Правоприменит деятельность,понятие и виды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правоприменит деятельность,понятие и виды.



Правоприменение — это не одна из форм реализации права, а особый тип осуществления права, который, в свою очередь, имеет свои формы. То, что нельзя ставить правоприменение в один ряд с использованием, исполнением и соблюдением, справедливо замети­ли некоторые ученые'. Оно имеет очень серьезные отличия и не яв­ляется однородным правовым явлением с ранее названными, а посе­му не может быть объединено одним понятием «формы реализации права».

Применение права — это государственно-властная деятельность компетентных органов государства по осуществлению норм права относительно конкретных жизненных случаев путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний.

Правоприменительная деятельность характеризуется следующи­ми признаками:

♦ осуществляется компетентными органами государства;

♦ имеет властный обязательный характер, характер односторон­него волеизъявления или распоряжения;

♦ требует профессиональных знаний и навыков;

♦ осуществляется в форме индивидуально-конкретных предпи­саний;

♦ является организующей деятельностью по осуществлению норм права. Ее цель — удовлетворение не личных потребностей пра­воприменителя, а потребностей отдельных лиц или всего общества;

♦ осуществляется в процессуальных формах.

Применение права может подключаться ко всем формам непо­средственной реализации права:

1 В. Н. Карташов применение права предлагает называть типом реализации. Но тут же называет в качестве типов оперативно-исполнительную (правонаделительную) и правоохранительную практику государства. См.: Карташов В. Н. Теория правовой системы общества. Т. 1. - Ярославль, 2005. - С. 291-292.

В.М. Сырых правоприменение считает формой реализации права, которую осуще­ствляют государственные органы, участвуя в публично-правовых отношениях См.: Сырых В. М. Теория государства и права. — М.. 2004. — С. 260—261.

В.И. Червонюк, тоже заметивший не однонорядковость использования, исполне­ния, соблюдения и применения, все же не решается отказаться от привычного наимено­вания применения права как формы реализации. См.: Червонюк В.И. Теория государст­ва и права. - М., 2006. - С. 513.


Глава 17. Применение как тип осуществления права


 

 

♦ к использованию (например, получение жилой площади мало- 397 имущими, получение пенсии, получение льгот инвалидами);

♦ к исполнению (например, "призыв в армию);

♦ к соблюдению (например, совершение правонарушения).

Причины правоприменения

Государственные органы вмешиваются в процесс реализации права субъектами права неслучайно. Однако объем правоприменения может быть разным. Если в государстве правоприменение занимает слишком большое место, это говорит о том, что свобода в данной стра­не не в почете, а само оно является отнюдь не демократическим. И на­оборот. Обойтись без правоприменения не представляется возмож­ным по нескольким причинам:

1) ограниченность общественных ресурсов (финансовых, матери­ альных, природных, человеческих и т.п.) и необходимость обеспечить справедливое их распределение и использование;

2) возможность злоупотребления своими правами со стороны субъектов права, а отсюда необходимость контроля, с тем чтобы пре­дотвратить вред и обезопасить других лиц;

3) различия в интересах субъектов права и их нежелание это учи­тывать;

4) совершение правонарушений. Именно эти причины и вызывают необходимость подключения

применения права к различным формам непосредственной реализа­ции права.

Формы правоприменения

Различают четыре формы применения:

конкретизация. Это такая ситуация, когда правоотношение не может возникнуть без властного решения государственного органа исполнительной власти, который должен конкретизировать имею­ щееся у субъекта права субъективное право (например, произвести начисление пенсии, проверить основания для получения льготы). Иногда приходится конкретизировать юридическую обязанность (например, призыв на военную службу). Одним словом, «наделить» правом (что чаще) или обязанностью (гораздо реже) — это то, что тре­ буется от государственного органа. Данную форму правоприменения условно и с натяжкой можно было бы назвать правонаделением. Сю­ да относятся ситуации, которые так или иначе связаны с использова­ нием общественных ресурсов;


Юридическая техника

398 * контроль. Имеются в виду случаи, когда содержание правоот-

ношения должно подвергнуться предварительной проверке со сторо­ны исполнительного органа. Это выражается в виде выдачи им разре­шения (например, регистрация автомобиля, предпринимательской деятельности, договора о купле-продаже квартиры) с целью предот­вратить возможный вред обществу или государству;

разрешение споров. Споры о праве — ситуация обыденная, и вряд ли стоит осуждать лиц, которые не могут прийти к согласию. Не секрет, что субъекты права имеют свои собственные интересы и по­рой видят все то'лько со своей позиции. Суд — независимый орган, и он способен со стороны посмотреть на то, кто прав в спорной ситуа­ции (например, раздел имущества, определение места жительства де­тей в случае развода и т.п.);

наложение санкции. Ситуация встречается, когда совершено правонарушение, т.е. умалено чье-то субъективное право и его надо защитить, а для этого привлечь нарушителя к юридической ответст­венности и восстановить права потерпевшего. В серьезных случаях этим занимается опять-таки суд

.

Виды правоприменения

Краткий анализ форм применения права, проведенный выше, го­ворит о том, что они далеко не однородны, а довольно сильно различа­ются. Если взять в качестве основы для их группировки такой крите-

рий, как субъекты, занимающиеся правоприменительной деятельно- 399 стью, можно будет выделить два вида правоприменения':

1) исполнительно-распорядительный. Сюда относятся такие фор­ мы правоприменения, как конкретизация и контроль. В этих случаях правоприменительную деятельность выполняют государственные служащие, занимающие различные должности в исполнительных ор­ ганах. Смысл их деятельности состоит в гармонизации частных (гра­ ждан и организаций) и публичных интересов. Есть все основания по­ ручать им столь серьезную деятельность, поскольку они при этом должны руководствоваться принципом законности, т.е. точно соблю­ дать все требования нормативных актов. Кроме того, им должны быть присущи профессионализм и компетентность. Это обеспечивается предъявлением требований к подготовке государственных служащих

как при поступлении их на государственную службу, так и в процессе ее прохождения (аттестация, сдача квалификационных экзаменов и

др-);

2) правоохранительный. Здесь речь идет о таких формах примене­ ния, как рассмотрение споров и применение санкций за правонаруше­ ния. В подлинно развитой юридической системе в настоящий принцип возведено то, что рассмотрение споров и правонарушений осуществля­ ется правоохранительными органами, компетентными в этой сфере, не зависящими от политических или административных руководящих органов, защищенными от любого давления или угроз. Центральное место среди правоохранительных органов занимают суды. По мере раз­ вития общества роль судов будет возрастать2. Поэтому в дальнейшем судебному правоприменению будет уделено особое внимание.

 

39.

 

* р Деятельность по разрешению конфликтов и применению прину­ждения стала осуществляться государством с момента его появления. Судебная власть развивалась вместе с государством, поскольку она и является его главным компонентом.

В древнем государстве не было специальных судебных органов. Правосудие вершили органы общинного самоуправления (например, народные собрания), вожди, их доверенные лица.

В традиционном обществе правосудие начало отделяться от управленческой деятельности, но полностью этот процесс не был за­вершен. Исполнительная власть вмешивалась в работу судов и опре­деляла основные параметры правосудия. Профессиональные судьи пока отсутствовали. Не было и системы судов. Кроме того, правосу­дие было гарантировано далеко не всем гражданам, а только элите.

В индустриальном обществе судебная ветвь власти начинает об­ретать самостоятельность. Правосудие осуществляют в основном профессиональные судьи. Расширилась компетенция судов и круг лиц, обращавшихся к ним за защитой своих прав.

Сегодня роль судебной власти существенно возросла. Это прояв­ляется в том, что:

♦ судебная власть стала самостоятельной ветвью власти;

♦ увеличилось количество обращений граждан и организаций в суды за разрешением споров о праве;

♦ судебная власть рассматривает не только споры между гражда­нами (организациями), но и выступает в роли арбитра между законо­дательной и исполнительной ветвями власти;

♦ субъекты права получили возможность обжаловать в суде неза­конные действия исполнительных органов и должностных лиц. Доля споров с публичными органами неуклонно растет (например, с нало­говыми органами). Если иметь в виду, что правоприменение могут осуществлять исполнительные и правоохранительные органы, то по­степенно «канат» в деле правоприменения будет перетягиваться в сторону правосудия;

♦ по мере развития общества обнаруживает себя тенденция к уве­личению количества преступлений, поэтому суды берут на себя ос­новную нагрузку по применению за них санкций;

асширяется компетенция судов и в деле рассмотрения споро

между субъектами права. Теперь практически любые споры о прав могут стать предметом судебного рассмотрения. В качестве относи тельно новых категорий судебных дел можно назвать дела о призна нии душевнобольных недееспособными, о воспитании детей в семье об общении с детьми после развода, об ответственности товаропроиз­водителей, о неправильном медицинском обслуживании и др.

Все указанное выше свидетельствует, что по мере становления об­щества более утонченным, изысканным возрастает нагрузка на судеб­ную власть и значимость правосудия. Оно проникает во все «закоул­ки и темные углы», которых никогда не касалось, т.е. охватывает все общество. Такова тенденция в развитии судебной власти.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 850; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.102.239 (0.009 с.)