Характерные признаки стадии возбуждения уголовного дела



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характерные признаки стадии возбуждения уголовного дела



Цель стадии возбуждения уголовного дела: установление процессуальных условий, необходимых для законного и обоснованного возбуж­дения уголовного дела, т. е. установление законности повода и достаточности основания для возбуждения уголовного дела или установление процессуальных оснований для отказа в возбуж­дении уголовного дела.

Задачи стадии возбуждения уголовного дела:

·

· прием,

· регистрация и

· разрешение

сообщений о преступлениях с одновременным закреплением следов преступления и принятием мер, направлен­ных на предотвращение и пресечение преступления.

Под возбуждением уголовного дела следует понимать первоначальную стадию уголовного судопроизводства, в рамках которой уполномоченные государственные органы и должностные лица обнаруживают деяние, производят его проверку, в результате чего выносят постановление о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела, в связи с чем вовлеченные в процесс лица приобретают определенные права и обязанности.

Из данного определения вытекает ряд признаков, характеризующих возбуждение уголовного дела в качестве самостоятельной стадии уголовного судопроизводства.

1. Возбуждение уголовного дела является первоначальной и обязательной стадией уголовного судопроизводства. Для того чтобы досудебное производство осуществлялось надлежащим образом, требуется, чтобы перед этим уголовное дело было возбуждено. Особенно актуален этот признак для случаев, когда в рамках уже расследуемого уголовного дела требуется возбудить уголовное дело по новому факту.

2. Данная деятельность осуществляется в порядке, строго регламентированном законом. В УПК РФ имеется разд. VII "Возбуждение уголовного дела", состоящий из двух глав (ст. 140—149). Органы и должностные лица не вправе совершать действия, которые не прописаны в указанных нормах, а также расширительно толковать положения закона.

3. Осуществлять проверочные действия и принимать процессуальные решения на данной стадии вправе лишь государственные органы и должностные лица, наделенные соответствующими полномочиями. Такой возможностью обладают следующие участники уголовного судопроизводства: следователь (ст. 38 УПК РФ); руководитель следственного органа, осуществляющий полномочия следователя или руководителя следственной группы (ч. 2 ст. 39 УПК РФ); орган дознания (ст. 40 УПК РФ); начальник подразделения дознания (ч. 2 ст. 40' УПК РФ); дознаватель (ст. 41 УПК РФ).

Уголовные дела частного обвинения возбуждаются самим потерпевшим путем подачи им заявления (ч. 1 ст. 318 УПК РФ).

4. Содержанием данной стадии является обнаружение деяния и его проверка на предмет наличия или отсутствия признаков преступления. Иная деятельность (например, профилактика преступлений, рассмотрение материалов об административных правонарушениях) в понятие возбуждения уголовного дела не входит и нормами уголовно-процессуального права не регламентируется.

5. В результате проверочных действий на данной стадии принимается одно из решений — о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела. Данные решения оформляются соответствующими постановлениями. Категорически запрещено списывать поступившие сообщения о преступлениях через канцелярию правоохранительного органа, не давая им уголовно-правовой оценки.

6. На стадии возбуждения уголовного дела возникают специфические уголовно-процессуальные отношения, в рамках которых вовлеченные в них лица приобретают определенные права и обязанности. Например, заявитель имеет право обращаться с информацией в правоохранительный орган. Одновременно на него налагается обязанность сообщать правдивые сведения, а в случае заведомо ложного доноса он несет ответственность по ст. 306 УК РФ.

Значение стадии возбуждения уголовного дела состоит в следующем.

1. Возбуждение уголовного дела обеспечивает незамедлительное и адекватное реагирование правоохранительных органов на каждый случай совершенного или готовящегося преступления.

2. Процедура возбуждения уголовного дела обеспечивает ограждение лица от незаконного и необоснованного уголовного преследования, применения к нему мер процессуального принуждения, иного ограничения его прав и свобод.

Для того чтобы уголовное судопроизводство получило свое начало, требуется исходная информация, закрепленная в соответствующих источниках. Такие источники в уголовно-процессуальном праве официально именуются "поводами для возбуждения уголовного дела".

Поводы для возбуждения уголовного дела — это прямо предусмотренные законом носители сведений о совершенном или готовящемся преступлении, поступление которых вызывает необходимость их проверки и принятия надлежащего процессуального решения.

Поводы к возбуждению уголовного дела закреплены в ст. 140 УПК РФ, а их содержание конкретизировано в иных статьях Кодекса. К ним относятся следующие носители информации.

1. Заявление о преступлении. В соответствии со ст. 141 УПК РФ заявление может быть как устным, так и письменным.

Устное заявление заносится в протокол устного заявления, которое подписывает заявитель и принявшее должностное лицо. В протоколе также указываются сведения о заявителе и о предъявленном им документе, удостоверяющем личность.

Устное заявление может быть подано при производстве по другому уголовному делу. В этом случае оно заносится в протокол следственного действия или протокол судебного заседания.

Письменное заявление должно содержать сведения о преступлении, просьбу лица о возбуждении уголовного дела, а также сведения о личности заявителя.

Анонимное заявление о преступлении в качестве повода для возбуждения уголовного дела выступать не может. Анонимным заявление считается в случае, если оно: не подписано; подписано вымышленным именем; написано от имени абстрактной группы лиц; не содержит иных сведений, позволяющих установить личность заявителя.

Если анонимное заявление содержит сведения о конкретном преступлении, то оно без регистрации передается в оперативные подразделения для проверки в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".

И в протоколе принятия устного заявления, и в письменном заявлении должна содержаться отметка о предупреждении заявителя об ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ, а также подпись этого лица.

2. Явка с повинной это добровольное сообщение лица о преступлении, совершенном им лично или в соучастии с другими лицами. Как и заявление о преступлении, явка с повинной может быть подана как в письменном, так и в устном виде. Обязательное требование — лицо должно само обратиться в орган, который принимает явку с повинной, и подтвердить свою личность. При получении явки с повинной должностное лицо устанавливает личность заявителя, мотивы явки, а также иные сведения, относящиеся к совершенному лицом деянию. В частности, целесообразно выяснять, не имеет ли место самооговор или иное искажение действительности.

Если лицо, явившееся с повинной, сообщает о преступлении, совершенном им в соучастии, то оно предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ.

3. Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. К данной категории относятся любые официальные источники информации, которые были получены должностным лицом при осуществлении им своей служебной деятельности. Например, сведения о преступлении могут быть получены в ходе оперативно-разыскной деятельности, при несении патрульно-постовой службы и т.п. В этих и подобных случаях сообщение оформляется рапортом об обнаружении признаков преступления. Рапорт и прилагаемые к нему материалы направляются в орган или к должностному лицу, обладающему полномочиями по их проверке и разрешению вопроса о возбуждении уголовного дела1.

4. Постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. Данные материалы формируются в ходе осуществления прокурорской проверки в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации". Постановление прокурора может содержать вывод о необходимости возбудить уголовное дело, однако такое окончательное решение принимает должностное лицо, обладающее полномочиями по принятию итогового решения на данной стадии.

Помимо повода к возбуждению уголовного дела для того, чтобы начать предварительное расследование, требуется наличие предусмотренного законом основания.

Согласно ч. 2 ст. 140 УІIК РФ основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

При этом на момент разрешения вопроса не требуется устанавливать всех признаков состава преступления, достаточно, чтобы из имеющихся данных следовало, что деяние может быть квалифицировано по признакам конкретного преступления, предусмотренного определенной статьей (частью, пунктом статьи) Особенной части УК РФ. Впоследствии при наличии оснований квалификация содеянного может быть изменена.

Статья 144. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

1.1. Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном частью девятой статьи 166 настоящего Кодекса, в том числе при приеме сообщения о преступлении.

1.2. Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 настоящего Кодекса. Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.

2. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

3. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

4. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.

6. Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со статьей 318 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 147 настоящего Кодекса, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

7. При поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела не позднее трех суток с момента поступления сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам.

8. По результатам рассмотрения материалов, направленных следователем в порядке, установленном частью седьмой настоящей статьи, налоговый орган не позднее 15 суток с момента получения таких материалов:

1) направляет следователю заключение о нарушении законодательства о налогах и сборах и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам и (или) сборам в случае, когда обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки, по результатам которой вынесено вступившее в силу решение налогового органа, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;

2) информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) проводится налоговая проверка, по результатам которой решение еще не принято либо не вступило в законную силу;

3) информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки.

9. После получения заключения налогового органа, но не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение. Уголовное дело о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа заключения или информации, предусмотренных частью восьмой настоящей статьи, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.


1. По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 настоящего Кодекса, а по уголовным делам частного обвинения - в суд в соответствии с частью второй статьи 20 настоящего Кодекса.

2. О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.

3. В случае принятия решения, предусмотренного пунктом 3 части первой настоящей статьи, орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает меры по сохранению следов преступления.

 

 

19. Понятие, сущность и значение стадии предварительного расследования. Формы предварительного расследования и их соотношение.

Предварительное расследованиепредставляет собой центральную стадию досудебного производства по уголовному делу, в рамках которой следователь, дознаватель собирает и проверяет доказательства с целью установления обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, в результате чего принимается решение о прекращении дела или о направлении его прокурору для последующей передачи в суд.

Из данного определения вытекает ряд признаков, характеризующих данную стадию как важнейший этап досудебного производства по уголовному делу.

1. Предварительное расследование строго регламентировано действующим законодательством. В УПК РФ имеется разд. VIII, включающий в себя более 12 глав (21—32). В соответствующих нормах изложены важнейшие процедуры, такие как производство следственных действий, привлечение в качестве обвиняемого, приостановление и окончание предварительного расследования и др.

2. Предварительное расследование осуществляется органами и должностными лицами, которые обладают соответствующими полномочиями. К ним относятся: следователь; руководитель следственного органа; дознаватель; орган дознания; начальник подразделения дознания. Помимо собственного расследования, по письменному поручению следователя сотрудники органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, вправе производить отдельные следственные действия и передавать протоколы для приобщения к материалам уголовного дела.

3. Основным содержанием предварительного расследования является собирание и проверка доказательств. Эта деятельность осуществляется путем производства следственных и иных процессуальных действий, а также иными способами, предусмотренными ст. 86 и 87 УПК РФ. Помимо расследования, на данной стадии следователь (дознаватель) осуществляет и иные виды деятельности (составляет план расследования, разрабатывает версии, применяет тактические приемы и т.п.). Однако эта деятельность носит вспомогательный характер и сущности предварительного расследования не выражает.

Л. Предварительное расследование завершается итоговым решением из числа предусмотренных законом. Помимо прекращения уголовного дела или составления но нему обвинительного заключения либо обвинительного акта, никакие другие решения не являются окончательными. Например, постановление о приостановлении предварительного расследования является промежуточным, поскольку после исчезновения оснований приостановления производство по уголовному делу возобновляется и продолжается в общем порядке.

5. В ходе предварительного расследования возникают и развиваются специфические уголовно-процессуальные правоотношения. Их основное отличие от других правоотношений состоит в том, что в качестве хотя бы одной из сторон всегда выступает орган или должностное лицо, которое осуществляет досудебное производство по уголовному делу (следователь, дознаватель и др.).

6. На стадии предварительного расследования вовлеченные в процесс лица имеют значительные возможности по отстаиванию своих прав и законных интересов. Так, лицо, не согласное с ходом и результатами предварительного расследования, вправе обращаться с ходатайствами, жалобами, представлять доказательства, пользоваться квалифицированной юридической помощью, использовать иные средства и способы защиты своей позиции.

Значение предварительного расследования состоит в следующем.

1. Данная деятельность позволяет собрать доказательства, произвести их проверку и оценку, чем создаются условия для наиболее эффективного и полного судебного разбирательства.

2. В ходе предварительного расследования вовлеченные в процесс лица имеют возможность довести до сведения органов и должностных лиц уголовного судопроизводства свою позицию и доводы, чем обеспечивается доступ к правосудию лица, пострадавшего в результате преступления, а также лица, в отношении которого ведется уголовное преследование.

Сущность предварительного расследования как стадии уго­ловного процесса заключается в том, что это промежуток вре­мени, в течение которого осуществляется одноименная уголовно-процессуальная деятельность.

Предварительное расследование в зависимости от категории уголовного дела, письменного указания прокурора и иных условий производится в двух формах: в форме дознания либо в форме предварительного следствия (ст. 150 УПК). При этом уголовно-процессуальное законодательство предусматривает, что производство предварительного расследования должно производиться в обязательном порядке в той либо иной форме предварительного расследования. Не допускается иная форма производства предварительного расследования.

Кроме того, в случае если производство предварительного расследования было начато в форме дознания, то оно и должно производиться, а в дальнейшем и оканчиваться в форме дознания. Данное положение не распространяется на случаи, когда имеется указание прокурора о производстве предварительного следствия (ч. 4 ст. 150 УПК), а также когда в процессе производства дознания одним и тем же лицом совершено новое преступление, по которому необходимо осуществлять производство предварительного расследования в форме предварительного следствия. В этом случае, уголовные дела в порядке ст. 153 УПК должны быть соединены в одно производство, по которому производится предварительное следствие. Поэтому, начиная производство предварительного расследования в форме дознания, его необходимо и оканчивать в форме дознания, либо наоборот. Но во всех случаях предварительное следствие является основной формой предварительного расследования по сравнению с дознанием, в силу того, что производится оно по тяжким и особо тяжким преступлениям.

Кроме того, предварительное следствие и дознание производится разными участниками уголовного судопроизводства со стороны обвинения. Так, дознание может производить дознаватель или следователь, а предварительное следствие производит только следователь, в определенных случаях может производить руководитель следственного органа либо следственной группы. При этом срок предварительного следствия во многом больше чем срок дознания.

Вместе с тем как дознание, так и предварительное следствие являются формами одной и той же стадии уголовного судопроизводства - предварительного расследования. Поэтому цели и задачи данных форм предварительного расследования одни и те же, одни и те же используются способы собирания и проверки доказательств (производство следственных действий), в одинаковой степени должны соблюдаться права и свободы человека и гражданина в установленных формах предварительного расследования и т.д.

 

20. Общие условия предварительного расследования: понятие, значение и система.

В стадии предварительного расследования, являющейся самостоятельной стадией досудебного производства по уголовному делу, действуют определенные правила, которые обязательно должны соблюдаться при производстве процессуальных (следственных) действий. Причем данные правила действуют только на этой стадии уголовного судопроизводства, в течение всего периода расследования по уголовному делу. Во всех случаях общие условия предварительного расследования служат гарантиями успешного осуществления задач данной стадии уголовного судопроизводства, обеспечения законности при производстве процессуальных (следственных) действий, а также соблюдения прав и законных интересов лиц в уголовном судопроизводстве.

Общие условия предварительного расследования, поэтому и именуются общими, что они действуют в отношении всех органов, осуществляющих расследование, и являются для них обязательными. Речь идет о том, что общие условия в одинаковой степени действуют при производстве предварительного следствия и дознания. Не имеет никакого значения, в какой форме производится предварительное расследование, общие условия в одинаковой степени обязательно должны соблюдаться при производстве по уголовному делу, независимо от форм предварительного расследования. При этом несоблюдение вообще либо ненадлежащее соблюдение установленных правил, представляемых общими условиями, влечет за собой не только наличие следственной ошибки, но и признание доказательства, полученного на данной стадии уголовного судопроизводства, недопустимым, а следовательно, и не имеющим юридической силы. Все общие условия предварительного расследования закреплены в уголовно-процессуальном законодательстве.

Общие условия производства предварительного расследования - процессуальные правила, установленные уголовно-процессуальным законом РФ, которые выражают характерные черты, особенности предварительного расследования, как стадии уголовного судопроизводства, и определяют соответствующие требования к процессуальным действиям и решениям, применяемым в ходе производства предварительного расследования.

Общие условия предварительного расследования представляют собой определенную систему процессуальных правил. Кроме того, вся система общих условий предварительного расследования состоит из следующих требований:

1) подследственность уголовных дел;

2) место производства предварительного расследования;

3) соединение и выделение уголовных дел, а также выделение в отдельное производство материалов уголовного дела;

4) начало производства предварительного расследования и окончание предварительного расследования;

5) производство неотложных следственных действий;

6) восстановление уголовных дел;

7) обязанность рассмотрения ходатайств;

8) принятие мер попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и мер по обеспечению сохранности имущества;

9) недопустимость разглашения данных предварительного расследования;

10) общие правила производства следственных действий;

11) судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия;

12) протокол следственного действия;

13) удостоверение факта отказа от подписания или невозможности подписания протокола следственного действия;

14) участие понятых.

Система общих условий предварительного расследования:

  1. соблюдение правил подследственности;
  2. индивидуализация расследования путем выделения и соединения уголовных дел;
  3. своевременное начало предварительного расследования;
  4. сочетание единоличных и коллегиальных начал в расследовании;
  5. соблюдение сроков предварительного расследования;
  6. привлечение к участию в расследовании широкого круга участников процесса;
  7. производство следственных действий, затрагивающих конституционные права граждан, только по судебному решению;
  8. недопустимость разглашения данных расследования;
  9. общие правила производства следственных действий;
  10. установление обстоятельств, способствовавших совершению преступления;
  11. обязательность удовлетворения ходатайств, имеющих значение для дела;
  12. использование специальных познаний и научно-технических средств;
  13. взаимодействие органов расследования;
  14. наличие прокурорского надзора, ведомственного и судебного контроля.

Подследственность – совокупность признаков преступления, по которым его расследование в полном объеме относится к компетенции строго определенного органа предварительного расследования, конкретной структурной единицы ведомства.

 

Признаки подследственности (ст. 151 УПК и др.):

  1. предметный (родовой);
  2. персональный;
  3. альтернативный (территориальный);
  4. по связи дел.

Предметный признак – признак подследственности, определяемый уголовно-правовой характеристикой преступления, т.е. его квалификацией.

Предметный признак используется для отнесения уголовных дел к той или иной форме расследования, к компетенции того или иного следователя, к компетенции того или иного органа дознания (ст.151 УПК РФ).

Предметная подследственность закреплена в ст. 150 и 151 УПК РФ. В ст. 150 УПК РФ закреплены составы преступлений, по которым производится дознание. В ст. 151 УПК РФ определено, по каким составам преступлений предварительное следствие производится следователями органов прокуратуры, а по каким — также следователями органов федеральной службы безопасности, федеральных налоговых органов, органов внутренних дел.

Исключение из правила предметной последовательности закреплено в п. 8 ч. 2 ст. 37, ч. 4 ст. 150 УПК РФ. Согласно данной норме права по письменному указанию прокурора уголовные дела, по которым обычно должно проводиться дознание, могут быть переданы для производства предварительного следствия.

Персональный признак – признак, определяемый характеристиками личности обвиняемого и потерпевшего.

Признак по связи дел – признак подследственности, обусловленный связью дел о преступлениях, когда их раздельное расследование не обеспечивает реализацию назначения уголовного процесса.

Альтернативный признак – признак подследственности, определяемый указанным в законе следственным органом, выявившим преступление.

Территориальный (местный) признак – обязательный признак подследственности, определяемый местом совершения преступления, местом окончания преступления, местом совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них, местом нахождения обвиняемого или большинства свидетелей.

 

21. Следственные действия: понятие, виды и система. Общие правила их производства и оформления.

Основное содержание предварительного расследования составляет исследование доказательств с целью определения дальнейшего движения уголовного дела — его прекращения или направления уголовного дела прокурору для последующей передачи в суд. Среди различных способов собирания и проверки доказательств (ст. 86, 87 УПК РФ) основным является производство следственных действий.

Под следственными действиями понимаются процессуальные действия, которые направлены на исследование доказательств, т.е. на их собирание и проверку.

Понятия "следственные действия" и "процессуальные действия" соотносятся между собой определенным образом. С одной стороны, все следственные действия являются процессуальными, поскольку порядок их производства закреплен в УПК РФ. Но, с другой стороны, следственными являются не любые процессуальные действия, а лишь те из них, которые направлены на исследование доказательств, т.е. на их собирание и проверку.

Из приведенного выше понятия вытекает ряд признаков, характеризующих сущность следственных действий.

1. Перечень следственных действий закреплен в законе исчерпывающим образом. В соответствии с УПК РФ к ним относятся: осмотр; освидетельствование; следственный эксперимент; обыск; выемка; наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка; контроль и запись переговоров; получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами; допрос; очная ставка; опознание; проверка показаний на месте; назначение и производство судебной экспертизы.

К следственным действиям не относятся задержание, наложение ареста на имущество (это — меры процессуального принуждения), эксгумация трупа (первоначальный этап последующего осмотра трупа и других следственных действий), а также получение образцов для сравнительного исследования (первоначальный этап назначения и производства судебной экспертизы).

2. Порядок производства следственных действий и закрепления их результатов детально регламентирован УПК РФ (гл. 24—27). Любое нарушение закона порождает то, что полученные сведения будут признаны недопустимыми доказательствами.

3. Следственные действия проводятся только должностными лицами, которые обладают соответствующими полномочиями. К ним относятся: следователь (если он производит предварительное следствие по уголовному делу или выполняет письменное поручение другого следователя); руководитель следственного органа (если он осуществляет предварительное следствие, пользуясь при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы); дознаватель (если он осуществляет дознание, по поручению начальника органа дознания производит неотложные следственные действия или выполняет письменное поручение следователя о производстве отдельных следственных действий); начальник подразделения дознания (если он осуществляет дознание, пользуясь при этом полномочиями дознавателя или руководителя группы дознавателей)1.

А. В ходе следственных действий строго соблюдаются все права и законные интересы вовлеченных в процесс лиц. В начале следственного действия всем его участникам разъясняются права и обязанности, а также создаются надлежащие условия для их реализации. Кроме того, заинтересованные лица вправе обращаться с ходатайствами о производстве следственных действий, а также об их допуске к участию.

Следственные действия можно производить только после возбуждения уголовного дела. Исключение сделано лишь для осмотра места происшествия, освидетельствования и назначения экспертизы, которые могут быть произведены до возбуждения уголовного дела.

Для производства следственных действий необходимы основания - фактические данные, указывающие на необходимость производства тех или иных следственных действий.

Как правило, следственные действия производятся по инициативе следователя или лица, производящего дознание. Но они могут быть произведены и по указанию прокурора, начальника следственного отдела, начальника органа дознания. Кроме того, закон устанавливает случаи обязательного производства следственных действий. Так, лицо должно быть допрошено в качестве подозреваемого не позднее 24 часов с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела или фактического задержания (ст.46 Подозреваемый). После предъявления обвинения немедленно должен следовать допрос обвиняемого (ст. 173 Допрос обвиняемого). Для установления некоторых обстоятельств обязательно должна быть произведена экспертиза (ст. 196 УПК РФ).

 

К числу следственных действий относятся:

1) допрос;

2) очная ставка;



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.2.146 (0.018 с.)