ТОП 10:

Тема 10. Политическая карта Австралии и Океании. Антарктида.



Регионообразующие факторы. Освоение Австралии. Политика в отношении аборигенов. Место ссылки и «золотая лихорадка». Австралия страна «переселенческого капитализма». Объединение колоний и обретение независимости. Австралия как федерация. Регионы Австралии. Новая Зеландия.

Океания – крупнейшее скопление островов. Колониальный раздел островов и процесс деколонизации. Современные политические статусы островных государств.

Антарктида. Международно-правовой режим освоения и исследования

 

Тема 11. Постсоветское пространство. СНГ.

Структура постсоветского пространства. Фактор экономико- и политико-географического положения. Генезис: волны и модели колонизации.

Территориальные конфликты на постсоветском пространстве. Внутренние территориальные расколы, пограничные споры, непризнанные государства. Структура постсоветского пространства: Юго-Запад (Украина, Белоруссия, Молдова), Закавказье, Центральная Азия.

Перспективы и конфигурации объединения. Возможен ли (кон)федеративный союз на постсоветском пространстве?

Содружество Независимых Государств - генезис, институциональная основа, процесс принятия решений, перспективы.

ОДКБ. ШОС. Евразес.

 

Семинар. Территориальная структура постсоветского пространства и России.

Вопросы к семинару:

1. Каковы основные особенности постсоветского пространства?

2. Возможны ли (кон)федеративные объединения на постсоветском пространстве?

3. Пространственный фактор в российской истории.

4. Роль и характер российской колонизации.

5. Основные линии фрагментации российского пространства.

6. Административно-территориальное деление в России и его реформы.

Тема 12. Территориальная структура России.

Пространственное измерение российской истории. Континентальная империя и ее структура. География и культура. Россия – северная страна? Россия «граничит с одной стороны с цивилизацией, а с другой, - с бесконечностью».

Модели колонизации: «собирание земель», движение границ, модель «стратегических границ». Линии фрагментации/регионализации: градиенты Север –Юг, Запад – Восток, центр – периферии. «Русское ядро» vs. этнокультурные «ядра».

Административно-территориальное деление страны и его реформирование: становится ли лучше?

 

Организация текущего контроля

Формы текущей аттестации

Текущая аттестация проводится путем накопительной оценки выполнения заданий на семинарских занятиях, а также в процессе самостоятельной работы студента.

Проверка качества усвоения материалов и самостоятельно изучаемых студентами научных монографий, статей и учебных пособий проводится в различных формах: устные выступления на практических занятиях (реферативные обзоры, дискуссии), выполнение тестовых и творческих заданий.

Использование различных форм текущего контроля позволяет:

- помочь студентам в планировании и организации самостоятельной работы;

- развивать навыки работы с научной литературой.

Задания представляют собой систему познавательных и проблемных задач, отражающих основные требования федерального государственного образовательного стандарта и учебной дисциплины. Все задания направлены на формирование и развитие общекультурных и профессиональных компетенций бакалавра в соответствии с видами профессиональной деятельности. Задания для текущей аттестации, методические рекомендации студентам и преподавателям представлены учебно-методическом комплексе дисциплины «Политическая карта мира». Результатом текущей аттестации является допуск к итоговой аттестации.

Организация самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа организуется в соответствии с технологической картой учебного курса, методическими рекомендациями по выполнению заданий для самостоятельной работы.

Преподаватель определяет темы самостоятельной работы, ее формы и объем, разрабатывает и подбирает учебно-методическое обеспечение, составляет график консультаций, осуществляет индивидуальную педагогическую поддержку в выполнении студентом самостоятельной работы, оценивает ее результаты.

Одной из задач изучения курса является создание условий для самостоятельной и исследовательской работы бакалавров образования, которая включает:

- самостоятельное изучение тем (разделов) курса, обеспеченных литературой

- углубленное изучение отдельных тем курса с использованием дополнительной литературы и Интернет-ресурсов.

Самостоятельная работа студентов предполагает:

- работу с лекционным материалом и подготовку к семинарским занятиям;

- выполнение заданий для самостоятельной работы;

- самостоятельное изучение отдельных аспектов содержания дисциплины;

- выполнение аналитических и творческих заданий.

Перечень примерных заданий для самостоятельной работы студентов:

1. Написание рефератов на предложенные темы.

2. Анализ первоисточников.

3. Аннотирование научной и методической литературы.

4. Составление глоссария.

5. Написание эссе.

6. Выполнение творческих заданий по темам.

7. Написание сравнительно-аналитических материалов.

8. Решение психолого-педагогических задач

9. Разработка индивидуальных проектов.

10. Работа по составлению портфолио.

11. Работа с Интернет-ресурсами.

Сопровождение самостоятельной работы студентов может быть организовано в следующих формах:

- согласование индивидуальных планов (виды и темы заданий, сроки предоставления результатов) самостоятельной работы студента в пределах часов, отведенных на самостоятельную работу)

- консультации (индивидуальные, групповые) по оказанию помощи при разработке плана или программы работы над портфолио, индивидуальным проектом

- промежуточный контроль хода выполнения задания

- оценка результатов выполнения заданий

- проведение итоговых конференций.

Образовательные технологии.

Основные идеи и принципы образовательных технологий направлены на максимальную активизацию резервных возможностей студентов. Обучение рассматривается и реализуется как взаимодействие преподавателя и студента, в основе которого лежит теоретическое осмысление студентами проблем педагогики, исследование сложных, нестандартных ситуаций, обучение новым способам и средствам межличностной коммуникации.

Основой эффективного обучения являются принципы построения самого учебного занятия. Это фронтальные, групповые и индивидуальные формы работы, в результате чего возможна организация группового решения конкретных задач, выработка общего мнения и определение индивидуальной траектории развития личности, ее деятельности в конкретной жизненной ситуации. Процесс обучения предполагает развитие индивида и группы.

Лекционный курс основывается на сочетании классических и инновационных образовательных технологий. Лекционный курс по дисциплине «Политическая карта мира» включает следующие типы лекций:

-информационная лекция - традиционный тип лекций в основе, которой лежит объяснительно-иллюстративный метод изложения;

-лекция–диалог – изложение материала в форме диалога двух преподавателей или же преподавателя и студента старших курсов, представляющих различные научные направления;

-лекция- конференция – научно-практическое занятие с заслушиванием и обсуждением заранее подготовленных докладов по заявленной проблеме в рамках учебной программы.

В конце лекции преподаватель подводит итоги, дополняет и уточняет информацию, делает выводы;

-визуальные лекций – лекции с использованием мультимедийных технологий.

Углубленное изучение дисциплины «Политическая карта мира» проводится на семинарских занятиях. Тематика вопросов, предлагаемых студентам для обсуждения на семинарском занятии носит творческий характер и ориентируют студента на активную самостоятельную работу при подготовке к занятию. Проведение семинаров в различных формах активизирует интерес студентов к дисциплине и мотивирует к тщательной подготовке к занятиям. Формы проведения семинаров: семинар-беседа, семинар-диспут, семинар - деловая игра; семинар-конференция.

Самостоятельная работа студентов планируется с учетом требований учебной программы. Она включает выполнение заданий различного вида и уровня сложности:

1 уровень – воспроизводящий: воспроизведение информации, полученной на лекции и в ходе самостоятельного изучения обязательной литературы.

2 уровень – преобразующе-воспроизводящий: поиск и приобретение знаний из различных источников, способность к индуктивным и дедуктивным выводам.

3 уровень – творческий, эвристический: поисковая творческая деятельность, самостоятельный выбор средств и методов решения поставленных задач.

Задания первого уровня: решение кроссворда, выбор правильных ответов на вопросы теста по определенной теме лекции, семинарского занятия.

Задания второго уровня: составление списка дополнительной литературы, подготовка аннотации монографии, журнальной статьи, работа с понятийным аппаратом.

Задания третьего уровня: творческий поиск ответов на вопросы семинарского занятия, выполнение предложенных заданий.

Задания выполняются в строгой последовательности: от воспроизводящего уровня к творческому.

Цель самостоятельной работы – расширить и углубить знания о карте мира, приобретя навыки саободного ориентирования по карте.

 

7.1. Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях

Номера разделов Вид занятия (Л, ПР, ЛР) Используемая интерактивная образовательная технология Количество часов
Тема 1 Лекция Информационно-коммуникационная технология
Тема 2 Лекция Информационно-коммуникационная технология
Тема 3 Лекция Информационно-коммуникационная технология
Тема 4 Лекция Информационно-коммуникационная технология
  Семинар Технология проблемного обучения
Тема 5 Лекция Информационно-коммуникационная технология
Тема 6 Лекция Информационно-коммуникационная технология
  Семинар Технология проблемного обучения
Тема 7 Лекция Информационно-коммуникационная технология
  Семинар Технология проблемного обучения
Тема 8 Лекция Информационно-коммуникационная технология
  Семинар Технология проблемного обучения
Тема 9 Лекция Информационно-коммуникационная технология
  Семинар Технология проблемного обучения
Тема 10 Лекция Информационно-коммуникационная технология
Тема 11 Лекция Информационно-коммуникационная технология
  Семинар Технология проблемного обучения
Тема 12 Лекция Информационно-коммуникационная технология

 

8. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Система балльно - рейтинговой оценки знаний для студентов

Карточка контроля и самоконтроля аудиторной и самостоятельной работы студента………………. факультета курса …….. группы

Фамилия ………………………………………

Имя………………………....

Дата Тема Уровень самостоятельной работы Доклад Количество и качество ответов на занятии оценка по к\р итог:  
1* 2** 3***          
Количество баллов  
      1-3 1-4 1 - 5   1-5 1-3    
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
Итоговое количество баллов за за семестр:          
Присутствие на занятии – 1 балл Максимальное количество баллов за семестр -160. Оценка «зачтено» выставляется при условии, что в семестре студент набрал не менее 100 баллов  
                         

V. Тестовые задания по курсу

 

Задания для нахождения на карте


1. Макао

2. Тимор

3. Карачи

4. Сантьяго

5. Банджул

6. Сидней

7. Гуантанамо

8. Руанда

9. Оранжева

10. Ориноко

 

1. Штат Мэн

2. Кигали

3. Торонто

4. Тайбэй

5. Танзания

6. Гавайи

7. Дили

8. Джорджтаун

9. Янгон

10. Мозамбик

 

1. Амман

2. Аделаида

3. Анкоридж

4. Кот-д’Ивуар

5. Доха

6. Зимбабве

7. Хайфон

8. море Линкольна

9. Бамако

10. Буэнос-Айрес

 


1. Лабрадор

2. Ливия

3. Герат

4. Мамзонка

5. Диярбакыр

6. Нуакшот

7. о.Пасхи

8. Кобе

9. Лесото

10. Багамы

 

1. Хобарт

2. Ньюфаундленд

3. Тебриз

4. Хартум

5. Хубсугул

6. Мараньон

7. Уганда

8. Эдирне

9. Мапуту

10. Панама

 

1.Хьюстон

2 .Тонлесап

3. Монровия

4. Крайстчёрч

5. Веракрус

6.Аден

7. Коморские о-ва

8. Уганда

9. Магелланов пролив

10.Никосия


1. Калимантан

2. Баффинова Земля

3. Бужумбура

4. Веллингтон

5. Осака

6. Гватемала

7. Габон

8. о.Принсипи

9. Эр-Рияд

10.Росарио

 

1. перешеек Кра

2. Бандунг

3. Сринагар

4. Либревиль

5. Детройт

6. Чад

7. Онтарио

8. Замбези

9. Сен-Пьер и Микелон

10. Уругвай

 

1. Шэньян

2. Манила

3. Лахор

4. Оклахома

5. Нджамена

6. Бермуды

7. Атланта

8. Нигер

9. Аккра

10. Кингстон


 


1. Гуанчжоу

2. Меконг

3. Мале

4. Тобаго

5. Эль-Аюн

6. Перт

7. Чикаго

8. Камерун

9. Реюньон

10. Сакраменто

 

1. Убсу-Нур

2. Каракорум

3. Калькутта

4. Лима

5. Конакри

6. Калифорния

7. Гонолулу

8. Малави

9. Ки-Уэст

10. Триполи

 

1. Басра

2. Сомали

3. Кюрасао

4. Хальмахера

5. Буркина-Фасо

6. Бостон

7. Луангпхабанг

8. Претория

9. Мичиган

10. Киншаса


1. Равалпинди

2. Габороне

3. Акапулько

4. Папеэте

5. Сана

6. Замбия

7. Ванкувер

8. Ниамей

9. Аргентина

10. Ван

 

1. Канарские о-ва

2. Манама

3. Гудзонов залив

4. Каир

5. Бандар-Сери-Бегаван

6. Пуэрто-Рико

7. Науру

8. Кандагар

9. Монтевидео

10. Бенин

 

1. Дарвин

2. Невада

3. Джибути

4. Саппоро

5. Антананариву

6. Б.Невольничье озеро

7. Конья

8. Заир

9. Укаяли

10. Акаба


1. Тяньцзинь

2. Квебек

3. Свазиленд

4. Маврикий

5. Пешавар

6. Парана

7. Шатт-эль-Араб

8. Виндхук

9. Канберра

10. Фолкленды

 

1. Тхимпху

2. Луалаба

3. Сулавеси

4. Судан

5. Богота

6. Абу-Даби

7. Браззавиль

8. Санто-Доминго

9. о.Н.Гвинея

10. Саргассово море

 

1. Юкон

2. Фритаун

3. Катманду

4. Того

5. Каракорум

6. Сиэтл

7. Окленд

8. Хинган

9. Амазонка

10. Сейшелы


1. Харбин

2. Салуин

3. Читтагонг

4. Порт-о-Пренс

5. Дакар

6. Мельбурн

7. Ла-Плата

8. кабо-Верде

9. Юта

10. Кагера

 

1. Нанкин

2. Рюкю

3. Маскат

4. Лагос

5. о.Мадейра

6. оз.Эри

7. Эфиопия

8. Кито

9. Маккензи

10. Дар-эс-Салам

 

1. Хошимин

2. Коломбо

3. Сокотра

4. Колорадо

5. Найроби

6. Париж

7. Суринам

8. Сан-Томе

9. Даллас

10. Сьерра-Леоне


1. Иравади

2. Атабаска

3. Эйлат

4. Мавритания

5. Латакия

6. Кейптаун

7. Джакарта

8. Могадишо

9. море Бофорта

10. Сан-Паулу

1. Шанхай

2. Ява

3. Эльбурс

4. Рабат

5. Брисбен

6. Тринидад

7. Ангола

8. Каракас

9. оз.Виктория

10. Миссури.


Задания для устного ответа

1. Полуострова С.Америки

2. Азия: поверхность

3. Провинции ЮАР

4. Острова Полинезии

5. Реки Ю.Америки

6. Поверхность Африки

7. Штаты США

8. Острова Меланезии

9. Острова России (Северный Ледовитый океан)

10. Азия: религии

11. Азия: острова

12. Острова Карибского бассейна

13. Языки стран Ю.Америки

14. Острова Микронезии

15. Реки Африки

16. Озера Африки

17. Города ЮАР

18. Города Севера США

19. Поверхность СНГ

20. Города Запада США

21. Города Мексики

22. Реки Азии

23. Озера С.Америки

24. Языки стран С.Америки

25. Азия: полуострова

26. Реки России

27. Внешние воды С.Америки

28. Города Канады

 

Вопросы к коллоквиуму по Европе.

1. The only colony in Europe

2. Northern Europe: lakes

3. Scandinavian countries

4. German lands

5. The main English resort

6. Multinational countries of Europe

7. Main resorts of the French Côte-d’Azur

8. Peoples of Spain

9. Languages of France

10. Micro-states of Europe

11. Lakes of Britain

12. Rivers of Southern Europe

13. Rivers of Eastern Europe

14. The main port of Albania

15. Isles of Italy

16. Isles of Norway

17. Languages of Switzerland

 

Примерный перечень вопросов к экзамену:

1. География населения Земли: расы, нации.

2. Основные типы расселения человечества.

3. География промышленности и транспорта.

4. Формирование политической карта Европы: древний и средневековый этапы.

5. Формирование политической карты Европы: новый этап.

6. Формирование политической карты Европы: новейший этап.

7. Характеристика политической карты Северной Европы. Эстония и Финляндия.

8. Скандинавские страны.

9. Характеристика политической карты Центральной и Юго-Восточной Европы. Западнославянские страны.

10. Венгрия. Румыния.

11. Югославянские страны и Албания.

12. Характеристика политической карты Западной Европы. Великобритания и Ирландия.

13. Страны Бенилюкса.

14. Германия.

15. Австрия, Швейцария, Лихтенштейн.

16. Франция.Монако.

17. Характеристика политической карты Южной Европы.

18. Иберийские страны.

19. Италия, Сан-Марино,Ватикан.

20. Мальта. Греция.

21. Формирование политической карты Азии. Азиатские субрегионы.

22. Типология территориальных конфликтов в Азии.

23. Формирование политической карты Африки. Роль колонизации. Субрегионы.

24. Территориальные конфликты в Африке.

25. Формирование политической карты Латинской Америки. Субрегионы.

26. История заселения и испано-португальской колонизации в Латинской Америке.

27. Формирование политической карты США и Канады.

28. Территориальная структура США и Канады.

29. Формирование политической карты Австралии и Океании.

30. Структура и особенности постсоветского пространства. СНГ..

31. Территориальная структура Российской Федерации. Территориальные расколы.

 

 

9.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

9.1 Рекомендуемая литература

9.1.1 Базовый учебник:

1. Бусыгина И.М. Политическая география. Формирование политической карты мира: учебник. Москва: Проспект , 2011

 

9.1.2 Основная литература:

1. Горохов С.А. Общая экономическая, социальная и политическая география: учебное пособие для студентов вузов, Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

2. Косовцова Т.И. Физическая география стран Северной и Западной Европы: учебное пособие. Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та экономики и финансов, 2008

3. Мартынов В.Л. , Файбусович Л. Социально-экономическая география современного мира: учебник для студентов высших учебных заведений. Москва : Академия , 2010

4. Колосов В.А. Мироненко Н. .Геополитика и политическая география: учеб. для студентов вузов. Второе изд., испр. и доп. М. : Аспект Пресс , 2005

5. Голубчик М.М. Политическая география мира. Смоленск, 1998

 

9.1.3 Дополнительная литература:

1. Родионова И.А. Политическая карта мира. М., 2001

2. Социально-экономическая география зарубежного мира. Под ред. В.В.Вольского. М: Крон-Пресс, 1998

3. Каледин Н.В. Политическая география. СПб, 1996

4. Политическая география и современность: региональные и прикладные аспекты. Сборник статей. СПб, 1991

5. Хартшорн Р. Политическая география. В сб.: Американская география. Под ред. Н.Н.Баранского, М., 1957

6. География, политика и культура. Сб. статей. Л., 1990

7. Атлас мира (Любое издание)

8. Ланге П. Континент коротких теней. История географических открытий в Африке. М:Прогресс, 1990

9. Малая энциклопедия стран. Под ред. Н.Г.Сиротенко, В.А.Менделева. М., 2001

10. Киссинджер Г. Нужна ли Америке внешняя политика. М: «Ладомир», 2002, глава «Ближний Восток и Африка: меняющиеся миры»

11. Южно-Африканская Республика. М: «Восточная литература» РАН, 1994

12. Страны и народы. Популярное географическое издание. В 20 тт. М.: Мысль,1978-1985.

 

9.1.4 Периодические издания:

1. Журнал «Современная Европа»;

2. Журнал «Восточноевропейское конституционное обозрение»;

3. Журнал «Мировая экономика и международные отношения»;

4. Журнал «Вокруг светаа»»

5. Журнал «GEO»

 

9.1.5 Интернет- ресурсы:

2. Карта мира он-лайн www.maps-world.ru/online.htm/

3. Федеральный образовательный портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование» // http://www.humanities.edu.ru/

4. Карты мира, океанов, континентов, стран, городов и областей planetolog.ru///

5. Онлайн карты городов мира. speed-tester.info/maps.php \

 

10.Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для проведения аудиторных занятий необходим стандартный набор специализированной учебной мебели.

Необходима политическая карта Европы и карты отдельных стран и регионов Европы.

Для проведения практических занятий, а также организации самостоятельной работы студентов необходим компьютерный класс с рабочими местами, обеспечивающими выход в Интернет. Кроме того, для информационно-ресурсного обеспечения практических занятий необходим доступ к сканеру, копировальному аппарату и принтеру.

Реализация учебной программы должна обеспечиваться доступом каждого студента к информационным ресурсам – университетскому библиотечному фонду и сетевым ресурсам Интернет.

В зависимости от избранной методики проведения семинарских занятий могут быть использованы видеофильмы и мультимедийные средства, отвечающие проблематике и образовательным задачам дисциплины.

 

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Программой ООП ВПО по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» для студентов очной и заочной форм обучения университета.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.94.200.93 (0.068 с.)