Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностическая деятельность↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Диагностическая деятельность Классного руководителя в рамках работы По развитию ученического самоуправления Кострома Г. Диагностическая деятельность классного руководителя в рамках работы по развитию ученического самоуправления. Сборник диагностических методик в помощь классным руководителям общеобразовательных учреждений. – Кострома, 2007 г.
Составитель: Комарова Н.Н., заместитель директора по воспитательной работе МОУ СО школы №35 города Костромы Рецензент: Рожков М.И., доктор педагогических наук, профессор Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д.Ушинского
Данное пособие представляет собой комплекс диагностических методик, используемых в процессе развития ученического самоуправления в классе на второй и третьей ступенях образования. Перечисленные методы позволяют получить объективную информацию об уровне развития детского коллектива и развития в нем самоуправления, об интересах и ценностных ориентациях учащихся, оценить целесообразность деятельности по развитию ученического самоуправления, принять необходимые решения.
Чтобы что-то развивать, что-то создавать, в педагогике надо всегда знать: что есть в наличии, какой уровень развития человека, коллектива? Без этих знаний педагог все равно что незрячий пытается пройти по мосту. Для развития ученического самоуправления надо знать и тех детей, которые будут участвовать в самоуправлении, и их отношения друг к другу, и их лидерский потенциал. Поэтому первоочередной задачей классного руководителя является диагностирование внутри классных отношений. Это объясняется тем, что обеспечение личностного роста учащихся возможно через классный коллектив. А содействие развитию ребенка – есть главная цель самоуправленческой деятельности. Для изучения отношений в классе на второй ступени образования предлагается опросник «Самооценка сплоченности классного коллектива», который представляет собой семь основных характеристик класса. Учащимся предлагается выбрать одно их трех предлагаемых утверждений, которое наиболее всего, по их мнению, отражает действительное состояние класса. Данный тест целесообразно проводить в начале и в конце учебного года для получения сравнительных результатов. Для выявления взаимоотношений учащихся класса в системе межличностных отношений (индивидуальное принятие или непринятие школьниками друг друга) можно использовать «Социометрию». Методика «Самоаттестация коллектива», автором которой является А. Н. Лутошкин, поможет определить, на какой ступени развития находится классный коллектив. Для изучения эмоционального климата коллектива, настроения его членов предлагается «Цветопись» (автор А.Н. Лутошкин). Ученикам предлагается с помощью специальных обозначений ежедневно заполнять «дневник» своего настроения, а затем учитель составляет цветоматрицу – таблицу, в которой против каждой фамилии закрашивается указанный ребенком цвет. Использовать такой дневник постоянно – дело трудоемкое, но в сформировано представление о себе, поэтому для уточнения занимаемой позиции в классе можно воспользоваться методикой «Групповые роли». В помощь классному руководителю для привлечения ребят к делам класса предлагаются методики на выбор: «Ценностные ориентиры и направленности личности», «Определение направленности личности», «Ценностные ориентации» (М. Рокич). Для определения степени самореализации учащихся в самоуправленческой деятельности предлагается использовать методику «Моё представление о себе». определенные периоды (в данном случае для отслеживания эмоционального воздействия каких-либо совместных дел учащихся) весьма полезно. Определить психологический климат класса поможет карта-схема Л.Н.Лутошкина. Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Складывается же психологический климат за счет «психологической атмосферы» - также группового эмоционального состояния, которая, однако, имеет место в относительно небольшие отрезки времени и которая в свою очередь создается ситуативными эмоциональными состояниями коллектива. Для измерения степени удовлетворенности школьной жизнью, степени конфликтности в классе, степени сплоченности класса предлагается опросник «Мой класс». Тест «ТУСОВКА» поможет классному руководителю выявить уровень сотрудничества в классе. На начало учебного года классному руководителю целесообразно провести диагностику на определение уровня развития самоуправления в классе. В данном методическом пособии предлагается «Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе», разработанная М.И.Рожковым. Чтобы выяснить характер общественных поручений, необходимо изучить направленность интересов учащихся, выяснить особенности их ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе. С этой целью предлагаются методики: «Цветик - семицветик», Журнал – эстафета «Мир моих друзей. Мир моих интересов. Мир общих дел», разработанный Е.Н.Прейскурантом, «Пословицы», разработанная С.М.Петровой. Для определения степени самореализации учащихся в самоуправленческой деятельности предлагается использовать методику «Моё представление о себе». Работу в рамках развития самоуправления в классе с учащимися третьей ступени образования классному руководителю также необходимо начинать с изучения сплоченности классного коллектива. В данном пособии предлагается «Методика изучения сплоченности коллектива» (показатели ценностно-ориентированного единства), разработанная Р.О. Немовым. Для изучения климата в классе можно воспользоваться методикой «Атмосфера в группе». Карта-схема изучения организованности коллектива, разработанная Л.И. Уманским, поможет представить уровень организованности коллектива. Для диагностики определения уровня развития самоуправления в классе предлагается «Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе», разработанная М.И. Рожковым. На третьей ступени образования у учащихся уже Таким образом, получив объективные данные диагностики уровня развития детского коллектива, развития самоуправления в классе, выявления интересов и ценностей учащихся, уровня развития самореализации школьников, классный руководитель может поставить цель дальнейшей деятельности по развитию детского самоуправления, организовать работу на повышение уровня самоуправляемости детской группы.
Работа с учащимися второй ступени образования Социометрия. Цель: выявление взаимоотношений учащихся класса в системе межличностных отношений (индивидуальное принятие или непринятие школьниками друг друга). Методика построена на том, что каждый письменно выбирает себе несколько партнеров по совместному участию в каком – либо виде деятельности. Результаты социометрического опроса графически можно изобразить в виде матрицы и социограммы. Понятно, что общение в группе лишь косвенно соприкасается с деловыми отношениями её членов. Поэтому серьезной ошибкой был бы прямой перенос данных, полученных в результате социометрического выбора, на деловые отношения в коллективе. Так, определяемый социометрией лидер – не одно и то же, что организатор, активист, несмотря на то, что эти качества нередко «сходятся» в одном лице. Инструкция: Вы хорошо знаете друг друга, некоторые из вас стали друзьями, но не обходится, вероятно, и без трений. Сейчас вам будет предложен ряд вопросов, на которые необходимо ответить правдиво. Просьба отвечать самостоятельно, не советуясь друг с другом. Ваши ответы оглашению не подлежат.
Вопросы: 1. Если появится необходимость перейти в другой класс, кого из одноклассников вы хотели бы видеть в его составе? Укажите 3 фамилии. 2. Кого из одноклассников вы не хотели бы видеть в новом классе? 3. Кто, по вашему мнению, выберет вас? 4. Кто, по вашему мнению, вас не выберет? Вопросы могут быть составлены с учетом различных ситуаций.
При проведении социометрии необходимо соблюдать ряд условий, обеспечивающих надежность получаемых результатов: - нужно позаботиться о том, чтобы учащиеся отвечали самостоятельно, не советуясь друг с другом; - не следует торопить учащихся с ответами, переходите от ответа на один вопрос к другому только тогда, когда все ответили на предыдущий вопрос; - для того, чтобы учащиеся не упустили из внимания никого из одноклассников, необходимо на доске написать фамилии отсутствующих. Обработка данных: Данные, полученные в результате социометрии, представляются на особой таблице, из которой видно: 1. Кто кого выбрал; 2. Взаимный ли это выбор; 3. Сколько выборов получил каждый ребенок (это число служит показателем его положения в группе); 4. При проведении социометрии через определенный промежуток времени таблица показывает изменение отношений в группе; 5. При изучении осознания взаимоотношений на таблицу особым образом наносятся и ожидаемые выборы. При этом можно установить: ü количество ожиданий, ü от кого ожидается выбор, ü количество оправдавшихся ожиданий, ü получен ли выбор именно от тех, от кого он ожидался. Прежде чем составить таблицу результатов, следует расположить фамилии всех детей класса по алфавиту, сначала фамилии мальчиков, потом фамилии девочек (можно и наоборот), и присвоить каждому порядковый номер. Далее фамилии располагаются на разлинованном в клетку листе бумаги по вертикали. Для удобства можно заштриховать клетки на пересечениях одинаковых номеров. Таким образом, получается таблица, похожая на таблицу спортивных соревнований. После нанесения всех отданных выборов на вертикальных столбцах, над которыми стоят номера испытуемых, обозначаются все выборы, полученные каждым ребенком. Далее следует переходить к выявлению взаимных выборов. Эта взаимность на таблице обозначается кружком, в который заключают соответствующее обозначение. В суммирующих нижних графах таблицы подводятся итоги для каждого члена группы. В результате социометрического эксперимента получается таблица, из которой видно, сколько выборов получил каждый ребенок. Специальная терминология для обозначения статуса ребенка в группе. I. «Звезды - дети, которые получают наибольшее число выборов (обычно к высшей по числу полученных выборов в группе относят тех, кто получил 6 и более выборов, т.е. в 2 и более раза больше среднего количества выборов, которые могли получить испытуемые). II. «Принятые или предпочитаемые» - дети, которые получают среднее и выше среднего (до 6) число выборов. III. «Пренебрегаемые» - дети, получившие меньше среднего количества выборов. IY. Изолированные - дети не получившие ни одного выбора. Статус, как и все другие социометрические показатели, характеризует не столько действительное, наблюдаемое общение, сколько желаемое общение. В результате социометрического опыта можно получить и обобщенную статусную картину класса, т.е. количественное соотношение статусных категорий с точки зрения представленности «звезд», «предпочитаемых» и т.д. Статусная структура характеризуется особым диагностическим показателем – уровнем благополучия взаимоотношений (УБВ). УБВ группы может быть высоким - в I и II статусных категориях детей больше, чем в III и IY. Иными словами, в группе большинство детей находятся в благоприятном положении. Средний уровень фиксируется тогда, когда в двух первых и двух последних группах число лиц примерно одинаково. Низкий УБВ отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом.
Опросник «Мой класс» Методика состоит из 15 вопросов, разделенных на пять блоков. В каждом отдельном блоке из трех вопросов 1-й вопрос измеряет степень удовлетворенности школьной жизнью, 2-й - степень конфликтности в классе (как она осознается отдельными учениками и классом в целом) и 3-й - степень сплоченности класса (по тому, как это отражается в сознании учащихся).
Суммы баллов: степень удовлетворенности (У) — 10; степень конфликтности (К) — 9; степень сплоченности (С) — 12. cm Заполнение анкеты учащимися в среднем занимает 5- минут. При ее предъявлении классу дается следующая инструкция: «Вопросы этой анкеты направлены на то, чтобы установить, каким являете» ваш класс. Обведите кружком слово «Да», если вы согласны с этим утверждением, и слово «Нет», если не согласны с этим утверждением. Подпишите анкету. Правила проставления баллов (в колонке «Для учителя») Вопросы, рядом с которыми в колонке «Для учителя» отсутствует символ * (обратный), оцениваются баллом «3» при ответе «Да» и баллом «1» при ответе «Нет». Вопросы с символом * оцениваются в обратном соотношении (т.е. при ответе «Да» - балл 1, а при ответе «Нет» - балл 3). По вопросам, оставшимся без ответа, или с ответами, которые даны с нарушением правил, выставляется балл 2. Для получения оценки по данному параметру оценки но пяти относящимся к нему вопросам суммируются. I шкала: Вопросы 1, 4, 7, 10, 13 – удовлетворенность школьной жизнью II шкала: Вопросы 2, 5, 8, 11, 14 – конфликтность класса III шкала: Вопросы 3, 6, 9, 12, 15 – сплоченность класса I III шкалы: 5 – 8 – низкий уровень 9 – 12 – средний уровень 13 – 15 – высокий уровень II шкала – наоборот
ТУСОВКа (тест уровня сотрудничества в классе) Инструкция: Представьте, что в каждом прочитанном деле утверждении речь идет о вашем классе. В случае согласия с утверждением ставьте рядом с его номером плюс («+»), в случае несогласия – минус («-»). Можно два-три раза поставить вопросительный знак, если отвечаете «не знаю», помните, что здесь не «правильных» и «неправильных» ответов. Важно ваше личное мнение. Список утверждений: 1. Ребята стараются хорошо выполнять дела, полезные всей школе. 2. Когда мы собираемся вместе, мы обязательно говорим об общих делах класса. 3. Для нас важно, чтобы каждый в классе мог высказать свое мнение. 4. У нас получается лучше, если мы что-то делаем все вместе, а не каждый по отдельности. 5. После уроков мы не спешим расходиться и продолжаем общаться друг с другом. 6. Мы участвуем в чем-то, если рассчитываем на награду или успех. 7. Классному руководителю с нами интересно. 8. Если классный руководитель предлагает нам что-то сделать, он учитывает наши мнения. 9. Классный руководитель стремится, чтобы каждый в классе понимал зачем мы делаем то или иное дело. 10. Ребята нашего класса всегда хорошо себя ведут. 11. Мы согласны на трудную работу, если она нужна школе. 12. Мы заботимся о том, чтобы наш класс был самым дружным в школе. 13. Лидером класса может быть тот, кто выражает мнение других ребят. 14. Если дело интересное, то весь класс в нем активно участвует. 15. В общих делах класса может быть тот, кто выражает мнение других ребят. 16. Нас легче вовлечь в дело, если доказать его пользу для каждого. 17. Дело идет намного лучше, когда вместе с нами классный руководитель. 18. При затруднениях мы свободно обращаемся за помощью к классному руководителю. 19. Если дело не удается, классный руководитель делит ответственность снами. 20. В нашем классе ребята всегда и во всем правы.
Ключ, обработка и интерпретация результатов. Все 20 утверждений представляют собой 10 шкал, но при обработке результатов возможно рассматривать ответы школьников по каждому из 20 утверждений отдельно. В соответствии с порядковым номером утверждений от № 1 до № 10 (и аналогично от № 11 до № 20) это дующие шкалы: I. Ценность школы. При высоких значениях: ориентация на школу, II. Ценность класса. При высоких значениях: ориентация на класс III. Ценность личности. При высоких значениях: ориентация на IV. Ценность творчества. При высокие значениях: ориентация на V. Ценность диалога. При высоких значениях: ориентация на общение, дружеские отношения, эмпатия, забота об интересах окружающих. Ценность рефлексии. При высоких значениях: ориентация на самоанализ, оценивание и рефлексивное понимание собственных интересов и потребностей. Оценка творческого потенциала (креативности) классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как творческого лидера, выдумщика и деятельного участника общих дел. VIII. Оценка диалогичности классного руководителя. При высоких Оценка рефлексивности классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как интеллектуального лидера, аналитика ситуации в классе, принимающего ответственные решения. Откровенность. Включена в опросник для оценки достоверности результатов, так как измеряет установку школьников на критичность к социально одобряемым ответам. Кроме того, отношения сотрудничества основаны на доверии, искренность, открытости позиций, поэтому низкая откровенность ответов (низкая самокритичность) может свидетельствовать, несмотря на высокие оценки по другим шкалам, о неблагополучии во взаимоотношениях и выраженной социальной тревожности. Для обработки результатов необходимо определить количественные значения по каждой шкале. За каждый ответ «+» засчитывается 1 балл (кроме утверждений № 10 и № 20, где 1 балл засчитывается за каждый ответ «-»). За каждый ответ «?» засчитывается 0,5 балла. Баллы по каждой шкале суммируются и переводятся в проценты от 0 до 100 %. Кроме того, вычисляется средний балл как среднее арифметическое всех десяти шкал. Результаты: низкий уровень - меньше 60%, средний – интервал 60% - 80%, высокий – интервал 80% - 100%.
Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе (разработана М.И.Рожковым) Цель: Определить уровень развития детского самоуправления. Инструкция: Каждый учащийся заполняет бланк, в котором указаны номера приведенных ниже предложений. Степень своего согласия с этими предложениями отвечающий выражает в оценках: 4 – «Да», 3 – «Скорее да, чем нет», 2 – «Трудно сказать», 1 – «Скорее нет, чем да», 0 – «Нет».
1. Есть ли у вас в классе общие цели, которые могут вас объединить? 2. Беспокоишься ли ты о жизни своего класса и есть ли у тебя предложения по улучшению жизни в классе? 3. Являешься ли ты инициатором какого-либо дела в классе, которое поддерживают одноклассники? 4. Анализируешь ли с одноклассниками совместные дела, выдвигаешь ли идеи, как жить дальше? 5. Принимает ли участие твой класс в решении возникающих в школе проблем? 6. Подключается ли твой класс к организации совместных общешкольн6ых дел? 7. Изменится ли что-либо в школьной жизни, если ты внесешь свои предложения по её улучшению? 8. Привлекают ли твое внимание проводимые в школе во вне учебное время мероприятия? 9. Есть ли у вас в классе ребята, деятельность которых оживляет жизнь класса? 10. Могут ли представители вашего класса защищать интересы учащихся? 11. Запланированные классом дела всегда реализуются? 12. При выполнении поставленных классом целей умеют ли одноклассники действовать, объединив усилия? 13. Есть ли в школе ребята, деятельность которых активизирует других? 14 Есть ли в школе возможность у представителей классов защищать интересы своих коллективов? 15. Реализуются ли самостоятельно намеченные школьниками дела? 16. Есть ли у тебя желание попробовать себя в роли организатора общешкольного дела? 17. Вызывают ли у тебя отклик успехи и неудачи своего класса? 18. Понимаешь ли ты значимость своего выбора одноклассников на роль участников - преобразователей жизни школы? 19. Способствуешь ли ты воплощению в действительность решений, принятых одноклассниками? 20. Есть ли у тебя возможность отстаивать интересы класса на уровне школы? 21. Понимаешь ли ты значимость совместной деятельности учащихся в школе? 22. Принимаешь ли ты участие в делах, способствующих улучшению школьной жизни? 23. Взаимодействует ли твой класс с другими классами при организации каких-либо мероприятий? 24. Воспринимаешь ли ты как свои успехи и неудачи коллектива школы?
Обработка результатов. При обработке результатов 24 предложения разбиваются на 6 групп (блоков). Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления: 1) включенность учащихся в самоуправленческую деятельность 2)организованность классного коллектива (предложения 5,6, 7, 8); 3)ответственность за результаты совместной работы в классе (предложения 9, 10, 11, 12); 4)участие класса в управлении делами школы (предложения 13, 14, 15, 16); 5)взаимодействия с другими классами в организации общешкольной жизни (предложения 17, 18, 19, 20); 6)осознание ответственности за результаты работы всего коллектива школы (предложения 21, 22, 23, 24). По каждому блоку подсчитывается сумма балов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на 16 (максимальное количество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждом блоке). Уровень самоуправления коллектива класса, объединения определяется по результатам выведения коэффициентов первых трех блоков. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0,5, то уровень самоуправления в классе низкий, если больше 0,5 и меньше 0,8 – средний, если больше – 0,8 – высокий. Уровень развития самоуправления всего учебного заведения определяется коэффициентом последних трех блоков. Если каждый из них не превышает 0,55 то уровень самоуправления в коллективе низкий, если выше этого уровня, но ниже 0,85 – уровень развития самоуправления средний, если больше 0,85 – высокий. Методика «Пословицы» (разработана С.М.Петровой) Цель: определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе. Ход проведения: учащимся предлагается бланк с 60 пословицами. Возможны два варианта работы с этим бланком. В первом случае учащимся требуется внимательно прочитать каждую пословицу и оценить степень согласия с ее содержанием по следующей шкале: 1 балл – согласен в очень незначительной степени; 2 балл – частично согласен; 3 балла – в общем согласен; 4 балла – почти полностью согласен; 5 баллов – совершенно согласен. Во втором случае каждому ученику необходимо внимательно прочитать каждую пару пословиц («а» и «б», «в» и «г») выбрать ту из пары, с содержанием которой согласен в наибольшей степени. Предлагаются следующие пословицы: 1. а) счастлив тот, у кого совесть спокойна; б) стыд не дым, глаза не выест; в) лучше жить бедняком, чем разбогатеть грехом; г) что за честь, коли нечего есть. 2. а) не хлебом единым жив человек; б) живется, у кого денежка ведется; в) не в деньгах счастье; г) когда деньги вижу, души своей не слышу. 3. а) кому счастье служит, тот ни о чем не тужит; б) где счастье плодится, там и зависть родится; в) кто хорошо живет, тот долго живет; г) жизнь прожить – не поле перейти. 4. а) боятся несчастья и счастья не видать; б) людское счастье, что вода в бредне; в) деньги – дело наживное; г) голым родился, гол и умру. 5. а) только тот не ошибается, кто ничего не делает; б) береженого Бог бережет в) на Бога надейся, а сам не плошай; г) не зная броду, не суйся в воду. 6. а) всяк сам своего счастья кузнец; б) бьется как рыба об лед; в) хочу – половина могу; г) лбом стены не прошибешь. 7. а) добрая слава лучше богатства; б) уши выше лба не растут; в) как проживешь, так и прослывешь; г) выше головы не прыгнешь. 8. а) мир не без добрых людей; б) на наш век дураков хватит; в) люди – всё, а деньги – сор; г) деньгам не повинуются. 9. а) что в людях живет, то и нас не б) живу как живется, а не как люди хотят; в) от народа отстать – жертвою стать; г) никто мне не указ. 10. а) всякий за себя отвечает; б) моя хата с краю, я ничего не знаю; в) своя рубашка ближе к телу; г) наше дело – сторона. 11. а) сам пропадай, а товарища выручай; б) делай людям добро, да себе без беды; в) жизнь дана на добрые дела; г) когда хочешь себе добра, то никому не делай зла. 12. а) не имей сто рублей, а имей сто друзей; б) на обеде все – соседи, а пришла беда, они прочь, как вода; в) доброе братство лучше богатства; г) черный день придет – приятели откажутся. 13. а) ученье - свет, неученье – тьма; б) много будешь знать, скоро состаришься; в) ученье лучше богатства; г) век живи, век учись, а дураком помрешь. 14. а) без труда нет добра; б) от трудов праведных не наживешь палат каменных; в) можно тому богатому быть, кто от трудов мало спит; г) от работы не будешь богат, а скорее будешь горбат. 15. а) на что и законы писать, если их не исполнять; б) закон – паутина, шмель проскочит, муха увязнет; в) где тверд закон, там всяк умен; г) закон – что дышло, куда поворотишь, туда и вышло. Обработка полученных данных. Текст методики содержит30 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц и противоречащих друг другу по смыслу. Ценностные отношения человека к жизни, к людям, к самому себе конкретизируются в отдельных пословицах и в тексте методики располагаются следующим образом:
1) а, в – духовное отношение к жизни, б, г – бездуховное отношение к жизни; 2) а, в – незначимость материального благополучия в жизни, б, г – материально благополучная жизнь; 3) а, в – счастливая, хорошая жизнь, б, г – трудная, сложная жизнь; 4) а, в – оптимистическое отношение к жизни, б, г - пессимистическое отношение к жизни; 5) а, в – решительное отношение к жизни, б, г - осторожное отношение к жизни; 6) а, в – самоопределение в жизни б, г – отсутствие самоопределения в жизни; 7) а, в – стремление к достижениям в жизни, б, г – отсутствие стремления к достижениям в жизни; 8) а, в – хорошее отношение к людям, б, г – плохое отношение к людям; 9) а, в – коллективистское отношение к людям, б, г - индивидуалистическое отношение к людям 10) а, в – эгоцентрическое отношение к людям, б, г - эгоистическое отношение к людям; 11) а, в – альтруистическое отношение к людям, б, г - паритетное отношение к людям; 12) а, в – значимость дружбы, б, г - незначимость дружбы; 13) а, в – значимость ученья, б, г – незначимость ученья; 14) а, в – значимость труда, б, г – незначимость труда; 15) а, в – значимость соблюдения законов, б, г – незначимость соблюдения законов. Подсчитывается сумма баллов (по варианту 1) или количество выборов (по варианту 2) отдельно по ответам «а», «в» и отдельно по ответам «б», «г». Основной принцип оценивания полученных результатов - сравнение сумм баллов или количества выборов. Более высокие оценки или большее количество выборов по ответам «а» и «в» свидетельствует об устойчивости желательных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, к самим себе; по ответам «б» и «г» - об устойчивости нежелательных ценностных отношений к жизни, к: людям, к самим себе. Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а» и «в» и меньше степень согласия с содержанием пословиц «б» и «г», тем выше уровень нравственной воспитанности учащихся, и наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и больше степень согласия с содержанием пословиц «б», «г», тем он ниже. Допускается использование сокращенного варианта данной методики. В этом случае учащимся предъявляются отдельным текстом либо пословицы под буквами «а» и «б», либо пословицы под буквами «в» и «г».
«Моё представление о себе» Цель: определить степень самореализации учащихся в самоуправленческой деятельности. Инструкция: учащимся предлагается прочитать 10 вариантов возможной деятельности и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
Данные варианты деятельности необходимо рассматривать с трех позиций: мне это интересно, у меня это получается, мне это пригодится в дальнейшей жизни.
Обработка полученных данных: При обработке результатов 10 вариантов возможной деятельности разбивают на 4 группы. Данная систематизация обусловлена проявлением учащегося в различных областях деятельности: 1, 6, 9 – творчество; 4 – спорт, а также в зависимости от характера выполняемой деятельности: 3, 7, 10 – организатор; 2, 5, 8 – исполнитель. Выводы о степени самореализации учащегося делаются с учетом величины балла по каждому пункту. Затем подсчитывается сумма баллов. Чем больше балл, тем выше степень самореализации: 14-15 баллов: высокая степень самореализации; 8-13 баллов: средняя степень самореализации; 3-7 баллов: низкая степень самореализации
Работа с учащимися третьей ступени образования
Атмосфера в группе Инструкция: Необходимо поставить крестик под черточкой между каждой из пар, причем черточки, задающие «дистанцию» между парами, кодируются по девятибалльной шкале слева направо по схеме:
9 87 6 5 4 3 2 1 Чем выше суммарный балл, тем лучше атмосфера в группе (ее можно оценивать по составляющим). Дружелюбие - - - - - - - Враждебность Согласие Несогласие Удовлетворенность Неудовлетворенность Продуктивность Непродуктивность Теплота Холодность Сотрудничество Отсутствие сотрудничества Взаимная поддержка Недоброжелательность Занимательность Скука Успешность Неуспешность Тест «Групповые роли» 1. Что, по моему мнению, я могу привнести в групповую работу? A.. Я быстро нахожу новые возможности. Б. Я могу хорошо работать со множеством людей. B. У меня хороша получается выдвигать новые идеи. Г. У меня получается помогать другим людям, выдвигать их идеи. Д. Я способен очень эффективно работать, и мне нравится интенсивная работа. Е. Я согласен быть непопулярным, если в итогеэто приведет к хорошим результатам. Ж. В привычной обстановке я работаю быстро. 3. У меня нет предубеждений, поэтому я всегда даю возможность альтернативного действия. 2. У меня есть недостатки в групповой работе, возможно, это то, что: A. Я очень напряжен, пока мероприятие не продумано, не проконтролировано, не проведено. Б. Я даю слишком большую свободу людям, точку зрения которых я считаю обоснованной. B.У меня есть слабость много говорить самому, пока, наконец, в группе не появятся новые идеи. Г. Мой собственный взгляд на вещи мешает мне немедленно разделять энтузиазм одноклассников. Д. Если мне нужно чего-то достичь, я бываю авторитарен. Е. Мне трудно поставить себя в позицию руководителя, так как я боюсь разрушить атмосферу сотрудничества в группе. Ж. Я сильно увлекаюсь собственными идеями и теряю нить происходящего в группе. 3. Мои одноклассники считают, что я слишком беспокоюсь о несущественных деталях и переживаю, что ничего не получится. 3. Когда я включен в работу с другими: A.Я влияю на людей, не подавляя их. B. Я готов настаивать на каких-то действиях, чтобы не терять время и не упустить из виду главную цель. Г. У меня всегда есть оригинальные идеи. Д: Я всегда готов поддержать хорошее предложение в общих интересах. Е. Я очень внимательно отношусь к новым идеям и предложениям. Ж. Окружающим нравится моя холодная рассудительность. З. Мне можно доверить проследить, чтобы вся основная работа была выполнена.
4. В групповой работе
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 1495; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.195.30 (0.014 с.) |