Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, задачи и функции политологии. Её место в системе общественных наук.

Поиск

Предмет, задачи и функции политологии. Её место в системе общественных наук.

Политология – термин дан Аристотелем – наука о п/отношениях и п/деятельности людей, о сущности, формах и методах п/власти, о закономерностях развития п/систем. Политология - учение о политике, механизмах изучения власти и управления обществом. Термин произошел от слов "politika" и "logos" означал в греческом варианте - искусство управлять государством.

Предметом политологии являются закономерности формирования и развития полит. власти, организация, формы и методы её функционирования, использование в госудадарственно-организованном обществе; изучение политических теорий и доктрин, реальных политических систем, политической жизни, политического сознания, интересов и поведения субъектов в политике.

В Европе изучение политологии началось по рекомендации ЮНЕСКО с 1948 г. В РБ изучение политологии ведётся с 1989г.

Политология выполняет ряд функций:

- Прагматическая – направлена на достижение необходимых полит целей путём предварительной проверки выбранного курса с тем, чтобы избежать ошибок.

- Объяснительная – изъясняет причины принимаемых решений и пути их осуществления.

- Прогностическая – позволяет предположить наиболее вероятное развитие событий.

- Оценочная – даёт оценку полит строю, его институтам, событиям, поведению и т.д.

- Рационализации полит жизни – направлена на совершенствование

- Экспериментальная – призвана дать ответ на вопрос, что необходимо сделать, какое принять решения, чтобы получить желаемый результат.

- Воспитательная – формирует определённые полит культуры, гражданственности, обеспечение полит социализации общества и личности.

Место политологии в системе общественных наук

Пограничные политологические дисциплины: поли­тическая социология, политэкономия, политическая пси­хология, политическая антропология, политическая ана­логия, политическая гносеология, политэтнография, по­литическая аксиология, политическая этика и др.

Политика как общественное явление.

Политика — (узком смысле) особый, целенаправленный вид дея­тельности людей, связанный с завоеванием, удержани­ем и осуществлением государственной власти.

Уровни политики:

1. макро — государство как це­лое, власть, ее устройство и функционирование в цен­тре и на местах;

2. микро — относится к деятельности отдельных организаций (партий, профсоюзов, корпора­ций, фирм);

3. мего — к деятельности междуна­родных организаций.

Подходы объяснения политики:

· Теологический

· Натуралистический

· Социальный

· Экономический

Сущностные черты политики: 1) единство общих и частного интересов; 2) связь с государством; 3) мас­совость; 4) властность; 5) целенаправленность, созна­тельность; 6) связь с экономической сферой общества.

Некоторые авторы выделяют следующие элемен­ты политики:

1. политическая деятельность - политическая активность, направленная на изменение или поддержание существующих политических отношений. В структуре политической деятельности выделяются субъект, объект и непосредственно действие.

2. полити­ческие отношения;

3. политическое сознание - осмысление общества с точки зрения его политической организации и на основе ценностей, к которым относятся интересы государства, политической элиты, господствующих слоев населения и т.д.

4. поли­тические организации.

Функции политики:

· поддержание и укрепление целостности общест­ва, обеспечение общественного порядка и организован­ности;

· управление социально-политическими процесса­ми в обществе;

· разработка целей всего общества, определение приоритетов его развития;

· авторитарное, обязательное для всех распределе­ние дефицитных ценностей и благ;

· согласование интересов различных социальных групп населения, предотвращение и регулирование групповых конфликтов;

· политическая социализация и привлечение граж­дан к участию в политике, к управлению государствен­ными и общественными делами;

· разработка норм (законов), их применение и кон­троль за их соблюдением;

Виды политики: внешняя, внутренняя, международ­ная.

Субъектами п олитики являются те участники политической жизни, которые способны формулировать и реализовывать собственные цели. Субъекты политики классифицируются на:первичные — социально-исторические общности (мировое сообщество, гражданское общество, народы, социальные группы, этнические группы, индивидуумы); вторичные — политические институты и политиче­ские организации (государство, партии, общественно-по­литические объединения). Первичные субъекты политики являются социаль­ной базой для создания вторичных.

Объект в политике — это та часть политической реальности, системы, на которую направлена деятельность субъекта политики. Объектом могут быть политические отношения, политическая система с ее институтами, социальные группы и личности, участвующие в политическом процессе.

Сущность, структура и функции политической власти.

Политическая власть в самом общем виде определяется как способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства — авторитета, права, насилия.

Структура власти. Основными ее компонентами яв­ляются субъект, объект (исполнитель), средства (ресур­сы)-и процесс, приводящий в движение все ее элемен­ты и характеризующийся механизмом и способом взаи­моотношения между партнерами.

Формы политической власти:

1. господство;

2. руководство;

3. управление;

4. координация;

5. ор­ганизация;

6. контроль.

Политическая власть — это форма социальных отношений, характеризующаяся способностью тех или иных социальных субъектов — индивидов — подчинять своей воле деятельность других социальных субъектов с помощью государственно-правовых и иных средств.

Признаки, которые отличают ее от других видов власти:

суверенитет, воля, авторитет, принуждение. Суверенитет есть независимое от каких-либо сил, обстоятельств и лиц верховенство данного социального субъекта. Воля — наличие у социального субъекта осознанной политической цели, способности, готовности и решимости последовательно добиваться ее осуществления. Авторитет — общепризнанное и в стране и за ее пределами влияние субъекта политической власти. Принуждение — осуществление властвующим субъектом своей воли всевозможными средствами вплоть до применения физического насилия. Утрата властвующим субъектом авторитета, воли, суверенитета или способности принуждать приводит к кризису политической власти, который завершается, как правило, переходом власти к другой политической силе.

Основная функция политической власти — управление, руковод- ство обществом в целом (страной, государством) и каждой его сферой (политической, экономической, социальной и др.).

Вторая функция тесно взаимосвязана с первой (основной) — это функция оптимизации самой политической системы, приспособление ее институтов (государство, партийная система, изби- рательная система и т.д.) к целям, задачам и самой сути тех сил, которые пришли к власти. Совершенно очевидно, что для демократической системы адекватны многопартийность и демократические выборы, В то же самое время тоталитарную власть более устраивают однопартийная система и безальтернативные выборы, как и было в большинстве бывших социалистических стран. Нередки случаи, когда пришедший к власти политический лидер или группа стремится сохранить сложившуюся политическую систему.

Третья функция политической власти — обеспечение стабильности в стране. В разных государствах и разной политической власти это удается в разной степени.

Таковы три основные функции политической власти. Факти- чески их гораздо больше, и другие функции взаимосвязаны с основными.

Политический процесс.

Под политическим процессом понимается суммарная деятельность всех субъетов политики, посредством которой происходит формирование, развитие и функционирование политической системы общества в определенных временных и пространственных границах. Политический процесс отличается относительной самостоятельностью, однако он обусловлен экономической стороной, характеризующей социально – политические отношения в обществе, государственным устройством. Политический процесс рассматривается как один из общественных процессов, наряду с экономическим, идеологическим, правовым, а также как форма функционирования политической системы общества, эволюционирующей во времени и в пространстве.

Политический процесс состоит из ряда последовательно совершающихся и циклически повторяющихся стадий:

* конституирование (образование политической системы)

* принятие и исполнение политико – управленческих решений

* контроль за функционированием и направлением развития политической системы

Каждая стадия сохраняет присущие ей особенности и осуществляется способами, присущими лишь ей.

Политический процесс существует в 3 фазах:

- функционирование – здесь приоритет традиции и преемственности перед инновациями в политических изменениях

- развитие – непрерывность и устойчивость качественных изменений, адекватных запросам общества

- упадок – политические изменения, которые не соответствуют запросам общества, застой политической жизни, нестабильность общества, недовольство граждан.

Политический процессы:

* внутриполитические (протекают между субъектами политики, основная деятельность которых является завоевание и удержание власти)

* внешнеполитические (распространяются на отношения с другими государствами как искусство ведения международных дел).

Структура политического процесса

- субъект процесса (реальную власть или её носителя, которому власть делегирована);

- объект, который должен быть создан или достигнут как цель процесса;

- исполнителей процесса, которые связывают субъект и объект-цель.

Политика и религия.

Религия – определенная идеологическая система. Как любая идеология, она служит конкретной политике, обосновывая тот или иной политический курс всеми доступными ей средствами и методами. Политические системы и режимы используют религию для достижения своей цели. Чем большими правами и свободами обладают религиозные организации в рамках политической системы, тем больше их влияние на политическую действительность.

В РБ политика в области религии основывается на законе «о свободе вероисповедания». Закон предусматривает учет интересов различных религиозных конфессий.

39.. Население Земли образует множество разнообразных общностей. Особое место среди них по устойчивости в истории, по вкладу в культурное достояние человечества занимают этносы. Этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличаемых ею от таковых других групп. Этнос выделяется из других общностей людей рядом признаков. – Самоназвание (эндо этноним) – собственное имя. Нет племени, народности, нации, у которых бы оно отсутствовало. Эндо этнонимы – имена, даваемые данному этносу другими народами, часто отличаются и от самоназвания, и друг от друга.– Общность самосознания как совокупность взглядов, оценок, мнений, отношений, выражающих представления членов данной социально-этнической общности о своей истории, судьбе, месте среди других народов, целях и интересах. Этническое самосознание формируется в древности, на основе отличия от других этносов по культурным, антропологическим, религиозным и иным признакам, противопоставляя «мы» и «они». В связи с тем, что исторически формировались такие общности людей, как роды, племена, народности, нации, то менялось и этническое самосознание их членов. Этничность – особая характеристика личности, состоящая в переживании индивидом своей принадлежности к определенной общности людей, проявляющаяся в сравнении «мы» и «они» в ходе взаимодействия с другими этносами. Этничность – это форма социальной организации культурных различий. Этническая политика – одно из направлений политики государства, касающееся его взаимоотношений с этническими группами, а также регулирования отношений между этническими общностями, населяющими страну. Этническая политика связана с решением проблем, касающихся: – становления единой политической нации; – защиты и реализации национальных интересов государства; – положения национальных меньшинств; – миграции; – демографической ситуации; – связей с зарубежными соотечественниками. Взаимодействие этнических общностей может происходить в различных формах. Так, в современном мире активно идут процессы миграции (лат. migration – переселение), то есть передвижение этнических групп, переселение их в другие регионы, в иную этническую или культурную область. В политическом плане мигранты могут создавать серьезные проблемы для стран, куда они переселяются. Развиваются в мире процессы интеграции (integration – объединение в целое каких-либо частей), характеризующиеся установлением этнических, культурных контактов различных народов в пределах одной социально-политической общности, государства (ЕС, Россия, США и др.). Консолидация – процесс слияния обычно родственных по языку, культуре народов в единую этническую общность (например, челканцы, кумандинцы, телеуты и др. образовали алтайский народ). Ассимиляция – процесс этнического взаимодействия этносов, в результате которого представители одного этноса усваивают язык и культуру другого этноса и полностью утрачивают прежнюю этническую принадлежность. Ассимиляция бывает естественная (добровольная) и насильственная. Политика насильственной ассимиляции сопровождается, как правило, конфликтами, насилием. Аккомодация или адаптация означает приспособление людей к жизни в новой этнической среде или приспособление этой среды к ним для взаимного сосуществования. Аккультурация – процесс взаимопроникновения культур, в результате которого происходит изменение их первоначальных моделей. Этническая ситуация в ряде молодых государств Азии и Африки характеризуется трайбализмом (англ. tribe – племя) – сохранением племенной обособленности. Трайбализм проявляется в политическом обособлении на основе родоплеменного деления, в активном участии кланов в общественной жизни, в борьбе за ресурсы, власть, в истреблении других народностей и т.д. Этническая политика в любом государстве затрагивает положения национальных меньшинств. Меньшинством принято считать любую группу (народность), состоящую из граждан данного государства, составляющую меньшинство по отношению к большинству населения, имеющую свою специфику в области культуры, языка, традиций, религии. Важное значение имеет правовое закрепление положения национальных меньшинств. Государства-члены Совета Европы в 1995 году приняли рамочную Конвенцию «О защите национальных меньшинств». В ней отмечается, что потрясения, имевшие место в европейской истории, продемонстрировали необходимость защиты национальных меньшинств для стабильности, демократической безопасности и мира на континенте. Важно не только уважать этническую, культурную, религиозную, языковую самобытность любого лица, принадлежащего к национальному меньшинству, но и создавать условия, позволяющую выражать эту самобытность. Под этническим конфликтом принято понимать социально-политическую ситуацию, обусловленную несовпадением интересов отдельных этнических групп, государств в рамках единого этнического пространства и выражающуюся в их стремлении изменить сложившееся этническое неравенство или политическое пространство. В зависимости от состава участников выделяют: - «горизонтальные» конфликты между этническими группами (осетино-ингушский, ферганский конфликт между узбеками и турками-месхетинцами и др.); - «вертикальные» конфликты между этнической группой и государством (чеченский, карабахский конфликты). Среди причин этнических конфликтов в качестве главной выступают территориальные споры. Любое посягательство на этническую территорию воспринимается как посягательство на само существование этноса. Для обоснования территориальных претензий используются, как правило, исторические факты, принадлежность территории определенному этносу в прошлом. У сторон конфликта есть доказательства, закрепляющие их право на владение территорией. Потому территориальные проблемы в принципе неразрешимы, их постановка в программах политических движений свидетельствует о вызревании этнического конфликта. Второй важнейшей причиной этнических конфликтов является социально-экономический фактор. Это борьба за материальные ресурсы, разделение труда, политическую власть и т.д. Это безработица среди молодежи, малоземелье, люмпенизация значительной части населения. Среди материальных ресурсов важнейшими являются земля, ее недра, госбюджетное финансирование сфер образования, культуры. Серьезной причиной этнических конфликтов являются социально-психологические факторы, различного рода фобии, страхи, направленные на другие группы. Этнические группы стремятся поддерживать межгрупповые границы. Особую роль в возникновении этнических конфликтов играет идеологический фактор (национализм, религиозный фундаментализм). Особенно возрастает роль идеологии в переломные исторические периоды, когда возникают конфликты групповых интересов, этническая мобилизация. Усилению межнациональной напряженности способствует стремление национальных элит использовать религии и их институты в своих политических интересах. Причиной этнических конфликтов может выступать историческая память народов. Такие прошлые насильственные действия, как изменение границ, расчленение этнических общностей, вынужденное переселение, депортации народов в определенных условиях могут стимулировать разжигание межэтнической розни. Существуют различные типы классификаций этнических конфликтов. Так, В. А. Тишков выделяет латентные (скрытые) и актуализированные (открытые) конфликты. Латентные конфликты могут существовать десятилетиями, они не создают угрозы для жизни людей и могут перерастать в открытые лишь в определенных условиях. По характеру действий сторон различают насильственные (войны, бунты, погромы) и ненасильственные (митинги, демонстрации, голодовки) конфликты. По целям, выдвигаемым конфликтующими сторонами, выделяют статусные (борьба за создание своих национальных образований, увеличение объема властных полномочий этнической элиты), территориальные (споры из-за территорий, воссоединение этносов, сецессия), культурно-языковые (сохранение, возрождение языка, культуры этнического меньшинства). Многоаспектный характер этнополитических конфликтов предполагает пути урегулирования, которые позволили бы использовать различные средства – экономические, правовые, социально-психологические. Еще важнее предупредить конфликт, не дать ему перейти из латентной фазы в открытую. В современных условиях человечество создает правовые условия для разрешения национальных конфликтов. Всеобщая декларация прав человека (1948г.), Хельсинкский акт (1975г.), Парижская хартия (1990г.) провозглашают принцип равноправия наций и приоритет прав человека над правами нации и государства. Такие международные структуры, как Комитет ООН по правам человека, Совет ООН по устранению расовой дискриминации и др. осуществляют контроль за соблюдением правовых норм.

Собственно национальное сознание многих народов мира оформилось в XVIII –XIX веках на основе становления и развития современных наций. Национальное сознание белорусов оформилось во второй половине XIX – начале ХХ веков. Сегодня развитие национального самосознания является важным фактором самосохранения и развития белорусской нации. Объективной предпосылкой возникновения и развития национальных отношений является существование социально-этнических групп, отличающихся по происхождению, языку, культуре, этническому самосознанию, религии. Национальные отношения не существуют в «чистом виде», они переплетены с другими общественными отношениями и проявляются во всех сферах жизни государства. Любая проблема (культурная, религиозная, языковая, экономическая) может приобрести национальный характер, если затрагивает интересы той или иной этнической общности. Национальная политика Беларуси строится на понимании белорусской нации как согражданства, как совокупности граждан различных национальностей. При разработке национальной политики РБ принимает во внимание и другие не менее важные принципы и установки. Важнейшими являются: учет особенностей страны, уровня ее социально-экономического развития, социально-исторические особенности формирования этноса, его государственности, демографические и эмиграционные процессы, конфессиональную характеристику, особенности национальной психологии, национальные традиции, обычаи и т.д. важнейшей составляющей национальной политики РБ является законодательное обеспечение соблюдения прав лиц, принадлежащим к национальным меньшинствам. Белорусское государство провозгласило и реализует демократические принципы своей национальной политики, которые нашли отражение в целом комплексе нормативно-правовых актов, так или иначе затрагивающих данный вопрос. Среди них важное место занимает Основной закон страны – Конституция РБ 1996г. В ней заложены основы политики Беларуси в данной сфере: государство регулирует отношения между национальными общностями на основе принципов равенства перед законом, уважение их прав и интересов; ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих на территории страны; все ровны перед законом и имеют право на равную защиту прав и законных интересов; каждый имеет право сохранять свою национальную принадлежность; оскорбление национального достоинства преследуется согласно закону; каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения. В РБ приняты и действуют свыше 20 законодательных актов, в отдельных положениях которых закрепляются права и свободы лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам. Важную роль в закрепление прав национальности играют двухсторонние соглашения. Данная категория документов ставит своей целью совершенствование сотрудничества с другими государствами в этой сфере. Государственные структуры стремятся обеспечить оптимальные условия для развития культур всех национальностей. В Беларуси действуют 122 общественные организации, представляющие граждан 24 национальных меньшинств. Их деятельность связана с изучением истории, культуры своих народов, проведением встреч, семинаров, фестивалей, выставок, налаживанием связей со странами происхождения. Создаются культурно-просветительные центры, самодеятельные коллективы народного творчества, школы выходного дня, проводятся республиканские фестивали национальных культур. Не остается без внимания и белорусского государства и работа с соотечественниками за рубежом. Большую поддержку общественным объединениям оказывает Государственный комитет по делам религий и национальностей, призванный проводить эффективную этническую политику в интересах всех народов, проживающих на территории страны. Для Белоруси сохранение своих национальных черт стоит в числе найболееважных стратегических задач. Однако для нашей республики важен также и цивилизационный аспект. Особенность геополитического положения Беларуси состоит в том, что она расположена на стыке двух цивилизаций (восточной и заподной). На протяжении всей истории белорусского народа это влияло и на внешнюю, и на внутреннюю политику государства, на конфессиональную ситуацию. Беларусь занимает позицию нейтралитета в отношении участия в военных блоках и союзах, а главным принципом внешней политики государства является многовекторность, то есть развитие многосторонних отношений.

В современных условиях внешняя политика в растущей степени становится искусством переговоров, достижения разумных, взаимоприемлемых политических компромиссов. Одна из коренных ее проблем - утверждение принципа мирного сосуществования государств в качестве универсального инструмента ведения мировых дел в интересах каждого народа и всего человечества в целом.

Предмет, задачи и функции политологии. Её место в системе общественных наук.

Политология – термин дан Аристотелем – наука о п/отношениях и п/деятельности людей, о сущности, формах и методах п/власти, о закономерностях развития п/систем. Политология - учение о политике, механизмах изучения власти и управления обществом. Термин произошел от слов "politika" и "logos" означал в греческом варианте - искусство управлять государством.

Предметом политологии являются закономерности формирования и развития полит. власти, организация, формы и методы её функционирования, использование в госудадарственно-организованном обществе; изучение политических теорий и доктрин, реальных политических систем, политической жизни, политического сознания, интересов и поведения субъектов в политике.

В Европе изучение политологии началось по рекомендации ЮНЕСКО с 1948 г. В РБ изучение политологии ведётся с 1989г.

Политология выполняет ряд функций:

- Прагматическая – направлена на достижение необходимых полит целей путём предварительной проверки выбранного курса с тем, чтобы избежать ошибок.

- Объяснительная – изъясняет причины принимаемых решений и пути их осуществления.

- Прогностическая – позволяет предположить наиболее вероятное развитие событий.

- Оценочная – даёт оценку полит строю, его институтам, событиям, поведению и т.д.

- Рационализации полит жизни – направлена на совершенствование

- Экспериментальная – призвана дать ответ на вопрос, что необходимо сделать, какое принять решения, чтобы получить желаемый результат.

- Воспитательная – формирует определённые полит культуры, гражданственности, обеспечение полит социализации общества и личности.

Место политологии в системе общественных наук

Пограничные политологические дисциплины: поли­тическая социология, политэкономия, политическая пси­хология, политическая антропология, политическая ана­логия, политическая гносеология, политэтнография, по­литическая аксиология, политическая этика и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 579; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.33.244 (0.018 с.)