Изучение психологического климата в учебной группе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение психологического климата в учебной группе



 

Назначение. Нахождение количественного выражения уровня психологического климата в учебной группе.

Инструкция. Каждый студент заполняет анкету и сдает ее преподавателю (ставится знак «+» в соответствующей графе характера ответов).

А — совершенно согласен с этим;

Б — согласен с этим

В — согласен, но не совсем;

Г — не согласен с этим;

Д — совершенно не согласен с этим.

 

Анкета

 

Суждения о классе Характер ответов
А Б В Г Д
  Ученики нашего класса любят и хотят учиться.          
  Ученики хорошо относятся друг к другу.          
  Ученики готовы выполнить любую общественную работу.          
  Ученики редко ссорятся друг с другом.          
  Ученики всегда помогают друг другу в учебе.          
  Ученики часто бывают вместе в свободное от занятий время.          
  Ученики активно участвуют в общественной работе.          
  Ученики довольны результатами своей работы.          
  Ученики всегда считаются с мнением товарищей.          
  Внеклассные мероприятия у нас проходят весело и оживленно.          
  Ученики нашего класса остро реагируют на успехи и неудачи друг друга в учебе.          
  Ученики нашего класса дружны и доброжелательны          

 

 

Обработка результатов

Для обработки используется один из бланков анкеты, при этом подсчитывается количество каждого вида ответов, общее их количество по каждому пункту анкеты, которое преобразуется в баллы (пользуясь ключом анкеты).

Ключ

 

Обозначение характера ответа в анкете Содержание ответа Баллы
А Совершенно согласен с этим  
Б Согласен с этим  
В Согласен, но не совсем  
Г Не согласен с этим  
Д Совершенно не согласен с этим  

 

Для подсчета результатов опроса из бланков анкеты наносятся «точки», их сумма подсчитывается.

 

Суждения о классе Количество ответов по пунктам  
А Б В Г Д
Ученики нашего класса любят и хотят учиться ……….        
  Ученики нашего класса дружны и доброжелательны ……..        
  Общее количество ответов          
  Общее количество баллов          

 

Вычисляем величину, характеризующую психологический климат (С).

С = S / n, где S — количество всех баллов, n — число учащихся.

 

Интерпретация результатов

Поскольку все 12 пунктов анкеты направлены на выявление положительных отношений и ответ типа «совершенно согласен с этим» оценивается в 5 баллов, то при «идеальном» оптимальном психологическом климате каждый опрошенный «даст» 60 баллов. Исходя из этого, считаем, что С = 60 характеризует оптимальный климат. Но если все опрошенные на каждый пункт анкеты дадут ответ «Совершенно не согласен с этим», тогда С = 12. В целом величина С, характеризующая психологический климат, может принимать значение в диапазоне от 12 до 60.

 

 

4.2.5. Психологический климат классного коллектива

(В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева)

 

Назначение. Методика ориентирована на определение психологического климата по трем критериям -моциональному, моральному и деловому.

Инструкция. Ипытуемым предлагается три вопроса:

а) Всегда ли учащихся вашего класса волнуют успехи и неудачи друг друга в учебе?

б) Всегда ли учащиеся вашего класса оказывают помощь друг другу в учебе?

в) Все ли учащиеся вашего класса ответственно относятся к учебе?

Дается инструкция: «По каждому вопросу оцените свой класс, пользуясь пятибалльной шкалой».

Всегда волнует — 5.

Чаще волнует — 4.

Волнует в половине случаев — 3.

Чаще не волнует — 2.

Совсем не волнует — 1.

Пусть испытуемый дал по предложенным вопросам следующие оценки: а — 4; б — 4; в — 3.

 

Обработка и интерпретация результатов

Вычисляется средний балл группы:

 

(А+Б+В)

Х =,

3х П

где а, б, в — балльные оценки по вопросам; П — число испытуемых

Пусть Х = 3,8

Критерии оценки

Если:

А) Х ≥ 4,5 балла, показатель психологического климата высокий, оценка 3 балла.

Б) 3,5< Х< 4,5— показатель психологического климата средний, оценка 2 балла.

В) в остальных случаях показатель психологического климата низкий, оценка 1 балл.

В нашем случае Х= 3,8, оценка 2 балла.

 

 

Диагностика психологического климата в малой производственной группе

(В.В. Шпалинский, Э.Г. Шелест)

 

Инструкция. Перед вами опросник с двумя колонками с противоположными по смыслу суждениями. Каждое из них — своеобразный параметр психологического климата первичного коллектива. В левой колонке — суждения, соответствующие признакам здорового психологического климата, в правой — антипод каждого суждения. Между антиподами пятибалльная шкала. Чем ближе к левому или правому суждению в каждой паре вы сделаете отметку, тем более выражен данный признак в вашем коллективе. Средний ответ «3» является промежуточным, свидетельствующий о наличии обоих признаков.

 

Опросник

Признаки здорового психологического климата Шкала оценки Признаки нездорового психологического климата
1. Я редко вижу в начале рабочего дня хмурые и постные лица своих коллег. 5-4-3-2-1   1. Большинство членов коллектива приходят на работу с будничным настроением, не ощущая подъема и приподнятости.
2. Большинство из нас радуются, когда появляется возможность пообщаться друг с другом. 5-4-3-2-1   2. Члены нашего коллектива проявляют безразличие к эмоциональному общению.
3 Доброжелательность и доверительные интонации преобладают в нашем деловом общении. 5-4-3-2-1   3. Нервозность, явная или скрытая раздражительность окрашивают наши деловые отношения.
4. Успехи каждого из нас искренне радуют всех остальных и почти ни у кого не вызывают зависти. 5-4-3-2-1   4. Успех почти любого из нас может вызвать болезненную реакцию окружающих.
5. В нашем коллективе новичок скорее всего встретит доброжелательность и радушие. 5-4-3-2-1   5. В нашем коллективе новичок еще долго будет чувствовать себя чужаком.
6. В случае неприятностей мы не спешим обвинять друг друга, а пытаемся спокойно разобраться в их причинах. 5-4-3-2-1   6. В случае неприятностей у нас будут пытаться свалить вину друг на друга или найдут виноватого.
7. Когда рядом с нами наш руководитель, мы чувствуем себя естественно и раскованно. 5-4-3-2-1   7. В присутствии руководителя многие из нас чувствуют себя скованно и напряженно.
8. У нас обычно принято делиться своими семейными радостями и заботами. 5-4-3-2-1   8. Многие из нас предпочитают "свое" носить в "себе"
9. Неожиданный вызов к руководителю у большинства из нас не вызовет отрицательных эмоций. 5-4-3-2-1   9. Неожиданный вызов к руководителю у многих из нас сопровождается отрицательными эмоциями.
10. Нарушитель трудовой дисциплины будет у нас держать ответ не только перед руководителем, но и всем коллективом. 5-4-3-2-1   10. Нарушитель трудовой дисциплины у нас будет держать ответ лишь перед руководителем.
11. Большинство критических замечаний мы высказываем друг другу тактично, исходя из лучших побуждений. 5-4-3-2-1   11. У нас критические замечания чаще всего носят характер явных или скрытых выпадов.
12. Появление руководителя у нас вызывает приятное оживление. 5-4-3-2-1   12. Появление руководителя у большинства из нас особых восторгов не вызывает.
13. В нашем коллективе гласность — это норма жизни. 5-4-3-2-1   13. До настоящей гласности а нашем коллективе еще далеко.
Итого баллов        

 

Обработка и интерпретация

Итоговые показатели психологического климата по данной шкале находятся в диапазоне от 65 до 13 баллов.

Высокой благоприятности психологического климата соответствуют показатели в диапазоне 42-65 баллов; средней благоприятности — 31-41 баллов; незначительной благоприятности — 20-30 баллов.

Количественные показатели менее 20 баллов свидетельствуют о неблагоприятном психологическом климате.

 

 

4.2.7. Диагностика делового, творческого

и нравственного климата в коллективе

Инструкция. При работе с тестом каждый член коллектива независимо друг от друга оценивает по 9-балльной шкале все 18 качеств, характеризующих, по его мнению, коллектив.

 

Деловые качества

Качества Баллы Качества
1. Безответственность 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 Ответственность
2. Приспособленчество 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 Принципиальность
3. Отчужденность 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 Сотрудничество
4. Индивидуализм 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 Коллективизм
5. Формализм 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 Деловитость
6. Равнодушие 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 Удовлетворенность

 

Творческие качества

Качества Баллы Качества
7. Равнодушие 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 Увлеченность
8. Апатия 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 Целеустремленность
9. Консерватизм 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 Новаторство
10. Пессимизм 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 Оптимизм
11. Пассивность 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 Энтузиазм
12. Застой 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 Прогресс

 

Нравственные качества

Качества Баллы Качества
13. Агрессивность 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 Доброжелательность
14. Лживость 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 Честность
15. Враждебность 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 Дружелюбие
16. Наказание 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 Поощрение
17. Социальная незащищенность 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 Социальная защищенность
18. Отсутствие условий для профессионального и культурного роста 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 Наличие условий для профессионального и культурного роста

 

Обработка и интерпретация результатов

Определяется средний балл по каждому блоку качеств, который и может служить оценкой делового, творческого или нравственного климата в коллективе

 

Шкала уровней

Очень низкий — 1 балл Низкий — 2 балла Ниже среднего — 3 балла Чуть ниже среднего — 4 балла Средний — 5 баллов Чуть выше среднего — 6 баллов Выше среднего — 7 баллов Высокий — 8 баллов Очень высокий — 9 баллов

 

 

РАЗДЕЛ 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 827; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.121.242 (0.021 с.)