Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура акта правовой коммуникации

Поиск

Структура акта правовой коммуникации состоит из следующих компонентов: адресант — сообщение, код, референция, контакт — адресат.

Адресант — это прежде всего государство и те его органы, которые наделены полномочиями принимать правовые акты.

Сообщение — это содержащаяся в правовом акте совокупность правовых норм, установленных уполномоченными на то государственными органами. Различные органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов в процессе своей правотворческой деятельности устанавливают обязательные для правоприменителя правила поведения (дозволения, запреты, предписания), которые, облекаясь в формы правовых актов, выполняют роль сообщения в акте правовой коммуникации.

Адресат — это тот субъект права, которому предназначается правовая информация, идущая от адресанта и который обязан соблюдать правовые нормы.

Код — это тот язык, который используется участниками конкретного акта правовой коммуникации. В законотворческом процессе государственный язык Российской Федерации — русский язык, а также государственные языки республик в составе Российской Федерации и родные языки коренных малочисленных народов Российской Федерации, выполняют свою коммуникативную функцию и выступают как язык правовых актов. Эти языки используются при создании федеральных конституционных законов, федеральных законов Российской Федерации, других правовых актов федеральных органов государственной власти, а также правовых актов субъектов Российской Федерации.

Референция — это содержание сообщения (правовой нормы). Референция определяет, к какой отрасли права соответствующая норма относится и какие отношения она регулирует. Следует отметить, что нормы Конституции Российской Федерации обладают определенными особенностями: они имеют очень широкую референцию, и поэтому сами являются отправными, базовыми для развития не только конституционного права, но и других отраслей права.

Важную роль в акте правовой коммуникации играет и такой его элемент, как контакт. Особенностью этого элемента в акте правовой коммуникации является то, что он носит опосредованный характер. Передача правовой информации осуществляется посредством использования государственного языка Российской Федерации, государственных языков субъектов Российской Федерации, языков коренных малочисленных народов при официальном опубликовании правовых актов. Адресат получает сообщение не непосредственно от адресанта, а через средства массовой информации, обязательному опубликованию в которых подлежат правовые акты, кроме случаев, когда эти акты содержат сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера.

Коммуникативная функция — база правовой коммуникации, и ее основное назначение в акте правовой коммуникации заключается в том, что язык, являясь основной формой представления правовой информации, обеспечивает общение правоприменителя и правотворческого органа при условии открытости и доступности такой информации.

Упорядоченность

Важнейшим свойством правовой коммуникации, безусловно, является ее упорядоченность. Данное свойство должно выражаться в одинаковом понимании правовой информации всеми участника акта правовой коммуникации. Для адресанта и адресата текст сообщения должен иметь абсолютно одинаковый смысл. Именно обеспечение идентичности понимания правовой информации законодателем и правоприменителем, является, в частности, наиважнейшей функцией лингвистической экспертизы проектов правовых актов. В этих целях соответствующие структурные подразделения аппаратов законодательных и исполнительных органов Российской Федерации и ее субъектов, осуществляющие лингвистическую экспертизу (литературное редактирование), оценивают языковое и стилистическое качество текстов законопроектов, то есть устанавливают их соответствие нормам современного русского литературного языка и других языков народов Российской Федерации с учетом функционально-стилистических особенностей юридических текстов, их типологической специфики, требований юридической техники, редакционно-технических правил и нормативов, а также участвуют в редакционно-технической доработке текстов проектов указанных актов.

Текст правового акта

Текст правового акта, как известно, имеет три основные составляющие: языковую, логическую и структурную. Языковая составляющая текста закона связана с лексическими, морфологическими и синтаксическими особенностями языка правовых актов. Логическая составляющая предполагает использование в тексте правового акта законов формальной логики: тождества, непротиворечия, достаточного основания и исключенного третьего. И, наконец, структурная составляющая определяет элементы структуры текста правового акта и правила использования различных частей этой структуры.

Точная реализация законодателем требований к вышеназванным составляющим обеспечивает правильность текста правового акта.

Правильность текста правового акта — это соблюдение системы норм, связанных с надлежащим использованием языковых, стилистических, логических, структурных и прагматических (целевых) характеристик конкретных текстов.

Если воля законодателя получила исчерпывающее, адекватное выражение, требования к языку правовых актов соблюдены, структура строго определена, текст правового акта официально опубликован, то акт правовой коммуникации можно считать завершенным.

 

19. Требования к стилю правового акта.

Законодательный стиль – система приемов наиболее целесообразного использования языковых средств в нормативных документах.В стиле правовых актов концентрируется воедино и использование юридической терминологии, других средств юридической техники (юридических конструкций), и применение в области права требований современного литературного языка, требований к языку официальных документов.Главное, что определяет стиль нормативных (а также индивидуальных) актов в социалистическом обществе, состоит в том, чтобы обеспечить сочетание, с одной стороны, доступности и убедительности нормативных документов, а с другой – их точности, определенности и высокой юридической культуры.Доступность и убедительность правовых актов.

Стиль нормативных актов обеспечивает предельную убедительность содержащихся в нем предписаний. В ряде случаев в нормативные акты включаются преамбулы и пояснения, но, главное, сами формулировки юридических норм должны обладать и обладают большой силой убеждения. Четкие, энергичные формулировки •нормативных актов призваны донести до всех лиц глубокую убежденность законодателя в необходимости и целесообразности проводимых мероприятий. Таким образом, совершенная языковая форма нормативных актов является одним из средств, обеспечивающих идеологическое воздействие норм права.Точность, определенность, высокая юридическая культура стиля правовых актов. Правовой акт – это не обычное выступление, речь, статья. Язык закона, писал академик Л.В. Щерба, требует прежде всего точности и невозможности каких-либо кривотолков; быстрота понимания не является уже в таком случае исключительно важной, так как заинтересованный человек без всякого понукания прочтет всякую статью закона и два, и три раза. Иными словами, доступность и убедительность не являются в нормативных актах самоцелью, это – доступность и убедительность в выражении воли законодателя.Стиль нормативных актов должен обеспечить функционирование права как властного регулятора, и в частности точность и полноту выражения воли законодателя. Нужно, чтобы нормативные акты по возможности содержали в себе исчерпывающие ответы на все могущие быть выдвинутыми жизнью, практикой вопросы, связанные с их применением.Важнейшие требования стиля правовых актов – строгая определенность фраз, выражений, терминов.

20. Структурные единицы актов. Заголовок, преамбула, приложение, ссылки, сноски, примечания.

Установление общей структуры правовых актов, а также структуры его текстовой части, в которой излагаются нормативные предписания, имеет принципиальное значение для выработки правил оформления этих актов. Как уже отмечалось, правовые дисциплины традиционно выделяют в правовых актах две составляющие: содержательную часть и реквизиты. Структуру нормативного правового акта образуют,: часть,раздел,глава,статья. В тексте правового акта должно применяться единообразное деление:частей в статьях – на пункты или абзацы; пунктов в частях статей – на подпункты или абзацы.Статьи (пункты) могут также объединяться в более крупные структурные единицы: главы и разделы. Части правового акта обозначаются словами и могут иметь наименование. Смысловые составляющие акта: наименование, преамбула, включающая общие положения, легальное определение,изложение конкретных правовых предписаний, определение санкций за нарушение предписаний, переходные и залючит. положения, положения о вступлении акта в силу.

 

Реквизиты правового акта

Правила оформления документов, принятые в делопроизводстве, исходят из того, что документ состоит из отдельных элементов – реквизитов. Перечень 30 реквизитов организационно-распорядительных документов закреплен в ГОСТ Р 6.30-2003.

Как уже отмечалось, в правилах юридической техники под реквизитами правового акта понимаются элементы правового акта, не входящие в его содержательную часть и не содержащие регулятивных положений, предназначенные для отражения юридических свойств и идентификации правового акта. Согласно правилам юридической техники реквизиты отражают важнейшие юридические свойства правового акта, связанные с его статусом и принятием. Основное идентифицирующее значение для правового акта имеют заголовок, дата принятия и номер акта. Например, вид правового акта позволяет судить о юридической силе правового акта, а дата его принятия дает возможность установить приоритет между двумя правовыми актами одного вида.

Состав реквизитов правовых актов различается в зависимости от вида правового акта. Вместе с тем можно установить реквизиты, обязательные для правовых актов любых видов. В этой связи правила юридической техники могут содержать:единый перечень реквизитов, обязательных для всех видов правовых актов, издаваемых органами управления определенного уровня; отдельные перечни реквизитов для правовых актов определенного вида.

Например, единый перечень реквизитов для правовых актов, издаваемых федеральными органами исполнительной власти, приводится в Правилах подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации:

наименование органа (органов), издавшего акт;

наименование вида акта и его название;

дата подписания (утверждения) акта и его номер;

наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт.

В законах субъектов РФ также устанавливаются перечни реквизитов, единые для всех правовых актов этого уровня. Однако и в этом вопросе в региональных законах нет единообразия. Например, в Законе Ярославской области от 07.03.2001 № 16-З «О правовых актах Ярославской области» (в ред. от 07.10.2008) установлено, что правовые акты Ярославской области имеют следующие реквизиты:

наименование (вид и название) правового акта;

наименование органа, принявшего акт;

дата подписания правового акта и его номер;

должность и фамилия лица, уполномоченного подписывать соответствующий правовой акт.

23. Понятие правотворчества, его соотношение с нормотворчеством, законотворчеством. Виды правотворчества.

Актуальность проблемы правотворчества определяется тем, что она дает жизнь праву, формирует и оформляет его. Правотворчество является отражением социального нормативного регулирования в правовой сфере.

Государство осуществляет свои функции в различных правовых формах. Важнейшей из них, наряду с правоприменительной, учредительной и контрольно-надзорной деятельностью, является правотворчество, в ходе которого разносторонние интересы общества отдельных его социальных слоев и многочисленных индивидов приводятся к общему знаменателю, а также находят свое воплощение в общеобязательных правилах поведения. Правотворчество (в узком смысле) представляет собой деятельность компетентных органов государства, должностных лиц, специально уполномоченных общественных организаций, трудовых коллективов или всего населения по установлению, изменению, отмене и систематизации юридических норм. В широком, данное понятие охватывает деятельность по познанию потребностей в нормативном регулировании тех или иных общественных отношений. Правотворчество является завершающей стадией более широкого процесса – процесса правообразования. Иногда в науке используют термин «нормотворчество», однако ряд авторов указывает на то, что термин «нормотворчество» относится к установлению не только норм права, но и других социальных норм. Характер тех правовых идей, которые в конечном итоге фиксируются в нормативно-правовых актах данного государства, определяется множеством факторов: состоянием экономики, уровнем развитости гражданского общества, типом государственного режима, общей направленностью социально-политического развития государства, его международным положением. Формирование права зависит также от особенностей национального менталитета, от существующих в обществе обычаев и традиций, от умения различных политических сил идти на компромиссы. Задача правотворческих органов – как можно более полно учесть при издании соответствующих актов все вышеперечисленные факторы с тем, чтобы придать формально-определенный, общеобязательный характер наиболее оптимальным для данных условий моделям поведения.

Главное назначение правотворчества – выработка и принятие новых правовых норм. Другие проявления правотворчества (изменение, отмена и систематизация) имеют относительно вспомогательное значение для формирования системы права.

Соответственно выделяются и функции правотворчества:

а) выработка и принятие новых юридических норм;

б) изменение или дополнение действующих норм права;

в) отмена устаревших;

г) систематизация или упорядочение действующего нормативно-правового материала.

Виды правотворчества

24.Деление правотворчества на виды может проводиться по различным основаниям. Так, в зависимости от субъектов издания нор­мативно-правовых актов различают правотворчество:

а) государственных органов;

б) общественных организаций;

в) трудовых коллективов;

г) всего народа (взрослого населения страны) в ходе референдума.

Наиболее распространенным видом правотворчества является принятие нормативных актов органами государства и уполномоченными на то должностными лицами. Это объясняется необходимостью профессионального подхода к формулированию общеобязательных правил поведения, наиболее полного учета всех факторов, влияющих на эффективность их последующей реализации, обеспечение внутренней согласованности и непротиворечивости системы законодательства. Особенно велика роль государства в издании нормативно-правовых актов во времена значительных социально-поли­ти­ческих и экономических преобразований. Только глубокий анализ происходящих в обществе процессов может позволить принять законы «опережающего» характера в обеспечении проводимых реформ.

В Украине правом принятия нормативно-правовых актов обладают: Верховная Рада Украины как единственный орган законодательной власти (ст. 75 Конституции Украины), Верховный Совет Автономной Республики Крым как представительный орган крымской автономии (ст. 136 Конституции Украины), Президент и Кабинет Министров Украины, Совет Министров Автономной Республики Крым, министерства, ведомства, государственные комитеты, местные государственные администрации.

К числу субъектов правотворчества можно отнести также органы местного самоуправления, а также администрации предприятий и учреждений (локальное правотворчество).

Полномочия на издание нормативных актов каждого органа определяются Конституцией Украины и иными законами в зависимости от места, занимаемого каждым из них в системе органов государства.

Правотворческая деятельность общественных (корпора­тивных)­ организаций, как правило, исключает самостоятельное принятие этими организациями норм права.

Государство может санкционировать акты, принятые этими организациями, предварительно разрешить издание соответствующего акта либо принять их совместно. Например, могут заключаться соглашения между отраслевыми профсоюзами и работодателями, регулирующие трудовые социально-экономи­чес­кие и профессиональные отношения.

Трудовые коллективы наряду с коллективным договором (локальный нормативный акт), заключенным с администрацией предприятия, имеют право на заключение разного рода соглаше­ний – правовых актов, содержащих обязательство по установлению условий, оплаты труда и т.д.

Непосредственное участие народа в правотворчестве – референдум – в последнее время получает все большее распространение (ст. 69-74 Конституции Украины). В данном случае народ как источник власти реализует свое право на непосредственное участие в решении важнейших вопросов государственной и общественной жизни путем принятия законов. Решения, принятые всеукраинским референдумом, обладают высшей юри­ди­ческой силой и не нуждаются в каком-либо утверждении.

В зависимости от характера участия государства в правотворчестве различают:

а) непосредственную правоустановительную деятельность соот­ветствующих государственных органов;

б) делегирование правотворческих полномочий негосударственным формированиям;

в) санкционирование государством норм, сложившихся в обществе или выработанных определенными организациями.

25. Принципы правотворчества.

Правотворческий процесс основывается на определенных принципах — основополагающих идеях, реализация которых обеспечивает его качество и эффективность. Основными принципами правотворчества в нашем государстве выступают следующие: законность; демократизм; гласность; научная обоснованность; профессионализм

Демократизм правотворчества должен проявляться прежде всего в участии граждан в правотворческом процессе, в результате чего в процессе «поиска» права правотворческий орган постоянно будет находиться под социальным контролем и объективизация права будет в наибольшей степени соответствовать интересам человека, социальной группы, общества. Этот принцип воплощается в таких формах как референдум, как вынесение на всеобщее обсуждение в средствах массовой информации наиболее важных законов, да и деятельность самого парламента – единственного представительного и выборного органа государственной власти, где принимаются законы – также тому свидетельство. Ошибочным представляется распространение этого принципа только на законотворческий процесс.

Принцип законности предполагает соблюдения процедуры принятия нормативных правовых актов в пределах компетенции правотворческого органа. Этому принципу должно удовлетворять и содержание нормативного правотворческого акта, не входящее в противоречие с актами более высокой юридической силы.

Научность правотворчества основывается на следующем: научная разработка концепции нормативного правового акта; привлечения к его подготовке как ученых, так и практиков; использование прогнозов о последствиях действия акта; сбор социологических данных об общественном мнении, правосознании либо готовых принять и реализовывать конкретные законы либо противиться этому и т.д. Во многих странах мира при парламентах созданы научные центры, где разрабатывается стратегия правотворчества, планируется правотворческая работа, разрабатываются тексты конкретных нормативных правовых актов, организуется проведение правовых экспериментов. В Беларуси в таком направлении работает.Выделяют также принцип своевременности, понимаемый как точное определение момента подготовки и принятия нормативного правового акта, соответствующего социальной потребности, готовности общественных отношений к их правовому регулированию, принцип профессионализма, требующий от субъектов правотворчества особого уровня правовой культуры; принцип исполнительности, который позволяет принимать такие нормативные правовые акты, который могут реально действовать, т.е. опираться на реальные экономические, финансовые, кадровые, организационные, юридические условия; принципы гласности, связи теории с практикой, использования правового опыта и другие.При этом принцип демократизма рассматривается как особый принцип законотворчества, который проявляется в гласности обсуждения проекта закона в законодательном органе, его свободной критике, рассмотрении альтернативных вариантов проекта закона и т.д.Однако, говоря о демократизме как о принципе, который позволяет наиболее полно и эффективно выявлять истинные цели законодателя и волю населения, выраженную в нормативном содержании закона, можно ли говорить об одинаковой степени проявления принципа демократизма на разных стадиях законотворчества, а также при осуществлении на той или иной стадии своих полномочий каждым из участников законотворческого процесса? В строго регламентированной процедуре принятия закона каждый участник законотворческого процесса при осуществлении соответствующих его положению в законотворчестве функций в той или иной степени реализует принцип демократизма. Принцип демократизма в законотворчестве носит в большей степени идеологический характер. Такое его понимание в законотворчестве возникло в теории правотворчества советского периода, в бытность умозрительного отношения к праву, когда оно жило своей самостоятельной жизнью, не вмешиваясь в дела общества и государства. Ведь при осуществлении законотворчества не может не быть демократизма, в законотворчестве он неизбежен, это продолжение природы самого государства, законодательного органа, закона.

Под законностью в законотворчестве понимается то, что вся законотворческая работа по подготовке, принятию и опубликованию законов должна осуществляться в рамках закона, и прежде всего Конституции РФ. Однако принцип законности выступает в качестве системообразующего и должен пропитывать все сферы жизни общества, в том числе и законотворчество, ведь его общепризнанная суть заключается в том, что, являясь конституционным, он подразумевает прежде всего требование соблюдения законов. Следовательно, первейшей и непосредственной предпосылкой осуществления принципа законности является соблюдение установленных Конституцией РФ и законодательными актами правил в деятельности всех государственных органов и должностных лиц, независимо от вида осуществляемой деятельности. Разве не должно, например, Правительство РФ при осуществлении своих конституционных полномочий путем принятия постановления руководствоваться тем же принципом законности?

26. Правотворческий процесс и его стадии. Отличие правотворчества от правообразования.Правотворческий процесс в РФ состоит из следующих шести стадий:

1) Принятие решения о внесении изменения в действующую систему норм права.2) Подготовка проекта нормативно правого акта либо доработка проекта,внесенного в порядке правотворческой инициативы.3) Рассмотрение проекта нормативно правового акта правотворческим органом.4) Обсуждение и согласование проекта заинтересованными лицами.5) Принятие нормативно правового акта.6) Опубликование нормативно правового акта.1.Принятие правотворческим органом решения внести изменения в систему действующих норм права может мотивироваться различными обстоятельствами. Наиболее распространенными являются следующие три обстоятельства.Решение может приниматься по собственной инициативе правотворческого органа, признавшего, что его нормативно-правовой акт в той или иной части устарел и не соответствует целям правового регулирования, вызывает обоснованные нарекания заинтересованных лиц и нуждается в изменении или коренной переработке.Вторым обстоятельством, с которым может связываться решение готовить проект нормативно-правового акта, является вступление в силу нормативно-правового акта вышестоящего органа. Принятые ранее акты правотворческого органа, противоречащие новому нормативно-правому акту, подлежат приведению в соответствии с ним. Правотворческий орган должен подготовить новые нормы права, которые согласуются с вновь принятыми нормами и последовательно их развивают. Возможны также ситуации, когда начальная стадия процесса связывается с поступлением в адрес правотворческого органа проекта нормативно-правового акта, внесенного в порядке правотворческой инициативы.согласно ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации и его членам, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.На второй стадии подготовки проекта нормативно-правового акта или доработки проекта, внесенного в порядке правотворческой инициативы, решаются две задачи: разработка так называемой концепции проекта и подготовка его текста.К решению обеих задач привлекаются компетентные специалисты, в том числе и представители науки.Концепция нормативно-правового акта представляет собой письменный документ, в котором дается научное обоснование основных положений будущего проекта нормативно правового акта. В частности, в концепции излагаются недостатки действующих норм права, объективные причины, вызывающие потребность в совершенствование этих норм права, цели проекта нормативно правового акта, основные способы и пути достижения этих целей, результаты, которые могут быть получены при условии приятия предлагаемых вариантов правового регулирования общественных отношений.Третья стадия – стадия рассмотрения проекта правотворческим органом предполагает выявление позиции этого органа относительно представленных на его рассмотрение проектов или одного проекта. Основное внимание уделяется уяснению концепции проекта и предлагаемых норм права. В этих целях обычно предусматривается заслушивание докладов инициаторов проектов, органа, осуществлявшего их доработку или подготовку оригинального проекта, мнений членов правотворческого органа, заключений авторитетных специалистов.Обсуждение в итоге может привести к решению продолжить доработку проекта. В этом случае проект возвращается на предыдущую стадию. Однако может приниматься и иное решение – в том случае, если правотворческий проект был одобрен правотворческим органом, наступает следующая стадия. Данная работа поручается обычно, органу, который осуществлял разработку или доработку проекта.Стадия обсуждения и согласования проекта нормативно-правового акта предполагает выявление мнений заинтересованных лиц о проекте и получение от них предложений по совершенствованию, доработке проекта. На этой стадии проект нормативно-правового акта впервые предстает перед общественностью, заинтересованными лицами, которые оценивают проект с позиции своих интересов и способности предлагаемых новых норм права отвечать этим интересам. С учетом поступивших замечаний и предложений, а также собственных инициатив разработчики проекта дорабатывают его либо принимают мотивированное решение о невозможности или нецелесообразности учета тех или иных замечаний или предложений. Доработанный проект нормативного акта, поступившие на него замечания и возражения против них вносятся на рассмотрение правотворческого органа.Рассмотрение правотворческим органом представленных документов проводится в том же порядке, что и на третьей стадии правотворческого процесса. Однако на этот раз результаты рассмотрения характеризуют переход правотворческого процесса в принципиальное иное качество, если правотворческий орган приходит к выводу, что предлагаемый проект достоин принятия в качестве нормативно-правового акта и принимает такое решение. Воля правотворческого органа тем самым завершила свое формирование и выразилась в нормативно-правовых велениях, закрепленных в принятом нормативно-правовом акте.Вступление в действие некоторых категорий нормативно-правовых актов требует дополнительного согласия иных органов. Так, федеральные законы, принятые Государственной Думой, могут вступить в силу только после их одобрения Советом Федерации и подписания Президентом РФСтадией, завершающей правотворческий процесс, признается процедура официального опубликования вновь принятых нормативно-правовых актов. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ федеральные законы, а также любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.В соответствии с Федеральным законом “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания”, принятом Государственной Думой 25 мая 1994 г., официальным опубликованием названных актов считается их первая полная публикация в “Российской газете” или Собрании законодательства РФ.Акты Президента РФ и акты Правительства РФ подлежат официальному опубликованию в “Российской газете” и Собрании законодательства РФ в течение десяти дней после дня их подписания.Нормативно-правовые акты субъектов РФ публикуются в местных газетах в порядке, установленном правотворческими органами. Правотворческие органы ряда субъектов РФ имеют специальные издания для официального опубликования своих нормативно-правовых актов. Органы местного самоуправления публикуют свои акты в местных средствах массовой информации или иным способом, вывешивают их тексты в общественных местах.

Правотворчество – это деятельность компетентных государственных органов по формированию нормативных правовых актов.

Правотворчество следует отличать от процесса правообразования. Правотворчеством не ограничивается весь сложный процесс образования права. Многие правила поведения до того, как они были выражены в тексте нормативных актов, уже сложились в общественных отношениях, в реальном правовом поведении субъектов права, либо сформировались в правосознании народа. Их оставалось документально оформить, придать им официальную силу.

Таким образом, правообразование более широкое понятие, чем правотворчество.

Правотворчество различают в зависимости от субъектов, наделенных правотворческой компетенцией. Так, существует непосредственное правотворчество народа, осуществляемое им в процессе референдума, а также правотворчество государственных органов всех трех ветвей власти. По способу придания юридической силы нормативному акту может быть непосредственное правотворчество самого государственного органа, делегированное правотворчество, когда государственный орган часть своих правотворческих функций делегирует другому государственному органу, наконец, санкционированное правотворчество, при котором государственный орган утверждает нормы, принятые негосударственными организациями, в частности в процессе регистрации уставов общественных организаций. Правотворчество разделяют также в зависимости от юридической силы нормативного акта, появляющегося в его результате, так законотворчество – правотворчество высшего представительного органа власти создающего законы, подзаконное правотворчество – специальная деятельность всех других органов власти в результате чего появляются подзаконные нормативные правовые акты.

Тре­бо­ва­ния к пра­во­твор­че­ской про­це­ду­ре

Пра­во­вая (пра­во­твор­че­ская) про­це­ду­ра - это нор­ма­тив­но ус­та­нов­лен­ный по­ря­док осу­ще­ст­в­ле­ния юри­ди­че­ской дея­тель­но­сти, На­прав­лен­ный на реа­ли­­з­ацию норм ма­те­ри­аль­но­го нра­ва и ох­ра­няе­мый от на­ру­ше­ний санк­­ци­ями.

Ви­ды пра­во­твор­че­ских про­це­дур

Ос­нов­ную на­груз­ку по раз­ра­бот­ке и при­ня­тию норм пра­ва не­сут го­су­дар­ст­вен­ные ор­га­ны. Сре­ди них осо­бо вы­де­ля­ет­ся пар­ла­мент как ор­ган спе­ци­аль­но соз­дан­ный для при­ня­тия за­ко­нов, нор­ма­тив­ных ак­тов, имею­щих наи­боль­шую зна­чи­мость и важ­ность для стра­ны в це­лом. Не слу­чай­но за­ко­но­да­тель­ный про­цесс но­сит са­мый слож­ный ха­рак­тер и от­ли­ча­ет­ся дли­тель­но­стью. За­ко­но­да­тель­ный про­цесс ре­гу­ли­ру­ет­ся Рег­ла­мен­том Го­су­дар­ст­вен­ной Ду­мы.

Указ­ное пра­во­твор­че­ст­во не об­ла­да­ет от­кры­тым ха­рак­те­ром. Про­­е­кты ука­зов го­то­вят­ся в не­драх Ад­ми­ни­ст­ра­ции Пре­зи­ден­та. Ос­та­ет­ся толь­ко до­га­ды­вать­ся, ка­кой по­ря­док при­ме­ня­ет­ся при из­да­нии ука­зов. Ско­рей все­го, он ре­гу­ли­ру­ет­ся внут­рен­ним до­ку­мен­том дан­но­го го­су­дар­ст­вен­но­го ор­га­на, ко­то­рый для обо­зре­ния не­дос­ту­пен.

Пра­ви­тель­ст­во при­ни­ма­ет свои нор­ма­тив­ные ак­ты, ис­поль­зуя ку­да ме­нее слож­ную про­це­ду­ру, чем за­ко­но­да­тель­ная. Это свя­за­но с тем, что по­ста­нов­ле­ния на­прав­ле­ны на де­та­ли­за­цию за­ко­нов и ка­са­ют­ся в ос­нов­ном со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ских во­про­сов. Про­цесс при­ня­тия по­ста­нов­ле­ний ре­гу­ли­ру­ет­ся Рег­ла­мен­том Пра­ви­тель­ст­ва Рос­сий­­ской Фе­де­ра­ции.

Ве­дом­ст­вен­ные нор­ма­тив­ные ак­ты ре­гу­ли­ру­ют спе­ци­аль­ные во­­пр­осы, от­не­сен­ные к ком­пе­тен­ции фе­де­раль­ных ми­ни­стерств, служб, агентств. Боль­шин­ст­во из них но­сят про­це­дур­ный ха­рак­тер, т.е. на­­пра­вл­ены на по­ря­док реа­ли­за­ции ак­тов, имею­щих бо­лее вы­со­кую юри­ди­че­скую си­лу. Вот по­че­му ве­дом­ст­вен­ный пра­во­твор­че­ский про­цесс по срав­не­нию с ви­да­ми пра­во­твор­че­ских про­це­дур, ука­зан­ны­ми вы­ше, ме­нее слож­ный, но от­нюдь не уп­ро­щен­ный. Он ус­та­нов­лен пра­ви­ла­ми под­го­тов­ки нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тов фе­де­раль­ныхор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти и их го­су­дар­ст­вен­ной ре­ги­ст­ра­ции, ко­то­рые ут­вер­жде­ны по­ста­нов­ле­ни­ем фе­де­раль­но­го Пра­ви­тель­ст­ва. При раз­ра­бот­ке и при­ня­тии кор­по­ра­тив­ных ак­тов так­же ис­поль­зу­ет­ся оп­ре­де­лен­ный по­ря­док. Од­на­ко про­цесс их при­ня­тия от­ли­ча­­е­тся раз­но­об­ра­зи­ем. Это свя­за­но с ви­да­ми кор­по­ра­тив­но­го пра­во­твор­че­ст­ва (пря­мое, пред­ста­ви­тель­ное, опо­сре­до­ван­ное).

Тре­бо­ва­ния к пра­во­твор­че­ской про­це­ду­ре

Г.Ф. Шер­ше­не­вич под­чер­ки­вал: «При­знак за­ко­на со­сто­ит в том, что во­ля ор­га­нов го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти, тво­ря­щей нор­му пра­ва, долж­на вы­ра­зить­ся в ус­та­нов­лен­ном за­ра­нее по­ряд­ке». Этот при­знак пред­став­лял­ся ему очень зна­чи­тель­ным, он пред­ла­гал в за­ви­си­мо­сти от его реа­ли­за­ции оп­ре­де­лять по­ли­ти­че­ский ре­жим го­су­дар­ст­ва.

Зна­че­ние пра­во­твор­че­ской про­це­ду­ры ис­клю­чи­тель­но ве­ли­ко. Ее на­ру­ше­ние свя­за­но с воз­мож­но­стью от­ме­ны нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тов. Что­бы это­го не про­изош­ло, она долж­на от­ве­чать оп­ре­де­лен­­ным тре­бо­ва­ни­ям.

Опе­ре­жаю­щее ус­та­нов­ле­ние пра­во­твор­че­ских про­це­дур. Речь идет о том, что­бы про­цесс при­ня­тия нор­ма­тив­ных ак­тов тем или иным пра­во­твор­че­ским ор­га­ном про­ду­мы­вал­ся за­ра­нее и на­хо­­дил от­ра­же­ние в спе­ци­аль­ном ак­те это­го ор­га­на. И лишь за­тем он мо­жет при­сту­пать к при­ня­тию нор­ма­тив­ных ак­тов, от­не­сен­ных к его ком­пе­тен­ции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 538; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.246.148 (0.013 с.)