Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственная Дума (1905—1917 гг.)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Революционные события начала 1905 г. заставили самодержавие пойти на уступки требованиям общества. 18 февраля 1905 г. был опубликован царский манифест, объявлявший о намерении создать законосовещательную Государственную Думу, а 6 августа 1905 г. был издан еще один манифест, провозглашавший учреждение данного органа, а также положение о выборах. Этот проект получил название «булыгинской Думы» (по фамилии министра внутренних дел). Выборы согласно этому проекту, предполагались многоступенчатыми, т. е. неравными для разных сословий, и косвенными. Сохранялся опробованный вземствах принцип выборов по куриям — группам избирателей, выделенным посословному и имущественному признакам. Выделялось три курии — землевладельческая, городская и крестьянская (более подробно о куриях см. п. 6.1). Из числа избирателей исключалисьженщины, военнослужащие, учащиеся, рабочие. Однако выборы в «булыгинскую Думу» не состоялись. Через несколько недель события приняли столь драматический оборот, что власти пришлось идти значительно дальше по пути уступок. Всероссийская октябрьская стачка и консолидация оппозиционных сил заставила Николая II издать Манифест 17 октября 1905 г. Этот документ был крупнейшим ша-гом по пути конституционной эволюции российского государства. Изменялся статус Государственной Думы — из законосовещательного органа она превращалась в законодательный. Расширился и круг избирателей. Обсуждался даже вопрос о введении всеобщих, прямых, равных и тайных выборов (так называемая четыреххвостка). Однако в конце концов было решено остановиться на более «осторожном» варианте избирательной системы, который и был утвержден Указом от 11 декабря 1905 г. Согласно ему выборы Государственной Думы оставались НЕравными, НЕвсеобщи.ми, НЕпрямыми и во многих случаях НЕтайными. К участию в выборах допускались только мужчины, достигшие 25-летного возраста. Учащиеся и военнослужащие избирательных прав не получили. Согласно Указу от 11 декабря 1905 г. право голоса получили фабрично-заводские рабочие, выделенные в новую, четвертую курию.
Bce курии были поставлены в неодинаковые условия. Пер вые две курии избирались в основном по двухступенчатой си стеме (избиратели — городские или губернские съезды выбор щиков — депутаты Думы), третья, крестьянская, — по четы рехступенчатой, а рабочая — по трехступенчатой. В результате в землевладельческой курии один выборщи представлял 2000 избирателей, в городской. — 4000, в кресть янской — 30 тыс. и в рабочей — 90 тыс. Конечно, куриальны] принцип давал очевидные преимущества состоятельным ело ям населения. Но при отсутствии развитых политически: партий этот порядок обеспечивал парламентское представи тельство основных групп населения и в то же время не допус кал численного преобладания социальных низов. Деятельность нового общероссийского представительной учреждения определялась документами, утвержденными им ператором 20 февраля 1906 г. Высший представительный и за конодательный орган России теперь состоял из двух палат. Го сударственный Совет из законосовещательного органа npi монархе превращался в верхнюю палату парламента, приче!\ менялись и принципы его формирования: половина его чле нов (98) назначалась императором, половина же избиралас! Синодом, земствами, Академией наук и пр. Он получал праве налагать вето на решения Государственной Думы. Обе палаты созывались и распускались указом императора. Срок полномочий депутатов Государственной Думы состав лял 5 лет (хотя Дума могла быть распущена императором раньше этого срока), членов Государственного Совета — 9 лет, приче!*» каждые три года представительство каждой из групп обновлялось на треть. Одно и то же лицо не могло быть членом Государственного Совета и депутатом Думы. Чиновники, состоящие на государственных должностях и избранные в Думу, обязаны были оставить службу. Депутатам Думы полагалос! ежемесячное казенное довольствие (с 1908 г. его размер составлял 350руб.), членам Государственного Совета — суточное довольствие (в размере 25 руб.). Государственная Дума имела право принимать законы, отменять и изменять их, за исключением Основных государственных законов. Право пересмотра последних принадлежало лишь императору. Проекты законов, одобренные Думой, поступали на утверждение Государственного Совета. Принятые обеими палатами законы направлялись на утверждение императора. Первый российский парламент проработал всего 11 лет: I Государственная Дума: 27 апреля — 8 июля 1906 г. (524 де II Государственная Дума: 20 февраля — 2 июня 1907 г. (518 де III Государственная Дума: 1 ноября 1907 г. — 9 июня 1912г.; IV Государственная Дума: 15 ноября 1912г.— 12 марта 1917г. I и II Государственные Думы избиратась в соответствии с законодательством, описанным выше, и просуществовали недолго вследствие резких разногласий с правительством. Представительство левых и либеральных партий было в них значительно: так, в I Государственной Думе насчитывалось 153 кадета и 107 членов крестьянской группы (трудовиков). Попытки обсуждения аграрной реформы, предусматривавшей отчуждение помещичьих земель, вызвали резкую реакцию правительства и роспуск Думы. II Дума оказалась еще более левой (в ней было около ста кадетов и более двухсот представителей «левого блока», включавшего в себя трудовиков, эсеров и социал-демократов). Аграрный вопрос вновьоказался в центре внимания. Чтобы получить «управляемую» Думу, император второй раз воспользовался правом роспуска ГосударственнойДумы и, сверх того, изменил порядок думских выборов, совершив фактически государственный переворот сверху. Такое решение он мотивировал медлительностью Думы при рассмотрении бюджета и правительственных законопроектов, направленных на подавление революционных беспорядков, а также антигосударственной деятельностью части левых депутатов. 3 июня 1907г. единоличным решением царя (что противоречило ст. 86 и 87 Свода основных государственных законов) вводился в действие новый избирательный закон. Согласно этому закону сокращалось количество депутатов Государственной Думы, а также представительство низших сословий и окраин. Теперь в первой курии один выборщик избирался от 230 человек. Вторая курия была разделена на две: в первой (состоятельные граждане) один выборщик избирался от 1000 избирателей, в другой — от 15 тыс. Крестьянская курия посылала одного выборщика от 60 тыс., а рабочая — от 125 тыс. Жители ряда окраинных областей (Акмолинской, Семипалатинс- кой, Якутской и др.) лишились представительства; вся азиатская Россия посылала в Думу только 15 депутатов, Кавказ — 10 (вместо 29), Царство Польское— 14 (вместо прежних 37). Избирательным правоммогли вое пользоваться лишь 15% населения империи. Не случайно даже в правительственном лагере данный закон получил название «бесстыжего». Думы, избранные по этому закону, отличались гораздо большей управляемостью, лояльностью по отношению к монархии и консерватизмом. III Государственная Дума просуществовала весь отведенный ей срок. Ведущими фракциями в ней были октябристы (155), кадеты (108) и правые (146). Представительство левых было сведено к минимуму. Большую часть срока своих полномочий поработала и IV Государственная Дума. Лишь по мере нарастания неудач на германском фронте лидеры ряда думских фракций (прежде всего кадетов) стали проявлять все боль-шуюоппозиционность. Немалую роль сыграла ^Государственная Дума в февральской революции: при активном участии думских лидеров 2 марта 1917 г. царя принудили к отречению; несколько ранее (27 февраля) Думой был создан Временный комитет Государственной Думы, который затем трансформировался во Временное правительство, ставшее одним из центров власти в стране после революции. После этого Дума как учреждение сходит с политической авансцены, хотя юридически это было оформлено лишь 6 октября 1917г. Несмотря на краткий срок своего существования и очевидные недостатки российского дореволюционного избирательного законодательства, выборы в Государственную Думу и ее деятельность способствовали приобщению к выборам широких слоев населения, развитию политической культуры российского общества.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 2006; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.56.127 (0.011 с.) |