Особенности административно-правовых норм. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности административно-правовых норм.



административно-правовая норма - это норма российского права, регулирующая отношения в сфере государственного, муниципального и общественного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в иных сферах государственной деятельности.

административно-правовые нормы следует понимать как установленные или санкционированные государством правила, регулирующие отношения, возникающие при формировании и деятельности исполнительной власти.

1)Поскольку административно-правовые нормы действуют в сфере государственного управления, то первой их особенностью является сам предмет регулирования или специфика нормируемых общественных отношений, складывающихся в сфере административно-публичной деятельности.

2) Вторая особенность административно-правовых норм заключается в том, что они содержат в себе юридически обязательные правила поведения, часто адресованные органам управления (органам исполнительной власти и местного самоуправления), так как именно ими регулируется деятельность органов и аппарата управления.

3) Третья особенность административно-правовых норм состоит в том, что их источником часто являются правительственные и ведомственные акты федерального и регионального уровней.

Основным критерием классификации административно-правовых норм является их юридическое содержание, в соответствии с которым эти нормы могут быть подразделены на:

1) обязывающие, т.е. предписывающие обязательное совершение определенных действий, о которых идет речь в данной норме.

2) запрещающие, т.е. предусматривающие запрет на совершение определенных действий, указанных в данной норме. Например, ст. 12.3 КоАП РФ запрещает управлять транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им;

3) уполномачивающие, т.е. предусматривающие возможность действовать по своему усмотрению в пределах требований данной нормы, т.е. предоставляют возможность участникам управленческой деятельности совершить определенные действия или воздержаться от них.

По действию во времени административно-правовые нормы делятся на срочные, т.е. с заранее определенным сроком действия и бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия. Последние действуют до их отмены. Кроме того, можно выделить временные нормы.

По кругу лиц, на которых распространяется их действие, нормы делятся на:

1) общие, которые относятся ко всем лицам, проживающим (пребывающим) на данной территории;

2) специальные, которые действуют лишь в отношении конкретных субъектов — военнослужащих, сотрудников милиции, водителей, работников торговли, лиц, ответственных за соблюдение правил пожарной безопасности и других.

По пределу действия в пространстве административно-правовые нормы делятся на:

а) общероссийские (федеральные);

б) действующие в пределах субъектов Российской Федерации;

в) распространяющие свое действие на определенную часть территориальной единицы (например, при объявлении режима чрезвычайного положения; при эпизоотии);

г) межтерриториальные (или специальные), действующие в пределах нескольких административно-территориальных единиц (районов, округов, краев, областей и др.);

д) локальные (действующие в пределах предприятия, учреждения, организации).

формы реализации административно-правовых норм:

1. Соблюдение характеризуется добровольным подчинением требованиям административно-правовых норм.

2. Исполнение заключается в активных правомерных действиях по выполнению предписаний, содержащихся в этих нормах.

3. Использование связано с осуществлением участниками правоотношений по своему усмотрению принадлежащих им субъективных прав в сфере административно-публичной деятельности

4. Применение состоит в разрешении административными органами и их должностными лицами (служащими) на основе административно-правовых норм индивидуально-конкретных управленческих дел и вопросов.

10. Понятие, классификация и характерные черты административно-правовых отношений.

Административно-правовые отношения – это регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере гос управления.

Административные правоотношения имеют структуру, в которую входят субъекты, объекты правоотношения и его нормативные содержания. Субъектами адм правоотношения являя его участники, т.е. те, ко наделен специальной компетенцией (орган), или те которые имеют иной административно-правовой статус (граждане и тп)

Объектом административно-правового отношения являются действия (решения) субъектов административного права, их положительное или негативное поведение, выразившееся, например, в принятии должностным лицом соответствующего правовго акта управления или в совершении военнослужащим административного правонарушения.

Характерные черты:

1) возникают в процессе государственного управления

2)имеют в качестве обязательного субъекта орган государственного управления, т.е. постоянным участником административно-правовых отношений является официальный и полномочный субъект государственного управления.

3)характеризуется отношениями власти-подчинения и юридическим неравенством сторон

4) возникает для решения задач и осуществления функций управления в целях удовлетворения публичных или индивидуальных интересов по инициативе любого из субъектов этих отношений.

5) имеют организующее начало, так как административно-правовые отношения—это форма, в рамках которой происходит организующее воздействие государственного управления на соответствующие объекты управления.

6) отличаются особым правовым режимом обеспечения законности и своей правовой защиты.

Классификация:

1) В зависимости от характера связей между сторонами можно выделить «вертикальные» и «горизонтальные» отношения.

а)«Вертикальные» административно-правовые отношения складываются между сторонами, одна из которых, как правило, организационно подчинена другой. б)«Горизонтальные» административно-правовые отношения складываются между несоподчиненными сторонами; одна из сторон не подчинена организационно другой.

2) По целевому назначению административно-правовые отношения подразделяются на две группы:

а) регулятивные.) административно-правовые отношения, возникающие в связи с реализацией положительных задач государственного управления (например, по руководству нижестоящими звеньями управления, предприятиями, учреждениями и организациями, по регулированию деятельности общественных объединений, по удовлетворению нужд и запросов граждан);

б) охранительные) административно-правовые отношения юрисдикционного характера, т.е. связанные с деликтами в сфере государственного управления.

3) по направлению деятельности выделяются:

Административно-правове отношения органов исполнительнои власти общей компетенции, т.н по всем вопросам жизнедеятельности территорий.

Административно-правовые отношения исполнительной власти отраслевой компетенции в отношении субъектов управления, находящихся в их ведении;

Административно-правовые отношения органов межотраслевой компетенции надведомствеенного характера по решению специальных вопросов. Осуществлению контрольно-надзорных и координационных полномочий.

Административно-правовые внутриорганизационные отношения, затрагивающие деятельость аппарата данного органа и учреждении, предприятии.

4) также выделяются внутриаапратны правоотношения, т.е. отношения складывающиеся в процессе организации и функционирования публичного управления.

Вместе с тем имеются и фуекциональные внутриорганизационные правоотношения, т.е отношения в рамках которых реализуются правовой статус субъектов управления и граждан: осуществляются права и свободы граждна, полномочий должностыных лиц и компетенция органов управления.

 

11. Понятие, классификация и правовое положение органов исполнительной власти.

Орган исполнительнои власти – это государственная организация, часть системы органов государственной власти в российской Федерации, учрежденная самим государсвом для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативно-правовых актов, реализации функции государсвенного управления во всех сферах жизни государства и общества по средством использования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающая соответсвующей структурои.

Органам исполнительной власти присущ ряд взаимосвязанных признаков, или характерных черт. Выделим их.

 

1.Они осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность, властные полномочия в отношении других организаций и граждан.

2. Наделены оперативной самостоятельностью.

3. Имеют постоянные штаты.

4. Как правило, образуются вышестоящими органами.

5. Подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти.

6. Их образования, структура, порядок деятельности в основном регламентируется нормами административного права

Работа органов исполнительнои власти строится в соответсвии с такими принципами их деятельности, как:

А) государственная и территориальная целостьность РФ

Б) распространение суверинитета РФ на всю ее территорию

В) верховенства конституции РФ и федеральных законов на всей территорий РФ.

Г) единство системы государственной власти

Д) разграничение предметов ведения и полномочии между органами гос власти.

Правовои статус органов исполнительнои власти характеризуется тем, что эти органы являются самостоятельными и независимыми именно в осуществлении предостваленных им полномочий.

 

Классификация органов исполнительной власти:

По характеру компетенции:

1) общей компетенции, решающие вопросы управления во всех сферах жизнедеятельности населения на определенной территории;

2) отраслевой компетенции, решающие вопросы в пределах одной отрасли управления, т.е. субъекты, принимающие в боль­шей части правовые акты, обязательные для исполнения внут­ри отрасли;

3) межотраслевой компетенции, решающие вопросы межот­раслевого характера, т.е. принимающие нормативные правовые акты по предметам ведения и в объеме полномочий, обязатель­ные для исполнения не подчиненными им органами.

По основаниям образования:

1) конституционные или уставные органы государственной власти;

2) создаваемые на основе законов и подзаконных актов. По порядку образования:

1} избираемые населением;

2) образуемые путем издания правового акта.

По порядку решения вопросов:

1) коллегиальные органы;

2) органы, в которых руководителем единолично принимает­ся решение.

По территориальной сфере деятельности:

1) федерального уровня;

2) уровня субъектов РФ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.238.138.162 (0.045 с.)