Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В области охраны собственности

Поиск

 

1. Административные правонарушения в области охраны собственности представляют собой наказуемые в административном порядке виновные противоправные деяния, которые посягают на принадлежность материальных благ соответствующим собственникам, а равно нарушают требования по обеспечению их сохранности.

Глава 7 КоАП содержит 28 статей. В ранее действовавшем КоАП РСФСР аналогичная глава содержала всего 8 статей, предусматривавших административную ответственность за нарушение права государственной собственности на недра, воды, животный мир, леса; мелкое хищение чужого имущества; самовольную добычу янтаря; уклонение от возмещения имущественного ущерба, причиненного преступлением предприятиям, учреждениям, организациям; нарушение правил закупки, хранения или рационального использования зерна и продуктов его переработки.

Среди административно-наказуемых деяний, объединенных комментируемой главой, появились и те, которые ранее не составляли состав административного правонарушения, в том числе самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд (ст. 7.9); нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав (ст. 7.12); ведение археологических разведок или раскопок без разрешения (ст. 7.15); самовольное подключение к централизованным системам питьевого водоснабжения и (или) системам водоотведения городских и сельских поселений (ст. 7.20); нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, и использования указанного объекта (ст. 7.24).

2. Родовымобъектом рассматриваемых административных правонарушений выступает собственность. Собственность – это сущностная характеристика любого общества. Она выступает “кристаллизационным ядром” экономической системы, определяет ориентиры и содержание политического и социального развития общества. Такая ее роль предопределяется несколькими факторами. Во-первых, собственность выступает наиболее гарантированным средством удовлетворения интересов материальных и духовных потребностей граждан, коллективов и общества в целом. Во-вторых, собственность предоставляет ее обладателям экономическую власть над вещами и отношениями, возникающими по поводу использования этих вещей, а, значит, и экономическую свободу в отношениях с другими людьми. В-третьих, собственность обеспечивает ее обладателям стабильность и долговременность удовлетворения потребительских нужд.

Предметом административно-наказуемых посягательств в сфере охраны собственности выступают чужие вещи и чужие результаты интеллектуальной деятельности. В частности, ими могут быть: отдельные виды природных ресурсов (водные объекты, земельные участки, участки лесов, полезные ископаемые, объекты животного мира), межевые знаки, наблюдательные режимные скважины, гидротехнические, водохозяйственные и водоохранные сооружения, устройства или установки, объекты культурного наследия, электрическая и тепловая энергия, питьевая вода в системах питьевого водоснабжения, жилые помещения, нежилой фонд, предметы потребления и некоторые другие материальные блага.

3.Объективная сторона имущественных правонарушений чаще всего выражается в различных действиях (хищение, завладение, уничтожение, незаконное использование и т.д.). Однако часть правонарушений совершается в форме бездействия, уклонения от исполнения обязательств.

4. Административные правонарушения в области охраны собственности - это общественно-вредные деяния. Ихвредные последствия состоят, прежде всего, в том, что собственники несут имущественные потери, а виновные лица в определенных случаях получают имущественную выгоду. Убытки для собственника налицо и тогда, когда имущество хотя и остается в его владении, но ему создаются препятствия в осуществлении законного права пользования и распоряжения этим имуществом.

В результате действий или бездействия виновных лиц собственнику причиняется имущественный (материальный) вред (ущерб). Он может быть выражен в виде: а) прямого лишения собственника определенных объектов; б) расходов, которые собственник должен понести по восстановлению объектов собственности из-за их порчи, повреждения, уничтожения либо ухудшения их качества; в) упущенной выгоды, т.е. неполучения собственником доходов.

5. Сущностным признаком объективной стороны административных правонарушений в области охраны собственности является их противоправность. Субъекты данных правонарушений нарушают (не выполняют, не соблюдают) правовые нормы трех видов: а) устанавливающие запреты на совершение определенных действий в отношении объектов собственности; б) возлагающие обязанности по сбережению материальных благ; в) предоставляющие правомочия по распоряжению и пользованию объектами собственности. Нарушенными в данной связи могут быть нормы закона либо нормы подзаконных актов.

6. С субъективной стороны правонарушения против собственности – это деяния в абсолютном большинстве своем с прямым умыслом. Виновное лицо осознает антисоциальный и противоправный характер своих действий или бездействия, предвидит их вредные последствия, но, несмотря на это, стремится к такому поведению, желая получить для себя определенные имущественные блага, соответствующую материальную выгоду (яркий пример – кража чужого имущества). Часть правонарушений совершается с корыстной целью (мелкое хищение, пользование природными объектами без разрешения (лицензии), самовольное подключение к энергетическим сетям, нефтепроводам, газопроводам и др.). Правонарушитель в этом случае получает незаконную материальную (денежную) выгоду, а государство и другие собственники терпят ущерб, утрачивая или недополучая определенное количество имущественных (денежных) ценностей.

7. Субъектом административных правонарушений в сфере охраны собственности выступают граждане, должностные лица и юридические лица. По большинству правонарушений субъектами их совершения могут быть все названные лица.

8. За совершение административных правонарушений в сфере охраны собственности предусмотрены санкции в виде административного штрафа. Минимальный его размер в зависимости от вида правонарушений составляет: применяемый в отношении граждан – в размере одного, должностных лиц – пяти, юридических лиц – пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. Максимальный размер штрафа – соответственно 25, 50 и 800 минимальных размеров оплаты труда.

Кроме того, отдельными статьями КоАП (7.12 и 7.15) предусмотрена конфискация имущества, явившегося предметом правонарушения. Часть 4 ст. 7.2 КоАП в качестве альтернативной меры наказания предусматривает предупреждение, а ст. 7.27 – административный арест на срок до пятнадцати суток.

9. Протоколы об административном правонарушении в сфере охраны собственности составляют уполномоченные на то должностные лица соответствующих государственных органов. В качестве таковых выступают органы, наделенные в соответствии с главой 23 КоАП компетенцией по рассмотрению соответствующих категорий дел.

10. Дела об административных правонарушениях в области охраны собственности полномочны рассматривать в пределах предоставленных КоАП прав 18 субъектов административной юрисдикции.

11. В большинстве своем правонарушения в области охраны собственности материальны по своему составу. В этой связи встает вопрос о возмещении имущественного вреда, причиненного ими собственнику либо законному владельцу. По общему правилу, если спор о возмещении имущественного ущерба отсутствует и виновный возмещает стоимость причиненного ущерба, то вопрос о возмещении имущественного ущерба решается судом одновременно с назначением административного наказания. Споры же о возмещении имущественного ущерба разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства.

39. Глава 12 КоАП РФ. Административные правонарушения в области дорожного движения

 

1. Данная глава содержит 37 статей, объединяющих значительно большее, нежели ранее, количество норм, регулирующих общественные отношения в сфере дорожного движения. Появились такие новые составы административных правонарушений, как установка на транспортном средстве заведомо подложных государственных регистрационных знаков (ч. 3 ст. 12.2); пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда (ст. 12.10); нарушение правил движения по автомагистрали (ст. 12.11); нарушение правил проезда перекрестков (ст. 12.13); нарушение правил маневрирования (ст. 12.14); нарушение порядка расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона (ст. 12.15); нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (ч. 2 ст. 12.24); невыполнение требования о предоставлении транспортного средства сотрудникам милиции или иным лицам, которым в случаях, предусмотренных законодательством, предоставлено право использовать транспортные средства (ч. 1 ст. 12.25); нарушение правил, установленных для движения транспортных средств в жилых зонах (ст. 12.29); выпуск на линию транспортного средства с заведомо подложными государственными регистрационными знаками (ч. 2 ст. 12.32); незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию (ст. 12.35); воспрепятствование законной деятельности по управлению и эксплуатации транспортных средств (ст. 12.36); несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ст. 12. 37).

2. Под дорожным правонарушением следует понимать создающее угрозу здоровью и безопасности граждан, сохранности транспортных средств, дорог и дорожных сооружений, безопасности дорожного движения и установленному порядку управления им общественно вредное, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Особенностью правонарушений в области дорожного движения является то, что вред общественным отношениям причиняется в основном при нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, т.е. источниками повышенной опасности. Выделение указанных правонарушений в отдельную главу КоАП обусловлено единством их родового объекта.

3. Субъектом правонарушения в области дорожного движения является физическое вменяемое лицо, достигшее установленного возраста, – граждане и должностные лица, а также юридические лица.

Наиболее распространенный специальный субъект правонарушений, предусмотренных главой, – водитель.

Правила дорожного движения водителем признают лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщика, ведущего по дороге вьючных верховых животных или стадо. По смыслу ст. 12.7 КоАП водителем следует считать лицо, непосредственно управляющее транспортным средством, вне зависимости от того, получено ли им право на управление транспортными средствами, лишено оно его или нет.

Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность водителей за нарушение правил дорожного движения, определен ст. 2.2 КоАП: административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что удостоверения на право управления автомобилями, троллейбусами и трамваями могут получить лица, достигшие 18 лет, а мотоциклами, мотороллерами, мопедами и мотоколясками – 16 лет. Управлять велосипедом, гужевой повозкой (санями), быть погонщиком вьючных, верховых животных или стада при движении по дорогам разрешается лицам, достигшим 14-летнего возраста.

Водитель транспортного средства выступает субъектом дорожного правонарушения вне зависимости от того, чьей собственностью является транспортное средство, а также от времени и места его работы.

Лицо считается водителем, когда оно само ведет автомототранспортное средство, а также когда, осуществляя управление параллельно с учеником-водителем, оно обучает ученика вождению транспортного средства, дает ему указания по поводу управления транспортным средством, сидя рядом с ним.

По смыслу закона каждое лицо несет административную ответственность только за персонально совершенное им правонарушение. Перенос ответственности непосредственных нарушителей Правил дорожного движения на лиц, находящихся у них в служебном подчинении, недопустим. В то же время для административных правонарушений в области дорожного движения характерны ситуации, когда в связи с совершением одного правонарушения к ответственности привлекаются два, три и более лиц. Например, за эксплуатацию неисправного транспортного средства к административной ответственности могут быть привлечены как водитель, так и должностное лицо автотранспортного предприятия, которое отвечает за техническое состояние транспорта. В подобных случаях административная ответственность виновных лиц наступает не за соучастие в одном и том же правонарушении, а за совершение каждым самостоятельных правонарушений, предусмотренных различными правовыми нормами.

Помимо водителя специальным субъектом административного правонарушения в области дорожного движения закон признает также пешехода, пассажира транспортного средства, лицо, управляющее мопедом, велосипедом, иного (помимо водителя транспортного средства) участника дорожного движения (ст.ст. 12.29, 12.30).

Должностные лица, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, должностные лица, ответственные за эксплуатацию транспортных средств, должностные лица, ответственные за перевозку, должностные лица, ответственные за состояние дороги, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, другие должностные лица являются субъектами правонарушений, предусмотренных ст.ст. 12.4, 12.21, 12.31-12.36 КоАП. Следует подчеркнуть - и это одна из новаций КоАП, что в качестве таких должностных лиц в соответствии со ст.ст. 12.35 и 12.36 могут выступать сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России.

Юридические лица как субъекты дорожных правонарушений упоминаются только в ст.ст. 12.33 и 12.34 КоАП.

4. С субъективной стороны административные правонарушения в области дорожного движения характеризуются чаще умышленной, реже – неосторожной формами вины.

Необходимо отметить, что если умыслом лица, совершившего нарушение Правил дорожного движения, охватывалось причинение в результате такого нарушения вреда здоровью потерпевшего или материального ущерба, ответственность наступает по иным, не входящим в главу, статьям либо по соответствующим статьям УК.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.50 (0.013 с.)