ТОП 10:

Боярская Дума и Земские Соборы (XV—XVII вв.)



Хотя возникновение Боярской Думы относится ко временам раннефеодальной монархии, ее роль возрастает при Иване III. В состав Думы входили бояре московского князя, бывшие удельные князья, представители поместного дворянства (думные дворяне), верхи служилой бюрократии — думные дьяки,которые вели делопроизводство. Постепенно она приобретала черты представительности от разных слоев формирующейся аристократии1. Функции и прерогативы Думы расширялись по мере усложнения и дифференциации задач государственного управления. Фактически она превратилась в «соправительствующий» орган при монархе. В указах того времени говорится: «Царь приговорил со всеми бояры», «Царь указал, а бояре приговорили», «Уложил царь со своими бояре». Дума также утверждала новые налоги, принимала решения по вопросам организации армии, земельным делам, международным связям, руководила приказами и надзирала за местным управлением.

1 История России сдревнейших времен до конца XVII в. М., 1997. С. 352. 36


Значение Боярской Думы на протяжении времени ее существования не было одинаковым: во второй половине XVI в. Иван IV (1547— 1584 гг.) стремился принизить ее роль; после его • смерти значение Думы вновь возрастает. И в XVII веке, несмот-рянаусиливающуюсятенденциюкабсолютизму, БоярскаяДума сохран ила свое значение важнейшего государственного органа.

Первыми представительными учреждениями в России, сходными с парламентом в Англии или Генеральными Штатами во Франции, стали совещания боярства, духовенства, представителей служилого класса и купечества, получившие позже название ЗемскихСоборов. Первый Земский Собор был созван при Иване Грозном, в период реформ так называемой Избранной рады (1549 г.), последний состоялся, по-видимому, в 1684 г. По некоторым подсчетам, за неполные полтораста лет состоялось 57 Соборов'.

Обычный состав Земского Собора включал в себя три непременных элемента: Боярскую Думу, Освященный Собор(высшее духовенство) и представителей «земли», т. е. служилых людей (дворян), посадских и впоследствии представителей «черносошных» (государственных) крестьян. На первых соборах, созывавшихся в период царствования Ивана Грозного, принцип выборности реализовывался очень слабо: представители дво-;.. рянства и купечества участвовали в Земских Соборах в силу свое го должностного положения и царского назначения (приглашения). Таким образом, на Земских Соборах XVI в. царь и бояре совещались с провинциальной бюрократией; поэтому дореволюционный историк А.И. Заозерский назвал Земские Соборы того времени «парламентом чиновников», а современный исследователь П.А. Федосов — средневековым «партхозактивом»2.

В функции Земских Соборов входило принятие законов, объявление войны и заключение мира, установление податей и налогов, включение в состав России новых территорий, утверждение законного наследника на царском троне (1584, 1645, 1682 гг.) в исключительных случаях (прекращение династии) —

1 Черепнин В.Л. Земские Соборы Русского государства в XVI—XVII вв.
М., 1978. С. 53.

2 Федосов П.А. Двухпалатные парламенты: европейский и отечественный
опыт// Полис. 2001. № 2. С. 164.


избрание царя (1598, 1606,1613 гг.) идажеегосмещение(1610г.). Нетрудно заметить, что круг проблем, рассматриваемых на их заседаниях, соответствовал тем вопросам, что входили в компетенцию средневековых сословно-представительных учреждений Западной Европы.

Однако отсутствие ясности в формировании системы представительства, нерегулярность созыва заседаний, нечеткость структуры и регламента дали возможность некоторым постмодернистски настроенным зарубежным исследователям определять Земские Соборы как случайные собрания случайных людей по неопределенному поводу1. Однако последующее развитие событий показывает далеко не случайный характер этого института.

Характер представительства на Соборах меняется в начале XVII в. Особенно усиливается принцип представительства на соборах 1611 — 1613 гг. В «призывных грамотах», отправляемых в города и области страны, более четко указывались нормы и квоты представительства, широко охватывались сословные группы населения, включая черносошных крестьян. В заключительный период Смуты (1610-1613 гг.) Соборы становятся высшим правительственным учреждением с широким выборным представительством от земель и областей русского государства, от органов управления и самоуправления.

На протяжении почти десяти последующих летХ^оборы играли значительную, если не преобладающую роль в деятельности государственного аппарата. Они функционировали практически постоянно, выполняли ряд функций исполнительной власти, например в обеспечении поступления «пятой ден-ьги» (экстраординарных сборов). Заинтересованность власти в Земских Соборах проявлялась в создании проектов их реформирования (И. Бутурлин, 1634г.), направленных на превращение их в постоянно функционирующее выборное учреждение2.

Кроме того, организация выборов и контроль за проведением Земских Соборов были возложены на органы центрального управления — приказы, и в первую очередь на Разрядный приказ.

' Торке Х.-Й. Так называемые Земские Соборы в России // Вопросы истории. 1991. № И. С. 3-10.

2 Очерки по истории выборов и избирательного права: Учеб. пособие. Калуга, 1997. С. 228.


На этот приказ возлагалась разверстка количества выборных людей по городам и по областям, которая во многом определялась повесткой соборного заседания. Так, если обсуждались военные дела, то приглашались в большей степени служилые люди, а при установлении новых налогов — купцы и духовенство. Основные правила и порядок проведения выборов указывались в специальных царских грамотах, которые отправлялись местным воеводам. На местах порядок выборов нередко нарушался: воеводы стремились к проведению в депутаты удобных им кандидатов и при этом, как свидетельствуют источники, прямо нарушали или обходили предписанные нормы. Служилые и посадские люди, однако, подчас открыто противопоставляли своих кандидатов воеводским, а о самоуправстве воевод направляли коллективные челобитные царю1.

Никогда ранее и никогда позднее (вплоть до 1861 г.) Россия не знала подобного всплеска деятельности институтов, представляющих интересы сословных групп. К сожалению, сословия и их представители во второй половине XVII в. резко снижают свою активность,, предоставляя всю инициативу царской власти и ее представителям.

4.2. Попытки создания представительных учреждений в XVIII—XIX вв.

Попытки создания представительных органов в России неоднократно предпринимались и в XVIII—XIX вв.

Намерение Верховного тайного совета ограничить в 1730 г. императорскую власть привела к появлению в среде дворянства реформаторских проектов, в той или иной степени оппозиционных «верховникам». Предлагалось, в частности, упразднить Верховный тайный совет, заменив его Сенатом, избираемым дворянством (проект A.M. Черкасского). Некоторые важнейшие государственные вопросы предлагали решать «общим советом» правительству, генералитету и шляхетству и т. д. Проекты эти носили узкосословный характер, и ни один из них, равно как и предложения «верховников», осуществлен не был (правда, Анна Иоанновна довела Сенат до численности в 21 персону — но он не выбирался).

1 Черепнин В.Л. Земские Соборы... С. 324.


Еще одна попытка создания представительного учреждения была предпринята Екатериной II. Курс на проведение модернизации и европеизации социальной и политической жизни России в духе «просвещенного абсолютизма» побудил императрицу создать для разработки нового Уложения — свода российских законов — Уложенную комиссию. Эта комиссия работала с июля 1767 по январь 1769 г. в Москве. Среди более чем 500 ее участников примерно треть или чуть более составляли дворяне, столько же было депутатов и горожан. Оставшаяся часть депутатских мест была поделена между представителями казаков, нерусских народов России, однодворцев и государственных крестьян. Помещичьи крестьяне не имели права участвовать в работе Комиссии.

Такое собрание представителей разных сословий оказалось не в состоянии выработать общеприемлемые рекомендации по Уложению. Дело было не только в том, что интересы различных сословий, мягко говоря, не совпадали, но и в том, что собрания такого рода вообще малопригодны для осуществления законотворческой деятельности. Необходим был длительный опыт совместной работы в рамках постоянного органа (на этом, в частности, настаивал Дидро), а также наличие разработанного проекта, который мог бы служить основой для обсуждения («Наказ» был лишь программой законодательных работ). Екатерина II все более и более тяготилась работой Комиссии, которая в конце концов была распущена, оставшись в российской истории как неудачный опыт самостоятельной законодательной деятельности сословий.

Несколько раз проекты создания представительных учреж.-дений составлялись по распоряжению Александра I. В 1809 г. составление проекта коренных преобразований поручается М.М. Сперанскому. По-видимому, Александр I почувствовал, что предпринятая им ранее административная реформа не привела к принципиальному улучшению работы государственного аппарата.

И в этом случае М.М. Сперанский настаивал на принципе разделения властей, который должен был последовательно осуществляться на нескольких уровнях — волостном, окружном и губернском. Избиратели (это были собственники, т. е. предполагался имущественный ценз) избирали волостные думы, те — окружные, а окружные в свою очередь — губернские. Губернс-

ап


кие думы формировали общероссийский представительный и законодательный орган — Государственную Думу. Эта система многоступенчатых выборов напоминала модель, практиковавшуюся во Франции при избрании Генеральных Штатов, а впоследствии— Совета пятисот1. Государственная Дума должна была рассматривать законопроекты, вносимые правительством на ее рассмотрение, принимать законы и передавать их на утверждение императору. Никакой новыйзакон нельзя было издатьбез прохождения его в Думе. Предполагалось также наделить Думу контрольными функциями вотношении деятельности министерств.

План создания в России представительных органов власти был расписан по месяцам и дням: 1 января 1810 г. предполагалось учредить Государственный Совет (что и было сделано), а 15 августа — Думу. Однако Александр I уступил давлению консерваторов, и проект Государственной Думы остался на бумаге. С.Ф. Платонов отмечал: «Быть может, реформа Сперанского потому и не была осуществлена, что Александр боялся ее скороспелости и убедился в ее непопулярности среди окружающих его сановников и чиновников...»2.

После Отечественной войны 1812г. Александр I возвраща-етсякпланам конституционных преобразований. В марте 1818г. на открытии польского сейма он заявил о намерении дать конституционное устройство всей России. Проект было поручено разработать Н.Н.Новосильцеву. За образецбыла взята польская конституция, но использовались и разработки М.М. Сперанского. Проект под названием «Государственная уставная грамота Российской империи» был готов в 1821 г. В нем также предполагал ось создание двухпалатного представительногооргана. Верхняя палата носила название Сената, и ее члены назначались царем. Нижняя палата должна была формироваться частично путем многостепенных выборов, а частично — путем назначения императором. Но ко времени составления окончательного проекта Уставной грамоты политика Александра I совершила очередной зигзаг в сторону реакции, и конституционные проекты были отложены и забыты. Идея создания двухпалатного парламента с избираемой нижней палатой — Государственной Думой — былареализованалишь в начале XX века.

1 Законодательное учреждение, предусмотренное Конституцией 1795 г.

3 Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. СПб., 1997. С. 741.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.120.174 (0.005 с.)