Управление его характерные признаки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление его характерные признаки.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ», ЕЁ МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.

На сегодняшний день назрела объективная необходимость отделения науки государственного управления (именно управления) от других дисциплин, которые применительно к ней следует рассматривать как смежные.

На Западе в теории государственного управления выделено государственное администрирование, («public administration»), которое в большей мере носит управленческий характер и имеет и другое название – административно-государственное управление.

Сам термин «Государственное администрирование» характеризует как научную дисциплину, так и обширнейшую область практической деятельности, занимающуюся всеми вопросами государственного управления. Его можно рассматривать в узком и широком смысле. В узком смысле – он означает профессиональную деятельность государственных чиновников. В широком смысле – «public administration» включает всю систему административных институтов, подчиненных друг другу снизу доверху, каждый из которых выполняет свой, строго ограниченный круг функций.

С теоретической точки зрения административно-государственное управление базируется на общих концепциях научного управления и специфических для этой области знаниях (например, теории государственной бюрократии). Оно рассматривает вопросы организации, теорию и методологию (научные подходы, принципы государственного управления, его цели, задачи, функции, протекающие в системе государственного управления процессы, методы управления, с помощью которых решаются задачи государства и его структур различного уровня, обеспечивается достижение целей и задач развития страны), процесс принятия управленческих решений и технологии управления.

Отталкиваясь от такого понимания государственного управления, определены научные дисциплины, которые находят отражение в учебных планах подготовки специалистов в области государственного управления.

Изучение основ государственного управления предполагает выделение трех самостоятельных, но в то же время тесно взаимосвязанных разделов, которые сформировались в самостоятельные курсы: «Теория и методология государственного управления», «Организационная структура государственного управления» и «Управленческие процессы и технологии».

УПРАВЛЕНИЕ ЕГО ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ.

Управление выступает как необходимый элемент жизнедеятельности людей. Оно является одной из трудных и ответственных сфер их интеллектуальной и практической деятельности, которое связано с реализацией их интересов и потребностей. Управление предопределено сознательным началом, знаниями, целевой ориентацией, волей и энергией человека. Отсюда управление можно рассматривать как процесс целенаправленного взаимодействия субъекта и объекта управления ради достижения социально значимых результатов.

Управление в обществе связано с использованием власти и возникает тогда, когда в нем есть социальная потребность. При этом, чем масштабнее общественные объединения людей, тем больше социальная потребность в управлении.

Как объективная реальность управление – это явление универсальное, поскольку имеет место во всех обществах, странах, во всех сферах общественной жизнедеятельности людей. Генезис управления в социальных сообществах позволяет рассматривать его как разновидность труда, исторически выделенную из групповой общественной деятельностилюдей. Следовательно, управление в социальных сообществах представляет собой специфический вид человеческой деятельности, который проявляется в различных формах и видах. В качестве объекта управления могут выступать естественные и физические процессы, технические системы, политические, экономические и социальные процессы, любые события, протекающие в обществе (естественно, речь идет о событиях, которыми можно управлять) и т. д.

Многовекторный характер управления порождает различные подходы к самому определению управления и множество понятий «управления». Во всей совокупности подходов можно выделить несколько наиболее распространенных.

Согласно общему подходу управление рассматривается как:

  • организация деятельности людей в соответствии с требованиями объективных законов;
  • наука и практика управления организациями;
  • организация и реализация целенаправленного воздействия;
  • организация и координация деятельности по использованию имеющихся ресурсов с целью достижения желаемого результата;
  • механизм реализации интересов всех участников производственного процесса: общественных, коллективных, индивидуальных.

Функциональный подход позволяет рассматривать управление как:

  • целенаправленную координацию общественной деятельности;
  • целенаправленное воздействие на трудовые коллективы с целью организации и координации их деятельности в процессе производства;
  • планирование, организацию, мотивацию труда и контроль.

Исходя из процессуального подхода, управление можно представить как:

  • процесс подготовки, принятия и реализации управленческих решений;
  • процесс или форму деятельности, которая обеспечивает управление определенной группой людей исходя из целевой ориентации организации;
  • воздействие руководителя на поведение подчиненных для достижения поставленной цели.

Субъектно-объектный подход дает возможность трактовать управление как:

  • осознанную целенаправленную деятельность человека, посредством которой он воздействует и подчиняет своим интересам элементы внешней и внутренней среды общества, живой и неживой природы, техники;
  • системную конкретную практическую деятельность, направленную на осмысленную организацию всего общественного производства на всех стадиях расширенного воспроизводства;
  • упорядочение и регулирование системы исходя из изменяющихся условий внешней и внутренней среды;
  • целенаправленное воздействие на объект управления для изменения его состояния и поведения в соответствии с изменяющимися условиями;
  • целенаправленное взаимодействие между субъектом и объектом в системе управления для достижения поставленных целей и решения задач;
  • осознанную деятельность людей, направленную на создание оптимальных условий для функционирования объекта;
  • воздействие органов и кадров управления на управляемый объект с помощью соответствующих методов для достижения поставленной цели.

Исходя из всей совокупности представленных понятий, управление в самом общем понимании можно рассматривать как всевозможные формы и методы воздействия на объект с целью достижения желаемого результата.

При этом управление является не только универсальным, но и необходимым элементом окружающего нас мира, под воздействием которого могут изменяться положение, поведение и даже свойства как объекта, так и самого субъекта управления.

Управление в широком общесоциологическом смысле называется социальным управлением. Оно связано с управлением обществом путем применения социальных стимулов, средств, механизмов, когда различные группы, организации, институты, личности, действуя в своих интересах и в то же время выполняя «общие дела», воздействуют на состояние и развитие общества.

БЮРОКРАТИЗМ: СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ, ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ МЕРЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ.

Сводить деятельность бюрократии к одной из сторон функционирования политико-административных структур (бюрократизму) неверно. Аппарат управления сам по себе есть бюрократический аппарат. Бюрократия представляет собой, во-первых, совокупность служащих аппарата управления, во-вторых, иерархическую систему управления, для которой характерно определение границ компетенции на каждом из уровней, принятие решений согласно существующим законам и инструкциям, упорядоченный, «рутинный» характер деятельности. Аппарат, вовлеченный в систему формальных и неформальных отношений, находится в определенной социокультурной среде, и поэтому бюрократия далеко не всегда способна определить свой тип, а также и форму функционирования (действия). Ее место и роль в политико-социальном процессе зависят от характера политической системы и политического режима и в определенной степени производны от них.

Итак, без бюрократии, сосредоточившей в своих руках исполнительную власть, обойтись невозможно. Иное дело, что в определенных условиях возникают основы трансформации бюрократии, утрачивающей свой статус передаточного механизма и приобретающей положение, при котором чиновники начинают играть основную политическую роль (бюрократически-политическая монополия). Бюрократически-политическая монополия на власть незначительно отличается от власти политически-бюрократической. Последняя также предполагает «единство» администрации и политики, но только с тем отличием, что политика поглощает административный сектор и базовая административная роль находится в руках политиков (бывшие СССР, социалистическая восточная Европа). Обозначаются названные виды управления близкими по значению терминами – «бюрократический произвол», «бюрократический абсолютизм», «бюрократическое правление», «бюрократическое господство».

Следует различать понятия «бюрократия» и «бюрократизм». Если первое слово служит для обозначения определенной организации, системы работы аппарата управления (рациональная бюрократия), то второе понятие применяется в негативном смысле как групповая монополия управляющих на функции управления и власти (иррациональная бюрократия). Поэтому предстоит решать сложную задачу: сохранить и укрепить аппарат управления, способный к эффективной работе, и одновременно бороться с бюрократизмом.

Рациональная бюрократия – имманентное свойство любой системы управления. Организация работы государственного аппарата неизбежно должна быть формалистичной, т. е. бюрократической. Пока существует аппарат управления, будет и бюрократия. Поэтому борьба с бюрократизмом вовсе не означает борьбу с аппаратом как таковым. Без профессионального, хорошо подготовленного и слаженного аппарата нет и управления.

Демократизируя систему управления, мы лишаем бюрократизм благоприятной среды, в которой он размножается и процветает. Отсюда борьбу с бюрократизмом следует рассматривать в широком контексте экономического, демократического и духовного обновления. Нельзя сводить борьбу к обличению бюрократического стиля управления, к антибюрократическим кампаниям и механическим реорганизациям аппарата управления. Не затронув глубинных основ бюрократизма, добиться ничего не удастся.

Принципиальное значение имеет идея выборности народа, которая отвергается бюрократически-авторитарной системой. Идеи самоуправления в корне противоречат аппаратно-бюрократическим интересам. Ведь самоуправляемость народа ставит под угрозу существование бюрократизма как особого привилегированного и обособленного от народа сословия. Именно поэтому сторонниками тоталитарного режима идея самоуправления народа объявляется анархо-синдикалистской и ошибочной.

Самоуправление – такое участие граждан в управлении, которое определяет их решающие влияние задач местного значения, исходя из интересов не чиновников, а населения, его исторических и местных традиций. И не только через органы местного самоуправления, но и посредством политических и общественных организаций, их органов.

Но самоуправление не сводится лишь к передаче государственных функций общественным органам, а осуществляется через сочетание государственного и общественного самоуправления с постепенной утратой аппаратом монополии на принятие управленческих решений. Самоуправленческие начала сужают сферу действия бюрократизма, предполагают возрастание значимости саморегуляции отношений между людьми. Известно, что до октября 1917 года в России многие функции самоуправления выполняли земства (на уездном и губернском уровне).

Ключевое направление преодоления бюрократизма – последовательный переход к новой системе экономических отношений, основанный на принципах свободного рынка, на разгосударствлении и эффективном взаимодействии многообразных форм собственности и хозяйствования, создающих не иллюзорные, а реальные стимулы экономического и социального прогресса. Радикальная экономиче­ская реформа может и должна сформировать экономический механизм, оптимально сочетающий централизм и автономию, позволяющий управлять интересами через интересы. Только социально ориентированный рынок стимулирует индивидуальную инициативу и предпринимательство. Только он защищает производителей от излишнего государственного вмешательства.

Расширение товарно-денежных отношений и цивилизованного рынка как регуляторов сужает роль и значение административных методов управления. Социально ориентированная рыночная экономика органически сочетается с демократической политической системой, характеризующейся свободной конкуренцией сил, прямыми, равными, альтернативными выборами на всех уровнях, сменяемостью кадров в оптимальных масштабах, научно обоснованной кадровой политикой. Обеспечение демократических свобод имеет высокую самостоятельную ценность и поэтому должно быть важной задачей при выработке экономической политики.

В условиях экономической реформы происходит формирование мелкого предпринимательства. Новаторской роли мелкого бизнеса способствует его антибюрократическая сущность: отсутствие иерархических связей, требующих бесконечных согласований и разрешений; демократические отношения, существующие внутри мелких предприятий между собственниками и персоналом. Как правило, собственники непосредственно участвуют в жизни своих предприятий.

Задачу обновления нашего общества не решить без ярких, талантливых, самобытных предпринимателей, без становления «среднего класса». Ценности и мотивы предпринимательской деятельности должны стать достоянием всех управленцев. Речь идет о широком распространении предпринимательской культуры с ее акцентом на автономию и независимость, свободу деловой активности, с культом процветания и успеха, самореализации личности в ходе ведения «своего дела».

Основные политические аспекты антибюрократической демократизации включают: создание эффективного плюралистического механизма управления на основе демократического выявления, согласования и реализации интересов всех слоев общества; превраще­ние общественных организаций в самодеятельные объединения; реальное и решающее участие трудящихся в осуществлении власти.

Если в экономике для успешного развития производственных отношений необходима экономическая демократия, то в политике общество не сможет развиваться без демократии политической, которая понимается не только в виде прав и свобод, но и как гражданская ответственность, строгое соблюдение закона, самоконтроль и самодисциплина.

Духовно-культурные основы преодоления бюрократизма – это, прежде всего, создание условий для раскрепощения интеллекта, рас­крытия способностей человека, для свободного состязания умов и талантов. Только такая свобода обеспечит наличие широкого спектра мнений и взглядов при высокой культуре дискуссий, радикальное оздоровление нравственной атмосферы, утверждение правды и справедливости. В демократическом обществе человек превратится в высшую и универсальную ценность, а всемерное возвышение личности станет самоцелью развития.

Многие полагают, что главным противником обновления общества является аппарат, чиновничество. Отсюда следует усилить критику аппарата и его работников.

Государственный аппарат – это вторичное явление. Представляя мощную иерархическую систему, он может и часто в действительности приводит к сверхцентрализации управления, к фактической узурпации власти в государстве. Поэтому для государственного аппарата первостепенное значение имеет последовательное проведение в жизнь (на деле, а не на словах) принципов независимости и разделения власти «по горизонтали» на представительную (законодательную), исполнительную и судебную и «по вертикали» на республиканскую, власть и власть местного самоуправления. В таком случае известное ограничение каждой из властей формирует предпосылки того, что ни одна из них не встанет над всеми и не подавит собой общество. Для того чтобы аппарат («бюрократия») нормально функционировал, необходимо обеспечение высокого уровня его профессионализма и квалификации, деловых, моральных качеств.

Непрофессионализм чиновников порождается, во-первых, отсутствием продуманной системы работы с кадрами во всех звеньях общественного организма, диктатом назначенчества; во-вторых, во многом сохраняющимся сегодня идеологизированным подходом к кадрам; в-третьих, отсутствием до последнего времени социальной востребованности компетентности, профессионализма, в том числе специалистов с хорошими знаниями в области экономики, права, социологии, управления персоналом и культурологов.

Успешной борьбе с бюрократизмом может и должна способствовать система социального оппонирования чиновничеству и аппарату в целом. Однако социальное оппонирование аппарату ни в коем случае не следует толковать как нечто в целом антиаппаратное. Аппарат управления был и остается необходимым, без него – анархия, хаос. Но управление нельзя доверять лишь одному аппарату. Необходимо сочетание государственного управления с механизмами социальной саморегуляции. Опыт (и положительный, и отрицательный) показывает, что эффективность государственного управления практически невозможна, если оно не дополняется, не уравновешивается механизмами социальной саморегуляции, гражданской активности, общественного контроля. Такой системой социального оппонирования государственной власти может стать формирующееся в нашей стране гражданское общество с развитой системой саморегуляции.

Гражданское общество предполагает сбалансированное, взаимоограниченное сотрудничество государственных и негосударственных организаций (движений).

Люди вынуждены общаться с государством постоянно. Оно все время что-то регламентирует, разрешает или запрещает. Нам же сейчас нужно государство-защитник, государство-партнер, государство-посредник, т. е. государство с заметно меньшими распорядительными, фискальными, командными функциями. Дело госаппарата – выработка стратегии, определение приоритетов, стимулирование активности граждан, защита прав и личной безопасности человека, неприкосновенность частной собственности, защита внутреннего порядка и границ, забота об экологии, образовании, здравоохранении, науке, культуре, помощь бедным и нетрудоспособным.

Правовое государство как гарант преодоления бюрократизма предполагает:

· демократичность и открытость законодательного процесса;

· отчетность перед народом исполнительно-распорядительных органов о проводимой политике и повседневной практике, общественный контроль за деятельностью властных структур, воспитание у людей чувства личной причастности к решению общегосударственных задач;

· независимость суда и прокуратуры, повышение их статуса в обществе, совершенствование процессуального законодательства, строгое соблюдение презумпции невиновности, норм правосудия и права на защиту;

· создание профессионально подготовленного, динамичного, современного аппарата управления, формируемого на конкурсной основе, подконтрольного в рамках закона представительным органам и общественности.

В правовом государстве исключается диктатура какого-либо класса, партии, группировки или управленческой бюрократии. Допускается лишь одна диктатура – диктатура закона и законности.

В правовом государстве должна существовать равная правовая ответственность как гражданина перед государством, так и государства перед гражданином. Основная идея правового государства – подчинение публичных властей и всех граждан закону.

В Республике Беларусь немало сделано в этом направлении, принят целый ряд мер, призванных обеспечить доступность, простоту, оперативность решения насущных проблем каждого человека. В целях дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата, улучшения работы с гражданами Президентом Республики Беларусь А. Г. Лукашенко 27 декабря 2006 года была подписана Директива № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата».

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ», ЕЁ МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.

На сегодняшний день назрела объективная необходимость отделения науки государственного управления (именно управления) от других дисциплин, которые применительно к ней следует рассматривать как смежные.

На Западе в теории государственного управления выделено государственное администрирование, («public administration»), которое в большей мере носит управленческий характер и имеет и другое название – административно-государственное управление.

Сам термин «Государственное администрирование» характеризует как научную дисциплину, так и обширнейшую область практической деятельности, занимающуюся всеми вопросами государственного управления. Его можно рассматривать в узком и широком смысле. В узком смысле – он означает профессиональную деятельность государственных чиновников. В широком смысле – «public administration» включает всю систему административных институтов, подчиненных друг другу снизу доверху, каждый из которых выполняет свой, строго ограниченный круг функций.

С теоретической точки зрения административно-государственное управление базируется на общих концепциях научного управления и специфических для этой области знаниях (например, теории государственной бюрократии). Оно рассматривает вопросы организации, теорию и методологию (научные подходы, принципы государственного управления, его цели, задачи, функции, протекающие в системе государственного управления процессы, методы управления, с помощью которых решаются задачи государства и его структур различного уровня, обеспечивается достижение целей и задач развития страны), процесс принятия управленческих решений и технологии управления.

Отталкиваясь от такого понимания государственного управления, определены научные дисциплины, которые находят отражение в учебных планах подготовки специалистов в области государственного управления.

Изучение основ государственного управления предполагает выделение трех самостоятельных, но в то же время тесно взаимосвязанных разделов, которые сформировались в самостоятельные курсы: «Теория и методология государственного управления», «Организационная структура государственного управления» и «Управленческие процессы и технологии».

УПРАВЛЕНИЕ ЕГО ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ.

Управление выступает как необходимый элемент жизнедеятельности людей. Оно является одной из трудных и ответственных сфер их интеллектуальной и практической деятельности, которое связано с реализацией их интересов и потребностей. Управление предопределено сознательным началом, знаниями, целевой ориентацией, волей и энергией человека. Отсюда управление можно рассматривать как процесс целенаправленного взаимодействия субъекта и объекта управления ради достижения социально значимых результатов.

Управление в обществе связано с использованием власти и возникает тогда, когда в нем есть социальная потребность. При этом, чем масштабнее общественные объединения людей, тем больше социальная потребность в управлении.

Как объективная реальность управление – это явление универсальное, поскольку имеет место во всех обществах, странах, во всех сферах общественной жизнедеятельности людей. Генезис управления в социальных сообществах позволяет рассматривать его как разновидность труда, исторически выделенную из групповой общественной деятельностилюдей. Следовательно, управление в социальных сообществах представляет собой специфический вид человеческой деятельности, который проявляется в различных формах и видах. В качестве объекта управления могут выступать естественные и физические процессы, технические системы, политические, экономические и социальные процессы, любые события, протекающие в обществе (естественно, речь идет о событиях, которыми можно управлять) и т. д.

Многовекторный характер управления порождает различные подходы к самому определению управления и множество понятий «управления». Во всей совокупности подходов можно выделить несколько наиболее распространенных.

Согласно общему подходу управление рассматривается как:

  • организация деятельности людей в соответствии с требованиями объективных законов;
  • наука и практика управления организациями;
  • организация и реализация целенаправленного воздействия;
  • организация и координация деятельности по использованию имеющихся ресурсов с целью достижения желаемого результата;
  • механизм реализации интересов всех участников производственного процесса: общественных, коллективных, индивидуальных.

Функциональный подход позволяет рассматривать управление как:

  • целенаправленную координацию общественной деятельности;
  • целенаправленное воздействие на трудовые коллективы с целью организации и координации их деятельности в процессе производства;
  • планирование, организацию, мотивацию труда и контроль.

Исходя из процессуального подхода, управление можно представить как:

  • процесс подготовки, принятия и реализации управленческих решений;
  • процесс или форму деятельности, которая обеспечивает управление определенной группой людей исходя из целевой ориентации организации;
  • воздействие руководителя на поведение подчиненных для достижения поставленной цели.

Субъектно-объектный подход дает возможность трактовать управление как:

  • осознанную целенаправленную деятельность человека, посредством которой он воздействует и подчиняет своим интересам элементы внешней и внутренней среды общества, живой и неживой природы, техники;
  • системную конкретную практическую деятельность, направленную на осмысленную организацию всего общественного производства на всех стадиях расширенного воспроизводства;
  • упорядочение и регулирование системы исходя из изменяющихся условий внешней и внутренней среды;
  • целенаправленное воздействие на объект управления для изменения его состояния и поведения в соответствии с изменяющимися условиями;
  • целенаправленное взаимодействие между субъектом и объектом в системе управления для достижения поставленных целей и решения задач;
  • осознанную деятельность людей, направленную на создание оптимальных условий для функционирования объекта;
  • воздействие органов и кадров управления на управляемый объект с помощью соответствующих методов для достижения поставленной цели.

Исходя из всей совокупности представленных понятий, управление в самом общем понимании можно рассматривать как всевозможные формы и методы воздействия на объект с целью достижения желаемого результата.

При этом управление является не только универсальным, но и необходимым элементом окружающего нас мира, под воздействием которого могут изменяться положение, поведение и даже свойства как объекта, так и самого субъекта управления.

Управление в широком общесоциологическом смысле называется социальным управлением. Оно связано с управлением обществом путем применения социальных стимулов, средств, механизмов, когда различные группы, организации, институты, личности, действуя в своих интересах и в то же время выполняя «общие дела», воздействуют на состояние и развитие общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 493; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.036 с.)