Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика «Ценностные ориентации»↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги Поиск на нашем сайте
(М. Рокич)
Система ценностных ориентаций определят содержательную сторону направленности личности, и составляет основу её отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни». Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные – убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности – средства. Учащемуся предъявляется два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей. Инструкция: «Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточку и, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите её на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите её следом за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию.
Список А (терминальные ценности): - активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность) - жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом) - здоровье (физическое и психическое) - интересная работа - красоты природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве) - любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) - материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) - наличие хороших и верных друзей - общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе) - познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) - продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) - развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) - развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) - свобода, самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) - счастливая семейная жизнь - счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) - творчество (возможность творческой деятельности) - уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)
Список Б (инструментальные ценности) - аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах - воспитанность (хорошие манеры) - высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) - жизнерадостность (чувство юмора) - исполнительность (дисциплинированность) - независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) - непримиримость к недостаткам в себе и других - образованность (чувство долга, умение держать слово) - рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) - самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) - смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов - твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) - терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) - широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) - честность (правдивость, искренность) - эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) - чуткость (заботливость)
Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость – возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным её недостатком является социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между педагогом и испытуемым. Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций возможны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы: - В каком порядке, и в какой степени (процентах) реализованы данные ценности в Вашей жизни? - Как бы вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали? - Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях? - Как это сделали бы Вы через 5 или 10 лет? - Как ранжировали бы карточки близкие Вам люди?
Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентаций. Необходимо попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценносте5й или даже неискренность ответов. Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование. Ранжирование Метод ранжирования позволяет выявить степень личностной значимости каких-то объектов для испытуемого. Предъявляется ряд слов, отражающих социальные ценности. Испытуемый проставляет напротив слова номер очередности, которую он считает возможным выстроить. Например, он ранжирует десять существительных: труд, искусство, человек, природа, хлеб, деньги, книга, развлечения, дом, одежда. Здесь интересно, что именно дети поставят на первое место и что – на последнее. Интересно описать содержание их выбора по первым трем предпочтениям. Вариантом ранжирования является произвольное дописание ряда сочетаний слов, первое из которых в каждом ряду одно и то же – «Я»: - Я и …? - Я и …? - Я и …? - Я и …? Размер предлагаемого ряда зависит от целей педагога: если он хочет выявить ключевые ценности, то достаточен ряд из трех строчек; если он желает раскрыть содержание ценностных ориентаций, то следует этот ряд увеличить до 7-10 строчек. Учащемуся необходимо помочь в ранжировании: предложить карточки с написанными на них понятиями, так, чтобы он сначала раскладывал их перед собой в определенной последовательности и лишь потом обозначил цифрами эту последовательность. Добавим, понятия в одном ряду должны иметь единую морфологическую характеристику: глаголы, местоимения, прилагательные, причасти, существительные – иначе ранжирование невозможно. Богатейшие возможности у «двойного ранжирования». Его можно проводить со старшеклассниками. Суть «двойного ранжирования» в следующем. Один и тот же ряд подлежит ранговой оценке дважды: слева – оценка в прошлом; справа – оценка в настоящем. Прошлое обозначается словами «раньше», «когда я был маленьким» и т.п. Настоящее имеет одно значение – «сейчас, в данный момент». В двойном ранжировании уже заложено исследуемое изменение, свершившееся с личностью. Остается лишь зафиксировать его и математически выразить. «Моё представление о себе» Цель: определить степень самореализации учащихся в самоуправленческой деятельности. Инструкция: учащимся предлагается прочитать 10 вариантов возможной деятельности и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
Данные варианты деятельности необходимо рассматривать с трех позиций: мне это интересно, у меня это получается, мне это пригодится в дальнейшей жизни.
Обработка полученных данных: При обработке результатов 10 вариантов возможной деятельности разбивают на 4 группы. Данная систематизация обусловлена проявлением учащегося в различных областях деятельности: 1, 6, 9 – творчество; 4 – спорт, а также в зависимости от характера выполняемой деятельности: 3, 7, 10 – организатор; 2, 5, 8 – исполнитель. Выводы о степени самореализации учащегося делаются с учетом величины балла по каждому пункту. Затем подсчитывается сумма баллов. Чем больше балл, тем выше степень самореализации: 14-15 баллов: высокая степень самореализации; 8-13 баллов: средняя степень самореализации; 3-7 баллов: низкая степень самореализации
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 540; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.45 (0.011 с.) |