ТОП 10:

Управление в Республике Татарстан на современном этапе



Республика Татарстан (РТ)сталаодной из первых советских автономий, повысившихсвой государственный статус. 30 августа 1990г. Верховный СоветТАССР принял «Декларацию о государственном суверенитете»1. Республика перестала быть автономной ;одновременноузаконивался переход всех природных богатств под ее юрисдикцию и в собственность народа. Провозглашались равные права и свободы для граждан, проживающих наее территории, равенство государственныхязыков—-русского и татарского, верховенство республиканских законов.

Провозглашение республиканского суверенитета сопровождалось острыми дискуссиями и спорами, порой выходившими за рамки норм, принятых в цивилизованном обществе. Так, в марте 1991 г. в Татарстане был сорван референдум о введении поста президента России, 15—16 октября 1991 г. вооруженные боевики штурмовали здание Верховного Совета, требуя принятия Акта о независимости, а в марте 1992 г. власти республики отказалисьлодписатьФедеративныйдоговор. Конституция РТ, принятая 6 ноября 1992 г., также представляла собой выход за пределы правового пространства России. В соответствии с ней Татарстан провозглашался суверенным государством, субъектом международного права, ассоциированным с Россией на основе специального договора. Такой договор и 12 приложени и к нему был к подписаны 15 февраля 1994г. после двух с лишним лет сложных переговоров2. При всех содержащихся в нем спорных моментах этот договор сыграл и положительнуюроль. Он не дал Татарстану окончательно выйти из российского правового пространства, сохранил единое экономическое, военное, политическое и культурное пространство, сбил волну сепаратизма и национализма. Таким образом, договор в определенной мере ослабил политическую напряженность в отношениях центра и республики, способствовав установлению политической стабильности и спокойствия.

1 Вечерняя Казань. !990. 30 августа; Закон о переименовании ТАССР в Республику Татарстан был принят Верховным Советом 7 февраля 1992 г.

- Договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан»// Правовой статус Республики Татарстан. Казань, 1996. С. 6—32.


Новый правовой статус республики привел к изменению системы республиканских органов государственной власти. Весной 1991 г. в Татарстане вводится должность президента. 12 июня 1991 г. на этот пост был избран М. Шаймиев. Президент является высшим должностным лицом республики, главой исполнительной власти. Возглавляя систему органов государственной власти, он одновременно координирует действия всех ветвей власти. В соответствии с Конституцией Республики Татарстан он обладает значительными властными полномочиями, имеющими обязательную силу, в том числе правом издавать указы и распоряжения. Как главе ему подчинены все исполнительные и распорядительные органы республики, начиная с правительства. Для непосредственной организации его деятельности создан Аппарат президента. Главы администраций городов, районов и районов в городах также назначаются президентом.

Изменения претерпел и высший законодательный и представительный орган республики. Вместо Верховного Совета был образован Государственный Совет, депутаты которого избирались по округам двух типов: административно-территориальным и территориальным. Депутатский корпус уменьшился по сравнению с Верховным Советом почти в два раза и составил 130 человек, из которых лишь меньшинство работали на постоянной основе. В отличие от РФ, где образование правительства и вопросы его кадрового состава почти целиком находятся в компетенции президента, в РТ эти функции разделены между президентом и Госсоветом, хотя формально последнее слово принадлежит Президенту РФ. Госсовет РТ руководит деятельностью советов местного самоуправления.

Правительство (Кабинет министров) РТ — исполнительно-распорядительный орган государственной власти, подчиненный президенту РТ и ответственный одновременно перед президентом и Госсоветом. Кабинет министров правомочен решать все вопросы государственного управления, поскольку они не входят в компетенцию президента. К полномочиям Кабинета министров относятся: разработка текущих и перспективных государственных программ социального и экономического развития республики, проекта консолидированного бюджета и принятие мер по их осуществлению, разработка и претворение в жизнь мер по обеспечению роста благосостояния и куль-


туры народа, охране труда и здоровья населения, укреплению банковской, денежной и кредитной систем, комплексному социально-экономическому развитию республики; направление деятельности местной администрации и т. д.

Наряду с Кабинетом министров в Республике Татарстан функционирует разветвленная система органов исполнительной власти межотраслевой и отраслевой компетенции. Правда, многие из них в силу особого статуса республики не имеют тесной связи с системой исполнительной власти РФ. Подобные властные структуры образуются республикой в основном для регулирования тех сфер, которые отнесены к предметам совместного ведения федеральных и республиканских властей. Это Министерство информации и печати, Госкомитет по координации в области качества продукции и т. д.

Конституция Татарстана также провозгласила независимость судебной системы республики и Прокуратуры, формируемой Государственным Советом республики. Однако эти статьи реально никогда не работали, а судебные органы и органы прокурорского надзора формировались и формируются в порядке, определяемом общероссийским законодательством.

После введения федеральных округов начался сложный процесс приведения республиканского законодательства в соответствие с федеральным. В связи с этим ряд министерств, комитетов и ведомств был упразднен. С 2001 г. в РТ складывается новая структура органов исполнительной власти, которая теперь мало чем будет отл ичаться от подобных структур в других субъектах Федерации. Ряд министерств, ведомств и служб стал напрямую подчиняться федеральным округам или центру. Другие центральные ведомства образовали в РТ свои территориальные управления (например, на базе Миграционной службы РТ возникло Территориальное управление Министерства поделам федерации, национальностей и .миграционной политики). Установление единообразных структур управления будет в большей степени содействовать испол нительской дисцип-лине на местах.

Важное звено системы органов исполнительной власти в Татарстане представля ют местные администрации, являющиеся исполнительно-распорядительными органами Советов народных депутатов. В своей деятельности местная администрация подотчетна не только Совету, но и вышестоящим исполнитель-


но-распорядительным органам. Глава местной администрации, будучи назначен президентом, замыкает вертикаль исполнительной власти: президент— Кабинет министров — районная (городская) администрация. Как правило, глава местной администрации избирается по соответствующему административно-территориальному округу депутатом Госсовета и является председателем местного Совета. Это обстоятельство снижает роль представительных органов республики и, напротив, усиливает мощь исполнительной власти, представляя к тому же отступление от принципа разделения властей.

Местное самоуправление в республике осуществляется лишь на территории поселков, сел, а также в границах компактных поселений внутри городских районов. На территории городов, районов, районов в городах действуют местные органы государственной власти. Фактически большинство Советов местного самоуправления — это трансформированные сельские и поселковые Советы. Что же касается местного самоуправления в городах, то оно скорее подпадает под характеристику «территориального общественного самоуправления»1.

Изменения последнего года затронули и местные органы власти. Из компетенции районных и городских администраций был изъят ряд вопросов, которые были переданы непосредственно республиканским министерствам и ведомствам вместе с соответствующими подразделениями. Это должно существенно снизить объем компетенции местных органов государственной власти.

Вопросы для самопроверки

1. В чем проявились изменения в управлении государством в пост
советский период?

2. Какие законодательные акты составили правовую основудля раз
вития местного самоуправления в РФ?

3. С какими трудностями столкнулось становление местного само
управления в современной России?

4. В чем состоит специфика государственного управления в Респуб
лике Татарстан?

1 Под ним в Федеральном законе 1995 г. понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования, т. е. на территории микрорайона, квартала и т. д. (ст. 27).


Литература

Васильев В. И. Местное самоуправление: Учеб. и учебно-практич. пособие. М., 1999.

История России. XX век / А.П. Боханов, М.М. Горинов и др. М., 1997.

Конституция Российской Федерации. М., 1993.

Конституция Республики Татарстан. Казань, 1997.

Правовой статус Татарстана. Казань, 1996.

Чернобровкина Е.Н. Демократическая оппозиция Татарстана: 10 лет пути. Казань, 2001.

Шевцова Л. Режим Бориса Ельцина. М., 1999.


Глава 11

РОССИЙСКОЕ ЧИНОВНИЧЕСТВО
XVIII—XX вв.: :!







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.191.31 (0.007 с.)