Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Карта-схема для исследования социально-психологического климата коллективаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Данная методика была разработана А.Н. Лутошкиным. С помощью данной карты он изучал факторы, определяющие особенности социально-психологического климата. Таблица «факторов» заполняется по методу независимых характеристик членами группы. Степень выраженности тех или иных качеств можно оценить с помощью 7-бальной шкалы, помещенной в середине листа (от +3 до -3). Инструкция: «Оцените, пожалуйста, как проявляется перечисленные свойства социально-психологического климата в вашем коллективе. Прочитайте сначала предложенный текст слева, затем справа и после этого знаком «+» отметьте в средней части листа ту оценку, которая более всего соответствует истинному положению дел в вашем коллективе».
Свойства социально-психологического климата
Ключ методики: +22 балла и более – высокая степень благоприятности социально-психологического климата; от +8 до +22 баллов – средняя степень благоприятности социально-психологического климата; от 0 до +8 балла – низкая (незначительная) степень благоприятности социально-психологического климата; от 0 до -8 балла – начальная не благоприятность социально-психологического климата; от -8 до -10 балла – средняя не благоприятность социально-психологического климата; от -10 и ниже – сильная не благоприятность социально-психологического климата.
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТИЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ (К. ТОМАС) Тест К. Томаса адаптирован для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению человека. Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях применяется двухмерная модель регулирования конфликтов. К. Томас выделяет следующие стили регулирования конфликтных ситуаций: 1) приспособление – означающее принесение в жертву собственных интересов ради другого; 2) соперничество – наименее эффективный способ поведения, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому; 3) избегание – (уход), для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей; 4) сотрудничество – когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон; 5) компромисс – как соглашение между участниками ситуации, достигнутое путем взаимных уступок. В опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов двенадцатью суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в тридцать пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. Полученные в результате исследования данные соотносятся с ключом, и подсчитывается частота проявления каждого типа поведения. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Тест можно использовать при групповых обследованиях (и тогда стимульный материал зачитывается вслух), и индивидуально (в этом случае необходимо сделать 30 пар карточек с написанными наних высказываниями, а затем предложить испытуемому выбрать из каждой пары одну карточку, ту, которая кажется ему ближе к истине применительно к его поведению).
Пять способов урегулирования конфликтов
Текст опросника: 1 А/ Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. Б/ Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем согласны мы оба.
2 А/ Я стараюсь найти компромиссное решение. Б/ Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных.
3 А/ Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б/ Я стараюсь успокоить другого и стремлюсь, главным образом, сохранить наши отношения.
4 А/ Я стараюсь найти компромиссное решение. Б/ Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека. 5 А/ Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого. Б/ Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6 А/ Я стараюсь избежать возникновения неприятностей для себя. Б/ Я стараюсь добиться своего.
7 А/ Я стараюсь отложить решение сложного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. Б/ Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться чего-то другого.
8 А/ Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б/ Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
9 А/ Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий. Б/ Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10 А/ Я твердо стремлюсь достичь своего. Б/ Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11 А/ Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. Б/ Я стараюсь успокоить другого и стремлюсь, главным образом, сохранить наши отношения.
12 А/ Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. Б/ Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу мне.
13 А/ Я предлагаю среднюю позицию. Б/ Я пытаюсь убедить другого в преимуществах своей позиции.
14 А/ Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. Б/ Я пытаюсь показать другому логику и преимущество своих взглядов.
15 А/ Я стараюсь успокоить другого и стремлюсь, главным образом, сохранить наши отношения. Б/ Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
16 А/ Я стараюсь не задеть чувства другого. Б/ Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17 А/ Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б/ Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18 А/ Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. Б/ Я дам возможность другому в чем-то оставаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
19 А/ Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. Б/ Я стараюсь отложить решение сложного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
20 А/ Я пытаюсь немедленно разрешить наши разногласия. Б/ Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21 А/ Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. Б/ Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22 А/ Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и той, которая отстаивается другим. Б/ Я отстаиваю свои желания.
23 А/ Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. Б/ Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24 А/ Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям. Б/ Я стараюсь убедить другого в необходимости прийти к компромиссу.
25 А/ Я пытаюсь показать другому логику и преимущество своих взглядов. Б/ Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26 А/ Я предлагаю среднюю позицию. Б/ Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого.
27 А/ Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. Б/ Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28 А/ Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б/ Улаживая спорную ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
29 А/ Я предлагаю среднюю позицию. Б/ Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
30 А/ Я стараюсь не задеть чувств другого. Б/ Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы могли совместно с другим заинтересованным человеком добиться успеха. Ключ: Соперничество (соревнование): А: 3, 8, 10, 17, 25, 28; Б: 6, 9, 13, 14, 16, 22. Сотрудничество: А: 5, 11, 14, 19, 20, 23; Б: 2, 8, 21, 26, 28, 30. Компромисс: А: 2, 4, 13, 22, 26, 29; Б: 7, 10, 12, 18, 20, 24. Избегание: А: 1, 6, 7, 9, 12, 27; Б: 5, 15, 17, 19, 23, 29. Приспособление: А: 15, 16, 18, 21, 24, 30; Б: 1, 3, 4, 11, 25, 27.
КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ Д. СТОТТА Карта наблюдения Д. Стотта предназначена для изучений особенностей учеников, дезадаптированных к условиям школы, лагеря. К дезадаптированным относятся два типа учеников; а) которые испытывают трудности и создают множество трудностей для окружающих (педагогов, родителей, других детей) – это так называемые трудные дети; б) которым самим трудно, но окружающим они не доставляют особых неприятностей. Карта наблюдения состоит из 16 комплексов симптомов – особенностей поведения, их называют «симптомокомплексами» (СК), или синдромами. СК пронумерованы и имеют собственное название. Каждый симптомокомплекс включает определенный: перечень симптомов (фрагментов) поведения ребенка. Как заполнять карту В регистрационном бланке зачеркиваются те цифры, которые соответствуют тем или иным фрагментам поведения, характерным для данного ребенка. В бланке номера симптомов не всегда идут по порядку, их расположение зависит от значимости того или: иного симптома. Центральная вертикальная черта отделяет более тяжелые нарушения (справа – «неприспособленность») от менее тяжелых (слева – «нарушения»). Карта наблюдения -1- 1. Разговаривает с учителем только тогда, когда находится с ним наедине. 2. Плачет, когда ему делают замечания. 3. Никогда не предлагает никому помощи, но охотно оказывает ее, если его об этом попросят. 4. Ребенок подчиненный (соглашается занимать не всегда благоприятные позиции, например, во время игры бегает за мячом, в то время как другие спокойно на это смотрят). 5. Слишком тревожен, чтобы быть непослушным. 6. Лжет из боязни. 7. Любит, если к нему проявляют симпатию, но не просит о ней. 8. Никогда не приносит и не показывает учителю найденных им вещей, хотя его товарищи часто это делают. 9. Никогда не приносит учителю цветов или других подарков, хотя его товарищи это делают. 10. Имеет только одного хорошего друга и, можно сказать, игнорирует других одноклассников. 11. Здоровается с учителем только тогда, когда тот обратит на него внимание. Хочет быть замеченным. 12. Не подходит к учителю по собственной инициативе. 13. Слишком застенчив, чтобы попросить о чем-то (например, о помощи). 14. Легко становится «нервным», плачет, краснеет, если ему задают вопрос. 15. Легко отказывается от активного участия в игре. 16. Говорит невыразительно, бормочет, особенно тогда, когда с ним здороваются. -2- 1. Во время ответа на уроке иногда старателен, иногда ни о чем не заботится. 2. В зависимости от самочувствия либо просит о помощи, либо нет. 3. Старательность в школьных занятиях изменяется почти ежедневно. 4. В играх иногда активен, иногда апатичен. 5. Временами проявляется отсутствие интереса во время свободных занятий. 6. При выполнении ручной работы иногда очень старателен, иногда совсем нет. 7. Нетерпелив, теряет интерес к работе по мере ее выполнения. 8. Впадает в бешенство, спровоцированный другими. 9. Может работать в одиночестве, но не обладает достаточной энергией. 10. В ручной работе проявляет недостаток физических сил. 11. Вял, безынициативен в классе. 12. Апатичен, пассивен, невнимателен. 13. Проявляет внезапные спады энергии. 14. Движения замедлены. 15. Слишком апатичен, чтобы от чего-нибудь расстраиваться. 16. Взгляд равнодушный. 17. Всегда ленив в играх. 18. Часто мечтает наяву. 19. Говорит невыразительно, бормочет. 20. Выглядит усталым (угнетенный, несчастный), редко смеется. -3- 1. Никогда ни с кем не здоровается. 2. Не реагирует на приветствие. 3. Не реагирует дружелюбно и доброжелательно на других людей. 4. Избегает разговоров, замкнут в себе. 5. Мечтает и занимается чем-либо иным, а не школьными занятиями. 6. Абсолютно не заинтересован ручной работой. 7. Не проявляет интереса к коллективным играм. 8. Избегает других людей. 9. Держится вдали от взрослых, даже тогда, когда чем-то задет или в чем-то подозревается. 10. Совершенно изолируется от других детей, к нему невозможно «приблизиться». 11. Производит впечатление совершенно не замечающего других детей. 12. В разговоре беспокойный и сбивающийся с темы разговора. 13. Ведет себя подобно настороженному животному. -4- 1. Очень охотно исполняет свои обязанности. 2. Проявляет чрезмерное желание здороваться с учителем. 3. Слишком разговорчив (докучает своей болтовней). 4. Очень охотно приносит цветы и другие подарки учителям. 5. Часто приносит и показывает учителю найденные им предметы, рисунки и т.д. 6. Чрезмерно дружелюбен по отношению к учителю. 7. Слишком много рассказывает учителю о своих занятиях в семье. 8. «Подлизывается», старается понравиться учителю. 9. Всегда находит предлог занять учителя своей персоной. 10. Постоянно нуждается в контроле и помощи со стороны учителя. 11. Добивается симпатии учителя, подходит нему с различными мелкими делами и жалобами на товарищей. 12. Пытается «монополизировать» учителя (занимать его исключительно собой). 13. Рассказывает фантастические, вымышленные истории. 14. Пытается заинтересовать взрослых собой, но не прилагает никаких стараний со своей стороны в этом направлении. 15. Чрезмерно озабочен тем, чтобы обратить на себя внимание взрослых и приобрести их симпатию. 16. Полностью «устраняется», если его усилия не увенчиваются успехом. -5- 1. Переменчив в настроении. 2. Исключительно нетерпелив, кроме тех случаев, когда находится в «хорошем» настроении. 3. Проявляет упорство и настойчивость в ручной работе. 4. Часто бывает в плохом настроении. 5. При соответствующем настроении предлагает свою помощь или услуги. 6. Временами очень сердечен, временами равнодушен, иногда просит учителя о чем-либо. 7. Иногда стремится поздороваться с учителем, а иногда избегает этого. 8. Может выражать злость и подозрительность в ответ на приветствие. 9. Временами дружелюбен, временами в плохом настроении. 10. Очень переменчив в поведении, иногда производит впечатление человека, умышленно плохо выполняющего работу. 11. Портит общественную и частную работу. 12. Вульгарный язык, рассказы, стихи, рисунки. 13. Подозрителен, когда защищается от предъявленные обвинений. 14. Бормочет под нос, когда чем-то неудовлетворен. 15. Негативная позиция, если ему делают замечания. 16. Временами лжет спонтанно и без затруднений. 17. Время от времени (раз или два) ворует деньги, сладости, ценные предметы. 18. Всегда на что-то претендует и всегда считает, что несправедливо наказан. 19. «Дикий» взгляд, смотрит исподлобья. 20. Очень непослушный, не соблюдает дисциплину. 21. Агрессивная позиция (кричит, угрожает, применяет силу). 22. Охотнее всего дружит с так называемыми «подозрительными типами». 23. Очень часто ворует деньги, сласти, ценные бумаги. 24. Ведет себя непристойно. -6- 1. «Играет героя», особенно когда ему делают замечания. 2. Не может удержаться, чтобы не «играть» перед окружающими. 3. Проявляет наклонность «прикидываться дурачком». 4. Слишком смел (рискует без надобности). 5. Заботится о том, чтобы всегда находиться в согласии большинством. 6. Любит быть в центре внимания. 7. Играет исключительно или почти исключительно с детьми старше себя. 8. Старается занять ответственный пост, не боится, что не справится с ним. 9. Хвастается перед другими детьми. 10. Паясничает (строит глупые и клоунские мины). 11. Шумно ведет себя, когда учителя нет в классе. 12. Одевается вызывающе. 13. Нравится портить общественную собственность. 14. Дурацкие выходки в группе. 15. Подражает хулиганским проделкам других. -7- 1. Не заинтересован в учебе. 2. Работает в школе, только когда над ним «стоят» или когда его заставляют. 3. Работает вне школы, только когда его контролируют. 4. Проявляет безразличие при ответе на вопросы учителя. 5. Не будучи застенчивым, никогда не просит о помощи. 6. Никогда добровольно не берется ни за какую работу. 7. Не проявляет заинтересованности ни в одобрении, ни в неодобрении со стороны взрослых. 8. Минимальные контакты с учителем, хотя с другими людьми они в норме. 9. Избегает учителя, но разговаривает с другими людьми. 10. Списывает домашнее задание у других. 11. Берет чужие книги без разрешения. 12. Эгоистичен, любит интриги, портит другим детям игры. 13. Хитрый, непорядочный (в играх с другими). 14. Плохой спортсмен (играет только для личной выгоды, обманывает в играх). 15. Не может прямо смотреть в глаза другому. 16. Скрытен, недоверчив, недружелюбен. -8- 1. Мешает другим детям в играх, подсмеивается над ними, любит их пугать. 2. Временами очень недоброжелателен по отношению к тем детям, которые не принадлежат к тесному кругу его общения. 3. Докучает другим детям, пристает к ним. 4. Ссорится, обижает других детей. 5. Пытается своими замечаниями создать трудности у других детей. 6. Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям. 7. Находится преимущественно в плохих отношениях с другими детьми. 8. Докучает более слабым детям. 9. Другие дети его не любят или даже не терпят. 10. Дерется несоответствующим образом (кусается, царапается, использует опасные предметы в качестве орудия драки). -9- 1. Очень неряшлив. 2. Отказывается от контакта с другими детьми способом, который для них очень неприятен. 3. В ручной работе легко бросает начатое дело при неудачах. 4. Совершенно не владеет собой в играх. 5. Непунктуален, нестарателен. Часто забывает или теряет карандаши, книги, другие предметы. 6. Безответственный в ручной работе. 7. Нестарателен в школьных занятиях. 8. Слишком беспокоен, чтобы мог работать в одиночку. 9. Не может в классе быть внимательным или слишком долго на чем-то сосредоточиваться. 10. Не знает, что с собой поделать, ни на чем не может остановиться, хотя бы на относительно короткий срок. 11. Слишком беспокоен, чтобы запоминать указания или замечания, полученные от взрослых. -10- 1. Играет игрушками, слишком детскими для его возраста. 2. Любит игры, но быстро теряет к ним интерес. 3. Речь похожа на речь ребенка более раннего возраста. 4. Слишком незрел, чтобы мог прислушиваться и следовать указаниям. 5. Играет исключительно или преимущественно с детьми более младшего возраста. 6. Слишком тревожен, чтобы на что-то решиться. 7. Другие дети ему докучают (он является «козлом отпущения»). 8. Раз или два пытался прогуливать уроки. 9. Часто опаздывает. 10. Уходит с отдельных уроков. 11. Неорганизован, разболтан, несобран. 12. Ведет себя в группе как посторонний, отверженный. -11- 1. Заикается, запинается, «слова из него не вытянешь». 2. Говорит беспорядочно. 3. Часто моргает. 4. Делает бесцельные движения руками, имеют место разнообразные «тики». 5. Грызет ногти. 6. Ходит подпрыгивая. 7. Сосет палец (старше 10 лет). -12- 1. Часто отсутствует в школе – полдня или целый день. 2. Отсутствует в школе по несколько дней. 3. Родители сознательно лживо оправдывают отсутствие ребенка в школе (например, заболел). 4. Вынужден оставаться дома, чтобы помогать родителям. 5. Неряшлив, «грязнуля». 6. Выглядит очень плохо питающимся. 7. Значительно некрасивее других детей. -13- 1. Очень раннее развитие, чувствительность к противоположному полу. 2. Задержки полового развития. 3. Проявляет извращенные наклонности. -14- 1. Сильно отстает в учебе. 2. Умственное развитие значительно ниже, чем у сверстников. 3. Совершенно не умеет читать. 4. Огромные недостатки в знании элементарной математики. 5. Совершенно не понимает математики. 6. Другие дети относятся к нему, как к дурачку. 7. Попросту глуп. -15- 1. Неправильное дыхание. 2. Частые простуды. 3. Частые кровотечения из носа. 4. Дышит через рот. 5. Склонность к заболеванию ушей. 6. Склонность к кожным заболеваниям. 7. Жалуется на частые боли в желудке и тошноту. 8. Частые головные боли. 9. Склонность чрезмерно бледнеть или краснеть. 10. Болезненные, покрасневшие веки. 11. Очень холодные руки. 12. Косоглазие. 13. Плохая координация движений. 14. Неестественные позы тела. -16- 1. Плохое зрение. 2. Слабый слух. 3. Слишком маленький рост. 4. Чрезмерная полнота. 5. Прочие ненормальные особенности телосложения.
Содержание симптомокомплексов
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1081; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.46.90 (0.01 с.) |