Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения.

Поиск

Cтороны - участники уголовного судопроизводства, выполняющие на основе состязательности функцию обвинения (уголовного преследования) или защиты от обвинения;

Cторона обвинения - прокурор, а также следователь, руководитель следственного органа, дознаватель, частный обвинитель, потерпевший, его законный представитель и представитель, гражданский истец и его представитель;

Прокурор - Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре;

Следователь - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом;
Руководитель следственного органа - должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель;

дознаватель - должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом;

частный обвинитель - потерпевший или его законный представитель и представитель по уголовным делам частного обвинения;

Потерпевший- гражданин, которому преступлением причинён моральный, физический или имущественный вред.

Законные представители - родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого либо потерпевшего, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый либо потерпевший, органы опеки и попечительства;
Гражданским истцом является физическое или юридическое лицо, предъявившее требование о возмещении имущественного вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением.
Есть частные лица, это потерпевший, законный представитель и представитель, гражданский истец, так как они не наделены госуд власными полномочиями, а выступают в своих интересах, за исключением представителя который выступает от имени потерпевшего. И также есть лица наделенные государственно властными полномочиями, это прокурор, руководитель след органа, следователь, дознаватель, так как они выступают в интересах общества. Их объединяет обвинение и уголовное преследование. Обвинение - утверждение о совершении определенным лицом деяния, запрещенного уголовным законом, выдвинутое в порядке, установленном УПК п. 55 ст. 5:

Уголовное преследование - процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.

Понятие «преследование» шире, так как уголовное преследование это процессуальная деятельность, а обвинение это только утверждение.

 

Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты.

Cтороны - участники уголовного судопроизводства, выполняющие на основе состязательности функцию обвинения (уголовного преследования) или защиты от обвинения;

Сторона защиты - обвиняемый, а также его законный представитель, защитник, гражданский ответчик, его законный представитель и представитель;

Обвиняемым признается лицо, в отношении которого:

1) вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого;

2) вынесен обвинительный акт;

3) составлено обвинительное постановление.

законные представители - родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого либо потерпевшего, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый либо потерпевший, органы опеки и попечительства;

Защитник - лицо, осуществляющее в установленном настоящим Кодексом порядке защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающее им юридическую помощь при производстве по уголовному делу.

В качестве гражданского ответчика может быть привлечено физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации несет ответственность за вред, причиненный преступлением.

Представителями гражданского ответчика могут быть адвокаты, а представителями гражданского ответчика, являющегося юридическим лицом, также иные лица, правомочные в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации представлять его интересы.

Прокурор, его процессуальное положение на различных стадиях российского уголовного процесса.

Понятие дано в УПК, в Законе о прокуратуре.

Далее – функции, через них раскрывается процессуальное положение, ст.37. Их две: уголовное преследование и надзор на стадии досудебного производства. Вернуться к вопросу о соединении в одном лице соединять интерес обвинения и надзора за участниками процесса. К вопросу о положении прокуратуры в Конституции. До сих пор идут споры: прокуратура – это надзирающий орган или это орган преследования и обвинения. Ранее у прокуратуры был всеобщий надзор за законностью, сейчас он него остался лишь надзор на досудебном производстве, который также уходит из-под их полномочий. Особенно остро – в передаче ряда полномочий прокурора руководителю следственного органа. Ранее, до 2007 года, уголовные дела возбуждались лишь с разрешения прокурора. Надзора за судами нет. Преследование же, обвинение процветает. Некоторые за то, чтобы был лишь надзирающим органом, другие – наоборот.

Далее – о конкретных полномочиях в рамках этих функций из ст.37 + описанные в особенной части (гл.30, 31 УПК), что может делать в судах (участие в прениях и др.).

Ст. 37, главы 30,31 – действия и решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" с последующими изменениями и дополнениями. Понятие прокурора в УПК п. 31 ст. 5.

К вопросу о положении прокуратуры в Конституции.

О роли прокуратуры много споров, что она должна делать в правовом государстве. То, что мы назвали себя правовым государством, закрепили разделение властей, отсюда стали отнимать полномочия прокуратуры. Еще все усугубила состязательность, возник вопрос, что за надзор, раз состязательность, в том числе за судами? Раз три ветви над ними только Президент, который явл. гарантом деятельности всех ветвей власти, поэтому прокуратура не может осуществлять надзор за судебной властью, начался спор может ли прокуратура осуществлять всеобщий надзор. Когда писали проект Конституции, что с прокуратурой сделать, одни предлагали убрать надзор за судами другие, что только поддерживает иски. В 1995 году убрали надзор за судами, главу назвали участие прокурора в суде.

До сих пор идут споры: прокуратура – это надзирающий орган или это орган преследования и обвинения. Ранее у прокуратуры был всеобщий надзор за законностью, сейчас он него остался лишь надзор на досудебном производстве, который также уходит из-под их полномочий. Особенно остро – в передаче ряда полномочий прокурора руководителю следственного органа. До 2007 года все дела возбуждались прокурором, любые дела ФСБ, МВД должны были спрашивать разрешении на возбуждение. Теперь руководитель следственного органа, начальник могут возбуждать дело. Надзор только на досудебном производстве, обратить внимание как надзор за дознанием и дознавателем (больше полномочий), следователем (меньше).

Если уберут надзор, то у прокуратуры останутся только уголовное преследование.

Функции:

· надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

· уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;

· координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью

Уголовное преследование - процессуальная деятельность, осуществляемая в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (п. 55 ст. 5 УПК). По существу, прокурор возглавляет всю деятельность по уголовному преследованию, поскольку на нем лежит обязанность (см. ст. 37 п. по преследованию):

 участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях лично проводить отдельные следственные действия;

 давать согласие на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

 он поручает органу дознания производство следственных действий, а также дает ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий (п. п. 3, 5, 11 ч. 2 ст. 37 УПК).

Деятельность прокурора по осуществлению уголовного преследования неотделима от его деятельности по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Он вправе:

 отменить незаконное или необоснованное постановление нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя;

 возвратить уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования (п. п. 10, 15 ч. 2 ст. 37 УПК),

 передать дело от одного следователя другому,

Прокурор утверждает обвинительное заключение или обвинительный акт и направляет уголовное дело в суд, где поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность (п. 1 ст. 222).

Процессуальное положение прокурора в судебных стадиях существенно отличается от его положения в стадии предварительного расследования. В них прокурор не наделен теми властно-распорядительными полномочиями, которые характерны для него на предварительном расследовании. В судебном разбирательстве прокурор поддерживает перед судом государственное обвинение, пользуясь равными правами с другими участниками судебного разбирательства (ст. 35 Закона о прокуратуре РФ, ст. 15 УПК).

От других участников судебного разбирательства государственный обвинитель отличается тем, что он не только вправе, но и обязан реагировать на каждый факт нарушения законности в судебном заседании путем обращения к суду с просьбой об его устранении.

В тех случаях, когда государственный обвинитель не согласен с вынесенным в судебном заседании приговором, считает его незаконным и необоснованным, он вправе в пределах своей компетенции принести в соответствующую судебную инстанцию представление (ст. ст. 354, 375, 404 УПК). В стадиях апелляционного, кассационного и надзорного производства участвующий в них прокурор поддерживает представление, принесенное им или другим полномочным на то прокурором, и высказывает свое мнение по поводу законности и обоснованности обжалованных решений и обоснованности принесенных жалоб другими участниками процесса.

В стадиях исполнения приговора прокурор принимает меры к своевременному и законному обращению приговора к исполнению, вносит на рассмотрение суда вопросы, возникшие в связи с исполнением приговора, и участвует в рассмотрении судьей этих вопросов.

 

24.Процессуальная самостоятельность следователя, его полномочия.

Следователь - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК (ст. 38 УПК). Предварительное следствие осуществляют следователи СК, следователи ОВД, следователи ФСБ и следователи органов ГНК. Процессуальное положение следователя одинаково независимо от его ведомственной принадлежности.

 

В гл. 6 УПК следователь отнесен к участникам процесса со стороны обвинения, однако это не означает, что его деятельность по выявлению обстоятельств дела носит односторонний обвинительный характер. Он обязан осуществлять все следственные и иные процессуальные действия, направленные не только на раскрытие преступления и уголовное преследование лица, его совершившего, но и на выявление всех иных обстоятельств, имеющих значение по делу, следователь обязан обеспечить права всех участников процесса, в том числе подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца и др. Это следует из ст. 6 УПК, в равной мере требующей обеспечения как защиты прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступления, так и защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничения ее прав и свобод.

 

В соответствии со ст. 38 УПК следователь уполномочен возбуждать уголовные дела, принимать их к своему производству или передавать РСО для направления по подследственности, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий за исключением случаев, когда в соответствии с УПК требуется получение судебного решения или санкции прокурора.

Следователь вправе производить любые следственные действия, предусмотренные законом:

 производить осмотр, обыск и освидетельствование, следственные эксперименты и т.д.;

 осуществлять задержание подозреваемых,

 применять меры пресечения и иные меры процессуального принуждения,

 привлекать лиц в качестве обвиняемых;

 приостанавливать и прекращать уголовное преследование или уголовные дела, а также направлять их через прокурора в суд.

Как должностное лицо, осуществляющее предварительное следствие, следователь обладает широкой процессуальной самостоятельностью и независимостью. В целях обеспечения его процессуальной самостоятельности и независимости при разрешении важнейших вопросов следствия, существенно затрагивающих права и свободы человека, и дальнейшей судьбы дела закон устанавливает право следователя не согласиться с решениями и указаниями прокурора по этим вопросам. Вышестоящий прокурор не может обязать следователя выполнить эти следственные действия вопреки его внутреннему убеждению, поэтому он отменяет указания нижестоящего прокурора или поручает производство по данному делу другому следователю (п. 4 ст. 221 УПК).

По расследуемым им делам следователь взаимодействует с органами дознания. Он вправе давать в случаях и порядке, установленных законом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, аресте, производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38).

Установив в ходе предварительного следствия обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, следователь вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения (ч. 2 ст. 158 УПК).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 2019; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.26.231 (0.008 с.)