Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 6. Международная экономическая интеграция. Международные организацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Глобальные проблемы мировой экономики и попытки (формы) их совместного решения. 2. Основные международные экономические группировки. 3. Проблемы и перспективы развития ЕС. 4. Международные экономические и финансовые организации (ООН, МВФ, ЕБРР, др.) 5. Международные экономические связи РФ.
Основные понятия Валютная политика – комплекс мер, предпринимаемых государством для регулирования курса национальной валюты. Валютный союз – созданный в 1999 г. в рамках ЕС союз в составе 12 стран – членов ЕС, перешедших на единую валюту евро. Евро – единая валюта государств – членов ЕС, входящих в Валютный союз. Зона свободной торговли – территория с особым экономическим, правовым и административным режимом, в пределах которой поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений международная торговля стран, входящих в эту зону. Общий рынок – пространство, охватывающее несколько стран, на котором для них устанавливаются одинаковые условия торговли, обеспечивающие свободное передвижение товаров и услуг, факторов производства, а также проводится согласование денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики. Таможенный союз – общая таможенная территория двух или более стран с единым таможенным тарифом в отношении товаров, ввозимых или вывозимых их третьих стран. Экономическая интеграция – процесс хозяйственно-политического межгосударственного объединения стран на базе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами. Экономический союз – союз стран, имеющих общие внешние таможенные тарифы и осуществляющих общую торговлю, а также денежно-кредитную и налогово-бюджетную политику.
Тестовые задания 1. Тенденция к образованию единого, взаимосвязанного, более развитого и a) интернационализация; b) интеграция; c) конвергенция; d) глобализация.
2. Только экономическая интеграция характеризуется: a) расширением международного разделения труда; b) ростом объемов взаимной торговли; c) наличием единого механизма регулирования социальных и экономических отношений; d) интернационализацией производства.
3. Завершающим этапом экономической интеграции является: a) отказ от контингентирования экспорта и импорта; b) отказ от лицензирования экспортных поставок; c) создание экономического союза стран; d) свободное перемещение всех факторов производства в рамках единого экономического пространства.
4. Формирование торгово-экономических блоков в мировой экономике: a) способствует развитию международной торговли в рамках зон, блоков, регионов; b) создает для международной торговли ряд препятствий, свойственных любому закрытому формированию; c) не вносит принципиальных изменений в мировое хозяйство; d) способствует возникновению между отдельными странами противоречий, переходящих в «торговые войны».
5. Первым шагом к образованию торгово-экономических блоков в мировой a) экономические союзы государств; b) свободные экономические зоны; c) таможенные союзы; d) зоны свободной торговли; e) зоны совместного предпринимательства.
6. Главное отличие таможенного союза от зоны свободной торговли заключается в том, что в зоне свободной торговли: a) пошлины отменяются в торговле между странами-участницами; b) по отношению к третьим странам проводится общая внешнеторговая политика; c) по отношению к третьим странам каждое государство проводит самостоятельную внешнеторговую политику; d) осуществляется свободное движение факторов производства.
7. Объединение независимых государств, заключивших соглашение о свободной торговле с установлением общего внешнего таможенного тарифа в отношении третьих стран, — это: a) зона свободной торговли; b) свободная экономическая зона; c) таможенный союз; d) интеграционная группировка.
8. Указать основную цель функционирования ООН: a) содействовать экономическому и социальному прогрессу всех народов; b) содействовать мировому политическому процессу.
9. Указать основную задачу функционирования ООН: a) осуществлять международное сотрудничество в решении глобальных и международных проблем экономического порядка; b) осуществлять координацию и управление военными конфликтами; c) осуществлять научную и экономическую поддержку научно-технического прогресса (НТП).
10. *Приоритетные сферы деятельности ООН: a) экономическая сфера деятельности; b) социальная сфера деятельности; c) политическая сфера; d) сфера науки и культуры.
11. *Отметить основные сферы деятельности ЭКОСОС (Экономический и социальный совет ООН) как одного из основных подразделений ООН: a) политика; b) наука и культура; c) экономика; d) социальная сфера.
12. Отметить основные комиссии, входящие в систему органов ЭКОСОС: a) Европейская экономическая комиссия (ЕЭК); b) Экономическая и социальная комиссия для стран Азии и Тихого океана (ЭСКАТО); c) Экономическая комиссия для стран Африки (ЭКА); d) Экономическая комиссия для стран Западной Азии (ЭКЗА); e) Экономическая комиссия для стран Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАР).
13. *Отметить основные вопросы, решаемые в рамках ЭКОСОС: a) урегулирование военных и политических конфликтов; b) обзор и анализ экономического и социального состояния и положения стран в мире, подготовка фундаментальных обзоров и иных аналитических публикаций; c) проблемы терроризма и международной преступности; d) проблемы народонаселения; e) региональное сотрудничество.
14. *Отметить основные обязанности Экономического и социального совета ООН: a) организация исследований и подготовка докладов и рекомендаций по широкому кругу международных, экономических, социальных, культурных вопросов жизни общества; b) подготовка проектов конвенции для представления Генеральной ассамблее ООН; c) согласование работы с другими подразделениями ООН; d) проведение консультаций по вопросам экономического и социального развития; e) проведение консультаций и конференций по вопросам развития космоса.
15. Отметить основные направления деятельности специальных программ в структуре ООН (установить соответствия):
16. Деятельность конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) направлена на развитие: a) международного НТП; b) международных средств связи; c) международной торговли; d) культурной среды; e) искусства; f) промышленного сотрудничества; g) решение проблем развивающихся стран.
17. Основной сферой деятельности программы развития ООН «ПРООН» является: a) искусство; b) наука; c) торговля; d) промышленность; e) сельское хозяйство; f) военная область; g) техника и технология; h) лесная промышленность.
18. Перечислить специализированные учреждения при ООН, указать их название, основные задачи (направления деятельности) (установить соответствия):
19. Вопросами развития образования, науки и культуры в системе ООН занимается: a) ПРООН; b) ЭКОСОС; c) ЮНЕСКО; d) ЮНКТАД; e) МОТ. Вопросы для обсуждения 1. По каким основным направлениям происходит обострение экологического кризиса в настоящее время?
2. Что включает в себя понятие «устойчивое развитие», способное обеспечить гармоничное сочетание экономики и окружающей среды?
3. Какие существуют ключевые факторы решения проблемы голода?
4. Страна, производящая исключительно промышленные товары, намеревается создать таможенный союз со страной, производящей исключительно сельскохозяйственные и сырьевые товары. Приведет ли такой таможенный союз к повышению уровня благосостояния в каждой из стран? Почему?
5. Почему для целей аграрного протекционизма ЕС используется система компенсационных сборов, а не таможенных пошлин?
6. Существует мнение, что экономическая интеграция между развивающимися странами не сможет обеспечить существенного роста их благосостояния, поскольку у них просто нет достаточного ассортимента товаров, представляющих интерес для взаимной торговли. Каково ваше мнение?
7. Когда Португалия и Испания, являвшиеся импортерами сельскохозяйственной продукции из США, вступили в ЕС, США, угрожая повышением импортных пошлин на импорт из стран ЕС, потребовали увеличения доступа для своих сельскохозяйственных товаров на европейские рынки. Почему это произошло?
8. Какие страны развития интеграционного процесса в Европе являются благоприятными и какие неблагоприятными для России?
9. Справедливо ли следующее высказывание: выигрыш малой страны от интеграции с большой страной больше, чем у большой страны?
10. Обозначьте основные вехи создания ЕС. В чем причина успешного продвижения европейской интеграции?
11. В чем состоит особенность сельскохозяйственной политики ЕС? Как она сочетается с решениями Уругвайского раунда ГАТТ и последующей деятельностью ВТО?
12. Объясните, почему интеграция развивающихся стран сталкивается с серьезными трудностями?
13. Объясните, почему интеграция в рамках СНГ продвигается такими медленными темпами и подавляющее число интеграционных инициатив остаются нереализованными?
Задачи 1. С 1994 года вступило в силу соглашение о свободе торговли между США и Канадой. К каким последствиям приведет оно для: a) США; b) Канады; c) стран Европы?
2. Автомобильное колесо стоит в Чехии 100 долл., в России – 80 долл. и в Польше 60 долл. Чехия – малая страна, и ее внешняя торговля не влияет на уровень мировых цен. a) В Чехии вводится 100% адвалорный тариф на импорт колес из России и Польши. Будет ли Чехия продолжать импортировать колеса? b) Если после этого Чехия создаст таможенный союз с Россией, будет ли она сама производить колеса или их импортировать? c) Какой эффект – создания торговли или отклонения торговли – возникает при создании таможенного союза между Чехией и Россией? d) Допустим теперь, что в Чехии вводится 50%, а не 100% адвалорный тариф на импорт колес из России и Польши. Будет ли Чехия продолжать импортировать колеса? e) Если теперь Чехия создаст таможенный союз с Россией, будет ли она сама производить колеса или их импортировать? f) Какой теперь эффект – создания торговли или отклонения торговли – возникает при создании таможенного союза между Чехией и Россией? Рекомендуемая литература 1. Булатов А.С. Мировая экономика: учебник / под ред. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2005. – Гл. 3, 12. 2. Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности: учеб. пособие. – М.: Консалтбанкир, 2001. 3. Гурова И.П. Мировая экономика / И.П. Гурова. – М.: Омега-Л, 2007. – Гл. 4. 4. Киреев А.П. Международная экономика. В 2 ч. Ч. 1. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства: учеб. пособие для вузов. – М.: Междунар. отношения, 1999. – Гл. 12. 5. Ливинцев Н.Н. Международная экономическая интеграция: учеб. пособие / под ред. д-ра экон. наук, проф. Н.Н. Ливинцева. – М.: Экономистъ, 2006. 6. Ломакин В.К. Мировая экономика: учебник для вузов / В.К. Ломакин. – М.: ЮНИТИ, 2000. – Гл. 3. 7. Михайлушкин А.И. Международная экономика: теория и практика: учебник для вузов / А.И. Михайлушкин, П.Д. Шимко. – СПб.: Питер, 2008. – Гл.8. 8. Поляков В.В. Мировая экономика и международный бизнес: учебник / кол. авт; под ред. В.В. Полякова, Р.К. Щенина. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2006. – Гл. 3. 9. Тарасевич Л. Мировая экономика / под ред. Л.Тарасевича. – СПб: Питер, 2001. – Гл. 10,11. 10. Фигурнова Н.П. Международная экономика: учеб. пособие / Н.П.Фигурнова. – М.: Омега-Л, 2007. – Тема 10. 11. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика и международные экономические отношения: [в 2 ч.] Ч. 2: учебник / под ред. чл.-корр. РАН
Дополнительная литература 1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: учебник / Е.Ф. Авдокушин. – М.: Юристъ, 2001. 2. Андреева Е.Л. Россия и Германия. Уроки трансформации социально ориентированной экономики: монография / Е.Л. Андреева, Л.Е. Стровский. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 3. Волгина Н.А. Международная экономика: учеб. пособие / 4. Дадалко В.А. Международные экономические отношения: учеб. пособие. – Мн.: Армита-Маркетинг, Менеджмент, 2000. 5. Дайнеко А.Е. Мировая экономика: механизмы и факторы роста / 6. Дайнеко А.Е. Расширение Европейского Союза: экономические и правовые аспекты / А.Е. Дайнеко, Г.В. Забавский, Ф.А. Дмитракович; под науч. ред. А.Е. Дайнеко. – М.: Изд-во деловой и учебной литературы, 2004. 7. Кругман П.Р. Международная экономика. Теория и политика: учебник для вузов / П.Р. Кругман, М. Обстфельд; пер. с англ. под ред. В.П. Колесова, М.В. Кулакова. – М.: Экономический факультет МГУ, ЮНИТИ, 1997. 8. Кудров В.М. Мировая экономика: учебник / В.М. Кудров. – М.: Дело, 2004. 9. Мировая экономика и международные экономические отношения: [в 2 ч.] Ч. 2: учебник / под ред. чл.-корр. РАН, д-ра экон. наук, проф. Р.И.Хасбулатова. – М.: Гардарики, 2006. 10. Мировая экономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» / под ред. Ю.А.Щербанина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 11. Раджабова З.К. Мировая экономика: учебник / З.К. Раджабова. – 2-е изд., испр. – М.: ИНФРА-М, 2005. Первоисточники: 1. Липси Р.Дж., Ланкастер К. Общая теория второго лучшего // Вехи экономической мысли. Экономика благосостояния и общественный выбор. – СПб.: Экономическая школа, 2004. Вып. 4. – С.95-134.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.224 (0.008 с.) |