Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функциональные Рыночные Продуктовые

Поиск

структуры

                       
   
     
 
   
       
 
   
 

 


Вход Выход

 

Рис. 39. Схема многомерной организации.

Круговая организация справедливо именуется демократической иерархией, поскольку основана на принципах децентрализации, инициативы и ответственности каждого сотрудника, подразделения и трудового коллектива в целом. Инициировать процесс совместного поиска наилучших решений и реализовать интеллектуальный, волевой и эмоциональный потенциал, добиться положительного синергетического эффекта удаётся благодаря уникальной структуре организации. Руководители любого уровня, имеющие более двух подчинённых, опираются на помощь и поддержку специальных советов. Помимо руководителя и наиболее авторитетных сотрудников подразделения к участию в работе совета могут привлекаться другие специалисты, представители органов власти и общественных организаций, эксперты и клиенты. Управление, основанное на принципе «первый среди равных», существенно повышает авторитет современного менеджера и возводит его в ранг подлинного лидера круговой организации.

Сегодня в научной, учебной и справочно-энциклопедической литературе можно встретить упоминание об интеллектуальных и обучающихся организациях[144]. Надеюсь, что начинающим, «продвинутым», и руководителям, покорившим вершины менеджмента, вполне ясно, что вся наша жизнь – это непрерывный процесс образования и воспитания. Следовательно, никто не может останавливаться на достигнутом, а должен постоянно совершенствоваться и улучшать систему управления организацией.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Довольно часто мне, как педагогу с пятнадцатилетним стажем работы, приходится в студенческих аудиториях сталкиваться с категорическим неприятием теории в любом её виде. Некоторые студенты, стараясь продемонстрировать себя в качестве «практиков», «профессионалов» высокого уровня высказывают критические замечания: мол, зачем нужно изучать то, что происходило в Америке или Европе столетие назад; для чего нужны многочисленные понятия, принципы, законы, схемы, структуры, цифры, если в современной России «всё не так»; Россия – это Россия, у неё своя история, свой менталитет, свои жизненные реалии и «понятия».

С одной стороны, причины таких сетований ясны. Кому-то сложно упражнять свой мозг (интеллектуальные способности студентов весьма разнятся), кто-то из моих коллег не может преподать теоретический курс так, чтобы это было не только «правильно», но и интересно (по крайней мере, стремящимся к знаниям студентам). С другой стороны, «критикам» теории хочется возразить, и я обычно делаю это. Высокоразвитые страны давно прошли этот путь и «забыли» то, что мы только осваиваем по причине нашего «умственного бессилия» (П.Я. Чаадаев). Мы же умудряемся тайно или явно желать новейших достижений и пользоваться плодами, созревшими не «у нас», а за рубежом[145] (например, «заморскими» автомобилями, аудио- и видео- и бытовой техникой, мобильными телефонами, компьютерами да и мало ли ещё чем), но при этом, якобы, оставаться «русскими». Разве материальное и духовное не связаны? Не является ли блефом наша «мания величия», в том числе и ставка на практический опыт, на героическое прошлое или светлое будущее? Где же настоящее?

Если задать представителям «великих» и «малых» наций вопрос: «Чем вы гордитесь?» Подумав о вещах и услугах, которые стали частью нашей жизни, американцы, вероятно, назовут «родные» фирмы и торговые марки: «Coca-Cola», «Microsoft», «IBM», «General Electric», «Ford», «Boeing», «Hewlett-Packard», «Procter & Gamble», немцы – «Mercedes», «BMW», «Audi», «Volkswagen», «Braun», «Bosch», «Siemens», японцы – «Sony», «JVC», «Panasonic», «Yamaha», «Honda», «Nissan», «Toyota», шведы – «Volvo», «SAAB», «Electrolux», «IKEA», финны – «Nokia», голландцы – «Philips». Какими товарами мирового уровня, производимыми для Человека (помимо извлекаемого из недр природного сырья и оружия, имеющего специфическое предназначение), могут гордиться россияне?!

Вчитаемся в заключительный фрагмент работы П.Я. Чаадаева, которую он назвал весьма необычно («Апология сумасшедшего»). Возможно, размышление над этим теоретическим обобщением в какой-то степени изменит наше отношение к мировому опыту и, следовательно, к осмыслению теории как таковой. Затем от констатации общетеоретических выводов и пересмотра отношения к образованию мы сможем перейти к практическому решению частных задач, в том числе к созданию товаров и услуг мирового уровня. Пока же в современной России, как и прежде, «есть один факт, который властно господствует над нашим историческим движением, который красной нитью проходит чрез всю нашу историю, который содержит в себе … всю её философию, который проявляется во все эпохи нашей общественной жизни и определяет их характер, который является в одно и то же время и существенным элементом нашего политического величия и истинной причиной нашего умственного бессилия: это факт географический» [146].

И последнее. Наш современник Михаил Жванецкий, основываясь на богатом жизненном опыте, утверждал, что руководителя, хорошего специалиста и интеллигентного человека в одном лице в нашем государстве встретишь крайне редко. Это скорее исключение, нежели правило. Так постараемся, вооружившись необходимыми знаниями и умениями, собственным кропотливым трудом улучшить ситуацию, увеличивая количество именно таких – «трёхмерных» – менеджеров!


 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. 3-е изд. – М.: Гардарики, 2001. – 528 с.

2. Дафт Р.Л. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2002. – 832 с.

3. Дойль П. Маркетинг-менеджмент и стратегии. 3-е издание / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб.: Питер, 2002. – 544 с.

4. Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд. – М.: Флинта, МПСИ, 2002. 648 с.

5. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование: Учебное пособие. – М.: Дело, 2003. 944 с.

6. Медведев В.П. Основы менеджмента: Учебно-методическое пособие. Кн. 1 и 2. – М.: ДеКА, 2002. – 352 и 512 с.

7. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – XVIII, 558 с.

8. Персональный менеджмент: Учебник / С.Д. Резник, С.Н. Соколов и др. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 622 с.

9. Понуждаев Э.А. Основы гендерологии. Философия, стратегия и тактика управления персоналом. – М.: ИМЭС, 2003. 274 с.

10. Пригожин А.И. Методы развития организаций. – М.: МЦФЭР, 2003. – 864 с.

11. Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Теория организации: Учебное пособие. – М.: Экзамен, 2003. – 320 с.

12. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 304 с.

13. Смирнов Э.А. Теория организации: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003 (Серия «Вопрос – ответ»). – 248 с.

14. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – М.: ИНФРА-М, 2001.

 


 

Справочный перечень рисунков и схем с указанием тем курса (глав учебного пособия):

 

№ рисунка Наименование рисунка или схемы № темы
  Взаимосвязь общенаучных, специальных и практических оснований современного менеджмента  
  Место теории организации в системе управленческих наук  
  Предмет теории организации  
  Иерархия человеческих потребностей (по А. Маслоу)  
  Пирамида «анти-Маслоу»  
  Современные модели стимулирования (мотивации) человека и организации общества: а) доиндустриальная («восточная»); б) переходная («российская»); в) индустриальная («западная»)  
  Двухфакторная мотивационная модель Ф. Герцберга  
  Организационно-правовые формы современных предприятий  
  Система управления современной организацией  
  Социальная структура «переходного» и постиндустриального (информационного) общества  
  Схема функционирования системы  
  Диалектика понятий «зависимость», «закономерность», «закон»  
  Классификация законов организации  
  Взаимосвязь основных методов управления персоналом  
  Базовые методы формирования управленческих структур («копирование» и создание «своего» продукта на основе аналогов)  
  Диалектика основных сфер социальной активности субъекта  
  Основные элементы понятия «потенциал организации»  
  Взаимосвязь законов социальной организации и основополагающих законов теории организации  
  Динамика развития организации  
  Варианты опоры на закон развития в организации  
  Синергетический эффект: положительный и отрицательный  
  Синергетический «треугольник успеха» личности  
  Соотношение сроков воздействия основополагающих законов организации и законов второго уровня  
  Представление параметров числовых значений в системе координат X и Y  
  Элементы информационного «кубика Рубика»  
26(а) Схема организации взаимодействия предприятий (базовая)  
26(б) Схема реорганизации взаимодействия предприятий  
  Взаимосвязь базовых типов организационных отношений и управленческих стратегий  
  Диалектика ресурсов, целей и задач организации («дерево целей»)  
  Классификация основных принципов организации  
  Кривые прогнозов развития системы  
  Схема реализации принципа соответствия распорядительства и подчинения  
  «Матрица» организационно-функциональной структуры фирмы  
  Состав и содержание факторов, определяющих организационную культуру  
  Соотношение (комбинация) базовых стилей управления  
  Перспективы трансформации мирового сообщества и социальных классов  
  Перспективные варианты социальной трансформации («стихийный» и «управляемый»)  
  Структура организации с «внутренними рынками»  
  Схема функционирования сетевой организации  
  Схема многомерной организации  

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.60.132 (0.006 с.)