Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет и функции теории государства и права и его особенности.↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Предмет и функции теории государства и права и его особенности.
Предмет любой науки – это то, что данная наука изучает. Соответственно, предметом теории государства и права являются сами государство и право, рассматриваемые в качестве неразрывно связанных явлений. Особенность предмета теории государства и права состоит в следующем. Во-первых, общая теория государства и права познает общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, рассматривает государство и право «вообще». Во-вторых, теоретико-правовая наука, являясь базовой, фундаментальной юридической наукой, уделяет серьезное внимание анализу основополагающих юридических понятий. В курсе теории государства и права раскрывается сущность и содержание таких фундаментальных категорий и понятий как сущность государства и права, правовое сознание и законность и т.д. В-третьих, теория государства и права исследует технико-юридические аспекты права (особенности правотворчества, правоприменения, юридической ответственности и т.д.), рассматривая право как систему общеобязательных и общезначимых социальных регуляторов, а государство как механизм, гарантирующий действенность и реальную жизненную силу правовых предписаний. В-четвертых, исследует государство и право в единстве, в неразрывной взаимосвязи. Таким образом, предмет теории государства и права составляют основные и общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права (их формы и типологию, основные закономерности построения системы органов государства и системы права, их функциональное воздействие на общественную жизнь), а также систематизированные сведения об основных понятиях и категориях юриспруденции.
Методология теории государства и права. Метод отвечает на вопрос, как изучается государство и право. Методология теории государства и права представляет собой комплекс взаимосвязанных приемов и принципов, при помощи которых осуществляется процесс изучения предмета данной науки. Иными словами, методология позволяет понять, каким образом происходит познавательный процесс в теоретико-правовой сфере. В качестве основных принципов методологии общей теории государства и права следует выделить: историзм, объективность, универсальность, плюрализм, конкретность. В процессе изучения теории государства и права используются всеобщие, общенаучные, специальные и частные методы. Всеобщие методы – это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Общенаучные методы – это средства познания, используемые во всех областях научного знания. К числу общенаучных методов относятся, например, системно-структурный метод, функциональный подход Системно-структурный метод предполагает рассмотрение явления в его взаимосвязи с окружающей действительностью. Например, характеристика нормы права предполагает как ее целостное восприятие, так и оценку внутренней структуры и, вместе с тем, ее положение в системе права. Функциональный подход в процессе познавательной деятельности используется для выяснения предназначения изучаемых явлений. Общие логические приемы (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, гипотеза) используются для определения научных понятий. Анализ как прием научного мышления выявляет структуру государства и права, фиксирует их составные элементы, устанавливает характер взаимосвязи между ними. Синтез. Синтезируя аналитические знания отдельных элементов государства и права, мы получаем представление о государстве и праве в целом. Индукция. Такой логический прием заключается в изначальном познании отдельных (или первичных) сторон или свойств государства и права, на основе которого затем даются обобщения различного уровня. Дедукция. Посредством логических умозаключений от общего к частному познаются общие закономерности и свойства государства и права. Затем, постепенно расчленяя их на определенные группы, единичные образования, им дается научная оценка (определение). Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать научной теорией. Специальные методы – это приемы и способы познания, которые разрабатываются в рамках обособленных научных групп (например, в сфере естественных либо же социальных наук). К специальным методам можно отнести социологический, статистический, кибернетический и др. Применение социологического метода позволяет оценить степень государственно-правового воздействия на жизнедеятельность общества. Статистический метод помогает получить количественные данные, характеризующие изучаемое явление. Частно-правовые методы – это приемы и способы познания, выработанные непосредственно теорией государства и права. К ним относят методы сравнительного правоведения, толкования (интерпретации) права, формально-юридический метод и др. Метод сравнительного правоведения предназначается для изучения различных государственно-правовых систем путем сопоставления одноименных институтов, принципов, школ. Метод толкования (интерпретации) права – это способ уяснения и разъяснения сущностного содержания закрепленного юридической нормой правила поведения. Формально-юридический метод предполагает изучение права в «чистом» виде, вне связи с другими социальными явлениями (политикой, экономикой, идеологией и т.д.). Теория государства и права в системе общественных и юридических наук. Наука – это систематизированное знание об окружающей человека природе. Естественные – физика, химия, биология, астрономия и т.д. Социальные – политология, экономические теории (экономика), педагогика, история, социология, культурология, юридические (правоведение). К числу социальных наук относится и правоведение, которое представляет собой систему юридических наук. В целом, все они изучают общественные отношения, урегулированные правом. При этом научный интерес представляют различные с точки зрения социально-правовой оценки варианты поведения (правомерного, юридически нейтрального, противоправного). Основные группы юридических наук: историко-теоретические, отраслевые, межотраслевые и прикладные (специальные) науки, некоторые источники выделяют отдельными составными элементами науки, изучающие зарубежное государство и право, и международное право. Предметом изучения историко-теоретических наук являются наиболее общие закономерности формирования и функционирования различных государственно-правовых систем, которые рассматриваются в динамике исторического развития. Теория государства и права – изучает наиболее общие закономерности возникновения и развития государства и права, формулирует определения основных понятий и принципов юриспруденции, дает представление о методах используемых в процессе познания юридической действительности. Теория государства и права – изучает наиболее общие закономерности государственных и правовых явлений в целом, независимо от того, в какой конкретной области общественной жизни они имеют место. История государства и права – исследует государство и право как изменяющиеся и развивающиеся в процессе исторического развития общества явления. В сферу интересов отраслевых юридических наук входят реально сложившиеся юридически значимые отношения, которые существуют в конкретном государстве и регулируются нормами, закрепленными в действующем законодательстве (действующей конституции, законах, подзаконных нормативно-правовых актах). Предметом изучения межотраслевых наук являются однородные общественные отношения (правовые институты), возникающие в сфере правового воздействия различных отраслей права. Специальные (прикладные) науки исследуют юридические аспекты общественных отношений, возникающих в сферах, не имеющих непосредственно-юридического значения (например, предметом судебной психиатрии являются юридически значимые отношения, возникающие в области общей психиатрии). Теория государства и права – это наука общественная (не естественная и не техническая), поскольку она изучает определенную сферу общественной жизни - государство и право. В отличие от других общественных наук, непосредственно не изучающих государственно-правовые явления, теория государства и права – это наука юридическая. Теория государства и права – это общая, общетеоретическая юридическая наука. Она занимается исследованием проблем, общих для всех юридических дисциплин. Последние, в отличие от теории государства и права, имеют более конкретный, прикладной характер. Поскольку теория государства и права раскрывает глубинные связи и отношения и на этой основе формулирует главные, основополагающие выводы, можно говорить о том, что теория государства и права – наука фундаментальная. Теория государства и права – это наука вводная к курсу юридических наук. Перед тем как приступить к изучению основного массива юридических дисциплин – отраслевых, студенты должны получить развернутое, цельное представление о государственно-правовой действительности. Именно эти самые общие знания им и дает теория государства и права. Теория государства и права связана с другими общественными и юридическими науками, изучая в качестве объекта государственно-правовую действительность. Методологической основой теории государства и права является философия, представляющая собой развитую форму мировоззрения на основе рационального объяснения мира и человека. Философия права занимает особое место в системе общественных наук. Она служит теоретической базой и методологическим ориентиром для всех общественных, в том числе и юридических наук. Философия права– это область научного знания, в рамках которой конкретизируется (применительно к правовой действительности) «первичная философия» и показывается, каким образом всеобщая сущность мироздания соотносится с бытием личности, бытием права. Теория государства и права имеет с философией самые глубокие и прочные связи, творческое использование вершинных достижений философского знания во многом обусловливает общенаучный уровень учения о государстве и праве, которое в свою очередь вооружает философию богатым материалом, позволяющим формулировать общие принципы развития свободы и социального процесса. Теория государства и права и экономические науки. Экономические науки изучают способы производства материальных благ, формы собственности, хозяйственную жизнь человека и общества, существующие в нем распределительные отношения и т.п., раскрывают влияние экономического базиса на социальные и политические институты. Экономические отношения любого уровня развития требуют для себя наиболее адекватных государственных и правовых институтов. Государство и право, возникая в ответ на экономические потребности, сами выступают важнейшим фактором эффективного функционирования и даже формирования соответствующих общественных отношений. Социология – одна из гуманитарных наук, занимающаяся проблемами управления социальной жизнью и функционирования социальных систем. Поэтому она связана с управлением, осуществляемым посредством государства и права. Социология изучает также закономерности социального поведения людей, его мотивацию. Опираясь на достижения социологии, на конкретные социологические исследования, наука о государстве и праве может успешно решать проблемы повышения социальной эффективности норм права, способов и гарантий совершенствования государственного аппарата. Социальная психология призвана помочь науке о государстве и праве устанавливать наиболее типичные последствия деятельности государственных и правовых институтов. Место теории государства и права в системе юридических наук. Теория государства и права является базовой юридической наукой и по праву занимает ведущее место в системе правоведения. Рассматривая соотношение теории государства и права с другими юридическими науками, следует, прежде всего, отметить, что наиболее тесно теория связана с историей государства и права, а также с историей политических и правовых учений. Объединяет эти науки, прежде всего, то обстоятельство, что все они предполагают комплексное всестороннее изучение государственно-правовых систем, рассматриваемых в динамике исторического развития. Говоря об отличительных чертах необходимо выделить целый ряд обстоятельств. Во-первых, теория государства и права характеризует государственно-правовые системы как обобщенно-абстрактные конструкции рассматриваемые вне непосредственной связи с реальными политико-правовыми системами либо историческими эпохами. В свою очередь история государства и права рассматривает возникновение и развитие на различных исторических этапах реальных политико-правовых институтов и механизмов. Что же касается истории политических и правовых учений, то эта наука исследует теоретические взгляды, концепции, доктрины конкретных мыслителей, на мировоззренческие позиции которых оказывали непосредственное воздействие государство гражданином которого мыслитель являлся и эпоха современником которой он был. Теория государства и права является базовой (понятийно-категориальной) основой для всех юридических наук, так как содержит информацию об основных юридических понятиях, категориях, институтах. Общность теории государства и права и историко-правовых наук состоит в том, что они рассматривают государство и право в целом, как бы не имеют границ во времени в познавательной деятельности. Различие выражается в том, что историко-правовые науки изучают процесс развития государственно-правовых форм в хронологическом порядке (т.е. применяют преимущественно исторический метод), теория же дает обобщение этих процессов, исследует сущность государства и права, закономерности их функционирования и т.п. (т.е. применяет преимущественно логический метод). По отношению к отраслевым юридическим наукам теория государства и права выступает как обобщающая. Теория государства и права исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения, юридическую ответственность и т.д.). Вместе с тем теория государства и права формирует свои выводы в тесной связи с отраслевыми науками, исходит из фактического материала, содержащегося в них. Взаимодействие же теории государства и права с прикладными науками в значительной мере является опосредованным, осуществляемым через отраслевые науки. 3 Функции теории государства и права как науки и учебной дисциплины. Концепция высшего юридического образования ориентируется на подготовку высококвалифицированных, широко образованных специалистов, способных к активному творческому участию в государственно-правовой жизни, обладающих надлежащей политической и правовой культурой. Следует различать теорию государства и права как науку и учебную дисциплину. Во-первых, теория государства и права – учебная дисциплина полностью базируется на теории государства и права – науке. Во-вторых, различны их цели, задачи, субъекты. Так, цель учебной дисциплины – доведение до обучаемых при помощи методических приемов, учебного процесса уже добытых наукой знаний; цель науки — приращение, накопление новых сведений. Теория государства и права как фундаментальная юридическая наука выполняет ряд функций: познавательную, онтологическую, эвристическую, идеологическую, прогностическую. Познавательная функция выражается в познании и объяснении явлений и процессов государственной и правовой жизни общества. Онтологическая функция - в рамках указанной функции происходит познание существа государственно-правовых явлений. Эвристическая функция открывает новые закономерности государственно-правовой жизни общества. Идеологическая функция способствует утверждению принципов правового государства, обеспечению правовой пропаганды и правового воспитания. Прогностическая функция позволяет выдвигать научные гипотезы дальнейшего развития права и государства. Как учебная дисциплина теория государства и права выполняет две основные функции: вводит студентов в юридическое образование и обеспечивает их надлежащую общетеоретическую подготовку. Первая функция реализуется, когда изучаются основы теории государства и права. Здесь студенты знакомятся с исходными понятиями и положениями государствоведения и правоведения, что позволяет им перейти к изучению отраслевых юридических дисциплин — конституционного, гражданского, трудового, административного, уголовного права и др. Вторая функция – развитие у студентов абстрактного, аналитического мышления, формирование политической и правовой культуры. Реализация ее начинается на первом курсе, а завершается на последнем, когда подводятся теоретические итоги всему обучению и студенты уже готовы к восприятию целостной картины юридической действительности, к уяснению возможностей права и правового регулирования в решении экономических, социальных и других проблем общества. Договорная теория. Одной из наиболее популярных политико-правовых теорий возникновения государства является договорная (естественно-правовая) теория, согласно которой государство на добровольной основе создали члены общества, подписавшие специальный юридический акт – общественный договор. Зачатки этой теории встречаются уже у древних мыслителей (греческие мыслители Эпикур, Микофон, Тразимах, китайский Мо Цзы). Позже свое выражение данная теория получила в трудах европейских ученых XVII-XVIII вв. (Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Лильберн, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье. А. Радищев и т.д.). Представители этой теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние людей, которое понималось по-разному. Т. Гоббс описывал это состояние как войну всех против всех. Ж.-Ж. Руссо рисует естественное состояние как «золотой век» человечества, всеобщего счастья. По мнению представителей данной доктрины, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство – это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные же до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответственно – ответственность за невыполнение последних. Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т.п., но обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т.д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и пр., в свою очередь они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью расторгнуть договор с ними даже путем свержения. Важнейшими из этих условий признавались охрана государством частной собственности и обеспечение безопасности заключивших договор индивидов. Эта концепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного правителя, вплоть до восстания. Слабым звеном данной теории является схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое, якобы, на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями. Теория во многом антиисторична. Материалистическая теория. В ней содержатся попытки объяснить возникновение государства причинами преимущественно экономического характера. По мнению авторов и основных идеологов классовой теории (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, И.В. Сталина, Мао Цзе Дуна), государство появляется как объективный результат социального развития. Общественное разделение труда, появление прибавочного продукта, возникновение частной собственности и, следовательно, имущественного неравенства, расслоение общества на классы с непримиримыми противоречиями, все эти обстоятельства явились причинами возникновения государства, сущностью которого стало порабощение одного класса другим. Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль переходит к богатым людям, превращающимся в категорию управляющих. Они создают для защиты своих экономических интересов новую политическую структуру – государство, которое, прежде всего, служит как инструмент проведения воли имущих. Классовое государство «есть орган классового господства, угнетения одного класса другим, есть создание «порядка», который узаконивает и упрочивает это угнетение, умеряя столкновение классов». При этом государство в силу своей классовой природы носит временный характер. Возникнув в результате появления частной собственности и разделения общества на классы, государство отмирает после исчезновения частной собственности и слияния классов. Бесклассовое общество с общенародной собственностью является по мнению авторов классовой теории идеальным вариантом модели социального развития. Вместе с тем в данной теории весьма заметно увлечение экономическим детерминизмом и классовыми антагонизмами при одновременной недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности. Теория насилия. Теория насилия в наиболее логически завершенном виде возникла в XIX в. в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, А. Менгера, К. Каутского и др. Причину происхождения государственности они видели в военно-политических факторах – насилии, порабощении одних племен другими. Теория насилия предполагает возникновение государства как в результате внешнего насилия, когда более развитое (более агрессивное) племя подчиняет менее развитое (менее агрессивное), так и в результате внутреннего насилия, результатом которого является порабощение «сильнейшими» соплеменниками «слабейших». Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство. По мнению представителей данной доктрины, государство – «естественно» (т.е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А это насилие и подчинение властвующим подвластных являются основой возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов. Следовательно, государство – не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила. Насилие само по себе не может создать ни собственности, ни классов. Оно может сыграть определенную роль лишь в перераспределении уже возникшей частной собственности. Но для этого общество должно достигнуть определенной ступени развития. Да и само насилие зависит от производства. Производитель наиболее совершенных орудий труда является производителем и более совершенного оружия. Однако насилие, завоевание, бесспорно, может быть фактором, который способен ускорить возникновение государства, если общество уже созрело для этого, достигло определенного уровня развития. Заметим, что завоевание территорий Древнего Рима древними германцами ускорило возникновение у последних государства. Политический режим. Понятие «политический режим» обозначает динамичную систему взаимосвязанных приемов, методов, форм, способов осуществления властеотношений, в роли субъектов которых выступают государство, общество, отдельные индивиды. Политический режим - совокупности средств, методов, способов или приемов осуществления государственной власти. Однако существуют и отличные представления. Например, определение политического режима как «конкретного проявления государственной организации, выражающегося в состоянии и характере демократии и политической свободы в обществе» или как «характера, свойства и качества правового порядка осуществления государственной власти». Близким к традиционному является рассмотрение политического режима в качестве системы или совокупности форм, методов, средств и способов властвования, «через которые государственная власть легитимирует свое существование и функционирование». Политический режим – понятие более широкое, поскольку включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, клубов, союзов)». Большая же часть ученых не разграничивают указанных понятий. Чаще всего в юридической науке выделяются два основных типа режимов: демократический и антидемократический. Правовое государство
Правовое государство – это 1) такое государство, в котором создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права политической власти в целях недопущения злоупотреблений; 2) форма организации политической власти цивилизованного строя, которая характеризуется верховенством закона в общественной жизни, высоким престижем правовой системы, наличием эффективных политикоправовых механизмов, гарантирующих правовую защищенность личности и обеспечивающих активное и беспрепятственное использование её демократических прав и свобод. Правовым является такое государство, в котором отношения личности и власти основаны на началах взаимной ответственности друг перед другом и неукоснительного выполнения взятых на себя обязательств. Принципы правового государства. 1. Принцип приоритета права. Приоритет права означает: а) рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона; б) соединение, общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой; в) необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов; г) наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий). 2. Принцип правовой защищенности человека и гражданина. Сразу следует подчеркнуть, что данный принцип носит первичный и абсолютный характер. 3. Принцип единства права и закона. В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным. И, наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой практикой. 4. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Для правового государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом. Правопонимание Правопонимание – это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя: познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению. К IV-III тысячелетию до н. э. происходит переход от присваивающего хозяйства к производящему: самоорганизующиеся процессы взаимодействия человека и природы, поддержание равновесия между ними сменяются сознательным регулированием сельскохозяйственного производства, ремесла, скотоводства. Происходит усложнение организации производства, появляются новые управленческие функции, происходит становление подлинно трудовой деятельности, ее нового типа, связанного с производством пищи. Возникает необходимость регламентировать это производство: · нормировать, · учитывать трудовой вклад каждого член общества, · результаты его труда, · участие в создании общественных фондов, · выдачи ему из общественных фондов вознаграждения за труд. Появляется позитивное право, т.е. право узаконенное, или санкционированное государством. Пути возникновения права в процессе перехода от первобытнообщинного строя к государственной организации общества: • Санкционирование государством норм первобытных обычаев и превращение их в нормы права (обычаи); • Юридический прецедент (судебное или административное решение по конкретным делам), которому государство придает юридически обязательную силу для аналогичных дел; • Издание государством нормативных актов, содержащих нормы права. Рассматривая проблему исторических предпосылок права, следует выделить три основных подхода к ее разрешению. Первый подход – классовый (К. Маркс, В. Ленин, И. Сталин). Право возникает вместе с государством в результате появления частной собственности и расслоения общества на классы; для защиты собственности и эксплуатации классом эксплуататоров, класса эксплуатируемых. Второй подход условно можно назвать диалектико-социологическим. Он связывает возникновение права с утверждением обменных отношений и переходом от локальных сообществ к обществу в современном смысле слова. Сущностными принципами обмена, его атрибутами являются: · свобода личности, · формальное равенство с другим субъектом (при обмене невозможно навязать свою волю другому субъекту), · частная собственность (обменивать можно то, что принадлежит субъекту по праву) · эквивалентность обмениваемого (следствие формального равенства). Именно эти отношения объективно требуют соответствующей адекватной формы. Такой формой и выступает право. Третий подход – антропологический. Крупнейшие представители современной политической антропологии, утверждают, что политическая организация и право являются универсальными социальными явлениями, изначально присущими обществу. Они появляются вместе с обществом и исчезнут с ним же. В ходе эволюции общества изменяется лишь степень зрелости права, но не его сущность. Другими словами, само существование общества доказывает существование права. Естественно-правовой подход Суть данной теории состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом. Последнее основывается именно на требованиях естественного права (право на жизнь, свободное развитие, труд, участие в делах общества и государства). Понятие естественного права включает в себя представления о прирожденных и неотъемлемых правах человека и гражданина, которые являются обязательными для каждого государства. Естественное право это совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека, его проживанием в обществе. К таким правам относятся: права человека на жизнь, свободу, собственность, общение с себе подобными, продолжение рода, нормальные условия человеческого существования, охрану своей жизни и здоровья со стороны общества и государства. Теория естественного права получила распространение в XVII-XVIII вв. Ее главными авторами были Г. Гроций. Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищев. Достоинствами теории являются: • прогрессивность; • признание за человеком его неотъемлемых прав и свобод; • допущение, что официальные законы не всегда соответствуют естественному праву (то есть нормам справедливости). К основным недостаткам теории естественного права относятся: • прямое отождествление права и морали; • противопоставление писаного (позитивного) и неписаного (естественного) права, то есть конкретных формально-определенных юридических норм и абстрактных идей; • преувеличение роли неписаного права; • различное понимание людьми идей справедливости. Позитивистский подход (К. Бергбом, Г. Шершеневич) В отличие от естественно-правовой теории, для которой основные права и свободы первичны по отношению к законодательству, позитивизм вводит понятие «субъективное право» как производное от объективного права, установленного, созданного государством. Государство делегирует субъективные права и устанавливает юридические обязанности в нормах права, составляющих закрытую совершенную систему. Позитивизм отождествляет право и закон. Положительным здесь нужно признать возможность установления стабильного правопорядка, детального изучения догмы права – структуры правовой нормы, оснований юридической ответственности, классификации норм и нормативных актов, видов интерпретации. К негативным моментам теории следует отвести вводимую ею искусственную ограниченность права как системы от фактических общественных отношений, отсутствие возможности нравственной оценки правовых явлений, отказ от исследований содержания права, его целей. Социологический подход Социологическая теория права сформировалась в XX веке. Ее авторами считаются Э. Эрлих, Г. Канторович, Муромцев. Суть социологической теории составляют следующие положения: • право и закон нетождественны между собой; • закон – писаное право; • право – реализация закона (то есть правопорядок, юридическая практика, правоприменение). Право – система правоотношений, реальное поведение людей, регулируемое правом. Теория прогрессивна с точки зрения либерализма и широкого понимания правопорядка. Недостаток теории – в фактическом отождествлении права и правопорядка. Понятие и признаки права. Право – это система исходящих от государства общеобязательных, формально определенных, гарантированных принудительной силой государства правил поведения общего характера, являющихся регулятором общественных отношений и основывающихся на принципах естественного права. Выделяют право в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т.п.); Выделяют право в специально-юридическом смысле, как юридический инструмент, связанный с государством. Право (в формально-юридическом смысле) – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Правопонимание – это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя: познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению. Право как специфический, отличный от других, социальный регулятор обладает следующими признаками: Общезначимость. Публичность – право принимается от имени всего общества и распространяет свое воздействие на всех членов сообщества, независимо от их участия в правотворческой деятельности и внутренней психологической оценки, значимости устанавливаемых при помощи права правил поведения. Неразрывная связь права с государством.<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.8.126 (0.014 с.) |