Методика «Цветик - семицветик» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика «Цветик - семицветик»



Цель: выявление направленности интересов младших школьников.

Ход проведения: Каждым учащимся изготавливается цветок со съемными лепестками. Затем классный руководитель предлагает записать на лепестках желания, исполнения которых ребятам больше всего хочется. Прежде чем записать желание на лепестке, надо поставить порядковый номер. Таким, образом, каждый ребенок сформирует семь желаний, которые будут им же проранжированы.

 

Обработка и интерпретация результатов.

Анализ результатов удобно проводить, составив следующую таблицу:

Фамилия, имя Желание
Антонова Аня Для себя Для родных и близких Для класса и школы Для всех людей

Журнал – эстафета «Мир моих друзей. Мир моих интересов. Мир общих дел»

(методика разработана Е.Н.Прейскурантом)

 

Участники: учащиеся класса – авторы журнала – эстафеты (журналисты, художники и редакторы).

Журнал – эстафета преследует три основные цели:

1) организовать психологически комфортную ситуацию для самораскрытия и творческого самовыражения участников; 2) создать банк идей и предложений для составления программы жизнедеятельности класса; 3) выявить потенциальных организаторов конкретных классных дел.

Подготовка: Журнал – эстафета готовится небольшой творческой группой организаторов, которые:

1. Составляют сценарий журнала – эстафеты. Его основные элементы – этапы-вопросы, например: Мир моих друзей. Мир моих интересов. Мир общих дел. Затем эти вопросы разрабатываются более подробно и конкретно в зависимости от возраста и интересов учащихся.

2. Подбирают фрагменты музыкального сопровождения, проверяют и устанавливают аудиоаппаратуру.

3. Готовят бумагу и другие материалы.

4. Ведущие продумывают вопросы, советы и подсказки авторам. Для этого они могут предварительно попробовать выпустить своим узким кругом организаторов небольшой мини-журнал, чтобы потренироваться перед проведением предстоящего коллективного творческого дела.

Этапы журнала – эстафеты. Журнал – эстафета проходит в три этапа. Учащиеся сидят в классе с карандашами, фломастерами, авторучками в руках. Перед каждым лежат листы чистой бумаги.

Цель 1 этапа – включить каждого в работу. Для этого нужно предложить интересную личностно значимую проблему, над которой бы хотелось задуматься, а самое главное – предложить такое посильное задание, которое бы хотелось немедленно выполнить.

Поэтому на 1 этапе, проходящем под девизом «Мир моих друзей», ведущие предлагают ребятам выполнить первое задание: рассказ (по выбору) о своем друге, товарище по классу, по парте или по двору, по улице, о ровеснике, о взрослом друге или о младшем товарище, об отношениях между сверстниками. Из всего многообразия вопросов нужно выбрать только один – самый близкий – и ответить на него немедленно. Отвечать можно в любом жанре: рисунком, стихами, рассказом и т.д.

Включается музыкальный фон, и, пока звучит подборка мелодий, ребята работают. Время на выполнение задания должно быть ограничено (5-7 минут).

На 2 этапе ребята работают над проблемой «Мир моих интересов», отвечая на один (или на несколько) вопросов: «Что ты больше всего любишь делать?», «Что бы ты хотел делать?», «Чем собираешься заняться?», «Чему бы тебе хотелось научиться самому или вместе с друзьями?», «Что хотелось бы увидеть, узнать?» Отвечая на последний вопрос, можно рассказать о своем любимом увлечении, о своей мечте…

Работа идее под музыкальное сопровождении (7-10 минут).

3 этап «Мир общих дел». Ведущие дают задание: предложить классу какое-либо конкретное дело. Школьники рассказывают о том, в чем хотели бы участвовать, что они могут сами организовать, чему хотели бы научиться и чему могут научить других.

Музыка также сопровождает этот этап. Данный этап основной, поэтому времени требуется больше (10-15 минут).

Для того, чтобы отобрать наиболее интересные материалы, обработать их и оформить журнал – эстафету, в классе выбирается редколлегия, в которую войдут редакторы, корреспонденты и оформители. Редакторы рассортируют и литературно обработают материал, распределят его по рубрикам, а также обобщат предложения, высказанные авторами. Корреспонденты сделают необходимые уточнения у тех школьников, чьи мысли оказались интересными, но недостаточно сформулированными. Оформители же завершат общую работу по выпуску журнала – эстафеты, издав его в форме альбома или стенной газеты.

Педагогический анализ проведения журнала – эстафеты.

Кроме выпуска оригинального тематического журнала класса проведение этого коллективного творческого дела дает в руки педагога большой аналитический материал для личностного изучения учащихся. Анализ продуктов творчества позволяет сделать значительный шаг на пути выявления ценностных предпочтений, интересов и потребностей подростков, круга их общения, проблем индивидуального развития, воспитания коллектива класса.

 

Методика «Пословицы»

(разработана С.М.Петровой)

Цель: определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.

Ход проведения: учащимся предлагается бланк с 60 пословицами. Возможны два варианта работы с этим бланком. В первом случае учащимся требуется внимательно прочитать каждую пословицу и оценить степень согласия с ее содержанием по следующей шкале:

1 балл – согласен в очень незначительной степени;

2 балл – частично согласен;

3 балла – в общем согласен;

4 балла – почти полностью согласен;

5 баллов – совершенно согласен.

Во втором случае каждому ученику необходимо внимательно прочитать каждую пару пословиц («а» и «б», «в» и «г») выбрать ту из пары, с содержанием которой согласен в наибольшей степени.

Предлагаются следующие пословицы:

1.

а) счастлив тот, у кого совесть спокойна;

б) стыд не дым, глаза не выест;

в) лучше жить бедняком, чем разбогатеть грехом;

г) что за честь, коли нечего есть.

2.

а) не хлебом единым жив человек;

б) живется, у кого денежка ведется;

в) не в деньгах счастье;

г) когда деньги вижу, души своей не слышу.

3.

а) кому счастье служит, тот ни о чем не тужит;

б) где счастье плодится, там и зависть родится;

в) кто хорошо живет, тот долго живет;

г) жизнь прожить – не поле перейти.

4.

а) боятся несчастья и счастья не видать;

б) людское счастье, что вода в бредне;

в) деньги – дело наживное;

г) голым родился, гол и умру.

5.

а) только тот не ошибается, кто ничего не делает;

б) береженого Бог бережет

в) на Бога надейся, а сам не плошай;

г) не зная броду, не суйся в воду.

6.

а) всяк сам своего счастья кузнец;

б) бьется как рыба об лед;

в) хочу – половина могу;

г) лбом стены не прошибешь.

7.

а) добрая слава лучше богатства;

б) уши выше лба не растут;

в) как проживешь, так и прослывешь;

г) выше головы не прыгнешь.

8.

а) мир не без добрых людей;

б) на наш век дураков хватит;

в) люди – всё, а деньги – сор;

г) деньгам не повинуются.

9.

а) что в людях живет, то и нас не

б) живу как живется, а не как люди хотят;

в) от народа отстать – жертвою стать;

г) никто мне не указ.

10.

а) всякий за себя отвечает;

б) моя хата с краю, я ничего не знаю;

в) своя рубашка ближе к телу;

г) наше дело – сторона.

11.

а) сам пропадай, а товарища выручай;

б) делай людям добро, да себе без беды;

в) жизнь дана на добрые дела;

г) когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.

12.

а) не имей сто рублей, а имей сто друзей;

б) на обеде все – соседи, а пришла беда, они прочь, как вода;

в) доброе братство лучше богатства;

г) черный день придет – приятели откажутся.

13.

а) ученье - свет, неученье – тьма;

б) много будешь знать, скоро состаришься;

в) ученье лучше богатства;

г) век живи, век учись, а дураком помрешь.

14.

а) без труда нет добра;

б) от трудов праведных не наживешь палат каменных;

в) можно тому богатому быть, кто от трудов мало спит;

г) от работы не будешь богат, а скорее будешь горбат.

15.

а) на что и законы писать, если их не исполнять;

б) закон – паутина, шмель проскочит, муха увязнет;

в) где тверд закон, там всяк умен;

г) закон – что дышло, куда поворотишь, туда и вышло.

Обработка полученных данных. Текст методики содер­жит30 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц и про­тиворечащих друг другу по смыслу. Ценностные отношения человека к жизни, к людям, к самому себе конкретизиру­ются в отдельных пословицах и в тексте методики распола­гаются следующим образом:

 

1)

а, в – духовное отношение к жизни,

б, г – бездуховное отношение к жизни;

2)

а, в – незначимость материального благополучия в жизни,

б, г – материально благополучная жизнь;

3)

а, в – счастливая, хорошая жизнь,

б, г – трудная, сложная жизнь;

4)

а, в – оптимистическое отношение к жизни,

б, г - пессимистическое отношение к жизни;

5)

а, в – решительное отношение к жизни,

б, г - осторожное отношение к жизни;

6)

а, в – самоопределение в жизни

б, г – отсутствие самоопределения в жизни;

7)

а, в – стремление к достижениям в жизни,

б, г – отсутствие стремления к достижениям в жизни;

8)

а, в – хорошее отношение к людям,

б, г – плохое отношение к людям;

9)

а, в – коллективистское отношение к людям,

б, г - индивидуалистическое отношение к людям

10)

а, в – эгоцентрическое отношение к людям,

б, г - эгоистическое отношение к людям;

11)

а, в – альтруистическое отношение к людям,

б, г - паритетное отношение к людям;

12)

а, в – значимость дружбы,

б, г - незначимость дружбы;

13)

а, в – значимость ученья,

б, г – незначимость ученья;

14)

а, в – значимость труда,

б, г – незначимость труда;

15)

а, в – значимость соблюдения законов,

б, г – незначимость соблюдения законов.

Подсчитывается сумма баллов (по варианту 1) или коли­чество выборов (по варианту 2) отдельно по ответам «а», «в» и отдельно по ответам «б», «г». Основной принцип оценивания полученных результатов - сравнение сумм баллов или количества выборов. Бо­лее высокие оценки или большее количество выборов по ответам «а» и «в» свидетельствует об устойчивости жела­тельных ценностных отношений учащихся к жизни, к лю­дям, к самим себе; по ответам «б» и «г» - об устойчивости нежелательных ценностных отношений к жизни, к: лю­дям, к самим себе.

Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а» и «в» и меньше степень согласия с содержани­ем пословиц «б» и «г», тем выше уровень нравственной воспитанности учащихся, и наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и больше степень согласия с содержанием пословиц «б», «г», тем он ниже.

Допускается использование сокращенного варианта дан­ной методики. В этом случае учащимся предъявляются от­дельным текстом либо пословицы под буквами «а» и «б», либо пословицы под буквами «в» и «г».

 

«Моё представление о себе»

Цель: определить степень самореализации учащихся в самоуправленческой деятельности.

Инструкция: учащимся предлагается прочитать 10 вариантов возможной деятельности и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

 

 

Не согласен Трудно сказать Согласен
Полностью Частично Частично Полностью
         

Данные варианты деятельности необходимо рассматривать с трех позиций: мне это интересно, у меня это получается, мне это пригодится в дальнейшей жизни.

  Мне интересно   У меня получается Мне это пригодится в дальнейшей жизни Сумма баллов
1. Петь          
2. Наблюдать за происходящим          
3. Разрабатывать в деталях планы на будущее          
4. Заниматься спортом          
5. Оказывать помощь людям            
6. Рисовать          
7. Выдвигать новые идеи          
8. Выполнять поручения        
9. Танцевать          
10. Организовывать различные дела          

 

Обработка полученных данных: При обработке результатов 10 вариантов возможной деятельности разбивают на 4 группы. Данная систематизация обусловлена проявлением учащегося в различных областях деятельности:

1, 6, 9 – творчество;

4 – спорт,

а также в зависимости от характера выполняемой деятельности:

3, 7, 10 – организатор;

2, 5, 8 – исполнитель.

Выводы о степени самореализации учащегося делаются с учетом величины балла по каждому пункту. Затем подсчитывается сумма баллов. Чем больше балл, тем выше степень самореализации:

14-15 баллов: высокая степень самореализации;

8-13 баллов: средняя степень самореализации;

3-7 баллов: низкая степень самореализации

 

Работа с учащимися третьей ступени образования

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 878; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.21 с.)