Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Генезис российского самодержавия и его особенностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Важнейшей и определяющей особенностью политического и государствен ного устройства России с XVno началоXX в. было существование монархии. Монархия — это такая форма правления, при которой верховная государственная власть (в законодательстве, государственном управлении, суде и командовании армией) полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха), занимающего свою должность в установленном порядке престолонаследия. Российская монархия характеризуется емким словом «самодержавие» (от греческого слова «автократэс», «автократия».}, обозначающим неподотчетность никому, самодовлеющую и самодостаточную власть. Самодержавие в России втечение многих веков опреде- ляло специфику организации политической власти и государственного управления огромной страной. Fro существование и необходимость объяснялись целым рядом факторов: географическим (размерытерритории), религиозным, культурным, моральным и т. д. Самодержавие, как мы будем называть российскую монархию, прошло в своем становлении и развитии несколько этапов. Первый пришелся на XIV—XVI века, когда в великом княжестве Московском с 1328 г. правители принимают титул «великого князя». По мере укрепления и расширения государства данный титул начинает звучать как «великий князь всея Руси». При Иване III (1462—1505 гг.) по отношению к московскому государю стали — пока еще эпизодически — использовать титулы «царь» и «самодержец». Следует обратить внимание, что в этот период царская самодержавная власть не является еще синонимом абсолютной власти (хотя по многим параметрам она приближается к ней). Самодержавие не есть чисто русское явление. Сословно-представительная и абсолютная монархии были широко распространены в Западной Европе XV—XVIII вв. Но политические влияния, определившие специфические особенности русского самодержавия, пришли к нам с Востока и Юго-Востока. Один из источников автократической традиции, закрепившейся в России, — Византия. Преемственность проявлялась на уровне политического устройства (империя), политической идеологии (божественное происхождение власти монарха), взаимоотношений государства и церкви (признание приоритета первого), наконец, символики (двуглавый орел) и т. д. Еще одним государством, оказавшим мощное влияние на становление самодержавия в России, стала Золотая Орда. Кстати, в целом ряде старинных русских документов и летописей ее ханов именовали царями. Второй этап в развитии самодержавной власти в России пришелся на XVI—XVII вв. Это было время, когда царю для осуществления своей власти приходилось обращаться к услугам Боярской Думы, Земских Соборов и других представительных органов управления. Этот период характеризуется как период сословно-представительной монархии, ~»1 Третий этап развития самодержавия в России — XVIII—XIXвв., когда на смену сословно-представительной монархии приходит абсолютная. Абсолютизм в России обладал целым рядом особенностей. Так, если в Европе установление абсолютных монархий сопровождалось развитием индустриального общества, утверждение российского абсолютизма пришлось на время усиления крепостного права. Российский абсолютизм неразрывно связан с усилением роли государства во всех сферах жизни общества, военно-колониальной политикой царизма, политической нестабильностью и дворцовыми переворотами, обилием бюрократических норм и регламентов, сдерживающих развитие свободного рынка и гражданского общества. Неограниченная власть монарха просуществовала до 1905 г. Следует сказать, что для характеристики ряда царствований XVIП века, особенно Елизаветы Петровны (1741 — 1761 гг.) и Екатерины II (1762—1796 гг.), также применяется определение «просвещенный абсолютизм», понимаемый как сочетание либеральных реформ при сохранении абсолютной власти монарха. Кстати, спецификой его в России стало не только стремление создать систему законов, регулирующих общественную жизнь, но и попытка разрешить социальные конфликты между государством и обществом исходя из доктрин «естественного права» и «общественного договора», вручающих власти контрольные функции. Особенностью российского самодержавия, характерной для всех периодов его развития, был особый ореол самодержавной власти, выражавшийся в широко распространенном представлении о сакральном, священном характере власти царя, а также в представлении о непосредственной связи царя и народа. При этом бюрократический аппарат управления выглядел в глазах народа досадной помехой, мешающей непосредственному общению народа с царем. Передача престола российскими монархами основывалась на принципах единонаследия и первородства. Исключением стал лишь XVIII век: Петр I (1689—1725 гг.) в 1722 г. эти принципы отменил, что повлекло за собой череду дворцовых переворотов (а восстановлены они были Павлом I (1796—1801 гг.) в 1797 г.). 3.2. Органы государственного управления в XV!—XVII вв. Органы власти Московского централизованного государства выросли из системы управления, существовавшей в Московском княжестве. К числу важнейших государственных институтов России того времени относятся приказы. Хотя первые из них появились ранее 1550-х гг., реальное рождение приказной системы управления происходило в эпоху Избранной рады. Основой для ее рождения стали два центральных ведомства, несших важнейшие функции государственного управления: великокняжеские Казна (позже Казенный двор) и Дворец (с определенного момента — совокупность Большого и областных дворцов). Ханителем великокняжеской казны и архивов, которому подчинялисьдьяки и подьячие, был казначей. Дворец возглавлялся дворецким. Отдельные отрасли управления, называвшиеся, как уже говорилось, путями, препоручалисьбоярам. Нерегулярные поручения носили название приказов. В деятельности Казны и Дворца преобладал и функции, связанные со взиманием налогов и оброков, контролем за земельным фондом, несением дворянством военной службы и кормлениями. Отмена кормлений и введение местного самоуправления в 1550-е гг. повлекли перестройку центральных учреждений. Постоянно действующими государственными учреждениями становятся приказы, обладавшие своей внутренней структурой, порядком деятельности и формой делопроизводства. Среди них можно выделить две группы. Первая группа приказов — это учреждения, ведавшие какой-либо отраслью или функцией государственного управления в масштабах всего государства. Так, Разрядный приказ ведал организацией военного дела и воинской службы людей знатного происхождения. Выполнял он и административные функции, назначая воевод, судей приказов, наместников, атакже осуществляя суд над чиновниками. Из Разрядного сформировался Поместный приказ, заведовавший государственными землями, раздаваемыми в поместья. Служилыми людьми, получавшими за службу не земельное, а денежное или натуральное жалованье, ведал Стрелецкий приказ. Несколько приказов — Оружейный, Бранный, Пушкарский — ведали изготов- лением и хранением оружия. Посольский приказ осуществлял международные сношения (ранее существо вала должность посольского дьяка). Сыском и судом по делам высшей уголовной юрисдикции занимался Разбойный приказ (он же был верхней инстанцией для всех местных судов). Ямской приказ заведовал ямщиками и ямской службой (ранее этим занимались ямские дьяки), Приказ большого прихода осуществлял сбор налогов и таможенных пошлин. Функции ряда приказов перекрывались. Так, один из старейших приказов — Казенный — ведаа дипломатическими, поместными, ямскими, холопьими и другими делами даже после образования самостоятельных Посольского, Поместного, Ямского и других приказов. Приказы второй группы надзирали в административно-управленческом и судебном планах над определенными территориями и отдельными категориями населения. Таков был, например, Приказ Казанского дворца. Судные приказы — Московский, Владимирский и др. — заведовали судами для служилых людей на определенной территории. Податное население (городское и сельское) ведатось в особых учреждениях (они именовались приказами-четвертями), бывших высшей судебной инстанцией по гражданским и иным делам для земских судов. В Москве и Московском уезде функции, аналогичные Разбойному приказу, выполнял Земский приказ. Структура приказов была примерно следующей: во главе стоял начапьник — судья, в основном из членов Боярской Думы. Некоторые бояре управляли сразу несколькими приказами. Помощниками судьи были дьяки, набиравшиеся, как правило, из рядового дворянства или из духовенства. Им подчинялись подьячие — канцелярские служащие из дворян и детей приказных людей. Большие приказы делились на столы, образованные в основном по территориальному принципу, а столы в свою очередь — на повытья. Так, в Посольском приказе (не делившемся на столы), три повытья ведали связями с Западной Европой, два — с азиатскими государствами. Расцвет приказной системы пришелся на XVII в. В это время создается ряд новых приказов, управлявших патриаршим хозяйством, а также выполнявших временные и чрезвычайные функции. Всего к 1646 г. в России насчитывалось 26 приказов общегосударственной компетенции, 3 — временных, 5 —дворцовых, 3 — патриарших. В них служило 866 приказных людей. л Усиление абсолютистских тенденций привело к созданию приказов, подчинявшихся лично царю. Одним из таких при-казовбыл Приказ тайных дел, основная часть дел которогобыла связана с управлением дворцовым хозяйством. Кроме того, предпринимаются попытки централизации определенных функций в одном из приказов. Так, все вопросы финансового характера в 1680-х гг. сосредоточиваются в Приказе Большой казны, все вотчинные и поместные дела — в Поместном приказе с изъятием их из ведения территориальных приказов. Приказная система была введена и на местах: земские и губные органы местного самоуправлен ия все более оттеснялись на задний план воеводами, назначаемыми Разрядным приказом. Помимо этого, существовали местные приказные учреждения, получившие название воеводских изб (приказных, съезжих). Итак, в XVII в. усилился и обрел бюрократический характер государственный аппарат, выстроилась иерархия подчинен-ныхдруг другу учреждений и чиновников. Главными характеристиками государственныхучрежденийтого времени можно считать прямое подчинение центральной власти, наличие постоянного штата и бюджета. Вместе с тем громоздкость, недостаточная определенность функций ряда учреждений, особенно приказов, отсутствие системы подготовки квалифицированных кадров снижали эффективность государственного управления, мешали развитию государства. 3.3. Самодержавие и реформы государственного управления в XVIH в. Крупнейшие реформы аппарата государственного управления были проведены Петром I в начале XVIII в. Иногда исследователями ставится вопрос об идеологии петровских реформ. Небезосновательно их связывают с теорией административно-государственного управления, распространенной в Западной Европе в XVI—XVII веках и получившей название «ка-мерализм». Исходная идея камералистскок доктрины, принятая Петром I. — это представление о государстве как о некоем 1 Раев М. Понять дореволюционную Россию. Государство и общество в Российской империи. Лондон, 1990. С. 37— 45. механическом устройстве, которое должно действовать в соответствии с раз и навсегда заведенным рациональным порядком. Камерализм предусматривал создание системы бюрократических учреждений, действующих по строгим правилам, охваты вающим все уровни и стороны жизни и проводящих единую политику. Камерализм часто называют также теорией полицейского или регулярного государства, т. е. государства, планомерно и рационально использующегб природные и людские ресурсы в соответствии с заранее намеченной целью. Реформы центральных органов власти в течение первого десятилетия правления Петра! носили спонтанныйхарактер и далеко не всегда достигали нужного результата. Петр не сразу отказывается от приказной системы, но сливаетприказы, близкие по функциям, создавая в то же время органы, способствующие уси-лениюличной власти царя: Ближняя канцелярия (1704—1708гг.), Кабинет(1704—1727гг.), Консилия министров(1708—1711 гг.). Создавались и новые приказы: Приказ военных дел, Преображенский приказ. Последний вначале обслуживал резиденцию царя и его матери, затем стал военно-административным органом, а после — органом следствия и суда по политическим преступлениям. Первой попыткой кардинальной административной реформы была губернская реформа 1708—1710 гг. Страна была разделена на 8 губерний (Петербургская, Архангелогородская, Смоленская, Московская, Казанская, Киевская, Азовская и Сибирская). В 1713—1714 гг. к ним добавилось еще три (Нижегородская, Астраханская и Рижская). Во главе губерний стояли губернаторы и генерал-губернаторы. Губернатор, сосредоточивший в своих руках основные военные и гражданские функции, имел помощника — вице-губернатора, обер-коменданта (ведал военными делами), обер-комиссара и обер-провиант-мейстера (ведали денежными и хлебными сборами) и ландрих-тера (ведал судом). Первоначально губернии делились на уезды во главе с комендантом (по-старому воеводой). Но губернская канцелярия не справлялась со множеством уездов, поэтому с 1719г. губернии делятся на провинции (числом 50) во главе с воеводами, а провинции — уже не на уезды, а на дистрикты (округа) во главе с земским комиссаром. Кардинальные реформы центральных органов власти начались с учреждения в 1711 г. Сената — высшего правительствен- ного органа. Полномочия Сената были весьма широки: попечение о правосудии, государственных доходах и расходах, общем управлении, торговле и хозяйстве. Вскоре Сенат стал высшим судебным и управленческим органом. Он состоял из 9 человек, назначаемых царем. При Сенате действовала канцелярия во главе с обер-секретарем. Связь Сената с губерниями осуществлялась через губернских комиссаров, состоявших при губернском столе сенатской канцелярии. Практически одновременно с Сенатом Петр организовал новый контрольно-ревизионный институт фискалов. Фискалами руководил обер-фискал, поддерживавший связь с ними-через Фискальный стол канцелярии Сената. У него в подчинении было 4 фискала; столько же было в губернских правлениях и по 1—2 фискалам — в городах. Фискалы были обязаны выявлять все действия, наносившие ущерб государству (казнокрадство, взяточничество и т. п.). За ошибочные доносы их не наказывали, а за правильные награждали половиной конфискованного имущества (жалованья они не получали). Свои доносы фискалы отправляли в Расправную палату, существовавшую в 1712—1719 гг., откуда доклады поступали в Сенат. В эти же годы появляются первые проекты реорганизации центральных органов государственной власти. После изучения зарубежного опыта в 1718—1720 гг. было создано 11 коллегий (Военная, Адмиралтейская, Иностранная, Вотчинная, Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия, Коммерц-коллегия, Камер-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Ревизион-коллегия и Юстиц-коллегия). Каждое звено новой системы органов управления имелостро-го определенные функции на всей территории страны. Новым был и их коллегиальный характер. Коллегия возглавлялась президентом, назначавшимся царем; вице-президент, советчики и асессоры назначались Сенатом и утверждались царем. Каждая коллегия подчинялась только царю и Сенату. Коллегии отличались от приказов более четкой организацией дела, совместным обсуждением вопросов, причем при обсуждении высказывались сначала младшие чины. Структура и функции коллегий вплоть до организации и делопроизводства и процедуры заседаний были описаны в Генеральном регламенте (1720 г.) и регламентах коллегий, что способствовало дальнейшей унификации и бюрократизации государственного управления. Изменилось и положение церкви. После смерти патриарха Адриана в 1700 г. Русская Православная Церковь возглавлялась местоблюстителем патриаршего престола. В 1721 г. приближен-ный Петра псковский архиепископ Феофан Прокопович разрабатывает «Духовный регламент», вслед за этим создается Духовная коллегия — Синод, в ведение которого передаются церковные дела. Члены Синода приносили присягу на верность царю, как и все чиновники. За деятельностью Синода наблюдал обер-прокурор. Таким образом, церковь превратилась в одно из звеньев государственного аппарата. В 1718—1722 гг. проводится реформа Сената. Его членами становятся президенты всех коллегий; но вскоре Петр нашел это нецелесообразным и оставил в Сенате президентов лишь трех коллегий (Иностранной, Военной и Адмиралтейской). Во главе Сената стоял генерал-прокурор, которому подчинялись генерал-фискал и канцелярия Сената. С его появлением стала действовать армия прокуроров во всех центральных и местных учреждениях. Таким образом, Сенат превратился в орган контроля за государственным управлением. Важнейшей реформой, оказавшей влияние на становление государственного аппарата, было введение Табели о рангах (1722 г.). Была создана четкая иерархическая система, закрепившая приоритет принципа выслуги и последовательного прохождения всех рангов над принципами знатности и родовитости, что означало определенную демократизацию правящего сословия, так как было узаконено приобретение титула дворянства выслугой и пожалованием государя. Система государственного управления, созданная Петром, начала изменяться вскоре после его смерти. Значение Сената в 1725—1735 гг. снизилось. Высшим органом власти стал Верховный тайный совет (1725—1730 гг.). Анна Иоанновна (1730—" 1740 гг.) упразднила Верховный тайный совет, учредив кабинет из трех министров. Ею же в 1731 г. было учреждено одно из самых мрачных учреждений эпохи дворцовых переворотов — Канцелярия тайных розыскных дел (на правах коллегии). При Елизавете Петровне Кабинет министров был упразднен, но создан Кабинет ее Величества, а с 1756 г. — Конференция при Высочайшем дворе. Права Сената были частично восстановлены. Он был разделен на 5 департаментов (духовный, военный, финансовый, судебный и торгово-промышленный). При Петре IJI (1761 —1762 гг.) высшим органом власти стал императорский Совет (из 8 членов), при Екатерине II — Кабинет со статс-секретарями, а с 1769 г. — Совет при Высочайшем дворе. Екатерина продолжила преобразование Сената, разделив его в 1763 г. на 6 изолированных друг от друга департаментов (4 в столице и два в Москве). В первом были сосредоточены важнейшие государственные дела (финансы, торговля, государственное имущество, политический сыск). Второй департамент рассматривал земельные споры и прошения навысочайшее имя. Третий заведовал путями сообщения, наукой, образованием,, культурой. Четвертый занимался военными делами. Московс-киедепартаменты (пятый и шестой) дублировали функции столичных. Коллегии к этому времени окончательно ослабевают, прочное положение продолжают сохранять лишь три — Иностранная, Военная и Адмиралтейская. Огромное значение имели проведенные Екатериной II в 1775-1785 гг. губернская и городские реформы (более подробно об этих реформах см. гл. 5). Таким образом, aXVIIl веке в Российской империи неоднократно проводились реформы органов центрального и местного управления, имевшие целью укрепление абсолютной монархии. Характерной чертой становится все большая и большая бюрократизация государственного аппарата, увеличение числа чиновников. Усиливается роль специальных полицейских учреждений (в соответствии с принципами «полицейского государства»). Частью государственного аппарата становится церковь.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.111.183 (0.009 с.) |