Порядок принятия, изменения и отмены конституций. Толкование конституции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок принятия, изменения и отмены конституций. Толкование конституции.



 

Конституция – основной закон государства, закрепляющий государственную власть и определяющий ее взаимоотношение с обществом и гражданами, обладающий высшей юридической силой.

Законы, декреты и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь

Вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Парламента по инициативе:

1) Президента;

2) не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом.

Закон об изменении и дополнении Конституции:

1) может быть принят после двух обсуждений и одобрений с промежутком не менее трех месяцев.

2) не производятся в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей.

3) могут быть приняты, если за них проголосовало не менее 2/3 от полного состава каждой из палат Парламента.

4) могут быть проведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.

 


Содержание Конституции Республики Беларусь. Основные черты и особенности Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994г. (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.).

Конституция РБ была принята квалифицированным большинством депутатов Верховного Совета 15 марта 1994 года и вступила в силу 30 марта 1994 года (со дня опубликования). Состояла из 8 разделов и 149 статей.

24 ноября 1996 года по результатам республиканского референдума были внесены изменения и дополнения в Конституцию РБ от 15 марта 1994 года. Изменения касались в основном устройства государственной власти. По форме правления РБ можно признать как смешанная республика. В настоящее время Конституция состоит из 9 разделов и 146 статей.

Первые разделы не были существенно изменены. В настоящее время государственными языками признаются белорусский и русский.

Право назначения республиканских референдумов принадлежит Президенту РБ. Инициирование референдума принадлежит Президенту, Палате представителей и Совету Республики, граждан в количестве 450 тысяч, в том числе не менее 30 тысяч от каждой области и города Минска.

Среди высших гос. органов первое место принадлежит Президенту - глава государства, гарант Конституции, прав и свобод граждан. Им может быть гражданин РБ по рождению и проживающий не менее 10 лет в Республике Беларусь перед выборами. Президент может издавать декреты, указы и распоряжения. Впервые введено понятие делегированного законодательства.

Парламент называется – Нац Собранием и состоит из 2 палат: Палаты представителей и Совета Республики. Уменьшился кол-й состав парламента. Палата П включает 110 депутатов. Совет Р состоит из 64 членов, из к-х 8 назнач Президентом. Право законодательной инициативы принадлежит: Президенту, депутатам Палаты П, Совету Р, Правительству и гражданам в количестве не менее 50 тысяч человек.

Правительство – Совет Министров является центральным органом государственного управления, осуществляющим исполнительную власть в республике. Подотчетно Президенту и несет ответственность перед Парламентом.

Судебная система строится на принципах территориальности и специализации. Конституционный Суд отнесен к органам судебной власти. Состоит из 12 судей, шесть назначаются Президентом, шесть избираются Советом Республики. Конституционный Суд утратил право по собственной инициативе рассматривать конституционность актов. Инициаторами проверки конституционности актов теперь являются: Президент, Парламент, Верховный Суд, Высший Хозяйственный Суд и Совет Министров.

Раздел 5 «Местное управление и самоуправление» был дополнен статьей в которой предусматривается, что рук-ли местных исполнительных и распорядительных органов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом.

В Конституцию РБ по результатам республиканского референдума от 17 октября 2004 года были внесены изменения, а именно, статья 81 изложена в следующей редакции: «Президент избирается на пять лет непосредственно народом РБ на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании».

Понятие и структура конституционного строя. Закрепление основ конституционного строя в Конституции Республики Беларусь. Основные черты конституционного строя Республики Беларусь.

 

Конституционный строй - порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией,.

Конституционный строй включает три сферы общественных отношений:

Социальную основу конституционного строя составляет признание человека высшей ценностью и целью общества и государства (ст.2 Конституции РБ). Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответствен перед государством за исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.

Экономическую основу конституционного строя составляет понятие собственности (ст. 13 Конституции Республики Беларусь). Собственность может быть государственной и частной. Есть отношения, связанные с организацией производства, распределения, потребления и обмена, жизненных благ, т.е. экономическая система общества.

Политическую основу конституционного строя составляет устройство государственного аппарата на основе принципа разделения властей, политические институты и общественные объединения.

Основы Конституционного строя, согласно Конституции РБ, составляют демократизм, правовое государство, признание государством его прав и ценностей, социальное рыночное государство и т.д.

 

 


Понятие и конституционно-правовое регулирование гражданства. Принципы гражданства. Приобретение и сохранение гражданства. Условия и порядок приема в гражданство Республики Беларусь. Прекращение гражданства. Разрешение дел о гражданстве.

Гражданство — важнейший, самостоятельный конституционно-правовой институт. В РБ вопросы гражданства регулируются:

· Конституцией

· Законом РБ «О гражданстве РБ»

· Указом Президента РБ «Об о порядке рассмотрения вопросов связанных с гражданством РБ и образованной при Президенте РБ комиссии по вопросам гражданства» и др. нормативно-правовыми актами.

Гражданство Республики Беларусь - это связь человека с Республикой Беларусь, представляет собой совокупность их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Гражданство Республики Беларусь приобретается:

· по рождению;

· в результате приема в гражданство Республики Беларусь (нет 2го гражданства);

· в порядке регистрации;

· по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.

Имеется право гражданства в результате приема, которое осуществляется на основании письменного заявления лица, достигшего 18 лет, если лицо выполняет требования:

Ø берет на себя обязательство соблюдать Конституцию и иное законодательство РБ

Ø знает 1 из государственных языков в пределах, необходимых для общения

Ø постоянно проживает на территории РБ не менее 7 лет

Ø имеет законный источник средств существования

Ø не имеет гражданства либо гражданство иностранного государства утрачено в случае приобретения гражданства РБ, либо лицо обращается в полномочный орган иностранного государства с заявлением о выходе из гражданства этого государства

Ст.14 закона закрепляет, что в некоторых случаях 7-летний срок проживания на территории РБ может быть сокращен либо не применяться вовсе (для иностранных лиц либо лиц без гражданства, которые ранее состояли в гражданстве РБ; в отношении лиц, которые имеют заслуги перед РБ).

Гражданство Республики Беларусь прекращается вследствие:

1) выхода из гражданства Республики Беларусь (осуществляется добровольно на основе письменных заявлений соответствующего лица);

2) утраты гражданства Республики Беларусь (автоматическая потеря в случае поступления на военную службу в другое государство, службу в полицию, органы безопасности).

Решения по вопросам выхода и утраты гражданства принадлежат Президенту РБ, который издает соответствующие указы.

Прекращение гражданства РБ не допускается, если гражданин РБ:

· является обвиняемым в суде или осужденным;

· имеет задолженность по налогам;

Отмена решения по вопросам гражданства возможна в течение 7 лет со дня его принятия

Заявления по вопросам гражданства подаются заявителем лично в письменной форме в ОВД по месту жительства заявителя, а лица, постоянно проживающие за границей,— в соответствующий орган дипломатической службы РБ. ОВД сами решают вопросы приобретения гражданства РБ в порядке регистрации. Заявления по вопросам гражданства детей и недееспособных подаются родителями.

По вопросам гражданства образуется комиссия на срок полномочий Президента в составе Председателя комиссии, 2 его заместителей и членов. Состав утверждается Президентом.

Срок рассмотрения заявления о приеме в гражданство не должно превышать 1 год, о выходе — 6 мес., о приобретении гражданства в порядке регистрации—2 мес.

Повторное заявление лица о приеме или выходе из гражданства принимается не раньше чем через 1 год после первой попытки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.6 (0.015 с.)