Правовая характеристика административных правонарушений в области предпринимательской деятельности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг: особенности юридических составов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовая характеристика административных правонарушений в области предпринимательской деятельности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг: особенности юридических составов.



1. Глава 14 КоАП посвящена административным правонарушениям в области предпринимательской деятельности. В определенной степени она совпадает по содержанию с главой 12 «Административные правонарушения в области торговли и финансов» КоАП РСФСР, правда, насчитывает не 29, а 30 статей. Ряд «старых» составов правонарушений отошел к главе 15 КоАП. С другой стороны, в комментируемую главу включен ряд составов административных правонарушений, которые ранее предусматривались иными нормативными правовыми актами: Законами РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»[1], от 10 июня 1993 г. № 5154-1 «О стандартизации»[2], от 18 июня 1993 г. № 5215-1 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением»[3], Федеральными законами от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе»[4], от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»[5], от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»[6], от 8 июля 1999 г. № 143-ФЗ «Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»[7], от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле»[8], от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»[9].

2. Родовым объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой главой, являются общественные отношения, складывающиеся в области предпринимательской деятельности.

Конституция РФ (ст. 8) гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Она наделяет каждого правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34). С другой стороны, не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Конституция запрещает установление на территории РФ таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74).

3. Для некоторых правонарушений, предусмотренных анализируемой главой, характерным является наличие предмета посягательства. В качестве такового могут выступать, например, имущество, бухгалтерские и иные учетные документы юридического лица или индивидуального предпринимателя (ст. 14.13 – неправомерные действия при банкротстве), единый государственный реестр юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) (ст. 14.25 – нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

4. Объективная сторона административных правонарушений в области предпринимательской деятельности чаще всего выражается в различных действиях – продажа товаров (ст. 14.2); обмеривание, обвешивание, обсчет (ст. 14.7); получение кредита (ст. 14.11); сокрытие имущества (ст. 14.13); поставка, закупка этилового спирта (ст. 14.17); заключение сделок (ст. 14.22); участие в биржевых сделках (ст. 14.24 КоАП) и др.

5. Комментируемая глава КоАП в основном включает административные правонарушения, как правило, с формальным составом, не требующим наступления каких-либо вредных материальных последствий. Исключением является состав ненадлежащего управления юридическим лицом (ст. 14.21), т.е. использования полномочий по управлению организацией вопреки ее законным интересам и (или) законным интересам ее кредитора, повлекшее уменьшение собственного капитала организации и (или) возникновение убытков. Здесь налицо материальный состав административного правонарушения.

6. Соответствующими нормами права государство устанавливает определенные правила поведения для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Эти правила касаются государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, получения лицензий, сертификатов, продажи товаров, выполнения работ либо оказания услуг, применения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и т.п. Нарушение указанных правил влечет ответственность, в том числе административную. Из этого следует, что своевременное, эффективное и законное применение статей комментируемой главы требует от правоприменителей знания отмеченных правил.

7. Субъектами административных правонарушений, предусмотренных КоАП в области предпринимательской деятельности, выступают как физические (граждане и должностные лица), так и юридические лица. При этом субъектами административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 14.1, ст.ст. 14.9, 14.12-14.14, 14.21, 14.22, ч. 1 ст. 14.23, ч. 1 ст. 14.24, ст. 14.25, выступают только физические лица (ст.ст. 14.9, 14.14, 14.25 – только должностные лица), ч.ч. 1, 4 ст. 14.17, ч. 2 ст. 14.23, ч.ч. 2, 3 ст. 14.24 – только юридические лица, а ст.ст. 14.8, 14.16, ч.ч. 2, 3 ст. 14.17, ст.ст. 14.18, 14.19, ч. 2 ст. 14.20, ч.ч. 2, 3 ст. 14.27, ст.ст. 14.28, 14.30 – должностные и юридические лица.

8. С субъективной стороны административные правонарушения в области предпринимательской деятельности совершаются в большинстве своем умышленно. Речь идет о таких правонарушениях, как осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (ч. 3 ст. 14.1); продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения контрольно-кассовых машин (ст. 14.5); нарушение порядка ценообразования (ст. 14.6); обман потребителей (ст. 14.7); неправомерные действия при банкротстве (ст. 14.13) и др.

 

Правовая характеристика административных правонарушений в области таможенного дела, защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации: особенности юридических составов.

1. Рассматриваемая глава состоит из 14 статей, предусматривающих административную ответственность за правонарушения в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ. В КоАП РСФСР насчитывалось только 6 статей (ст.ст. 1658, 183, 1831,1832, 1833, 184) аналогичной тематики.

Глава 18 как отдельная структурная часть КоАП является новацией. В нее с незначительными изменениями вошли все составы административных правонарушений, предусматривавшиеся КоАП РСФСР. При этом законодатель увеличил общее количество составов административных правонарушений за счет отнесения к ним противоправных деяний физических и юридических лиц не только при пересечении государственной границы, в пограничной зоне, но и на всем прилегающем пограничном пространстве РФ (в территориальном море, воздушном пространстве, исключительной экономической зоне).

Введена административная ответственность за нарушение порядка прохождения установленных контрольных пунктов (точек) при пересечении внешней границы исключительной экономической зоны РФ (ст. 18.6), нарушение правил привлечения и использования в РФ иностранной рабочей силы (ст. 18.10), нарушение иммиграционных правил (ст. 18.11), нарушение беженцем или вынужденным переселенцем правил проживания (ст. 18.12), за незаконную деятельность по трудоустройству граждан РФ за границей (ст. 18.13), незаконный провоз лиц через Государственную границу РФ (ст. 18.14).

2. Под правонарушениями, посягающими на пограничную безопасность РФ, следует понимать предусмотренные законодательством об административных правонарушениях деяния, сопряженные с нарушением правил, установленных для обеспечения безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства в пограничном пространстве РФ.

Правовую основу обеспечения пограничной безопасности РФ составляют Конституция РФ, Закон РФ от 1 апреля 1993 г. “О Государственной границе Российской Федерации”[1], Закон РФ от 19 февраля 1993 г. "О вынужденных переселенцах"[2], Федеральные законы от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 "О беженцах"[3], от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ “О континентальном шельфе Российской Федерации”[4], от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”[5], от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ “О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне Российской Федерации"[6], от 17 декабря 1998 г.№ 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации"[7], от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения"[8], от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"[9], другие федеральные законы, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ, принятые в пределах их полномочий.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ по защите государственной границы, исключительной экономической зоне и континентальному шельфу являются составной частью ее правовой системы, и содержит совокупность юридических норм, регулирующих правоотношения в сфере пограничной безопасности.

Общественная вредность административных правонарушений, посягающих на пограничную безопасность, выражается в том, что их совершение создает угрозу причинения вреда охраняемым законом жизненно важным интересам личности, общества и государства в пограничном пространстве.

3. Родовым объектом правонарушений, ответственность за совершение которых установлена главой 18 КоАП, является пограничная безопасность РФ - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в пограничном пространстве РФ от внутренних и внешних угроз. Пограничное пространство охватывает Государственную границу РФ, пункты пропуска через государственную границу и связанные с ними объекты внутри страны, приграничную территорию, воздушное пространство, трансграничные (пограничные) водные объекты, акватории территориального моря и внутренних вод, подводную среду, континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ.

В зависимости от непосредственного объекта правовой охраны комментируемая глава предусматривает три группы административных правонарушений:

1) правонарушения, посягающие на установленный режим государственной границы: нарушение режима Государственной границы РФ (ст. 18.1); нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ (ст. 18.4); нарушение правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море РФ или к транзитному пролету через воздушное пространство РФ (ст. 18.5); нарушение порядка прохождения установленных контрольных пунктов (точек) при пересечении внешней границы исключительной экономической зоны РФ (ст. 18.6); незаконный провоз лиц через Государственную границу РФ (ст. 18.14);

2) правонарушения, посягающие на пограничный режим: нарушение пограничного режима в пограничной зоне (ст. 18.2); нарушение пограничного режима в территориальном море и во внутренних морских водах РФ (ст. 18.3); неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы РФ (ст. 18.7);

3) правонарушения в области миграционного законодательства, посягающие на установленный порядок (режим) пребывания в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, правила транзитного проезда через российскую территорию: нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в РФ (ст. 18.8); нарушение должностным лицом организации, принимающей в РФ иностранного гражданина или лицо без гражданства, либо гражданином РФ правил пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в РФ (ст. 18.9); нарушение правил привлечения и использования в РФ иностранной рабочей силы (ст. 18.10); нарушение иммиграционных правил (ст. 18.11); нарушение беженцем или вынужденным переселенцем правил проживания (ст. 18.12); незаконная деятельность по трудоустройству граждан РФ за границей (ст. 18.13).

4. Закон РФ от 1 апреля 1993г. «О Государственной границе Российской Федерации» определил понятия государственной границы, ее защиты, охраны, режима и порядок пересечения. Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) и действия государственного суверенитета РФ. Международно-правовое оформление Государственной границы РФ осуществляется на основе универсальных принципов международного права, зафиксированных в Уставе ООН, других международно-правовых документах. Согласно Конституции РФ прохождение государственной границы устанавливается и изменяется международными договорами РФ, Законом РФ "О Государственной границе Российской Федерации" и другими федеральными законами.

5. Защита государственной границы является частью системы обеспечения пограничной безопасности РФ и реализации государственной пограничной политики. Она заключается в согласованной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-разыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер. В этой деятельности в установленном порядке участвуют организации и граждане.

6. Охрана государственной границы является составной частью ее защиты и осуществляется пограничными органами, входящими в состав федеральной службы безопасности, в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами РФ в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности РФ в случаях и в порядке, определяемых российским законодательством. Охрана государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения ее прохождения, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу

7. Практически половину правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена комментируемой главой, составляют деяния, связанные с нарушением миграционного законодательства. Его можно рассматривать как совокупность нормативных правовых актов, регулирующих порядок въезда, выезда, транзитного проезда, работы, временного и постоянного пребывания на территории РФ иностранных граждан, лиц без гражданства (беженцев,), определяющих их права и обязанности, организацию иммиграционного контроля, а также устанавливающих административную ответственность за совершенные правонарушения.

8. Объективная сторона правонарушений рассматриваемой группы может выражаться как в активных действиях, так и бездействии.

9. Субъектом правонарушений являются иностранные граждане, лица без гражданства, а по ряду составов – и граждане РФ.

10. Большинство правонарушений совершается умышленно. Отдельные правонарушения могут быть совершены и по неосторожности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.132.223 (0.012 с.)