Предмет и функции теории государства и права и его особенности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и функции теории государства и права и его особенности.



Предмет и функции теории государства и права и его особенности.

 

Предмет любой науки – это то, что данная наука изучает. Соответственно, предметом теории государства и права являются сами государство и право, рассматриваемые в качестве неразрывно связанных явлений.

Особенность предмета теории государства и права состоит в следующем.

Во-первых, общая теория госу­дарства и права познает общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, рассматривает государство и право «вообще».

Во-вторых, теоретико-правовая наука, являясь базовой, фундаментальной юридической наукой, уделяет серьезное внимание анализу основополагающих юридических понятий. В курсе теории государства и права раскрывается сущность и содержание таких фундаментальных категорий и понятий как сущность государства и права, правовое сознание и законность и т.д.

В-третьих, теория государства и права исследует технико-юридические аспекты права (особенности правотворчества, правоприменения, юридической ответственности и т.д.), рассматривая право как систему общеобязательных и общезначимых социальных регуляторов, а государство как механизм, гарантирующий действенность и реальную жизненную силу правовых предписаний.

В-четвертых, исследует государство и право в единстве, в неразрывной взаимосвязи.

Таким образом, предмет теории государства и права составляют основные и общие закономерности возникновения, развития и функцио­нирования государства и права (их формы и типологию, основные закономерности построения системы органов государства и системы права, их функциональное воздействие на общественную жизнь), а также систематизированные сведения об основных понятиях и категориях юриспруденции.

 

Методология теории государства и права.

Метод отвечает на вопрос, как изучается государство и право. Методология теории государства и права представляет собой комплекс взаимосвязанных приемов и принципов, при помощи которых осуществляется процесс изучения предмета данной науки. Иными словами, методология позволяет понять, каким образом происходит познавательный процесс в теоретико-правовой сфере.

В качестве основных принципов методологии общей теории государ­ства и права следует выделить: историзм, объективность, универсаль­ность, плюрализм, конкретность.

В процессе изучения теории государства и права используются всеобщие, общенаучные, специальные и частные методы.

Всеобщие методы – это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мыш­ления. Общенаучные методы – это средства познания, используемые во всех областях научного знания. К числу общенаучных методов относятся, например, системно-структурный метод, функциональный подход

Системно-структурный метод предполагает рассмотрение явления в его взаимосвязи с окружающей действительностью. Например, характеристика нормы права предполагает как ее целостное восприятие, так и оценку внутренней структуры и, вместе с тем, ее положение в системе права.

Функциональный подход в процессе познавательной деятельности используется для выяснения предназначения изучаемых явлений.

Общие логические приемы (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, гипотеза) используются для определения научных понятий.

Анализ как прием научного мышления выявляет структуру государства и права, фиксирует их составные элементы, устанавливает характер взаимосвязи между ними.

Синтез. Синтезируя аналитические знания отдельных элементов государства и права, мы получаем представление о государстве и праве в целом.

Индукция. Такой логический прием заключается в изначальном познании отдельных (или первичных) сторон или свойств государства и права, на основе которого затем даются обобщения различного уровня.

Дедукция. Посредством логических умозаключений от общего к частному познаются общие закономерности и свойства государства и права. Затем, постепенно расчленяя их на определенные группы, единичные образования, им дается научная оценка (определение).

Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать научной теорией.

Специальные методы – это приемы и способы познания, которые разрабатываются в рамках обособленных научных групп (например, в сфере естественных либо же социальных наук). К специальным методам можно отнести социологический, статистический, кибернетический и др.

Применение социологического метода позволяет оценить степень государственно-правового воздействия на жизнедеятельность общества. Статистический метод помогает получить количественные данные, характеризующие изучаемое явление.

Частно-правовые методы – это приемы и способы познания, выработанные непосредственно теорией государства и права. К ним относят методы сравнительного правоведения, толкования (интерпретации) права, формально-юридический метод и др.

Метод сравнительного правоведения предназначается для изучения различных государственно-правовых систем путем сопоставления одноименных институтов, принципов, школ.

Метод толкования (интерпретации) права – это способ уяснения и разъяснения сущностного содержания закрепленного юридической нормой правила поведения.

Формально-юридический метод предполагает изучение права в «чистом» виде, вне связи с другими социальными явлениями (политикой, экономикой, идеологией и т.д.).

Теория государства и права в системе общественных и юридических наук.

Наука – это систематизированное знание об окружающей человека природе.

Естественные – физика, химия, биология, астрономия и т.д.

Социальные – политология, экономические теории (экономика), педагогика, история, социология, культурология, юридические (правоведение).

К числу социальных наук относится и правоведение, которое представляет собой систему юридических наук.

В целом, все они изучают общественные отношения, урегулированные правом. При этом научный интерес представляют различные с точки зрения социально-правовой оцен­ки варианты поведения (правомерного, юридически нейтрального, проти­воправного).

Основные группы юридических наук: историко-теоретические, отраслевые, межотраслевые и прикладные (специальные) науки, некоторые источники выделяют отдельными составными элементами науки, изучающие зарубежное государство и право, и международное право.

Предметом изучения историко-теоретических наук являются наиболее общие закономерности формирования и функционирования различных государственно-правовых систем, которые рассматриваются в динамике исторического развития.

Теория государства и права – изучает наиболее общие закономерности возникновения и развития государства и права, формулирует определения основных понятий и принципов юриспруденции, дает представление о методах используемых в процессе познания юридической действительности.

Теория государства и права – изучает наиболее общие закономернос­ти государственных и правовых явлений в целом, независимо от того, в какой конкретной области общественной жизни они имеют место.

История государства и права – исследует государство и право как изменяющиеся и развивающиеся в процессе исторического развития общества явления.

В сферу интересов отраслевых юридических наук входят реально сложившиеся юридически значимые отношения, которые существуют в конкретном государстве и регулируются нормами, закрепленными в действующем законодательстве (действующей конституции, законах, подзаконных нормативно-правовых актах).

Предметом изучения межотраслевых наук являются однородные об­щественные отношения (правовые институты), возникающие в сфере пра­вового воздействия различных отраслей права.

Специальные (прикладные) науки исследуют юридические аспекты общественных отношений, возникающих в сферах, не имеющих непосредственно-юридического значения (например, предметом судебной психиатрии являются юридически значимые отношения, возникающие в области общей психиатрии).

Теория государства и права – это наука общественная (не естественная и не техническая), поскольку она изучает определенную сферу обществен­ной жизни - государство и право.

В отличие от других общественных наук, непосредственно не изучаю­щих государственно-правовые явления, теория государства и права – это наука юридическая.

Теория государства и права – это общая, общетеоретическая юридиче­ская наука. Она занимается исследованием проблем, общих для всех юри­дических дисциплин. Последние, в отличие от теории государства и права, имеют более конкретный, прикладной характер. Поскольку теория государ­ства и права раскрывает глубинные связи и отношения и на этой основе формулирует главные, основополагающие выводы, можно говорить о том, что теория государства и права – наука фундаментальная.

Теория государства и права – это наука вводная к курсу юридических наук. Перед тем как приступить к изучению основного массива юридиче­ских дисциплин – отраслевых, студенты должны получить развернутое, цельное представление о государственно-правовой действительности. Имен­но эти самые общие знания им и дает теория государства и права.

Теория государства и права связана с другими общественными и юридическими науками, изучая в качестве объекта государственно-правовую действительность.

Методологической основой теории государства и права яв­ляется философия, представляющая собой развитую форму мировоззрения на основе рационального объяснения мира и человека.

Философия права занимает особое место в системе общественных наук. Она служит теоретической базой и методологическим ориентиром для всех общественных, в том числе и юридических наук. Философия права– это область научного знания, в рамках которой конкретизируется (применительно к правовой действительности) «первич­ная философия» и показывается, каким образом всеобщая сущность ми­роздания соотносится с бытием личности, бытием права.

Теория государства и права имеет с философией самые глубокие и прочные связи, творческое использова­ние вершинных достижений философского знания во мно­гом обусловливает общенаучный уровень учения о государ­стве и праве, которое в свою очередь вооружает философию богатым материалом, позволяющим формулировать общие принципы развития свободы и социального процесса.

Теория государства и права и экономические науки. Эко­номические науки изучают способы производства матери­альных благ, формы собственности, хозяйственную жизнь человека и общества, существующие в нем распределитель­ные отношения и т.п., раскрывают влияние экономического базиса на социальные и политические институты.

Экономические отношения любого уровня развития требуют для себя наиболее адекватных го­сударственных и правовых институтов. Государство и право, возникая в ответ на экономические потребности, сами выступают важнейшим фактором эффективного функцио­нирования и даже формирования соответствующих обще­ственных отношений.

Социоло­гия – одна из гуманитарных наук, занимающаяся пробле­мами управления социальной жизнью и функционирования социальных систем. Поэтому она связана с управлением, осу­ществляемым посредством государства и права. Социология изучает также закономерности социального поведения лю­дей, его мотивацию.

Опираясь на достижения социологии, на конкретные социологические исследования, наука о государстве и пра­ве может успешно решать проблемы повышения социальной эффективности норм права, способов и гарантий совер­шенствования государственного аппарата.

Социальная психология призвана помочь науке о госу­дарстве и праве устанавливать наиболее типичные послед­ствия деятельности государственных и правовых институ­тов.

Место теории государства и права в системе юридических наук.

Теория государства и права является базовой юридической наукой и по праву занимает ведущее место в системе правоведения. Рассматривая соотношение теории государства и права с другими юридическими науками, следует, прежде всего, отметить, что наиболее тесно теория связана с историей государства и права, а также с историей политических и правовых учений. Объединяет эти науки, прежде всего, то обстоятельство, что все они предполагают комплексное всестороннее изучение государственно-правовых систем, рассматриваемых в динамике исторического развития. Говоря об отличительных чертах необходимо выделить целый ряд обстоятельств.

Во-первых, теория государства и права характеризует государственно-правовые системы как обобщенно-абстрактные конструкции рассматриваемые вне непосредственной связи с реальными политико-правовыми системами либо историческими эпохами. В свою очередь история государства и права рассматривает возникновение и развитие на различных исторических этапах реальных политико-правовых институтов и механизмов. Что же касается истории политических и правовых учений, то эта наука исследует теоретические взгляды, концепции, доктрины конкретных мыслителей, на мировоззренческие позиции которых оказывали непосредственное воздействие государство гражданином которого мыслитель являлся и эпоха современником которой он был.

Теория государства и права является базовой (понятийно-категориальной) основой для всех юридических наук, так как содержит информацию об основных юридических понятиях, категориях, институтах.

Общность теории государства и права и историко-правовых наук состоит в том, что они рассматривают государство и право в целом, как бы не имеют границ во времени в познавательной деятельности.

Различие выражается в том, что историко-правовые науки изучают процесс развития государственно-правовых форм в хронологичес­ком порядке (т.е. применяют преимущественно исторический метод), теория же дает обобщение этих процессов, исследует сущ­ность государства и права, закономерности их функционирования и т.п. (т.е. применяет преимущественно логический метод).

По отношению к отраслевым юридическим наукам теория госу­дарства и права выступает как обобщающая. Теория го­сударства и права исследует общие для всех отраслевых наук пробле­мы (нормы права, правоотношения, юридическую ответственность и т.д.).

Вместе с тем теория государства и права формирует свои выводы в тесной связи с отраслевыми науками, исходит из фактического материала, содержащегося в них.

Взаимодействие же теории государства и права с прикладными науками в значительной мере является опосредованным, осущест­вляемым через отраслевые науки.

3 Функции теории государства и права как науки и учебной дисциплины.

Концепция высшего юридического образования ориен­тируется на подготовку высококвалифицированных, широ­ко образованных специалистов, способных к активному твор­ческому участию в государственно-правовой жизни, облада­ющих надлежащей политической и правовой культурой.

Следует различать теорию государства и права как на­уку и учебную дисциплину.

Во-первых, теория государства и права – учебная дисциплина полностью базируется на теории государства и права – науке. Во-вторых, различны их цели, задачи, субъекты. Так, цель учебной дисциплины – доведе­ние до обучаемых при помощи методических приемов, учеб­ного процесса уже добытых наукой знаний; цель науки — приращение, накопление но­вых сведений.

Теория государства и права как фундаментальная юридическая наука выполняет ряд функций: познавательную, онтологическую, эвристическую, идеологическую, прогностическую.

Познавательная функция выражается в познании и объяснении явлений и процессов государственной и правовой жизни общества.

Онтологическая функция - в рамках указанной функции происходит познание существа государственно-правовых явлений.

Эвристическая функция открывает новые закономерности государственно-правовой жизни общества.

Идеологическая функция способствует утверждению принципов правового государства, обеспечению правовой пропаганды и правового воспитания.

Прогностическая функция позволяет выдвигать научные гипотезы дальнейшего развития права и государства.

Как учебная дисциплина теория государства и права вы­полняет две основные функции: вводит студентов в юриди­ческое образование и обеспечивает их надлежащую обще­теоретическую подготовку.

Первая функция реализуется, когда изучаются основы теории государства и права. Здесь студенты знакомятся с исходными понятиями и положениями государствоведения и правоведения, что позволяет им перейти к изучению отрас­левых юридических дисциплин — конституционного, граж­данского, трудового, административного, уголовного права и др.

Вторая функция – развитие у студентов абстрактного, аналитического мышления, формирование политической и правовой культуры. Реализация ее начинается на первом курсе, а завершается на последнем, когда подводятся тео­ретические итоги всему обучению и студенты уже готовы к восприятию целостной картины юридической действитель­ности, к уяснению возможностей права и правового регули­рования в решении экономических, социальных и других проблем общества.

Договорная теория.

Одной из наиболее популярных политико-правовых теорий возникно­вения государства является договорная (естественно-правовая) теория, согласно которой государство на добровольной основе создали члены общества, подписавшие специальный юридический акт – общественный договор.

Зачатки этой теории встречаются уже у древних мыслителей (грече­ские мыслители Эпикур, Микофон, Тразимах, китайский Мо Цзы). Позже свое выражение данная теория получила в трудах европейских ученых XVII-XVIII вв. (Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Лильберн, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье. А. Радищев и т.д.).

Представители этой теории исходили из того, что госу­дарству предшествует естественное состояние людей, которое понималось по-разному. Т. Гоббс описывал это состояние как войну всех против всех. Ж.-Ж. Руссо рисует естественное состояние как «золотой век» человечества, всеобщего счастья.

По мнению представителей данной доктрины, государство возни­кает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство – это рациональное объеди­нение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолиро­ванные же до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает ком­плекс взаимных прав и обязанностей и соответственно – ответст­венность за невыполнение последних.

Так, государство имеет право принимать законы, собирать нало­ги, наказывать преступников и т.п., но обязано защищать свою тер­риторию, права граждан, их собственность и т.д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и пр., в свою очередь они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребле­ния правителями властью расторгнуть договор с ними даже путем свержения. Важнейшими из этих условий признавались охрана государством частной собственности и обеспечение безопасности заключивших договор индивидов.

Эта концепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного правителя, вплоть до восстания. Слабым звеном данной теории является схема­тичное, идеализированное и абстрактное представление о первобыт­ном обществе, которое, якобы, на определенном этапе своего разви­тия осознает необходимость соглашения между народом и правите­лями. Теория во многом антиисто­рична.

Материалистическая теория.

В ней содер­жатся попытки объяснить возникновение государства причинами преимущественно экономического характера. По мнению авторов и основных идеологов классовой теории (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, И.В. Сталина, Мао Цзе Дуна), государство появляется как объективный результат социального развития.

Общественное разделение труда, появление прибавочного продукта, возникновение частной собствен­ности и, следовательно, имущественного неравенства, расслоение обще­ства на классы с непримиримыми противоречия­ми, все эти обстоятельства явились причинами возникновения государства, сущностью которого стало порабощение одного класса другим.

Важнейшим последствием появления частной собственности вы­ступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обще­ством и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль переходит к богатым людям, превращающимся в категорию управ­ляющих. Они создают для защиты своих экономических интересов новую политическую структуру – государство, которое, прежде всего, служит как инструмент проведения воли имущих.

Классовое госу­дарство «есть орган классового господства, угнетения одного класса дру­гим, есть создание «порядка», который узаконивает и упрочивает это угне­тение, умеряя столкновение классов».

При этом государство в силу своей классовой природы носит времен­ный характер. Возникнув в результате появления частной собственности и разделения общества на классы, государство отмирает после исчезновения частной собственности и слияния классов. Бесклассовое общество с обще­народной собственностью является по мнению авторов классовой теории идеальным вариантом модели социального развития.

Вместе с тем в данной теории весьма заметно увлечение экономи­ческим детерминизмом и классовыми антагонизмами при одновре­менной недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических и иных причин, влияющих на процесс проис­хождения государственности.

Теория насилия.

Теория насилия в наиболее логически завершенном виде возник­ла в XIX в. в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, А. Менгера, К. Каутского и др.

Причину происхождения государственности они видели в военно-политических факторах – насилии, пора­бощении одних племен другими. Теория насилия предполагает возникновение го­сударства как в результате внешнего насилия, когда более развитое (более агрессивное) племя подчиняет менее развитое (менее агрессивное), так и в результате внутреннего насилия, результатом которого является порабо­щение «сильнейшими» соплеменниками «слабейших».

Для управления завоеванными на­родами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.

По мнению представителей данной доктрины, государство – «естественно» (т.е. путем насилия) возникшая организация властво­вания одного племени над другим. А это насилие и подчинение властвующим подвластных являются основой возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов.

Следовательно, государство – не итог внутреннего развития об­щества, а навязанная ему извне сила.

Насилие само по себе не может создать ни собственности, ни классов. Оно может сыграть определенную роль лишь в перераспределении уже возникшей частной собственности. Но для этого общество должно достигнуть определенной сту­пени развития. Да и само насилие зависит от производства. Производитель наиболее совершенных орудий труда является производителем и более совершенного оружия. Однако наси­лие, завоевание, бесспорно, может быть фактором, который способен ускорить возникновение государства, если общество уже созрело для этого, достигло определенного уровня разви­тия. Заметим, что завоевание территорий Древнего Рима древними германцами ускорило возникновение у последних государства.

Политический режим.

Понятие «политический режим» обозначает динамичную систему взаимосвязанных приемов, методов, форм, способов осуществления властеотношений, в роли субъектов которых выступают государство, общество, отдельные индивиды.

Политический режим - совокупности средств, методов, способов или приемов осуществления государственной власти.

Однако существуют и отличные представления. Например, определение политического режима как «конкретного проявления государственной организации, выражающегося в состоянии и характере демократии и политической свободы в обществе» или как «характера, свойства и качества правового порядка осуществления государственной власти». Близким к традиционному является рассмотрение политического режима в качестве системы или совокупности форм, методов, средств и способов властвования, «через которые государственная власть легитимирует свое существование и функционирование».

Политический режим – понятие более широкое, поскольку включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, клубов, союзов)». Большая же часть ученых не разграничивают указанных понятий.

Чаще всего в юридической науке выделяются два основных типа режимов: демократический и антидемократический.

Правовое государство

 

Правовое государство – это 1) такое государство, в котором создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права политической власти в целях недопущения злоупотреблений; 2) форма организации политической власти цивилизованного строя, которая характеризуется верховенством закона в общественной жизни, высоким престижем правовой системы, наличием эффективных политикоправовых механизмов, гарантирующих правовую защищенность личности и обеспечивающих активное и беспрепятственное использование её демократических прав и свобод. Правовым является такое государство, в котором отношения личности и власти основаны на началах взаимной ответственности друг перед другом и неукоснительного выполнения взятых на себя обязательств.

Принципы право­вого государства.

1. Принцип приоритета права. Приоритет права означает:

а) рас­смотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона;

б) соединение, общечело­веческих нравственно-правовых ценностей (справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой;

в) необходи­мость идеологически-правового обоснования любых ре­шений государственных и общественных органов; г) на­личие в государстве необходимых для выражения и дей­ствия права форм и процедур (конституции и зако­нов, системы материальных и процессуальных гаран­тий).

2. Принцип правовой защищенности человека и граж­данина. Сразу следует подчеркнуть, что данный прин­цип носит первичный и аб­солютный характер.

3. Принцип единства права и закона. В правовом государстве любой нормативно-правовой акт дол­жен отражать естественно-правовые начала, соответст­вовать международно-правовым нормам о правах чело­века и гражданина, быть принятым легитимным орга­ном государственной власти, законно избранным или назначенным. И, наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой практикой.

4. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Для правового государства характерным является демо­кратический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.

Правопонимание

Правопонимание – это научная категория, отражаю­щая процесс и результат целенаправленной мыслитель­ной деятельности человека, включающий в себя:

познание права,

его восприятие (оценку) и

отношение к нему как к целостному социальному явлению.

К IV-III тысячелетию до н. э. происходит переход от присваивающего хозяйства к производящему: самоорганизующиеся процессы взаимодействия человека и природы, поддержание равновесия между ними сменяются сознательным регулированием сельскохозяйственного производства, ремесла, скотоводства.

Происходит усложнение организации производства, появляются новые управленческие функции, происходит становление подлинно трудовой деятельности, ее нового типа, связанного с производством пищи.

Возникает необходимость регламентировать это производство:

· нормировать,

· учитывать трудовой вклад каждого член общества,

· результаты его труда,

· участие в создании общественных фондов,

· выдачи ему из общественных фондов вознаграждения за труд.

Появляется позитивное право, т.е. право узаконенное, или санкционированное государством.

Пути возникновения права в процессе перехода от первобытнообщинного строя к государственной организации общества:

• Санкционирование государством норм первобытных обычаев и превращение их в нормы права (обычаи);

• Юридический прецедент (судебное или административное решение по конкретным делам), которому государство придает юридически обязательную силу для аналогичных дел;

• Издание государством нормативных актов, содержащих нормы права.

Рассматривая проблему исторических предпосылок права, следует выделить три основных подхода к ее разрешению.

Первый подход – классовый (К. Маркс, В. Ленин, И. Сталин). Право возникает вместе с государством в результате появления частной собственности и расслоения общества на классы; для защиты собственности и эксплуатации классом эксплуататоров, класса эксплуатируемых.

Второй подход условно можно назвать диалектико-социологическим. Он связывает возникновение права с утверждением обменных отношений и переходом от локальных сообществ к обществу в современном смысле слова.

Сущностными принципами обмена, его атрибутами являются:

· свобода личности,

· формальное равенство с другим субъектом (при обмене невозможно навязать свою волю другому субъекту),

· частная собственность (обменивать можно то, что принадлежит субъекту по праву)

· эквивалентность обмениваемого (следствие формального равенства).

Именно эти отношения объективно требуют соответствующей адекватной формы. Такой формой и выступает право.

Третий подход – антропологический. Крупнейшие представители современной политической антропологии, утверждают, что политическая организация и право являются универсальными социальными явлениями, изначально присущими обществу. Они появляются вместе с обществом и исчезнут с ним же. В ходе эволюции общества изменяется лишь степень зрелости права, но не его сущность. Другими словами, само существование общества доказывает существование права.

Естественно-правовой подход

Суть данной теории состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом. Последнее основы­вается именно на требованиях естественного права (право на жизнь, свободное развитие, труд, участие в делах общества и государства). По­нятие естественного права включает в себя представления о прирожден­ных и неотъемлемых правах человека и гражданина, которые являются обязательными для каждого государства.

Естественное право это совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека, его проживанием в обществе. К таким правам отно­сятся: права человека на жизнь, свободу, собственность, общение с себе подобными, продолжение рода, нормальные условия человеческого су­ществования, охрану своей жизни и здоровья со стороны общества и государства.

Теория естественного права получила распространение в XVII-XVIII вв. Ее главными авторами были Г. Гроций. Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтес­кье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищев.

Достоинствами теории являются:

• прогрессивность;

• признание за человеком его неотъемлемых прав и свобод;

• допущение, что официальные законы не всегда соответствуют естественному праву (то есть нормам справедливости).

К основным недостаткам теории естественного права относятся:

• прямое отождествление права и морали;

• противопоставление писаного (позитивного) и неписаного (естествен­ного) права, то есть конкретных формально-определенных юридичес­ких норм и абстрактных идей;

• преувеличение роли неписаного права;

• различное понимание людьми идей справедливости.

Позитивистский подход

(К. Бергбом, Г. Шершеневич) В отличие от естественно-правовой теории, для которой основные права и свободы первичны по отношению к законодательству, позитивизм вводит по­нятие «субъективное право» как производное от объектив­ного права, установленного, созданного государством. Госу­дарство делегирует субъективные права и устанавливает юридические обязанности в нормах права, составляющих закрытую совершенную систему. Позитивизм отождествля­ет право и закон.

Положительным здесь нужно признать возможность ус­тановления стабильного правопорядка, детального изуче­ния догмы права – структуры правовой нормы, оснований юридической ответственности, классификации норм и нор­мативных актов, видов интерпретации.

К негативным моментам теории следует отвести вводи­мую ею искусственную ограниченность права как системы от фактических общественных отношений, отсутствие воз­можности нравственной оценки правовых явлений, отказ от исследований содержания права, его целей.

Социологический подход

Социологическая теория права сформировалась в XX веке. Ее авторами считаются Э. Эрлих, Г. Канторович, Муромцев.

Суть социологической теории составляют следующие положения:

• право и закон нетождественны между собой;

• закон – писаное право;

• право – реализация закона (то есть правопорядок, юридическая практи­ка, правоприменение).

Право – система правоотноше­ний, реальное поведение людей, регулируемое правом.

Теория прогрессивна с точки зрения либерализма и широкого понима­ния правопорядка.

Недостаток теории – в фактическом отождествлении права и правопо­рядка.

Понятие и признаки права.

Право – это система исходящих от государства общеобязательных, формально определенных, гарантированных принудительной силой государства правил поведения общего характера, являющихся регулятором общественных отношений и основывающихся на принципах естественного права.

Выделяют право в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т.п.);

Выделяют право в специально-юридическом смысле, как юридический инструмент, связанный с государством.

Право (в формально-юридическом смысле) – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Правопонимание – это научная категория, отражаю­щая процесс и результат целенаправленной мыслитель­ной деятельности человека, включающий в себя:

познание права,

его восприятие (оценку) и

отношение к нему как к целостному социальному явлению.

Право как специфический, отличный от других, социальный регулятор обладает следующими признаками:

Общезначимость.

Публичность – право принимается от имени всего общества и распространяет свое воздействие на всех членов сообщества, независимо от их участия в правотворческой деятельности и внутренней психологической оценки, значимости устанавливаемых при помощи права правил поведения.

Неразрывная связь права с государством.<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.6 (0.168 с.)