Глава 16. Перспективы развития организационно-управленческой мысли и современных организаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 16. Перспективы развития организационно-управленческой мысли и современных организаций



 

16.1. Актуальные проблемы развития мирового сообщества

 

Наш современник без особого труда сможет назвать глобальные проблемы современности (ГПС), затрагивающие существование и развитие человечества в целом. В их числе: предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов (проблема ядерного разоружения); преодоление разрыва в уровне социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами, устранение голода, нищеты и неграмотности; регулирование стремительного роста населения в развивающихся странах (демографическая проблема); предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды (экологическая проблема); обеспечение человечества необходимыми ресурсами – продовольствием, промышленным сырьём, источниками энергии; предотвращение отрицательных последствий развития науки и техники (техногенная проблема)[131].

Первые годы, прожитые человечеством в XXI веке, со всей очевидностью продемонстрировали, что существенной и актуальной по-прежнему остаётся проблема неравномерности развития мирового сообщества. В начале 2004 года президент США Джордж Буш выступил с заявлением о перспективах освоения космоса на период до 2030 года и программе подготовки астронавтов к полётам на Луну и Марс, общая стоимость которой оценивается в $ 150 млрд. Россия, судя по неоднократным заявлениям официальных лиц, не собирается «отсиживаться» и намерена преумножить славную космическую летопись (причём затратив на эти цели значительно меньше средств). С одной стороны, готовность осуществить конкретные международные проекты с наименьшими издержками следовало бы приветствовать и всячески поощрять, но, с другой стороны, – это означает, что профессионалы высшего класса в России (все – от конструкторов до космонавтов) и впредь не будут получать вознаграждения, равного или близкого по величине тому, которое получают их американские или европейские коллеги! А это весьма печально для страны в целом. Столь же нерадостные выводы можно сделать и на основе изучения показателей деловой активности, уровня и качества жизни населения. Так, например, в подготовленном американским аналитическим центром The Heritage Foundation совместно с The Wall Street Journal ежегодном рейтинге экономической свободы (рассчитывается с 1994 года) Россия по итогам 2003 года оказалась на 114 месте (в списке из 155 государств) и была отнесена к разряду «практически несвободных» (см. таблицу 14).

Таблица 14.

Рейтинг экономической свободы-2003 (некоторые страны)[132]

Свободные (место) Практически свободные (место) Практически несвободные (место) Репрессивные (место)
Гонконг (1) Германия (18) Молдавия (79) Белоруссия (145)
Сингапур (2) Литва (22) Грузия (91) Иран (148)
Новая Зеландия (3) Латвия (29) Россия (114) Туркмения (150)
Эстония (6) Франция (44) Республика Чад (124) Ливия (154)
США (10) Армения (44) Китай (128) Северная Корея (155)

 

Усиливающаяся тенденция «расслоения» государств и населения мира выступает фактором, определяющим стратегию и тактику управления в различных сферах. Явный и вряд ли преодолимый в перспективе разрыв между промышленно высокоразвитыми и «развивающимися» странами, между национальными (точнее: интернациональными) «элитами» и «аутсайдерами» – острейшая проблема современности.

Концентрация собственности, финансов и власти в руках нескольких десятков миллионов человек, представляющих несколько десятков стран мира, похоже, по большому счёту не оставляет шансов остальным гражданам для реализации их прав и свобод, декларированных многочисленными документами. Если оценивать происходящее в мире и в отдельных странах, то налицо процесс постепенного сокращения численности среднего класса, меньшая часть которого сможет подняться до высшего класса, а большая – с неизбежностью будет растворяться в низшем классе. Учитывая резкое усиление миграционных процессов в мире и то, что представители низшего и среднего классов реально сталкиваются с конкуренцией со стороны выходцев из наиболее отсталых в экономическом отношении стран и регионов мира, большинству из нас есть смысл задуматься о будущем[133]. Всего через 10-15 лет социальная пирамида в большинстве стран мира будет походить не на «кувшин» (рис. 10 в главе 3), а на «одноэтажный дом». Его «крыша» – национальная элита (5-10% населения), «первый этаж» – прослойка среднего класса (15-20% населения)[134], «фундамент» – остальные 75% населения страны (см. рисунок 35).

ГОСУДАРСТВА / КЛАССЫ

Высокоразвитые Высший

 

15-20 %
Среднеразвитые Средний

 
 


Развивающиеся Низший

 

Рис. 35. Перспективы трансформации общественного устройства

(государств мира и социальных классов).

Как представляется, все страны мира, включая высокоразвитые, постепенно столкнутся с «российским феноменом»: эгоизмом высшего класса, отсутствием заинтересованности в подъёме и развитии национальной экономики, жаждой личного обогащения, поведением, основанном на принципах «хуже для других – лучше для меня», «опускай и властвуй»[135]. Само же мировое сообщество в современных условиях выглядит именно так: вершина – «большая семерка»[136], середина – примыкающие к высокоразвитым страны и входящие (помимо «семёрки») в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР[137]), а также некоторые другие государства, и, наконец, «низ» – все остальные.

Гипотеза«убывания» среднего класса уже сегодня может быть аргументирована конкретными фактами. Для крупнейших европейских ритейлеров 2003-й год оказался не очень успешным. Из-за повышения курса евро у большинства из них не увеличилась или снизилась прибыль. Показательно, что пятая в мире по доходности сеть магазинов Metro сумела избежать падения уровня продаж за счёт магазинов в других странах, на которые приходится 47,2% общего объёма продаж. Кроме того, она частично преодолела возросшую экономность немцев[138], сделав ставку на торговлю онлайн и продукты питания по сниженным ценам. В США и Великобритании из-за взлёта цен на продукцию фермеров «еврозоны» наблюдался небывалый рост доходности в сельском хозяйстве (на 58 и 20,5% соответственно)[139]. Однако, судя по оценкам экспертов, благоприятной ситуацией, вызванной снижением курса доллара, помимо американских фермеров в полной мере воспользовались только сети магазинов люкс. Если продажи в сетях магазинов для среднего класса Sears и Roebuck & Co. упали на 0,8%, то продажи лидера ритейлеров в классе люкс – ювелирной компании Tiffany & Co. Inc. – выросли за год на 16%, что превзошло самые оптимистичные ожидания. Вывод, сделанный аналитиками, таков: экономический рост в основном повышает уровень жизни состоятельных людей.

И ещё одно важное предварительное замечание. Изменение социальной структуры носит объективный характер. Оно обусловлено, главным образом, концентрацией богатства в руках относительно небольшой части и постепенным «размыванием» среднего слоя. Но как любой процесс или явление в обществе, социальная стратификация может происходить стихийно, а может быть управляемой, контролируемой[140](см. рисунок 36).

Таким образом, процесс социальной дифференциации нельзя «отменить», но можно сделать контролируемым, управляемым в интересах большинства. Какой из двух вариантов будет реализован на практике, станет ясно уже в самое ближайшее время[141].

 
 

 


Рис. 36. Перспективные варианты социальной трансформации:

а) стихийный; б) управляемый.

 

16.2. Основные направления развития теории организации

 

Эра информации, коммуникаций и технологий обозначила основные приоритеты в развитии человечества. Её наступление ознаменовалось формированием новых направлений исследований в области теории организации. Наиболее важными и ценными среди них являются: реинжиниринг, концепция внутренних рынков корпораций, концепция альянсов, концепция «экологически осознанного руководства» предприятием.

Реинжиниринг – это перестройка организационно-управленческого механизма, всех сфер и элементов функционирования предприятия в интересах завоевания доверия потребителей, поддержания конкурентоспособности товаров и услуг на рынке, стимулирования сбыта, а также обучения и развития персонала организации.

Концепция внутренних (организационных) рынков корпораций предусматривает быструю и эффективную адаптацию современной организации к условиям внешней среды. Её основные подразделения (линейные, функциональные, маркетинговые) становятся более самостоятельными, наделяются правом покупки-продажи товаров и услуг на внутрифирменном и «внешнем» рынках, но при этом «стягиваются» воедино информационными сетями, финансовой системой и организационной культурой. Установление прямых связей экономит время и деньги. Высокая степень автономности подразделения повышает статус и ответственность сотрудников, расширяет их кругозор, позволяет гибко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры и принимать оптимальные управленческие решения.

Концепция альянсов (ассоциативных форм организации и управления) объясняет причины разнообразия форм горизонтального объединения организаций. Всевозможные модификации конгломератов, консорциумов, холдингов, хозяйственных ассоциаций и групп (включая совместные проекты бывших конкурентов) – ответ на вызов времени. То, чего организация не может добиться в одиночку, достигается с объединением ресурсов, разработкой стратегий и тактических схем взаимодействия с партнёрами.

Концепция «экологически осознанного руководства» предприятием в качестве первоочередных мероприятий выдвигает:

· проверку, защиту и экономное потребление ресурсов;

· минимизацию ущерба, наносимого окружающей среде и людям;

· сокращение отходов производства;

· ограничение риска возникновения аварийных ситуаций и своевременное устранение их последствий;

· создание «экологических» производств, внедрение ресурсосберегающих и безотходных технологий, выпуск товаров, соответствующих требованиям международных стандартов.

 

16.3. Новейшие организационно-управленческие формы предприятий

 

Актуальные теоретические разработки находят широкое применение в новейших типах организаций. Перечислим наиболее известные из них[142] и рассмотрим особенности их функционирования.

Организация с «внутренними рынками» строится на нескольких фундаментальных основаниях:

1) преобразование жесткой иерархической структуры в автономные предпринимательские подразделения (см. рисунок 37);

2) ответственность всех подразделений за результаты профессиональной деятельности;

3) целенаправленное стимулирование синергии; поощрение инициативы и творчества сотрудников;

4) создание и развитие экономической инфраструктуры; вспомогательные подразделения являются коммерческими центрами, продающими свои услуги другим подразделениям фирмы и внешним заказчикам.

 

 


Функции: Рынки:

 

 


Рис. 37. Структура организации с «внутренними рынками».

Сетевые организации – это совокупность фирм или специализированных единиц, функционирование которых обусловлено преимущественно рыночными механизмами. Основными формами таких организаций являются: а) временные объединения специалистов для осуществления крупных проектов (промышленных, строительных, театральных, музыкальных, книгоиздательских и др.); б) устойчивые региональные («локальные») объединения; в) крупные производственные фирмы, рассредоточенные в географическом плане, но объединённые в единую систему; г) стратегические альянсы крупных фирм, осуществляющие глобальные проекты.

Характерными признаками сетевых организаций, численность которых неуклонно возрастает, являются кооперация и «перекрёстное» распределение акций среди участников проекта – производителей, поставщиков, торговых и финансовых компаний (см. рисунок 38).

 
 

 

 


Рис. 38. Схема функционирования сетевой организации.

Виртуальные организации создаются для выпуска продукции особого рода. Задолго до реального (физического) производства товара или предоставления услуги они существуют, хотя и виртуально, в виде авторских замыслов, компьютерных текстов и рисунков[143], интерьеров помещений, товарных каталогов и специализированных Интернет-сайтов и т.д. В последние годы мы являемся свидетелями бурного развития технологий, позволяющих в считанные минуты или часы создать виртуальный товар, презентовать и продать его по компьютерным сетям. В ряде случаев такая деятельность носит противоправный характер (например, небезызвестных хакеров). Она наносит ущерб государству, организациям и гражданам, но одновременно вскрывает изъяны в компьютерных сетях и способствует поиску более надёжных методов защиты информации.

Многомерные организации адаптируются к внешним условиям без радикальной структурной перестройки, за счёт оптимального разделения труда и координации действий всех структурных элементов. При этом выделяются три типа организационных единиц (см. рисунок 39):

1) функциональная подструктура, продукция или услуги которой потребляются внутри самой организации (вход системы – отделы материально-технического обеспечения, финансовый, юридический, кадров, НИОКР, производственные отделения);

2) продуктовая подструктура, продукция или услуги которой потребляются вне организации (выход системы – заводы и филиалы, входящие в крупные корпорации);

3) рыночная подструктура, занимающаяся непосредственной продажей товаров и услуг клиентам организации (например, отделения, обслуживающие крупных потребителей в регионах).

 
 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.211.117.101 (0.318 с.)