Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 14. Организационная культураСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
14.1. Сущность, содержание и функции организационной культуры
Научно-теоретическое осмысление культуры имеет сравнительно недолгую историю. Понятие cultura употребляется в его современном значении менее четырёх веков, однако теоретики и практики с лихвой компенсировали «пробелы» античности и средневековья, предложив на сегодняшний день более 500 дефиниций культуры. Столь же неоднозначны многочисленные трактовки организационной (корпоративной) культуры. По мнению американского социолога Е. Шайна, «организационная культура есть набор приёмов и правил решения проблемы внешней адаптации и внутренней интеграции работников, правил, оправдавших себя в прошлом и подтвердивших свою актуальность в настоящем. Эти правила и приёмы представляют собой отправной момент в выборе сотрудниками приемлемого способа действия, анализа и принятия решений. Члены организации не задумываются об их смысле, они рассматривают их как изначально верные»[110]. Французский социолог Н. Деметр предложил «скромное», но более категоричное определение культуры предприятия как системы представлений, символов, ценностей и образцов поведения, разделяемой всеми его членами и создающей образ коллективного «мы». Немало интересных и продуктивных определений было дано российскими учёными. Организационная культура (ОК) – это: 1) набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих ориентиры поведения и действий, которые передаются индивидам через «символические» средства духовного и материального внутриорганизационного окружения (О.С. Виханский, А.И. Наумов)[111]; 2) система общепринятых в организации культурно-этических, моральных и других постулатов в отношении целей, дела и общения, которые отличают данную организацию от других (А.И. Кочеткова)[112]; 3) совокупность связей, поддерживающая организационные отношения людей и основанная на формальных и неформальных правилах и нормах деятельности (Э.А. Смирнов)[113]; 4) система норм, правил и ценностей, регламентирующая отношения между членами организации (Рогожин С.В., Рогожина Т.В.)[114]. Чтобы эти и десятки иных определений не показались будущим и начинающим менеджерам какофонией, сделаем простое, но важное обобщение: организационная культура (ОК) – это «душа» предприятия. А теперь попытаемся ответить на вопрос о её составляющих. (Здесь мы сталкиваемся с тем, что «набор», «совокупность», «систему» трактуют по-разному.) Например, Т. Дил и А. Кеннеди указали пять элементов ОК (внешняя среда бизнеса; ценности, признанные сотрудниками и являющиеся «сердцем» культуры; герои; правила и ритуалы; культурная сеть, или среда для передачи элементов культуры), О.С. Виханский и А.И. Наумов – шесть (философия, определяющая смысл существования организации и отношение к сотрудникам и клиентам; доминирующие (базовые) ценности, относящиеся к целям существования организации либо к средствам их достижения; нормы, разделяемые сотрудниками и устанавливающие принципы взаимоотношений в организации; правила, по которым ведётся «игра» в организации; климата, существующего в организации и влияющего на атмосферу в ней и на то, как её члены взаимодействуют со сторонними лицами; поведенческие ритуалы, связанные с подготовкой и проведением специальных мероприятий, использованием определённых выражений, знаков и т.п.)[115], Э.А. Смирнов – семь (обычаи, традиции, вера и символика; индивидуальные и групповые интересы; сложившиеся особенности поведения персонала; стиль руководства; показатели удовлетворённости работников условиями труда; уровень взаимного сотрудничества и совместимости работников; перспектива развития)[116]. Являясь важнейшим атрибутом современных предприятий (организаций), сложившаяся организационная культура позволяет реализовывать следующие внешние и внутренниефункции: · индивидуализации и популяризации фирмы на рынке; · создания комфортных условий труда и благоприятной морально-психологической обстановки; · повышения эффективности труда и инициативы работников; · формирования «команд» (субкультур) и общей «команды»; · адаптации и социализации новых сотрудников; · сплочения и защиты персонала; · индивидуального и коллективного развития персонала, членов их семей, родных и близких. 14.2. Особенности развития организационной культуры предприятия
Приступая к анализу процесса развития корпоративной культуры, в нём следует выделить три ключевые процедуры: формирования, поддержания и совершенствования (изменения). Формирование организационной культуры сводится, главным образом, к установлению определённого типа отношений внутри самой организации, а также между ней и внешней средой. Иначе говоря, на этом этапе необходимо решить две взаимосвязанные задачи: внешней адаптации и внутренней интеграции. Нахождение «консенсуса» с внешним окружением и выживание фирмы в условиях конкурентной борьбы обеспечивается благодаря декларированию миссии, целей, стратегии и тактики поведения, а также непосредственному взаимодействию с факторами макросреды (т.е. учёту природных, экономических, демографических, политических, правовых, нравственных, научно-технических явлений и тенденций общественного развития) и субъектами микросреды (поставщики, клиенты, посредники, конкуренты, контактные аудитории). Проблема внутренней интеграции (поиска оптимальных способов организации профессиональной деятельности) решается по следующим основным направлениям: · выбор концепции, языка и средств коммуникации; · определение границ организации, критериев принадлежности к ней и выхода из неё; · распределение властных полномочий и ответственности; · установление формальных и неформальных правил общения; · формирование системы стимулирования (мотивации) персонала; · конкретизация роли и значения корпоративной идеологии, символики, традиций и перспектив развития организации. Исследование «внешних» и «внутренних» условий, влияющих на формирование организационной культуры, следует дополнить ещё одной классификацией – «десяткой», введённой в научный оборот Е. Шайном (см. таблицу 11), а также иллюстрацией взаимодействия первичных и вторичных факторов организационной культуры (рисунок 33). Таблица 11. Составляющие организационной культуры (по Е. Штайну)
Первичные «Вектор» факторы взаимодействия
Вторичные факторы Рис. 33. Состав и содержание факторов, определяющих организационную культуру.
Поддержание организационной культуры на требуемом уровне – не менее важная и сложная задача, чем её создание. Бережно сохранить наследие предков, тиражируя испытанную временем «классику» для новых поколений и виртуозно соединяя её с «модерном», – значит решить проблему «отцов и детей». На основе изучения опыта успешных компаний американцы Т. Питерс и Р. Уотерман пришли к выводу о том, что наиболее эффективными слагаемыми организационной культуры являются: · вера руководителей организации в свои действия; · связь с потребителем; · поощрение самостоятельности и предприимчивости; · отношение к людям как к главному фактору повышения производительности и эффективности труда; · знание того, чем управляешь; · соблюдение требования не выполнять незнакомую работу; · простота структуры и немногочисленный аппарат управления; · сочетание в управлении организацией гибкости и жёсткости. В результате многочисленных исследований учёные неоднократно подтверждали наличие положительной корреляции между уровнем развития корпоративной культуры и экономической эффективностью, хотя при этом и расходились в оценках полученных значений. Необходимость совершенствования организационной культуры очевидна. Подобно тому, как здоровый «как бык» человек, построенное «на века» здание или «швейцарский» часовой механизм время от времени нуждаются в профилактическом осмотре, косметическом или капитальном «ремонте», организационная культура периодически требует ревизии. Предпосылками, инициирующими такие действия, могут стать: кардинальные изменения во внешней среде (пересмотр экономических, политических, социальных и духовных ориентиров государств, законодательных норм в связи с их членством в международных организациях), принятие новой рыночной стратегии, разнообразные внутренние проблемы. Таким образом, процесс формирования, поддержания и совершенствования организационной культуры предприятия определяется совокупностью внешних и внутренних, материальных и духовных, первичных и вторичных, объективных и субъективных факторов. В результате целенаправленной деятельности администрации и персонала организации в ней складывается определённый тип культуры или «смесь» из нескольких типов[117]. В структурных подразделениях и группах организации стихийно и/или в плановом порядке возникают и развиваются определённые «почки» (центры), образующие очаги организационной культуры и субкультур. Важнейшей задачей менеджмента (в первую очередь высшего руководства компаний) является своевременное выявление и всемерное содействие их укреплению, углублению и расширению. Топ-менеджеры призваны осуществлять «селекцию» этих культурных «ростков» и тиражирование в рамках принятой и реализуемой «политики» организации по созданию необходимой корпоративной культуры.
14.3. Опыт формирования, поддержания и развития организационной культуры предприятия (на примере компании Matsushita Electric Industrial Co., Ltd.)
От рассмотрения проблем формирования, поддержания и совершенствования организационной культуры в теории перейдём к знакомству с опытом конкретной организации. Для примера выберем ту, которая ещё в 80-е годы магически воздействовала на граждан СССР и не понаслышке известна большинству россиян, пользующихся бытовой электроаппаратурой с торговыми марками «Panasonic», «Technics» и «National». «Кто сильно желает подняться наверх, тот придумает лестницу», – произнёс Коносукэ Мацушита (Konosuke Matsushita, 1893 – 1989), основатель компании Matsushita Electric Industrial Co., Ltd. Мальчик из деревни, разорившаяся семья, неоконченная начальная школа, работа с 9 лет… Когда ему было 17, в маленьком городке Осака началась прокладка трамвайных путей. Увидев первый трамвай и предчувствуя наступление эры электричества, трудившийся в велосипедной мастерской юный Коносукэ поспешил сменить работу. В электроосветительной компании он быстро сделал карьеру, продвигаясь по служебной лестнице от электрика до инспектора, контролировавшего работу других. Его первое изобретение (новый патрон для электроламп) не было воспринято руководством фирмы, он подал прошение об отставке и в 1918 году создал фирму «Мацушита дэнки». Начальный капитал в 200 иен (сегодня около 52 тысяч рублей), крохотная мастерская в собственном доме, штат три человека (он, жена Мумэно и её брат Тосио Иуэ[118]), первая неудача со сбытом усовершенствованных электрических патронов и первые теоретические обобщения:
Вскоре чёрная полоса сменилась белой: поступивший заказ на изготовление подставок для вентиляторов позволил фирме «ожить». В считанные месяцы она возобновила производство «своих» электротехнических устройств и завоевала достойную репутацию, продавая качественную продукцию по низким (на 30% дешевле аналогов) ценам. В 30-е годы велосипед ещё оставался популярным видом транспорта, и Коносукэ Мацушита изобрёл «велосипедную фару снарядной формы на сухих элементах» (1927), которая имела значительные преимущества по сравнению со «свечными» или «керосиновыми» фонариками и срок службы в 10 раз больше, чем фары с гальваническими элементами. Однако, несмотря на прекрасные характеристики, новинка не была взята на реализацию оптовиками. Впрочем, это не смутило «маэстро», который в очередной раз пошёл на риск, бесплатно отдав партию изделий нескольким розничным продавцам, которые разместили по одному зажжённому образцу в витринах магазинов. «Натуральная» реклама оказалась настолько действенной, что фары мгновенно раскупили, а фирму завалили заказами.
В 1927 году «Мацушита дэнки» осуществила новый проект. В продажу поступил утюг Super Iron, изготовленный с учётом всех достоинств линии массового производства американской компании «Форд», но на треть дешевле. Потребители получали возможность покупать электроприборы, о которых прежде лишь мечтали. Примечательно, что, конкурируя с другими производителями, фирма работала как на себя, так и на Японию. После победы в конкурсе на «безотказный радиоприёмник», проведённом Токийской центральной вещательной станцией (в последующем – компания NHK), Коносукэ Мацушита купил у изобретателя права и безвозмездно передал новую технологию всем производителям отрасли. Так создавались основы будущего брэнда «Made in Japan». Год за годом фирма набирала обороты. В начале 30-х годов она имела 8 заводов и ежегодный объём продаж до 3 млн. иен, а неугомонный г-н Мацушита приступил к разработке новой философии бизнеса и сформулировал свой главный постулат:
Испытав сильное впечатление от посещения монастыря, обитатели которого занимались тяжёлым физическим трудом без каких-либо экономических мотивов, Мацушита сформулировал «семь духовных принципов», произнесение которых на общих собраниях наряду с исполнением корпоративного гимна перед началом и по окончании рабочего дня превратилось в традицию. Вот эти принципы: · вклад в общество; · справедливость и честность; · сотрудничество и коллективизм; · неутомимые усилия к усовершенствованию; · вежливость и скромность; · адаптация; · благодарность. Первая церемония в честь основания компании состоялась лишь спустя четырнадцать лет после её основания – 5 мая 1932 года. К этому времени компания стала достаточно известной не только в Японии, но и далеко за её пределами. В ней был создан внешнеторговый отдел и страховой кооператив на случай болезни работников, введена штабная система управления предприятием. Обновлённая миссия компании приобрела социалистическую окраску: преодолеть бедность, обеспечив людей достаточным количеством товаров. Были определены и сроки достижения всеобщего изобилия за 250 лет с разбивкой на 25-летние периоды. Для многих новая философия бизнеса оказалась неожиданной:
Во время второй мировой войны фирме пришлось переориентироваться на военные заказы, а после её окончания и военного поражения Японии она попала в «чёрный список» оккупационных властей США, но смогла ценой невероятных усилий и поддержке профсоюзов выжить в условиях ограничений экономической деятельности. В середине 50-х годов ситуация стала улучшаться. Впервые посетив США, Мацушита был поражён тем обстоятельством, что для покупки радиоприёмника американскому рабочему нужно было работать всего 2 дня, а японцу, участвующему в сборке таких радиоприёмников, – 1,5 месяца. (В середине 80-х в крупных городах СССР в магазинах комиссионной торговли кассетные магнитолы «Panasonic», «National» и аналогичные модели других марок можно было приобрести за 800-1500 рублей. Средняя зарплата школьного учителя в то время составляла 120-140 рублей в месяц, инженера на производстве – 140-180, квалифицированного рабочего – 150-200, офицера Советской Армии – 200-250 рублей. Заметим, что в отличие от японских политиков и бизнесменов никого из руководителей КПСС и Советского правительства такая низкая покупательная способность граждан особенно не беспокоила.) В 1951 году компания приступила к выпуску стиральных машин, в 1952 – чёрно-белых телевизоров, в 1953 – бытовых холодильников. В 1956 году Мацушита снова шокировал мировую общественность, выдвинув идею пятилетнего плана развития компании, который был выполнен досрочно. На пятом году объём продаж превысил 100 млрд. долларов при плане $80 млрд. Следующим достижением предприятий компании стал переход с шестидневной (стандартной для того времени) рабочей недели к пятидневке. Новые цели компании – опередить по размерам заработной платы европейцев и приблизиться к американцам – постепенно перестали удивлять общественность и конкурентов. Провозглашённое неукоснительно выполнялось.
В 1968 году компания «Мацушита дэнки» впервые широко отмечала день своего образования. Её 74-летний основатель признался, что побоялся отмечать 5-летие из-за опасения не дотянуть до 10-летия[119]. По тем же соображениям пропустили 20-летие, во время войны было не до праздников, затем были «праздничные будни» по реализации планов «догнать и перегнать» Европу. «Будем считать, – сказал он на торжествах, – что эти 50 лет наша компания находилась в чреве матери, и лишь теперь раздался первый крик новорождённого. Следовательно, лишь с нынешнего дня начинается её истинная деятельность». К полувековому юбилею компании был организован музей, в залах которого выставлены уникальные экспонаты и представлена информация о достижениях в различных сферах её деятельности. В 70-летнем возрасте Коносукэ Мацушита написал жизнеутверждающее стихотворение:
Юность – это молодость души. Пока душа полна веры и надежд, Пока человек смело вершит новые дела, Юность всегда остаётся с ним.
В 1975 году Мацушита принял амбициозное решение дожить до
(На фото: 78-летний Коносукэ Мацушита в Саду Музея – Matsushita Museum Gardens.)[120]
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.15.91 (0.011 с.) |