Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Позитивная и нормативная экономическая наука.

Поиск

Позитивная и нормативная экономическая наука.

ЭКОНОМИКА - наука, изучающая пути достижения различных целей в условиях недостатка или дефицита ресурсов (средств).

ПРЕДМЕТОМ экономики является противоречие между ограниченным характером ресурсов и неограниченностью человеческих потребностей.

По масштабу области исследования (ОБЪЕКТ) экономическая наука делится на микроэкономику, изучающую деятельность фирм, домохозяйств, обособленных производств и государств и макроэкономику, изучающую национальное хозяйство в целом. В последние годы в научной литературе также используются понятия «наноэкономика» (изучает деятельность индивидуальных экономических субъектов), мезоэкономика (отрасли, регионы), интерэкономика (мировая экономика) и мегаэкономика (мировое хозяйство).

ФУНКЦИИ ЭКОНОМИКИ КАК НАУКИ:

1. Практическая — рекомендации по совершенствованию текущей экономической ситуации, снижению уровня инфляции, увеличению ВВП и т. д., разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйства;

2. Прогностическая — на основе анализа экономических явлений и процессов разрабатывать направления перспективного развития.

3. Познавательная — позволяет анализировать отдельные процессы экономики, устанавливает взаимосвязи между этими явлениями, определяет свойства субъектов экономики (финансово-кредитные учреждения, предприятия, государство, население).

4. Методологическая — позволяет определять экономическую теорию как основу для развития целого ряда других экономических дисциплин (маркетинг, статистика, менеджмент, ценообразование).

5. Образовательная — позволяет формировать у граждан экономическую культуру, логику, основные понятия о рынке.

МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ:

1. Ненаучные методы – т.е. методы, основанные на ограниченно рациональном (или полностью иррациональном), несистемном, недоказательном (или вообще бездоказательном) подходе к экономической действительности.

2. Научные методы – это способы освоения действительности, основанный на рациональном, доказательном, системном исследовании природы и общества. (Строгость; однозначность; эффективность; простота (экономность); эвристичность (способность приносить новые результаты)).

2.1. Логические методы – основанные на логике: формальной и математической (методы дедукции и индукции, метод формализации и математизации, метод аналогии, метод доказательства).

2.1.1. Количественный метод – это метод, базирующийся на использовании в экономическом м исследовании измеряемых величин;

2.1.2. Качественный метод – это метод, при котором операции измерения практически не используются, а основное внимание сосредоточено на словесном описании, интерпретации свойств изучаемого объекта.

2.2. Нелогические методы научного исследования – это такие методы, которые по своей структуре не связаны с формальной и математической логикой (наблюдение, эксперимент, исторический метод)

Экономическую науку разделяют на ПОЗИТИВНУЮ и НОРМАТИВНУЮ. Впервые это разделение провел Джон Невил Кейнс, отец Дж. М. Кейнса (автора «Общей теории занятости, процента и денег») в своем труде «Предмет и метод политической экономии»

Микроэкономика и макроэкономика сочетают в себе элементы позитивной и нормативной экономической теории. Позитивная экономическая теория имеет дело с фактами и не допускает качественных оценок. Она имеет дело с фактическим состоянием экономики и призвана помогать составлять правильную экономическую политику. То есть она занимается констатацией фактов.

Позитивный подход анализирует:

§ к каким последствиям приводит то или иное решение экономического субъекта;

§ при помощи каких средств может быть достигнута поставленная цель;

§ какова будет цена ее достижения

Кроме того позитивный подход предполагает:

§ объяснение и прогнозирование экономических явлений;

§ изучение общеэкономических закономерностей;

§ выявление причинно-следственной связи или функциональной связи между явлениями

Нормативная экономическая теория наоборот предполагает качественные оценки того, какой должна быть экономика. Нормативный подход выражает субъективное мнение о том, что должно быть.

Модель человека в классической политэкономии.

Представители – А. Смит, Д. Рикардо, Дж. С. Милль, И. Бентам

Классическая политэкономия рассматривала эк. человека как существо рациональное и эгоистичное. Этот человек живет согласно собственному интересу, собственной корысти, но апелляция к этой корысти не вредит общественному интересу и общей выгоде, а наоборот способствует его воплощению в жизнь.

«Экономического человека» Смита также отличает склонность к торгу и обмену.

Смитовский идеал «экономического человека» продолжил разрабатывать Давид Рикардо. Он еще больше «рационализировал» homo oeconomicus Адама Смита, «разложил» его по 3 основным классам (капиталисты, наемные рабочие и землевладельцы), еще более конкретно указал на определяющую роль собственного экономического интереса у представителя каждого класса. Движущей силой этого интереса является стремление к увеличению прибыли, ренты или заработной платы.

«Утилитаристская» концепция «экономического человека» И. Бентама. В основе поведения человека лежит принцип пользы (выгоды). Эк. человек Бентама - «человек оценивающий», т. е. взвешивающий возможные доходы и издержки и тщательно рассчитывающий их. Для Бентама существует только интерес отдельного человеческого индивида, понятие «общество» есть только сумма воль отдельных индивидов и не более того.

Дж. Ст. Милль указал, что базисом всей экономической деятельности является собственный, эгоистический интерес каждого отдельного индивида, но при этом отметив тот факт, что подобный подход содержит в себе элементы абстрагирования от других качеств и свойств реального человека.

Экономический человек обладает ограниченным знанием и неспособен оказывать влияние на эк. ситуацию и полностью предугадывать последствия своих поступков.

 

Марксизм и маржинализм об экономическом человеке.

У Карла Маркса проблемы ЭЧ рассматриваются сквозь призму других задач и присутствуют во многих работах основателя марксизма.
Отправным пунктом экономической антропологии К. Маркса является характеристика человека как «совокупности общественных отношений».

«Экономический человек» у Маркса – это прежде всего воплощение определенной социальной или классовой функции; моральное же поведение такого субъекта основоположнику марксизма представляется в подавляющем большинстве случаев не имеющим серьезного значения.

Экономическая антропология Маркса подчинена его экономической философии и социологии, и была революционной для того времени.

Маржинализм в лице австрийской школы еще более по сравнению с классической школой усилил общий рациональный элемент в модели «ЭЧ», и во все большей степени сделал этого homo oeconomicus человеком оценивающим и человеком выбирающим.
Австрийская школа в лице Е. Бём-Баверка, К. Менгера, Ф. Визера сделала акцент на анализе потребностей «экономического человека» и пришла к выводу, что ценность благ, на которые этот человек предъявляет спрос, по своей основе субъективна, произвольна и не может быть измерена по какой-то объективной шкале. ЭЧавстрийской школы – это прежде всего человек, нацеленный на то, чтобы удовлетворить собственные запросы и потребности.

 

Предмет методологии.

Методология (от «методос» – «способ, путь» и «логос» – «учение») – «учение о методах».
МЕТОД – это определенная совокупность устойчивых правил, предназначенная для достижения какой-либо цели.

МЕТОДОЛОГИЯ – это, во-первых, учение об основных методах какой-либо науки и, во-вторых, сама эта совокупность методов, т. е. методов, имеющихся в распоряжении данной науки, причем первая трактовка методологии является более глубокой по своему смыслу, чем вторая.

С формальной точки зрения методология не связана с сущностью знания о реальном мире, но скорее имеет дело с операциями, при помощи которых конструируется знание. Поэтому термином «методология» принято обозначать совокупность исследовательских процедур, техники и методов, включая приемы сбора и обработки данных. Содержательное понимание методологии исходит из того, что в ней реализуется эвристическая (т. е. поисковая) функция предметной области исследования.

Для экономической науки понятие «экономическая методология» гораздо шире по своему объему и глубже по своему содержанию, чем понятие «методы (методики) экономических исследований». Экономическая методология лишь в самом упрощенном ее понимании есть совокупность экономических методов и процедур; если же ее трактовать более основательно, то она включает в себя также методологическую историю экономической науки, исследование идеалов и стандартов экономического знания, изучение мировоззренческих ориентиров и ценностей экономистов и еще многое другое.

Методология – сложная диалектическая, целостная, субординированная система способов, приемов, принципов разных уровней, сфер действия, направленности, эвристических возможностей, содержаний, структур и т. д.

Цели и задачи методологии.

Методология как часть философского знания тесно связана с теорией познания и вместе с ней выполняет следующие ФУНКЦИИ:
1) предоставляет общие «познавательные» и «исследовательские» принципы для изучения реальности, включая социальную реальность;
2) обеспечивает возможность междисциплинарного синтеза – как внутри крупных отраслей знания (естественные науки, социальные и гуманитарные науки, технические науки), так и на стыках между ними;
3) разрабатывает в общих чертах проблему истины и методы ее подтверждения;
4) анализирует мировоззренческие стандарты знания (в первую очередь, научного знания) и общий социокультурный фон его генерации;
5) конструирует аналитические схемы для изучения истории различных типов знания: научного, религиозного, обыденного и т. п.

 

- Методология играет второстепенную роль по сравнению с самой теорией. Методологию необходимо рассматривать скорее как инструмент научного исследования, а сама роль ее может быть определена как инструментальная.

Позитивная и нормативная экономическая наука.

ЭКОНОМИКА - наука, изучающая пути достижения различных целей в условиях недостатка или дефицита ресурсов (средств).

ПРЕДМЕТОМ экономики является противоречие между ограниченным характером ресурсов и неограниченностью человеческих потребностей.

По масштабу области исследования (ОБЪЕКТ) экономическая наука делится на микроэкономику, изучающую деятельность фирм, домохозяйств, обособленных производств и государств и макроэкономику, изучающую национальное хозяйство в целом. В последние годы в научной литературе также используются понятия «наноэкономика» (изучает деятельность индивидуальных экономических субъектов), мезоэкономика (отрасли, регионы), интерэкономика (мировая экономика) и мегаэкономика (мировое хозяйство).

ФУНКЦИИ ЭКОНОМИКИ КАК НАУКИ:

1. Практическая — рекомендации по совершенствованию текущей экономической ситуации, снижению уровня инфляции, увеличению ВВП и т. д., разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйства;

2. Прогностическая — на основе анализа экономических явлений и процессов разрабатывать направления перспективного развития.

3. Познавательная — позволяет анализировать отдельные процессы экономики, устанавливает взаимосвязи между этими явлениями, определяет свойства субъектов экономики (финансово-кредитные учреждения, предприятия, государство, население).

4. Методологическая — позволяет определять экономическую теорию как основу для развития целого ряда других экономических дисциплин (маркетинг, статистика, менеджмент, ценообразование).

5. Образовательная — позволяет формировать у граждан экономическую культуру, логику, основные понятия о рынке.

МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ:

1. Ненаучные методы – т.е. методы, основанные на ограниченно рациональном (или полностью иррациональном), несистемном, недоказательном (или вообще бездоказательном) подходе к экономической действительности.

2. Научные методы – это способы освоения действительности, основанный на рациональном, доказательном, системном исследовании природы и общества. (Строгость; однозначность; эффективность; простота (экономность); эвристичность (способность приносить новые результаты)).

2.1. Логические методы – основанные на логике: формальной и математической (методы дедукции и индукции, метод формализации и математизации, метод аналогии, метод доказательства).

2.1.1. Количественный метод – это метод, базирующийся на использовании в экономическом м исследовании измеряемых величин;

2.1.2. Качественный метод – это метод, при котором операции измерения практически не используются, а основное внимание сосредоточено на словесном описании, интерпретации свойств изучаемого объекта.

2.2. Нелогические методы научного исследования – это такие методы, которые по своей структуре не связаны с формальной и математической логикой (наблюдение, эксперимент, исторический метод)

Экономическую науку разделяют на ПОЗИТИВНУЮ и НОРМАТИВНУЮ. Впервые это разделение провел Джон Невил Кейнс, отец Дж. М. Кейнса (автора «Общей теории занятости, процента и денег») в своем труде «Предмет и метод политической экономии»

Микроэкономика и макроэкономика сочетают в себе элементы позитивной и нормативной экономической теории. Позитивная экономическая теория имеет дело с фактами и не допускает качественных оценок. Она имеет дело с фактическим состоянием экономики и призвана помогать составлять правильную экономическую политику. То есть она занимается констатацией фактов.

Позитивный подход анализирует:

§ к каким последствиям приводит то или иное решение экономического субъекта;

§ при помощи каких средств может быть достигнута поставленная цель;

§ какова будет цена ее достижения

Кроме того позитивный подход предполагает:

§ объяснение и прогнозирование экономических явлений;

§ изучение общеэкономических закономерностей;

§ выявление причинно-следственной связи или функциональной связи между явлениями

Нормативная экономическая теория наоборот предполагает качественные оценки того, какой должна быть экономика. Нормативный подход выражает субъективное мнение о том, что должно быть.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.138 (0.008 с.)