Основные категории теории управления и их краткая характеристика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные категории теории управления и их краткая характеристика.



Содержание понятия «теория упраления»,цели,функции,предмет и метод науки.

Теория управления -наука, разрабатывающая и изучающая методы и средства систем управления и закономерности протекающих в них процессах. Цели теории управления:- изучение наиболее важных форм управленческих отношений, в которых проявляется взаимодействие управляющих и управляемых;- определение основных тенденций развития управленческих процессов;- построение наиболее вероятных направлений и сценариев развития управленческой деятельности в будущем. Теория управления выполняет следующие функции:1. познавательная - связана с изучением сущности управленческих отношений;2.объяснительная - объясняет, почему в управлении были использованы те или иные познавательные средства;3. прогностическая -определение путей изменения в управленческой деятельности в будущем;4. оценочная - оценка того, в какой мере соответствует или не соответствует существующая система управления основным тенденциям развития общества5. образовательно-воспитательная - распространение знаний об управлении6. прикладная - разработка научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления обществом и его элементов. Предмет теории управления – управленческие отношения. Объектом теории управления является управленческие процессы.

Основные категории теории управления и их краткая характеристика.

Категории менеджмента - это понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организации. Основные категории менеджмента - это объект, субъект, функции, виды, методы и принципы. Объектом управления - могут быть отрасли (промышленность, сельское хозяйство), территориальные общности людей (область, район, город), отдельные стадии воспроизводства (производство, сбыт, снабжение, НИОКР), а также характеристики производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости). Субъекты управления - руководители различного уровня, занимающие постоянную должность и наделенные полномочиями в области принятия решения в определенных сферах деятельности (директор, менеджер, мэр города). Функция управления выражает содержание (направленность) управленческого воздействия на объект управления, управляемую систему. Метод управления - это способы работы с конкретными инструментами, средствами управления, способы реализации функций управления. Принципы управления - общие правила, отражающие требования к управлению в определенных условиях общественного развития.

Этапы становления теории управления.

I период развития менеджмента - древний период.В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.

Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ. Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.

Платон дал классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов управления.

II период развития менеджмента - индустриальный период.Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит А Смиту. Он является специалистом в области управления, так как сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.

III период развития менеджмента - период систематизации (1856-1960). Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются сами исследователи и их взгляды. Некоторые исследователи искали более систематизированные подходы к управлению. Их индивидуальные успехи и провалы могут дать ценные уроки для сегодняшних менеджеров.

IV период школы управления — информационный период (1960 г. по настоящее время).

В 60-е гг. начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений менеджеров.В современных условиях математические методы используются практически во всех направлениях управленческой науки.

Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуаций, когда решение в одной области превращается в проблему для другой.

На базе системного подхода разрабатывались задачи управления в нескольких направлениях. Так возникла теория непредвиденных ситуаций. Суть ее состоит в том, что каждая ситуация, в которой оказывается менеджер, может быть сходной с другими ситуациями. Однако ей будут присущи уникальные свойства. Задача менеджера в этой ситуации состоит в том, чтобы проанализировать все факторы в отдельности и выявить наиболее сильные зависимости (корреляции).

Характеристика управленческих революций.

Первая управленческая революция

Первая революция произошла— в период формирования рабовладельческих государств на Древнем Востоке.Превращение касты священников в касту религиозных функционеров, т. е. менеджеров.

Если раньше боги требовали человеческих жертв, то теперь, как заявляли жрецы, они не нужны. Богам стали приносить не человеческую жизнь, а символическую жертву.

В результате на свет явился принципиально новый тип деловых людей — еще не коммерческий делец или капиталистический предприниматель, но уже и не религиозный деятель. Собираемая с населения дань, под видом отправления религиозного обряда, не пропадала даром. Она скапливалась, обменивалась и пускалась в дело.

Итак, в результате первой революции менеджмент сформировался как инструмент коммерческой и религиозной деятельности, превратившись позже в социальный институт и профессиональное занятие.

Вторая управленческая революция

Вторая революция в области менеджмента связана с именем вавилонского правителя Хаммурапи.

Он подчинил соседние Мессопотамию и Ассирию. Для управления обширными владениями требовалась эффективная административная система, с помощью которой можно было бы успешно руководить страной на основе единообразных написанных законов.

Знаменитый свод Хаммурапи, содержащал 285 законов управления различными сферами жизни общества. Хаммурапи выработал оригинальный лидерский стиль, постоянно поддерж:ивая в подданных образ заботливого опекуна и защитника народа.

Для традиционного метода руководства, который характеризовал прошлые династии царей, это было явным нововведением.

Суть второй революции в менеджменте заключается в появлении чисто светской манеры управления, возникновении формальной системы организации и регулирования отношений людей, наконец, в зарождении основ лидерского стиля, а стало быть, и методов мотивации поведения.

Третья управленческая революция

Царь Навуходоноссор II являлся автором не только проектов Вавилонской башни и висячих садов, но и системы производственного контроля на текстильных фабриках и в зернохранилищах.

Выдающийся полководец, он прославился и как талантливый строитель, возведший храм богу

Итак, достижения Навуходоноссора II — строительная деятельность и разработка технически сложных проектов, эффективные методы управления и контроля качества продукции — характеризуют третью революцию в менеджменте.

Модель Портера-Лоулера.

Явл.комплексной процесс.теорией мотив.,включ.элементы теории ожид.и теории справед.Они исслед. От чего завис.достиг.сотруд.рез-т.в их модели фигурируют след.переменные,между кот.отслеж.взаимосвязь:1)затрач.усилия2)получ.рез.3)восприятие4)вознагр.5)степень удовлет-ия.

Рез-ты достиг.сотруд.зависят от 3 переменных:затрач.силий,способ.,от осознан.своей роли в проц.труда.

Уровень затрач.усилий в свою очередь завис. От ценности вознагр.

27.Контроль как функция управления:понятие,необходимость,содержание.

Контроль - это системное наблюдение за выполнением планов, заданий и результатами хозяйственной деятельности, обеспечение с помощью информации обратной связи с управляемым объектом. Контроль объединяет все виды управленческой деятельности, связанные с формированием информации о состоянии и функционировании объекта управления (учет), изучения информации о процессах и результатах деятельности (анализ), работой по диагностике и оценке процессов развития и достижения поставленных целей. Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов. С помощью контроля менеджер выявляет проблеммы, причины их возникновения и принимает активные меры по корректировке отклонений от цели и плана деятельности.

Существует три основных вида контроля: предварительный(реализуется в форме определенной политики, процедур и правил. Прежде всего он применяется по отношению к трудовым, материальным и финансовым ресурсам.), текущий(контроль осуществляется, когда работа уже идет и обычно производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником),,заключительный(осуществляется после того, как работа закончена или истекло отведенное для нее время.)

Три главных направления деятельности руководителя:1) управление технико-технологической подсистемой предприятия;2) управление его экономической подсистемой;3) управление социальной подсистемой -- производственным коллективом.Упавление коллективом представляет наиболее сложную задачу для руководителя, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, социальная организация обладает исключительной сложностью, особенно в сфере неформальных отношений, во-вторых, потому, что в подавляющем своем большинстве руководители являются техническими специалистами, инженерами, которых в техническом вузе искусству управления людьми учат явно недостаточно.Они знают цели организации, но не всегда ясно представляют, что работники имеют свои собственные цели, далеко не всегда совпадающие с целями организации. А искусство руководителя и заключается в умении согласовывать личные цели работников, их потребности и интересы с целями и интересами организации. Руководитель постоянно находится в системе отношений с руководимым им коллективом, вышестоящим руководством и смежными руководителями.Три основных стиля руководства:- директивный стиль (авторитарный);- коллегиальный стиль (демократический);- нейтральный стиль (попустительский).Директивный (авторитарный) стиль характеризуется высокой централизацией руководства, преобладанием единогласия. Руководитель требует полной информации обо всех производственных вопросах, решения принимает единолично, к мнению коллектива не прислушивается. Основными методами управления являются приказы, распоряжения, лишение премий и иных льгот. Коллегиальный (демократический) стиль характерен тем, что между руководителем, его заместителями и подчинёнными полномочия и ответственность распределяются в соответствии с их должностным положением. Коллектив регулярно информируется о положении дел на производстве. Руководитель заботится о благоприятном психологическом климате в коллективе.Нейтральный (попустительский) стиль характеризуется тем, что руководитель устраняется от активного участия в управлении коллективом. Такой руководитель или ждёт указаний сверху, или попадает под влияние коллектива. Руководитель стремится не рисковать, предпочитает, чтобы возникающие проблемы или конфликты разрешались сами собой, стремится снять с себя персональную ответственность. Такой стиль руководства рано или поздно приводит к возникновению неуправляемых конфликтных ситуаций, которые чаще всего разрешаются вмешательством вышестоящей организации путём смены руководства.

Сущность лидерства.

Лидер – это человек способный оказывать влияние на поведение отдельных людей и их объединения, направляя их усилия на достижения целей организации.

Затраты на управление.

Государственному аппарату управления принадлежит важная роль в хозяйственном строительстве, в проведении в жизнь социальной и экономической политики. При помощи органов управления государство осуществляет руководство политической, хозяйственной и культурной жизнью страны. Решение новых задач в экономике невозможно без глубокой перестройки и гибкой системы управления, позволяющей полнее реализовать возможности рынка. Государственное, хозяйственное управление нуждаются в постоянном совершенствовании. Суть коренной перестройки управления экономикой - переход от преимущественно административных к экономическим методам руководства на всех уровнях, к управлению интересами и через интересы, к широкой демократизации управления, всемерной активизации человеческого фактора. Система органов государственного управления представляет собой совокупность законодательных, исполнительных и представительных органов всех уровней, а также аппарата хозяйственного управления.

Высшим государственным органом законодательной власти является Парламент Республики Казахстан, главой республики, ее исполнительной власти - Президент. Исполнительную власть также осуществляет Правительство.

Исполнительными и распорядительными органами на территории области, города, района являются местные администрации -акиматы, возглавляемые акимами, представительными органами - соответствующие маслихаты. Эти органы руководят хозяйственной и другими сферами общественной жизни. Расходы на содержание органов охраны общественного порядка и безопасности включают содержание органов Министерства внутренних дел, Комитета национальной безопасности, внутренних войск, судебных органов, прокуратуры, финансовой полиции, органов по борьбе с наркоманией и наркобизнесом.

Центральный орган государственного управления, осуществляющий руководство соответствующей отраслью, -министерство, ведомство (агентство, комитет, комиссия и др.). Они руководят подчиненными им хозяйствующими субъектами, объединениями, организациями и учреждениями непосредственно или через находящиеся в их ведении хозяйственные подразделения (департаменты, управления).

В последнее время создан ряд новых систем межотраслевого, отраслевого и территориального управления: национальные компании, концерны, ассоциации, компании, общества и т.д. с разной степенью централизации функций.

Содержание понятия «теория упраления»,цели,функции,предмет и метод науки.

Теория управления -наука, разрабатывающая и изучающая методы и средства систем управления и закономерности протекающих в них процессах. Цели теории управления:- изучение наиболее важных форм управленческих отношений, в которых проявляется взаимодействие управляющих и управляемых;- определение основных тенденций развития управленческих процессов;- построение наиболее вероятных направлений и сценариев развития управленческой деятельности в будущем. Теория управления выполняет следующие функции:1. познавательная - связана с изучением сущности управленческих отношений;2.объяснительная - объясняет, почему в управлении были использованы те или иные познавательные средства;3. прогностическая -определение путей изменения в управленческой деятельности в будущем;4. оценочная - оценка того, в какой мере соответствует или не соответствует существующая система управления основным тенденциям развития общества5. образовательно-воспитательная - распространение знаний об управлении6. прикладная - разработка научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления обществом и его элементов. Предмет теории управления – управленческие отношения. Объектом теории управления является управленческие процессы.

Основные категории теории управления и их краткая характеристика.

Категории менеджмента - это понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организации. Основные категории менеджмента - это объект, субъект, функции, виды, методы и принципы. Объектом управления - могут быть отрасли (промышленность, сельское хозяйство), территориальные общности людей (область, район, город), отдельные стадии воспроизводства (производство, сбыт, снабжение, НИОКР), а также характеристики производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости). Субъекты управления - руководители различного уровня, занимающие постоянную должность и наделенные полномочиями в области принятия решения в определенных сферах деятельности (директор, менеджер, мэр города). Функция управления выражает содержание (направленность) управленческого воздействия на объект управления, управляемую систему. Метод управления - это способы работы с конкретными инструментами, средствами управления, способы реализации функций управления. Принципы управления - общие правила, отражающие требования к управлению в определенных условиях общественного развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 2282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.146.114 (0.041 с.)