ТОП 10:

Тема 1. Предмет, объект и структура курса.



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

Брянский государственный университет

имени академика И.Г.Петровского

 

Кафедра международных отношений и международного права

 

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор по учебной работе,

профессор Н.В.Матяш

«_____»____________ 2011 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

«ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА»

 

Направление подготовки:/032000.62/ «Зарубежное регионоведение»

Профиль подготовки:«Европейская политика»

Квалификация (степень) выпускника:«Бакалавр»

Форма обучения:очная

 

Брянск 2011

 

Рабочая программа учебной дисциплины «Политическая карта мира» /сост. С.И.Михальченко. – Брянск: РИО ГОУ БГУ, 2011. – 24 с.

 

Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла студентам очной формы обучения по направлению подготовки 032000 «Зарубежное регионоведенеие»в 1 семестре.

Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 032000 «Зарубежное регионоведение», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.

 

Составитель:

Михальченко С.И. – доктор исторических наук, профессор

 

Рецензенты:

Миронова Г.Л. – кандидат географических наук, доцент кафедры международных отношений и международного права ФИиМО БГУ

Федин А.В. – кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории ФИиМО БГУ

 

Программа одобрена и печатается по решению кафедры психологии Брянского государственного университета им. академика И.Г. Петровского (22.06.2011 г., протокол № 8).

 

© Михальченко С.И., 2011

 

 

© РИО БГУ, 2011

 


СОДЕРЖАНИЕ

Цели и задачи освоения дисциплины
Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Организационно-методические данные дисциплины
Содержание и структура дисциплины
5.1 Структура дисциплины
5.2 Основное содержание программы учебной дисциплины
Организация текущего контроля
6.1 Формы текущей аттестации
6.2 Организация самостоятельной работы студентов
Образовательные технологии
7.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
9.1 Рекомендуемая литература
9.1.1 Базовые учебники
9.1.2 Основная литература
9.1.3 Дополнительная литература
9.1.4 Периодические издания по курсу
9.1.5 Интернет-ресурсы
Материально-техническое обеспечение дисциплины
  Лист согласования рабочей программы
  Дополнения и изменения в рабочей программе

 

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цель дисциплины - сформировать у студентов массив конкретных знаний политико-географических реалий мировой карты;

Задачи дисциплины:

- изучение и проверка знаний политико-географической номенклатуры;

- анализ основных этапов формирования политической карты регионов мира (с более подробным рассмотрением политической карты Европы);

- анализ новейших территориальных трансформаций политической карты мира;

 

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Политическая карта мира» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин.

Ожидается, что успешно прошедшие обучение студенты смогут продемонстрировать способность:

1. критически анализировать роль политико-географических знаний в политической, экономической, общественной жизни;

2. самостоятельно находить, оценивать и использовать политико-географическую номенклатуру для целей политического анализа;

3. успешно искать, оценивать, обрабатывать и распространять политико-географическую информацию;

Формирование политико-географического мышления, культуры и компетентности будет способствовать более эффективному принятию решений в будущей профессиональной деятельности.

 

3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению:

Выпускник бакалавриата должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- умение системно мыслить, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умение выявлять международно-политические и дипломатические смыслы проблем (ОК-1);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

- умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13);

- способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14).

Профессиональные компетенции:

- умение применять компьютерные технологии на уровне пользователя для решения профессиональных задач (ПК-2);

- знание и активное владение, как минимум, двумя иностранными языками, умение применять иностранные языки для решения профессиональных вопросов (ПК-3).

Профессионально-дисциплинарные компетенции (ПДК)

- умение ориентироваться в основных современных тенденциях мирополитического развития, глобальных политических процессов, понимание их перспектив и возможных последствий для России (ПДК - 1);

- знание и понимание логики глобальных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений в их исторической, экономической и правовой обусловленности (ПДК -2);

- владение политической и правовой спецификой положения регионов России и зарубежных стран в отношениях между государствами и понимание возможностей и ограничений трансграничных и иных международных связей регионов (ПДК-15).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- политическую и физическую карту мира

- знать политико-географическую номенклатуру

- работать с информационными потоками;

- знать нормы и традиции других стран, регионов; мультикультурному подходу, толерантности.

Уметь:

- работать с основными геоинформационными системами;

- уметь применять полученные знания в условиях изменяющейся среды;

- уметь принимать самостоятельные решения;

- быть коммуникативным, обладать способностью к взаимодействию со специалистами других областей знания;

Владеть:

- политико-географической номенклатурой;

- способностью к анализу новейших территориально-политических трансформаций мировой карты и системы границ;

- способностью к анализу природы и характера современных территориальных и этнорегиональных конфликтов;

 

 

4. Организационно-методические данные дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, в том числе 60 часов аудиторных занятий (из них лекций – 40 часов, семинаров – 20 часов), 18 часов самостоятельной работы.

Формой итоговой аттестации является экзамен.

Вид учебной работы Всего часов
Общая трудоемкость базового модуля дисциплины
Аудиторные занятия (всего)
В том числе:  
Лекции
Семинары
Самостоятельная работа
Вид итогового контроля экзамен

5. Содержание и структура дисциплины «Политическая карта мира»

5.1 Структура дисциплины

 

Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий

№ п/п Темы дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов (трудоемкость в часах) Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практич. занятия Семинары Лаборатор. работы Самост. работа
1. Тема 1. Введение. Предмет, объект и структура курса            
2. Тема 2. Политическая карта Европы: Северная Европа            
Тема 3. Политическая карта Европы: Центральная и Юго-Восточная Европа            
Тема 4. Политическая карта Европы: Западная Европа          
Тема 5. Политическая карта Европы: Южная Европа           Коллоквиум по карте Европы
Тема 6. Политическая карта Азии.         Контрольная работа по контурной карте Азии
Тема 7. Политическая карта Африки            
Тема 8. Политическая карта и территориальные структуры Северной Америки: США и Канада          
Тема 9. Политическая карта Латинской Америки.          
Тема 10. Политическая карта Австралии и Океании. Антарктида.              
Тема 11. СНГ          
Тема 12. Территориальная структура России.              
                  Итоговая форма контроля экзамен

5.2. Основное содержание программы учебной дисциплины

Семинар. Западная Европа.

Примерные вопросы:

1.Каковы особенности политической карты Западной Европы?

2.Характеристика стран региона: форма правления.

3. Характеристика стран региона: территориальное деление

 

Формы текущей аттестации

Текущая аттестация проводится путем накопительной оценки выполнения заданий на семинарских занятиях, а также в процессе самостоятельной работы студента.

Проверка качества усвоения материалов и самостоятельно изучаемых студентами научных монографий, статей и учебных пособий проводится в различных формах: устные выступления на практических занятиях (реферативные обзоры, дискуссии), выполнение тестовых и творческих заданий.

Использование различных форм текущего контроля позволяет:

- помочь студентам в планировании и организации самостоятельной работы;

- развивать навыки работы с научной литературой.

Задания представляют собой систему познавательных и проблемных задач, отражающих основные требования федерального государственного образовательного стандарта и учебной дисциплины. Все задания направлены на формирование и развитие общекультурных и профессиональных компетенций бакалавра в соответствии с видами профессиональной деятельности. Задания для текущей аттестации, методические рекомендации студентам и преподавателям представлены учебно-методическом комплексе дисциплины «Политическая карта мира». Результатом текущей аттестации является допуск к итоговой аттестации.

Организация самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа организуется в соответствии с технологической картой учебного курса, методическими рекомендациями по выполнению заданий для самостоятельной работы.

Преподаватель определяет темы самостоятельной работы, ее формы и объем, разрабатывает и подбирает учебно-методическое обеспечение, составляет график консультаций, осуществляет индивидуальную педагогическую поддержку в выполнении студентом самостоятельной работы, оценивает ее результаты.

Одной из задач изучения курса является создание условий для самостоятельной и исследовательской работы бакалавров образования, которая включает:

- самостоятельное изучение тем (разделов) курса, обеспеченных литературой

- углубленное изучение отдельных тем курса с использованием дополнительной литературы и Интернет-ресурсов.

Самостоятельная работа студентов предполагает:

- работу с лекционным материалом и подготовку к семинарским занятиям;

- выполнение заданий для самостоятельной работы;

- самостоятельное изучение отдельных аспектов содержания дисциплины;

- выполнение аналитических и творческих заданий.

Перечень примерных заданий для самостоятельной работы студентов:

1. Написание рефератов на предложенные темы.

2. Анализ первоисточников.

3. Аннотирование научной и методической литературы.

4. Составление глоссария.

5. Написание эссе.

6. Выполнение творческих заданий по темам.

7. Написание сравнительно-аналитических материалов.

8. Решение психолого-педагогических задач

9. Разработка индивидуальных проектов.

10. Работа по составлению портфолио.

11. Работа с Интернет-ресурсами.

Сопровождение самостоятельной работы студентов может быть организовано в следующих формах:

- согласование индивидуальных планов (виды и темы заданий, сроки предоставления результатов) самостоятельной работы студента в пределах часов, отведенных на самостоятельную работу)

- консультации (индивидуальные, групповые) по оказанию помощи при разработке плана или программы работы над портфолио, индивидуальным проектом

- промежуточный контроль хода выполнения задания

- оценка результатов выполнения заданий

- проведение итоговых конференций.

Образовательные технологии.

Основные идеи и принципы образовательных технологий направлены на максимальную активизацию резервных возможностей студентов. Обучение рассматривается и реализуется как взаимодействие преподавателя и студента, в основе которого лежит теоретическое осмысление студентами проблем педагогики, исследование сложных, нестандартных ситуаций, обучение новым способам и средствам межличностной коммуникации.

Основой эффективного обучения являются принципы построения самого учебного занятия. Это фронтальные, групповые и индивидуальные формы работы, в результате чего возможна организация группового решения конкретных задач, выработка общего мнения и определение индивидуальной траектории развития личности, ее деятельности в конкретной жизненной ситуации. Процесс обучения предполагает развитие индивида и группы.

Лекционный курс основывается на сочетании классических и инновационных образовательных технологий. Лекционный курс по дисциплине «Политическая карта мира» включает следующие типы лекций:

-информационная лекция - традиционный тип лекций в основе, которой лежит объяснительно-иллюстративный метод изложения;

-лекция–диалог – изложение материала в форме диалога двух преподавателей или же преподавателя и студента старших курсов, представляющих различные научные направления;

-лекция- конференция – научно-практическое занятие с заслушиванием и обсуждением заранее подготовленных докладов по заявленной проблеме в рамках учебной программы.

В конце лекции преподаватель подводит итоги, дополняет и уточняет информацию, делает выводы;

-визуальные лекций – лекции с использованием мультимедийных технологий.

Углубленное изучение дисциплины «Политическая карта мира» проводится на семинарских занятиях. Тематика вопросов, предлагаемых студентам для обсуждения на семинарском занятии носит творческий характер и ориентируют студента на активную самостоятельную работу при подготовке к занятию. Проведение семинаров в различных формах активизирует интерес студентов к дисциплине и мотивирует к тщательной подготовке к занятиям. Формы проведения семинаров: семинар-беседа, семинар-диспут, семинар - деловая игра; семинар-конференция.

Самостоятельная работа студентов планируется с учетом требований учебной программы. Она включает выполнение заданий различного вида и уровня сложности:

1 уровень – воспроизводящий: воспроизведение информации, полученной на лекции и в ходе самостоятельного изучения обязательной литературы.

2 уровень – преобразующе-воспроизводящий: поиск и приобретение знаний из различных источников, способность к индуктивным и дедуктивным выводам.

3 уровень – творческий, эвристический: поисковая творческая деятельность, самостоятельный выбор средств и методов решения поставленных задач.

Задания первого уровня: решение кроссворда, выбор правильных ответов на вопросы теста по определенной теме лекции, семинарского занятия.

Задания второго уровня: составление списка дополнительной литературы, подготовка аннотации монографии, журнальной статьи, работа с понятийным аппаратом.

Задания третьего уровня: творческий поиск ответов на вопросы семинарского занятия, выполнение предложенных заданий.

Задания выполняются в строгой последовательности: от воспроизводящего уровня к творческому.

Цель самостоятельной работы – расширить и углубить знания о карте мира, приобретя навыки саободного ориентирования по карте.

 

7.1. Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях

Номера разделов Вид занятия (Л, ПР, ЛР) Используемая интерактивная образовательная технология Количество часов
Тема 1 Лекция Информационно-коммуникационная технология
Тема 2 Лекция Информационно-коммуникационная технология
Тема 3 Лекция Информационно-коммуникационная технология
Тема 4 Лекция Информационно-коммуникационная технология
  Семинар Технология проблемного обучения
Тема 5 Лекция Информационно-коммуникационная технология
Тема 6 Лекция Информационно-коммуникационная технология
  Семинар Технология проблемного обучения
Тема 7 Лекция Информационно-коммуникационная технология
  Семинар Технология проблемного обучения
Тема 8 Лекция Информационно-коммуникационная технология
  Семинар Технология проблемного обучения
Тема 9 Лекция Информационно-коммуникационная технология
  Семинар Технология проблемного обучения
Тема 10 Лекция Информационно-коммуникационная технология
Тема 11 Лекция Информационно-коммуникационная технология
  Семинар Технология проблемного обучения
Тема 12 Лекция Информационно-коммуникационная технология

 

8. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Система балльно - рейтинговой оценки знаний для студентов

Карточка контроля и самоконтроля аудиторной и самостоятельной работы студента………………. факультета курса …….. группы

Фамилия ………………………………………

Имя………………………....

Дата Тема Уровень самостоятельной работы Доклад Количество и качество ответов на занятии оценка по к\р итог:  
1* 2** 3***          
Количество баллов  
      1-3 1-4 1 - 5   1-5 1-3    
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
Итоговое количество баллов за за семестр:          
Присутствие на занятии – 1 балл Максимальное количество баллов за семестр -160. Оценка «зачтено» выставляется при условии, что в семестре студент набрал не менее 100 баллов  
                         

V. Тестовые задания по курсу

 

Задания для нахождения на карте


1. Макао

2. Тимор

3. Карачи

4. Сантьяго

5. Банджул

6. Сидней

7. Гуантанамо

8. Руанда

9. Оранжева

10. Ориноко

 

1. Штат Мэн

2. Кигали

3. Торонто

4. Тайбэй

5. Танзания

6. Гавайи

7. Дили

8. Джорджтаун

9. Янгон

10. Мозамбик

 

1. Амман

2. Аделаида

3. Анкоридж

4. Кот-д’Ивуар

5. Доха

6. Зимбабве

7. Хайфон

8. море Линкольна

9. Бамако

10. Буэнос-Айрес

 


1. Лабрадор

2. Ливия

3. Герат

4. Мамзонка

5. Диярбакыр

6. Нуакшот

7. о.Пасхи

8. Кобе

9. Лесото

10. Багамы

 

1. Хобарт

2. Ньюфаундленд

3. Тебриз

4. Хартум

5. Хубсугул

6. Мараньон

7. Уганда

8. Эдирне

9. Мапуту

10. Панама

 

1.Хьюстон

2 .Тонлесап

3. Монровия

4. Крайстчёрч

5. Веракрус

6.Аден

7. Коморские о-ва

8. Уганда

9. Магелланов пролив

10.Никосия


1. Калимантан

2. Баффинова Земля

3. Бужумбура

4. Веллингтон

5. Осака

6. Гватемала

7. Габон

8. о.Принсипи

9. Эр-Рияд

10.Росарио

 

1. перешеек Кра

2. Бандунг

3. Сринагар

4. Либревиль

5. Детройт

6. Чад

7. Онтарио

8. Замбези

9. Сен-Пьер и Микелон

10. Уругвай

 

1. Шэньян

2. Манила

3. Лахор

4. Оклахома

5. Нджамена

6. Бермуды

7. Атланта

8. Нигер

9. Аккра

10. Кингстон


 


1. Гуанчжоу

2. Меконг

3. Мале

4. Тобаго

5. Эль-Аюн

6. Перт

7. Чикаго

8. Камерун

9. Реюньон

10. Сакраменто

 

1. Убсу-Нур

2. Каракорум

3. Калькутта

4. Лима

5. Конакри

6. Калифорния

7. Гонолулу

8. Малави

9. Ки-Уэст

10. Триполи

 

1. Басра

2. Сомали

3. Кюрасао

4. Хальмахера

5. Буркина-Фасо

6. Бостон

7. Луангпхабанг

8. Претория

9. Мичиган

10. Киншаса


1. Равалпинди

2. Габороне

3. Акапулько

4. Папеэте

5. Сана

6. Замбия

7. Ванкувер

8. Ниамей

9. Аргентина

10. Ван

 

1. Канарские о-ва

2. Манама

3. Гудзонов залив

4. Каир

5. Бандар-Сери-Бегаван

6. Пуэрто-Рико

7. Науру

8. Кандагар

9. Монтевидео

10. Бенин

 

1. Дарвин

2. Невада

3. Джибути

4. Саппоро

5. Антананариву

6. Б.Невольничье озеро

7. Конья

8. Заир

9. Укаяли

10. Акаба


1. Тяньцзинь

2. Квебек

3. Свазиленд

4. Маврикий

5. Пешавар

6. Парана

7. Шатт-эль-Араб

8. Виндхук

9. Канберра

10. Фолкленды

 

1. Тхимпху

2. Луалаба

3. Сулавеси

4. Судан

5. Богота

6. Абу-Даби

7. Браззавиль

8. Санто-Доминго

9. о.Н.Гвинея

10. Саргассово море

 

1. Юкон

2. Фритаун

3. Катманду

4. Того

5. Каракорум

6. Сиэтл

7. Окленд

8. Хинган

9. Амазонка

10. Сейшелы


1. Харбин

2. Салуин

3. Читтагонг

4. Порт-о-Пренс

5. Дакар

6. Мельбурн

7. Ла-Плата

8. кабо-Верде

9. Юта

10. Кагера

 

1. Нанкин

2. Рюкю

3. Маскат

4. Лагос

5. о.Мадейра

6. оз.Эри

7. Эфиопия

8. Кито

9. Маккензи

10. Дар-эс-Салам

 

1. Хошимин

2. Коломбо

3. Сокотра

4. Колорадо

5. Найроби

6. Париж

7. Суринам

8. Сан-Томе

9. Даллас

10. Сьерра-Леоне


1. Иравади

2. Атабаска

3. Эйлат

4. Мавритания

5. Латакия

6. Кейптаун

7. Джакарта

8. Могадишо

9. море Бофорта

10. Сан-Паулу

1. Шанхай

2. Ява

3. Эльбурс

4. Рабат

5. Брисбен

6. Тринидад

7. Ангола

8. Каракас

9. оз.Виктория

10. Миссури.


Задания для устного ответа

1. Полуострова С.Америки

2. Азия: поверхность

3. Провинции ЮАР

4. Острова Полинезии

5. Реки Ю.Америки

6. Поверхность Африки

7. Штаты США

8. Острова Меланезии

9. Острова России (Северный Ледовитый океан)

10. Азия: религии

11. Азия: острова

12. Острова Карибского бассейна

13. Языки стран Ю.Америки

14. Острова Микронезии

15. Реки Африки

16. Озера Африки

17. Города ЮАР

18. Города Севера США

19. Поверхность СНГ

20. Города Запада США

21. Города Мексики

22. Реки Азии

23. Озера С.Америки

24. Языки стран С.Америки

25. Азия: полуострова

26. Реки России

27. Внешние воды С.Америки

28. Города Канады

 

Вопросы к коллоквиуму по Европе.

1. The only colony in Europe

2. Northern Europe: lakes

3. Scandinavian countries

4. German lands

5. The main English resort

6. Multinational countries of Europe

7. Main resorts of the French Côte-d’Azur

8. Peoples of Spain

9. Languages of France

10. Micro-states of Europe

11. Lakes of Britain

12. Rivers of Southern Europe

13. Rivers of Eastern Europe

14. The main port of Albania

15. Isles of Italy

16. Isles of Norway

17. Languages of Switzerland

 

Примерный перечень вопросов к экзамену:

1. География населения Земли: расы, нации.

2. Основные типы расселения человечества.

3. География промышленности и транспорта.

4. Формирование политической карта Европы: древний и средневековый этапы.

5. Формирование политической карты Европы: новый этап.

6. Формирование политической карты Европы: новейший этап.

7. Характеристика политической карты Северной Европы. Эстония и Финляндия.

8. Скандинавские страны.

9. Характеристика политической карты Центральной и Юго-Восточной Европы. Западнославянские страны.

10. Венгрия. Румыния.

11. Югославянские страны и Албания.

12. Характеристика политической карты Западной Европы. Великобритания и Ирландия.

13. Страны Бенилюкса.

14. Германия.

15. Австрия, Швейцария, Лихтенштейн.

16. Франция.Монако.

17. Характеристика политической карты Южной Европы.

18. Иберийские страны.

19. Италия, Сан-Марино,Ватикан.

20. Мальта. Греция.

21. Формирование политической карты Азии. Азиатские субрегионы.

22. Типология территориальных конфликтов в Азии.

23. Формирование политической карты Африки. Роль колонизации. Субрегионы.

24. Территориальные конфликты в Африке.

25. Формирование политической карты Латинской Америки. Субрегионы.

26. История заселения и испано-португальской колонизации в Латинской Америке.

27. Формирование политической карты США и Канады.

28. Территориальная структура США и Канады.

29. Формирование политической карты Австралии и Океании.

30. Структура и особенности постсоветского пространства. СНГ..

31. Территориальная структура Российской Федерации. Территориальные расколы.

 

 

9.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

9.1 Рекомендуемая литература

9.1.1 Базовый учебник:

1. Бусыгина И.М. Политическая география. Формирование политической карты мира: учебник. Москва: Проспект , 2011

 

9.1.2 Основная литература:

1. Горохов С.А. Общая экономическая, социальная и политическая география: учебное пособие для студентов вузов, Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

2. Косовцова Т.И. Физическая география стран Северной и Западной Европы: учебное пособие. Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та экономики и финансов, 2008

3. Мартынов В.Л. , Файбусович Л. Социально-экономическая география современного мира: учебник для студентов высших учебных заведений. Москва : Академия , 2010

4. Колосов В.А. Мироненко Н. .Геополитика и политическая география: учеб. для студентов вузов. Второе изд., испр. и доп. М. : Аспект Пресс , 2005

5. Голубчик М.М. Политическая география мира. Смоленск, 1998

 

9.1.3 Дополнительная литература:

1. Родионова И.А. Политическая карта мира. М., 2001

2. Социально-экономическая география зарубежного мира. Под ред. В.В.Вольского. М: Крон-Пресс, 1998

3. Каледин Н.В. Политическая география. СПб, 1996

4. Политическая география и современность: региональные и прикладные аспекты. Сборник статей. СПб, 1991

5. Хартшорн Р. Политическая география. В сб.: Американская география. Под ред. Н.Н.Баранского, М., 1957

6. География, политика и культура. Сб. статей. Л., 1990

7. Атлас мира (Любое издание)

8. Ланге П. Континент коротких теней. История географических открытий в Африке. М:Прогресс, 1990

9. Малая энциклопедия стран. Под ред. Н.Г.Сиротенко, В.А.Менделева. М., 2001

10. Киссинджер Г. Нужна ли Америке внешняя политика. М: «Ладомир», 2002, глава «Ближний Восток и Африка: меняющиеся миры»

11. Южно-Африканская Республика. М: «Восточная литература» РАН, 1994

12. Страны и народы. Популярное географическое издание. В 20 тт. М.: Мысль,1978-1985.

 

9.1.4 Периодические издания:

1. Журнал «Современная Европа»;

2. Журнал «Восточноевропейское конституционное обозрение»;

3. Журнал «Мировая экономика и международные отношения»;

4. Журнал «Вокруг светаа»»

5. Журнал «GEO»

 

9.1.5 Интернет- ресурсы:

2. Карта мира он-лайн www.maps-world.ru/online.htm/

3. Федеральный образовательный портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование» // http://www.humanities.edu.ru/

4. Карты мира, океанов, континентов, стран, городов и областей planetolog.ru///

5. Онлайн карты городов мира. speed-tester.info/maps.php \

 

10.Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для проведения аудиторных занятий необходим стандартный набор специализированной учебной мебели.

Необходима политическая карта Европы и карты отдельных стран и регионов Европы.

Для проведения практических занятий, а также организации самостоятельной работы студентов необходим компьютерный класс с рабочими местами, обеспечивающими выход в Интернет. Кроме того, для информационно-ресурсного обеспечения практических занятий необходим доступ к сканеру, копировальному аппарату и принтеру.

Реализация учебной программы должна обеспечиваться доступом каждого студента к информационным ресурсам – университетскому библиотечному фонду и сетевым ресурсам Интернет.

В зависимости от избранной методики проведения семинарских занятий могут быть использованы видеофильмы и мультимедийные средства, отвечающие проблематике и образовательным задачам дисциплины.

 

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Программой ООП ВПО по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» для студентов очной и заочной форм обучения университета.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

Брянский государственный университет

имени академика И.Г.Петровского

 

Кафедра международных отношений и международного права

 

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор по учебной работе,

профессор Н.В.Матяш

«_____»____________ 2011 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

«ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА»

 

Направление подготовки:/032000.62/ «Зарубежное регионоведение»

Профиль подготовки:«Европейская политика»

Квалификация (степень) выпускника:«Бакалавр»

Форма обучения:очная

 

Брянск 2011

 

Рабочая программа учебной дисциплины «Политическая карта мира» /сост. С.И.Михальченко. – Брянск: РИО ГОУ БГУ, 2011. – 24 с.

 

Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла студентам очной формы обучения по направлению подготовки 032000 «Зарубежное регионоведенеие»в 1 семестре.

Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 032000 «Зарубежное регионоведение», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.

 

Составитель:

Михальченко С.И. – доктор исторических наук, профессор

 

Рецензенты:

Миронова Г.Л. – кандидат географических наук, доцент кафедры международных отношений и международного права ФИиМО БГУ

Федин А.В. – кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории ФИиМО БГУ

 

Программа одобрена и печатается по решению кафедры психологии Брянского государственного университета им. академика И.Г. Петровского (22.06.2011 г., протокол № 8).

 

© Михальченко С.И., 2011

 

 

© РИО БГУ, 2011

 


СОДЕРЖАНИЕ







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.131.208 (0.113 с.)