Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В.П. Медведев, Э.А. Понуждаев↑ Стр 1 из 19Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В.П. Медведев, Э.А. Понуждаев
ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ Учебное пособие Москва
Авторы: Доктор военных наук, профессор Медведев Виктор Петрович, Доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента Понуждаев Эдуард Александрович
Рецензенты: Гавриленко Николай Иванович, кандидат экономических наук, доцент; Цема Виктор Иванович, доктор экономических наук, профессор
Учебное пособие является компонентом учебно-методического комплекса по дисциплине «Теория организации». Наряду с учебной программой и проблемно-тематическими заданиями оно призвано обеспечить формирование у студентов системы знаний, умений и навыков на уровне требований к обязательному минимуму содержания образовательной программы по направлению 080500.62 «Менеджмент», акцентируя внимание обучаемых на социальных аспектах профессиональной подготовки современного менеджера.
Медведев В.П., Понуждаев Э.А. Теория организации: Учебное пособие. – М.: ИМЭС, 2004. – 102 с. ВВЕДЕНИЕ
Целевой установкой учебного пособия является краткое изложение фундаментальных основ теории организации в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (цикл общепрофессиональных дисциплин)[1]. Учебный материал структурирован и изложен по «классической» схеме: от уяснения предмета, функций, специфики учебной дисциплины, её места и роли в системе научного знания к раскрытию системы законов и принципов организации, а также ключевых подсистем и отдельных аспектов функционирования современных организаций. В учебном пособии содержится необходимый минимум сведений, являющихся своеобразным «нулевым циклом» учебной дисциплины и одновременно выступающих предпосылкой к дальнейшей углубленной и эффективной проработке специальной учебной, научной и справочно-энциклопедической литературы. В список литературы включены работы отечественных и зарубежных авторов и авторских коллективов, позволяющие расширить объем знаний в области теории организации и управления до уровня, необходимого для успешного прохождения итоговой аттестации по дисциплине. В результате изучения курса «Теория организации» по мере усвоения основных понятий и обязательных положений (определений) обучаемые должны сформировать необходимую «базу данных» и приобрести некоторые практические навыки. Особую роль и значение в современных условиях имеет понимание: · междисциплинарного характера курса теории организации и совместного воздействия на организацию законов социальных, гуманитарных, естественных и технических наук; · системного и совместного воздействия на организацию законов теории организации: социальных, основополагающих (создания и функционирования) и второго уровня (функционирования); · существа взаимосвязи основных категорий – законов, закономерностей, зависимостей, причин и следствий; · последовательности и содержания основных этапов жизненного цикла организации и характера влияния на них законов, закономерностей и принципов теории организации; · диалектики основных разновидностей структуры организации, базовых стилей управленческой деятельности и особенностей формирования, поддержания и развития организационной культуры в зависимости от внутренних и внешних факторов.
РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ
В первый раздел учебного пособия вошли главы 1-4, целью которых является анализ места и роли теории организации в системе современного научного знания, определение её предмета и основных функций, исследование эволюции организационно-управленческих идей и концепций, раскрытие сущности, содержания и специфики функционирования социальных организаций, представление и аргументация обобщённых классификаций, а также общая характеристика законов организации.
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЯЯ СРЕДА (Факторы микро- и макро- уровней) Рис. 11. Схема функционирования системы. Зависимости подразделяют на объективные и субъективные, общие и частные формальные и неформальные, долговременные и кратковременные, детерминированные и вероятностные и другие. Объективные зависимости формируются независимо от воли и сознания людей, т.е. люди не могут ни уничтожить, ни изменить либо преобразовать их. При этом они могут и должны познавать их, чтобы сделать более гармоничными условия своего существования. Принимая во внимание эти зависимости (например, характера трудовой активности человека от его возраста, статуса, внутренней установки, семейного положения или продолжительности жизненного цикла товара, услуги и самой организации от состояния внешней и внутренней среды), руководители и персонал смогут повысить результаты совместной деятельности в стандартных условиях или заблаговременно подготовиться к деятельности в неблагоприятной ситуации и принять в случае необходимости адекватное решение. Субъективные зависимости вырабатываются законодателями, руководителями отраслей и предприятий для достижения определённых целей. Они носят временный характер (например, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ) и разрабатываются для регулирования каких-либо сфер деятельности, процессов или социальных явлений до принятия соответствующих законов. С течением времени такие зависимости (как и законы, принятые на их основе) могут вступать в противоречие с реальной ситуацией, игнорироваться гражданами и даже наносить вред отдельным предприятиям, организациям и обществу в целом[55]. Закон – это «необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе» [56]; это «связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение» [57]. Понятие закономерности рассматривается в современной литературе двояко. В узком смысле «закономерность является частью закона»[58]. Весьма часто в реальной жизни нет необходимости математически точно описывать закон, а достаточно, выбрав некоторую область его действия, использовать упрощённые зависимости (аппроксимации), «спрямляя» кривые линии близкими к ним ломаными. (Скажем, изображая графически жизненный цикл товара, услуги или самой организации, можно выделить участки с условными названиями «инкубация», «детство», «юность», «зрелость», «деградация», «смерть»). В широком смысле закономерность выступает как совокупность взаимосвязанных по содержанию законов, обеспечивающих устойчивую тенденцию или направленность в изменении системы. Открытие социальных законов позволило представить развитие общества как естественноисторический процесс. В культуре отдельных государств и цивилизаций имеется немало общего («динамического»), отражающего единство человечества и указывающего магистральное направление его развития. Отмечая закономерный характер истории социума в динамическом плане, мы должны внимательно исследовать и богатство специфических отличий, индивидуальных «отклонений» от общесоциологических «норм», объяснять причины «нетипичных» явлений, которые также являются закономерными. В рамках учебного курса мы будем использовать узкую трактовку закономерности. Уточняя содержание категорий «зависимость», «закономерность» и «закон» отметим, что зависимость фиксирует наличие связи между определёнными предметами, процессами или явлениями; закономерность указывает на то, что таких зависимостей несколько и что связи между явлениями, их причинами и следствиями объективны и устойчивы; закон – это система общих, устойчивых и повторяющихся отношений, или зависимостей. (Диалектика понятий «зависимость», «закономерность» и «закон» отражена на рисунке 12.)
Рис. 12. Диалектика понятий «зависимость», «закономерность», «закон».
4.2. Классификация законов организации
Различают три основные группы объективных законов, выделенные по степени общности и масштабу их действия: специфические, или частные, выражающие связь между конкретными физическими, химическими или биологическими свойствами тел (например, закон сложения скоростей в механике), общие, присущие большим группам явлений (например, закон сохранения и превращения энергии, закон естественного отбора), всеобщие, или универсальные, проявляющиеся на всех уровнях организации материи (закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания – диалектического отрицания). В плане содержательного многообразия законов объективного мира их типология может быть представлена иным образом. Одни законы выражают функциональную связь между свойствами объекта (например, З. взаимосвязи массы и энергии), другие – взаимосвязь между самими материальными объектами в больших по размерам системах (З. электромагнитных и гравитационных взаимодействий), третьи – взаимосвязь между самими системами либо между состояниями или стадиями в развитии систем (З. энтропии, З. перехода количественных изменений в качественные). Объективные законы, отражающие связь элементов в системе организационных отношений, именуют законами организации. Различают три типа (группы) законов организации: общие, или социальной организации, отражающиепроцессы формирования и развития компаний (законы своеобразия и социальной гармонии) и жизнедеятельности персонала (законы оптимальной загрузки, эффективного восприятия и запоминания информации, эффективного осмысления, установки, устойчивости и доходчивости информации); основополагающие (законы самосохранения, развития, синергии и наименьшей устойчивости) и законы второго уровня, или «фоновые» (единства анализа и синтеза, информированности – упорядоченности, композиции – пропорциональности)[59]. Субъективные законы отличаются от объективных законов тем, что они разрабатываются и принимаются в обществе для более детальной регламентации организационных отношений. Бесчисленные международные конвенции и меморандумы, национальные законодательные акты, корпоративные документы, религиозные и светские этические нормы и предписания, как правило, зафиксированные в письменной форме и признанные большими группами людей или в узком кругу единомышленников, называются законами для организаций. (Примеров таких законов бесчиленное множество: Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 года (Венская конвенция), Документы четвертой Всемирной конференции по положению женщин (1995) – Пекинская декларация и Платформа действий, Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О некоммерческих организациях», Законы Хаммурапи[60], Десять заповедей[61], Закон Божий[62].) (Обобщённая классификация законов организации представлена схемой – рисунок 13.)
ЗКП
ЗСГ ЗЭВЗИ ЗУИ ЗЭО ЗДИ Рис. 13. Классификация законов организации.
Эффективность Деятельности фирмы
Этапы И компании и компании (а) (б) + 2 Пк2 Количество ресурсов Пк1
Количество ресурсов Пк3 Рис. 21. Синергетический эффект: положительный (а) и отрицательный (б). Перечислим некоторые признаки положительной синергии на уровне организации: · длительная бесперебойная работа машинно-технического оборудования (например, самолётов и вертолётов авиакомпаний); · поддержание организационной и технологической дисциплины; · снижение численности конфликтов и их последствий; · оптимальное («под каждого») сочетание инструментов сдельной и повременной, коллективной и индивидуальной оплаты труда персонала; · повышение физического, психического и нравственного здоровья[74] сотрудников (регулярные спортивно-оздоровительные, культурные, развлекательные и благотворительные мероприятия); · генерация всеми категориями персонала новых идей, направленных на повышение эффективности использования материальных, финансовых, информационно-технологических ресурсов, кадрового потенциала и управления; · стремление работников к профессиональному (карьерному) росту и получению дополнительного образования; · формирование и развитие корпоративной культуры, усиление лояльности персонала к руководителям и активное добровольное приобретение акций фирмы[75].
8.2. Типовые варианты реализации закона на внутрифирменном уровне
На практике эффект синергии «в чистом виде» встречается достаточно редко. Это обусловлено динамизмом рыночных отношений и крайней исключительностью «выпадения» необходимой комбинации из трёх основных сил (руководитель – подчинённые – внешние условия): оптимальной стратегии и тактики управления предприятием, высочайшего профессионализма и целеустремлённости персонала организации, благоприятной внешней ситуации (положительная синергия), неэффективного управления предприятием и снижения авторитета руководства, деморализации персонала организации, негативных внешних условий (отрицательная синергия). Значительно чаще действие закона проявляется как серединное – между эмерджентностью и синергией. Рассмотрим типовые варианты действия закона на уровне организации в благоприятных внешних условиях (стабильная политическая ситуация, экономический рост, эффективная социальная политика). Первый вариант: ни руководитель, ни подчиненные не имеют представления о ЗСи. В условиях стихийного действия закона организация может эффективно решать повседневные проблемы, применяя «обкатанные» временем методы и процедуры. Между тем, пристрастие администрации действовать «по старинке» для удержания достигнутого может в будущем привести к отставанию в развитии. Приходящие в организацию выпускники вузов или специалисты, имеющие опыт работы в аналогичных фирмах, не могут в полной мере реализовать собственный потенциал из-за торможения со стороны администрации. «Новички» вынуждены работать в полсилы, так как более интенсивная и творческая работа не приветствуется ни руководителями (из опасения конкуренции) ни коллективом (исходя из «здравого» смысла). Второй вариант: руководитель знает о ЗСи, а его подчиненные нет. В такой ситуации управляющие будут стремиться к тому, чтобы достичь максимально возможных результатов труда на основе эффективной реализации потенциала всех ресурсов организации: от привлечения в неё нужных специалистов, своевременного обновления оборудования и технологий до внедрения современных систем стимулирования персонала. Не понимая, зачем руководители инвестируют дополнительные средства, а также сталкиваясь с вливающимися в организацию «чужаками», «старожилы» могут оказывать противодействие любым инновациям. Стремясь к преодолению когнитивного диссонанса (боязни нововведений), руководитель может попытаться выявить настроения и пожелания сотрудников (например, с помощью социометрического метода), чтобы учесть это в дальнейшем (скажем, в процессе реорганизации). Однако вместо того, чтобы дать максимально полную и правдивую информацию о формальных и неформальных отношениях, сотрудники организации могут сорвать данное мероприятие, опасаясь преследования за критику и разрыва отношений с коллективом. Данный вариант следует признать наихудшим, поскольку он разобщает администрацию и работников, неизбежно приводя к снижению управляемости организацией. Третий вариант: руководитель и подчиненные информированы о ЗСи, имеют представление о характере и особенностях его действия. Этот вариант является наилучшим, ибо между администрацией и подчинёнными устанавливаются отношения взаимного доверия, информирования о фактическом состоянии дел, поиска эффективных методов решения возникающих проблем (см. рисунок 20). Рассмотрим типовые варианты действия закона на уровне организации в неблагоприятных внешних условиях (экономический спад, растущая безработица, несовершенная рыночная конкуренция – олигополия или монополия, неэффективная социальная политика). Первый вариант: ни руководитель, ни подчиненные не имеют представления о ЗСи. Умышленно или неумышленно игнорируя закон, бизнесмен или организация в неблагоприятных условиях внешней среды могут столкнуться с проблемой: казалось бы, всё сделано правильно, а планируемый результат не достигнут. (Вспомним, что на рубеже 80-90-х годов прошлого века миллионы россиян влились в ряды «челноков», которые через несколько лет значительно сократились.) Сегодня в молодёжной среде (и не только российской) наблюдается одновременно растущий инфантилизм и прагматизм. Многие российские Алёнки стремятся к замужеству, причём Иванушка обязательно должен быть «принцем», способным дать ей всё «здесь и сейчас». (Показательными в сравнительном плане являются триумфальные гастроли музыкальных групп «Тату» и «ВИА ГРА» по Японии в 2003 году. В отличие от российских фанаток для японок – это увлечение возрастное, ведь почти все они выйдут замуж в «западном» возрасте (26-29 лет). Что касается россиянок, то большинству из них индустриальная модель самореализации (образование – профессия – личная независимость – замужество – рождение детей) не подходит, их цель жизни – «удачное» замужество («танцуй, пока молода»), а там, как сложится. А как может сложиться жизнь личности, не имеющей каких-либо серьёзных рыночных преимуществ, в условиях обострения конкурентной борьбы?! Так и хочется повторить с лёгкой поправкой античную мысль: «На каждого входящего в воду (бизнесмена) текут всё новые воды (девушки)»[76]. «Вписывая» закон синергии в жизненный сценарий современного человека, необходимо принять во внимание три основополагающие фактора успеха: высочайший профессионализм (знания, навыки, умения), наличие необходимых связей и, наконец, определённые финансовые ресурсы (не столько для «покупки» какой-либо должности или чиновников, хотя российскую бюрократию и коррупцию нельзя игнорировать, а для того, чтобы наилучшим образом позиционировать себя на рынке трудовых ресурсов – от внешнего вида до начального капитала для открытия собственного бизнеса). Положительный эффект, создаваемый этими силами даже в условиях неблагоприятной внешней среды (когда все и всё против человека), можно изобразить в виде «треугольника успеха» (см. рисунок 22). Профессионализм
Связи Деньги Рис. 22. Синергетический «треугольник успеха» личности.
Второй вариант: руководитель знает о ЗСи, а его подчиненные нет. Это игра «на грани», как некогда в России играли с гражданами «МММ» и ей подобные фирмы. Выжимая из персонала всё, на что способны сотрудники организации, и попутно обещая «золотые горы», администрация такого «предприятия» может внезапно объявить о своём банкротстве и исчезнуть, прихватив с собой значительные финансовые средства и паевые взносы вкладчиков. В условиях вседозволенности и бесконтрольности со стороны государства так до сих пор поступают в некоторых организациях (например, комплектуя строительные и иные бригады работников из числа мигрантов, а затем «забывая» оплатить их труд). Ещё одна разновидность этого варианта – паломничество российской молодёжи на музыкальный Олимп. Похоже, желающих стать певцом или певицей в рамках очередного проекта «Фабрики звёзд – n» становится всё больше и больше. Даже откровенные высказывания членов жюри о том, что у многих конкурсантов нет элементарного музыкального слуха, не говоря уже специальном образовании, и потому им противопоказана сцена, не принимаются во внимание. Отверженные вновь и вновь предпринимают отчаянные попытки стать «звездой»… Как не вспомнить в этой связи Библию: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают»[77]. Третий вариант: руководитель и подчиненные информированы о ЗСи, имеют представление о характере и особенностях его действия. Этот вариант наилучший. Даже в исключительно неблагоприятных условиях команда подлинных мастеров может достичь невероятного успеха. Трудно предсказать, сколь результативным окажется выступление сборной России по футболу на заключительном этапе чемпионата Европы 2004 года, однако то, как была завоёвана эта путёвка, восхищает. Вспомним, как после отставки Валерия Газзаева сборная оказалась в сложнейших условиях, но с приходом нового главного тренера Георгия Ярцева смогла мобилизовать имеющиеся ресурсы, достойно выступить в оставшихся матчах и в решающем из них (против сборной Уэльса) победить именитого соперника (Великобритания – родина футбола) на его поле, завоевав право на поездку в Португалию.
УПОРЯДОЧЕННОСТИ
10.1. Сущность и специфика закона информированности – упорядоченности
Современная информационная эра предъявляет специфические требования и к гражданам, и к организациям, и к государствам. Сегодня очевидно, что жить в информационном обществе, не меняя своей сущности, если и дано, то немногим. Большинству же людей предъявлены лишь две альтернативы: стать органичной частью этого нового общества и носителями его ценностей либо постепенно стать «второсортными» общественными элементами[80]. Закон информированности – упорядоченности (ЗИУ) гласит: «Каждая система (социальная или биологическая) стремится получить как можно больше достоверной, ценной и насыщенной информации о внутренней и внешней среде для устойчивого функционирования (самосохранения)». Другой вариант определения: «Любая социальная организация способна к выживанию в условиях обеспеченности полной оперативной достоверной (надёжной) и упорядоченной (структурированной) информацией»[81]. Каждая организация должна стремиться к созданию, поддержанию и развитию собственной информационной системы, основными функциями которой являются: сбор, обработка и классификация, предоставление и распространение, хранение и уничтожение (при необходимости). Кроме того, важной функцией информационной службы предприятия (организации) является развитие формальных и неформальных контактов с источниками информации (телевидение, радио, печать, Интернет, участие в выставках, презентациях и т.п.) с опорой на Интранет. Реализуя указанные функции, специалисты по информации концентрируют внимание на следующих её характеристиках: периодичность, объём и насыщенность, достоверность, ценность, гриф (см. таблицу 9). Таблица 9. Основные параметры современной информации
Понимание сущности и специфики действия ЗИУ сегодня особенно актуально, учитывая преобразования во всех отраслях менеджмента (стратегическом, производственном, финансовом, кадровом, инновационном, сравнительном, внешнеэкономическом, внешнеторговом и др.), обусловленные тотальным внедрением новейших информационных технологий. Стремительные количественные и качественные изменения в области информатизации предъявляют всё новые и новые требования к руководителям, которые обязаны не только успевать идти в ногу со временем, но и находить эвристические решения для эффектной «упаковки» и эффективной «подачи» информации подчинённым. Вот как, например, могут быть представлены основные критерии и параметры классификации современной информации (рисунок 25):
Рис.25. Элементы информационного «кубика Рубика». Информационная эра изменяет и развивает традиционные (классические) представления о товарно-денежных отношениях, вызывая к жизни новые формы организации (см. подробнее главу 16). Электронная коммерция, электронная торговля, виртуальная организация, интернет-магазин, – эти и другие термины прочно входят в повседневную жизнь делового человека и современных организаций. По оценкам авторитетных международных организаций, начиная с 2003 года, ежегодный доход от использования средств электронной коммерции будет составлять не менее $ 1,3 трлн. (для сравнения: в 1998 году – 91 млрд., в 1999 году – 111 млрд.). Оценивая роль и значение глобальных сетей связи для формирования эффективной рыночной стратегии и тактики, специалисты определяют трёхэтапный механизм «вхождения» современной организации в информационное пространство: 1) подключение одного из компьютеров организации к сети Интернет и создание собственной WEB-страницы для позиционирования фирмы и её продукции, доступа к сетевой информации и пользования услугами электронной почты; 2) создание WEB-сайта[82] на собственном сервере или на сервере провайдера Интернет для регистрации клиентов и организации индивидуальной работы с ними; 3) создание на собственном WEB-сервере электронного представительства организации с подключением к банковской системе электронных платежей[83]. И всё же, несмотря на кажущуюся неотвратимость и тотальность эры информатизации, её значение не стоит преувеличивать. Широкое наступление средств массовой информации и электронной коммерции на Личность не является игрой «в одни ворота», результат, которой несложно предсказать. Хотя количество посетителей виртуальных магазинов и покупателей товаров и услуг по каталогам растёт день ото дня[84], часть граждан будет по-прежнему стремиться до уплаты цены подержать в руках бутылку виски или коробку шоколадных конфет, флакон духов или ювелирное изделие с бриллиантами, модную одежду, обувь или разнообразные аксессуары. Естественно, несколько пачек офисной бумаги, канцелярские принадлежности, расходные материалы для оргтехники и прочий «ширпотреб», авиационный или железнодорожный билет, туристическая путёвка, – эти и другие товары могут вполне претендовать на статус «виртуальных». Но как будет чувствовать себя зритель, купивший за реальные деньги в интернет-магазине билет на концерт любимого исполнителя и обнаруживший в зале, что выступление «звезды» проходит виртуально (с использованием фонограммы)?! Или, кто может гарантировать, что купленный «виртуальным способом» товар не окажется фальшивкой, если в России (по оценкам независимых экспертов) количество подделок по различным группам товаров колеблется от 20 до 50%?! (Теперь ясно, почему в некоторых странах так обеспокоены фактами обмана потребителей. Как сообщалось в прессе, в ФРГ разработан законопроект, обязывающий устроителей музыкальных шоу информировать публику о том, какие номера программы требуют использования фонограммы или проходят в режиме «минус один»[85].)
10.2. Типовые варианты реализации закона на внутрифирменном уровне
Как отмечалось, закон информированности – упорядоченности является законом «второго уровня», что, однако, не умаляет его роли и значения для внутрифирменного управления. Рассмотрим типовые варианты действия закона в современной организации. Первый вариант: ни руководитель, ни подчиненные не имеют представления о ЗИУ. В условиях стихийного действия закона трудовой коллектив может работать с информацией по-разному: накапливать её по принципу «на всякий случай», пользоваться ненадёжными источниками и слухами, ограничиваться фрагментарными (бессистемными) данными о каком-либо объекте или процессе. В результате такого обращения с информацией и руководитель, и персонал постепенно отказываются от научного прогнозирования и планирования своей деятельности, заменяя её работой «с колёс» (возникает проблема – ищем решение) или методом «устрашения» (выявление и наказание виновников, чтоб остальные боялись). Второй вариант: руководитель знает о ЗИУ, а его подчиненные нет. Представители администрации формируют управленческую «вертикаль», тщательно дозируя информацию о положении дел в организации, состоянии микро- и макросреды лишь по мере необходимости и в части, касающейся подчинённых. Стремление к концентрации всей полноты информации и власти «на верху» и, соответственно, к искоренению игр «в демократию» может быть продиктовано различными факторами: боязнью конкуренции, недоверием подчинённым, низким уровнем профессионализма сотрудников, текучестью кадров. Инициативные действия персонала не поощряются (в организации действует жесткий принцип наказуемости инициативы), в результате между «верхами» и «низами» образуется пропасть. При этом первые убеждены в том, что незаменимых подчинённых не бывает, и готовы это продемонстрировать в любой момент на практике, а вторые, не желая оказаться в «интересном» положении, начинают заблаговременно подыскивать место в другой организации либо примиряются с ролью безынициативных работников. Оба варианта реализации закона не являются оптимальными: всякая «стихийность» и «волюнтаризм», отвергающий инициативу подчинённых, обедняют менеджмент и наносят организации серьёзный ущерб. Третий вариант: руководитель и подчиненные информированы о ЗИУ, имеют представление о характере и особенностях его действия. Создавая и поддерживая в эффективном состоянии информационную подсистему организации, руководители стремятся не только повысить индивидуальную, групповую и общую производительность труда, но и улучшить морально-психологический климат в коллективе, сформировать команду единомышленников. Каждый работник и структурный элемент (отдел, служба, цех, участок, филиал) организации в рамках их полномочий и ответственности определяют основные источники информации, порядок информационного взаимодействия с коллегами, процедуры обсуждения и внедрения новых идей и технологий, действия в экстраординарных ситуациях. Этот вариант реализации закона требует значительных финансовых и трудовых затрат, но одновременно является и самым желанным, ибо в большинстве случаев гарантирует организации долговременную эффективную деятельность в рыночных условиях.
ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМ
13.1. Сущность и специфика проектирования организационных систем
Проектирование организационной системы – исключительно важная и ответственная задача, предполагающая создание модели будущей организации, описание механизмов её внутреннего функционирования и взаимодействия с внешней средой, а также составление прогноза её развития. Механизм внутреннего функционирования включает элементы, необходимые для производственной и управленческой деятельности (определение и ранжирование целей, оптимизация состава подразделений, структуры управления и коммуникаций, распределение задач, функций, полномочий по всем звеньям, упорядочение информационных потоков и совершенствование документооборота). Механизм отношений с внешней средой включает элементы, необходимые для формирования и поддержания необходимых связей организации с поставщиками, клиентами, посредниками, а также учета специфики конкурентной борьбы и действия факторов макросреды (политических, правовых, демографических, культурных). Проектирование новой организационной системы – сложный процесс, включающий несколько этапов и типовых процедур. 1-й этап: Определение главной цели[102] организации с учётом факторов внешней среды и потребностей
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.96 (0.013 с.) |