Тема 2. Поведение потребителя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Поведение потребителя



Содержание

    Стр.
1. Цель и задачи освоения дисциплины. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю)  
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы  
3. Объем дисциплины (модуля)  
4. Содержание и структура дисциплины (модуля)  
5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)  
6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)  
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины  
8. Ресурсы сети «Интернет», необходимые для освоения дисциплины  
9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины  
10. Информационные технологии, используемые при осуществлении образовательного процесса по дисциплине  
11. Материально-техническая база, необходимая для осуществления образовательного процесса по дисциплине  

1. Цель и задачи освоения дисциплины. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю)

Цель изучения дисциплины «Микроэкономика (продвинутый уровень)» - расширить и углубить знания студентов в области микроэкономического анализа и научить их использовать полученные знания в профессиональной деятельности.

«Микроэкономика» является обязательной дисциплиной вариативной части по направлению 38.04.01 «Экономика», профиля магистратуры «Экономика фирмы», «Региональная экономика».

Дисциплина формирует следующие компетенции экономиста:

­ способность принимать организационно-управленческие решения (ОПК-3);

­ способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований (ПК-1);

­ способность разрабатывать стратегии поведения экономических агентов на различных рынках (ПК-7);

­ способность готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне (ПК-8);

­ способность анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов (ПК-9);

­ способность составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом (ПК-10).

Соответствие этапов освоения компетенции планируемым результатам обучения

Результаты обучения Формируемая компетенция (с указанием кода) Примечание
Знания   1.Знать: закономерности функционирования современной экономики на микроуровне ПК-1-способностью обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований  
2.Знать: какие данные необходимы для расчета экономических показателей, характеризующих деятельность предприятия. ПК-8-способностью готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне  
3.Знать: основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микроуровне ПК-9-способностью анализировать и использоватьразличные источники информации для проведения экономических расчетов  
Умения 1.Уметь: анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микроуровне ПК-8-способностью готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне ПК-7-способность разрабатывать стратегии поведения экономических агентов на различных рынках  
2.Уметь: собирать и исследовать данные для расчета экономических показателей, характеризующих деятельность предприятия ПК-9-способностью анализировать и использоватьразличные источники информации для проведения экономических расчетов  
3.Уметь: прогнозировать на основе стандартных теоретических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений на микроуровне ПК-10-способностью составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом  
Владения (навыки / опыт деятельности) 1.Владеть: навыками микроэкономического моделирования с применением современных инструментов ПК-8-способностью готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне  
2.Владеть: современными методиками расчета и анализа мткроэкономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на макроуровне ПК-10-способностью составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом  
3.Владеть: навыками анализа и интерпретации информации, содержащейся в различных отечественных и зарубежных источниках ПК-1-способностью обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований .

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

 

Б1.Б.1 Базовая часть, обязательная дисциплина

Для успешного освоения курса «Микроэкономика» (продвинутый уровень) необходимы компетенции, сформированные в результате освоения на уровне бакалавриата таких дисциплин учебного плана, как «Микроэкономика», «Макроэкономика», «История экономики», «Институциональная экономика», «История экономических учений». Дисциплина «Микроэкономика» (продвинутый уровень) является предшествующей и дает методологическую основу для изучения прикладных экономических дисциплин.

3. Объем дисциплины (модуля)

Объем дисциплины «Микроэкономика (продвинутый уровень)» составляет 5 зачетных единиц трудоемкости, 180 часов. Итоговая форма контроля – экзамен.

При очной форме обучения дисциплина преподается в 1 семестре. В этом случае контактная работа составляет 42 часа, в том числе: лекций –14 часов, практических занятий – 26 часов, КСР – 2 часа; самостоятельная работа студентов – 102 часа.

При заочной форме обучения дисциплина преподается в 1 семестре. В этом случае контактная работа составляет 56 часов, в том числе: лекций –4 часов, практических занятий – 20 часов, КСР – 32 часа; самостоятельная работа студентов – 180 часа.

 

 

4. Содержание и структура дисциплины (модуля)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

(заочная форма обучения)

Дисциплины «Микроэкономика (продвинутый уровень)» на 1 семестр

 

 

Рабочую программу осуществляют: Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) -5 Учебных часов: всего 180 ч. лекций – 4 ч.
Лекции: семинарских – 20 ч.
доц., к.э.н. Байкова Э.Р. практических
  лабораторных
  консультаций -2
Практические занятия: экзамен –1 семестр
   
доц., к.э.н. Байкова Э.Р. самостоятельная работа студентов –180 ч.
  КСР–32 ч.
   
   
№ п/п Тема и содержание Форма изучения материалов   Кол-во часов конт. работы   Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам (номера из списка) Задания по самостоятельной работе студентов с указанием литературы, номеров задач Кол-во часов самостоятельной работы Форма контроля самостоятельной работы студентов
Лек. Пр.
1. Тема 1. ВЫБОР ПОТРЕБИТЕЛЯ 1.1. Предпочтения потребителя, функция полезности и бюджетное ограничение. 1.2. Выбор потребителя. 1.3 Выявленные предпочтения.   Лекция, Семинар, СРС     1-3, 5 Вопросы для самоконтроля к теме 1     Проверка ответов на вопросы самоконтроля Устный опрос Разбор одной-двух научных оригинальных статей, ключевых для данной темы семинара  
2. Тема 2. ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ 2.1. Кривые Энгеля. Спрос. 2.2. Изменение цен и поведение потребителя. Уравнение Слуцкого. 2.3. Благосостояние потребителя и его изменение. 2.4. Выбор потребителя при первоначальном запасе благ.     Лекция, Семинар, СРС     1-3, 6 Вопросы для самоконтроля к теме 2   Проверка ответов на вопросы самоконтроля Решение и разбор задач, выполнение тестов Обсуждение практических ситуаций с подготовкой выступлений Доклады студентов (Эссе)
  Тема 3. ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА 3.1.Производство и технологии 3.2.Издержки производства 3.3. Поведение конкурентной фирмы 3.4. Предложение конкурентной отрасли   Лекция, Семинар, СРС     1-3, 5,7 Вопросы и задания для самоконтроля к теме 3   Проверка ответов на вопросы самоконтроля Решение и разбор задач, выполнение тестов Обсуждение практических ситуаций с подготовкой выступлений Доклады студентов (Эссе)
4. Тема 4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И БЛАГОСОСТОЯНИЕ 4. 1. Экономика обмена. 4.2. Общее равновесие и эффективность.   Лекция, Семинар, СРС     1-3, 5, 8 Вопросы и задания для самоконтроля к теме 4   Выполнение письменной работы
5. Тема 5. РЫНОЧНАЯ ВЛАСТЬ 5.1. Рыночная власть и монополия 5.2. Олигополия. 5.3. Теория игр и стратегическое поведение.   Лекция, Семинар, СРС     1-3, 8, 9 Вопросы для самоконтроля к теме5   Проверка ответов на вопросы самоконтроля Устный опрос    
6. Тема 6. НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ И РИСК 6.1. Теория ожидаемой полезности. 6.2. Неопределенность и риск.   Семинар, СРС     1-3, 8,10 Вопросы для самоконтроля к теме 6   Проверка ответов на вопросы самоконтроля Устный опрос    
7. Тема 7. НЕДОСТАТКИ РЫНКА 7.1. Асимметричная информация. 7.2. Внешние эффекты. 7.3 Общественные блага.   Лекция, Семинар, СРС     1-3, 6,7,10 Вопросы для самоконтроля к теме 7   Проверка ответов на вопросы самоконтроля Устный опрос Разбор одной-двух научных оригинальных статей, ключевых для данной темы семинара Выполнение письменной работы  
Итого              
                       

5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Текущая самостоятельная работа магистрантанацелена на углубление и закрепление знаний по дисциплине. Самостоятельная работа магистрантов реализуется в разных видах. Она включает подготовку к семинарским (практическим) занятиям. Для этого магистрант изучает лекции преподавателя, нормативную, основную, дополнительную литературу, журнальные и газетные публикации, Интернет-ресурсы. Самостоятельная работа предусматривает также решение во внеучебное время практических заданий. Обязательным является подготовка студентом в течение семестра реферата.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

Подготовка к обсуждению оригинальных статей:

1.Есина О.Н., Терещенко Н.Н., Трусова С.В. Современные подходы к классификации затрат предприятий//Микроэкономика. – 2016. - № 1. – С.43-48.

2.Кузовкин А.И. Оценка влияния цены на нефть на мировую экономику с использованием зарубежных моделей общего равновесия//Микроэкономика. – 2016. - № 1. – С.60-64.

3. Агаларов З.С. Сравнительный анализ подходов к оптимальному планированию работы группы предприятий в условиях плановой и рыночной экономики// //Микроэкономика. – 2016. - № 3.

 

Выполнить задания

Тема 1. ВЫБОР ПОТРЕБИТЕЛЯ

1.1 Предположим, условно, что существует всего два города, в каж- дом из которых продается по три товара. Какова размерность про- странства благ исходя из определения блага по Дебре?

1.2Пусть X — множество всех ныне живущих людей на планете Земля. Проверьте выполнение свойств

◆ полноты,

◆ рефлексивности,

◆ симметричности,

◆ транзитивности,

◆ отрицательной транзитивности для следующих бинарных отношений, заданных на X: (A) «является потомком»; (B) «является внуком»; (C) «является родителем такого же числа детей, что и...»; (D) «состоит в браке с...» (допуская полигамию); (E) «состоит в браке с...» (предполагая моногамные отношения); (F) «состоит в родстве с...»; (G) «хотя бы раз в жизни думал о...»

1.3Пусть X — множество населенных пунктов на планете Земля. Определите, какими свойствами обладают следующие отношения: (A) «расположен восточнее» (в случае, если Земля круглая); (B) «расположен восточнее» (в случае, если Земля плоская и сто- ит на черепахах); (C) «имеет ту же численность, что и...»; (D) «имеет то же число безработных, что и...».

1.4 Приведите пример бинарного отношения, не удовлетворяющего ни свойству симметричности, ни свойству асимметричности.

1.5 Покажите, что каждое асимметричное бинарное отношение является иррефлексивным.

1.6 Приведите пример симметричного, но не рефлексивного бинарного отношения.

1.7 Объясните, почему каждое полное бинарное отношение является рефлексивным.

Тема 3. ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА

3.1Пусть технологическое множество фирмы задается условием y1 6 ln(1 − y2), где y2 < 1. Какими свойствами оно обладает?

3.2 (A) Приведите пример технологического множества, обладающего свойством невозрастающей отдачи от масштаба, но не обладающего свойством допустимости бездеятельности. (B) Приведите пример технологического множества, обладающего свойством допустимости бездеятельности, но не обладающего свойством невозрастающей отдачи от масштаба.

3.3 Технологии (−5; 4), (−4; 0) и (−2; 2) принадлежат некоторому технологическому множеству Y. Можно ли гарантировать, что технология (−3; 2) принадлежит Y, если известно, что Y выпукло? Изобразите графически множество технологий, про которые можно утверждать, что они принадлежат Y.

3.4Технологии (−5; 4), (−4; 0) и (−2; 2) принадлежат некоторому технологическому множеству Y. Можно ли гарантировать, что технология (−2; 1) принадлежит Y, если известно, что Y выпукло и характеризуется убывающей отдачей? Изобразите графически множество технологий, про которые можно утверждать, что они принадлежат Y.

3.5 Пусть однопродуктовая технология может быть представлена производственной функцией. Покажите, что производственное мно- жество удовлетворяет свойству постоянной отдачи от масштаба тогда и только тогда, когда соответствующая производственная функция однородна первой степени.

Тема 5. РЫНОЧНАЯ ВЛАСТЬ

5.1 Пусть функция издержек определена на всем множестве возможных выпусков Y o j и производственное множество Yj характеризуются свободой расходования (l+1)-го блага. Покажите, что производственное множество Yj однозначно описывается функцией издержек, т. е. что (y, −r) ∈ Yj выполнено тогда и только тогда, когда y ∈ Y o j и r > cj (y).

5.2 Пусть предпочтения потребителей представляются квазилинейными сепарабельными функциями полезности. Тогда без потери общности можно считать, что в экономике два блага (l + 1 = 2). Пусть xi(p) — спрос на первое благо i-го потребителя при ценах p, D(p) = Pxi(p) — суммарный спрос потребителей на первое благо, а p(x) = D−1 (x) — обратная функция спроса. Предположим, что функция p(x) является непрерывной и убывающей при x > 0. До- кажите, что если v(x) = Z x 0 p(q)dq, то v(x) + z является функцией полезности репрезентативного потребителя.

5.3.Пусть в экономике имеется два блага и цена второго блага равна 1. Функция спроса потребителя на первое благо является линейной убывающей функцией цены этого блага и не зависит от дохода. Покажите, что предпочтения потребителя можно представить квазилинейной функцией полезности. Найдите эту функцию полезности.

Докажите, что у рискофобов безрисковый эквивалент ниже ожидаемого дохода от любой рискованной денежной лотереи, у рискофилов он выше ожидаемого дохода, а у нейтральных по отношению к риску потребителей совпадает c ожидаемым доходом.

6.2Индивидуум имеет функцию полезности типа Неймана—Моргенштерна. Элементарная функция полезности строго возрастает и зависит только от одного аргумента (денег). Лотерея $3 и $5 с вероятностями 1/2 и 1/2 и лотерея $3 и $9 с вероятностями 2/3 6.4. Предпочтения потребителя в условиях риска 405 и 1/3 для него эквивалентны. Может ли быть верным, что этот индивидуум

◆ рискофоб,

◆ нейтрален к риску,

◆ рискофил?

6.3 Пусть имеется одно благо (деньги), элементарная функция полезности потребителя имеет вид u(x) = √ x, а начальный запас (гарантированная сумма) денег равен $9. Существует лотерейный билет, который может выиграть $0 с вероятностью 0,5 (если выпадет «орел») и $7 с вероятностью 0,5 (если выпадет «решка»). Рассмотрите три альтернативные ситуации. (A) За какую сумму x потребитель купил бы такой билет? (B) За какую сумму y потребитель согласился бы сам эмитировать (продать) такой лотерейный билет (можно считать, что его гарантированный запас состоит из девяти билетов по $1, выигрывающих в состоянии мира «орел», и девяти билетов по $1, выигрывающих в состоянии мира «решка»)? (C) Если потребителю подарят такой билет, за какую сумму z он бы его продал?

Тема 7. НЕДОСТАТКИ РЫНКА

7.1 В экономике обмена с единственным физическим благом и двумя состояниями мира M и N, имеющими равные вероятности, есть два потребителя с элементарными функциями полезности u1(x1) = = x1 и u2(x2) = √3 x2 и начальными запасами (4; 1) и (1; 3) соответственно. (A) Найдите равновесие Эрроу—Дебре. (B) Найдите равновесие Раднера, если в экономике имеется только два актива Эрроу. (C) Найдите равновесие Раднера, если в экономике имеется два актива: один имеет доходность 2 в состоянии мира M и 3 в состоянии мира N, а другой — (−1) в состоянии мира M и 3 в состоянии мира N.

7.2Рассмотрим экономику с двумя потребителями (i = 1, 2), двумя состояниями мира (Rain, Sun) и двумя физическими благами (apples, bananas) запасы которых в состоянии мира R у первого потребителя — ω1R = (0; 0), у второго потребителя — ω2R = (3; 6), а в состоянии мира S у первого потребителя — ω1S = (5; 1), у второго потребителя — ω2S = (1; 2). Предположим, что предпочтения потребителей описываются функциями полезности Неймана—Моргенштерна с элементарными функциями полезности u1 = −1/x1a − 1/x1b, u2 = x2a + 4x2b. Предположим, что вероятность состояния мира R равна 1/3, а вероятность состояния мира S — 2/3. (A) Покажите формально, что состояние x1R = (2; 1), x1S = (2; 1), x2R = (1; 5), x2S = (4; 2), pa = (1; 2), pb = (4; 8) является равновесием Эрроу—Дебре. (B) Как на основе равновесия Эрроу—Дебре сконструировать равновесие Раднера, для случая, когда в экономике имеется два актива Эрроу, выраженных в первом благе?

7.3 Рассмотрите модель Раднера с двумя состояниями мира (R и S), двумя благами (a и b) и системой активов, состоящей из всех возможных активов Эрроу. Пусть цены активов равны (qaR, qaS, qbR, qbS) = (1; 2; 3; 4), а цены благ равны (2; 6) в состоянии R и (1; 3) в состоянии S. Возможен ли при таких ценах арбитраж? Если возможен, то предложите план арбитража. Если невозможен, то объясните почему.

7.4 Рассмотрите модель Раднера с двумя состояниями мира (R и S), двумя благами (A и B) и системой активов, состоящей из двух активов, выраженных в благе A. Один актив дает 1 в состоянии R и 1 в состоянии S, а другой — 0 в состоянии R и 1 в состоянии S. Пусть цены этих активов равны 4 и 1 соответственно. Найдите соответствующие «цены активов Эрроу» πR и πS. Что можно сказать по этим ценам о возможности арбитража?

Примерные темы рефератов

1. Жерар Дебре, вклад в экономическую науку. Нобелевская премия «За вклад в наше понимание теории общего равновесия и условий, при которых общее равновесие существует в некоторой абстрактной экономике». (1983 г.)

2. Морис Алле. Нобелевская премия ««За его новаторский вклад в теорию рынков и эффективного использования ресурсов». (1988 г.)

3. Трюгве Ховельмо. Нобелевская премия «За его разъяснения в основах теории вероятностей и анализ одновременных экономических структур». (1989 г.)

4. Джон Харсаньи, Джон Нэш, Райнхард Зелтен. Нобелевская премия «За анализ равновесия в теории некоалиционных игр» (1994 г.)

5. Джеймс Миррлис, Уильямс Викри. Нобелевская премия «За фундаментальный вклад в экономическую теорию стимулов и асимметричной информации». (1996г.)

6. Джордж Акерлоф, Майкл Спенс, Джозеф Стиглиц. Нобелевская премия «За их анализ рынков с асимметричной информацией».(2001 г.)

7. Роберт Ауман, Томас Шеллинг. Нобелевская премия «За углубление нашего понимания сути конфликта и сотрудничества путём анализатеории игр

». (2005г.)

 

Примерные вопросы рубежного контроля

1. Отношение предпочтения на потребительском множестве и его свойства.

2. Бюджетное множество и его свойства.

3. Функция обычного (некомпенсированного) спроса потребителя. Косвенная функция полезности.

4. Функция компенсированного спроса потребителя. Функция расходов.

5. Кривые «доход-потребление» и кривые Энгеля для гомотетичных и квазилинейных предпочтений.

6. Вывод уравнения Слуцкого. Лемма Шепарда.

7. Потребительский излишек.

8. Компенсирующее и эквивалентное изменения дохода.

9. Объяснение отрицательного знака эффекта замещения при декомпозиции по Слуцкому с помощью слабой аксиомы выявленных предпочтений.

10. Вывод уравнения Слуцкого с учетом первоначального запаса.

11. Производственная функция и эластичность производства.

12. Эластичность замены факторов производства. Производственная функция CES.

13. Функции условного спроса фирмы на факторы производства. Функции издержек.

14. Функции издержек для линейной производственной функции, функции Леонтьева и производственной функции Кобба-Дугласа.

15. Функции безусловного спроса фирмы на фактор производства в краткосрочном и долгосрочном периодах.

16. Функция предложения фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.

17. Равновесие на совершенно конкурентном рынке и максимизация общественного благосостояния.

18. Кривая предложения отрасли в долгосрочном периоде.

19. Закон Вальраса. Первая и вторая теоремы благосостояния.

20. Кривая производственных возможностей и ее построение.

21. Функции общественного благосостояния и социально-экономические критерии справедливости.

22. Общее равновесие и эффективность. Проблема "второго наилучшего" решения.

23. Монополия и ее неэффективность с точки зрения принципа максимизации общественного благосостояния.

24. Ценовая дискриминация первой, второй и третьей степени. Тариф из двух частей.

25. Модель Курно и модель Бертрана.

26. Модель Штакельберга и модель ценового лидера.

27. Модель картеля. Проблема неустойчивости картеля.

28. Одновременные игры. Чистые и смешанные стратегии.

29. Последовательные (динамические) игры.

30. Повторяющиеся игры. Условие устойчивости соглашения.

31. Теория ожидаемой полезности.

32. Риск: отношение субъекта к риску и измерение риска.

33. Асимметричная информация и неблагоприятный отбор.

34. Асимметричная информация и риск недобросовестности.

35. Модели интернализации внешних эффектов.

36. Эффективное обеспечение общественными благами. Модель Линдаля.

37. Элементы теории общественного выбора: парадокс голосования и поиск ренты.

 

Тематика эссе:

1. Роль исходных предпосылок в анализе поведения потребителя и производителя.

2. Воздействие паушального, стоимостного и количественного налога (и субсидии) на поведение потребителя.

3. Анализ достоинств и недостатков возможных вариантов измерения уровня жизни и его изменения в стране.

4. Соотношения между разными видами издержек (совокупными, средними, предельными, постоянными, переменными и т.д.) в краткосрочном и долгосрочном периодах.

5. Воздействие паушального, стоимостного и количественного налога (и субсидии) на поведение фирмы и равновесные цены и объем продаж на совершенно конкурентном рынке.

6. Воздействие паушального, стоимостного и количественного налога (и субсидии) на поведение фирмы и равновесные цены и объем продаж на монополистическом рынке.

7. Воздействие паушального, стоимостного и количественного налога (и субсидии) на поведение фирмы и равновесные цены и объем продаж на олигополистическом рынке.

8. Рыночная структура отрасли и поведение фирм.

9. Естественная монополия: экономическая теория и практика переходной экономики.

10. Последствия для общественного благосостояния недискриминирующей монополии, проводящей ценовую дискриминацию (разного вида) монополии, монополистического конкурента, олигополиста с точки зрения частичного и общего равновесия.

11. Особенности ценовой дискриминации как метода адаптации к современному рынку.

12. Плюсы и минусы государственного регулирования чистой монополии, естественной монополии.

13. Ценовая дискриминация: теория и практика российской экономики.

14. Анализ утверждения: «Внедрение новой технологии приведет к росту производства, заработной платы и безработицы». При каких условиях это утверждение может быть верным, а при каких – неверным (для условий частичного и общего равновесия)?

15. Анализ изменения занятости на предприятиях: частной индивидуальной собственности; собственности работников; управляемых менеджерами; акционерного общества в краткосрочном и долгосрочном периодах при условии совершенной конкуренции. (Отрасль находится в кризисной ситуации: наблюдается падение выпуска и цен на рынке).

16. Воздействие типа собственности и управления предприятием на занятость, выпуск и цены в отрасли и в экономике в целом при разных рыночных структурах (совершенной и несовершенной конкуренции).

17. Формы конкурентного поведения современной фирмы.

18. Стратегические взаимодействия фирм на внутреннем рынке.

19. Стратегические взаимодействия фирм на внешнем рынке.

20. Условия применения разных моделей олигополии для анализа отраслей реальной экономики (на примере России).

21. Монополия и конкуренция в переходной экономике.

22. Барьеры входа-выхода и конкурентоспособность отраслей экономики.

23. Роль государства в регулировании поведения фирм.

24. Анализ утверждения: «Внедрение новой технологии приведет к росту производства, реальной заработной платы и безработицы». При каких условиях это утверждение может быть верным, а при каких неверным (для условий частичного и общего равновесия)?

25. Роль венчурного капитала в экономике.

26. Соотношение мелкого и крупного бизнеса в экономике.

27. Скрытые характеристики и неблагоприятный отбор в реальной экономической практике.

28. Проблемы асимметрии информации в экономике.

29. Асимметричная информация в условиях разных рынков.

30. Сравнительный анализ конкурентоспособности российских и зарубежных фирм.

31. Проблемы мотивации труда (в свете отношений "заказчик – исполнитель").

32. Достоинства и недостатки следующих способов регулирования отрицательного внешнего эффекта:

- количественные ограничения на производство;

- регулирование прав собственности и создание эффективного рынка отрицательного внешнего эффекта;

- налоги и субсидии для устранения разрыва между предельными частными и общественными издержками.

33. Роль правительства в экономике совершенной конкуренции.

34. Сравнительная эффективность частного и государственного решения проблемы общественных благ.

6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

 

Компетенции и этапы их формирования в процессе освоения образовательной программы

Экзаменационный билет № 1

 

1. Кривая предложения отрасли в долгосрочном периоде.

2. Закон Вальраса. Первая и вторая теоремы благосостояния.

 

Зав. кафедрой Г.М. Россинская

 

 

Утверждены на заседании кафедры 30 августа 2016 г., протокол №1.

 

Критерии оценки по дисциплине:

 

Оценка «отлично» выставляется, если магистрант показывает всестороннее и систематическое знание учебного материала, умеет свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой. Магистрант должен усвоить взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявить творческие способности в понимании, изложении и использовании учебного материала.

Оценка «хорошо» выставляется, если магистрант показывает полное знание учебного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу. Магистрант должен показать систематический характер знаний по дисциплине и способность к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.

Оценка «удовлетворительно» выставляется: при удовлетворительном оперировании основным терминологическим аппаратом дисциплины (допуская некоторые ошибки в ответе) при посредственном знании разделов и тем дисциплины при слабом знании учебной литературы по дисциплине

Оценка «неудовлетворительно» выставляется: при отсутствии умения оперирования терминологическим аппаратом дисциплины при отсутствии знаний по разделам и темам дисциплинам, при отсутствии знаний учебной литературы по дисциплине.

Примерные вопросы к экзамену

1. Выведение функции спроса из функции полезности.

2. Государственная политика перераспределения доходов.

3. Издержки производства в долгосрочном периоде: положительный, отрицательный, нейтральный эффект масштаба.

4. Издержки производства в краткосрочном периоде.

5. Механизм установления и стабильность общего равновесия. Оптимальность по Парето.

6. Монопольная власть, ценовая дискриминация как проявления несовершенной конкуренции. Измерение монополизация рынка.

7. Отличия рыночных структур несовершенной конкуренции от совершенной. Изменения условий равновесия фирмы.

8. Показатели неравенства доходов: кривая Лоренца, коэффициент Джини, децильные коэффициенты.

9. Полезность: общая, предельная. Потребительские предпочтения, аксиома рационального выбора.

10. Предмет и метод микроэкономики.

11. Производственная функция и ее экономическая интерпретация. Производственная функция и НТП.

12. Равновесие потребителя в условиях бюджетных ограничений.

13. Равновесие совершенно конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.

14. Равновесие совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.

15. Равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции в долгосрочном периоде.

16. Равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном периоде.

17. Равновесие фирмы на рынке ресурсов.

18. Регулирование рынка труда государством и профсоюзами.

19. Рынок земли и его специфика. Спрос, предложение и равновесие на рынке земли. Нарушение условий равновесия.

20. Рынок капитала и его специфика. Спрос, предложение и равновесие на рынке заемных средств. Нарушение условий равновесия.

21. Рынок труда и его специфика. Спрос, предложение и равновесие на рынке труда. Нарушение условий равновесия.

22. Спрос фирмы на ресурсы и его производный характер.

23. Учет факторов времени и риска. Дисконтирование.

24. Функциональное и персональное распределение доходов. Неравенство доходов.

25. Характерные черты монополистической конкуренции. Отличия монополистической конкуренции от совершенной конкуренции.

26. Характерные черты олигополии. Модели поведения олигополии.

27. Характерные черты совершенной конкуренции.

28. Характерные черты чистой монополии. Равновесие фирмы в условиях чистой монополии.

29. Частичное и общее равновесие. Модель Вальраса.

30. Экономические потребности и ограничения. Проблема эффективности.

31. Эффективность рыночной структуры совершенной конкуренции.

32. Эффективность рыночных структур несовершенной конкуренции. Влияние эффекта масштаба на эффективность.

7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

 

1. Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics): Учебник /; Финуниверситет; под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. –М.: КНОРУС, 2014. – 682 с. - BOOK.RU

2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник / Р.М. Нуреев - М.: Норма, 2014. - 624 с./ЭБС ZNANIUN

3. Нуреев Р.М. Экономика развития: модели становления рыночной экономики: Учебник для студ. экономич. вузов и факультетов / Р.М. Нуреев - М.: Норма, 2014 - 640 с./2015 ЭБС ZNANIUM

6. Национальная экономика. Учебник. Под общей редакцией Р.М. Нуреева. - М.: Инфра-М, 2014. /ЭБС ZNANIUN

7. Нуреев Р. М. Россия: особенности институционального развития. - М.: Норма, 2011. /ЭБС ZNANIUN

8.Экономическая теория. Макроэкономика-1, 2. Метаэкономика. Экономика трансформаций: Учебник/Под общ.ред Г.П. Журавлевой. – 3-е изд. – М.: «Дашков и К», 2011. – 920 с. [Электронный ресурс].– URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=116017&sr=1

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

9. Абалкин Л.И.Очерки по истории российской социально-экономической мысли.- М.: ГОУ ВПО «РЭА им. Г.В. Плеханова», 2008.

10.Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. - М.: Дело Лтд, 1994.

11.Блауг М. Методология экономической науки, или Как экономисты объясняют. Пер. с англ. / Науч. ред. и вступ. ст. В.С. Автономова.- М.: НП «Журнал Вопросы экономики», 2004.

12. История экономических учений: Учебное пособие/ Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашовой - М.: ИНФРА-М, 2010. - 784с. /2010. - ZNANIUM.COM

13.Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. В 5 т. Сопред. редкол. Г.Г. Фетисов, А.Г. Худокормов. - М.: Мысль, 2004.

14. Олейник А.Н. Институциональная экономика: Учебное пособие / А.Н. Олейник - М.: Инфра-М, 2013. - 416 с./2013 ЭБС ZNANIUM

15. Опыт конкуренции в России: Причины успехов и неудач / Авт. Кол.: Н.Н. Думная, А.Ю. Юданов, В.Е. Корольков и др.; Автор проекта и координатор исслед. А.Ю. Юданов – М.: КНОРУС, 2008. – 464 с.

16. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей: Практикум. – М.: «Альпина Паблишер» Издательская Группа, 2007

17. Портер М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость: Руководство - М: Альпина Паблишер, 2008.

18. Современная экономическая наука: учебное пособие для студ. вузов, обуч. по экономич. спец. / под ред. Н.Н. Думной, И.П. Николаевой - М.: Юнити, 2012 - 535 с./ЭБС BOOK.RU

19. Шумпетер Й. История экономического анализа: В 3-х т. / Пер. с английского под ред. В.С. Автономова. - СПб.: Экономическая школа, 2001.

20. Эволюция теории стоимости: Учеб. пособ. для студ. вузов, об



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.9.7 (0.181 с.)