Административное право как отрасль права



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Административное право как отрасль права



Административное право как отрасль права

Административное право – это совокупность (система) правовых норм, регулирующих государственно-управленческие общественные отношения.

Таким образом, предметом административного права как отрасли права являются отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного управления.

Особенности административно-правового регулирования:

1) регулирование преимущественно в процессе осуществления государственного управления;

2) регулирование с использованием особых методов;

3) оперативность в регулировании;

4) регулирование нормами различного уровня.

К административно-правовым методам относятся:

1) предписания; 2)запреты; 3)дозволения; рекомендации.

Административно-правовая норма – это установленное компетентными государственными органами правило поведения субъектов в сфере государственного управления.

Виды административно-правовых норм:

По содержанию – материальные и процессуальные.

По функциям (целевому назначению) – регулятивные и охранительные.

По методу воздействия – обязывающие, запрещающие, уполномочивающие, рекомендательные, дефинитивные и поощрительные (стимулирующие).

По юридической силе – конституционные, нормы законов, нормы президентских актов и нормы подзаконных актов.

По действию во времени – срочные и бессрочные.

По действию в пространстве – республиканские, местные и межтерриториального (территориального) масштаба действия.

По адресатам – регулирующие правовой статус государственных организаций, регулирующие правовой статус работников государственных организаций, определяющие правовой статус органов исполнительной власти и определяющие правовой статус граждан в сфере управления.

К формам реализации административно-правовых норм относятся:

1) исполнение; 2) соблюдение; 3) использование; 4) применение.

Источники административно-правовых норм:

1) Конституция РБ; 2)законы РБ; 3)нормативные акты Президента РБ; 4)постановления Правительства;

5) нормативные акты местных исполнительных и распорядительных органов;

6) нормативные акты республиканских органов управления;

7) межгосударственные соглашения;

8) нормативные акты руководителей государственных организаций.

Система административного права:

Управленческое право

Общая часть (сущность административного права, субъекты административного права: общие положения);

Особенная часть (механизм общего государственного управления на республиканском уровне, механизм специального государственного управления на республиканском уровне, механизм государственного управления на местном уровне).

Административно-деликтное право

Общая часть (административно-деликтное право, административно-деликтные нормы, административное правонарушение, административная ответственность, административное взыскание);

Особенная часть (административные правонарушения: против здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина; против собственности; в области финансов и т.д. в соответстии с КоАП).

Процессуально-исполнительное право

Процессуальная часть (общие положения; участники административного процесса; доказательства; административный процесс);

Исполнительная часть (общие положения; исполнение различных видов административных взысканий).

 

2. Административное право как наука и учебная дисциплина

Административное права как наука – это 1) деятельность специалистов в данной области знаний, выражающаяся в изучении, истолковании и объяснении административно-правовых явлений; 2) определенная сумма накопленных, осмысленных и систематизированных знаний о нормах административного права, административно-правовых институтах понятиях и категориях.

Предмет науки административного права:

1) административно-правовые нормы;

2) административно-правовые отношения;

3) административно-правовые категории;

4) практика применения норм административного права.

У административно-правовой теории, как и всякой отраслевой юридической науки, более широкий предмет, чем у отрасли права.

Во-первых, наука обязана изучать и нормы, и соответствующие им общественные отношения.

Во-вторых, научный анализ административно-правовых явлений предполагают изучение их динамики.

В-третьих, наука обязана разрабатывать рекомендации по совершенствованию структуры и деятельности государственной администрации, системы административно-правового регулирования.

В-четвертых, наука призвана выявлять наиболее существенные признаки, связи административно-правовых явлений, принципы их функционирования.

В науке административного права используются как общенаучные методы, так и частнонаучные.

Административное право как учебная дисциплина выступает в учебниках, учебных пособиях, лекциях и других учебно-методических материалах. Учебная дисциплина базируется на науке административного права, её содержание зависит от достижений науки, от того, насколько полно исследованы учёными административно-правовые нормы и отношения.

 

 

Правовые акты управления

– это волевые, государственно-властные, в ряде случаев документально-оформленные действия гос.органов и должностных лиц, совершаемые в соответствии с законодательством в процессе выполнения функций исполнительной власти и направленные на установление, изменение или отмену правовых норм или возникновение, прекращение, изменение конкретных правоотношений.

По юридическим свойствам актов управления – нормативные и индивидуальные.

Требования, предъявляемые к актам органов исполнительной власти:

1) общие требования законности;

2) дополнительные, или специальные, требования. Они предъявляются к некоторым актам в зависимости от содержания и назначения этих актов;

3) требования организационно-технического характера.

Акты управления прекращают своё действие:

Во-первых, в силу исполнения содержащегося в нём требования совершить определённое действие, если содержание акта сводилось только к этому требованию (например, внесение штрафа). Однако исполнение акта не во всех случаях означает прекращение его действия. Не прекращает, например, своё действие после образования органа управления постановление, в соответствии с которым этот орган образован.

Во-вторых, в силу юридического события. Например, смерть гражданина аннулирует действие таких актов, как решение о назначении ему пенсии.

В-третьих, в силу волеизъявления заинтересованной стороны в случаях, когда акт связан с существованием субъективных прав, но, как правило, здесь необходимо издание нового акта. Веализации и др.етных отношений, однократность, конкретность предписаний, адресование их персонально определённым субъектам, ре

Формы правовых актов управления:

1) письменная;2) устная;3) конклюдентная.

Выбор и использование той или иной формы предопределяется юридическими свойствами управленческой деятельности.

Единственно приемлемой формой выражения правотворческой деятельности следует признать письменную. Результатом правотворчества субъектов исполнительной власти является нормативный юридический акт, который представляет собой официальный акт-документ. Только в своём «документально-содержательном» ракурсе нормативный акт может рассматриваться в виде формы права, носителя юридических норм. Правоприменительная деятельность выражается в письменной, устной и конклюдентной формах.

Наиболее распространённый способ выражения результата правоприменительной деятельности – индивидуальный письменный акт-документ. Он используется при решении вопросов (дел), требующих фиксации правоприменения, его стабильности, точности, определённости и т.п.

Широко используется и устный способ (устные приказы, распоряжения, команды). Этот способ часто применяется при решении вопросов оперативного характера.

Правоприменение может также выражаться при помощи определённых жестов, сигналов, движений, знаков и других конклюдентных действий, явно выражающих решение субъекта применения права.

Основные стадии принятия правовых актов управления:

1) планирование подготовки акта;

2) подготовка акта;

3) вынесение решения;

4) придание решению юридической формы;

6) доведение акта до исполнителей и других заинтересованных лиц.

 

 

Общая часть

Раздел I. Общие положения

Включает в себя 1 главу (задачи и действие КоАП).

Раздел II. Административное правонарушение. Административная ответственность.

Включает в себя 4 главы (административные правонарушения; вина; принципы и условия административной ответственности; обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением).

Раздел III. Административное взыскание.

Включает в себя 3 главы (понятие, цели и виды административных взысканий; наложение административного взыскания; основания для освобождения от административной ответственности).

Особенная часть

Включает в себя 17 глав (административные правонарушения против здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина; административные правонарушения против собственности; административные правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности; административные правонарушения в области предпринимательской деятельности; административные правонарушения против порядка налогообложения; административные правонарушения против порядка таможенного регулирования (административные таможенные правонарушения); административные правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования; административные правонарушения против здоровья населения; административные правонарушения против общественного порядка и нравственности; административные правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта; административные правонарушения в области охраны историко-культурного наследия и т.д.

Крайняя необходимость.

Состояние крайней необходимости признается также в случае, если действия, совершенные с целью предотвращения опасности, не достигли своей цели и вред наступил, несмотря на усилия физического лица, добросовестно рассчитывавшего его предотвратить.

Обоснованный риск.Не является административным правонарушением причинение вреда охраняемым законным интересам при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели.

Риск признается обоснованным, если совершенное деяние соответствует современным научно-техническим знаниям и опыту, а поставленная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями и физическое или юридическое лицо, допустившее риск, предприняло все возможные меры для предотвращения вредных последствий.

Иные обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением.Не являются административными правонарушениями при условии устранения нарушений и (или) возмещения причиненного государству или иным лицам вреда в течение трех рабочих дней со дня подписания акта проверки, проведенной в соответствии с законодательными актами, определяющими единый порядок проведения контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь, следующие деяния индивидуального предпринимателя или юридического лица:

неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом налогов, сборов (пошлин) в размере не более одного процента от исчисленных такими лицами сумм налогов, сборов (пошлин), учет которых осуществляется налоговыми органами, по итогам каждого календарного года (его части, если проверке подлежала часть календарного года);

неисполнение или ненадлежащее исполнение иных обязательств, повлекшие причинение имущественного вреда, в том числе завышение стоимости таких обязательств перед бюджетом, в размере не более одного процента от подлежавших исполнению обязательств за проверенный период, а также использование денежных средств и товарно-материальных ценностей с нарушением требований законодательства на сумму не более десяти базовых величин.

 

 

Административное право как отрасль права

Административное право – это совокупность (система) правовых норм, регулирующих государственно-управленческие общественные отношения.

Таким образом, предметом административного права как отрасли права являются отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного управления.

Особенности административно-правового регулирования:

1) регулирование преимущественно в процессе осуществления государственного управления;

2) регулирование с использованием особых методов;

3) оперативность в регулировании;

4) регулирование нормами различного уровня.

К административно-правовым методам относятся:

1) предписания; 2)запреты; 3)дозволения; рекомендации.

Административно-правовая норма – это установленное компетентными государственными органами правило поведения субъектов в сфере государственного управления.

Виды административно-правовых норм:

По содержанию – материальные и процессуальные.

По функциям (целевому назначению) – регулятивные и охранительные.

По методу воздействия – обязывающие, запрещающие, уполномочивающие, рекомендательные, дефинитивные и поощрительные (стимулирующие).

По юридической силе – конституционные, нормы законов, нормы президентских актов и нормы подзаконных актов.

По действию во времени – срочные и бессрочные.

По действию в пространстве – республиканские, местные и межтерриториального (территориального) масштаба действия.

По адресатам – регулирующие правовой статус государственных организаций, регулирующие правовой статус работников государственных организаций, определяющие правовой статус органов исполнительной власти и определяющие правовой статус граждан в сфере управления.

К формам реализации административно-правовых норм относятся:

1) исполнение; 2) соблюдение; 3) использование; 4) применение.

Источники административно-правовых норм:

1) Конституция РБ; 2)законы РБ; 3)нормативные акты Президента РБ; 4)постановления Правительства;

5) нормативные акты местных исполнительных и распорядительных органов;

6) нормативные акты республиканских органов управления;

7) межгосударственные соглашения;

8) нормативные акты руководителей государственных организаций.

Система административного права:

Управленческое право

Общая часть (сущность административного права, субъекты административного права: общие положения);

Особенная часть (механизм общего государственного управления на республиканском уровне, механизм специального государственного управления на республиканском уровне, механизм государственного управления на местном уровне).



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.79.116 (0.012 с.)