Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Позитивная и нормативная экономическая наука.↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Позитивная и нормативная экономическая наука. ЭКОНОМИКА - наука, изучающая пути достижения различных целей в условиях недостатка или дефицита ресурсов (средств). ПРЕДМЕТОМ экономики является противоречие между ограниченным характером ресурсов и неограниченностью человеческих потребностей. По масштабу области исследования (ОБЪЕКТ) экономическая наука делится на микроэкономику, изучающую деятельность фирм, домохозяйств, обособленных производств и государств и макроэкономику, изучающую национальное хозяйство в целом. В последние годы в научной литературе также используются понятия «наноэкономика» (изучает деятельность индивидуальных экономических субъектов), мезоэкономика (отрасли, регионы), интерэкономика (мировая экономика) и мегаэкономика (мировое хозяйство). ФУНКЦИИ ЭКОНОМИКИ КАК НАУКИ: 1. Практическая — рекомендации по совершенствованию текущей экономической ситуации, снижению уровня инфляции, увеличению ВВП и т. д., разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйства; 2. Прогностическая — на основе анализа экономических явлений и процессов разрабатывать направления перспективного развития. 3. Познавательная — позволяет анализировать отдельные процессы экономики, устанавливает взаимосвязи между этими явлениями, определяет свойства субъектов экономики (финансово-кредитные учреждения, предприятия, государство, население). 4. Методологическая — позволяет определять экономическую теорию как основу для развития целого ряда других экономических дисциплин (маркетинг, статистика, менеджмент, ценообразование). 5. Образовательная — позволяет формировать у граждан экономическую культуру, логику, основные понятия о рынке. МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ: 1. Ненаучные методы – т.е. методы, основанные на ограниченно рациональном (или полностью иррациональном), несистемном, недоказательном (или вообще бездоказательном) подходе к экономической действительности. 2. Научные методы – это способы освоения действительности, основанный на рациональном, доказательном, системном исследовании природы и общества. (Строгость; однозначность; эффективность; простота (экономность); эвристичность (способность приносить новые результаты)). 2.1. Логические методы – основанные на логике: формальной и математической (методы дедукции и индукции, метод формализации и математизации, метод аналогии, метод доказательства). 2.1.1. Количественный метод – это метод, базирующийся на использовании в экономическом м исследовании измеряемых величин; 2.1.2. Качественный метод – это метод, при котором операции измерения практически не используются, а основное внимание сосредоточено на словесном описании, интерпретации свойств изучаемого объекта. 2.2. Нелогические методы научного исследования – это такие методы, которые по своей структуре не связаны с формальной и математической логикой (наблюдение, эксперимент, исторический метод) Экономическую науку разделяют на ПОЗИТИВНУЮ и НОРМАТИВНУЮ. Впервые это разделение провел Джон Невил Кейнс, отец Дж. М. Кейнса (автора «Общей теории занятости, процента и денег») в своем труде «Предмет и метод политической экономии» Микроэкономика и макроэкономика сочетают в себе элементы позитивной и нормативной экономической теории. Позитивная экономическая теория имеет дело с фактами и не допускает качественных оценок. Она имеет дело с фактическим состоянием экономики и призвана помогать составлять правильную экономическую политику. То есть она занимается констатацией фактов. Позитивный подход анализирует: § к каким последствиям приводит то или иное решение экономического субъекта; § при помощи каких средств может быть достигнута поставленная цель; § какова будет цена ее достижения Кроме того позитивный подход предполагает: § объяснение и прогнозирование экономических явлений; § изучение общеэкономических закономерностей; § выявление причинно-следственной связи или функциональной связи между явлениями Нормативная экономическая теория наоборот предполагает качественные оценки того, какой должна быть экономика. Нормативный подход выражает субъективное мнение о том, что должно быть. Модель человека в классической политэкономии. Представители – А. Смит, Д. Рикардо, Дж. С. Милль, И. Бентам Классическая политэкономия рассматривала эк. человека как существо рациональное и эгоистичное. Этот человек живет согласно собственному интересу, собственной корысти, но апелляция к этой корысти не вредит общественному интересу и общей выгоде, а наоборот способствует его воплощению в жизнь. «Экономического человека» Смита также отличает склонность к торгу и обмену. Смитовский идеал «экономического человека» продолжил разрабатывать Давид Рикардо. Он еще больше «рационализировал» homo oeconomicus Адама Смита, «разложил» его по 3 основным классам (капиталисты, наемные рабочие и землевладельцы), еще более конкретно указал на определяющую роль собственного экономического интереса у представителя каждого класса. Движущей силой этого интереса является стремление к увеличению прибыли, ренты или заработной платы. «Утилитаристская» концепция «экономического человека» И. Бентама. В основе поведения человека лежит принцип пользы (выгоды). Эк. человек Бентама - «человек оценивающий», т. е. взвешивающий возможные доходы и издержки и тщательно рассчитывающий их. Для Бентама существует только интерес отдельного человеческого индивида, понятие «общество» есть только сумма воль отдельных индивидов и не более того. Дж. Ст. Милль указал, что базисом всей экономической деятельности является собственный, эгоистический интерес каждого отдельного индивида, но при этом отметив тот факт, что подобный подход содержит в себе элементы абстрагирования от других качеств и свойств реального человека. Экономический человек обладает ограниченным знанием и неспособен оказывать влияние на эк. ситуацию и полностью предугадывать последствия своих поступков.
Марксизм и маржинализм об экономическом человеке. У Карла Маркса проблемы ЭЧ рассматриваются сквозь призму других задач и присутствуют во многих работах основателя марксизма. «Экономический человек» у Маркса – это прежде всего воплощение определенной социальной или классовой функции; моральное же поведение такого субъекта основоположнику марксизма представляется в подавляющем большинстве случаев не имеющим серьезного значения. Экономическая антропология Маркса подчинена его экономической философии и социологии, и была революционной для того времени. Маржинализм в лице австрийской школы еще более по сравнению с классической школой усилил общий рациональный элемент в модели «ЭЧ», и во все большей степени сделал этого homo oeconomicus человеком оценивающим и человеком выбирающим.
Предмет методологии. Методология (от «методос» – «способ, путь» и «логос» – «учение») – «учение о методах». МЕТОДОЛОГИЯ – это, во-первых, учение об основных методах какой-либо науки и, во-вторых, сама эта совокупность методов, т. е. методов, имеющихся в распоряжении данной науки, причем первая трактовка методологии является более глубокой по своему смыслу, чем вторая. С формальной точки зрения методология не связана с сущностью знания о реальном мире, но скорее имеет дело с операциями, при помощи которых конструируется знание. Поэтому термином «методология» принято обозначать совокупность исследовательских процедур, техники и методов, включая приемы сбора и обработки данных. Содержательное понимание методологии исходит из того, что в ней реализуется эвристическая (т. е. поисковая) функция предметной области исследования. Для экономической науки понятие «экономическая методология» гораздо шире по своему объему и глубже по своему содержанию, чем понятие «методы (методики) экономических исследований». Экономическая методология лишь в самом упрощенном ее понимании есть совокупность экономических методов и процедур; если же ее трактовать более основательно, то она включает в себя также методологическую историю экономической науки, исследование идеалов и стандартов экономического знания, изучение мировоззренческих ориентиров и ценностей экономистов и еще многое другое. Методология – сложная диалектическая, целостная, субординированная система способов, приемов, принципов разных уровней, сфер действия, направленности, эвристических возможностей, содержаний, структур и т. д. Цели и задачи методологии. Методология как часть философского знания тесно связана с теорией познания и вместе с ней выполняет следующие ФУНКЦИИ:
- Методология играет второстепенную роль по сравнению с самой теорией. Методологию необходимо рассматривать скорее как инструмент научного исследования, а сама роль ее может быть определена как инструментальная. Позитивная и нормативная экономическая наука. ЭКОНОМИКА - наука, изучающая пути достижения различных целей в условиях недостатка или дефицита ресурсов (средств). ПРЕДМЕТОМ экономики является противоречие между ограниченным характером ресурсов и неограниченностью человеческих потребностей. По масштабу области исследования (ОБЪЕКТ) экономическая наука делится на микроэкономику, изучающую деятельность фирм, домохозяйств, обособленных производств и государств и макроэкономику, изучающую национальное хозяйство в целом. В последние годы в научной литературе также используются понятия «наноэкономика» (изучает деятельность индивидуальных экономических субъектов), мезоэкономика (отрасли, регионы), интерэкономика (мировая экономика) и мегаэкономика (мировое хозяйство). ФУНКЦИИ ЭКОНОМИКИ КАК НАУКИ: 1. Практическая — рекомендации по совершенствованию текущей экономической ситуации, снижению уровня инфляции, увеличению ВВП и т. д., разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйства; 2. Прогностическая — на основе анализа экономических явлений и процессов разрабатывать направления перспективного развития. 3. Познавательная — позволяет анализировать отдельные процессы экономики, устанавливает взаимосвязи между этими явлениями, определяет свойства субъектов экономики (финансово-кредитные учреждения, предприятия, государство, население). 4. Методологическая — позволяет определять экономическую теорию как основу для развития целого ряда других экономических дисциплин (маркетинг, статистика, менеджмент, ценообразование). 5. Образовательная — позволяет формировать у граждан экономическую культуру, логику, основные понятия о рынке. МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ: 1. Ненаучные методы – т.е. методы, основанные на ограниченно рациональном (или полностью иррациональном), несистемном, недоказательном (или вообще бездоказательном) подходе к экономической действительности. 2. Научные методы – это способы освоения действительности, основанный на рациональном, доказательном, системном исследовании природы и общества. (Строгость; однозначность; эффективность; простота (экономность); эвристичность (способность приносить новые результаты)). 2.1. Логические методы – основанные на логике: формальной и математической (методы дедукции и индукции, метод формализации и математизации, метод аналогии, метод доказательства). 2.1.1. Количественный метод – это метод, базирующийся на использовании в экономическом м исследовании измеряемых величин; 2.1.2. Качественный метод – это метод, при котором операции измерения практически не используются, а основное внимание сосредоточено на словесном описании, интерпретации свойств изучаемого объекта. 2.2. Нелогические методы научного исследования – это такие методы, которые по своей структуре не связаны с формальной и математической логикой (наблюдение, эксперимент, исторический метод) Экономическую науку разделяют на ПОЗИТИВНУЮ и НОРМАТИВНУЮ. Впервые это разделение провел Джон Невил Кейнс, отец Дж. М. Кейнса (автора «Общей теории занятости, процента и денег») в своем труде «Предмет и метод политической экономии» Микроэкономика и макроэкономика сочетают в себе элементы позитивной и нормативной экономической теории. Позитивная экономическая теория имеет дело с фактами и не допускает качественных оценок. Она имеет дело с фактическим состоянием экономики и призвана помогать составлять правильную экономическую политику. То есть она занимается констатацией фактов. Позитивный подход анализирует: § к каким последствиям приводит то или иное решение экономического субъекта; § при помощи каких средств может быть достигнута поставленная цель; § какова будет цена ее достижения Кроме того позитивный подход предполагает: § объяснение и прогнозирование экономических явлений; § изучение общеэкономических закономерностей; § выявление причинно-следственной связи или функциональной связи между явлениями Нормативная экономическая теория наоборот предполагает качественные оценки того, какой должна быть экономика. Нормативный подход выражает субъективное мнение о том, что должно быть.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.138 (0.008 с.) |