Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система права: понятие, признаки, элементы

Поиск

Система права – это объективно существующее строение права, ха­рактеризующееся внутренней согласованностью, взаимообусловленнос­тью и взаимодействием составляющих его норм, объединённых по соот­ветствующему основанию в отдельные отрасли, институты и другие правовые общности.

Система права характеризует внутреннюю структуру права, определя­ет основополагающие принципы объединения и дифференциации юриди­ческих норм.

Система права характеризуется следующими чертами:

а) единством и согласованностью норм, ее составляющих;

б) разделением на взаимосвязанные отрасли и институты права;

в) объективностью строения;

г) иерархичностью;

д) непротиворечивостью.

Таким образом, система права состоит из отраслей, включающих подотрасли права и правовые институты.

Отрасль права – это относительно самостоятельное подразделе­ние системы права, состоящее из правовых норм, регулирующих каче­ственно специфический вид общественных отношений (ЗП, ФП).

Приоритетное положение отрасли в системе права определяется тем, что она отражает и регулирует наиболее важные, относительно обособленные группы общественных отношений, играющие существен­ную роль в организации общественной жизни.

Это наиболее широкое объединение правовых норм, регулирующих все раз­нообразие определенного вида общественных отношений. В отличие от других структурных элементов системы права отрасль, не порывая си­стемной связи, обладает относительной автономией: способна к само­стоятельному функционированию в общей системе права.

Все отрасли права, являясь структурными элементами системы права, взаимосвязаны органическим единством, хотя и неравнозначны по своему значению.

В рамках системы права проводится различие между отраслями мате­риального и процессуального права.

Отрасли материального права – содержат нормы, которые закрепля­ют (материализуют) общие принципы (пределы) допустимого (недопусти­мого) поведения субъектов права.

Отрасли процессуального права – это отрасли, имеющие организаци­онно-процедурный, управленческий характер, регламентирующие поря­док реализации субъективных прав и юридических обязанностей, разреше­ния юридических конфликтов (главным образом, в сфере правосудия).

Право в субъективном смысле рассматривается как частное или публичное в зависимости от того, принадлежит ли оно частному лицу, самостоятельному индивиду или члену государственной организации. В первом случае речь идет о праве частном (праве собственности); во втором случае – о праве публичном (праве участвовать в выборах).

Правовой институт – это обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих раз­новидность определенного вида общественных отношений. В отличие от отраслей права правовой институт объединяет нормы, которые регули­руют лишь часть отношений определенного вида. Эти нормы действуют в составе отрасли права, хотя и отличаются от других отраслевых норм некоторым своеобразием.

Правовые нормы образуют отрасль не непо­средственно, а через институты. От­расль конституционного права включает «институт гражданства», «институт избирательного права» и другие.

Институты подразделяются на отраслевые и межотраслевые.

В рам­ках отраслевого института объединяются нормы, регулирующие обще­ственные отношения только в рамках одной отрасли (институт преступно­го деяния в уголовном праве).

Межотраслевой институт включает в себя юридические нормы, входящие в состав различных отраслей права, но при этом регулирующие взаимосвязанные родственные Общественные отно­шения (институт собственности).

Родственные институты одной и той же отрасли права в своей со­вокупности образуют подотрасль права. Нормы подотрасли права регу­лируют группы близких отношений определенного вида. Например, «обязательственное право» в составе отрасли гражданского права объединяет целый ряд правовых институтов (поставки, мены, подряда, го­сударственного страхования и другие).

55 Критерии отраслевого деления: предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования - это фактические отношения людей, связанные с реализацией правил возможного и должного поведения, которые объективно нуждаются в правовом воздействии. Юридически значимые отношения связаны с реализацией интересов трудового, управленческого, имущественного, семейного и т.д. характера.

Юридически значимым отношениям присущи следующие черты:

- это жизненно важные для отдельных индивидов и социальных групп отношения;

- возникновение этих отношений связано с волевой, целенаправленной деятельностью членов сообщества;

- юридически значимые отношения - это устойчивые, повторяющиеся отношения;

- поведение участников отношений в правовой сфере предполагает внешний контроль со стороны компетентных правоохранительных органов (МВД, налоговая полиция, таможенная служба).

Метод правового регулирования (правовой инструментарий) – совокупность взаимосвязанных средств, приемов, способов юридического воздействия на поведение людей, при помощи которых обеспечивается установленный в обществе правопорядок.

Если рассмотрение предмета правового регулирования позволяет ответить на вопрос, что регулирует право, то изучение метода необходимо для понимания того как (каким образом) осуществляется процесс правового регулирования в сфере составляющих предмет общественных отношений.

Все методы правового регулирования могут быть отнесены либо к императивным, либо к диспозитивным.

Метод правового регулирования проявляется также в ха­рактере оснований возникновения и движения правоотноше­ний, т. е. в характере юридических фактов (отраслям административного, финансового права в качестве таких оснований свойственны властные акты государственных органов, граж­данскому праву— сделки, договоры и т.д.); юридических санкций (для гражданского права специфичны пени, неус­тойки, возмещение причиненного ущерба и т. д., для уголов­ного – лишение свободы, конфискация имущества, ссылка и т. д.); форм юридической защиты субъективных прав (ос­новной формой защиты гражданских субъективных прав яв­ляется судебная и арбитражная, для трудового права – с учас­тием профсоюзов и судебная, финансового права – админи­стративная и судебная).

 

56 Отрасль права – это относительно самостоятельное подразделе­ние системы права, состоящее из правовых норм, регулирующих каче­ственно специфический вид общественных отношений.

Так, нормы пра­ва, регулирующие земельные отношения, образуют отрасль земельного права; совокупность норм, которые определяют характер финансовых отношений в государстве, составляют отрасль финансового права.

Приоритетное положение отрасли в системе права определяется тем, что она отражает и регулирует наиболее важные, относительно обособленные группы общественных отношений, играющие существен­ную роль в организации общественной жизни.

Это наиболее широкое объединение правовых норм, регулирующих все раз­нообразие определенного вида общественных отношений. В отличие от других структурных элементов системы права отрасль, не порывая си­стемной связи, обладает относительной автономией: способна к само­стоятельному функционированию в общей системе права.

Все отрасли права, являясь структурными элементами системы права, взаимосвязаны органическим единством, хотя и неравнозначны по своему значению. Образование новых отраслей является закономерным следстви­ем объективных изменений, происходящих в социально-политической сис­теме. Усложнение общественных отношений, обусловливает необходи­мость возникновения новых социально-правовых регуляторов. При этом происходит постепенное накопление однотипного нормативного материа­ла, нуждающегося, в конечном счете, в унификации и обособлении. Од­ним из видов такой унификации как раз и является процесс создания новых отраслей права. В системе российского права традиционно к основным отраслям права относят конституционное (государственное), гражданское, административное, уголовное. Вместе с тем, достаточно часто, в качестве самостоятельных отраслей рассматриваются такие отрасли как: налоговое право, таможенное право, банковское право и т.д.

В рамках системы права проводится различие между отраслями мате­риального и процессуального права.

Отрасли материального права – содержат нормы, которые закрепля­ют (материализуют) общие принципы (пределы) допустимого (недопусти­мого) поведения субъектов права.

Отрасли материального права образуются соответственно материаль­ными нормами права, являющимися по своей сути правилами поведения, формулирующими состав правоотношения, характеризующими права и обязанности субъектов, их устанавливающими, пределы правового регу­лирования. К отраслям материального права относится: конституционное право, уголовное право, гражданское право, трудовое право и т.д.

Отрасли процессуального права – это отрасли, имеющие организаци­онно-процедурный, управленческий характер, регламентирующие поря­док реализации субъективных прав и юридических обязанностей, разреше­ния юридических конфликтов (главным образом, в сфере правосудия).

Нормы процессуального права регламентируют процедуру примене­ния норм материального права и производны от них. При помощи процес­суальных норм определяется круг участвующих в процессе субъектов, пе­речисляются их права и обязанности, устанавливаются сроки осуществле­ния предусмотренных законодателем процессуальных мероприятий. К от­раслям процессуального права относятся: уголовно-процессуальное пра­во, гражданское процессуальное право, арбитражно-процессуальное пра­во.

Исторически все системы права условно включают в себя право частное и публичное. Такое деление возможно только в сфере реализации права, то есть в сфере правоотношений. Как система норм, исходя­щих от специфической организации общества, право призвано охранять интересы всего общества, всемерно учитывая интересы составляющих его индивидов. Охраняя собственные интересы, государство посред­ством правовых установлений охраняет в первую очередь интересы сво­их граждан. В идеальном случае частные и публичные интересы, отра­женные в праве, должны совпадать.

Тем не менее, в жизни цивилизованного общества имеется опреде­ленная градация между общественным и частным интересом, которая находит объективное отражение в системе права. Право в субъективном смысле рассматривается как частное или публичное в зависимости от того, принадлежит ли оно частному лицу, самостоятельному индивиду или члену государственной организации. В первом случае речь идет о праве частном (праве собственности); во втором случае – о праве публичном (праве участвовать в выборах). В обоих случаях лицо обла­дает правом как член известного общественного целого. Однако в сфере частного права лицо действует по собственному праву, а не по праву какого-нибудь общественного целого. Понятно, что не существует во­обще прав, которые принадлежали бы лицу как изолированному инди­виду. Все права, в том числе и частные, принадлежат лицу по отноше­нию к другим лицам, по отношению к государству.

Мировая юридическая наука считает деление права на частное и публичное в известной мере условным, но необходимым.

Естественным основанием для деления права на частное и публичное является характер правовых взаимоотношений между индивидуумом и государственно-организованными структурами общества. Всякое право, будь оно частное или публичное, заключает в себе отношения конкретного лица не толь­ко к другим лицам, но и к государству и обществу в целом. В зависимос­ти от того, каково отношение субъекта права к общим государственным интересам, право будет частным или публичным. Те права, где индиви­дуальное лицо является независимым, самостоятельным субъектом пра­ва, — это права частные. Если же субъект выступает как часть соци­ального целого, ему подчиненная, — это права публичные. В правовом государстве частные и публичные права гармонически сочетаются.

Интересны в этом отношении суждения Г. Ф. Шершеневича. Он считал, что обеспечение интересов отдельных лиц при помощи права достигается двояким путем. С одной стороны, государство очерчивает круг свободного проявления личности и осуществления ее интересов, охраняя от посторонних вторжений. С другой стороны, государство определяет устройство и порядок деятельности своих органов, имеющих целью принудительное выражение интересов отдельных лиц. В первом случае нормы права удовлетворяют частным интересам непосредствен­но, во втором – косвенно. В этом плане для частника главным являет­ся не только признанное законом право собственности, но и то, как правоохранительные органы, государство в целом охраняют его соб­ственность. По мнению Шершеневича, интересу правильной обществен­ной организации следует противопоставлять не институт права соб­ственности, а права собственников.

К публичному праву относятся отрасли государственного, административного и уголовного права.

Отрасли публичного права объединяют юридические нормы обще­значимого, общеобязательного характера, реализация которых осуществ­ляется независимо от внутреннего отношения субъекта к закрепленному в норме предписанию и не предполагает (в качестве необходимого условия) вступление субъектов в правоприменительное отношение.

К примеру, нормы уголовного права реализуются независимо от того, вступает субъект в предусмотренное нормой отношение (т.е. совершает преступление) или нет. К отраслям публичного права относятся конститу­ционное, административное, уголовное право.

Традиционно к частному праву относят те отрасли, которые при­званы обеспечивать интересы частных лиц (гражданское, банковское, страховое, патентное право и другие).

Отрасли частного права – это отрасли, регулирующие отношения между юридически равными субъектами, которые возникают в результате волеизъявления этих субъектов и предполагают реализацию корреспонди­рующих прав и обязанностей.

Реализация предписаний, закрепленных нормами частного права, на­ходится в непосредственной зависимости от волеизъявлений субъектов (нельзя в принудительном порядке обязать человека создать семью, устро­иться на работу, заключить договор). Вне правоотношений реализация ча­стного права невозможна. В рамках правоотношений, урегулированных нормами частного права, субъекты могут самостоятельно достигать по­ставленных целей, требовать от контрсубъектов выполнения соответству­ющих обязательств, претендовать на помощь государства в случае возник­новения конфликта, который не может быть разрешен в рамках частнопра­вового отношения. К отраслям частного права относятся гражданское пра­во, семейное право, трудовое право и т.д. В том случае если в процессе реализации норм частного права возникает коллизия с нормами публич­но-правового характера, то государство будет разрешать сложившуюся конфликтную ситуацию, опираясь на нормы публичного права. К приме­ру, если сделка, заключенная с целью удовлетворения частных интересов договаривающихся сторон, приведет к нарушению установленного уголовно-правовыми нормами правопорядка, то конфликт будет разрешен в соответствии с предписаниями, закрепленными в уголовном праве.

В свою очередь отрасль права подразделяется на отдельные взаимосвя­занные элементы, которые называются институтами права. Такая внутриотраслевая группировка правовых норм обусловлена характер­ными особенностями различных отношений определенного вида.

 

Публичное и частное право

Исторически все системы права условно включают в себя право частное и публичное. Такое деление возможно только в сфере реализации права, то есть в сфере правоотношений. В идеальном случае частные и публичные интересы, отра­женные в праве, должны совпадать.

Право в субъективном смысле рассматривается как частное или публичное в зависимости от того, принадлежит ли оно частному лицу, самостоятельному индивиду или члену государственной организации. В первом случае речь идет о праве частном (праве собственности); во втором случае – о праве публичном (праве участвовать в выборах). В обоих случаях лицо обла­дает правом как член известного общественного целого. Однако в сфере частного права лицо действует по собственному праву.

Естественным основанием для деления права на частное и публичное является характер правовых взаимоотношений между индивидуумом и государственно-организованными структурами общества. Те права, где индиви­дуальное лицо является независимым, самостоятельным субъектом пра­ва, — это права частные. Если же субъект выступает как часть социального целого, ему подчиненная, — это права публичные. В правовом государстве частные и публичные права гармонически сочетаются.

К публичному праву относятся отрасли государственного, административного и уголовного права.

Отрасли публичного права объединяют юридические нормы общезначимого, общеобязательного характера, реализация которых осуществ­ляется независимо от внутреннего отношения субъекта к закрепленному в норме предписанию и не предполагает (в качестве необходимого условия) вступление субъектов в правоприменительное отношение.

К примеру, нормы уголовного права реализуются независимо от того, вступает субъект в предусмотренное нормой отношение (т.е. совершает преступление) или нет. К отраслям публичного права относятся конституционное, административное, уголовное право.

Традиционно к частному праву относят те отрасли, которые при­званы обеспечивать интересы частных лиц (гражданское, банковское, страховое, патентное право и другие).

Отрасли частного права – это отрасли, регулирующие отношения между юридически равными субъектами, которые возникают в результате волеизъявления этих субъектов и предполагают реализацию корреспондирующих прав и обязанностей.

Реализация предписаний, закрепленных нормами частного права, находится в непосредственной зависимости от волеизъявлений субъектов (нельзя в принудительном порядке обязать человека создать семью).

58 Понятие системы законодательства.

Система законодательства – это упорядоченная совокупность нормативно-правовых актов, действующих в данный момент в пределах юрисдикционной территории государства, в которых излагаются нормы права.

Под системой законодательства понимается совокуп­ность нормативно-правовых актов, в которых объективи­руются внутренние содержательные и структурные харак­теристики права.

Данная система является внешним выра­жением системы права. Последняя же свое реальное бытие получает именно в четких, формально-определенных актах-документах.

Однако совпадение между системой права и системой законодательства в пределах от отдельной нормы до права в целом не абсолютно. В этих границах они суще­ствуют самостоятельно, так как обладают своей специфи­кой, имеют собственные тенденции развития.

Систему законодательства характеризует следующие признаки:

1. Публичность

2. Объективность

3. Формальность

4. Иерархичность

5. Непосредственная связь с государством

6. Непосредственная связь с пространством и временем

7. Внутренняя согласованность предполагает действие нормативно-правовых актов не изолированно, а последовательно. Например, применяя Уголовный кодекс, мы не можем не применить нормы, содержащиеся в Уголовно-процессуальном кодексе и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.155.142 (0.011 с.)