Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика «Самоаттестация коллектива»Содержание книги Поиск на нашем сайте
/А. Н. Лутошкин/ Учащимся предлагается высказаться о своем классе и попытаться определить, на какой ступени развития находится их классный коллектив. Формирование и сплочение коллектива — это как восхождение к вершине. Одному туда никак не добраться. Только сообща можно штурмовать пик, именуемый «коллектив». Если считать, что у подножия этой вершины группу людей мы еще не можем назвать коллективом (хотя в жизни мы часто называем коллективом любую группу людей), а оказавшейся на вершине «присваивается» это «звание», то весь путь будет состоять из переходов разной сложности, каждый из которых заканчивается воображаемой станцией. Давайте условно обозначим эти станции-ступени. У самого подножия расположилась станция «Песчаная россыпь». На расстоянии одного перехода — «Мягкая глина». Примерно на середине пути к коллективу — ступень «Мерцающий маяк». Дальше дорога круче, и приводит она к «Алому парусу». Еще один рывок, правда, самый сложный, и вершина — «Горящий факел». Чтобы было понятно, что означают эти ступени, дадим каждой из них более подробную характеристику. А вы попытайтесь одновременно сопоставить описание с уровнем развития вашего класса. «Песчаная россыпь» Присмотритесь к песчаной россыпи — сколько- песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет его по площадке. Дунет ветер посильней, и не станет россыпи. Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, чтобы что-то «сцепляло», соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, «рассыпчатости» группы. Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит. «Мягкая глина» Известно, что мягкая глина — материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие, но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Больше того, когда мягкая глина окажется в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы. В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы. Скрепляющим звеном здесь еще являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные — доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера — хорошего организатора пока нет, или ему трудно себя проявить, так как по-настоящему его некому поддержать. «Мерцающий маяк» В штормовом море маяк и опытному и начинающему мореходу приносит уверенность: курс выбран правильно, «так держать!». Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь. Я готов прийти на помощь». Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание — это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители» маяка, те, кто не дает погаснуть огню. Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям у некоторых членов группы. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем классе, но и в целом в школе. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех. «Алый парус» Алый парус — символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу «один — за всех, все — за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника — знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью, и они бескорыстно оказывают ее. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Группа живо интересуется, как обстоят дела в других группах, соседних классах, отрядах. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят. Хотя группа и сплочена, но бывают такие моменты, когда она не готова идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено. «Горящий факел» Горящий факел — это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это еще не все. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя первые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя группы, которым нужна помощь и твоя крепкая рука. Настоящий коллектив тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим. «Цветопись» / А.Н. Лутошкин/ Цель: изучение эмоционального климата коллектива, настроения его членов. Ученикам предлагается с помощью специальных обозначений ежедневно заполнять «дневник» своего настроения, а затем учитель составляет цветоматрицу – таблицу, в которой против каждой фамилии закрашивается указанный ребенком цвет. Примечание: на месте (в клетке) пересечения даты и сегодняшнего настроения, необходимо указать порядковый номер причины этого настроения, как-то: 1. Состояние здоровья, самочувствие. 2. Общеклассные дела. 3. Настроение класса. 4. Отношения с классным воспитателем. 5. отношения с другими учителями. 6. Отношения с одноклассниками. 7. События в классе. 8. Мои отношения с близкими друзьями. 9. Недовольство собой. 10. Неприятности дома. 11. Очень личное. 12. Погода. 13. Успехи, неуспехи в школе. 14. Просто устал. 15. За день не было ничего интересного, нового. Карточка цветописи Таблица 1
Таблица 2
Определение психологического климата группы карта-схема Л.Н.Лутошкина Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Складывается же психологический климат за счет «психологической атмосферы» - также группового эмоционального состояния, которая, однако, имеет место в относительно небольшие отрезки времени и которая в свою очередь создается ситуативными эмоциональными состояниями коллектива. Инструкция: Здесь в левой стороне листа описаны те качества коллектива, которые характеризуют благоприятный психологический климат, в правой – качества коллектива с явно неблагоприятным климатом. Степень выраженности тех или иных качеств можно определить с помощью семибальной шкалы, помещенной в центре листа (от +3 до -3). Используя схему, следует прочесть сначала предложение слева, затем справа и после этого знаком «+» отметить в средней части листа ту оценку, которая наиболее соответствует истине. Надо иметь ввиду, что оценки означают: +3 – свойство, указанное слева, проявляется в данном коллективе всегда; +2 – свойство проявляется в большинстве случаев; +1 – свойство проявляется достаточно часто; 0 – ни это, ни противоположное (указанное справа) свойства не проявляются достаточно ясно, или то и другое проявляются в одинаковой степени; -1 – достаточно часто проявляется противоположное свойство (указанное справа); -2 – свойство проявляется в большинстве случаев; -3 - свойство проявляется всегда. Чтобы представить общую картину психологического климата коллектива, надо сложить все положительные и отрицательные баллы. Полученный результат может служить условной характеристикой психологического климата большей или меньшей степени благоприятности.
Опросник «Мой класс» Методика состоит из 15 вопросов, разделенных на пять блоков. В каждом отдельном блоке из трех вопросов 1-й вопрос измеряет степень удовлетворенности школьной жизнью, 2-й - степень конфликтности в классе (как она осознается отдельными учениками и классом в целом) и 3-й - степень сплоченности класса (по тому, как это отражается в сознании учащихся).
Суммы баллов: степень удовлетворенности (У) — 10; степень конфликтности (К) — 9; степень сплоченности (С) — 12. cm Заполнение анкеты учащимися в среднем занимает 5- минут. При ее предъявлении классу дается следующая инструкция: «Вопросы этой анкеты направлены на то, чтобы установить, каким являете» ваш класс. Обведите кружком слово «Да», если вы согласны с этим утверждением, и слово «Нет», если не согласны с этим утверждением. Подпишите анкету. Правила проставления баллов (в колонке «Для учителя») Вопросы, рядом с которыми в колонке «Для учителя» отсутствует символ * (обратный), оцениваются баллом «3» при ответе «Да» и баллом «1» при ответе «Нет». Вопросы с символом * оцениваются в обратном соотношении (т.е. при ответе «Да» - балл 1, а при ответе «Нет» - балл 3). По вопросам, оставшимся без ответа, или с ответами, которые даны с нарушением правил, выставляется балл 2. Для получения оценки по данному параметру оценки но пяти относящимся к нему вопросам суммируются. I шкала: Вопросы 1, 4, 7, 10, 13 – удовлетворенность школьной жизнью II шкала: Вопросы 2, 5, 8, 11, 14 – конфликтность класса III шкала: Вопросы 3, 6, 9, 12, 15 – сплоченность класса I III шкалы: 5 – 8 – низкий уровень 9 – 12 – средний уровень 13 – 15 – высокий уровень II шкала – наоборот
ТУСОВКа (тест уровня сотрудничества в классе) Инструкция: Представьте, что в каждом прочитанном деле утверждении речь идет о вашем классе. В случае согласия с утверждением ставьте рядом с его номером плюс («+»), в случае несогласия – минус («-»). Можно два-три раза поставить вопросительный знак, если отвечаете «не знаю», помните, что здесь не «правильных» и «неправильных» ответов. Важно ваше личное мнение. Список утверждений: 1. Ребята стараются хорошо выполнять дела, полезные всей школе. 2. Когда мы собираемся вместе, мы обязательно говорим об общих делах класса. 3. Для нас важно, чтобы каждый в классе мог высказать свое мнение. 4. У нас получается лучше, если мы что-то делаем все вместе, а не каждый по отдельности. 5. После уроков мы не спешим расходиться и продолжаем общаться друг с другом. 6. Мы участвуем в чем-то, если рассчитываем на награду или успех. 7. Классному руководителю с нами интересно. 8. Если классный руководитель предлагает нам что-то сделать, он учитывает наши мнения. 9. Классный руководитель стремится, чтобы каждый в классе понимал зачем мы делаем то или иное дело. 10. Ребята нашего класса всегда хорошо себя ведут. 11. Мы согласны на трудную работу, если она нужна школе. 12. Мы заботимся о том, чтобы наш класс был самым дружным в школе. 13. Лидером класса может быть тот, кто выражает мнение других ребят. 14. Если дело интересное, то весь класс в нем активно участвует. 15. В общих делах класса может быть тот, кто выражает мнение других ребят. 16. Нас легче вовлечь в дело, если доказать его пользу для каждого. 17. Дело идет намного лучше, когда вместе с нами классный руководитель. 18. При затруднениях мы свободно обращаемся за помощью к классному руководителю. 19. Если дело не удается, классный руководитель делит ответственность снами. 20. В нашем классе ребята всегда и во всем правы.
Ключ, обработка и интерпретация результатов. Все 20 утверждений представляют собой 10 шкал, но при обработке результатов возможно рассматривать ответы школьников по каждому из 20 утверждений отдельно. В соответствии с порядковым номером утверждений от № 1 до № 10 (и аналогично от № 11 до № 20) это дующие шкалы: I. Ценность школы. При высоких значениях: ориентация на школу, II. Ценность класса. При высоких значениях: ориентация на класс III. Ценность личности. При высоких значениях: ориентация на IV. Ценность творчества. При высокие значениях: ориентация на V. Ценность диалога. При высоких значениях: ориентация на общение, дружеские отношения, эмпатия, забота об интересах окружающих. Ценность рефлексии. При высоких значениях: ориентация на самоанализ, оценивание и рефлексивное понимание собственных интересов и потребностей. Оценка творческого потенциала (креативности) классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как творческого лидера, выдумщика и деятельного участника общих дел. VIII. Оценка диалогичности классного руководителя. При высоких Оценка рефлексивности классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как интеллектуального лидера, аналитика ситуации в классе, принимающего ответственные решения. Откровенность. Включена в опросник для оценки достоверности результатов, так как измеряет установку школьников на критичность к социально одобряемым ответам. Кроме того, отношения сотрудничества основаны на доверии, искренность, открытости позиций, поэтому низкая откровенность ответов (низкая самокритичность) может свидетельствовать, несмотря на высокие оценки по другим шкалам, о неблагополучии во взаимоотношениях и выраженной социальной тревожности. Для обработки результатов необходимо определить количественные значения по каждой шкале. За каждый ответ «+» засчитывается 1 балл (кроме утверждений № 10 и № 20, где 1 балл засчитывается за каждый ответ «-»). За каждый ответ «?» засчитывается 0,5 балла. Баллы по каждой шкале суммируются и переводятся в проценты от 0 до 100 %. Кроме того, вычисляется средний балл как среднее арифметическое всех десяти шкал. Результаты: низкий уровень - меньше 60%, средний – интервал 60% - 80%, высокий – интервал 80% - 100%.
Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе (разработана М.И.Рожковым) Цель: Определить уровень развития детского самоуправления. Инструкция: Каждый учащийся заполняет бланк, в котором указаны номера приведенных ниже предложений. Степень своего согласия с этими предложениями отвечающий выражает в оценках: 4 – «Да», 3 – «Скорее да, чем нет», 2 – «Трудно сказать», 1 – «Скорее нет, чем да», 0 – «Нет».
1. Есть ли у вас в классе общие цели, которые могут вас объединить? 2. Беспокоишься ли ты о жизни своего класса и есть ли у тебя предложения по улучшению жизни в классе? 3. Являешься ли ты инициатором какого-либо дела в классе, которое поддерживают одноклассники? 4. Анализируешь ли с одноклассниками совместные дела, выдвигаешь ли идеи, как жить дальше? 5. Принимает ли участие твой класс в решении возникающих в школе проблем? 6. Подключается ли твой класс к организации совместных общешкольн6ых дел? 7. Изменится ли что-либо в школьной жизни, если ты внесешь свои предложения по её улучшению? 8. Привлекают ли твое внимание проводимые в школе во вне учебное время мероприятия? 9. Есть ли у вас в классе ребята, деятельность которых оживляет жизнь класса? 10. Могут ли представители вашего класса защищать интересы учащихся? 11. Запланированные классом дела всегда реализуются? 12. При выполнении поставленных классом целей умеют ли одноклассники действовать, объединив усилия? 13. Есть ли в школе ребята, деятельность которых активизирует других? 14 Есть ли в школе возможность у представителей классов защищать интересы своих коллективов? 15. Реализуются ли самостоятельно намеченные школьниками дела? 16. Есть ли у тебя желание попробовать себя в роли организатора общешкольного дела? 17. Вызывают ли у тебя отклик успехи и неудачи своего класса? 18. Понимаешь ли ты значимость своего выбора одноклассников на роль участников - преобразователей жизни школы? 19. Способствуешь ли ты воплощению в действительность решений, принятых одноклассниками? 20. Есть ли у тебя возможность отстаивать интересы класса на уровне школы? 21. Понимаешь ли ты значимость совместной деятельности учащихся в школе? 22. Принимаешь ли ты участие в делах, способствующих улучшению школьной жизни? 23. Взаимодействует ли твой класс с другими классами при организации каких-либо мероприятий? 24. Воспринимаешь ли ты как свои успехи и неудачи коллектива школы?
Обработка результатов. При обработке результатов 24 предложения разбиваются на 6 групп (блоков). Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления: 1) включенность учащихся в самоуправленческую деятельность 2)организованность классного коллектива (предложения 5,6, 7, 8); 3)ответственность за результаты совместной работы в классе (предложения 9, 10, 11, 12); 4)участие класса в управлении делами школы (предложения 13, 14, 15, 16); 5)взаимодействия с другими классами в организации общешкольной жизни (предложения 17, 18, 19, 20); 6)осознание ответственности за результаты работы всего коллектива школы (предложения 21, 22, 23, 24). По каждому блоку подсчитывается сумма балов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на 16 (максимальное количество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждом блоке). Уровень самоуправления коллектива класса, объединения определяется по результатам выведения коэффициентов первых трех блоков. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0,5, то уровень самоуправления в классе низкий, если больше 0,5 и меньше 0,8 – средний, если больше – 0,8 – высокий. Уровень развития самоуправления всего учебного заведения определяется коэффициентом последних трех блоков. Если каждый из них не превышает 0,55 то уровень самоуправления в коллективе низкий, если выше этого уровня, но ниже 0,85 – уровень развития самоуправления средний, если больше 0,85 – высокий.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 1292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.205 (0.015 с.) |