ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

КАРТА-СХЕМА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КОЛЛЕКТИВА



 

Данная методика была разработана А.Н. Лутошкиным. С помощью данной карты он изучал факторы, определяющие особенности социально-психологического климата.

Таблица «факторов» заполняется по методу независимых характеристик членами группы.

Степень выраженности тех или иных качеств можно оценить с помощью 7-бальной шкалы, помещенной в середине листа (от +3 до -3).

Инструкция: «Оцените, пожалуйста, как проявляется перечисленные свойства социально-психологического климата в вашем коллективе. Прочитайте сначала предложенный текст слева, затем справа и после этого знаком «+» отметьте в средней части листа ту оценку, которая более всего соответствует истинному положению дел в вашем коллективе».

 

Свойства социально-психологического климата

Свойства психологического климата А Оценка Свойства психологического климата В
-1 -2 -3
1. Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение               1. Преобладает подавленное настроение, пессимистический тон
2. Преобладает доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии               2. Преобладает конфликтность, агрессивность, антипатия
3. В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание               3. Группировки конфликтуют между собой
4. Членам коллектива нравиться быть вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время               4. Члены коллектива проявляют безразличия к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности
5. Успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызываются сопереживание, участие всех членов коллектива                 5. Успехи или неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство
6. Преобладают одобрения и поддержка, упреки и критика высказывается с добрыми пожеланиями               6. Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов  
7.Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга               7.В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению товарища
8. В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное единение по принципу «один за всех, все за одного»               8. В трудных случаях коллектив «раскисает», появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения
9. Достижения или неудачи коллектива переживают со всеми как свои собственные               9. Достижения или неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных представителей
10. Коллектив участлив и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоится               10. Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность
11. Коллектив активен, полон энергии               11. Коллектив пассивен и инертен
12. Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело               12. Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о себе
13. В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту                 13. Коллектив подразделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым
14. У членов коллектива преобладает чувства гордости за свой коллектив, если отмечает руководитель               14. К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно высмеивают  

 

Ключ методики:

+22 балла и более – высокая степень благоприятности социально-психологического климата;

от +8 до +22 баллов – средняя степень благоприятности социально-психологического климата;

от 0 до +8 балла – низкая (незначительная) степень благоприятности социально-психологического климата;

от 0 до -8 балла – начальная не благоприятность социально-психологического климата;

от -8 до -10 балла – средняя не благоприятность социально-психологического климата;

от -10 и ниже – сильная не благоприятность социально-психологического климата.

 


МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТИЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ (К. ТОМАС)

Тест К. Томаса адаптирован для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению человека. Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях применяется двухмерная модель регулирования конфликтов.

К. Томас выделяет следующие стили регулирования конфликтных ситуаций:

1) приспособление – означающее принесение в жертву собственных интересов ради другого;

2) соперничество – наименее эффективный способ поведения, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

3) избегание – (уход), для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

4) сотрудничество – когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон;

5) компромисс – как соглашение между участниками ситуации, достигнутое путем взаимных уступок.

В опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов двенадцатью суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в тридцать пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. Полученные в результате исследования данные соотносятся с ключом, и подсчитывается частота проявления каждого типа поведения. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

Тест можно использовать при групповых обследованиях (и тогда стимульный материал зачитывается вслух), и индивидуально (в этом случае необходимо сделать 30 пар карточек с написанными наних высказываниями, а затем предложить испытуемому выбрать из каждой пары одну карточку, ту, которая кажется ему ближе к истине применительно к его поведению).

 

Пять способов урегулирования конфликтов

 

Текст опросника:

1А/ Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б/ Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем согласны мы оба.

 

2А/ Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б/ Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных.

 

3А/ Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б/ Я стараюсь успокоить другого и стремлюсь, главным образом, сохранить наши отношения.

 

4А/ Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б/ Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5А/ Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

Б/ Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

 

6А/ Я стараюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Б/ Я стараюсь добиться своего.

 

7А/ Я стараюсь отложить решение сложного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б/ Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться чего-то другого.

 

8А/ Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б/ Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

 

9А/ Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б/ Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

 

10А/ Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б/ Я пытаюсь найти компромиссное решение.

 

11А/ Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б/ Я стараюсь успокоить другого и стремлюсь, главным образом, сохранить наши отношения.

 

12А/ Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б/ Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу мне.

 

13А/ Я предлагаю среднюю позицию.

Б/ Я пытаюсь убедить другого в преимуществах своей позиции.

 

14А/ Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б/ Я пытаюсь показать другому логику и преимущество своих взглядов.

 

15А/ Я стараюсь успокоить другого и стремлюсь, главным образом, сохранить наши отношения.

Б/ Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

 

16А/ Я стараюсь не задеть чувства другого.

Б/ Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

 

17А/ Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б/ Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

 

18А/ Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б/ Я дам возможность другому в чем-то оставаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

 

19А/ Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б/ Я стараюсь отложить решение сложного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

 

20А/ Я пытаюсь немедленно разрешить наши разногласия.

Б/ Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

 

21А/ Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б/ Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

 

22А/ Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и той, которая отстаивается другим.

Б/ Я отстаиваю свои желания.

 

23А/ Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

Б/ Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

 

24А/ Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Б/ Я стараюсь убедить другого в необходимости прийти к компромиссу.

 

25А/ Я пытаюсь показать другому логику и преимущество своих взглядов.

Б/ Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

 

26А/ Я предлагаю среднюю позицию.

Б/ Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого.

 

27А/ Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б/ Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

 

28А/ Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б/ Улаживая спорную ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

 

29А/ Я предлагаю среднюю позицию.

Б/ Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

 

30А/ Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б/ Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы могли совместно с другим заинтересованным человеком добиться успеха.

Ключ:

Соперничество (соревнование):

А: 3, 8, 10, 17, 25, 28;

Б: 6, 9, 13, 14, 16, 22.

Сотрудничество:

А: 5, 11, 14, 19, 20, 23;

Б: 2, 8, 21, 26, 28, 30.

Компромисс:

А: 2, 4, 13, 22, 26, 29;

Б: 7, 10, 12, 18, 20, 24.

Избегание:

А: 1, 6, 7, 9, 12, 27;

Б: 5, 15, 17, 19, 23, 29.

Приспособление:

А: 15, 16, 18, 21, 24, 30;

Б: 1, 3, 4, 11, 25, 27.

 

КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ Д. СТОТТА

Карта наблюдения Д. Стотта предназначена для изучений особенностей учеников, дезадаптированных к условиям школы, лагеря. К дезадаптированным относятся два типа учеников; а) которые испытывают трудности и создают множество трудностей для окружающих (педагогов, родителей, других детей) – это так называемые трудные дети; б) которым самим трудно, но окружающим они не доставляют особых неприятностей.

Карта наблюдения состоит из 16 комплексов симптомов – особенностей поведения, их называют «симптомокомплексами» (СК), или синдромами. СК пронумерованы и имеют собственное название. Каждый симптомокомплекс включает определен­ный: перечень симптомов (фрагментов) поведения ребенка.

Как заполнять карту

В регистрационном бланке зачеркиваются те цифры, кото­рые соответствуют тем или иным фрагментам поведения, харак­терным для данного ребенка. В бланке номера симптомов не все­гда идут по порядку, их расположение зависит от значимости того или: иного симптома. Центральная вертикальная черта отделяет более тяжелые нарушения (справа «неприспособленность») от менее тяжелых (слева – «нарушения»).

Карта наблюдения

-1-

1. Разговаривает с учителем только тогда, когда находится с ним наедине.

2. Плачет, когда ему делают замечания.

3. Никогда не предлагает никому помощи, но охотно ока­зывает ее, если его об этом попросят.

4. Ребенок подчиненный (соглашается занимать не всегда благоприятные позиции, например, во время игры бегает за мячом, в то время как другие спокойно на это смотрят).

5. Слишком тревожен, чтобы быть непослушным.

6. Лжет из боязни.

7. Любит, если к нему проявляют симпатию, но не просит о ней.

8. Никогда не приносит и не показывает учителю найден­ных им вещей, хотя его товарищи часто это делают.

9. Никогда не приносит учителю цветов или других подар­ков, хотя его товарищи это делают.

10. Имеет только одного хорошего друга и, можно сказать, игнорирует других одноклассников.

11. Здоровается с учителем только тогда, когда тот обратит на него внимание. Хочет быть замеченным.

12. Не подходит к учителю по собственной инициативе.

13. Слишком застенчив, чтобы попросить о чем-то (например, о помощи).

14. Легко становится «нервным», плачет, краснеет, если ему задают вопрос.

15. Легко отказывается от активного участия в игре.

16. Говорит невыразительно, бормочет, особенно тогда, когда с ним здороваются.

-2-

1. Во время ответа на уроке иногда старателен, иногда ни о чем не заботится.

2. В зависимости от самочувствия либо просит о помощи, либо нет.

3. Старательность в школьных занятиях изменяется почти ежедневно.

4. В играх иногда активен, иногда апатичен.

5. Временами проявляется отсутствие интереса во время сво­бодных занятий.

6. При выполнении ручной работы иногда очень старателен, иногда совсем нет.

7. Нетерпелив, теряет интерес к работе по мере ее выполнения.

8. Впадает в бешенство, спровоцированный другими.

9. Может работать в одиночестве, но не обладает достаточ­ной энергией.

10. В ручной работе проявляет недостаток физических сил.

11. Вял, безынициативен в классе.

12. Апатичен, пассивен, невнимателен.

13. Проявляет внезапные спады энергии.

14. Движения замедлены.

15. Слишком апатичен, чтобы от чего-нибудь расстраиваться.

16. Взгляд равнодушный.

17. Всегда ленив в играх.

18. Часто мечтает наяву.

19. Говорит невыразительно, бормочет.

20. Выглядит усталым (угнетенный, несчастный), редко сме­ется.

-3-

1. Никогда ни с кем не здоровается.

2. Не реагирует на приветствие.

3. Не реагирует дружелюбно и доброжелательно на других людей.

4. Избегает разговоров, замкнут в себе.

5. Мечтает и занимается чем-либо иным, а не школьными занятиями.

6. Абсолютно не заинтересован ручной работой.

7. Не проявляет интереса к коллективным играм.

8. Избегает других людей.

9. Держится вдали от взрослых, даже тогда, когда чем-то за­дет или в чем-то подозревается.

10. Совершенно изолируется от других детей, к нему невоз­можно «приблизиться».

11. Производит впечатление совершенно не замечающего других детей.

12. В разговоре беспокойный и сбивающийся с темы разго­вора.

13. Ведет себя подобно настороженному животному.

-4-

1. Очень охотно исполняет свои обязанности.

2. Проявляет чрезмерное желание здороваться с учителем.

3. Слишком разговорчив (докучает своей болтовней).

4. Очень охотно приносит цветы и другие подарки учите­лям.

5. Часто приносит и показывает учителю найденные им предметы, рисунки и т.д.

6. Чрезмерно дружелюбен по отношению к учителю.

7. Слишком много рассказывает учителю о своих занятиях в семье.

8. «Подлизывается», старается понравиться учителю.

9. Всегда находит предлог занять учителя своей персоной.

10. Постоянно нуждается в контроле и помощи со стороны учителя.

11. Добивается симпатии учителя, подходит нему с различ­ными мелкими делами и жалобами на товарищей.

12. Пытается «монополизировать» учителя (занимать его ис­ключительно собой).

13. Рассказывает фантастические, вымышленные истории.

14. Пытается заинтересовать взрослых собой, но не прилага­ет никаких стараний со своей стороны в этом направле­нии.

15. Чрезмерно озабочен тем, чтобы обратить на себя внима­ние взрослых и приобрести их симпатию.

16. Полностью «устраняется», если его усилия не увенчива­ются успехом.

-5-

1. Переменчив в настроении.

2. Исключительно нетерпелив, кроме тех случаев, когда на­ходится в «хорошем» настроении.

3. Проявляет упорство и настойчивость в ручной работе.

4. Часто бывает в плохом настроении.

5. При соответствующем настроении предлагает свою по­мощь или услуги.

6. Временами очень сердечен, временами равнодушен, иног­да просит учителя о чем-либо.

7. Иногда стремится поздороваться с учителем, а иногда из­бегает этого.

8. Может выражать злость и подозрительность в ответ на приветствие.

9. Временами дружелюбен, временами в плохом настроении.

10. Очень переменчив в поведении, иногда производит впе­чатление человека, умышленно плохо выполняющего ра­боту.

11. Портит общественную и частную работу.

12. Вульгарный язык, рассказы, стихи, рисунки.

13. Подозрителен, когда защищается от предъявленные обвинений.

14. Бормочет под нос, когда чем-то неудовлетворен.

15. Негативная позиция, если ему делают замечания.

16. Временами лжет спонтанно и без затруднений.

17. Время от времени (раз или два) ворует деньги, сладости, ценные предметы.

18. Всегда на что-то претендует и всегда считает, что несправедливо наказан.

19. «Дикий» взгляд, смотрит исподлобья.

20. Очень непослушный, не соблюдает дисциплину.

21. Агрессивная позиция (кричит, угрожает, применяет силу).

22. Охотнее всего дружит с так называемыми «подозрительными типами».

23. Очень часто ворует деньги, сласти, ценные бумаги.

24. Ведет себя непристойно.

-6-

1. «Играет героя», особенно когда ему делают замечания.

2. Не может удержаться, чтобы не «играть» перед окружающими.

3. Проявляет наклонность «прикидываться дурачком».

4. Слишком смел (рискует без надобности).

5. Заботится о том, чтобы всегда находиться в согласии большинством.

6. Любит быть в центре внимания.

7. Играет исключительно или почти исключительно с детьми старше себя.

8. Старается занять ответственный пост, не боится, что не справится с ним.

9. Хвастается перед другими детьми.

10. Паясничает (строит глупые и клоунские мины).

11. Шумно ведет себя, когда учителя нет в классе.

12. Одевается вызывающе.

13. Нравится портить общественную собственность.

14. Дурацкие выходки в группе.

15. Подражает хулиганским проделкам других.

-7-

1. Не заинтересован в учебе.

2. Работает в школе, только когда над ним «стоят» или ког­да его заставляют.

3. Работает вне школы, только когда его контролируют.

4. Проявляет безразличие при ответе на вопросы учителя.

5. Не будучи застенчивым, никогда не просит о помощи.

6. Никогда добровольно не берется ни за какую работу.

7. Не проявляет заинтересованности ни в одобрении, ни в неодобрении со стороны взрослых.

8. Минимальные контакты с учителем, хотя с другими людь­ми они в норме.

9. Избегает учителя, но разговаривает с другими людьми.

10. Списывает домашнее задание у других.

11. Берет чужие книги без разрешения.

12. Эгоистичен, любит интриги, портит другим детям игры.

13. Хитрый, непорядочный (в играх с другими).

14. Плохой спортсмен (играет только для личной выгоды, обманывает в играх).

15. Не может прямо смотреть в глаза другому.

16. Скрытен, недоверчив, недружелюбен.

-8-

1. Мешает другим детям в играх, подсмеивается над ними, любит их пугать.

2. Временами очень недоброжелателен по отношению к тем детям, которые не принадлежат к тесному кругу его об­щения.

3. Докучает другим детям, пристает к ним.

4. Ссорится, обижает других детей.

5. Пытается своими замечаниями создать трудности у дру­гих детей.

6. Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие дру­гим детям.

7. Находится преимущественно в плохих отношениях с другими детьми.

8. Докучает более слабым детям.

9. Другие дети его не любят или даже не терпят.

10. Дерется несоответствующим образом (кусается, царапа­ется, использует опасные предметы в качестве орудия дра­ки).

-9-

1. Очень неряшлив.

2. Отказывается от контакта с другими детьми способом, ко­торый для них очень неприятен.

3. В ручной работе легко бросает начатое дело при неуда­чах.

4. Совершенно не владеет собой в играх.

5. Непунктуален, нестарателен. Часто забывает или теряет карандаши, книги, другие предметы.

6. Безответственный в ручной работе.

7. Нестарателен в школьных занятиях.

8. Слишком беспокоен, чтобы мог работать в одиночку.

9. Не может в классе быть внимательным или слишком дол­го на чем-то сосредоточиваться.

10. Не знает, что с собой поделать, ни на чем не может оста­новиться, хотя бы на относительно короткий срок.

11. Слишком беспокоен, чтобы запоминать указания или за­мечания, полученные от взрослых.

-10-

1. Играет игрушками, слишком детскими для его возраста.

2. Любит игры, но быстро теряет к ним интерес.

3. Речь похожа на речь ребенка более раннего возраста.

4. Слишком незрел, чтобы мог прислушиваться и следовать указаниям.

5. Играет исключительно или преимущественно с детьми бо­лее младшего возраста.

6. Слишком тревожен, чтобы на что-то решиться.

7. Другие дети ему докучают (он является «козлом отпуще­ния»).

8. Раз или два пытался прогуливать уроки.

9. Часто опаздывает.

10. Уходит с отдельных уроков.

11. Неорганизован, разболтан, несобран.

12. Ведет себя в группе как посторонний, отверженный.

-11-

1. Заикается, запинается, «слова из него не вытянешь».

2. Говорит беспорядочно.

3. Часто моргает.

4. Делает бесцельные движения руками, имеют место раз­нообразные «тики».

5. Грызет ногти.

6. Ходит подпрыгивая.

7. Сосет палец (старше 10 лет).

-12-

1. Часто отсутствует в школе – полдня или целый день.

2. Отсутствует в школе по несколько дней.

3. Родители сознательно лживо оправдывают отсутствие ре­бенка в школе (например, заболел).

4. Вынужден оставаться дома, чтобы помогать родителям.

5. Неряшлив, «грязнуля».

6. Выглядит очень плохо питающимся.

7. Значительно некрасивее других детей.

-13-

1. Очень раннее развитие, чувствительность к противопо­ложному полу.

2. Задержки полового развития.

3. Проявляет извращенные наклонности.

-14-

1. Сильно отстает в учебе.

2. Умственное развитие значительно ниже, чем у сверстни­ков.

3. Совершенно не умеет читать.

4. Огромные недостатки в знании элементарной математики.

5. Совершенно не понимает математики.

6. Другие дети относятся к нему, как к дурачку.

7. Попросту глуп.

-15-

1. Неправильное дыхание.

2. Частые простуды.

3. Частые кровотечения из носа.

4. Дышит через рот.

5. Склонность к заболеванию ушей.

6. Склонность к кожным заболеваниям.

7. Жалуется на частые боли в желудке и тошноту.

8. Частые головные боли.

9. Склонность чрезмерно бледнеть или краснеть.

10. Болезненные, покрасневшие веки.

11. Очень холодные руки.

12. Косоглазие.

13. Плохая координация движений.

14. Неестественные позы тела.

-16-

1. Плохое зрение.

2. Слабый слух.

3. Слишком маленький рост.

4. Чрезмерная полнота.

5. Прочие ненормальные особенности телосложения.

 

Содержание симптомокомплексов





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.96.22 (0.041 с.)