Тема 6. Международная экономическая интеграция. Международные организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Международная экономическая интеграция. Международные организации



 

1. Глобальные проблемы мировой экономики и попытки (формы) их совместного решения.

2. Основные международные экономические группировки.

3. Проблемы и перспективы развития ЕС.

4. Международные экономические и финансовые организации (ООН, МВФ, ЕБРР, др.)

5. Международные экономические связи РФ.

 

Основные понятия

Валютная политика – комплекс мер, предпринимаемых государством для регулирования курса национальной валюты.

Валютный союз – созданный в 1999 г. в рамках ЕС союз в составе 12 стран – членов ЕС, перешедших на единую валюту евро.

Евро – единая валюта государств – членов ЕС, входящих в Валютный союз.

Зона свободной торговли – территория с особым экономическим, правовым и административным режимом, в пределах которой поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений международная торговля стран, входящих в эту зону.

Общий рынок – пространство, охватывающее несколько стран, на котором для них устанавливаются одинаковые условия торговли, обеспечивающие свободное передвижение товаров и услуг, факторов производства, а также проводится согласование денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики.

Таможенный союз – общая таможенная территория двух или более стран с единым таможенным тарифом в отношении товаров, ввозимых или вывозимых их третьих стран.

Экономическая интеграция – процесс хозяйственно-политического межгосударственного объединения стран на базе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами.

Экономический союз – союз стран, имеющих общие внешние таможенные тарифы и осуществляющих общую торговлю, а также денежно-кредитную и налогово-бюджетную политику.

 

Тестовые задания

1. Тенденция к образованию единого, взаимосвязанного, более развитого и
социально справедливого мира, на основе которого происходит сближение
уровней развития различных стран, — это:

a) интернационализация;

b) интеграция;

c) конвергенция;

d) глобализация.

 

2. Только экономическая интеграция характеризуется:

a) расширением международного разделения труда;

b) ростом объемов взаимной торговли;

c) наличием единого механизма регулирования социальных и экономи­ческих отношений;

d) интернационализацией производства.

 

3. Завершающим этапом экономической интеграции является:

a) отказ от контингентирования экспорта и импорта;

b) отказ от лицензирования экспортных поставок;

c) создание экономического союза стран;

d) свободное перемещение всех факторов производства в рамках единого экономического пространства.

 

4. Формирование торгово-экономических блоков в мировой экономике:

a) способствует развитию международной торговли в рамках зон, блоков, регионов;

b) создает для международной торговли ряд препятствий, свойственных любому закрытому формированию;

c) не вносит принципиальных изменений в мировое хозяйство;

d) способствует возникновению между отдельными странами противоре­чий, переходящих в «торговые войны».

 

5. Первым шагом к образованию торгово-экономических блоков в мировой
экономике стали:

a) экономические союзы государств;

b) свободные экономические зоны;

c) таможенные союзы;

d) зоны свободной торговли;

e) зоны совместного предпринимательства.

 

6. Главное отличие таможенного союза от зоны свободной торговли заключа­ется в том, что в зоне свободной торговли:

a) пошлины отменяются в торговле между странами-участницами;

b) по отношению к третьим странам проводится общая внешнеторговая политика;

c) по отношению к третьим странам каждое государство проводит само­стоятельную внешнеторговую политику;

d) осуществляется свободное движение факторов производства.

 

7. Объединение независимых государств, заключивших соглашение о свобод­ной торговле с установлением общего внешнего таможенного тарифа в от­ношении третьих стран, — это:

a) зона свободной торговли;

b) свободная экономическая зона;

c) таможенный союз;

d) интеграционная группировка.

 

8. Указать основную цель функционирования ООН:

a) содействовать экономическому и социальному прогрессу всех народов;

b) содействовать мировому политическому процессу.

 

9. Указать основную задачу функционирования ООН:

a) осуществлять международное сотрудничество в решении глобальных и международных проблем экономического порядка;

b) осуществлять координацию и управление военными конфликтами;

c) осуществлять научную и экономическую поддержку научно-технического прогресса (НТП).

 

10. *Приоритетные сферы деятельности ООН:

a) экономическая сфера деятельности;

b) социальная сфера деятельности;

c) политическая сфера;

d) сфера науки и культуры.

 

11. *Отметить основные сферы деятельности ЭКОСОС (Экономический и социальный совет ООН) как одного из основных подразделений ООН:

a) политика;

b) наука и культура;

c) экономика;

d) социальная сфера.

 

12. Отметить основные комиссии, входящие в систему органов ЭКОСОС:

a) Европейская экономическая комиссия (ЕЭК);

b) Экономическая и социальная комиссия для стран Азии и Тихого океана (ЭСКАТО);

c) Экономическая комиссия для стран Африки (ЭКА);

d) Экономическая комиссия для стран Западной Азии (ЭКЗА);

e) Экономическая комиссия для стран Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАР).

 

13. *Отметить основные вопросы, решаемые в рамках ЭКОСОС:

a) урегулирование военных и политических конфликтов;

b) обзор и анализ экономического и социального состояния и положения стран в мире, подготовка фундаментальных обзоров и иных аналитических публикаций;

c) проблемы терроризма и международной преступности;

d) проблемы народонаселения;

e) региональное сотрудничество.

 

14. *Отметить основные обязанности Экономического и социального совета ООН:

a) организация исследований и подготовка докладов и рекомендаций по широкому кругу международных, экономических, социальных, культурных вопросов жизни общества;

b) подготовка проектов конвенции для представления Генеральной ассамблее ООН;

c) согласование работы с другими подразделениями ООН;

d) проведение консультаций по вопросам экономического и социального развития;

e) проведение консультаций и конференций по вопросам развития космоса.

 

15. Отметить основные направления деятельности специальных программ в структуре ООН (установить соответствия):

1. ПРООН а) содействие промышленному развитию стран
2. ЮНИСЕФ b) осуществление исследований и учебных программ
3. ЮНЕП c) организация центров подготовки и переподготовки специалистов
4. Университет ООН d) программа помощи детям
e) программа по окружающей среде
f) программа по международному сотрудничеству в области мирного освоения космоса и мирового океана
g) осуществление анализа ситуации по конкретным отраслевым проблемам, проведение многосторонних консультаций и совещаний

 

16. Деятельность конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) направлена на развитие:

a) международного НТП;

b) международных средств связи;

c) международной торговли;

d) культурной среды;

e) искусства;

f) промышленного сотрудничества;

g) решение проблем развивающихся стран.

 

17. Основной сферой деятельности программы развития ООН «ПРООН» является:

a) искусство;

b) наука;

c) торговля;

d) промышленность;

e) сельское хозяйство;

f) военная область;

g) техника и технология;

h) лесная промышленность.

 

18. Перечислить специализированные учреждения при ООН, указать их название, основные задачи (направления деятельности) (установить соответствия):

 

1. ЮНИСЕФ a) развитие международного сотрудничества в области образования, науки, культуры
2. ЮНЕСКО
3. МОТ b) сбор, обобщение и анализ информации по вопросам питания, природопользования, рыболовства
4. МСЭ
5. ЮНИДО с) подготовка медицинских кадров, координация медицинских и биологических исследований, обмен медицинскими знаниями, сотрудничество в области фармакологии
6. ВОЗ
7. ФАО d) разработка международных конвенций и рекомендаций по вопросам труда и прав профсоюзов
8. ПРООН
9. ЕЭК e) организация эффективного международного сотрудничества в области всех видов электросвязи, включая радио и телевидение
10. ВПС
A. Организация по вопросам образования, науки и культуры
В. Продовольственная и сельскохозяйственная организация
С. Всемирный продовольственный совет
D. Международная организация труда
Е. Международный союз электросвязи
F. Всемирная организация здравоохранения

 

19. Вопросами развития образования, науки и культуры в системе ООН занимается:

a) ПРООН;

b) ЭКОСОС;

c) ЮНЕСКО;

d) ЮНКТАД;

e) МОТ.

Вопросы для обсуждения

1. По каким основным направлениям происходит обострение экологического кризиса в настоящее время?

 

2. Что включает в себя понятие «устойчивое развитие», способное обеспечить гармоничное сочетание экономики и окружающей среды?

 

3. Какие существуют ключевые факторы решения проблемы голода?

 

4. Страна, производящая исключительно промышленные товары, намеревается создать таможенный союз со страной, производящей исключительно сельскохозяйственные и сырьевые товары. Приведет ли такой таможенный союз к повышению уровня благосостояния в каждой из стран? Почему?

 

5. Почему для целей аграрного протекционизма ЕС используется система компенсационных сборов, а не таможенных пошлин?

 

6. Существует мнение, что экономическая интеграция между развивающимися странами не сможет обеспечить существенного роста их благосостояния, поскольку у них просто нет достаточного ассортимента товаров, представляющих интерес для взаимной торговли. Каково ваше мнение?

 

7. Когда Португалия и Испания, являвшиеся импортерами сельскохозяйственной продукции из США, вступили в ЕС, США, угрожая повышением импортных пошлин на импорт из стран ЕС, потребовали увеличения доступа для своих сельскохозяйственных товаров на европейские рынки. Почему это произошло?

 

8. Какие страны развития интеграционного процесса в Европе являются благоприятными и какие неблагоприятными для России?

 

9. Справедливо ли следующее высказывание: выигрыш малой страны от интеграции с большой страной больше, чем у большой страны?

 

10. Обозначьте основные вехи создания ЕС. В чем причина успешного продвижения европейской интеграции?

 

11. В чем состоит особенность сельскохозяйственной политики ЕС? Как она сочетается с решениями Уругвайского раунда ГАТТ и последующей деятельностью ВТО?

 

12. Объясните, почему интеграция развивающихся стран сталкивается с серьезными трудностями?

 

13. Объясните, почему интеграция в рамках СНГ продвигается такими медленными темпами и подавляющее число интеграционных инициатив остаются нереализованными?

 

Задачи

1. С 1994 года вступило в силу соглашение о свободе торговли между США и Канадой. К каким последствиям приведет оно для:

a) США;

b) Канады;

c) стран Европы?

 

2. Автомобильное колесо стоит в Чехии 100 долл., в России – 80 долл. и в Польше 60 долл. Чехия – малая страна, и ее внешняя торговля не влияет на уровень мировых цен.

a) В Чехии вводится 100% адвалорный тариф на импорт колес из России и Польши. Будет ли Чехия продолжать импортировать колеса?

b) Если после этого Чехия создаст таможенный союз с Россией, будет ли она сама производить колеса или их импортировать?

c) Какой эффект – создания торговли или отклонения торговли – возникает при создании таможенного союза между Чехией и Россией?

d) Допустим теперь, что в Чехии вводится 50%, а не 100% адвалорный тариф на импорт колес из России и Польши. Будет ли Чехия продолжать импортировать колеса?

e) Если теперь Чехия создаст таможенный союз с Россией, будет ли она сама производить колеса или их импортировать?

f) Какой теперь эффект – создания торговли или отклонения торговли – возникает при создании таможенного союза между Чехией и Россией?

Рекомендуемая литература

1. Булатов А.С. Мировая экономика: учебник / под ред. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2005. – Гл. 3, 12.

2. Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности: учеб. пособие. – М.: Консалтбанкир, 2001.

3. Гурова И.П. Мировая экономика / И.П. Гурова. – М.: Омега-Л, 2007. – Гл. 4.

4. Киреев А.П. Международная экономика. В 2 ч. Ч. 1. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства: учеб. пособие для вузов. – М.: Междунар. отношения, 1999. – Гл. 12.

5. Ливинцев Н.Н. Международная экономическая интеграция: учеб. пособие / под ред. д-ра экон. наук, проф. Н.Н. Ливинцева. – М.: Экономистъ, 2006.

6. Ломакин В.К. Мировая экономика: учебник для вузов / В.К. Ломакин. – М.: ЮНИТИ, 2000. – Гл. 3.

7. Михайлушкин А.И. Международная экономика: теория и практика: учебник для вузов / А.И. Михайлушкин, П.Д. Шимко. – СПб.: Питер, 2008. – Гл.8.

8. Поляков В.В. Мировая экономика и международный бизнес: учебник / кол. авт; под ред. В.В. Полякова, Р.К. Щенина. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2006. – Гл. 3.

9. Тарасевич Л. Мировая экономика / под ред. Л.Тарасевича. – СПб: Питер, 2001. – Гл. 10,11.

10. Фигурнова Н.П. Международная экономика: учеб. пособие / Н.П.Фигурнова. – М.: Омега-Л, 2007. – Тема 10.

11. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика и международные экономические отношения: [в 2 ч.] Ч. 2: учебник / под ред. чл.-корр. РАН
Р.И. Хасбулатова. – М.: Гардарики, 2006. – Гл. 11-13.

 

Дополнительная литература

1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: учебник / Е.Ф. Авдокушин. – М.: Юристъ, 2001.

2. Андреева Е.Л. Россия и Германия. Уроки трансформации социально ориентированной экономики: монография / Е.Л. Андреева, Л.Е. Стровский. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

3. Волгина Н.А. Международная экономика: учеб. пособие /
Н.А. Волгина. – М.: Эксмо, 2006.

4. Дадалко В.А. Международные экономические отношения: учеб. пособие. – Мн.: Армита-Маркетинг, Менеджмент, 2000.

5. Дайнеко А.Е. Мировая экономика: механизмы и факторы роста /
А.Е. Дайнеко, Г.В. Забавский, А.С. Малинин, П.В. Шведко; под ред. А.Е. Дайнеко. – М.: Изд-во деловой и учеб. лит-ры, 2004.

6. Дайнеко А.Е. Расширение Европейского Союза: экономические и правовые аспекты / А.Е. Дайнеко, Г.В. Забавский, Ф.А. Дмитракович; под науч. ред. А.Е. Дайнеко. – М.: Изд-во деловой и учебной литературы, 2004.

7. Кругман П.Р. Международная экономика. Теория и политика: учебник для вузов / П.Р. Кругман, М. Обстфельд; пер. с англ. под ред. В.П. Колесова, М.В. Кулакова. – М.: Экономический факультет МГУ, ЮНИТИ, 1997.

8. Кудров В.М. Мировая экономика: учебник / В.М. Кудров. – М.: Дело, 2004.

9. Мировая экономика и международные экономические отношения: [в 2 ч.] Ч. 2: учебник / под ред. чл.-корр. РАН, д-ра экон. наук, проф. Р.И.Хасбулатова. – М.: Гардарики, 2006.

10. Мировая экономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» / под ред. Ю.А.Щербанина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

11. Раджабова З.К. Мировая экономика: учебник / З.К. Раджабова. – 2-е изд., испр. – М.: ИНФРА-М, 2005.

Первоисточники:

1. Липси Р.Дж., Ланкастер К. Общая теория второго лучшего // Вехи экономической мысли. Экономика благосостояния и общественный выбор. – СПб.: Экономическая школа, 2004. Вып. 4. – С.95-134.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.051 с.)