Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие стадии уголовного процесса. Система стадий уголовного процесса.↑ Стр 1 из 17Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ОРД УПЦ ФЗ ФЗ Спец. Субъект Спец.субъект Публичная негласная дея-ть публичная и гласная дея-ть Нет регламентальной процедуры реглам. процедура –форма Результаты не яв-ся док-вами результаты в качестве док-в Не гласный осмотр осмотр Опрос допрос Задачи УПр: В УПК нет статей, ст.6 –назначение - яв-ля защита прав гр-н пострадавших от прест. посягательств, - защита личности, -быстрое и полное раскрытие и расследование пр-ний, - изобличение виновных в совершении пр-ний, - установление вида и размера причиненного пр-нием ущерба, - разрешение вопроса о виновности лиц с назначением им наказания, - реабилитация виновных и восстановление их в правах. Понятие стадии уголовного процесса. Система стадий уголовного процесса. Стадии — это, относительно самостоятельные этапы производства по уг.делу для которых характерны свои задачи, субъекты, сроки, средства, проц. форма и итоговые решения. Стадии уголовного процесса: • возбуждение уголовного дела; • предварительное расследование; Досудебное производство • назначение и подготовка дела к судебному заседанию; • судебное разбирательство; • производство в суде второй инстанции (апелляционном, кассационном порядке); Пересмотр приговора не вступившего в зак.силу • исполнение приговора; • производство в надзорной инстанции; • возобновление производства по уг.делу по вновь открывшимся обст-вам. Пересмотр приговоров вступивших в зак.силу. Возбуждение уг.дела и исполнение приговора. Кроме того, имеются еще две стадии: производство в надзорной инстанции и возобновление производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. Обе они признаются исключительными, так как производство в этих стадиях возникает по делам, по которым приговор вступил в законную силу 2. Уголовно-процессуальное право (понятие, место в системе права, понятие и виды источников уголовно-процессуального права). УПК Российской Федерации как источник уголовно-процессуального права. Действие уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве и по лицам. Значение постановлений Конституционного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ, указаний Генерального прокурора РФ и МВД России для уголовного судопроизводства. Уголовно-процессуальная форма и гарантии. Уголовно-процессуальное право — это отрасль права, представляющая собой систему правовых норм и институтов, регулирующих деятельность органов предварительного расследования, прокуратуры и суда, а также других участников уголовного процесса, предназначенных для регламентации производства по уголовному делу. Предметом уголовно-процессуального права являются общественные отношения, складывающиеся между государственными органами, осуществляющими уголовно-процессуальную деятельность, а также между ними и иными участниками уголовного процесса. Базовой единицей уголовно-процессуального права выступают уголовно-процессуальные нормы. Уголовно-процессуальные нормы — это установленные государством и выраженные в законе общеобязательные правила поведения участников уголовного судопроизводства. Они содержатся в законах, международных договорах и других источниках уголовно-процессуального права. Эти нормы формируются в соответствующих статьях. Уголовно-процессуальные нормы имеют определенную структуру и содержат указания: при каких обстоятельствах норма подлежит применению; на каких участников правоотношений она распространяется и совершение каких действий предписывает или дозволяет; какие последствия влечет за собой неисполнение предписания данной нормы. Любая уголовно-процессуальная норма включает три элемента: 1) гипотезу (условия, при которых следует или возможно поступать определенным образом); 2) диспозицию (само правило поведения, предписание); 3) санкцию (те неблагоприятные последствия, которые наступают в случае неисполнения нормативного предписания). Источником уголовно-процессуального права является совокупность правовых актов, содержащих сведения о правилах, которые должны соблюдаться при производстве по уголовному делу. К ним относят: Конституцию РФ;Уголовно-процессуальный кодекс РФ;иные федеральные законы;общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ;Постановления Конституционного Суда РФ;Указы Президента РФ.Характеризуя структуру источников уголовно-процессуального права, следует сказать и о нормативных документах, которые не входят в эту систему, но широко используются в судопроизводстве.Так, на уголовно-процессуальную деятельность значительное влияние оказывают разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, которые способствуют правильному применению закона по вопросам судебной практики. В них формулируются не новые правила, восполняющие пробелы законодательства, а рекомендации по конкретным вопросам применения действующего закона при производстве по уголовным делам. Руководящие разъяснения высшего судебного органа обязательные для всех судов, органов, должностных лиц.Аналогичное значение имеют также и адресованные органам дознания, предварительного следствия и прокуратуры ведомственные акты: приказы и указания Генерального прокурора, министра внутренних дел, которые могут касаться организации следственной работы, розыска обвиняемых, использования криминалистической техники, кадровых вопросов, а также содержать разъяснения закона, регламентирующего порядок производства по делу. Главная их особенность состоит в том, что они не должны противоречить закону или корректировать его и издаются руководителями министерств (служб) в пределах предоставленных им полномочий. Пределы действия уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве, по кругу лиц. Статья 2. Действие уголовно-процессуального закона в пространстве 1. Производство по уголовному делу на территории Российской Федерации независимо от места совершения преступления ведется в соответствии с настоящим Кодексом, если международным договором Российской Федерации не установлено иное. 2. Нормы настоящего Кодекса применяются также при производстве по уголовному делу о преступлении, совершенном на воздушном, морском или речном судне, находящемся за пределами территории Российской Федерации под флагом Российской Федерации, если указанное судно приписано к порту Российской Федерации. Статья 3. Действие уголовно-процессуального закона в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства 1 Производство по уголовным делам о преступлениях, совершенных иностранными гражданами или лицами без гражданства на территории Российской Федерации, ведется в соответствии с правилами настоящего Кодекса. 2. Процессуальные действия, предусмотренные настоящим Кодексом, в отношении лиц, обладающих правом дипломатической неприкосновенности, производятся лишь по просьбе указанных лиц или с их согласия, которое испрашивается через Министерство иностранных дел Российской Федерации. Обеспечение подозреваемому, обвиняемому права на защиту от уголовного преследования (понятие, законодательство, значение). Обеспечение квалифицированной юридической помощью иных участников судопроизводства. Данный принцип отражен в ряде положений Конституции РФ. В широком подходе речь идет о государственных гарантиях защиты прав и свобод человека и гражданина и устанавливается, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45). Конституция специально выделяет право граждан на защиту, когда это связано с правосудием. В соответствии со ст. 48 Конституции каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления, имеет право на получение квалифицированной юридической помощи.Уголовно-процессуальное законодательство конкретизирует содержание конституционной нормы применительно к перечню, в ней приводимому. Подозреваемым признается лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, а также лицо, к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения. Подозреваемый, в отношении которого избрана мера пресечения в виде ареста, может находиться под стражей не более 10 дней, после чего ему либо должно быть предъявлено обвинение, либо изменена мера пресечения. Обвиняемый – лицо, в отношении которого в установленном порядке вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого. В случае, если он арестован, закон устанавливает возможные сроки его содержания под стражей и порядок их продления. Если избрана иная мера пресечения, то до окончания расследования и передачи дела в суд. Подсудимым именуется обвиняемый, в отношении которого дело принято к производству судом. В зависимости от характера вынесенного судом решения (приговора) подсудимый именуется осужденным или оправданным.В целом содержание рассматриваемого принципа находит выражение во всей совокупности прав подозреваемого, обвиняемого и подсудимого, которыми они наделены для своей защиты.Важная сторона обеспечения права на защиту – оказание квалифицированной юридической помощи в уголовном судопроизводстве. Право пригласить защитника возникает с момента задержания, предъявления обвинения, ареста или при передаче дела в суд.В качестве защитника в уголовный процесс, кроме адвоката, судом могут быть допущены также представители профсоюзных и иных общественных организаций по делам членов этих организаций, а также иные лица в случаях, предусмотренных законом (родители, попечители). Если в ситуациях, предусмотренных законом, защитник не приглашен самим обвиняемым или по его поручению, следователь, прокурор или суд обязаны обеспечить участие адвоката в деле.Таким образом, реализация принципа обеспечения права на защиту базируется на следующих основных положениях:наделение подозреваемых, обвиняемых, подсудимых правом самим эффективно защищать свои интересы на предварительных и судебных стадиях уголовного процесса;широкие возможности использовать квалифицированную юридическую помощь в случаях задержания, ареста, предъявления обвинения и передачи дела в суд;обязанности суда в рамках использования предписанных законом процедур судопроизводства оказывать необходимое содействие участникам процесса в реализации конституционного права на защиту. 16 УПКОбвиняемому и подозреваемому право на защиту обеспечивается: 1. Каждый из них может осуществлять это право как лично, так и через защитника и (или) зак. представителя.2. Суд, прокурор, сл-ль и дознаватель обязаны не только разъяснить обвиняемому и подозреваемому их права, но и обеспечить им возможность защищаться любыми средствами и способами, не запрещенными УПК.3. в случаях, прямо предусмотренных УПК, участие защитника и (или) зак.представителя подозреваемого или обвиняемого яв-ся обязательным и обеспечивается ДЛ, осуществляющими производство по уг.делу.4. обиняемый и подозреваемый могут пользоваться помощью защитника бесплатно. Задержание подозреваемого в совершении преступления (понятие; характеристика целей, оснований, мотивов, условий задержания; соотношение с другими мерами принуждения). Практика задержания подозреваемых. Задержание подозреваемого близко примыкает к таким мерам принуждения, как заключение под стражу, административное задержание. Общее у них то, что каждая из этих мер представляет собой лишение гражданина свободы, что существенно затрагивает его конституционное право на неприкосновенность личности. Вместе с тем, между ними имеются существенные различия, которые позволяют их выделить в самостоятельные правовые институты.Задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, отличается от применения меры пресечения в виде заключения под стражу.Задержание осуществляется в стадии предварительного расследования, как правило, органом дознания и следователем. Оно предшествует заключению под стражу, но не заменяет его. Заключение под стражу применяется и в последующих стадиях. Эта мера пресечения может быть применена также прокурором и судом.Задержание применяется только в отношении подозреваемого, заключение же под стражу — в отношении обвиняемого и лишь в исключительных случаях (ст. 90 УПК) и к подозреваемому.Задержание носит неотложный характер, заранее оно планироваться не может, поэтому, в отличие от заключения под стражу, санкции прокурора не требует.Срок задержания подозреваемого — не более 72 часов, он продлен быть не может (ст. 122 УПК)Срок содержания под стражей обвиняемого при расследовании дела установлен до двух месяцев, который может быть продлен (ст. 97 УПК).Задержание подозреваемого, как следственное действие, отличается от административного задержания.Задержание в процессуальном смысле применяется только в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступления, и только специально уполномоченными должностными лицами, наделенными правом расследования уголовных дел.Административное же задержание применяется в отношении лиц, совершивших административные правонарушения, круг которых гораздо шире круга установленных Уголовным кодексом видов преступлений.О задержании подозреваемого должно быть письменно сообщено прокурору, который провернет его законность и обоснованность. При административном задержании прокурору уведомление не направляется.С вынесением протокола о задержании лицо, подозреваемое в совершении преступления, приобретает процессуальное положение подозреваемого и соответствующие права и обязанности участника уголовного процесса. Административно задержанный такого положения не приобретает.Уголовно-процессуальное и административное задержание различаются по срокам: 72 часа—при задержании в порядке ст. 122 УПК и 3 часа — в случае административного задержания, если законодателем не установлены иные сроки.Задержание в уголовно-процессуальном смысле необходимо отличать от такого понятия, как фактическое (физическое) задержание гражданина и доставление его в органы милиции.Согласно закону, право применять задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, принадлежит только органам дознания или следователю.Принять решение о задержании лица, подозреваемого в совершении преступления, может и прокурор. Задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, будет законным и обоснованным при соблюдении следующих условий. 1. Задержание может проводиться только после возбуждения уголовного дела. 2. Орган дознания или следователь вправе задержать только лицо, подозреваемое в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы (ст. 122 УПК). Если такой вид наказания за преступление не предусмотрен, то подозреваемое лицо не может быть задержано. 3. Задержание не может применяться на основании голословного предположения о том, что то или иное лицо причастно к совершению преступления. Решение о задержании должно быть подкреплено необходимыми фактическими данными. Даже в том случае, когда лицо застигнуто на месте преступления, задержано “по горячим следам”, орган дознания или следователь, прежде чем применить к нему процессуальное задержание, должны провести неотложные дополнительные следственные действия: допрос очевидцев, осмотр места происшествия, личный обыск доставленного и т.д. Не предусмотренные законом и не проверяемые источники информации (полученные из анонимных источников, в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий, применения служебно-розыскной собаки и т. д.) не могут быть положены в основу решения о задержании лица в качестве подозреваемого. 4. В соответствии с ч. 1 ст. 122 УПК лицо, подозреваемое в совершении преступления, может быть задержано только при наличии одного из следующих оснований: а) когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; б) когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо, как на совершившее преступление; в) когда на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления. Согласно ч. 2 ст. 122 УПК, основанием для задержания подозреваемого лица могут быть и иные данные. Они могут в той или иной степени указывать на его причастность к преступлению. При наличии иных данных, дающих основания подозревать конкретное лицо в совершении преступления, оно может быть задержано лишь при наличии хотя бы одного из трех дополнительных условий: а) лицо покушалось на побег; еще одно процессуальное условие правомерности задержания. Это — его мотивированность. В законе это условие задержания не раскрыто.В общем своем значении в процессуальной литературе под мотивами задержания понимаются конкретные данные, обосновывающие необходимость задержания в данном случае, стремление к непосредственной цели задержания, обоснованности, аргументированность принимаемого решения.Такими доводами (или мотивами) могут быть, например, реальные опасения, что подозреваемый, оставаясь, на свободе, может скрыться либо помешать установлению истины по делу, либо будет продолжать преступную деятельность.О всяком случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, орган дознания или следователь обязаны составить протокол с указанием оснований, мотивов, дня и часа, года и месяца, места задержания, объяснений задержанного и времени составления протокола. Он подписывается лицом, его составившим, и задержанным.На практике задержание, как правило, сопровождается личным обыском задержанного, который должен быть произведен в соответствии с правилами, установленными ст.ст 167—171 УПК, при обязательном участии понятых. Правда, личный обыск проводится без вынесения о том отдельного постановления и без санкции прокурора (ч. 2 ст. 172 УПК). Протокол в этом случае называется “Протокол задержания и личного обыска”. Если задержание подозреваемого сопровождается проведением других следственных действий, например, его освидетельствованием, осмотром его одежды, то должны быть соблюдены те правила, которые регламентируют соответствующие следственные действия. В этом случае протоколы следственных действий составляются отдельно.С составлением протокола задержания лицо, подозреваемое в совершении преступления, ставится в процессуальное положение подозреваемого. Тем самым оно приобретает права участника процесса (ч. 2 ст. 52 УПК).О произведенном задержании орган дознания, следователь в течение 24 часов обязаны уведомить прокурора. В течение 48 часов с момента получения извещения о произведенном задержании прокурор обязан дать санкцию на заключение под стражу либо освободить задержанного.О задержании лица, подозреваемого в совершении преступления, орган дознания или следователь уведомляют его семью, если известно ее место жительства. При задержании по подозрению в совершении тяжкого преступления уведомление семьи производится, если это не будет препятствовать установлению истины по уголовному делу.О задержании несовершеннолетнего его родители или лица, их заменяющие, уведомляются во всех случаях независимо от тяжести преступления, в совершении которого подозревается задержанный.Форма уведомления законом не установлена. Это можно сделать по телефону, телеграфу, через нарочного и т. д. Об уведомлении делается отметка, как правило, на протоколе задержания с указанием степени родства уведомленного члена семьи, его фамилии, имени, отчества, времени и способа уведомления. Задержанные по подозрению в совершении преступления, освобождаются, если: а) не подтвердилось подозрение в совершении преступления; Освобождение задержанного производится начальником места содержания задержанных по постановлению лица, производящего дознание, следователя или прокурора, причем немедленно. Если в установленный законом срок (в течение 72 часов) не будет решен вопрос о задержанном — не поступит постановление об освобождении задержанного либо о применении меры пресечения в виде заключения под стражу,— то начальник места содержания задержанных сам освобождает это лицо. Это решение оформляется протоколом, одновременно направляется письменное уведомление прокурору, а также лицу, производящему дознание, или следователю.
Заключение под стражу. Порядок исчисления и продления сроков содержания под стражей. Заключение под стражу — самая строгая мера пресечения, которая заключается в принудительном лишении свободы путем помещения в следственный изолятор. Помимо общих оснований, для избрания такой меры пресечения, как заключение под стражу, необходимы специальные основания: - обвинение или подозрение в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет; - невозможность применения иной, более мягкой, меры пресечения; - обвинение или подозрение в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, при наличии одного из следующих условий: подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации; его личность не установлена; им нарушена ранее избранная мера пресечения; он скрылся от органов предварительного расследования или от суда. Этапы избрания заключения под стражу в качестве меры пресечения: Установление общих и специальных оснований для избрания меры пресечения. Прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом соответствующее ходатайство, о чем выносится постановление. (Если ходатайство возбуждается в отношении подозреваемого, задержанного в порядке, установленном ст. 91 и 92 УПК, то постановление и указанные материалы должны быть представлены судье не позднее чем за8 часов до истечения срока задержания.) Рассмотрение судьей ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу. Рассмотрение производится единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня с участием подозреваемого или обвиняемого, прокурора, защитника, если последний участвует в уголовном деле, по месту производства предварительного расследования либо по месту задержания подозреваемого в течение 8 часов с момента поступления материалов в суд. Принятие судьей решения:1) об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, 2) об отказе в удовлетворении ходатайства; 3) об отложении принятия решения по ходатайству стороны на срок не более чем 72 часа для представления ею дополнительных доказательств обоснованности задержания. Содержание под стражей при расследовании преступлений не может превышать 2 месяца. В случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до 2 месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен в порядке ст. 108 УПК. Предельный срок содержания под стражей на стадии предварительного расследования составляет 12 месяцев. Срок содержания под стражей свыше 12 месяцев может быть продлен лишь в исключительных случаях в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, до 18 месяцев. Дальнейшее продление срока не допускается. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела (понятие повода, характеристика поводов, понятие основания). Порядок регистрации и учета в органах внутренних дел сообщений о преступлениях. Порядок возбуждения уголовного дела. Законность и обоснованность возбуждения уголовных дел. Повод для возбуждения уголовного дела — это источник информации о совершенном или готовящемся преступлении, которому закон придает значение юридического факта, обязывающего компетентные государственные органы рассмотреть вопрос о ВУД. Действующий уголовно-процессуальный закон не раскрывает понятия поводов, а ограничивается их перечислением в ч. 1 ст. 140 УПК РФ: 1) заявление о преступлении; 2) явка с повинной; 3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. Содержащийся в законе перечень поводов основан на неограниченном виде источников сведений о преступлении и носит открытый характер. Первоначальная информация о преступном деянии может быть получена различным путем: посредством устного или письменного обращения граждан в правоохранительные органы, по телефону, обнаружена лично должностным лицом при выполнении служебных задач, почерпнута из средств массовой информации и т.д. Наличие информации о преступлении всегда означает появление повода для возбуждения уголовного дела: либо в виде заявления о преступлении, либо в виде явки с повинной, либо в виде сообщения, полученного из иных источников. Заявление о преступлении (ст. 141 УПК РФ) — самый распространенный повод — это сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, поданное в государственный орган или должностному лицу, которое уполномочено его рассмотреть и разрешить. В соответствии со ст. 141 УПК РФ заявление о преступлении может быть устным или письменным. Письменное заявление подписывается заявителем, устное заносится в протокол. Заявление может быть сделано как лицом, потерпевшим от преступления, так и посторонним лицом, которому стало известно о совершенном или готовящемся преступлении. Следует отметить, что УД частного обвинения возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя и подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым (ч. 2 ст. 20 УПК РФ). Закон не допускает ВУД на основании анонимных сообщений о преступлениях, защищая тем самым граждан от клеветы и ложных доносов. Анонимные заявления, поступившие по почте, в которых содержатся признаки совершенного или готовящегося преступления, без регистрации передаются в соответствующие подразделения ОВД для возможного использования в оперативно-розыскной деятельности. Следующий повод — явка с повинной (ст. 142 УПК РФ). Явка с повинной как повод к ВУД — это добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении. Явка с повинной должна быть сделана лицом до того момента, когда правоохранительные органы узнают о преступлении из другого источника. Но явка с повинной может иметь место в уголовном процессе не только как повод для возбуждения уголовного дела. Лицо может явиться с повинной и в случае, когда уголовное дело уже возбуждено и преступление расследуется. В этом случае явка с повинной будет рассматриваться как смягчающее обстоятельство (ст. 61 УК РФ). При вынесении обвинительного приговора явка с повинной выступает как обстоятельство, смягчающее наказание (ст. 61 УК РФ). Следующий повод — сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (ст. 143 УПК). К данному поводу для ВУД могут относиться все сведения о преступлении, кроме тех, которые поступили в виде заявления о преступлении, явки с повинной. К таким иным источникам могут относиться: 1) результаты оперативно-розыскной деятельности; 2) результаты прокурорских проверок; 3) материалы, полученные в ходе служебной деятельности правоохранительных органов; 4) информация граждан; 5) статьи, заметки и письма, опубликованные в печати и другая информация. Данный повод оформляется рапортом об обнаружении признаков преступления, лицом, получившим данное сообщение (ст. 143 УПК РФ). Для принятия решения о ВУД помимо повода требуется и наличие основания. Основанием в соответствии с ч. 2 ст. 140 УПК РФ является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Под достаточными данными, указывающими на признаки преступления, понимают такие данные, которые указывают на то, что деяние имело место в действительности, что это деяние считается противоправным и обозначено в УК соответствующей статьей и является наказуемым, т.е. за совершение предусмотрена уголовная ответственность. Исходя из содержания ст. 14 УК РФ преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное законом под угрозой наказания. Признаками преступления являются общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость. Общественная опасность определяется как способность деяния причинить вред охраняемым законом общественным отношениям, к которым ст. 2 УК РФ относит: права и свободы человека и гражданина; собственность; общественный порядок и общественную безопасность; окружающую среду; конституционный строй РФ; мир и безопасность человечества. Противоправность означает то, что если деяние запрещено нормой уголовного закона, то лицо, его совершившее, должно быть подвергнуто наказанию. Объект преступления. Большинство ученых сошлись во мнении, что прежде всего необходимо выяснить, имеется ли объект преступления, т.е. охраняются ли уголовным законом общественные отношения, на которые направлено общественно опасное посягательство. Для принятия решения о возбуждении уголовного дела не обязательно установление родового и непосредственного объектов, достаточно установить наличие только общего объекта преступления, позволяющего отграничить преступление от иных правонарушений. Объективная сторона преступления. Следующим признаком состава преступления, подлежащим в обязательном порядке установлению, является его объективная сторона. Неотъемлемым элементом объективной стороны состава любого преступления является наличие деяния, предусмотренного Особенной частью УК. Установление этого обстоятельства достаточно лишь для возбуждения уголовного дела о преступлении с формальным составом, т.е. когда сам факт совершения такого деяния законодатель считает оконченным преступлением независимо от того, наступили ли какие-либо вредные последствия (например, преступление, предусмотренное ст. 222 УК — незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств — считается оконченным в момент совершения перечисленных действий). Для возбуждения уголовного дела с материальным составом необходимо располагать данными о том, что это деяние повлекло указанные в законе последствия (физический, имущественный или моральный вред), что между этим деянием и наступившими последствиями существует причинная связь (например, возбуждение уголовного дела по ст. 264 УК РФ, т.е. за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, возможно лишь при наличии данных о том, что это повлекло причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека). Если же данные о наступлении таких последствий отсутствуют, в возбуждении уголовного дела должно быть отказано, в противном случае такое решение было бы необоснованным. Необходимым элементом состава преступления является также субъект преступления. Однако на данном этапе уголовного процесса, как правило, нет необходимости выяснять, кто именно совершил это преступление. Но в некоторых случаях установить субъект до возбуждения уголовного дела необходимо. Это касается преступлений, ответственность за которые наступает лишь в отношении специального субъекта, т.е. лица, которое кроме общих признаков субъекта преступления (ст. 19 УК РФ) наделено дополнительными признаками. Например, ответственность за злоупотребление или превышение должностных полномочий (ст.ст. 285, 286 УК РФ) несут только должностные лица.. Порядок возбуждения уголовного дела При наличии повода и основания орган дознания, дознаватель или следователь в пределах компетенции, УПК, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление. В постановлении о возбуждении уголовного дела указываются: 1) дата, время и место его вынесения; 2) кем оно вынесено; 3) повод и основание для возбуждения уголовного дела; 4) пункт, часть, статья УК РФ, на основании которых возбуждается уголовное дело. Если уголовное дело направляется прокурору для определения подследственности, то об этом в постановлении о возбуждении уголовного дела делается соответствующая отметка. Копия постановления следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геологоразведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела передается прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности. В случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление. О принятом решении следователь и дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело. Данный порядок регламентирован в ст. 146 УПК РФ.
Проверка сообщений о преступлениях (пределы проверки, соотношение достоверности и вероятности в знаниях о преступлении на момент принятия решения об отказе и о возбуждении уголовного дела, средства проверки). Порядок рассмотрения сообщения о преступлении Дознаватель, орган дознания, следователь обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном стст.. 124 и 125 УПК РФ. Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со ст. 318. Данный порядок строго регламентирован ст. 144 УПК РФ, а та
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 481; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.118.36 (0.013 с.) |