Государственная пошлина, основания и порядок ее взимания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственная пошлина, основания и порядок ее взимания



 

Государственная пошлина - сбор, взимаемый c плательщиков, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, кроме действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.

Выдача документов (их дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.

 

Плательщики

Организации;

Физические лица.

в случае, если они:

обращаются за совершением юридически значимых действий;

выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты гос. пошлины.

 

Порядок и сроки уплаты

В случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.

Если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) освобождено от уплаты пошлины, ее размер уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от уплаты. Оставшаяся часть суммы пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты.

Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.

1. При обращении в Конституционный Суд, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям - до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы

2. Лица, выступающие ответчиками если решение суда принято не в их пользу - в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда;

3. При обращении за совершением нотариальных действий - до совершения нотариальных действий;

4. При обращении за выдачей документов (дубликатов) - до выдачи документов (дубликатов);

5. При обращении за проставлением апостиля - до проставления апостиля;

6. При обращении за ежегодным подтверждением регистрации судна в Российском международном реестре судов - не позднее 31 марта года, следующего за годом регистрации судна в указанном реестре или за последним годом, в котором было осуществлено такое подтверждение;

7. При обращении за совершением иных юридически значимых действий - до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.

 

Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями

1. По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

1) при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:

до 20 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей;

от 20 001 рубля до 100 000 рублей - 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей;

от 100 001 рубля до 200 000 рублей - 3 200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;

от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей - 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей;

свыше 1 000 000 рублей - 13 200 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей;

 

Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям

1. По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей:

1) при подаче исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера;

2) цена иска, по которой исчисляется государственная пошлина, определяется истцом, а в случаях, установленных законодательством, судьей по правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации;

3) при подаче исковых заявлений о разделе имущества, находящегося в общей собственности, а также при подаче исковых заявлений о выделе доли из указанного имущества, о признании права на долю в имуществе размер государственной пошлины исчисляется в следующем порядке:

если спор о признании права собственности истца (истцов) на это имущество ранее не решался судом - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса;

если ранее суд вынес решение о признании права собственности истца (истцов) на указанное имущество - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса;

4) при предъявлении встречного иска, а также заявлений о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, государственная пошлина уплачивается в соответствии с положениями статьи 333.19 настоящего Кодекса; 5) при замене по определению суда выбывшей стороны ее правопреемником (в случае смерти физического лица, реорганизации организации, уступки требования, перевода долга и в других случаях перемены лиц в обязательствах) государственная пошлина уплачивается таким правопреемником, если она не была уплачена замененной стороной;

6) в случае выделения судьей одного искового требования или нескольких из соединенных исковых требований в отдельное производство государственная пошлина, уплаченная при предъявлении иска, не пересчитывается и не возвращается. По делам, выделенным в отдельное производство, государственная пошлина повторно не уплачивается;

7) при подаче кассационной жалобы соучастниками и третьими лицами, выступающими в процессе на той же стороне, что и лицо, подавшее кассационную жалобу, государственная пошлина не уплачивается;

8) в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований;

9) при затруднительности определения цены иска в момент его предъявления размер государственной пошлины предварительно устанавливается судьей с последующей доплатой недостающей суммы государственной пошлины на основании цены иска, определенной судом при разрешении дела, в срок, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.18 настоящего Кодекса;

10) при увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в срок, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.18 настоящего Кодекса. При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 настоящего Кодекса. В аналогичном порядке определяется размер государственной пошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выйдет за пределы заявленных истцом требований;

11) при подаче исковых заявлений об истребовании наследниками принадлежащей им доли имущества государственная пошлина уплачивается в том порядке, который установлен при подаче исковых заявлений имущественного характера, не подлежащих оценке, если спор о признании права собственности на это имущество судом ранее был разрешен;

12) при подаче исковых заявлений о расторжении брака с одновременным разделом совместно нажитого имущества супругов государственная пошлина уплачивается в размерах, установленных как для исковых заявлений о расторжении брака, так и для исковых заявлений имущественного характера;

13) при отказе в принятии к рассмотрению искового заявления или заявления о вынесении судебного приказа уплаченная государственная пошлина при предъявлении иска или заявления о вынесении судебного приказа засчитывается в счет подлежащей уплате государственной пошлины;

2. Суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей

 

Порядок возврата (зачета) гос. пошлины

Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в ряде случаев.

Не подлежит возврату пошлина, уплаченная за гос. регистрацию заключения брака, перемены имени, внесение исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния, в случае, если впоследствии не была произведена государственная регистрация соответствующего акта гражданского состояния или не были внесены исправления и изменения в записи актов гражданского состояния.

Не подлежит возврату государственная пошлина, уплаченная за гос. регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, сделок с ним, в случае отказа в гос. регистрации.

При прекращении гос. регистрации права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, сделки с ним на основании соответствующих заявлений сторон договора возвращается половина уплаченной гос. пошлины.

Возврат уплаченной гос. пошлины в случаях, если решения судов приняты полностью или частично не в пользу государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, производится за счет средств бюджета, в который производилась уплата.

Плательщик гос. пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы пошлины.

Зачет производится по заявлению плательщика. Заявление о зачете может быть подано в течение 3 лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате гос. пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет.

 

Отсрочка (рассрочка) уплаты гос. пошлины Отсрочка или рассрочка уплаты гос. пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица.

 

На сумму гос. пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который она предоставлена

 

Таможенные платежи

 

Таможенные платежи - таможенные пошлины (ввозные и вывозные), налоги (ввозные НДС и акциз), сборы (за таможенное сопровождение, за таможенное оформление), взимаемые таможенными органами в области таможенного дела.

 

ПЛАТЕЛЬЩИКИ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

Под плательщиками таможенных платежей понимаются лица, обязанные в соответствии с таможенным законодательством и в установленные им сроки уплачивать необходимые таможенные пошлины и налоги.

Плательщики несут ответственность за уплату таможенных платежей (ст. 320 ТК РФ).

ТК РФ допускает уплату таможенных платежей за товары, перемещаемые через таможенную границу любыми лицами. Вместе с тем "любые лица" не могут рассматриваться в качестве плательщиков таможенных платежей, поскольку уплата платежа это их право, но не обязанность.

 

В соответствии со статьей 320 и пунктом 1 ст. 328 ТК РФ всех плательщиков таможенных платежей можно разделить на несколько самостоятельных групп:

1. Обязательные плательщики таможенных платежей.

Обязательными плательщиками таможенных платежей являются декларанты и таможенные брокеры. Данные лица рассматриваются в качестве обязательных плательщиков таможенных платежей, в виду участия в таможенных операциях и процедурах (таможенное оформление товаров), требования которых предусматривают уплату таможенных платежей.

2. Возможные плательщики таможенных платежей. Данная категория плательщиков может рассматриваться в качестве таковых только при наличии определенных обстоятельств (как правило, отличных от факта законного перемещения товаров через таможенную границу), с которыми ТК РФ связывает возникновение обязанности по уплате таможенных платежей.

 

ИСЧИСЛЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

Таможенные пошлины, налоги исчисляются плательщиком. Исключения из данного правила составляют следующие случаи:

- выставление таможенным органом требования об уплате таможенных платежей;

- исчисление таможенным органом таможенных платежей при перемещении товаров в международных почтовых отправлениях;

- дополнительные начисления таможенных платежей таможенным органом по результатам проверки сведений, заявленных декларантом. Дополнительные начисления возможны, например, в случаях:

- установления недостоверности сведений о стране происхождения товаров;

- установления нарушений правил классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;

- самостоятельного определения таможенным органом таможенной стоимости товаров;

- самостоятельного определения таможенным органом количества товаров.

 

Как правило, для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом. Исключения из данного правила составляют случаи:

- выпуска товаров до подачи таможенной декларации;

- уплаты таможенных пошлин в отношении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом;

- уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу РФ либо использованных на таможенной территории РФ в нарушение требований таможенных процедур внутреннего таможенного транзита или временного хранения.

 

 

СРОКИ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

Сроком уплаты таможенных платежей является период времени, в течение которого требуется уплатить необходимые суммы или событие, с возникновением которого, ТК РФ связывает необходимость уплаты таможенных платежей.

 

В соответствии со статьей 329 ТК РФ существуют следующие виды сроков уплаты таможенных платежей:

1. При ввозе товаров на таможенную территорию РФ - 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия или 15 дней со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если место таможенного декларирования отлично от места прибытия товаров на таможенную территорию. При этом, совпадение сроков уплаты платежей со сроком подачи таможенной декларации (см. пункт 1 ст. 129 ТК РФ) не должно отождествляться, так как момент принятия декларации, в случае ее подачи, например, на второй или на третий день, не завершает течение срока уплаты платежа.

2. При вывозе товаров, срок уплаты таможенных платежей не имеет как такового периода и определен событием, с которым связано, в том числе возникновение обязанности по уплате таможенных платежей, а именно, подачей таможенной декларации (подпункт 2 пункта 1 ст. 319 и пункт 2 ст. 329 ТК РФ).

Отдельные исключения из этого правила предусмотрены в случаях применения периодического временного декларирования российских товаров (ст. 138 ТК РФ), а также при перемещении товаров трубопроводным транспортом (ст. 312 ТК РФ).

3. При изменении таможенного режима таможенные платежи должны быть уплачены не позднее дня завершения действия изменяемого таможенного режима (например, день истечения срока хранения товаров в режиме таможенного склада - абзац 1 пункта 1 ст. 223 ТК РФ). 4. При нецелевом использовании условно выпущенных товаров, сроком уплаты таможенных платежей является первый день, когда лицом были нарушены ограничения по пользованию и распоряжению товарами (например, продажа товаров, ввезенных в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал организаций с иностранными инвестициями или продажа товара, ввезенного в качестве гуманитарной помощи). Если такой день установить невозможно, сроком уплаты таможенных платежей считается день принятия таможенным органом таможенной декларации при условном выпуске данных товаров.

5. При нарушении требований и условий таможенных процедур, которое влечет за собой обязанность уплаты таможенных платежей, сроком такой уплаты считается день совершения данного нарушения (например, утрата или выдача без разрешения таможенного органа товаров, перевозимых по процедуре внутреннего таможенного транзита, хранящихся на складе временного хранения, или помещенных под таможенный режим таможенного склада, магазина беспошлинной торговли). Если такой день установить невозможно, сроком уплаты таможенных платежей считается день начала действия соответствующей таможенной процедуры (например, день прибытия товаров на таможенную территорию - пункт 2 ст. 77 ТК РФ, день получения письменного разрешения на внутренний таможенный транзит - ст. 80 ТК РФ, день завершения внутреннего таможенного транзита - пункт 4 ст. 103, день помещения товаров под избранный таможенный режим - пункт 3 ст. 157 ТК РФ).

6. Сроки уплаты таможенных платежей в случае применения специальных таможенных процедур, установлены для каждой такой процедуры в отдельности. Например, физические лица, перемещающие товары в ручной клади и сопровождаемом багаже, уплачивают таможенные платежи непосредственно при следовании через Государственную границу Российской Федерации (пункт 1 ст. 287 и пункт 1 ст. 286 ТК РФ).

7. Сроки уплаты таможенных платежей, устанавливаемые для отдельных случаев таможенными органами или заинтересованными лицами, с согласия таможенных органов. Например, сроки уплаты таможенных платежей, в отношении временно ввезенных товаров (при уплате периодических сумм таможенных пошлин, налогов - пункт 3 ст. 212 ТК РФ), сроки предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей (пункты 6, 7 ст. 333 ТК РФ).

8. Сроки уплаты таможенных платежей в отношении незаконно ввезенных товаров, обнаруженных у их приобретателей (организаций, осуществляющих оптовую или розничную продажу ввезенных товаров) на территории РФ. В соответствии с пунктами 2, 4 ст. 391 ТК РФ товары рассматриваются выпущенными для свободного обращения, если лица уплачивают таможенные платежи не позднее пяти дней со дня обнаружения у них товаров.

 

ТК РФ предусматривается изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов в форме отсрочки либо рассрочки.

Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов может предоставляться по одному или нескольким видам таможенных пошлин, налогов, а также в отношении всей суммы, подлежащей уплате, либо ее части.

 

Предоставление отсрочки либо рассрочки возможно на срок от одного до шести месяцев и при наличии одного из следующих оснований:

- причинения плательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

- задержки плательщику финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного плательщиком государственного заказа;

- перемещения плательщиком через таможенную границу товаров, являющихся товарами, подвергающимися быстрой порче;

- осуществления плательщиком поставок по межправительственным соглашениям.

 

Изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов сопровождается:

- взиманием процентов (начисляемых на сумму задолженности), исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период отсрочки или рассрочки;

- обеспечением уплаты таможенных платежей.

 

Момент исполнения обязанности по уплате таможенных платежей зависит от той формы и способа уплаты, которую избирает плательщик (безналичная форма уплаты, внесение денежных средств в кассу таможенного органа, применение микропроцессорных пластиковых карт, зачет авансовых сумм или денежного залога).

 

На основании ст. 332 ТК РФ, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов считается исполненной в следующих случаях:

1. С момента списания денежных средств со счета плательщика в банке.

Для целей подтверждения данного факта, плательщиком предоставляется таможенному органу платежное поручение, с отметкой банка о списании соответствующих сумм. На основании пункта 2 ст.149 ТК РФ в случае непоступления сумм таможенных пошлин, налогов на счета таможенных органов товары считаются условно выпущенными. Таможенные органы не вправе требовать подтверждение поступления денежных средств на счета таможенных органов. Условный выпуск товаров при непоступлении сумм таможенных пошлин, налогов на счета таможенных органов возможен.

В случаях уплаты таможенных пошлин, налогов с помощью микропроцессорной пластиковой карты (таможенной карты), подтверждением уплаты таможенного платежа служит платежный документ, сформированный электронным терминалом и подписанный держателем таможенной карты и инспектором таможни.

2. С момента внесения наличных денежных средств /в кассу таможенного органа.

Для юридических лиц - в сумме до 60 тысяч рублей (на основании указания ЦБ РФ от 14 ноября 2001 г. № 1050-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами"). При осуществлении таможенного платежа наличными, оформляется таможенный приходной ордер (ТПО).

3. С момента зачета (по инициативе плательщика) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов в качестве таможенных платежей.

Моментом зачета является принятие таможенным органом такого заявления.

 

4. С момента зачета (по инициативе плательщика) авансовых сумм или денежного залога в качестве таможенных платежей.

Моментом зачета является получение таможенным органом распоряжения о зачете.

При наличии авансовых сумм на счете таможенного органа, в качестве распоряжения о зачете рассматривается поданная таможенная декларация (применительно к суммам таможенных пошлин, налогов, указанных в ней - пункт 3 ст. 330 ТК РФ).

В случае использования денежного залога для целей уплаты таможенных пошлин, налогов, помимо распоряжения о зачете требуется подтвердить исполнение обязательства, которое обеспечивалось денежным залогом (пункт 4 ст. 345 ТК РФ). Например, предоставить свидетельство о завершении внутреннего таможенного транзита (пункт 1 ст. 92 ТК РФ), если в соответствии с со ст. 86 ТК РФ применялось обеспечение уплаты таможенных платежей).

5. С момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов денежных средств, уплаченных банком, иной кредитной организацией либо страховой организацией в соответствии с банковской гарантией или договором страхования, а также поручителем в соответствии с договором поручительства.

6. С момента обращения взыскания на товары, в отношении которых не уплачены таможенные платежи, либо на предмет залога или иное имущество плательщика, если размер сумм указанных денежных средств не менее суммы задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов.

Указанные в двух последних пунктах денежные средства должны фактически поступить на счет таможенного органа.

ВОЗВРАТ ТАМОЖЕННЫХ И ИНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

Излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате.

Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей производится при наличии заявления плательщика и по решению таможенного органа, на счет которого поступили соответствующие платежи. Заявление может быть подано в течение трех лет со дня излишней уплаты либо излишнего взыскания таможенных платежей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1057; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.155.58 (0.069 с.)