предпосылку о рациональном поведении человека.

Попытки измерения субъективной полезности с помощью абсолютной шкалы не увенчались успехом, поэтому ряд ученых предложили заменить абсолютную шкалу относительной и описать поведение потребителя с помощью предпочтения или ранжирования.

Ученые предложили измерять субъективную полезность с помощью не абсолютной (кардиналистская, или количественная, теория), а относительной шкалы, показывающей предпочтение потребителя или ранг потребляемого блага (ординалистская, или порядковая, теория полезности).

При этом потребителю необходимо лишь сделать выбор между двумя наборами потребительских благ. Предпочтение потребителя касается всех благ, однако в целях упрощения мы рассмотрим лишь два блага.

Кривая безразличия показывает различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя.

Множество кривых безразличия называется картой кривых безразличия. (см. рис 1.)

Зона замещения (субституции) – участок кривой безразличия, в котором возможна эффективная замена одного блага другим. Предельная норма замещения (marginal rate of substitution - MRS) – количество, на которое потребление одного из двух благ должно быть увеличено (или уменьшено), чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение (или увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу.

MRSxy = - Δy/Δx,

или для непрерывного случая

MRSxy = - dy/dx, где MRSxy – предельная норма замещения у на х.

Кривые безразличия позволяют выявить потребительские предпочтения. Однако при этом не учитываются два важных обстоятельства: цены товаров и доход потребителей.

Кривые безразличия лишь показывают возможность замены одного блага другим. Однако они не определяют, какой именно набор товаров потребитель считает для себя наиболее выгодным. Эту информацию дает нам бюджетное ограничение (линия цен, прямая расходов).

Бюджетное ограничение показывает, какие потребительские наборы можно приобрести за данную сумму денег (см. рис. 2.).

Если I - доход потребителя, Px- цена блага X, Py - цена блага Y, а X и Y составляют соответственно купленные количества благ, то уравнение бюджетного ограничения можно записать следующим образом:

I = Px X + PY Y

Точка касания кривой безразличия с бюджетным ограничением означает положение равновесия потребителя.

Х
Y
Х  
Y  
U2 U1 U0
Рис.1. Карта безразличия Рис.2. Бюджетная линия

Кривая «доход – потребление». Увеличение денежного дохода означает смещение бюджетной линии вправо вверх. Аналогичный результат может быть достигнут при снижении цен обоих продуктов, что также означает увеличение реального дохода. При уменьшении денежного дохода или росте цен бюджетная линия сдвигается влево вниз.

Эта кривая, названная Дж. Хиксом «доход – потребление», в американской литературе получила название кривой уровня жизни.

Первым исследователем, занимавшимся вопросами влияния изменения дохода на структуру потребительских расходов, был немецкий статистик Эрнст Энгель. Кривые Энгеля в современной интерпретации представлены.

 

Выводы:

1. Экономисты полагают, что потребитель способен ранжировать различные возможности потребления. Способ, которым потребитель ранжирует потребительские наборы, описывает его предпочтения.

2. Предельная норма замещения измеряет наклон кривой безразличия. Этот наклон можно трактовать как то количество товара 2, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить больше товара 1.

3. Функция - это просто способ представить ранжирование предпочтений или выразить его в краткой форме.

4. Если выбран один набор, в то время как мог бы быть выбран другой, мы говорим, что первый набор выявлено предпочитается второму.

Литература

1. Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика. Учебник. СПб., 1998 - 59 с.

2. Вэриан Х.Р. Микроэкономика промежуточный уровень современный подход. Учебник. «ЮНИТИ». Москва. 1997 - 49, 79 с.

3. Долан Д. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика. Учебник. «Сонитэк». Москва., 1996 - 40 с., глава 5.

4. Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика. Учебник. Издательство «Дело и сервис». Москва., 1999 - 109 с.

5. 50 лекций по микроэкономике. «Экономическая школа». Санкт-Петербург, 2000 - 197 с. 1 т.

6. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. Москва, 1992 - 138 с. 1 т.

7. Экономическая теория (политэкономия). Учебник / Под. общ. ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. Москва, 1997 - 190 с.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 630; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.231.51 (0.014 с.)