Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Право в системе социального регулирования.↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Право в системе социального регулирования. Право – система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых либо санкционируемых компетентными гос. органами или принимаемых путем референдума в целях регулирования общественных отношений, выражающих первоначально волю определенных классов, слоев населения, а по мере демократизации общества – большинства народа, реализация к-рых обеспечивается гос-вом. Основные признаки права: -нормативность; -неперсонифицированность и неоднократность прменения; -институциональность; - право создается государством; - имеет общеобязательный характер; - устанавливает права и обязанности субъектов; - имеет волевой характер; - находит выражение в правовых документах; - выступает в письменной форме. Система нормативного регулирования – это совокупность социальных норм, регулирующих поведение людей в обществе, отношения их между собой в рамках общественных организаций, трудовых коллективов и социально-технических норм, регулирующих их взаимодействие с природой, правила пользования техникой. Виды социальных норм: 1. мораль (нравственность) – правила поведения, складывающиеся стихийно, в процессе становления и развития общества в соответствии с представлениями о добре, зле, справедливости, чести, совести, долге; 2. обычаи, традиции, обряды, ритуалы, нормы права, религиозные нормы, корпоративные нормы, 3. нормы: эстетические, культурные, политические, организационные, нормы трудовых коллективов. Отличие норм права от других соц. норм: 1. устанавливаются гос-вом; 2. имеют письменную форму; 3. их действие прекращается велением гос-ва; 4. регулируются, обеспечиваются гос-вом; 5. нарушением норм права влечет юрид. отв-сть; 6. регулируют наиболее важные общественные отношения. Социальное назначение права состоит в обеспечении функционирования общества как единого целого. Право способствует гармонизации и сочетанию интересов различных социальных групп и отдельных лиц. Ценность права состоит в том, что оно выражает идеи добра, правды, справедливости и свободы, общечеловеческие идеалы. Социальная ценность права заключается также в том, что право является выразителем свободы личности в экономике, политике, в области социально-культурных отношений. Право обеспечивает гармоничное сочетание интересов личности с интересами общества и государства, их взаимной ответственности. В случае возникновения политической и экономической нестабильности, национальных и этнических столкновений, право должно выступать средством достижения мира и согласия, обеспечивать организованность и порядок в обществе. Право является одним из ведущих средств воздействия государства на общество, выступает ведущим регулятором общественных отношений. Это регулирование состоит в воздействии права на общественные отношения путем установления общих правил поведения граждан, функционирования органов государства, деятельности предприятий, учреждений и организаций, установления прав и обязанностей субъектов, порядок их реализации и защиты. Одновременно оно устанавливает ответственность за нарушение правовых предписаний, невыполнение возложенных обязанностей. Право воздействует на сознание людей, регламентирует их поведение в общественной, политической, личной, культурной жизни, в области научной и производственной деятельности. Понятие, сущность и происх-е права. Взаимод-е права с экон-й и политикой. Право – система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых либо санкционируемых компетентными гос. органами или принимаемых путем референдума в целях регулирования общественных отношений, выражающих первоначально волю определенных классов, слоев населения, а по мере демократизации общества – большинства народа, реализация к-рых обеспечивается гос-вом. Основные концепции сущности права: 1) Позитивизм и легизм отождествляют право и закон: «закон есть форма, а право это не один закон, а вся сумма или совокупность законов». И поэтому право представляет собой совокупность норм, установленных государством и обеспеченных его принудительной силой. 2) Марксистское понимание сущности права. Марксистско-ленинской теории права, определяющей право как волю, возведенную в закон экономически господствующими классами. 3) Естественное право - право на жизнь, свободу, собственность. 4) Историческая школа права утверждает, что каждый народ имеет свое самобытное право, и сущность права для каждого народа разная. Ценность права состоит в том, что оно выражает идеи добра, правды, справедливости и свободы, общечеловеческие идеалы. Социальная ценность права заключается также в том, что право является выразителем свободы личности в экономике, политике, в области социально-культурных отношений. Право обеспечивает гармоничное сочетание интересов личности с интересами общества и государства, их взаимной ответственности. В случае возникновения политической и экономической нестабильности, национальных и этнических столкновений, право должно выступать средством достижения мира и согласия, обеспечивать организованность и порядок в обществе, упорядоченности общественных отношений.
Норма права. Правоотношение. Юридический факт. Норма права -установленное или санкционированное государством правило поведения, регулирующее определенную разновидность общественных отношений, реализация которых обеспечивается компетентными государственными органами. Признаки: 1 Неразрывная связь с государством 2 Реализация правовых норм гарантируется государством 3 Общий и обязательный характер 4 Рассчитаны на многократное применение 5 Характеризуются формальной определенностью 6 Регулирует узкую разновидность общественных явлений. Правоотношение — это взаимоотношение между субъектами права, то есть участниками по поводу объекта, при котором возникают права и обязанности. Элементы правоотношения: субъекты, объекты, права и обязанности. Участники правоотношений именуются субъектами. Субъекты правовых отношений подразделяются на две категории: 1. Юридические лица, как таковые. У них нет обособленных правовых статусов. 2. Государство (лицом назвать его можно чисто условно). Правовыми статусами здесь являются так называемые ветви государственной власти, например: · Президент; · Правительство; · Парламент; · Судебная власть; Для того чтобы участвовать в правоотношениях, необходимо обладать правоспособностью. Правоспособностью участников гражданских правоотношений наделяет государство, признавая тем самым их в качестве субъектов права. Для того чтобы своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их, субъекты правоотношений наделяются дееспособностью. Объект правоотношения — это те явления (предметы) окружающего нас мира, на которые направлены субъективные юридические права и обязанности (Например в гражданских правоотношениях объектами выступают деньги, цен. бум., др. имущество, информация, работы, услуги). Юр фа́кт — конкретное жизненное обст-во (условие, ситуация), с которым норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Выделяют юридические факты: · Правообразующие правоизменяющие правопрекращающие · правоподтверждающие (обоснованные факты) · правовосстанавливающие · правопрепятствующие По связи с волей субъекта юридические факты могут быть классифицированы на события (появление которых объективно не зависит от воли сторон правоотношения, например: смерть человека) и деяния (появление которых связано с волей хотя бы одного из участников правоотношения). Функции Конституции. 1) Конституция является главным источником права, основным регулятором общественных отношений. На основе конституции формируется вся система текущего законодательства. 2) Конституция является правовой основой политической системы, определяет основы конституционного строя, основы отношений личности и государства, основы избирательной системы (политическая функция). 3) Конституция закрепляет формы собственности в Республике Беларусь – государственную и частную (экономическая функция). 4) Изучение норм Конституции предполагает формирование у населения правовой культуры (духовно-идеологическая функция). 5) Конституция закрепляет определенные устои обществ, государства и человека (учредительная функция). 6) Защищает интересы государства и общества (охранительная функция). 7) Объединяет основы всех отраслей права (интеграционная функция). 8) Определяет правомочия гос. органов, граждан, ДЛ (правонаделительная).
Содержание Конституции Республики Беларусь. Основные черты и особенности Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994г. (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). Конституция РБ была принята квалифицированным большинством депутатов Верховного Совета 15 марта 1994 года и вступила в силу 30 марта 1994 года (со дня опубликования). Состояла из 8 разделов и 149 статей. 24 ноября 1996 года по результатам республиканского референдума были внесены изменения и дополнения в Конституцию РБ от 15 марта 1994 года. Изменения касались в основном устройства государственной власти. По форме правления РБ можно признать как смешанная республика. В настоящее время Конституция состоит из 9 разделов и 146 статей. Первые разделы не были существенно изменены. В настоящее время государственными языками признаются белорусский и русский. Право назначения республиканских референдумов принадлежит Президенту РБ. Инициирование референдума принадлежит Президенту, Палате представителей и Совету Республики, граждан в количестве 450 тысяч, в том числе не менее 30 тысяч от каждой области и города Минска. Среди высших гос. органов первое место принадлежит Президенту - глава государства, гарант Конституции, прав и свобод граждан. Им может быть гражданин РБ по рождению и проживающий не менее 10 лет в Республике Беларусь перед выборами. Президент может издавать декреты, указы и распоряжения. Впервые введено понятие делегированного законодательства. Парламент называется – Нац Собранием и состоит из 2 палат: Палаты представителей и Совета Республики. Уменьшился кол-й состав парламента. Палата П включает 110 депутатов. Совет Р состоит из 64 членов, из к-х 8 назнач Президентом. Право законодательной инициативы принадлежит: Президенту, депутатам Палаты П, Совету Р, Правительству и гражданам в количестве не менее 50 тысяч человек. Правительство – Совет Министров является центральным органом государственного управления, осуществляющим исполнительную власть в республике. Подотчетно Президенту и несет ответственность перед Парламентом. Судебная система строится на принципах территориальности и специализации. Конституционный Суд отнесен к органам судебной власти. Состоит из 12 судей, шесть назначаются Президентом, шесть избираются Советом Республики. Конституционный Суд утратил право по собственной инициативе рассматривать конституционность актов. Инициаторами проверки конституционности актов теперь являются: Президент, Парламент, Верховный Суд, Высший Хозяйственный Суд и Совет Министров. Раздел 5 «Местное управление и самоуправление» был дополнен статьей в которой предусматривается, что рук-ли местных исполнительных и распорядительных органов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом. В Конституцию РБ по результатам республиканского референдума от 17 октября 2004 года были внесены изменения, а именно, статья 81 изложена в следующей редакции: «Президент избирается на пять лет непосредственно народом РБ на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании». Понятие и конституционно-правовое регулирование гражданства. Принципы гражданства. Приобретение и сохранение гражданства. Условия и порядок приема в гражданство Республики Беларусь. Прекращение гражданства. Разрешение дел о гражданстве. Гражданство — важнейший, самостоятельный конституционно-правовой институт. В РБ вопросы гражданства регулируются: · Конституцией · Законом РБ «О гражданстве РБ» · Указом Президента РБ «Об о порядке рассмотрения вопросов связанных с гражданством РБ и образованной при Президенте РБ комиссии по вопросам гражданства» и др. нормативно-правовыми актами. Гражданство Республики Беларусь - это связь человека с Республикой Беларусь, представляет собой совокупность их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Гражданство Республики Беларусь приобретается: · по рождению; · в результате приема в гражданство Республики Беларусь (нет 2го гражданства); · в порядке регистрации; · по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом. Имеется право гражданства в результате приема, которое осуществляется на основании письменного заявления лица, достигшего 18 лет, если лицо выполняет требования: Ø берет на себя обязательство соблюдать Конституцию и иное законодательство РБ Ø знает 1 из государственных языков в пределах, необходимых для общения Ø постоянно проживает на территории РБ не менее 7 лет Ø имеет законный источник средств существования Ø не имеет гражданства либо гражданство иностранного государства утрачено в случае приобретения гражданства РБ, либо лицо обращается в полномочный орган иностранного государства с заявлением о выходе из гражданства этого государства Ст.14 закона закрепляет, что в некоторых случаях 7-летний срок проживания на территории РБ может быть сокращен либо не применяться вовсе (для иностранных лиц либо лиц без гражданства, которые ранее состояли в гражданстве РБ; в отношении лиц, которые имеют заслуги перед РБ). Гражданство Республики Беларусь прекращается вследствие: 1) выхода из гражданства Республики Беларусь (осуществляется добровольно на основе письменных заявлений соответствующего лица); 2) утраты гражданства Республики Беларусь (автоматическая потеря в случае поступления на военную службу в другое государство, службу в полицию, органы безопасности). Решения по вопросам выхода и утраты гражданства принадлежат Президенту РБ, который издает соответствующие указы. Прекращение гражданства РБ не допускается, если гражданин РБ: · является обвиняемым в суде или осужденным; · имеет задолженность по налогам; Отмена решения по вопросам гражданства возможна в течение 7 лет со дня его принятия Заявления по вопросам гражданства подаются заявителем лично в письменной форме в ОВД по месту жительства заявителя, а лица, постоянно проживающие за границей,— в соответствующий орган дипломатической службы РБ. ОВД сами решают вопросы приобретения гражданства РБ в порядке регистрации. Заявления по вопросам гражданства детей и недееспособных подаются родителями. По вопросам гражданства образуется комиссия на срок полномочий Президента в составе Председателя комиссии, 2 его заместителей и членов. Состав утверждается Президентом. Срок рассмотрения заявления о приеме в гражданство не должно превышать 1 год, о выходе — 6 мес., о приобретении гражданства в порядке регистрации—2 мес. Повторное заявление лица о приеме или выходе из гражданства принимается не раньше чем через 1 год после первой попытки.
Политическая система общества. Понятие и сущность государства как конституционно-правового института и важнейшего элемента политической системы общества. Конституционно-правовой статус политических партий, общественных объединений, профессиональных союзов, религиозных организаций. Политическая система общества - совокупность элементов посредством которых народ осуществляет политическую власть: Государство – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и население, располагает для этого специальным аппаратом и издает общеобязательные нормативные правовые акты. Государственный орган — гражданин или коллектив граждан, которым государство дало разрешение на осуществление функций и наделены правом принимать определенные властные решения. Государственное учреждение — группа лиц, которая не имеет права принимать общеобязательные решения, а только исполняет, т.е. реализует решения государственных органов (например, почта, больница, ВУЗ). Государственный аппарат — профессиональные государственные служащие, люди принимающие государственные решения и отвечающие за их исполнение. Виды партийных систем: 1) Государство с многопартийной системой (идеальный вариант): при этом нет доминирующей партии, 2) Двухпартийная: 2 из них наиболее сильные, многочисленные и попеременно сменяют друг друга (США, Великобритания). 3) Однопартийная 4) Нет парий: (ОАЭ, Саудовская Аравия). В РБ существует закон «О политических партиях». Сейчас у нас зарегистрировано 18 партий (среди них либерально-демократическая, экологическая, труда, коммунистическая, женская и т.д.). Политическая партия — независимое, образованное на основах индивидуального добровольного членства, объединение граждан, действующее в рамках Конституции и законов РБ, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах. На территории РБ не могут создаваться политические партии других государств и иностранные граждане не могут состоять в наших партиях. Партии строятся по территориальному признаку. У партий есть свое название, символика, программа, устав (там закрепляются цели, задачи, методы деятельности, порядок приема членов, их права и обязанности). Членами партии не могут быть: работники МВД, КГБ, МЧС, Военнослужащие, Президент РБ, Реестр партий ведет Министерство юстиции. Понятие и назначение института президентства. Место и роль Президента Республики Беларусь в системе государственных органов. Порядок избрания Президента Республики Беларусь, его компетенция. Отставка Президента Республики Беларусь. Порядок досрочного освобождения Президента от должности. Порядок выборов Президента Республики Беларусь Президентом Республики Беларусь может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее 10 лет непосредственно перед выборами. Выборы Президента Республики Беларусь являются свободными и проводятся при тайном голосовании, назначаются Палатой представителей за пять месяцев и проводятся в воскресенье не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента. Кандидатура Президента выдвигается с согласия 100 тыс. избирателей. Считается, что выборы Президента Республики Беларусь состоялись, если в голосовании приняло участие более половины граждан Республики Беларусь, включенных в список избирателей.. Президент является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. У него высокие обязанности перед народом Республики Беларусь в формах и пределах, определенных Конституцией Республики Беларусь, Законом «О Президенте Республики Беларусь». Срок полномочий Президента - 5 лет. Президент может быть досрочно освобожден от должности по состоянию здоровья или по собственному желанию. Полномочия Президента можно классифицировать на: 1. Полномочия в области организации работы Парламента и местных представительных органов; 2. Полномочия в области формирования Правительства Республики Беларусь и других центральных органов управления: назначает на должность Премьер-министра (с согласия нижней палаты Парламента); определяет структуру Правительства; 3. Полномочия в области законодательства и законности: имеет право отменять акты Правительства; подписывает законы; 4. Полномочия в области внешних сношений: ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах; 5. Полномочия в области обороны, обеспечения правопорядка и защиты граждан: является Главнокомандующим Вооруженных Сил Республики Беларусь 6. Полномочия в области формирования судебных органов: с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда; назначает шесть судей Конституционного Суда (в их числе Председатель), иных судей Республики Беларусь. 7.Личные полномочия: решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища; осуществляет помилование граждан и другие. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция Парламента - Национального собрания Республики Беларусь. Порядок выборов депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. В соответствии со ст. 90 Конституции РБ Национальное собрание состоит из двух палат: Палаты представителей (нижняя палата) и Совета Республики (верхняя палата). Состав Палаты представителей - 110 депутатов. Состав Совета Республики - 64 члена. Срок полномочий Парламента – 4 года, В соответствии со ст. 92 Конституции РБ депутаты Палаты представителей не могут заниматься никакой другой деятельностью или получать какие-либо дополнительные доходы, кроме зарплаты депутата. Парламент обладает компетенцией. Компетенция – это совокупность прав и полномочий. Компетенцией Палаты представителей являются следующие действия: · Палата назначает выборы Президента; · дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра; · рассматривает проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию,; · принимает отставку Президента; · принимает решение о смещении Президента с должности; · выдвигает обвинения против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления; · отменяет решения председателя Палаты. В компетенцию Совета Республики входит следующее: · Совет Республики избирает шесть судей Конституционного Суда Республики Беларусь; · избирает шесть членов Центризбиркома; · одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов; · принимает решения о роспуске местного Совета депутатов в случаях, предусмотренных законом; · дает согласие на назначение Президентом Республики Беларусь: Председателя Конституционного Суда; Председателей и судей Верховного Суда; Генерального прокурора; Председателя и члена Правления Национального банка; · рассматривает указы Президента Республики Беларусь о введении чрезвычайного или военного положения, полной или частичной мобилизации и в трехдневный срок принимает соответствующее решение. Принимает решения по другим вопросам, предусмотренным Конституцией Республики Беларусь. Депутатом Палаты представителей может быть избран гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года, постоянно проживающий в Республике Беларусь. Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей с одновременным занятием: 1 должности Президента Республики Беларусь; 2 судьи. 3 членом Совета Республики; 4 депутатом местного Совета депутатов. Для проведения выборов депутатов Палаты представителей на территории Республики Беларусь образуется 110 избирательных округов. Подготовку и проведение выборов депутатов Палаты представителей обеспечивают следующие избирательные комиссии: Центральная избирательная комиссия окружные избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии. Выборы признаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины избирателей округа, включенных в списки граждан, имеющих право участвовать в выборах.
Наследственное право. Прекращается брак. Гражданско-правовые сделки. Сделка – это действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 154 ГК). Сделки классифицируются: I. По числу сторон (односторонние, двух или многосторонние (договоры)). II. По форме совершения сделки (устные и письменные (ст. 159 ГК). Письменные сделки делятся на простые письменные и нотариально удостоверенные. Ряд сделок (например, договор продажи предприятия) подлежат государственной регистрации. Правовые последствия влечет только та сделка, которая отвечает установленным законодательством условиям действительности: -содержание сделки не должно противоречить нормативным правовым актам; -участники сделки должны быть дееспособными; -волеизъявление сторон должно быть совершено не для вида, а с намерением породить юридические последствия; -сделка должна быть совершена в форме, предусмотренной законодательством. Представительство. Представительство – сложное гражданско-правовое отношение, в котором одно лицо (представитель) совершает от имени и в интересах другого лица (представляемого) сделки и иные юридически значимые действия в отношениях с третьими лицами. Виды представительства: Законное – в силу предписания закона либо акта и не зависит от воли представляемого. Направленно на защиту несовершеннолетних. Законными представителями являются, например, родители; Добровольное представительство – соглашение между представителем и представляемым. (доверенность) коммерческое представительство. -лицо, постоянно и самостоятельно представительствующее от имени предпринимателей при заключении ими договоров в сфере предпринимательской деятельности. Признаки представительства: - представитель действует не от своего имени, а от имени представляемого; - права и обязанности по сделке, заключенной представителем, возникают, у представляемого; -. представителем по общему правилу может быть либо юридическое лицо, либо полностью дееспособный гражданин. - Нельзя осуществлять через представителя: - права строго личного характера (вступление в брак и пр.); - иные сделки, прямо указанные в законе (например, составление завещания). Представитель не может: -совершать от имени представляемого сделки в отношении себя лично; -представлять обе стороны сделки одновременно (кроме коммерческого представительства). Доверенность. Доверенность – письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому для представительства перед третьими лицами. Доверенность – это способ оформления отношений представительства. В зависимости от характера и объема полномочий представителя выделяют: - разовые доверенности ( на совершение одной конкретной сделки); - специальные доверенности – на совершение юридически значимых действий в определенной области либо на совершение ряда однородных сделок (например, доверенность на представительство интересов в суде); - общая (генеральные) доверенности – доверенности на совершение с имуществом доверителя всех возможных сделок. Доверенность должна быть составлена в письменной форме и нотариально лишь в случаях, установленных законом. Срок действия доверенности не более трех лет. Если срок не указан, то он считается равным одному году. Доверенность, в которой не указана дата ее выдачи, ничтожна. Отношения представительства носят доверительный характер, поэтому по общему правилу представитель обязан лично совершать предусмотренные доверенностью действия. Действие доверенности прекращается вследствие: -истечения срока доверенности; -отмены доверенности лицом, выдавшим ее; -отказа лица, которому выдана доверенность. Исковая давность. Исковая давность – это срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Сроки исковой давности: - Общие (3-х летний срок) - Специальные (для отдельных видов требований в случаях предусмотренных законом, - индивидуальные). Когда специальный не установлен действует общий срок. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Истечение исковой давности является основанием для отказа в иске, но не лишает права для обращения в суд – суд обязан принять исковое заявление, установив в судебном заседании факт пропуска срока исковой давности по уважительной причине, суд должен восстановить его и защитить нарушенное субъективное гражданское право. В течении срока исковой давности возможно наступление обстоятельств, которые препятствуют своевременному предъявлению иска и защите нарушенного права. Защита гражданских прав. Осуществляется путем: 1) признания права; 2) восстан-я положения, сущ-го до нарушения права; 3) пресечения действий, нарушающих право 4) установления факта ничтожности сделки 5) признания недействительным акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления; 6) самозащиты права; 7) присуждения к исполнению обязанности в натуре; 8) возмещения убытков; 9) взыскания неустойки; 10) компенсации морального вреда; «Защита прав потребителей». Действие этого Закона распространяется на отношения между потребителями и изготовителями, продавцами, поставщиками, ремонтными организациями, возникающие из договоров розничной купли-продажи, подряда, аренды, страхования, хранения. Совет Министров РБ может устанавливать особенности применения настоящего Закона (не противоречащие его основным положениям) по отдельным видам товаров, а также по отдельным видам договоров.1. Потребитель имеет право на: 1.1. Знания в области защиты прав потребителей; 1.2. информацию о товарах (работах, услугах), а также об их изготовителях (продавцах, поставщиках, исполнителях); 1.3. свободный выбор товаров (работ, услуг); 1.4. качество и количество товаров (работ, услуг), в том числе безопасность товаров (работ, услуг), 1.5. возмещение в полном объеме убытков, вреда, причиненных вследствие недостатков товара (работы, услуги); 2. Потребитель имеет и иные права, предусмотренные настоящим Законом и иным законодательством. 3. Государство гарантирует защиту прав и законных интересов потребителей Общие положения об обязательствах (понятие, виды, стороны, исполнение, обеспечение исполнения, прекращение). Если обязательство возникло, то оно должно быть исполнено. Исполнить обязательство – значит, совершить предусмотренные в нем действия или воздержаться от их совершения, если этого требует закон или договор. Гражданско-правовые нормы об обязательствах содержат различные принципы исполнения обязательств: неотвратимость исполнения обязательства и др. Среди них выделяют общие принципы, которым должно соответствовать исполнение обязательства в каждом отдельном случае: 1) надлежащее исполнение. Означает что предусмотренное в обязательстве действие (либо воздержание от совершения действия) надлежит выполнить в точном соответствии с указаниями закона, договора. 2) реальное исполнение. Означает исполнить обязательство в натуре (передать вещь, выполнить работу и др.), т.е. совершить то действие, которое предусмотрено в договоре. Меры, при неисполнении должником обязательства. Неустойка (штраф, пени) — определенная законом денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения. Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке. Неустойка устанавливается в виде штрафа или пени Залог передача должником материальных ценностей кредитору в обеспечение исполнения обязательства. Задаток -денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне в доказательство заключения договора в обеспечение его исполнения.. Удержание (ст. 340 ГК). кредитору, у которого находится вещь, удерживать ее вплоть до тех пор, пока соответствующее обязательство не будет выполнено. Данный способ обеспечения исполнения обязательств допустим как в отношениях между гражданами, так и в отношениях между юридическими лицами либо с их участием. Штрафная функция, Воспитательную Стимулирующую. 3 и 4 присущи при наличии вины. Воспитательное воздействие может выражаться в стимулировании правонарушителя к проявлению макс. внимательности. Для возникновения гражданско-правовой ответственности необходимо наличие состава гражданского правонарушения - совокупность общих типичных признаков (условий), которые характеризуют правонарушение с объективной и субъективной стороны. (противоправность поведения; наличие ущерба (убытков); вина правонарушителя). Гражданский кодекс (ст.372) предусматривает две формы вины: умысел и неосторожность. Умысел — это осознание неправомерности своего поведения, предвидение неблагоприятных последствий и желание или сознательное допущение их наступления. Неосторожность если из-за отсутствия должной внимательности и осмотрительности субъект не предвидит неблагоприятных последствий, хотя должен был и мог их предвидеть. Лицо признается невиновным, если при той степени внимательности и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для его надлежащего исполнения. Общие положения о наследовании. Наследственное право – это отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих переход имущественных и некоторых неимущественных прав граждан после их смерти к другим лицам. Сущ-ет 2 института наследия 1)По закону. Наследники делятся на наследников по закону первой очереди (дети, супруг, родители умершего), второй очереди (родные и не родные братья и сестры), третьей очереди (дед и бабка умершего со стороны отца или матери). Доля наследника по закону переходит по праву представления его соответствующим потомкам и делится поровну. Каждый из наследников, принявших наследство, отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества. Наследство может быть принято в течение 6 месяцев со дня открытия наследства (п.1 ст.1071 ГК). Наследование может осуществляться по закону или по завещанию. 2) Завещание – это личное волеизъявление только одного гражданина, который распоряжается принадлежащим ему имуществом на случай смерти. Зав
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 3078; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.223.129 (0.013 с.) |