О специфике изучения мотивационных феноменов личности и группы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О специфике изучения мотивационных феноменов личности и группы



Анализ психологической литературы показывает, что ведущая роль в жизнедеятельности личности и группы принадлежит направленности, включающей многообразие мотивационных проявлений. Направленность личности и группы является не только сложным, но и базовым их образованием. Данное понятие, введенное С.Л. Рубинштейном, интерпретируется как ведущая подструктура личности и коллектива и представляет собой совокупность или систему мотивационных образований. По мнению В.С. Мерлина, направленность личности может проявляться по отношению к другим людям, к обществу, к самому себе.

В настоящее время направленность чаще всего рассматривается по трем критериям: знаку, форме и видам. Интегративными составляющими направленности личности и группы по форме чаще всего выступают убеждения, стремления, идеалы, интересы и социальные установки. Социальные установки, как правило, связаны с межличностными и социально-личностными отношениями, охватывающими всю гамму социального поведения. Социально-психологические потенциалы личности чаще всего рассматриваются с позиций деятельностной продуктивности и самореализации, а группы — с позиций отношения к людям и коллективу, включающих межличностные, эмоционально-нравственные, конвенциональные и другие мотивы.

Общеизвестно, что особые проблемы появляются, когда в качестве субъекта деятельности выступает не один человек, а малая группа. В этом случае взаимодействие по горизонтали и по вертикали опосредуется мотивами, обусловленными многообразием социально-психологических явлений и процессов (направленность группы, подготовленность, организационное и психологическое единство малой группы, уровень группового развития).

В данной работе представлены методики, направленные на изучение мотивационной направленности и структуры личности, групповой мотивации и организационного поведения, ориентаций в межличностных коммуникациях. Должное место отведено диагностике личностных и групповых потенциалов в учебной и трудовой деятельности. В соответствии с контекстом развития в данной главе приведены психодиагностические методики, касающиеся структуры учебной мотивации разновозрастных школьников и типологий мотивов учения, а также парциальной направленности личности педагога, его мотивационных предпочтений.

 

Диагностика личностных и групповых базовых потребностей

 

Назначение. Данная методика позволяет выявить базовые потребности — мотиваторы (А. Маслоу) личности и группы. Ее основой является процедура парных сравнений. Знание таких потребностей позволяет руководителю эффективно строить систему мотивации в рабочей группе. Так, если у одних сотрудников доминируют материальные потребности, то повысить их трудовое усердие можно, прежде всего дав им возможность хорошо заработать (например, посредством предоставления сложного, хорошо оплачиваемого задания, сверхурочных работ и т. п.).

Работников, у которых ярко выражены потребности в безопасности (опасения потерять работу, получить выговор, быть скомпрометированным в глазах товарищей и т. п.), следует успокоить, заверить в стабильности их положения. При доминировании социальных потребностей для человека наиболее важны добрые, дружеские отношения в коллективе, хороший нравственный климат.

Если же у работника ведущей является потребность в признании, то для него приоритетными стимуляторами будут перспектива должностного роста, знаки и символы признания и уважения, карьера.

Для тех сотрудников, у которых доминирует потребность в самореализации, важнейший стимулятор — творческий труд, автономия, участие в принятии решений. Умело используя различные стимулы на основе индивидуального подхода к сотрудникам, знания их ведущих потребностей, руководитель сможет повысить их мотивированность.

Инструкция. Сначала сравните приведенные ниже (поочередно) утверждения, а затем каждый результат впишите в колонку таблицы. Так, если при сравнении первого утверждения со вторым предпочтительным для себя вы сочтете второе, то в начальную пустую клеточку первой колонки впишите цифру 2. Если же предпочтительным окажется первое утверждение, то впишите цифру 1. Затем то же самое проделайте со вторым утверждением: сравните его сначала с третьим, потом с четвертым и вписывайте результат во вторую колонку.

Подобным же образом работайте с остальными утверждениями, постепенно заполняя весь бланк.

 

Бланк ответов

 

                             
                                                           
                                                           
                                                           
                                                           
                                                           
                                                           
                                                           

 

Опросник

Вслух проговорите фразу «Я хочу...» применительно к каждому утверждению:

1. Добиться признания и уважения.

2. Иметь теплые отношения с людьми.

3. Обеспечить себе будущее.

4. Зарабатывать на жизнь.

5. Иметь хороших собеседников.

6. Упрочить свое положение.

7. Развивать свои силы и способности.

8. Обеспечить себе материальный комфорт.

9. Повышать уровень мастерства и компетентности.

10. Избегать неприятностей.

11. Стремиться к новому и неизведанному.

12. Обеспечить себе влиятельное положение среди окружающих.

13. Покупать хорошие вещи.

14. Заниматься делом, требующим полной отдачи.

15. Быть понятым другими.

Обработка и интерпретация результатов

При обработке эмпирических данных используется следующий ключ:

• материальные потребности: 4, 8, 13;

• потребности в безопасности: 3, 6, 10;

• социальные (межличностные) потребности: 2, 5, 15;

• потребности в признании: 1, 9, 12;

• потребности в самовыражении: 7, 11, 14.

 

1. Закончив работу, определите количество баллов (то есть предпочтений или выборов), выпавших на каждое утверждение. Выберите пять утверждений, получивших наибольшее количество баллов, и расположите их по иерархии. Это ваши главные потребности.

2. Для определения степени удовлетворенности пяти типов главных потребностей подсчитайте сумму баллов по пяти соответствующим шкалам ключа.

Личностные и групповые результаты изучения базовых потребностей–мотиваторов можно представить в форме графических профилей.

 

Зона неудовлетворенности   Зона частичной неудовлетворенности   Зона удовлетворенности
42

 

 

 

1 2 3 4 5

 

 

Диагностика мотивационной структуры личности

(В.Э. Мильман)

Назначение. Методика позволяет выявлять некоторые устойчивые тенденции личности: общую и творческую активность, стремление к общению, обеспечение комфорта и социального статуса и др. На основе всех ответов можно составить суждение о рабочей (деловой) и общежитейской направленности личности.

Инструкция. Перед вами 14 утверждений, касающихся ваших жизненных стремлений и некоторых сторон вашего образа жизни. Просим вас высказать отношение к ним по каждому из 8 вариантов ответов (а, б, в, г, д, е, ж, з), проставив в соответствующих клетках бланка ответов одну из следующих оценок каждого утверждения: «+» — согласен с этим, «=» — когда как, «-» — нет, не согласен, «?» — не знаю. Старайтесь отвечать быстро, не задумывайтесь долго над ответами, отвечайте на вопросы последовательно, от 1а до 14з. Следите за тем, чтобы не путать клетки. На всю работу у вас должно уйти не более 20 минут.

 

БЛАНК ОТВЕТОВ

Дата _____________ Возраст _________ Пол ________________

Профессия ____________ Ф.И.О. __________________________

 

Опросник

 

1. В своем поведении в жизни нужно придерживаться следующих принципов:

а) «Время — деньги». Нужно стремиться их больше зарабатывать.

б) «Главное — здоровье». Нужно беречь себя и свои нервы.

в) Свободное время нужно проводить с друзьями.

г) Свободное время надо отдавать семье.

д) Нужно делать добро, даже если это дорого обходится.

е) Нужно делать все возможное, чтобы завоевать место под солнцем.

ж) Нужно приобретать больше знаний, чтобы понять причины и сущность того, что происходит вокруг.

з) нужно стремиться открыть что-то новое, создать, изобрести.

 

2. В своем поведении на работе нужно следовать таким принципам:

а) Работа — это вынужденная жизненная необходимость.

б) Главное — не допускать конфликтов.

в) Нужно стремиться обеспечить себя спокойными, удобными условиями.

г) Нужно активно стремится к служебному продвижению

д) Главное — завоевать авторитет и признание.

е) Нужно постоянно совершенствоваться в своем деле.

ж) В своей работе всегда надо найти интересное, что может увлечь.

з) Нужно не только увлечься самому, но и увлечь работой других.

 

3. Среди моих дел в свободное время большое место занимают следующие дела:

а) Текущие, домашние.

б) Отдых, развлечения.

в) Встречи с друзьями.

г) Общественные дела.

д) Занятия с детьми.

е) Учеба, чтение необходимой для работы литературы.

ж) Хобби.

з) Подрабатывание денег.

 

4. Среди моих рабочих дел много места занимают:

а) Деловое общение (переговоры, выступления, обсуждения и т.д.).

б) Личное общение (на темы, не связанные с работой).

в) Общественная работа.

г) Учеба, получение новой информации, повышение квалификации.

д) Работа творческого характера.

е) Работа, непосредственно влияющая на заработок (сдельная, дополнительная).

ж) Работа, связанная с ответственностью перед другими.

з) Свободное время, перекуры, отдых.

 

5. Если бы мне добавили выходной день, я бы скорее всего потратил его на то, чтобы:

а) Заниматься текущими домашними делами.

б) Отдыхать.

в) Развлекаться.

г) Заниматься общественной работой.

д) Заниматься учебой, получением новых знаний.

е) Заниматься творческой работой.

ж) Делать дело, в котором чувствуешь ответственность перед другими.

з) Делать дело, дающее возможность заработать.

 

6. Если бы у меня была возможность по-своему планировать рабочий день, я бы стал скорее всего заниматься:

а) Тем, что составляет мои основные обязанности.

б) Общением с людьми по делам (переговоры, обсуждения).

в) Личным общением (разговорами, не связанными с работой).

г) Общественной работой.

д) Учебой, получением новых знаний, повышением квалификации.

е) Творческой работой.

ж) Работой, в которой чувствуешь пользу и ответственность.

з) Работой, за которую можно больше получить.

 

7. Я часто разговариваю с друзьями и знакомыми на такие темы:

а) Где что можно купить, как хорошо провести время.

б) Про общих знакомых.

в) О том, что вижу и слышу вокруг.

г) Как добиться успеха в жизни.

д) О работе.

е) О своих увлечениях

ж) О своих успехах и планах.

з) О жизни, книгах, кинофильмах, политике.

 

8. Моя работа дает мне прежде всего:

а) достаточные материальные средства для жизни.

б) общение с людьми, дружеские отношения.

в) авторитет и уважение окружающих.

г) интересные встречи и беседы.

д) удовлетворение от работы.

е) чувство своей полезности.

ж) возможность повышать свой профессиональный уровень.

з) возможность служебного продвижения.

 

9. Больше всего мне хочется бывать в таком обществе, где:

а) Уютно, хорошие развлечения.

б) Можно обсудить волнующие тебя рабочие темы.

в) Тебя уважают, считают авторитетом.

г) Можно встретиться с нужными людьми, завязать полезные связи.

д) Можно приобрести новых друзей.

е) Бывают известные заслуженные люди.

ж) Все связаны общим делом.

з) Можно проявить и развить свои способности.

 

10. Я хотел бы на работе быть рядом с такими людьми:

а) С которыми можно поговорить на разные темы.

б) Которым мог бы передавать свой опыт и знания.

в) С которыми можно больше заработать.

г) Которые имеют авторитет и вес на работе.

д) Которые могут научить чему-нибудь полезному.

е) Которые заставляют тебя становиться активнее на работе.

ж) Которые имеют много знаний и интересных идей.

з) Которые готовы поддержать тебя в разных ситуациях.

 

11. К настоящему времени я имею в достаточной степени:

а) Материальное благополучие.

б) Возможность интересно развлекаться.

в) Хорошие условия жизни.

г) Хорошую семью.

д) Достаточно возможностей интересно проводить время в обществе.

е) Уважение, признание и благодарность других.

ж) Чувство полезности для других.

з) Создание чего-то ценного, полезного.

 

12. Я думаю, что имею в своей работе в достаточной степени:

а) Хорошую зарплату, другие материальные блага.

б) Хорошие условия для работы.

в) Хороший коллектив, дружеские взаимоотношения.

г) Определенные творческие достижения.

д) Хорошую должность.

е) Самостоятельность и независимость.

ж) Авторитет и уважение коллег.

з) Достаточно высокий профессиональный уровень.

 

13. Больше всего мне нравится, когда:

а) Не нужно думать о насущных заботах.

б) Есть комфортное, приятное окружение.

в) Кругом оживление, веселая суета.

г) Предстоит провести время в веселом обществе.

д) Испытываю чувство соревнования, поиска.

е) Испытываю чувство активного напряжения и ответственности.

ж) Погружен в свою работу.

з) Включен в совместную работу с другими.

 

14. Когда меня постигает неудача, не получается то, что я хочу:

а) Теряюсь, злюсь на себя.

б) Стараюсь переключиться на что-нибудь приятное.

в) Злюсь на то, что мне помешало.

г) Стараюсь оставаться спокойным.

д) Пережидаю, когда пройдет первая реакция, и спокойно анализирую, что произошло.

е) Стараюсь понять, в чем я сам был виноват.

ж) Стараюсь понять причины неудачи и поправить положение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.07 с.)