На тему: «Теория потребительского выбора: Ординалистский подход» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На тему: «Теория потребительского выбора: Ординалистский подход»



Кафедра

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Экономическая теория»

На тему: «Теория потребительского выбора: Ординалистский подход»

Оглавление

Введение: 3

Глава I: Блага и потребительский выбор. 5

1.1.Блага и их классификация. 5

1.2. Общие принципы и предпосылки теории потребительского выбора. 7

1.3 Бюджетные ограничения. 10

ГлаваII.Теория и практика потребительского выбора. 14

2.1 Ординалистская теория потребительского выбора. 14

2.2 Полезность. Теория предельной полезности потребительского выбора. 20

2.3. Потребительский выбор. Правило максимизации полезности. 22

Глава III: Особенности потребительского поведения населения России. 28

3.1. Сравнивание цен 1990 и 2009 на продуктовом рынке. 28

3.2. Ключевые показатели автомобильного рынка в России. 29

3.3. Текущее положение автомобильного рынка в РФ.. 30

Заключение. 32

Использованная литература: 34

Приложение. 35

 

 

Введение:

Рынок - это экономическая система, ориентированная на потребителя. Этим объясняется постоянный интерес экономической науки к тому, как ведет себя обычный потребитель, какими мотивами он руководствуется, делая выбор в море товаров, существуют ли закономерности, управляющие его поведением на рынке. На все эти вопросы дает ответ теория потребительского выбора. Теория потребительского выбора исследует компромиссы, без которых невозможно представить жизнь потребителя. Например, если он приобретет большее количество некоего товара, ему придется ограничить закупки других продуктов. Если индивид предпочитает труду отдых, ему придется смириться с неотвратимым снижением доходов и ограничением других потребностей. Так что же толкает потребителя сделать свой выбор в ту или иную сторону?

Поведение потребителя - это процесс формирования рыночного спроса покупателей, осуществляющих выбор благ с учетом существующих цен.

Наш выбор товаров и услуг для потребления, то есть выбор потребителя, зависит, прежде всего, от наших потребностей и вкусов, привычек, традиций, то есть от наших предпочтений.

Предпочтения потребителя - это признание преимуществ каких-то благ перед другими благами, то есть признание одних благ лучшими по сравнению с другими.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что проблемы, затронутые в данной теме, имеют огромное практическое значение как для каждого отдельного человека или групп людей, в виде потребителей или производителей, так и для всего мирового сообщества в целом, как единой экономической системы.
Предметом исследования работы является потребительский выбор.
Объектом исследования является теория потребительского выбора.
Целью работы является исследование сущности и основных особенностей теории потребительского выбора в рамках экономической науки.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить базовые экономические понятия теории потребительского выбора;
2)изучить потребительский выбор в трактовке экономической теории;
3)применить правила изученных теорий на практике при помощи решения задач;
4)дать характеристику основных черт современного потребительского рынка;
5)изучить теорию потребительского выбора в современных условиях.

 

В моей работе будут рассматриваться такие темы, как:

Глава 1: В ней мы достаточно подробно рассмотрим блага и их классификации. Рассмотрим то на чем, в первую очередь, основывается выбор потребителя в той или иной ситуации. Также рассмотрим на примере, как доходы потребителя ограничивают его расходы на покупку товара.

Глава 2: Здесь мы углубимся уже в ординалистский подход теории потребительского выбора. Приведем пример потребительского выбора в той или иной ситуации, составим таблицу совокупной и предельной полезности некоторого товара.

Глава 3: В этом разделе мы рассмотрим особенности потребительского поведения населения России. Покажем положение автомобильного рынка на сегодняшний момент. Рассмотрим покупку автомобилей в кредит и за наличные. Также мы сделаем вывод, каким автомобилям покупатель отдает наибольшее предпочтение.

 

 

Глава I: Блага и потребительский выбор

Блага и их классификация

Для прямого или косвенного удовлетворения потребностей человеку необходимы жизненные блага. Некоторые из них, так называемые неэкономические, существуют в природе «свободно» в достаточном количестве. Примером тому может служить воздух, имеющийся в изобилии, но без которого немыслима жизнь. Благо – это средство для удовлетворения потребностей. А.Маршалл определяет благо как «желаемую вещь, удовлетворяющую человеческую потребность». Ж.-Б.Сэй определяет блага «как средства, которые мы имеем для удовлетворения наших потребностей». Свойство какого-либо предмета, которое позволяет удовлетворять определенную потребность человека, еще не делает его благом.

Благо в теории потребления – любой объект потребления, приносящий определенное (устойчивое, предсказуемое) удовлетворение потребителю, т.е. повышающий уровень его благосостояния. Чаще всего блага потребляются не по отдельности, а в определенных наборах. Набор благ – совокупность определенных количеств каких-либо видов благ, совместно потребляемых в данный период времени.

Классификация благ, так же, как и потребностей, отличается большим разнообразием.
Блага можно подразделить на следующие разделы:
1. Долговременные блага – обладающие способностью возобновляться
2. Недолговременные блага – полностью потребляемые блага
3. Взаимозаменяемые
4. Взаимодополняемые (комплиментарные)
5. Настоящие – находящиеся в непосредственном распоряжении экономического субъекта.
6. Будущие
7. Прямые – непосредственно удовлетворяющие некоторую потребность.
8. Косвенные или производительные – удовлетворяющие какую либо потребность как средство (строения, производственные сооружения, оборудование и т.д.)

Основные виды классификации экономических благ (товаров):

1. В зависимости от доставляемой потребителям полезности все товары подразделяются на предметы первой необходимости (пища, жилье, одежда) и предметы роскоши. Под предметами первой жизненной необходимости понимаются средства удовлетворения самых насущных человеческих потребностей «биологического» характера – пища, одежда, жилье. Они не могут быть заменены никакими иными благами. Товары и услуги массового потребления, не будучи столь необходимыми, как одежда, пища и жилье, составляют ставший привычным для многих людей потребительский набор. К ним можно отнести, например, телевизоры, холодильники, магнитофоны, другую бытовую технику. Под предметами роскоши понимаются блага и услуги, доступные лишь наиболее состоятельным категориям потребителей. Обладание ими зачастую является средством демонстрации окружающим высокого уровня доходов и социального статуса (яхты, личные самолеты, драгоценности и т.д.). То, что еще недавно являлось предметом роскоши для одного человека, может оказаться предметом первой необходимости для другого.

2. По степени присущей им долговечности товары можно разделить на следующие группы пользования:

– длительного (холодильники, радио-, телеаппаратура);

– кратковременного (материальные изделия, полностью потребляемые за один или несколько циклов использования, - мыло, соль).

3. Блага могут быть также взаимозаменяемые (субституты, товары-заменители) и взаимодополняемые (так называемые комплиментарные блага, товары сопряженного спроса). Первые из них могут замещать друг друга в удовлетворении одной и той же потребности. Например, нефть и уголь как топливо, кирпич и дерево как стройматериалы и т.п. Комплиментарные блага – это такие блага, которые могут удовлетворять ту или иную потребность в том случае, если используются совместно. Например, магнитофон и кассеты к нему, автомобиль и бензин и т.п. Отношения взаимозаменяемости или взаимодополняемости обусловливают ряд интересных закономерностей, о которых речь пойдет ниже. Все товары и услуги подпадают одновременно под различные классифицирующие категории. Так, например, чай можно отнести к предметам первой необходимости, он является прямым благом, товаром-субститутом (по отношению к кофе) и комплементарным благом (по отношению к лимону).

4. Блага, подразделяемые на прямые (товары широкого потребления) и косвенные (товары производственного назначения). Первые непосредственно удовлетворяют некоторую потребность человека, их не нужно преобразовывать, это пища, одежда, бытовые предметы. Вторые удовлетворяют потребность как средства производства. К ним относятся строения, производственное оборудование, машины, сырье, источники энергии.

Бюджетные ограничения

Многие люди с удовольствием увеличили бы потребление высококачественных товаров и услуг. Разве кто-нибудь будет возражать против продолжительного отпуска, покупки автомобиля последней модели или посещения престижного ресторана? Однако мы вынуждены потреблять меньше чем хотелось бы, поскольку наши расходы ограничены доходами. Рассмотрим, на примере, как доходы потребителя ограничивают его расходы на покупку. Предположим, что покупатель все время приобретает печенье и чай, и в месяц он может потратить на покупку этих продуктов 1200 руб. Цена одной пачки чая 150 руб., цена 100 грамм печенья 100 руб. В таблице приведены различные комбинации количества продуктов, которые потребитель может приобрести за 1200 руб.

  Количество чая Количество печенья
     
     
     
     
     

Функционально эта зависимость выглядит так I = Px*X + Py*Y, где I – доход (1200 руб.); Px, Py – цена товаров (чай – 150руб., печенье – 100руб.); X,Y – количество товаров.

График данной функции представляет собой линию:

Потребителю доступна любая точка на данной линии. Эта линия, называемая линией бюджетного ограничения, показывает предположительный состав набора товаров, который может позволить себе потребитель. В нашем случае она отражает его выбор между печеньем и чаем. Наклон бюджетной линии отражает пропорцию возможной замены потребителем одного товара другим.

Расположение бюджетной линии зависит от величины денежного дохода. Так, например, при доходе не в 1200 руб., а в 3000руб. бюджетная линия существенно сдвинется вправо относительно оси координат при прочих равных условиях и наоборот. Наклон же бюджетной линии меняется при изменении цен на товары в разных пропорциях. Так, если печенье подорожает, а чай нет, то бюджетная линия станет более пологой.

Однако выбор покупателя зависит не только от бюджетного ограничения, но и от его предпочтений по отношению к различным товарам, а как мы уже отмечали, предпочтения основываются на полезности товаров. Чтобы ответить на вопрос о том, какая комбинация из доступных потребителю благ окажется для него наиболее предпочтительной, другими словами, какая из них принесет наибольшую полезность, необходимо совместить бюджетную линию потребителя и карту кривых безразличия. Наибольшую полезность принесет потребителю та комбинация благ А и В, которая соответствует точке касания бюджетной линии с наивысшей из доступных потребителю кривых безразличия. В точке касания наклон наивысшей из доступных потребителю кривых безразличия совпадает с наклоном бюджетной линии. Наклон кривой безразличия отражает предельную норму субституции печенья и чая, а наклон бюджетной линии определяется соотношением цен на них. Положение равновесия потребителя изменяется с изменением
цен на блага и дохода потребителя.

В том случае, когда цены на блага неизменны, а доход потребителя вырос, бюджетная линия смещается вправо и вверх. Точка касания, соответствующая оптимальной комбинации благ, перемещается на кривую безразличия, имеющую большую полезность. При уменьшении дохода оптимальному набору благ будет соответствовать точка касания бюджетной линии с кривой безразличия, которая выражает меньшую полезность.

Рассмотрим, как изменяется положение равновесия потребителя
с изменением цены. Допустим, что снижается цена на печенье при неизменном доходе и цене на чай. Снижение цены на печенье означает, что потребитель, при данной величине дохода и не изменившемся потреблении чая, сможет больше купить печенья. Нижний конец бюджетной линии потребителя при каждом новом снижении цены на печенье будет перемещаться вправо по оси абсцисс.

Рассмотрим, как на выбор потребителя влияет изменение его
дохода. При росте дохода потребителя будет иметь место параллельный сдвиг бюджетной линии вправо и вверх. Если бюджетная линия сдвинется дальше от начала координат, потребителю будет доступен более высокий уровень полезности. Уменьшение дохода сместит бюджетную линию потребителя ближе к началу координат. При любом уровне дохода потребитель будет выбирать самый полезный набор благ, поэтому каждой бюджетной линии соответствует своя оптимальная точка. Если мы соединим точки оптимального выбора при различных уровнях дохода, то получим кривую "доход—потребление".

На основании кривой "доход—потребление" можно построить
график "доход—расходы" для двух благ. Кривые "доход—расходы" называют кривыми Э. Эйнгеля(1821—1896), в честь немецкого статистика XIX в., который задолго до теоретических исследований потребления на основе статистических данных установил зависимость характера потребления от дохода. Исследование семейных бюджетов потребителей ряда стран в разные периоды времени позволило Эйнгелю сделать вывод о том, что чем меньше доход, тем большая его часть тратится на питание. Это теоретическое положение вошло в историю экономической науки как закон Эйнгеля. Он используется в настоящее время в международной статистике для характеристики уровня благосостояния семьи.

 

 

 

 

Заключение.

Написав курсовую работу, я пришел к следующим основным итогам и выводам: зарождение учений о потребительском поведении носят не стихийный, а поступательный характер. Зарождение теории потребительского поведения связано с двумя теориями: ординалистской и кардиналистской. Они рассматривают потребительский выбор с точки зрения полезности блага.

Поведение потребителя зависит от уровня цен и доходов. Данная теория связана с понятиями общей полезности (то есть суммарной пользы от определенного количества блага) и предельной полезности (степени удовлетворения потребности при возрастании количества блага). Для анализа полезности использовались количественная и порядковая теории.

Графически система предпочтений потребителя изображается с помощью кривых безразличия. Это геометрическое место точек, каждая из которых представляет собой такой набор из двух товаров, что потребителю безразлично, какой из этих наборов выбрать. При выборе одного из двух товаров возникает понятие предельной нормы замещения. Предельной нормой замещения благом Х блага Y называют количество блага Y, которое должно быть сокращено при увеличении блага Х на одну единицу так, чтобы уровень удовлетворения потребителя остался неизменным. Выбор индивида формируется не только под влиянием предпочтений, он ограничен бюджетом. Логично, что для каждого потребителя общий расход должен быть не больше дохода. Графически это изображается с помощью бюджетной линии - геометрического места точек, представляющих доступные потребителю при данном бюджете комбинации двух благ. Изменение цены какого-либо товара влияет на объем спроса через эффект замены и эффект дохода. Эффект замены возникает при изменении цен и ведет к росту потребления подешевевшего товара. Эффект дохода возникает вследствие того, что изменение цены данного товара увеличивает (при снижении цены) или уменьшает (при повышении цены) реальный доход или покупательную способность потребителя.

Я провел анализ рынков за последние 10 лет, а именно рынок пищевой продукции и авторынок, некоторые моменты сравнил с советским периодом. Несмотря на такой длительный период в развития страны, многое осталось почти на таком же уровне развития. Да, изменились вкусы и прихоти людей, успешно развиваются технологии, но государство по-прежнему не в силах уладить некоторые моменты. Более того, наша экономика, по которой мы сейчас живем, рассчитана на короткий период и экономисты предупреждают о неминуемом крахе нашей экономики. Причем наше правительство закрывает на это глаза. Все дорожает, зарплаты не соответствуют прожиточному уровню, деньги обесцениваются, стало гораздо меньше продукции, о которой мы можем уверенно сказать - «Да, это товар высшей категории». По сравнению с советским дефицитом, у нас явное залеживание товара. Появилось много заменителей товара, которые с удовольствием берут по более низкой цене.

Наш авторынок сильно страдает, как россияне не хотели поддерживать свой автопром, так и не хотят. Да, конечно усиленная маркетинговая политика помогла и «проект утилизации» (обмен старого автомобиля на новый) особенно; (причем, государство дает за утилизованный авто лишь 25 % от его стоимости). Но россияне по-прежнему считают российское авто - это лишь временный (а чаще всего и первый) выбор, через какое-то время они все равно пересядут за руль какой-нибудь немецкой иномарки.

Подводя итоги моей курсовой работы могу сказать, что российской экономике еще много времени потребуется, чтобы догнать развитые страны. Наша экономика остановилась, и это видно по местам, которым занимает России в различных статистиках, многие странны с плохо развитой экономикой опережают нас. Об этом надо серьезно задуматься.

 

Использованная литература:

1. Стрелец И.А. Влияние новых технологий на экономическое поведение потребителей и фирм / Стрелец Ирина Александровна // США - Канада: экономика, политика, культура. - 2008. - № 8. - С. 63 - 72.

2. Носова С.С. Экономическая теория. Учебник. - М.: ВЛАДОС, 1999. - Гл. 10, с. 78-87.

3. Елисеев А.С. Современная Экономика. -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004

4. Мэнкью Н.Г. Принципы микроэкономики: Учебник для вузов / Мэнкью Н.Грегори; Пер.с англ. В.Кузин; Науч.ред. К.Голубев. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2012. - 592с

5. Экономическая теория. Учебник. / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: Проспект, 1999. - Гл. 6, с. 79-90.

6. Курс экономической теории: Учебник / Чепурин М.Н., Ивашковский С.Н., Киселева Е.А. и др.; Московский государственный МГИМО МИД России; Под общ.ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой; Рец. А.А.Пороховский. - 5-е изд.,доп.и перераб. - Киров: АСА, 2002. - 832с.

7. Крат. стат. сб. Россия в цифрах 2007. –М., 2007

8. Маевский В. О рациональном поведении реального потребителя / Маевский В., Чернавский Д. // Вопросы экономики. - 2007. - № 3. - С. 71 - 85.

9. www. Rokfeller.ru //официальный сайт Курса валюты и денежных операций//27.10.10

10. www. Еconomy.ru // официальный сайт Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации//01.11.10

11. www. Еconomy.gov.ru //официальный сайт Министерста экономического развития Российской Федерации//01.11.10

12. www. FinNews.ru //официальный сайт Министерства финансов//21.10.10

13. http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/vestniksf_index14.htm

14. http://lib.uni-dubna.ru/biblweb/search/xsearch.asp?db=0&digital=0&rsearch=yes

15. http://www.tns-global.ru/rus/index.wbp

16. Михалков Н. Анализ цен на рынке//г. Ведомости, 2009, с.5-7

Что можно купить на одну зарплату?
Наименование 1990 год 2009 год Доступность товара изменилась на
Цена, руб. (за кг/л) Можно было купить на среднюю зарплату (кг/л) Цена, руб. (за кг/л) Можно было купить на среднюю зарплату (кг/л)
Водка 18,2 16,6 213,64 87,8 +427,7%
Коньяк 34,5 8,8 803,14 23,4 +166,3%
Лук репчатый 0,7 432,9 17,86 1051,8 +143%
Шампанское 6,6 45,9 173,29 108,4 +136,1%
Яйца (10 штук) 1,3 233,1 34,16 549,9 +135,9%
Мясо птицы 3,3 91,8 103,01 182,4 +98,6%
Яблоки 1,6 189,4 53,51 351,1 +85,4%
Масло растительное 1,7 178,2 58,06 323,5 +81,5%
Картофель 0,4 757,5 14,03 1338,9 +76,8%
Сахар 0,9 336,7 33,02 568,9 +69%
Мука 0,5   19,49 963,8 +59%
Чай 8,6 35,2 339,81 55,3 +56,9%
Капуста свежая 0,3   13,27 1415,6 +40,2%
Консервы рыбные     48,15 390,1 +28,8%
Рис шлифованный 0,9 336,7 44,09 426,1 +26,6%
Масло сливочное 3,5 86,6 191,68   +13,2%
Пиво 0,7 432,9 47,14 398,5 -7,9%
Сыр 2,8 108,2 213,11 88,1 -18,5%
Говядина 2,3 131,7 185,6 101,2 -23,2%
Свинина 2,3 131,7 193,66   -26,4%
Молоко 0,3   25,71 730,6 -27,7%
Макароны 0,5   46,11 407,4 -32,8%
Хлеб и хлебобулочные изделия 0,4 757,5 39,65 473,8 -37,5%
Рыба соленая 1,6 189,4 203,35 92,4 -51,2%
Ряба мороженая 0,5   78,66 238,8 -60,6%
Средняя заработная плата россиян: 1990 год – 303руб., 2009 год – 18785 руб. Средняя цена на товары по стране

Приложение 1:Сравнивание цен 1990 и 2009 на продуктовом рынке. [10]

Кафедра

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Экономическая теория»

На тему: «Теория потребительского выбора: Ординалистский подход»

Оглавление

Введение: 3

Глава I: Блага и потребительский выбор. 5

1.1.Блага и их классификация. 5

1.2. Общие принципы и предпосылки теории потребительского выбора. 7

1.3 Бюджетные ограничения. 10

ГлаваII.Теория и практика потребительского выбора. 14

2.1 Ординалистская теория потребительского выбора. 14

2.2 Полезность. Теория предельной полезности потребительского выбора. 20

2.3. Потребительский выбор. Правило максимизации полезности. 22

Глава III: Особенности потребительского поведения населения России. 28

3.1. Сравнивание цен 1990 и 2009 на продуктовом рынке. 28

3.2. Ключевые показатели автомобильного рынка в России. 29

3.3. Текущее положение автомобильного рынка в РФ.. 30

Заключение. 32

Использованная литература: 34

Приложение. 35

 

 

Введение:

Рынок - это экономическая система, ориентированная на потребителя. Этим объясняется постоянный интерес экономической науки к тому, как ведет себя обычный потребитель, какими мотивами он руководствуется, делая выбор в море товаров, существуют ли закономерности, управляющие его поведением на рынке. На все эти вопросы дает ответ теория потребительского выбора. Теория потребительского выбора исследует компромиссы, без которых невозможно представить жизнь потребителя. Например, если он приобретет большее количество некоего товара, ему придется ограничить закупки других продуктов. Если индивид предпочитает труду отдых, ему придется смириться с неотвратимым снижением доходов и ограничением других потребностей. Так что же толкает потребителя сделать свой выбор в ту или иную сторону?

Поведение потребителя - это процесс формирования рыночного спроса покупателей, осуществляющих выбор благ с учетом существующих цен.

Наш выбор товаров и услуг для потребления, то есть выбор потребителя, зависит, прежде всего, от наших потребностей и вкусов, привычек, традиций, то есть от наших предпочтений.

Предпочтения потребителя - это признание преимуществ каких-то благ перед другими благами, то есть признание одних благ лучшими по сравнению с другими.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что проблемы, затронутые в данной теме, имеют огромное практическое значение как для каждого отдельного человека или групп людей, в виде потребителей или производителей, так и для всего мирового сообщества в целом, как единой экономической системы.
Предметом исследования работы является потребительский выбор.
Объектом исследования является теория потребительского выбора.
Целью работы является исследование сущности и основных особенностей теории потребительского выбора в рамках экономической науки.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить базовые экономические понятия теории потребительского выбора;
2)изучить потребительский выбор в трактовке экономической теории;
3)применить правила изученных теорий на практике при помощи решения задач;
4)дать характеристику основных черт современного потребительского рынка;
5)изучить теорию потребительского выбора в современных условиях.

 

В моей работе будут рассматриваться такие темы, как:

Глава 1: В ней мы достаточно подробно рассмотрим блага и их классификации. Рассмотрим то на чем, в первую очередь, основывается выбор потребителя в той или иной ситуации. Также рассмотрим на примере, как доходы потребителя ограничивают его расходы на покупку товара.

Глава 2: Здесь мы углубимся уже в ординалистский подход теории потребительского выбора. Приведем пример потребительского выбора в той или иной ситуации, составим таблицу совокупной и предельной полезности некоторого товара.

Глава 3: В этом разделе мы рассмотрим особенности потребительского поведения населения России. Покажем положение автомобильного рынка на сегодняшний момент. Рассмотрим покупку автомобилей в кредит и за наличные. Также мы сделаем вывод, каким автомобилям покупатель отдает наибольшее предпочтение.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 552; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.073 с.)