Глава 9. Закон единства анализа и синтеза 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 9. Закон единства анализа и синтеза



 

9.1. Особенности законов второго уровня

 

Наряду с рассмотренными законами, которые принято именовать основополагающими, поскольку они оказывают непосредственное воздействие на организацию через её потенциал на протяжении всего жизненного цикла, существует ещё одна группа законов, которые называются законами второго уровня (порядка) и парных параметров (характеристик).

Данная группа законов начинает устойчиво и непрерывно воздействовать на организацию с началом функциональной деятельности (имеется персонал, используются технологические процессы, появились клиенты, партнёры и обозначились конкуренты), что проявляется через системы «Расходов» и «Доходов» во времени (см. рисунок 23).

 

 
 

 

 


Рис. 23. Соотношение сроков воздействия основополагающих

законов организации и законов второго уровня.

Характерной отличительной чертой законов второго уровня является «парность» их параметров (анализ и синтез, информированность и упорядоченность, композиция и пропорциональность), которые могут рассматриваться по различным «осям» (X и Y) в определённых системах координат (см. рисунок 24).

 

 

 
 


Y

 
 
Например: X – анализ информированности и композиция характеристик организации; Y – синтез и упорядоченность для достижения пропорциональности (гармонии) элементов в системе

 

 


X

Рис. 24. Представление параметров числовых значений

в системе координат X и Y.

Следовательно, вначале осуществляется анализ элементов потенциала организации с целью достижения положительного синергетического эффекта во имя развития (используются основополагающие законы), а затем оценивается роль и значимость каждого из парных параметров для достижения (синтеза) наилучшего (оптимального) пропорционального соотношения как потенциала, так и характеристик функциональной деятельности организации. Естественно, что основополагающие законы и законы второго уровня находятся под непрерывным и постоянным воздействием законов социальной организации.

 

9.2. Сущность и специфика закона анализа и синтеза

Прежде чем сформулировать очередной закон организации необходимо уточнить исходные понятия. Анализ (греч. analysis – разложение, расчленение) – процедура мысленного или фактического деления целого (предмета, явления, процесса, отношения) на части (признаки, свойства, отношения) для глубинного изучения его составляющих, определения оптимального состава и улучшения элементов целого. Синтез (греч. synthesis – соединение) – обратное действие, направленное на согласование и улучшение основных характеристик частей с последующим воссозданием из них целого.

Анализ и синтез, как и ряд других общенаучных и специальных методов и процедур (индукция и дедукция, сложение и вычитание, умножение и деление, дифференцирование и интегрирование), являются взаимосвязанными. Их единство выступает основанием системного подхода к исследованию деятельности организации. Реализуя основные процедуры анализа (разделение и улучшение) и синтеза (согласование и объединение), следует иметь в виду различные типы взаимосвязей между частями целого. Они могут быть: а) слабыми; б) средними (явление эмерджентности); в) сильными (синергетический эффект)[78].

Закон единства анализа и синтеза (ЗЕАС) гласит: «Каждая система (биологическая или социальная) стремится настроиться на наиболее экономный режим функционирования за счет постоянного изменения своей структуры или выполняемых функций». Другой вариант определения: «Использование в управлении организацией процедур анализа и синтеза обеспечивает настройку всех её подсистем на оптимальный режим достижения поставленных целей». Этот «фоновый», или «второго уровня», закон имеет важное значение для сопоставления потенциалов (ресурсов) организации и принятия оптимальных управленческих решений на всех уровнях – федеральном, региональном, муниципальном, институциональном (корпоративном), внутрифирменном.

 

9.3. Типовые варианты реализации закона

на внутрифирменном уровне

 

Рассмотрим типовые варианты реализации закона единства анализа и синтеза на уровне современного предприятия.

Первый вариант: ни руководитель, ни подчиненные не имеют представления о ЗЕАС. Поскольку данный закон является объективным, его игнорирование может дорого обойтись как организациям, так и отдельным гражданам. Так, упорное нежелание многих россиян анализировать рыночную конъюнктуру и предвидеть «знаковые» события (например, тенденции изменения соотношения курсов валют) выходят «боком»: вспомним, как в 2001-2003 годах «легчали» вклады физических и юридических лиц в американских долларах, затем то же случилось и с евровалютой, доходность по которой снизилась. Напротив, «укрепился» рубль (его курс плавно изменялся в течение последних лет с 32 рублей до 28,5 рублей[79]) и до рекордно высокого уровня ($ 427 за тройскую унцию) в январе 2004 года выросла цена на золото (минимум 2001 года – $ 270).

«Стадность» определённой части россиян также является серьёзным минусом в рыночных условиях. Люди привычно, хотя и в меньшей степени, копируют образцы поведения других, не утруждая себя анализом текущей ситуации, степени необходимости приобретения тех или иных товаров и услуг (по принципу «куплю, чтобы не быть аутсайдером»).

Игнорирование закона единства анализа и синтеза в деловых отношениях может вызвать сбои в управлении фирмой. К числу наиболее серьёзных следует отнести: обилие непродуктивных мероприятий (совещаний, собраний коллектива, плановых занятий), дублирование управленческих и обеспечивающих функций, перегруженность одних сотрудников и работа «с прохладцей» других, недифференцированный подход в оплате труда персонала и другие.

Второй вариант: руководитель знает о ЗЕАС, а его подчиненные нет. Повседневно возникающие противоречия и проблемы в такой организации разрешаются двойственно: формально (усилиями администрации) и неформально (работники привыкают действовать «по ситуации», принимать решения самостоятельно, не ожидая приказов и распоряжений «сверху»). Проявление инициативы и творчества, казалось бы, нужно приветствовать, но излишняя активность «масс» чревата, ибо может со временем обернуться «партизанским движением» во главе с неформальными лидерами и вылиться в противостояние между персоналом и администрацией.

Третий вариант: руководитель и подчиненные информированы о законе, имеют представление о характере и особенностях его действия. На основе анализа рыночных тенденций представители администрации могут прийти к выводу о необходимости реорганизации и реформирования деятельности компании. В отличие от предыдущего варианта они постараются привлечь сотрудников организации к обсуждению сложившейся ситуации, составить конкретную программу действий по преодолению возникших трудностей на ближайшую перспективу, мобилизовать имеющиеся резервы для выхода из кризиса.

 

ГЛАВА 10. ЗАКОН ИНФОРМИРОВАННОСТИ –

УПОРЯДОЧЕННОСТИ

 

10.1. Сущность и специфика закона

информированности – упорядоченности

 

Современная информационная эра предъявляет специфические требования и к гражданам, и к организациям, и к государствам. Сегодня очевидно, что жить в информационном обществе, не меняя своей сущности, если и дано, то немногим. Большинству же людей предъявлены лишь две альтернативы: стать органичной частью этого нового общества и носителями его ценностей либо постепенно стать «второсортными» общественными элементами[80].

Закон информированности – упорядоченности (ЗИУ) гласит: «Каждая система (социальная или биологическая) стремится получить как можно больше достоверной, ценной и насыщенной информации о внутренней и внешней среде для устойчивого функционирования (самосохранения)». Другой вариант определения: «Любая социальная организация способна к выживанию в условиях обеспеченности полной оперативной достоверной (надёжной) и упорядоченной (структурированной) информацией»[81].

Каждая организация должна стремиться к созданию, поддержанию и развитию собственной информационной системы, основными функциями которой являются: сбор, обработка и классификация, предоставление и распространение, хранение и уничтожение (при необходимости). Кроме того, важной функцией информационной службы предприятия (организации) является развитие формальных и неформальных контактов с источниками информации (телевидение, радио, печать, Интернет, участие в выставках, презентациях и т.п.) с опорой на Интранет.

Реализуя указанные функции, специалисты по информации концентрируют внимание на следующих её характеристиках: периодичность, объём и насыщенность, достоверность, ценность, гриф (см. таблицу 9).

Таблица 9.

Основные параметры современной информации

 

Основные характеристики информации
Периодичность Объём Достоверность Ценность Гриф Структурированность
Постоянная Избыточная Абсолютная Высокая Конфиденциальная Базы данных
Периодическая Достаточная Относительная Средняя Служебная Слабая
Эпизодическая Недостаточная Недостоверная Низкая Открытая Неструктурированная

Понимание сущности и специфики действия ЗИУ сегодня особенно актуально, учитывая преобразования во всех отраслях менеджмента (стратегическом, производственном, финансовом, кадровом, инновационном, сравнительном, внешнеэкономическом, внешнеторговом и др.), обусловленные тотальным внедрением новейших информационных технологий. Стремительные количественные и качественные изменения в области информатизации предъявляют всё новые и новые требования к руководителям, которые обязаны не только успевать идти в ногу со временем, но и находить эвристические решения для эффектной «упаковки» и эффективной «подачи» информации подчинённым. Вот как, например, могут быть представлены основные критерии и параметры классификации современной информации (рисунок 25):

 

 

 
 

 


Рис.25. Элементы информационного «кубика Рубика».

Информационная эра изменяет и развивает традиционные (классические) представления о товарно-денежных отношениях, вызывая к жизни новые формы организации (см. подробнее главу 16). Электронная коммерция, электронная торговля, виртуальная организация, интернет-магазин, – эти и другие термины прочно входят в повседневную жизнь делового человека и современных организаций. По оценкам авторитетных международных организаций, начиная с 2003 года, ежегодный доход от использования средств электронной коммерции будет составлять не менее $ 1,3 трлн. (для сравнения: в 1998 году – 91 млрд., в 1999 году – 111 млрд.).

Оценивая роль и значение глобальных сетей связи для формирования эффективной рыночной стратегии и тактики, специалисты определяют трёхэтапный механизм «вхождения» современной организации в информационное пространство: 1) подключение одного из компьютеров организации к сети Интернет и создание собственной WEB-страницы для позиционирования фирмы и её продукции, доступа к сетевой информации и пользования услугами электронной почты; 2) создание WEB-сайта[82] на собственном сервере или на сервере провайдера Интернет для регистрации клиентов и организации индивидуальной работы с ними; 3) создание на собственном WEB-сервере электронного представительства организации с подключением к банковской системе электронных платежей[83].

И всё же, несмотря на кажущуюся неотвратимость и тотальность эры информатизации, её значение не стоит преувеличивать. Широкое наступление средств массовой информации и электронной коммерции на Личность не является игрой «в одни ворота», результат, которой несложно предсказать. Хотя количество посетителей виртуальных магазинов и покупателей товаров и услуг по каталогам растёт день ото дня[84], часть граждан будет по-прежнему стремиться до уплаты цены подержать в руках бутылку виски или коробку шоколадных конфет, флакон духов или ювелирное изделие с бриллиантами, модную одежду, обувь или разнообразные аксессуары. Естественно, несколько пачек офисной бумаги, канцелярские принадлежности, расходные материалы для оргтехники и прочий «ширпотреб», авиационный или железнодорожный билет, туристическая путёвка, – эти и другие товары могут вполне претендовать на статус «виртуальных». Но как будет чувствовать себя зритель, купивший за реальные деньги в интернет-магазине билет на концерт любимого исполнителя и обнаруживший в зале, что выступление «звезды» проходит виртуально (с использованием фонограммы)?! Или, кто может гарантировать, что купленный «виртуальным способом» товар не окажется фальшивкой, если в России (по оценкам независимых экспертов) количество подделок по различным группам товаров колеблется от 20 до 50%?! (Теперь ясно, почему в некоторых странах так обеспокоены фактами обмана потребителей. Как сообщалось в прессе, в ФРГ разработан законопроект, обязывающий устроителей музыкальных шоу информировать публику о том, какие номера программы требуют использования фонограммы или проходят в режиме «минус один»[85].)

 

10.2. Типовые варианты реализации закона

на внутрифирменном уровне

 

Как отмечалось, закон информированности – упорядоченности является законом «второго уровня», что, однако, не умаляет его роли и значения для внутрифирменного управления. Рассмотрим типовые варианты действия закона в современной организации.

Первый вариант: ни руководитель, ни подчиненные не имеют представления о ЗИУ. В условиях стихийного действия закона трудовой коллектив может работать с информацией по-разному: накапливать её по принципу «на всякий случай», пользоваться ненадёжными источниками и слухами, ограничиваться фрагментарными (бессистемными) данными о каком-либо объекте или процессе. В результате такого обращения с информацией и руководитель, и персонал постепенно отказываются от научного прогнозирования и планирования своей деятельности, заменяя её работой «с колёс» (возникает проблема – ищем решение) или методом «устрашения» (выявление и наказание виновников, чтоб остальные боялись).

Второй вариант: руководитель знает о ЗИУ, а его подчиненные нет. Представители администрации формируют управленческую «вертикаль», тщательно дозируя информацию о положении дел в организации, состоянии микро- и макросреды лишь по мере необходимости и в части, касающейся подчинённых. Стремление к концентрации всей полноты информации и власти «на верху» и, соответственно, к искоренению игр «в демократию» может быть продиктовано различными факторами: боязнью конкуренции, недоверием подчинённым, низким уровнем профессионализма сотрудников, текучестью кадров. Инициативные действия персонала не поощряются (в организации действует жесткий принцип наказуемости инициативы), в результате между «верхами» и «низами» образуется пропасть. При этом первые убеждены в том, что незаменимых подчинённых не бывает, и готовы это продемонстрировать в любой момент на практике, а вторые, не желая оказаться в «интересном» положении, начинают заблаговременно подыскивать место в другой организации либо примиряются с ролью безынициативных работников.

Оба варианта реализации закона не являются оптимальными: всякая «стихийность» и «волюнтаризм», отвергающий инициативу подчинённых, обедняют менеджмент и наносят организации серьёзный ущерб.

Третий вариант: руководитель и подчиненные информированы о ЗИУ, имеют представление о характере и особенностях его действия. Создавая и поддерживая в эффективном состоянии информационную подсистему организации, руководители стремятся не только повысить индивидуальную, групповую и общую производительность труда, но и улучшить морально-психологический климат в коллективе, сформировать команду единомышленников. Каждый работник и структурный элемент (отдел, служба, цех, участок, филиал) организации в рамках их полномочий и ответственности определяют основные источники информации, порядок информационного взаимодействия с коллегами, процедуры обсуждения и внедрения новых идей и технологий, действия в экстраординарных ситуациях.

Этот вариант реализации закона требует значительных финансовых и трудовых затрат, но одновременно является и самым желанным, ибо в большинстве случаев гарантирует организации долговременную эффективную деятельность в рыночных условиях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 485; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.023 с.)