Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация, условия службы и социальный состав↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Численность, правовое Положение и условия службы российских чиновников XVIII — начала XX вв. Российское чиновничество как самостоятельное и обособленное от остального общества сословие сформировалось к началу XVIП в. Именно к этому времени в стране, в армии и в сфере государственной службы произошли кардинальные перемены. Они были связаны, в частности, с учащением внешнеполитических и экономических контактов с Западом, социально-экономическим развитием России, переходом от службы государю к государственной службе, появлением постоянных должностей. Петровские реформы и провозглашение России империей обусловили протекание этого процесса в духе западно-европейской камералистской доктрины. Правовой основой этих изменений явилась известная «Табель о рангах всех чинов военных, статских и придворных, которые в каком чине». Она была введена в действие 24 января 1722г. и закрепила сложившуюся систему иерархии чинов и должностей, просуществовав с незначительными изменениями до 1917 г. Согласно Табели о рангах все чины (далее речь пойдет лишь о гражданских чинах) делились на три группы. В высшую входили чиновники 1-Уклассов, канцлер, действительные тайные и статские советники, занимавшие должности министров, членов Госсовета, директоров министерских департаментов, генерал-губернаторов и председатели уголовных палат губерний и т. п. Это была чиновничья элита России. Ко второй группе, включавшей в себя чиновников VI—VIII классов, относились коллежские и надворные асессоры, коллежские асессоры, зани-мавшиедолжности начальниковотделенийдепартаментов, министерств, полицмейстеров, градоначальников и т. д. Это было в основном ядро губернской администрации. В третью, низшую группу, объединявшую IX—XIV классы, входили титулярные советники, губернские и провинциальные секретари, коллеж- ЛЧ скиерегистраторы, которые работали вдолжностяхгородничих, уездных судей,казначеев,землемеров,заседателей ипр. Именно в их руках находилась власть на местах. Хотя основную часть корпуса государственных служащих по-прежнему составляли дворяне, и Табель о рангах была ориентирована в первую очередь на них, изменение юридического положения служилого сословия, появление в нем ли ц, служивших не только по «породе», но и по своим деловым качествам, привлекло к управлению государством выходцеви издругихсосло-вий. При Петре I чиновник уже с XIV класса получал личное, ас VIII (коллежский асессор) — потомственное дворянство1: Табель о рангах включала в себя не все служилое сословие. Значительную часть его составляла особая группа служащих, не имевшая классных чинов и работавшая канцеляристами, копиистами и пр. Основная масса их приходилась на органы местного управления. Так, по далеко не полным официальным данным, в 1775г. в местном управлении из 4075 чиновников работало 3328 (81,7%). Служащие, не имевшие.классных чинов, происходили в большинстве своем из непривилегированных сословий. Политика властей по отношению к ним не была однозначной. Очевиден ее продворянский характер: разночинцам и выходцам из податных сословий всячески затрудняли проникновение в государственный аппарат и продвижение послужеб-ной лестнице. Ограничения эти не всегда оказывались эффективными, и правительство принимает меры уже для обеспечения особого юридического статуса чиновников недворянского происхождения, определяет особые источники материального обеспечения чиновников, относящихся к этой группе {постоянное денежное жалованье и пенсион). Характеризуя чиновничий мир России XVIII — начапаХ1Х вв., следует иметь в виду, что в этот пери од чинопроизводство осуществлял ось в основном за выслугу лет в порядке постепенности. Несмотря наточтоодним из главных принципов Табели было последовательное прохождение служащими всех 1 Введение министерской системы управления и возрастание численности чиновников недворянского происхождения побудили правительство к повышению планки требовании: теперь XIV класс давал лишь звание потомственного почетного гражданина, личное дворянство давалось только достигшим IX, а потомственное — V класса. (См.: Шепелев Л.Е. Чиновничий мир России XVIU - начала XIX вв. СПб., 1999. С. 141). 1 Л4 рангов, начиная с самого низшего, дворяне располагали всеми возможностями для более быстрого карьерного роста, поступая на службу и получая первый классный чин еще в малолетстве. Выходцы же из податных сословий получали первый классный чин лишь в зрелые годы. Время нахождения в каждом чине составляло не менее 3—4 лет, что делало достижение высот государственной службы для простых людей делом весьма сложным и трудным. При этом, помимо социального положения претендента и выслуги лет, имели определенное значение образовательный уровень, наличие протекции и близость к власть имущим. Хотя чиновничество и составляло особую, привилегированную социальную группу, наблюдалась весьма значительная дифференциация чиновников и по материальному положению, и по условиям службы. Так, различалось столичное и провинциальное чиновничество. Падение престижа гражданской службы на местах вызвало значительный отток служащих в столицы и губернские города. Только по этой причине в Санкт-Петербурге сверх штатов и без содержания работали тысячи человек, надеясь занять открывшуюся вакансию. После 1762 г. социальный состав чиновников меняется. Манифест «О вольности дворянской» позволил немалой части дворян оставить государственную службу. Соответственно в государственном аппарате возросло число выходцев из непривилегированных сословий, что привело к резкому ухудшению качества управления на всех уровнях, росту бюрократизма. Этому во многом способствовали и условия службы: длительное (по 10-15 лет) пребывание в одном чине, что было нередким явлением для представителей низших сословий, не имевших высокопоставленных заступников, 12-часовый рабочий день, зачастую в неприспособленных зданиях. Чиновники, относившиеся к низшей группе классных чинов (IX—XIV классы), и канцелярские служащие характеризовались нерадением, плохой образовательной подготовкой, грубостью. Они зачастую отличались безнравственностью, брали взятки, пьянствовали и допускали волокиту в служебных делах. Имущественное положение основной массы государственных служащих было плохим. Разумеется, среди тех, кто занимал государственные должности, было немало честных и бескорыстно служащих Отечеству людей, в своей Деятельности руководствовавшихся исключительно законами. Но в целом качество государственного аппарата оставляло желать лучшего. Власти неоднократно пытались бороться с недостатками чиновничества. Александр I, расширив возможности для поступления на государственную службу лиц податных сословий, вводит экзамены на чин (это касалось лишь V и VIII классов Табели о рангах). Он также пытался сократить число чиновников, но эта попытка была безуспешной. К 1830 г. в России было уже 105 тыс. чиновников, и тенденция к росту их численности сохранялась. Николай I (L825—1855 гг.) пытался следовать по пути дальнейшего ужесточения требований к несению службы чиновниками и чинопроизводству. В это время окончательно складывается система чинопочитания, когда чувство личного достоинства уступает место должностному статусу. Например, старший по чину и должности в письме к младшему собственноручно подписывал лишь фамилию, младший же был обязан собственноручно, помимо подписи, обозначить звание и чин. Отсутствие этого обозначения считалось грубым нарушением правил и рассматривалось как оскорбление. По-разному проставлялась и дата подписания документа: начальник ставил число сверху, подчиненный — снизу1. В последней трети XIX века были предприняты меры, ставившие целью повышение образовательного уровня чиновников. Не окончившие средних или высших учебных заведений и поступающие на службу по одному праву происхождения могли быть приняты только канцелярскими служителями. Категорически было запрещено принимать на службу детей рабочих и крестьян, личных почетных граждан и их детей. Однако лица, не имевшие права поступления на государственную службу по своему происхождению, могли приобрести его благодаря окончанию учебного заведения. Окончившие курс учения в гимназиях с особым отличием и награжденные при выпуске золотой или серебряной медалью принимались на службу без различия состояния с чином XIV класса, окончившие курс университета — XII или даже X класса, имеющие степень магистра — IX класса, доктора — VIII класса. 'Лрхипова Т.Г., Румянцева М.Ф.. СенинЛ.С. История государственной службы в России ХУШ-Х1Х вв.: Учеб. пособие. М., 1999. С. 130-131. К началу XX века общая численность чиновников достигла, по некоторым подсчетам, 575 тыс., втом числе классныхчинов-ников — 161 тыс. человек. Из них 1,5% составляли чиновники 1-1Уклассов, 49% — V-VIII классов и 49,5% — IX-XIV классов. Кадровая политика, направленная наповышение образовательного уровня чиновников, принесла определенные результаты: 87% представителей первой группы имели высшее образование; во второй группе высшее образование имели 58%. По третьей группе данных нет. Содержание государственного аппарата составляло 13,36% расходной части бюджета на 1910 г., что сопоставимо с соответствующими показателями наиболее развитых государств, а по числу чиновников на 1000 жителей Российская империя уступала всем развитым странам мира'. После первой русской революции представители всех сословий были уравнены в правах поступления на государственную службу. Таким образом, чиновничий мир России к началу XX в. представлял собой огромный социокультурный пласт со своими правилами игры, моральными и профессиональными устоями, бытом, культурой, символами, среди которых наиболее заметное место занимали мундиры, ордена и титулы. Он полностью соответствовал политическому, экономическому и нравственному состоянию российского общества и был вполне сопоставим с чиновничеством западно-европейских стран. 11.2. Номенклатура и постсоветское чиновничество Существенные изменения в форме, содержании и характере деятельности государственных служащих произошли после 1917г., что связано с распадом Российской империи и приходом к власти большевиков. Лидеры большевиков считали, что построение коммунистического общества приведет к отмиранию государства вообще и чиновничества в частности. Ими была провозглашена цель сломать старый государственный аппарат и заменить его самоуправлением трудящихся с полной выборностью и сменяемостью чиновников при оплате ихтрудана 1 Архипова Т.Г., Румянцева М.Ф., СенинА.С. История государственной службы... С. ИЗ; ШепелевЛ.Е. Чиновничий мир России... С. 119, 130. уровне средней зарплаты рабочего. Поэтому один из первых декретов новой власти (Декрет ВЦИКи СНКот 8 ноября 1917 г.) был посвящен ликвидации всех существовавших в России сословий и сословных привилегий, упразднению гражданских и офицерских чинов, знаков и отличий. Но жизненные реалии вскоре показали утопичность надежд большевиков. Столкнувшисьс саботажем, разрухой, безграмотностью, малочисленностью компетентных кадров, желающих сотрудничать с советской властью, большевики временно, вплоть до подготовки собственных кадров управленцев рабоче-крестьянского происхождения, были вынуждены встать на путь привлечения к государственному управлению, причем с помощью чрезвычайных органов (ВЧК), старых специалистов, в основном из дворян и буржуазии. Стал восстанавливаться и корпус чиновничества. Начал о этому процессу было положено «Временными правилами о службе в государственных учреждениях и на предприятиях» от 2 декабря 1922г. 30-е гг. XX века стали временем становления советской классической тоталитарной модели управления (также называемой административно-командной системой). Одной из наиболее одиозных черт названной модели стала номенклатура. Сам по себе этот термин означает перечень, список, а в нашем случае — список наиболее важных должностей и постов, назначение на которые (и соответственно снятие) осуществлялось соответствующими партийными инстанциями. Постепенно термин «номенклатура» стал обозначать и слой лиц, занимавших эти должности. Номенклатура — это порождение однопартийной системы, и номенклатурный принцип подбора кадров основывается не на принципе профессионализма, а главным образом на политической лояльности. Истоки возникновения номенклатуры восходят к периоду гражданской войны. В 1919 г. в противовес принципам партийной демократии и выборности начинает формироваться механизм назначений и перемещений из центра в лице Учетно-распределительного отдела ЦК (Учраспред, позже Орграспред) во главе с В. Молотовым. Отдел этот занимался постановкой на учет и наиболее эффективным использованием кадров РКП(б). В 1923 г, практика номенклатурных списков была утверждена постановлением ЦКРКП(б). Всего в номенклатуру ЦК тог- да вошло 13 163 должности, из них в список № 1 было включено 3500 наиболее важных постов (народные комиссары, члены ВЦИК, президиумов и коллегий наркоматов и других центральных советских и хозяйственных органов), в список№ 2 — заместители начальников главков, управлений и пр., в список № 3 — руководящие кадры на местах. Свои номенклатуры существовали на губернском уровне, уездном и т. д., но.при этом местные руководителистремилиськсвоемуутверждениювцентре, чтобы не зависеть от расстановки сил на местах. Номенклатурная система стала мощным инструментом бюрократизации и централизации. Способы работы с номенклатурой были чисто бюрократическими и сводились по преимуществу к заполнению всевозможных анкет и их проверке. Работа эта во многом расходилась с провозглашенными нормами внутрипартийной демократии и потому скрывалась от глаз рядовых коммунистов и остального общества. Раз вошедшие в номенклатуру лица переводились с должности на должность уже автоматически. В соответствии с должностью определялись привилегии и преимущества номенклатурных работников, которые также тщательно скрывались. Назначаемые в порядке выдвижения номенклатурные работники получали монополию на власть во вверенных им организациях и разнообразные привилегии, варьировавшиеся в зависимости от высоты номенклатурной «ступеньки». Вместе с тем они становились юридически и политически бесправными, и номенклатурная сеть регулярно прореживалась бесконечными чистками и проработками. Корпус номенклатуры формировался в основном из обезличенной маргинальной среды: первоначально почти 90% коммунистов если и имели какое-то образование, то не выше начального1. Недостаток знаний и опыта компенсировался административным рвением и готовностью выполнить любые указания аппарата. Поэтому номенклатурный аппарат стал надежной опорой сталинского режима. Чистки 20-х гг. и репрессии 30-х гг. негативно сказались на формировании нового чиновничьего слоя. В рядах номенкла- ' Аркипоеа Т.Г., Румянцева М.Ф., Сенин А.С. История государственной службы... С. 188—189. туры усилились консервативно-бюрократические настроения, укоренились принципы личной преданности вождю, корпоративной солидарности. Партийные съезды, съезды Советов, профсоюзов превращаются в массовые собрания номенклатуры. Съезды Советов и сессии ЦИК были призваны законодательно закрепить принятые решения. Всякие дискуссии и рассуждения стали рассматриваться как ненужные и даже вредные, мешающие делу. Номенклатура была не способна и не заинтересована во всестороннем обсуждении проблем, для нее было важнее всего получить четкие указания и руководящие директивы. Политические и экономические кризисы, приведшие в конце концов СССР к гибели, во многом имели причиной безраздельное господство этого слоя. Вместе с тем отождествление номенклатуры и госслужащих было бы неверно. Номенклатура была верхним слоем партийно-советской государственной бюрократии. Между тем жесткая централизация всего и вся в СССР, слабая дифференциация при подходе к подготовке именно государственных служащих и кадров для народного хозяйства привели ктому, что к госслужащим стали относить всех работающих в государственной или общественной организации. И хотя «Единая номенклатура должно-стейслужащих» была принята в 1967 г., однако и до, и после этого зачастую невозможно было отделить административно-управленческий персонал от производственного. Но, наверное, в условиях, когда управление осуществлял осьпо усмотрению власть предержащих, иного и быть не могло. Парадоксально, но факт: вплоть до 1990-х гг. в России не существовало закона о государственной службе. Поэтому не было и четкого представления о том, кто относится к государственным служащим. И когда на смену партийно-государственной номенклатуре пришла новая российская элита, государственный аппарат продолжал комплектоваться во многом по старым правилам, несмотря на заявленный отказ от номенклатурного принципа в подборе кадров. Российское чиновничество начала 90-х гг. XX в. состояло из двух неравных групп. Большая группа — это сумевшая удержаться на месте номенклатура, сохранившая корпоративные связи и прежнюю этику поведения. Вторая группа — «новые» чиновники — обязаны своим появлением демократи- ческой волне 1988—1991 гг. Эти «новые» чиновники принесли с собой дух обновления и митинговые замашки, но, столкнувшись с рутиной государственного управления, многие из них ушли с государственной службы, занявшись бизнесом, общественной деятельностью или вернувшись к прежней жизни. И без того небольшая численность «новых» чиновников стала сокращаться, но определенные сдвиги в корпусе госслужащих и политической элите все-таки произошли. По сравнению с советской номенклатурой современная российская элита федерального уровня моложе, лучше образована, в ней выше доля гуманитариев (число экономистов и юристов увеличилось по сравнению с брежневскими временами в 3 раза) и ниже — лиц с инженерно-техническим образованием (в 1,5 раза). В 2 раза увеличилось число лиц, имеющих ученую степень. В то же время количество женщин уменьшилось в 2 раза, в 2,5 раза — число выходцев из села, в 1,4 раза — число нерусских. Изменения полового и этнического состава связаны, вероятно, с отменой квот на представительство определенных категорий граждан, действовавших в советскую эпоху. Значительная часть элиты генетически связана с прежней номенклатурой (поданным О. Крыштановской, половина лидеров партий, две трети депутатов, три четверти президентской команды)1. В региональных элитах преемственность по отношению к номенклатуре еще заметнее. Исследование А.А. Жабрева, проведенное в Ленинградской области в 1995 г., показало, что большая часть управленцев до вступления в нынешнюю должность работала на руководящих постах в народном хозяйстве. Среди первых лиц в областной администрации аналогичные посты в предшествующей, системе занимали 42,5%, 17,5% находились на выборных постах, остальные поровну разделились между партийной и профсоюзной работой. Любопытны и другие выводы. Средний возраст чиновника в зависимости от конкретного 1 Крыштановская О.Н. Трансформация старой номенклатуры в новую российскую элиту // Общественные науки и современность. 1995. № 1. С. 51-65. учреждения колеблется в пределах 35—45 лет. Молодежи до 25 лет нет ни в районном, ни на областном уровнях. Среди высших руководителей преобладают люди, имеющие десятилетний стаж работы, у остальных он и того больше — 20 лет. Обычно администраторами являются мужчины; чем выше уровень управления, тем больше доля мужчин. Жен-шины представлены в основном на уровне волости и района. Что касается образования, то преобладают специалисты с высшим техническим и сельскохозяйственным образованием, хотя заметно увеличение доли экономистов и гуманитариев. Юристы в низовых структурах управления отсутствуют. Базовое образование госслужащих, как правило, не соответствует профилю занимаемой должности: на областном уровне профильное высшее образование имеют 15% управленцев, на районном и волостном — 8%'. Думается, что Ленинградская область показывает картину, вполне типичную для Российской Федерации в целом. Более того, в отдельных регионах связь современного корпуса государственных служащих с прежней номенклатурной системой выражена еще сильнее. По данным М.Х. Фарукшина, несмотря на некоторое омоложение политической элиты РТ, 92% ее — представители прежней номенклатуры, большая часть (83%) — выходцы из села или из малых городов, уклад жизни в которых близок к деревенскому, 50% закончили ветеринарный и сельскохозяйственный институты; 78% — татары (данные на середину 1990-х гг.)г. Изменились и количественные показатели: численность госслужащих в России за 1992—1997 гг. возросла вдвое. В 1998 г., по некоторым оценкам, она достигла приблизительно 2 млн человек, что, впрочем, значительно меньше, чем во многих других государствах. Сравнения здесь, однако, могут быть не вполне корректны, поскольку в ряде западно-европейских стран к числу государственных и муниципальных служащих относятся те, кого мы назвали бы «бюджетниками» (например, 1 Жабрее А.Я. Современный российский чиновник (наброски к социологическому портрету) // Социс. 1996. № 2. С. 48—50. - Фарукшин М.Х. Политическая элита в Татарстане: вызовы времени или трудности адаптации // Полис. 1994. № 5—6. С. 139—151. в ФРГ учитель — это государственный служащий). Наблюдается также тенденция роста государственного аппарата примерно на 14% в год3. В целом же почти 75% чиновников федерального и регионального уровней являются выходцами из старой номенклатурной системы. Но, наверное, это нельзя поставить в упрек ни им, ни руководителям государства: ведь новое чиновничество только подрастает. Российское чиновничество как самостоятельное сословие ведет свое начало с петровских реформ и Табели о рангах, выделивших государственную службу в особую сферу профессиональной деятельности. Именно с этого времени все назначаемые на те или иные должности лица стали составлять довольно стройную, всецело зависящую от воли вышестоящего начальства иерархическую корпорацию. Сформировавшись как особый привилегированный слой, российское чиновничество росло и развивалось. В годы гражданской войны и нэпа появилась советская номенклатура. Номенклатурный подбор кадров свидетельствовал о разочаровании руководства коммунистической партии в «управлении посредством самого народа». Советская номенклатура была тайной, всеохватной и монополизированной одной партией. Высшее чиновничество целиком и полностью зависело от мнения лидера партии и его окружения. Под номенклатурным контролем находились и чиновники более низкого уровня. Несмотря на все стремление к разрыву с прошлым, номенклатура в процессе своего развития воспроизвела ряд черт, роднивших ее с дореволюционным российским чиновничеством, — чинопочитание, бюрократизм, стремление к администрированию. Вместе с тем советская номенклатура обладала и чертами, позволяющими оценивать ее не столь однозначно: ограничение коррупционных поползновений, служение Родине, организация подготовки и повышения квалификации кадров (при всей идеологизации последних) могут быть поставлены е,й если не в заслугу, то, во всяком случае, не в вину. * Архипова Т. Г., Румянцева М.Ф., СенинА.С. История государственной службы... С. 209. Также см.: Известия. 199S. 14 апреля; Матирко В.И. Проблемы кадровой политики в государственном аппарате. М., 1996. С. 110—112. Постсоветский этап развития нашей страны сломал но Вопросы для самопроверки 1. Какую роль в становлении чиновничества как самостоятельного 2. Какие недостатки были свойственны дореволюционному чинов 3. Что такое номенклатура? Можно ли ставить знак равенства между 4. Какие методы «работы с номенклатурой», т. е. номенклатурного 5. Назовите основные тенденции, характеризующие развитие совре 6. Историк и политолог В.В. Согрин в работе «Политическая исто "'•' до новой власти». Как вы понимаете его слова? Согласны ли вы с ними? Каковы причины коррупции среди российского чиновни-.; честна и как можно бороться с этим явлением? Литература Архипова Т.Г., Румянцева М.Ф., Сенин А.С. История государственной службы в России XVIII—XX веков: Учеб. пособие. М.:РГГУ, 1999.230с. История государственного управления в России / Под ред А.Н. Марковой. М., 1997. Коржихина Т. П., Сенин А.С. История российской государственности. М.: Интерпракс, 1995. Соколов А. К. Курс советской истории. 1917-1940: Учеб пособие для вузов. М.: Высш. шк., 1999. 272 с. Шепелев Л.Е. Чиновничий мир России XYIU-XX вв. СПб., ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие.............................................................................................. 3 Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ 1.1. Понятие управления и государственного управления......................... 5 Г.2. Понятие муниципального самоуправления...... 7 1.3. Этапы развития государственного управления и муниципального самоуправления в России..... 9 Вопросы для самопроверки...................................... 10 Литература................................................................. 10 Глава 2. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВОМ НА РУСИ В ПЕРИОД РАННЕФЕОДАЛЬНОЙ МОНАРХИИ И ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ (1X-XV вв.).... 11 2.1. Князь и княжеское управление. в Киевской Руси................................... Т.. '.......... 11 2.2. Особенности управления в древнерусских княжествах XI—XV вв..................... 14 2.3. Управление на Руси в период ордынского владычества..................... 20 Вопросы для самопроверки...................................... 21 Литература................................................................. 22 Еаава 3. РОССИЙСКОЕ САМОДЕРЖАВИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ 3.1. Генезис российского самодержавия и его особенности............................................... 23 3.2. Органы государственного управления 3.3. Самодержавие и реформы государственного управления в XVIII в............. 28 t i s 3.4. Попытки самореформирования самодержавного строя в XIX — начале XX вв............ 32 Вопросы для самопроверки...................................... 35 Литература................................................................. 35 Глава 4. П РЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ И ПАРЛАМЕНТАРИЗМ В РОССИИ > (XV-НАЧАЛО XX вв.)............................................................... 36 4.1. Боярская Дума иЗемские Соборы (XV-XVIIB.)......................................................... 36 4.2. Попытки создания представительных учреждений 4.3. Государственная Дума (1905—1917 гг.)..................... 42 4.4. Учредительное Собрание (1917—1918 гг.)....... 45 Вопросы для самопроверки...................................... 47 Литература.................................................................47 Глава 5. МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ 5.1. Органы местного самоуправления; в Московском государстве................................. 48 5.2. Реформы местного управления при Петре I и его преемниках............................. 50 5.3. Реформы местного самоуправления при Екатерине II...................................................52 Вопросы для самопроверки...................................... 54 Литература...."............................................................... 54 Глава 6. ЗЕМСКИЕ И ГОРОДСКИЕ ОРГАНЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ (1864—1917гг.)............................... 55 6.1. Земское самоуправление, hl его функции и компетенция..................................... 56 • 6.2. Городская реформа................................................ 58 т 6.3. Земская контрреформа и бюджеты земств....;.... 59 Р 6.4. Городская контрреформа и городские бюджеты 61 |; Вопросы для самопроверки.......................,...........:,..64 £ Литература.......................................................... •....... 64 Глава 7. ЗЕМСТВА, ГОРОДСКИЕ ДУМЫ И СОВЕТЫ В ЭПОХУ ВОЙН И РЕВОЛЮЦИЙ....................................... 66 7.1. Земства и городские думы в 1917 г.................... 66 7.2. Советы рабочих, солдатских и крестьянских 7.3. Первая советская Конституция 1918 г. в годы Гражданской войны................................. 70 Вопросы для самопроверки...................................... 74 Литература................................................................. 74 Глава 8. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СССР в 1922-1991 гг............................................................................ 75 8.1. Конституция СССР 1924, 1936 и 1977 гг. и система органов государственной власти...... 75 8.2. Эволюция государственного управления в 1956-1991 гг...................................................... 79 Вопросы для самопроверки...................................... 82 Литература................................................................. 82 Глава 9. МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ в 1920-1980-е гг......................................................................... 83 9.1. Местные Советы в 1920—1940-е гп............:.......... 83 9.2. Местные Советы в 1950—1980-е гг........................... 85 9.3. Местные Советы в годы перестройки................ 86 Вопросы для самопроверки...................................... 89 Литература................................................................ "89 Глава 10. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И МЕСТНОЕ 10.1. Становление новой системы государственного 10.2. Возрождение местного самоуправления......... 94 10.3. Управление в Республике Татарстан................ : Вопросы для самопроверки........................................ 101 Литература............................................................... 102 I!« \. [Главки. РОССИЙСКОЕ ЧИНОВНИЧЕСТВО XVIII-XX вв.: | \ ОРГАНИЗАЦИЯ, УСЛОВИЯ СЛУЖБЫ И СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ.............................................. 103 11.1. Численность, правовое положение и условия службы российских чиновников XVIII - начала XX вв........................................ 103 11.2. Номенклатура и постсоветское чиновничество ..'.................. 107 Вопросы для самопроверки.................................... 114 Литература............................................................... 114
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.71 (0.012 с.) |