Карта-схема изучения организованности коллектива 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Карта-схема изучения организованности коллектива



Эта карта-схема, предложенная Л.И. Уманским, представляет собой список специально подобранных суждений, харак­теризующих организованность коллектива. Независимые экс­перты оценивают наблюдаемый коллектив по каждому из указанных слева и справа проявлений организованности, пользуясь специальной оценочной шкалой.

 

Положительные проявления организованности Оценочная шкала Отрицательные проявления организованности
   
Вколлективе имеются органы эффективного самоуправления           Вколлективе нет орга­нов самоуправления
Коллектив всегда само­стоятельно выбирает се­бе организаторов для различных видов деятельности           Коллектив не в состоя­нии без посторонней по­мощи что-то сделать
Члены коллектива всег­да хорошо взаимодействуют друг с другом           Члены коллективе ни­когда не взаимодейству­ют друг с другом    
Члены коллектива всегда оказывают друг другу помощь в работе           Никто и никогда в коллективе не оказывает помощь товарищам
Трудности, касающиеся согласования действий, всегда преодолеваются быстро           Ни одна из трудностей, связанных с согласованием действий, не преодолевается
Трудные условия, ситуа­ции, опасности, неожи­данно возникающие в работе, сплачивают кол­лектив           При возникновении трудностей, ситуаций опасности коллектив разрушается
Неудачи в достижений целей коллектива усиливают его стремление к ним           Неудачи в достижении поставленных целей рас­слабляют коллектив, ве­дут к отказу от них
Коллектив поддержива­ет устойчивые взаимо­связи, сотрудничает с другими коллективами           Коллектив не взаимодействует с другими коллективами, изолирует себя от них
Коллектив тесно связан с более широким объединением школьников, охотно включается в совместную с ним работу           Коллектив не взаимодействует с более широким объединением школьни­ков, противится налаживанию с ним деловых контактов
В коллективе доброжела­тельно и с участием от­носятся к новым членам, стараются помочь им ос­воиться и включиться в совместную работу           Коллектив враждебно относится к новым членам, противодействует их адаптации и включению в совместную деятельность
Члены коллектива легко, эффективно согласуют свои действия           Члены коллектива не способны к эффективно­му согласованию своих действий
Имеющиеся в коллекти­ве группировки по лич­ным интересам хорошо взаимодействуют между собой           Имеющиеся в коллекти­ве группировки никогда не взаимодействуют меж­ду собой
Коллектив активно со­противляется любым попыткам его расфор­мирования           Коллектив относится безразлично и легко поддается расформированию
Коллектив находит оптимальный способ взаимодействия между его чле­нами в самых различных ситуациях и условиях           Коллектив никогда не способен найти оптимальный способ взаимо­действия, каких бы ус­ловий это ни касалось
В коллективе есть хорошие, способные органи­заторы и достаточно ав­торитетные лидеры           В коллективе нет хороших и способных органи­заторов, а лидеры таки­ми возможностями не обладают

Настоящая методика достаточно проста, не требует длитель­ного времени для сбора и обработки информации. Методика в це­лом надежна при условии правильного подбора экспертов.

В качестве экспертов для оценки организованности ученического коллектива могут быть привлечены классный руководитель, некоторые учителя - предметники, педагог - организатор внеклассной воспитательной работы. При изучении старших классов в качестве экспертов могут привлекаться также учащиеся.

Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе

(методика М.И.Рожкова)

Цель: Определить уровень развития детского самоуправления.

Инструкция: Каждый учащийся заполняет бланк, в котором указаны номера приведенных ниже предложений. Степень своего согласия с этими предложениями отвечающий выражает в оценках: 4 – «Да», 3 – «Скорее да, чем нет», 2 – «Трудно сказать», 1 – «Скорее нет, чем да», 0 – «Нет».

1. Есть ли у вас в классе общие цели, которые могут вас объединить?

2. Беспокоишься ли ты о жизни своего класса и есть ли у тебя предложения по улучшению жизни в классе?

3. Являешься ли ты инициатором какого-либо дела в классе, которое поддерживают одноклассники?

4. Анализируешь ли с одноклассниками совместные дела, выдвигаешь ли идеи, как жить дальше?

5. Принимает ли участие твой класс в решении возникающих в школе проблем?

6. Подключается ли твой класс к организации совместных общешкольн6ых дел?

7. Изменится ли что-либо в школьной жизни, если ты внесешь свои предложения по её улучшению?

8. Привлекают ли твое внимание проводимые в школе во внеучебное время мероприятия?

9. Есть ли у вас в классе ребята, деятельность которых оживляет жизнь класса?

10. Могут ли представители вашего класса защищать интересы учащихся?

11. Запланированные классом дела всегда реализуются?

12. При выполнении поставленных классом целей умеют ли одноклассники действовать, объединив усилия?

13. Есть ли в школе ребята, деятельность которых активизирует других?

14 Есть ли в школе возможность у представителей классов защищать интересы своих коллективов?

15. Реализуются ли самостоятельно намеченные школьниками дела?

16. Есть ли у тебя желание попробовать себя в роли организатора общешкольного дела?

17. Вызывают ли у тебя отклик успехи и неудачи своего класса?

18. Понимаешь ли ты значимость своего выбора одноклассников на роль участников - преобразователей жизни школы?

19. Способствуешь ли ты воплощению в действительность решений, принятых одноклассниками?

20. Есть ли у тебя возможность отстаивать интересы класса на уровне школы?

21. Понимаешь ли ты значимость совместной деятельности учащихся в школе?

22. Принимаешь ли ты участие в делах, способствующих улучшению школьной жизни?

23. Взаимодействует ли твой класс с другими классами при организации каких-либо мероприятий?

24. Воспринимаешь ли ты как свои успехи и неудачи коллектива школы?

Обработка результатов. При обработке результатов 24 предложения разбиваются на 6 групп (блоков). Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:

1) включенность учащихся в самоуправленческую деятельность
(предложения 1, 2, 3, 4);

2) организованность классного коллектива (предложения 5,6, 7, 8);

3) ответственность за результаты совместной работы в классе (предложения 9, 10, 11, 12);

4) участие класса в управлении делами школы (предложения 13, 14, 15, 16);

5) взаимодействия с другими классами в организации общешкольной жизни (предложения 17, 18, 19, 20);

6) осознание ответственности за результаты работы всего коллектива школы (предложения 21, 22, 23, 24).

По каждому блоку подсчитывается сумма балов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на 16 (максимальное количество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждом блоке). Уровень самоуправления коллектива класса, объединения определяется по результатам выведения коэффициентов первых трех блоков. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0,5, то уровень самоуправления в классе низкий, если больше 0,5 и меньше 0,8 – средний, если больше – 0,8 – высокий.

Уровень развития самоуправления всего учебного заведения определяется коэффициентом последних трех блоков. Если каждый из них не превышает 0,55 то уровень самоуправления в коллективе низкий, если выше этого уровня, но ниже 0,85 – уровень развития самоуправления средний, если больше 0,85 – высокий.

Тест «Групповые роли»

1. Что, по моему мнению, я могу привнести в групповую работу?

A.. Я быстро нахожу новые возможности.

Б. Я могу хорошо работать со множеством людей.

B. У меня хороша получается выдвигать новые идеи.

Г. У меня получается помогать другим людям, выдвигать их идеи.

Д. Я способен очень эффективно работать, и мне нравится интенсивная работа.

Е. Я согласен быть непопулярным, если в итогеэто приведет к хорошим результатам.

Ж. В привычной обстановке я работаю быстро.

3. У меня нет предубеждений, поэтому я всегда даю возможность альтернативного действия.

2.У меня есть недостатки в групповой работе, возможно, это то, что:

A. Я очень напряжен, пока мероприятие не продумано, не проконтролировано, не проведено.

Б. Я даю слишком большую свободу людям, точку зрения которых я считаю обоснованной.

B.У меня есть слабость много говорить самому, пока, наконец, в группе не появятся новые идеи.

Г. Мой собственный взгляд на вещи мешает мне немедленно разделять энтузиазм одноклассников.

Д. Если мне нужно чего-то достичь, я бываю авторитарен.

Е. Мне трудно поставить себя в позицию руководителя, так как я боюсь разрушить атмосферу сотрудничества в группе.

 

Ж. Я сильно увлекаюсь собственными идеями и теряю нить происходящего в группе.

3. Мои одноклассники считают, что я слишком беспокоюсь о несущественных деталях и переживаю, что ничего не получится.

3. Когда я включен в работу с другими:

A.Я влияю на людей, не подавляя их.
Б. Я очень внимателен, так что ошибок из-за небрежности быть не может.

B. Я готов настаивать на каких-то действиях, чтобы не терять время и не упустить из виду главную цель.

Г. У меня всегда есть оригинальные идеи.

Д: Я всегда готов поддержать хорошее предложение в общих интересах.

Е. Я очень внимательно отношусь к новым идеям и предложениям.

Ж. Окружающим нравится моя холодная рассудительность.

З. Мне можно доверить проследить, чтобы вся основная работа была выполнена.

 

4. В групповой работе для меня характерно, что:

A. Я очень заинтересован хорошо знать своих коллег
Б. Я спокойно разделяю взгляды окружающих или придерживаюсь взглядов меньшинства.

B. У меня всегда найдутся хорошие аргументы, чтобы опровергнуть ошибочные предложения.

Г. Я думаю, что у меня есть дар выполнить работу, как только ее план нужно приводить в действие.

Д. У меня есть склонность избегать очевидного, а предлагать что-то неожиданное.

Е. Все, что я делаю, я стараюсь довести до совершенства.

Ж. Я готов устанавливать контакты и вне труппы.

3. Хотя меня интересуют все точки зрения, я, не колеблясь, могу принять решение собственное, если это необходимо.

5. Я получаю удовольствие от своей работы, потому что:

A. Мне нравится анализировать ситуации и искать правильный выбор.

Б. Мне нравится находить практические решения проблемы.

B. Мне нравится чувствовать, что я влияю на установление хороших взаимоотношений.

Г. Мне приятно оказывать сильное влияние при принятиирешений.

Д. У меня есть возможность встречаться с людьми, которые могут предложить что-то новое.

Е. Я могу добиться согласия людей по поводу хода выполнения работы.

Ж. Мне нравится сосредотачивать собственное внимание на выполнении поставленных задач.

3. Мне нравится работать в области, где я могу применять свое воображение и творческие способности.

6.Если я неожиданно получил трудное задание, которое надо выполнить в ограниченное время и с незнакомыми людьми…

А. Я буду чувствовать себя загнанным в угол, пока не найду выход из тупика и не выработаю свою линию поведения.

Б. Я буду работать с тем, у кого окажется наилучшее решение, даже если он мне не симпатичен.

В. Я попытаюсь найти людей, между которыми я смогу разде­лить на части это задание, таким образом, уменьшить объем работы.

Г Мое врожденное чувство времени не позволит мне отстать от графика.

Д. Я верю, что буду спокойно, на пределе своих способностей идти прямо к цели.

Е. Я буду добиваться намеченной цели вопреки любым затруднительным ситуациям.

Ж. Я готов взять осуществление работы на себя, если увижу, что группа не справляется.

3. Я устрою обсуждение, чтобы стимулировать людей высказывать новые идеи и искать возможности продвижения к цели.

7. Что касается проблем, которые у меня возникают, когда я работаю в группе:

A. Я всегда показываю нетерпение, если кто-то тормозит процесс.

B. Некоторые люди критикуют меня за то, что я слишком аналитичен и мне не хватает интуиции.

В. Мое желание убедиться, что работа выполняется высоком уровне, вызывает недовольство.

Г. Мне очень быстро все надоедает, и я надеюсь только на одного-двух человек, которые могут воодушевить меня.

Д. Мне трудно начать работу, если я четко не представляю своей цели.

Е. Иногда мне бывает трудно объяснить другим какие-либо сложные вещи, которые приходят мне на ум.

Ж. Я понимаю, что я требую от других сделать то, чего сам сделать не могу.

3. Если я наталкиваюсь на реальное сопротивление, то мне трудно четко изложить мою точку зрения.

 

 

Таблица ответов испытуемого

Вопрос А Б В Г Д Е Ж З
               
               
               
               
               
               
               

 

Обработка и интерпретация результатов.

1. Постройте таблицу в соответствии с приведенным ниже образцом-ключом, вписывая по каждому вопросу рядом с соответствующей буквой то количество баллов, которое вы дали этому варианту ответа в таблице ответов испытуемого.

2. Найдите сумму баллов по каждому из I – VIII столбцов.

3. Выделите те столбцы – роли, где набраны наибольшие суммы. Эти роли вы чаще выполняете в группе.

4. Прочтите и проанализируйте описание ролей в групповом взаимодействии: I роль – председатель; II роль – формирователь; III роль – генератор идей; IV роль – оценщик идей; V роль – организатор работы; VI роль – организатор группы; VII роль - исследователь ресурсов; VIII роль – завершитель.

«Образец – ключ» для обработки и интерпретации ответов испытуемого

 

Роли/вопросы I II III IV V VI VII VIII
Г Е В З Ж Б А Д
Б Д Ж Г А Е В З
А В Г Ж З Д Е Б
З Б Д В Г А Ж Е
Е Г З А Б В Д Ж
В Ж А Д Е Б З Г
Ж А Е Б Д З Г В
Сумма                

I -председатель. Функции: все возможные мнения и принимает решения; свойства: умеет слушать, хорошо говорит, логич­ный, решительный; тип: спокойный, стабильный тип личности, нуж­дается в высокомотивированной группе.

II - формирователь.Функции: лидер, соединяет усилия членов группы в единое целое; свойства: динамичный, решительный, напори­стый; тип: доминирующий экстраверт, нуждается в компетентной, уме­лой группе.

I и II - два противоположных подхода к общему управлению.

III - генератор идей.Функции: источник идей; свойства: ум, богатое воображение, креативность; тип: нестандартная личность, нуж­дается в мотивированном окружении, которое будет воспринимать его идеи.

IV - оценщик идей (критик),Функции: анализ и логические выводы, контроль: свойства: аналитичность, интеллектуальность, эру­дированность, «якорь группы», возвращает к реальности; тип: рассу­дительный, волевой тип личности, нуждается в постоянном притоке информации и новых идей.

V - организатор работы.Функции: преобразование идей в конкретные задания и организация их выполнения; свойства: организа­тор, волевой, решительный; тип: волевой тип личности, нуждается в предложениях и идеях группы.

VIорганизатор группы:Функции: способствует согласию груп­пы, улаживает разногласия, знает потребности, проблемы членов труп­пы; свойства: чувствительность, дипломатичность, доброта, коммуни­кативность; тип: эмпативный и коммуникативный тип личности, нуж­дается в постоянном контакте со всеми членами группы.

VII - исследователь ресурсов.Функции: связующее звено с внешней средой; свойства: общительный, увлекающийся, энергичный, привлекательный; тип: «напористый экстраверт», нуждается в сво­боде действий.

VIII -завершитель.Функции: побуждает группу все делась вов­ремя и до конца; свойства: педантичность, обяза­тельность, ответственность; тип: педантичный тип личности, нуждает­ся в групповой ответственности, обязательности.

Чтобы управленческая команда была эффективна, нужно, чтобы все эти роли выполнялись членами группы, чтобы они взаимно допол­няли друг друга (иногда один член труппы может выполнять две и больше ролей).

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.80.239 (0.014 с.)