Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и виды правовых актовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ПРАВОВОЙ АКТ - официальный письменный документ, имеющий обязательную силу, принятый управомоченным субъектом права, выражающий властные веления, порождающий определенные правовые последствия, создающий юридическое состояние и направленный на регулирование общественных отношений. П.а. присущи определенные устойчивые признаки: а) это письменный документ определенного рода, обладающий особой формой выражения содержащейся в нем информации. Данная форма предполагает: структуризацию текста акта и его построение по правилам юридической техники (главы, статьи, элементы, нормы и т.п.); формулирование правил поведения длительного или разового характера; нормативный язык; использование специфически юридических понятий и терминов; соблюдение обязательных реквизитов, свойственных каждому акту; б) имеет официальный характер, что проявляется в издании его от имени органа, организации либо государства; в) издание П.а. допускается строго в пределах компетенции управомоченного на его принятие субъекта; г) обладает целевой ориентацией. В нем выражены в концентрированной форме социальные интересы. Акт может выражать гос-ную волю (если акт издан от имени государства), волю социальной общности (населения той или иной территории), властное веление (если акт издан гос-ным органом), согласие и равнопартнерские отношения; д) предназначен для регулирования общественных отношений.; е) обладает общеобязательностью; Возможны разные классификации П.а. на основе тех или иных критериев. По юридической форме можно различать следующие виды П.а.: а) Конституция РФ, устав субъекта РФ; 6) закон с подвидами - ФКЗ, ФЗ, кодекс, общие (основные) принципы, основы законодательства, федеральный закон о ратификации международного договора, федеральный закон о поправках и изменениях Конституции РФ, закон субъекта РФ; в) постановление и иные акты законодательных органов; г) указ и распоряжение Президента РФ, высших должностных лиц субъектов РФ; д) постановление, распоряжение и иные акты правительств РФ и ее субъектов; е) ведомственные П.а. с подвидами (акты федеральных министерств, госкомитетов и иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ); ж) П.а. самоуправления с подвидами актов местного самоуправления и актов по итогам выборов и референдумов; з) локальные (корпоративные) акты; и) решения судов и контрольно-надзорных органов; к) публично-правовые договоры и соглашения; л) программы и декларации; м) положения и уставы; н) международно-правовые акты. На основе их нормативная природы:. подразделяются на нормативные правовые акты, т.е. П.а., содержащие нормы права, регулирующие определенную сферу общественных отношений, и индивидуальные правовые акты, которые порождают права и обязанности только у тех субъектов, которым они адресованы. По способу оформления акта и придания ему юридической силы: а) первичные акты - законы, постановления и т.п., непосредственно приобретающие юридическую силу, вводимые в действие, и б) вторичные (утверждаемые) акты, к которым относятся, напр., инструкция, утвержденная приказом министра, положение, утвержденное постановлением главы администрации и т.п.
. Нормативный правовой акт — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. Нормативно-правовой акт-это акт правотворчества, который принимается в особом порядке, строго определёнными субъектами и содержит норму права. По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Правоприменительный акт - официальное волеизъявление уполномоченного государственного органа или должностного лица, направленное на индивидуально-правовое регулирование общественных отношений. Правоприменительные акты выступают результатом правоприменительной деятельности. Они могут выступать в форме указов, распоряжений, команд, приговоров, судебных решений, указаний, различного рода приказов и других актов. Среди правоприменительных актов наиболее сложными по структуре и содержанию являются судебные решения. Признаки правоприменительного акта: 1. Подзаконный характер. Правоприменительные акты издаются на основе правовых норм и должны им соответствовать. 2. Государственно-властный характер. Правоприменительные акты издаются от имени государства уполномоченными государственными органами и должностными лицами в рамках их компетенции. Государство контролирует исполнение правоприменительного акта, применяя в случае необходимости меры принуждения. С другой стороны, существует возможность обжалования (опротестования) правоприменительных актов в суд или вышестоящий государственный орган. 4. Индивидуально-правовой характер. Правоприменительные акты содержат конкретные предписания, рассчитанные на однократное применение в определенной, фактической ситуации. Они всегда обращены к конкретным адресатам и исчерпываются однократным применением. 5. Формализованный характер. Речь идет о строгом соблюдении предусмотренных стадий и процедур подготовки, экспертизы, издания правоприменительных актов. Каждый акт издается в определенной форме, имеет соответствующее наименование и обязательные реквизиты. Интерпретационный акт (акт толкования права) - это такой правовой акт, который содержит разъяснение смысла юридических норм. Особенности актов толкования права: - они представляют собой разъяснение смысла юридических норм; - содержат конкретизирующие, а не нормативные предписания; - не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормами, которые толкуют; - не являются формой и источником права. Интерпретационные акты подразделяются: - в зависимости от типов официального толкования - на акты нормативного (аутентические и легальные) и казуального толкования; - в зависимости от органов, дающих толкование, - на акты органов государственной власти, управления, судебных и прокурорских органов и т.п.; - в зависимости от предмета правового регулирования - на акты толкования уголовного права, административного, гражданского и т.д.; - в зависимости от характера - на материальные и процессуальные акты; - в зависимости от формы - на указы, постановления, приказы, инструкции и т.п.; - в зависимости от юридической природы различают интерпретационные акты правотворчества и интерпретационные акты правоприменения
9. Закон — это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения. По юридической силе и предназначению законы делятся на конституционные (закрепляют основы общественного и государственного строя и определяют основные правовые начала всего действующего законодательства) и обыкновенные (принимаются на основе конституционных законов и регулируют различные стороны жизни общества). Среди последних выделяются кодифицированные и текущие. По характеру действия законы подразделяются на постоянные, временные и чрезвычайные. В Российской Федерации, как в любом федеративном государстве, действуют федеральные законы и законы субъектов. Действующие законы образуют систему законодательства. Высшая юридическая сила предполагает, что никакой иной правовой акт не должен противоречить закону, не может его ни отменить, ни изменить; но закон может отменить или изменить любой другой правовой акт. Содержание закона образует первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах. МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН - законодательный акт типового характера, содержащий нормативные рекомендации, а также варианты возможных правовых решений (иногда и пояснения к возможным вариантам, примеры). Создание м.з.. практикуется в США (для штатов) и в СНГ (для государств-членов). М.з., одобренные законодательным органом, приобретают характер официальной законодательной рекомендации. Адресатом М.з. является национальный законодательный орган, который вправе его использовать в любой форме. Возможно одобрение акта целиком как своего национально-государственного закона, частичное одобрение с внесением дополнений, изменений, использование как ориентира, как базы для будущей законодательной работы. М.з. может быть оставлен и без внимания Подзаконные нормативно-правовые акты - это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им. Эффективные регулирования общественных отношений имеет место тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальными интересами. Подзаконные акты, как раз и призваны конкретизировать основные принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивидуальных интересов. По своему содержанию подзаконные акты, как правило, являются актами различных органов исполнительной власти. По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на общие, местные ведомственные и внутриорганизационные акты. 1. Общие подзаконные акты. Это нормативно-правовые акты общей компетенции действия которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны. Пор своей юридической силе и значению в системе правового регулирования общие подзаконные акты следуют за законами. Посредством подзаконным актов осуществляется государственное управление обществом, координируются экономические, социальные и другие вопросы общественной жизни. К общим подзаконным актам относятся нормотворческие предписания высших органов исполнительной власти. В зависимости от формы государственного правления они находят выражения в двух разновидностях подзаконных актов. Нормативные указы президента. В системе подзаконных актов они обладают высшей юридической силой и издаются на основе и в развитие законов. Полномочия президента в правотворческой деятельности определяются конституцией страны или специальными конституционными законами. Они регламентируют самые разнообразные стороны жизни, связанные с государственным управлением. Постановление правительства. Это подзаконные нормативные акты, принимаемые в контексте с указами президента и призванные в необходимых случаях урегулировать более дробные вопросы государст венного управления экономикой, социальным строительством, здравоохранением и т.д. 2. Местные подзаконные акты. Это нормативно-правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Их издают местные органы представительной власти и органы местного самоуправления. Действие этих актов ограниченно подвластной им территорией. Нормативные предписания местных органов государственной власти и управления обязательны для всех лиц, проживающих на данной территории. Это могут быть нормативные решения или постановление совета, муниципалитета, мэрии, префекта по самым различным вопросам местного характера. 3. Ведомостные нормативно-правовые акты (приказы, инструкции). В ряде стран определённые структурные подразделения правительственных органов (министерства, ведомства) также наделяются правотворческими функциями, которые делегируются законодательной властью, президентом или правительством. Это нормативно-правовые акты общего действия, однако они распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений (таможенные, банковские, транспортные, государственнокредитные, и другие). 4. Внутриорганизационные подзаконные акты. Это такие нормативно-пр авовые акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. В рамках, определённых актами высшей юридической силы, внутриорганизационные нормативные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности государственных учреждений, предприятий, воинских частей и других организаций.
Акты судебной власти Решением судебных органов приобретают нормативный характер в результате обобщения судебной практики, которая в своей основе носит индивидуальный, правоприменительный характер. Судебная практика выступает источником права в тех случаях, когда в силу неясности, противоречивости или неопределённости нормативных предписаний суд вынужден конкретизировать или уточнять содержание правовых норм или создавать новые нормы вследствие обнаруженных пробелов в праве. Правотворческие функции судов формируются самой судебной практикой, потребностями правового урегулирования тех общих жизненных случаев, которые не предусмотрены законом. Накопленный опыт правоприменительной практики позволяет судам принимать такие решения, которые имеют общеобязательное значение при рассмотрении той или иной группы юридических дел. Высшие органы судебной власти не только конкретизируют действующие нормы права, но и создают в пределах своей компетенции но вые правовые нормы с целью руководящего разъяснения применения законодательства по вопросам, возникающим при практическом разрешении юридических дел. Однако необходимо иметь в виду, что обязательная сила судебной практики состоит не в ней самой, а в велениях законодательной власти. Правотворческая деятельность судов в правовом государстве всецело основывается на своих законных полномочиях, в рамках законности и принципов данной системы права.
Акты местного самоуправления. В большинстве случаев разработки местных органов самоуправления соответствуют положениям законов субъектов Российской Федерации о правовых актах. В них используется традиционный юридический подход, противопоставляющий содержательную часть правового акта и реквизиты. Правотворческая деятельность по формированию актов МС включает 3 этапа:1.предпроектный,2.подготовканормат.акта,3.правотворч.процесс.Стадии правотворч. Процесса:1.изучение и анализ,2. опред. вида органов, субъектов правомочных принять решение,3.принятие решения о подготовка норматив. Акта,4.разработка концепций,идей,анализа, 5.подготовка проектаакта,6.предварит.рассмотр., 7.общест.обсуждение, 8.офиц.рассмотрение,9.принятие акта,его оформление,подписание, опублик., вступление в силу.Нормат.основа для правотворч.деят-ти субъектов:Конституция РФ,ФЗ,конституции республик,уставы краев,регламенты. Например в уставе Краснод.края вкл. Следующ. Правотворч. процедуры: прогнозирование, планирование,подготовка проекта,научная экспетриза,рассмотр. И принятие,опублик. И толкование, оценка эффективности. В Адыгее право законод. Инициативы принадл. Централ. Избират. Комиссии, в Сведловс. Области каждой из двух палат парламента, в Московской обл. уполномоч. По правам человека., в Ставропольском крае депутатам гос.думы 12.Требования к языку правового акта. Языковые правила законодат техники подразд. На общелингвистич.(создание оптимал. Текста для наилуч.восприятия), терминологич., синтаксич., стилистич.Обще-лингвистич.правила:принцип перерабатываемости текста, принцип ясности текста, принцип экономии текста, принцип выразительности, принцип когезии(формальной связанности) и когерентности (содержательной связанности)Для отечеств. Законодат. техники характерно:использование индикатива(изъявит.наклонения), использ.настоящ.времени. Законодат. язык имеет директивный характер, его отлич. Нейтральность стиля, отсутс.метафор, использование утвердит. Предложений,отвлеченно-обобщен. Форм. Законодат текст отлич. От других произведений связанностью, точностью, последовательностью изложения,безличный характер. Основу языка сост. Лексический(словар.состав) и грамматический(морфология и синтаксис) уровни. Юридич.лексика использует большое количество антонимов, синонимов, устойчивых сочетаний(фразеологии: например «акционерное общество»).Требования к юрид. Тексту:-отсутствие эмоц.окраски,-связность и последовательность,-точность,ясность, простота, короткие предложения, внутренняя логика предложений, юрид. Штампы и клише, условные предложения,
13.Общелингвистические правила. Важнейшее правило общелингвистического характера – стремление к достижению наилучшего восприятия адресатом выраженных языковыми средствами правовых норм. 2) Правило ясности - в законодательных текстах должны исключаться многозначность и нелогичные связи (разрывы) между их составляющими. Это правило не менее важно, чем предыдущее. Основное различие между правилами ясности и точности заключается в том, что точность текста достигается при его разработке, в звене «автор - норма». К критериям данного правила относятся: использование общеизвестных терминов в общеизвестном 3) Правило перерабатываемости - текст нормативного правового акта должен максимально легко поддаваться уяснению любым адресатом. В теории юридической техники это правило получило также название принципа общедоступности. 4) Правило экономии заключается в том, что текст нормативного правового акта должен характеризоваться оптимальным объемом, исключающим как недосказанность, так и лексическую избыточность (но не в ущерб его ясности). К критериям правила экономии регулирования можно отнести: максимально сжатое изложение текста нормативного правового акта; экономичное использование языка; отсутствие повторов и малоинформативных сочетаний.
СИНТАКСИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ. Предложение представляет собой устойчивую синтаксическую конструкцию, выражающую (обозначающую) законченную мысль. Грамматически правильное предложение, взятое в единстве с его смыслом, в современной логике и лингвистике именуется высказыванием. Высказывания, выражающие нормы, в том числе и нормы права, суть высказывания деонтические (нормативные). Во-первых, все члены предложения должны быть согласованы между собой в соответствии с языковыми нормами. Особое внимание стоит уделять падежным формам, спряжению глаголов, правильному употреблению служебных частей речи (т.н. "незнаменательных слов") - предлогов, союзов, связок, частиц, модальных слов. Во-вторых, конструкции предложений не должны быть ни излишне сложными, ни искусственно упрощенными. Мнение, что "не следует неоправданно перегружать нормативные акты сложными грамматическими конструкциями, в частности, причастными и деепричастными оборотами, сложноподчиненными предложениями, особенно если одни придаточные предложения включаются в другие, образуя несколько ярусов грамматического подчинения"12, безусловно, справедливо. Но при этом необходимо помнить о том, что правовая норма может нередко выражаться с помощью сложноподчиненных предложений с условными придаточными предложениями - такая форма зачастую бывает единственно возможной с точки зрения логики. Вместе с тем излишне сложные синтаксические конструкции зачастую затрудняют толкование нормы. Терминологические правила Термин — это слово (или сочетание слов), обозначающее определенное понятие. Акробатическая терминология — система терминов, предназначенных для краткого и точного обозначения применяемых упражнений, общих понятий, названия инвентаря и правил пользования им. При построении терминологии принято руководствоваться следующим: 1. Терминология должна строиться на основе словарного состава современного родного языка и заимствованных слов в соответствии с законами словообразования и грамматикой. Отдельные слова со специальным смысловым содержанием служат определенными терминами. Наряду со словотворчеством большое значение имеет переосмысливание общепринятых слов. Например, слова вход (на плечи), колесо, колонна, мост, шпагат, стойка, равновесие и др. получили в акробатике новое смысловое значение. Некоторые термины имеют международное значение. Так, например, слово сальто применяется в большинстве стран мира. Доступность терминологии предопределяет её жизненность и устойчивость. Введение жаргонных слов делает терминологию непонятной. В жизнь входят термины, проверенные временем и принятые народом. 2. Крайне важна точность терминов. Необходимо, чтобы термин раскрывал содержание определяемого и его особенности. Создание первоначального представления об упражнении во многом зависит от точности термина. Следовательно, чем точнее термин, тем успешнее протекает процесс овладения упражнением. Как правило, термины не многозначны и по1 произношению резко отличаются друг от друга. Только в этом случае они будут быстро осознаваться занимающимися. 3. Краткость свойственна любой терминологии. Для достижения краткости надо стремиться, чтобы термин (лучше всего одно краткое слово) отображал типичные особенности обозначаемого понятия, движения, предмета и т. п. Точность и краткость терминологии достигается также правилом, по которому условлено не упоминать в названии того, что само собою разумеется. Так, не указывают направление движения, если оно выполняется вперёд, обычный способ и кратчайший путь выполняемого движения; направление движений, имеющих один вариант выполнения и т.
Классификация терминов Известно, что типология является основой классификации. Терминоведческая классификация терминов - разделение терминов по наиболее важным их признакам. Основанием последующих классификаций служат различные отдельные признаки терминов — содержательные, формальные, функциональные, внутри- и внеязыковые.
Первой классификацией терминов по содержанию, используемой преимущественно в философии, является деление на термины наблюдения и теоретические термины. За терминами наблюдения стоят классы реальных объектов, а за теоретическими терминами — абстрактные понятия, зависящие обычно от определенной теории, концепции.
Второй классификацией терминов по содержанию — по объекту названия — является распределение их по областям знания или деятельности, или, иначе говоря, по специальным сферам. Перечень этих сфер может быть обобщенно представлен следующим образом: наука, техника, производство; экономический базис; надстройка. Основываясь на этой социологической схеме, можно сформулировать перечень рубрик, входящих в классификацию терминов оценочной деятельности.
Классификация терминов по объекту называния внутри отдельных областей знания является наиболее подробной классификацией терминов.
Третья содержательная классификация терминов — по логической категории того понятия, которое обозначается термином. Выделяются термины предметов (млекопитающие), процессов (умножение, делопроизводство, компрессия); признаков, свойств (хладноломкость), величин и их единиц (сила тока, ампер).
По сфере использования выделяются универсальные (для многих родственных областей), уникальные (для одной области) и концепциально-авторские термины; например, лингвистические термины могут обозначать явления, характерные для всех языков (фонетика), для одного или нескольких языков (эргативность) или только для одного подхода (глоссематика — термин Л. Ельмслева).
Классификация терминов по авторству отражает социологический подход к терминам. Известны в этом плане коллективные и индивидуальные термины. Так, термин геликоптер создал Леонардо да Винчи, термин промышленность — Н. М. Карамзин, термин социология — О. Конт.
Важная роль терминов в процессе научного познания объективной действительности позволяет построить их науковедческие классификации. Так, выделяются термины, служащие для фиксации знания, термины, используемые как инструмент познания, и термины обучения. Например, термином — инструментом познания следует назвать первоначально введенный.
Для каждой эпохи создается историко-лексикологическая классификация терминов, в которой фигурируют термины-архаизмы, термины-неологизмы. Эта классификация теснейшим образом связана с вышеприведенной классификацией терминов по объекту называния. Неологизмов больше в формирующихся терминосистемах. Архаизмы характерны для концепций тех терминосистем, которые уходят в прошлое в связи с ростом научного знания и выяснением устарелости некоторых научных воззрений. Однако поскольку термины остаются в языке как его лексические единицы (хотя и детерминологизированные), они могут возродиться в составе новых терминосистем или в новом значении при развитии терминосистемы. Так, в последние годы возродились термины наставник, аэробус и другие.
В связи с тем, что термины выполняют прикладную функцию как инструменты познания и как средства фиксации научного или технического знания, они подвергаются унификации и закрепляются в той или иной форме в качестве рекомендованных или стандартизованных. На этой основе строится классификация терминов по нормативности - ненормативности, которая включает в себя термины, находящиеся в процессе стандартизации (стандартизируемые), подвергшиеся стандартизации (стандартизированные) (насос), отклоняемые в процессе стандартизации (недопустимые); находящиеся в процессе упорядочения (рекомендуемые), подвергшиеся упорядочению (рекомендованные) (энергия Гельмгольца — в термодинамической системе), параллельно допустимые (изохорно-изотермический потенциал — там же, в том же значении), отклоненные в процессе упорядочения. К этому следует добавить, что в сфере науки и техники существуют термины, нормативность которых является обязательной: так, термины радиочастот нормализованы в международном масштабе, поскольку это необходимо для обеспечения безопасности мореплавателей, авиаторов и другие. Как правило, эти термины являются интернациональными; по крайней мере, их семантика подвергается нормализации решениями международных организаций.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 4477; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.207 (0.013 с.) |