Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологический климат коллектива↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Методика №1. Психологический климат коллектива
Цель: на основе наблюдений за классом в различных ситуациях оценить различные проявления психологического климата в классе по предлагаемой схеме:
Ход проведения: Оценки означают: +3- свойство проявляется всегда, +2- свойство проявляется в большинстве случаев, +1- свойство проявляется нередко; 0-ни это, ни противоположное свойство не появляется достаточно чётко, –1-иногда проявляется противоположное свойство, –2-в большинстве случаев проявляется противоположное свойство, –3-всегда проявляется противоположное свойство.
Для получения большей объективности сведений можно предложить оценить психологический климат учителю. Обработка: Подсчитать сумму положительных и отрицательных оценок, из большей суммы вычесть меньшую. Положительный результат говорит о благоприятном климате, отрицательный результат – о неблагоприятном климате.
анализ проведения Методики №1 (психологический климат коллектива) На основе личных наблюдений за взаимоотношениями в группе определено, что психологический климат коллектива благоприятный, т.к. положительных оценок – 15, отрицательных – 0.
Методика №2 Социометрия Цель: изучить социометрический статус каждого ученика в классе, особенности взаимоотношений, состав группировок.
Ход эксперимента: эксперимент проводится с учащимися всего класса. Каждому школьнику дается лист бумаги. В правом верхнем углу ученики пишут свою фамилию. Учащимся зачитывается один из ниже перечисленных вопросов и предлагается ответить на него, записав фамилии трех своих одноклассников, кого они хотели бы выбрать для совместной деятельности. Варианты вопросов: 1. С кем из одноклассников ты хотел бы сидеть за одной партой? 2. Если бы ваш класс расформировывали, то с кем из своих одноклассников ты бы хотел продолжить учебу? 3. Представьте, что вам предстоит интересное путешествие. С кем из одноклассников ты хотел бы его совершить? и т.п. Обработка: сначала определяется статус каждого члена коллектива. Для этого все данные, полученные в ходе опроса, заносятся в матрицу №1. Далее следует подсчитать число выборов, полученных каждым участником эксперимента, и описать его в графе «Количество выборов». Затем на матрице отмечаются взаимные выборы и отмечается их количество в графе «Из них взаимных». Проанализировав полученные результаты, дать характеристику социометрического статуса школьников на основе полученных ими выборов: «социометрические звезды» 6 и более выборов; «предпочитаемые» 4-5 выборов; «принятые» 1-3 выбора; «изолированные» 0 выборов. Высказать предположения о возможных причинах того или иного статуса ученика. Данные матрицы позволяют вычислить коэффициент взаимности выборов (КВ): Высокий показатель взаимности 67-100%, средний показатель 33-67%, низкий 0-33%. Далее следует определить уровень благополучия межличностных отношений, для чего сравнивают количество учащихся, имеющих высокий и средний статус («звезды» и «предпочитаемые») с количеством учащихся, имеющих низкий статус («принятые» и «изолированные»). Уровень благополучия считается: · высоким, если большинство учащихся имеют высокий статус; · средним, если учащихся с высоким статусом столько же, сколько с более низким; · низким, если число учащихся с низким статусом превышает число учащихся со средним и высоким статусом. Уровень благополучия межличностных отношений тем выше, чем меньше коэффициент изолированности (КИ), который вычисляется по формуле:
КИ считается высоким, начиная с 15%. Данные социометрии могут быть использованы для определения микрогрупп в классном коллективе. Для этого на основании матрицы №1 составляется матрица №2, которая показывает микроклимат класса. Техника составления матрицы №2: 1. Заготовить сетку, аналогичную матрице №1. 2. Выделить в матрице №1 любого школьника, имеющего взаимный выбор с кем-либо из учеников. 3. Вписать, сохранив номер из 1-й матрицы, его фамилию в первую строчку и в первую колонку, поставить его сохранившийся номер. 4. Во вторую строчку вписать фамилию ученика, оказавшегося во взаимном выборе. Фамилию вписать под тем номером, под которым он значится в матрице №1. Этот же номер проставляют во второй колонке. 5. В клетках пересечения этих двух номеров поставить знак взаимного выбора. 6. В последующих строчках и колонках вписываются фамилии и номера всех учеников, которые находятся во взаимном выборе с двумя предшествующими. 7. После того, как исчерпан круг учащихся, которые находятся во взаимном выборе, все значки, проставленные в матрице, обводятся жирной линией. Учащиеся, оказавшиеся в пределах этой линии, составляют одну микрогруппу. 8. Аналогичная работа проделывается с оставшимися учащимися. В классе может быть несколько микрогрупп. Учащиеся, не имеющие взаимных выборов, записываются в конце матрицы. Данная матрица позволяет определить количество микрогрупп в классе (они на матрице обведены), сопоставить официальные и неофициальные микрогруппы класса. После этого необходимо дать характеристику неофициальных микрогрупп: их половой состав, причину объединения детей в микрогруппу, кто является лидером в ней, на чем основано лидерство, каков характер отношений в данной микрогруппе класса с другими и т.д. Матрица №1
Матрица №2
Коэффициент изолированности КИ=(1/21)´100%=4,7%. Коэффициент низкий, значит уровень благополучия высокий. Микрогруппы класса Количество микрогрупп ¾ 4. В первую микрогруппу входят Радивончик Дмитрий, Белько Егор (оба с высоким статусом). Явный лидер – Радивончик Дмитрий. Общение происходит на одинаковом уровне. Причина возникновения этой микрокласса — на основе общности интересов, дружбы. Вторая микрогруппа: Савенко Андрей, Харитончик Максим, (оба с высоким статусом). Лидер микрокласса ¾ Савенко Андрей. Харитончик Максим ¾ является в классе старостой, т.е. имеет высокий официальный статус. Это позволяет ему существенно влиять на межличностные взаимоотношения в классе. Причина объединения в данную микрогруппу ¾ общие интересы. Третья микрогруппа: Грушко Руслан, Прялухин Владислав, Серапин Антон. Явного лидера нет. Причина возникновения этой микрогруппы — общие интересы. Четвёртая микрогруппа: Салодкий Максим, Березкин Андрей Веремеев Алексей. Лидер в этой микрогруппе – Веремеев Алексей. Причина объединения в данную микрогруппу ¾ общие интересы. Наиболее влиятельной, авторитетной является вторая микрогруппа. Ее члены являются самыми уважаемыми в группе, так что их лидерство бесспорно. Методика №3. Что важнее? Цель: определение ценностно-ориентационного единства класса (ЦОЕ). Ход проведения: учащимся предлагается анкета, каждые пять качеств которой характеризуют отношения к учебе (1, 6, 16, 18, 25), стиль поведения и деятельности (3, 7, 9, 12, 27), знания (2, 5, 14, 21, 32), качества ума (4, 20, 30, 24, 34), учебно-организаторские умения (8, 13, 15, 22, 26), отношение к товарищам (11, 17, 23, 29, 33), отношение к себе (10, 19, 28, 31, 35). Школьники должны выбрать из этих 35 качеств только 5, которые, по их мнению, являются необходимыми и наиболее важными для успешного выполнения совместной учебной работы.
Качества личности
Методика №4 Методика №5. Методика №1. психологический климат коллектива
Цель: на основе наблюдений за классом в различных ситуациях оценить различные проявления психологического климата в классе по предлагаемой схеме:
Ход проведения: Оценки означают: +3- свойство проявляется всегда, +2- свойство проявляется в большинстве случаев, +1- свойство проявляется нередко; 0-ни это, ни противоположное свойство не появляется достаточно чётко, –1-иногда проявляется противоположное свойство, –2-в большинстве случаев проявляется противоположное свойство, –3-всегда проявляется противоположное свойство.
Для получения большей объективности сведений можно предложить оценить психологический климат учителю. Обработка: Подсчитать сумму положительных и отрицательных оценок, из большей суммы вычесть меньшую. Положительный результат говорит о благоприятном климате, отрицательный результат – о неблагоприятном климате.
анализ проведения Методики №1 (психологический климат коллектива)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.168.219 (0.01 с.) |