Участие медиаторов в урегулировании конфликтов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Участие медиаторов в урегулировании конфликтов



Медиатор – третья (независимая) сторона, оказывающая непосредственную помощь в урегулировании конфликта. Впервые медиация получила свое признание в США в 1960е гг. Закрепление подобной деятельности в институте разрешения диспутов произошло в 1983 г. Различают официального и неофициального медиатора. В первом случае медиатор обладает соответствующим статусом, его социальное и нормативное положение способствует разрешению конфликта. Неофициальный медиатор наделяется необходимыми полномочиями самими конфликтующими сторонами, которые признают его не оспоримый авторитет и объективность.

Медиаторами могут быть: организации любого уровня и статуса (международные, правительственные, общественные); государства; институты государства (в том числе суд); право охранительные органы и их представители; руководители различных уровней и организаций; представители религиозных организаций; специалисты психологии, социальной работы, педагогики; люди, имеющие общественное уважение и авторитет среди участников конфликта; профессиональные медиаторы.

Медиатор в зависимости от вида конфликта может выступать в разных ролях: посредник, наблюдатель, арбитр, помощник, третейский судья.

Положительные факторы участия медиатора в разрешении конфликтов:

1. Обеспечение нацеленности всех конфликтующих сторон к конструктивной совместной деятельности в урегулировании.

2. Благодаря опыту медиатора разрешение конфликта достигается более коротким и менее затратным путем.

3. Медиатор способен уменьшить степень напряженности конфликтующих сторон и конфликта в целом.

4. Профессиональный медиатор выбирает тактики и приемы, соответствующие данной конфликтной ситуации.

Основные этапы медиации в конфликте:

1) выяснение сущности конфликта, временного и пространственного континуума – достижение полного понимания характера и особенностей конфликта;

2) деятельность медиатора, нацеленная на изучение индивидуальных особенностей конфликтующих сторон: наиболее длительный этап, предполагающий многократные встречи медиатора с субъектами конфликта, уточнение позиций и требований, оформление предложения и критики в нейтральные и конструктивные формы, снятие напряжения;

3) этап ведения переговоров: требует от медиатора значительных усилий и высокого профессионализма, медиатор занимает различные роли и выполняет функции контроля и регуляции взаимодействия конфликтующих сторон, резюмирует высказывания сторон, при необходимости разъясняя их, отмечает достижение результатов после каждой встречи.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА

Прогнозирование конфликта – осознанное и обоснованное предположение о возможности возникновения и развития конфликта. Прогнозирование базируется на эмпирических исследованиях конфликтологии, тщательном анализе произошедших конфликтов и диагностике настоящей ситуации.

Методики прогнозирования конфликта – аккумулированный опыт теоретической и практической составляющей научной дисциплины конфликтологии. Только высокий уровень развития научной отрасли позволяет предвидеть конфликты и составлять их прогноз.

В прогнозировании конфликтов необходимо предвидеть не только возникновение конфликта на определенном этапе развития той или иной системы, но и определять возможные варианты развития конфликтного столкновения. Для этого необходимо иметь систематизированные данные о различных видах конфликто в. Данные включают полное описание модели конфликтной ситуации: предметная область или сущность конфликта, структурные компоненты конфликта, функции, пространственные и временные границы, стадии развития и степень интенсивности противоречия. После составления описательных моделей теоретики и практики конфликтологии подготавливают объяснительные модели конфликтов. Разработка подобных моделей возможна также только после глубокого аналитического и систематического анализа конфликтов. Объяснительные модели раскрывают основные причины возникновения конфликта, движущие силы его развития. Таким образом, прогностическая возможность конфликтологии формируется только после этапов описания и объяснения.

Исследование конфликта для составления достоверных прогнозов включает анализ прошлого, настоящего и будущего. Существующие в некоторых городах России центры по конфликтологии проводят систематические анализы и разрабатывают прогнозы возможных социальных столкновений. Особенно актуальными являются политическая и экономическая сферы жизни общества, а также этнические и межнациональные вопросы, конфликты в по которым могут приводить к весьма негативным последствиям.

Прогнозирование конфликтов – это наиболее эффективный способ деятельности по предупреждению конфликтов. Прогнозирование возможных в будущем конфликтов является одним из основных направлений в управлении конфликтом, так как на более ранних этапах возникновения социальных противоречий управление наиболее эффективно и наименее затратно по ресурсам и воздействующим силам. Заблаговременное выявление противоречий в обществе, осуществленное благодаря прогнозированию, ведет к конструктивному разрешению проблемной ситуации, избегая любых негативных последствий возможного конфликта.

ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ

Профилактика конфликта – организация социальных взаимодействий индивидов, исключающих или минимизирующих возможность возникновения конфликтов между субъектами общества. Основная цель профилактики – создать условия, которые не позволят привести социальные и межличностные взаимодействия к столкновениям и деструктивным характеристикам. Профилактика конфликтов является составной частью управления конфликтом и относится к предупреждающим методикам.

Области направленности профилактики конфликтов:

1) организация внешних условий, препятствующих возникновению противоречий или уменьшающих вероятность их появления;

2) обеспечение адекватных управленческих параметров в деятельности субъектов;

3) влияние на социальнопсихологические установки, которые могут привести к конфликту, – устранение субъективных причин конфликта.

К объективным внешним условиям в профилактической работе относятся:

– справедливое распределение ресурсов между всеми участниками общей системы межличностных отношений;

– организация оптимальных физических характеристик рабочей среды;

– социальная поддержка окружения и поощрения;

– создание положительного психологического микроклимата в системе взаимоотношений;

– детальная разработка регулирующих отношения норм, правил и допустимых форм общения.

Целерациональное управление

– существенный фактор уменьшения вероятности возникновения конфликтных ситуаций. Оно заключается в со здании оптимальной структуры взаимодействия, налаживания механизмов связи между структурными элементами системы, соотнесении функциональных требований с возможностями субъектов и внешнего окружения, своевременной оценке результатов деятельности и внесении коррективов. Субъективное направление в профилактике конфликтов и регуляции взаимодействий представляет собой наиболее сложный комплекс приемов.

Основными профилактическими действиями в этом случае являются:

– создание гармоничных социальных ролей, занимаемых участниками при взаимодействии, выполнение ожидаемой окружающими роли, исключение взаимодействий между заведомо конфликтными ролями, культивирование равенства в отношениях;

– поддержание оптимального баланса зависимости/независимости друг от друга структурных элементов системы взаимоотношений;

– организация неформальных отношений, помогающих выполнять функциональные обязанности и регулирующих уровень социальнопсихологической комфортности/напряженности;

– осторожное использование наказаний ирациональная и бесконфликтная критика;

– создание критериев для максимально справедливой оценки деятельности субъектов системы и для самооценки.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.30.232 (0.006 с.)