Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика «Ценностные ориентации»

Поиск

(М. Рокич)

 

Система ценностных ориентаций определят содержательную сторону направленности личности, и составляет основу её отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».

Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.

М. Рокич различает два класса ценностей:

терминальные – убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности – средства.

Учащемуся предъявляется два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Инструкция: «Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточку и, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите её на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите её следом за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками.

Наименее важная останется последней и займет 18 место.

Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию.

 

Список А (терминальные ценности):

- активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность)

- жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)

- здоровье (физическое и психическое)

- интересная работа

- красоты природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве)

- любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

- материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)

- наличие хороших и верных друзей

- общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)

- познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)

- продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)

- развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)

- развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)

- свобода, самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

- счастливая семейная жизнь

- счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)

- творчество (возможность творческой деятельности)

- уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

 

Список Б (инструментальные ценности)

- аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах

- воспитанность (хорошие манеры)

- высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)

- жизнерадостность (чувство юмора)

- исполнительность (дисциплинированность)

- независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)

- непримиримость к недостаткам в себе и других

- образованность (чувство долга, умение держать слово)

- рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)

- самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

- смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов

- твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

- терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

- широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

- честность (правдивость, искренность)

- эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

- чуткость (заботливость)

 

Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость – возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным её недостатком является социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между педагогом и испытуемым.

Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций возможны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:

- В каком порядке, и в какой степени (процентах) реализованы данные ценности в Вашей жизни?

- Как бы вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?

- Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?

- Как это сделали бы Вы через 5 или 10 лет?

- Как ранжировали бы карточки близкие Вам люди?

 

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д.

Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентаций. Необходимо попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценносте5й или даже неискренность ответов.

Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.

Ранжирование

Метод ранжирования позволяет выявить степень личностной значимости каких-то объектов для испытуемого. Предъявляется ряд слов, отражающих социальные ценности. Испытуемый проставляет напротив слова номер очередности, которую он считает возможным выстроить. Например, он ранжирует десять существительных: труд, искусство, человек, природа, хлеб, деньги, книга, развлечения, дом, одежда. Здесь интересно, что именно дети поставят на первое место и что – на последнее. Интересно описать содержание их выбора по первым трем предпочтениям.

Вариантом ранжирования является произвольное дописание ряда сочетаний слов, первое из которых в каждом ряду одно и то же – «Я»:

- Я и …?

- Я и …?

- Я и …?

- Я и …?

Размер предлагаемого ряда зависит от целей педагога: если он хочет выявить ключевые ценности, то достаточен ряд из трех строчек; если он желает раскрыть содержание ценностных ориентаций, то следует этот ряд увеличить до 7-10 строчек.

Учащемуся необходимо помочь в ранжировании: предложить карточки с написанными на них понятиями, так, чтобы он сначала раскладывал их перед собой в определенной последовательности и лишь потом обозначил цифрами эту последовательность.

Добавим, понятия в одном ряду должны иметь единую морфологическую характеристику: глаголы, местоимения, прилагательные, причасти, существительные – иначе ранжирование невозможно.

Богатейшие возможности у «двойного ранжирования». Его можно проводить со старшеклассниками.

Суть «двойного ранжирования» в следующем. Один и тот же ряд подлежит ранговой оценке дважды: слева – оценка в прошлом; справа – оценка в настоящем. Прошлое обозначается словами «раньше», «когда я был маленьким» и т.п. Настоящее имеет одно значение – «сейчас, в данный момент». В двойном ранжировании уже заложено исследуемое изменение, свершившееся с личностью. Остается лишь зафиксировать его и математически выразить.

«Моё представление о себе»

Цель: определить степень самореализации учащихся в самоуправленческой деятельности.

Инструкция: учащимся предлагается прочитать 10 вариантов возможной деятельности и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

 

Не согласен Трудно сказать Согласен
Полностью Частично Частично Полностью
         

Данные варианты деятельности необходимо рассматривать с трех позиций: мне это интересно, у меня это получается, мне это пригодится в дальнейшей жизни.

  Мне интересно   У меня получается Мне это пригодится в дальнейшей жизни Сумма баллов
1. Петь          
2. Наблюдать за происходящим          
3. Разрабатывать в деталях планы на будущее          
4. Заниматься спортом          
5. Оказывать помощь людям            
6. Рисовать          
7. Выдвигать новые идеи          
8. Выполнять поручения          
9. Танцевать          
10. Организовывать различные дела          

 

Обработка полученных данных: При обработке результатов 10 вариантов возможной деятельности разбивают на 4 группы. Данная систематизация обусловлена проявлением учащегося в различных областях деятельности:

1, 6, 9 – творчество;

4 – спорт,

а также в зависимости от характера выполняемой деятельности:

3, 7, 10 – организатор;

2, 5, 8 – исполнитель.

Выводы о степени самореализации учащегося делаются с учетом величины балла по каждому пункту. Затем подсчитывается сумма баллов. Чем больше балл, тем выше степень самореализации:

14-15 баллов: высокая степень самореализации;

8-13 баллов: средняя степень самореализации;

3-7 баллов: низкая степень самореализации



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 540; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.45 (0.011 с.)