Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кризис в малых социальных группах (семейные кризисы, кризисы в коллективах↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Калошина Т.
КРИЗИСНЫЕ СОСТОЯНИЯ
В настоящее время во многих отраслях знаний (медицина, психология, социология, политология и др.) огромный интерес вызывает проблемное поле, которое можно было бы обозначить одним словом – «кризис». Актуальность всей кризисной проблематики не случайна и, как это всегда бывает в науке, не является веянием моды. Для этого существует ряд факторов, как общечеловеческих, так и специфических только для нашей страны. К общечеловеческим факторам можно отнести резкое увеличение количества во всем мире антропогенных катастроф и «горячих точек». Люди ежедневно сталкиваются (особенно благодаря мощному развитию современных СМИ) с преступлениями против личности, многообразными видами насилия и жестокости, сильнейшими катастрофами: природными катаклизмами, уносящими тысячи жизней (достаточно вспомнить наводнения, землетрясения и катастрофические изменения климата за последние 2 года практически по всему земному шару), психогенными (военные действия в мирное время, бомбежки, терроризм, криминальная ситуация и т.п.). Помимо всего перечисленного, в нашей стране существуют и специфические особенности жизни, увеличивающие риск возникновения кризисных состояний. К ним можно отнести «неожиданное» для наших людей резкое увеличение темпа жизни, само коренное изменение уклада, а соответственно, и всего комплекса социально-психологических условий существования. Политическое, экономическое, социальное, экологическое неблагополучие, нестабильность в стране, ускорение темпа жизни, повышение (или понижение) уровня жизни, потеря практически всеми слоями населения привычных, стереотипных ценностей и установок, - все это вызывает массовое увеличение напряжения с соответствующей симптоматикой: повышение уровня общей тревожности, возрастание таких переживаний, как одиночество, ненужность, бессмысленность существования, страх за будущее и многое другое, что хорошо известно специалистам (педагогам, социологам, психологам, психотерапевтам, социальным работникам). Еще одной нашей «родной» особенностью является то, что фактически задеты все слои населения: старики и дети, юношество, богатые и бедные, вне зависимости от профессии и места жительства (от умирающей деревни до мегаполиса). Если ко всему сказанному прибавить и эффект массового заражения, то картина складывается достаточно серьезная. Все это значительно увеличивает количество людей, попадающих в кризисное состояние. Кроме того, можно говорить и о кризисных состояниях целых групп населения. Таким образом, интерес к изучению такого понятия как кризис в разных разделах науки и практики совершенно очевиден и логичен. В связи с растущим интересом и насущной практической необходимостью исследований в области кризисных состояний возникает, в первую очередь, четкое концептуальное выделение различных видов кризисных состояний. Эта необходимость связана со следующими моментами: 1. субъективным переживанием тяжести прохождения через различные виды кризисов 2. специфической симптоматикой, дающей возможность диагностировать то или иное кризисное состояние 3. спецификой возможной терапевтической (в частности, медикаментозной) и психотерапевтической, психологической помощи В современной научной литературе, касающейся понятий кризиса, кризисных состояний нет до сих пор общих положений, понятий, терминологии. В целом, обычно выделяются три группы кризисов: 1. Кризис в больших группах (социуме, общественных системах). Как правило, в этом случае имеются в виду политические, идеологические, экономические, национальные (расовые, этнические) кризисы. Подобными кризисами в наибольшей степени занимаются политология, конфликтология больших групп, социология Кризис в малых социальных группах (семейные кризисы, кризисы в коллективах 3) кризис личности. В данном исследовании наше внимание уделяется кризисам личности. Для этого существует несколько причин: 1. Неизбежность переживания подобных кризисов любым человеком. Бескризисной жизни не бывает и, видимо, быть не может. То есть, в данном случае нас привлекает распространенность явления. Кризис есть необходимый момент процесса индивидуации, социально-психологического становления личности и группы, от того, по какому пути (конструктивному или деструктивному) станет дальше развиваться индивид, сложится и вся его дальнейшая жизнь. 2. Вытекающая из сказанного социально-психологическая значимость личностных кризисов(кризис как, с одной стороны, период максимальной социально-психологической дезадаптации индивида, с другой стороны, - период возможного перехода на новый, более высокий уровень индивидуации). На уровне социума увеличение числа патологически переживаемых кризисов приводит к росту маргинальности, радикализма, фанатизма, тоталитаризма, деструктивности. Малая разработанность проблемы в современной психологии Неразработанность практических методов, технологий психологической и психотерапевтической помощи личности и группе при переживании подобных кризисов. Достаточно тяжелое субъективное переживание личностных кризисов, которое приводит к дезадаптации личности в обществе, выражающейся в девиантных формах поведения, нервных расстройствах разной степени тяжести, психосоматике и, как крайняя степень отреагирования, суицидальному поведению. Психологическая значимость личностных кризисов. Любой личностный кризис (в том числе и кризис, возникший вследствие травмы) является поворотным пунктом в развитии личности. В зависимости переживание личностных кризисов, которое приводит к дезадаптации личности и группы, и насущная потребность в методах и технологиях практической помощи в кризисных состояниях. Непрофессиональное оказание помощи (или запоздалая помощь) личности и группе в кризисном состоянии может привести к следующим формам дезадаптации: 1. девиантное поведение 2. асоциальное поведение 3. нервно-психические расстройства 4. психосоматические расстройства 5. суицидальное поведение В специальной литературе отсутствует общее определение понятия кризиса как таковое. В данном контексте мы определяем кризис как естественное, природосообразное (возрастной и экзистенциальный кризис) или неприродосообразное (антропогенное, техногенное, социогенное) препятствие на жизненном пути. Следовательно, личностный кризис мы определяем следующим образом: это психологическое состояние максимальной дезинтеграции (на внутрипсихическом уровне) и дезадаптации (на социально-психологическом уровне) личности, выражающееся в потере основных жизненных ориентиров (ценностей, базовой мотивации, поведенческих паттернов, т.е. привычного self – А. Маслоу, К. Юнг, образа Я, Я-концепции) и возникающее в результате препятствий в привычном течении жизни субъекта, что приводит к девиантному поведению, нервно-психическим и психосоматическим расстройствам. Под кризисным состоянием мы имеем в виду пролонгированный во времени личностный кризис. Ситуации, приводящие к определенному кризисному состоянию, традиционно подразделяются на [58, 75, 99]: стрессовые события (травмы, катастрофы, войны, потеря близких и т.п.), 1. провоцирующие различные виды кризисных реакций (острая реакция на стресс вплоть до реактивного психоза), отсроченная реакция на стресс от 2 месяцев до 1 года (посттравматическое стрессовой расстройство) и сверхотсроченная реакция на стресс (шоковая травма) 2. переход на следующую возрастную ступень (возрастные кризисы) 3. переход на новый этап индивидуации (экзистенциальные кризисы) Основные современные теории кризиса базируются на исследованиях различных реакций на жизненные кризисы в малой психиатрии Л. Линдеманна (1944), психологических и психофизиологических исследованиях стресса, стадий развития дистресса Г. Селье (1956), концепции восьми жизненных циклов и соответствующих им психосоциальных кризисов Э. Эриксона (1959), концепциях помощи в кризисных ситуациях (Д. Канлан, 1962; П. Левин, 1972) Работа психолога и психотерапевта часто связана с проработкой кризисных состояний. Под работой с кризисными состояниями обычно понимается облегчение эмоционального состояния индивида и выход на конструктивное разрешение ситуации кризиса. Хотелось бы начать с казалось бы, бессмысленной фразы: кризисное состояние возникает в результате какого-либо кризиса. Так что вначале необходимо определиться с понятием кризиса. Кризис (от греч. Krisis – решение, поворотный пункт, исход) – является одним из неизбежных и необходимых моментов жизни, одной из движущих сил развития, в том числе и развития личности, группы, общества. Следовательно, с одной стороны, кризис - необходимая часть жизни индивида и общества, человечества в целом как организма. Кризис - это всегда момент выбора из нескольких возможных альтернатив, момент выбора регрессивного или прогрессивного решения в дальнейшем развитии. Этот факт человечество знало всегда, что блестяще закодировано в сказках абсолютно всехнародов: это всем известная ситуация витязя на распутье. Выбор дальнейшего пути легко дается герою только в сказках (на то они и сказки), но важно, что избежать выбора невозможно, ненужно и даже опасно. Таким образом, кризис - это всегда выбор между регрессивным и прогрессивным дальнейшим развитием личности. От того, какой именно выбор будет сделан, зависит вся последующая жизнь индивида. Сами определения совершенно понятны на обыденном уровне и совершенно непонятны с научной точки зрения. Характерно, что большинство словарей по психологии не дает определения кризиса, отсылаясь к «кризисному состоянию», «кризисной личности», «кризисной терапии», «кризисной помощи» и т.п. Естественно возникает целый ряд вопросов (если кризис неизбежен и необходим): почему надо помогать, что вызывает кризисы, какие они бывают, как их отличать друг от друга, есть ли разница в помощи, а надо ли вообще помогать и др. Четких ответов на подобные вопросы нет в научной литературе. Делаются только первые попытки систематизации накопленных представлений, данных, опыта. Человечество издавна знало о существовании в жизни каждого человека переломных моментов, которые являлись для членов данного сообщества кризисными. В опыте человечества до сих пор закодированы определенные ритуалы перехода из одного статусного состояния в другое (примером может являться ритуал свадьбы или похорон). К таким культурным моментам жизни у всех народов можно отнести различного вида инициации: посвящения в определенную, новую для данного человека группу – возрастную (взрослые, старики), социальную (воин, охотник, шаман и т.п.), ролевую (мать, жена, вождь). «Во многом кризисное состояние напоминает обряд инициации, т.е. посвящения личности в новые тайны жизни. Именно кризисы приводят личность к глубинному переживанию тайны смысла жизни, духовные пространства культуры. Кризис это не просто способ переведения личности в новое качество и более полноценного социального индивида, но и нечто большее» [53]. Следовательно, кризис всегда является испытанием для личности. Что такое испытание? Согласно В. Далю, это «…изведывать на деле, пробовать, дознавать, убеждаться исследованием, доходить опытом, разбирать, познавать в подробностях, узнавать опытностью…- выносить, переносить, терпеть, переживать что, встречать в жизни своей». И пример из совершенно другой культуры: в японском языке понятие «кризис» обозначается двумя иероглифами, которые пишутся один под другим; верхний, взятый отдельно, переводится как «опасность», нижний (кстати, больший по размеру) - «нереализованные возможности». Следовательно, кризис – это нечто, возникающее на жизненном пути каждого человека вне зависимости от его желания или нежелания, причем это «нечто» надо пройти, при этом кардинально изменяется вся жизнь человека, на всех уровнях: смыслообразующем или когнитивном (как интроекция новых жизненных ценностей или новой иерархии ценностей), аффективном (способность проходить испытание, сохраняя целостность) и поведенческом (необходимость выработать новые поведенческие паттерны, доселе не существовавшие у человека). Тогда очевидно, что психологически кризисное состояние требует концентрации и использования всех имеющихся у человека сил для решения задач, которые поставила перед ним жизнь. Так как каждый переход на новый уровень жизни, на новую ступень развития личности неизбежно приводит к разрушению существующей защитной структуры. Защитная структура существует в виде иерархии ценностей, социально-психологических установок, принадлежности к определенной социальной страте и референтной группе, принимаемых моральных ценностей данного общества и т.п. Следовательно, кризис задевает внешние и внутренние структуры существования: - внешние аспекты жизни (работа, профессиональная деятельность, положение в обществе, семья, социальные роли, социальные нормы, коммуникации как характер взаимодействия с другими и пр.), все то, что можно выразить следующим образом: как я себя ощущаю среди других людей - внутренние аспекты жизни, или экзистенциальная ситуация индивида (восприятие и опознавание себя как уникальной личности, ответы на экзистенциальные вопросы - кто я, что я, куда я, зачем я), все то, что можно выразить словами следующим образом: как я себя ощущаю в мире В кризисные моменты жизнь меняется по основным четырем измерениям: - внутреннее ощущение себя в мире - чувство безопасности - течение времени, его субъективная характеристика (в кризисной ситуации время либо «останавливается», либо возникает острая нехватка времени) При описании отдельных клинических состояний, включающих многочисленные нервные и физические феномены, возникающие как результат различных эмоциональных потрясений, Крепелин, нозолог XXI в. использовал термин - «невроз пожара». Таким образом, решающее значение в появлении травматического невроза приписывалось либо механическим повреждениям, либо психогенным факторам. Впервые собственно психологическую трактовку травматического невроза дал З.Фрейд [ 13], идея о фиксации на травме затем стала ключевой в трактовке ПТСР. Появились понятия «снарядного шока», затем «боевой усталости» и «боевого истощения». Затем исследования с полей сражений перебрались в обычную жизнь. На сегодняшний момент исследования ПТСР относятся к категории кризисных состояний [99]. Только к 1980 году было накоплено и проанализировано достаточное для обобщения количество информации, полученной в ходе экспериментальных исследований. Исследования ПТСР - синдрома стали еще более широкими, в них наряду с особенностями развития ПТСР военной этиологии приводятся уже результаты изучения последствий стресса у жертв геноцида, других трагических событий или насилия над личностью. Р. Гринкером и П. Шпигелем [46] были выделены 19 симптомов, встречающихся у фронтовиков. Эти результаты были подтверждены и другими исследователями. Также было выяснено, что данные симптомы не попадали ни под одну существующую классификацию, т.к. особенность заключалась в том, что они имели отсроченный характер и появлялись на фоне общего благополучия. Понятие «стресс» получило очень широкое употребление, и в отношении данных симптомов было введено понятие «травматический стресс». Наиболее важным этапом в изучении последствий воздействия травматических событий на человека было выделение посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), критерии которого были определены в ходе обследований вьетнамских ветеранов и людей, пострадавших при различных бедствиях. В более поздних исследованиях изменилось определение стрессора, были добавлены характеристики, касающиеся кошмарных сновидений, конкретизированы проявления расстройства у детей. Затем наряду с ПТСР стали рассматривать категорию острого стрессового расстройства, сходное с ПТСР по проявлениям, но имеющее ряд существенных отличий (например, время возникновения события и длительность его воздействия). Комплекс симптомов, наблюдавшихся у тех, кто пережил травматический стресс, получил название «посттравматическое стрессовое расстройство»- PTSD (Posttraumatic Stress Disorder). Критерии диагностики этого расстройства были включены в американский национальный диагностический психиатрический стандарт (Diagnostical and Statistical Mannual of Mental Disorders) и сохраняются в нем до сих пор. С 1994 года эти критерии включены и в европейский диагностический стандарт МКБ-10 [15]. Категория ПТСР (F 43.1.), в целом, заменила термин травматический невроз. Острые реакции развиваются сразу же после травмы и проходят в течение нескольких часов или дней. Посттравматическое расстройство (ПТСР) возникает после латентного периода (не следует сразу за травмой) от нескольких недель до месяцев (обычно не более 6 месяцев). Термин ПТСР все чаще используется применительно к последствиям катастроф мирного времени, так как получены данные, свидетельствующие о клинико - патогенетическом единстве этих состояний. Классификация наиболее частых причин в мирное время предполагает выделение следующих психотравмирующих факторов: природные (климатические, сейсмические), экологические и техногенные катаклизмы; пожары; террористические действия; сексуальное насилие; присутствие при насильственной смерти других в случае разбойного нападения; несчастные случаи, в т. ч. при транспортных и производственных авариях; семейные драмы. При рассмотрении феномена ПТСР многие исследователи обращают внимание на причинно-следственную связь: травматический стресс вызывает у субъекта расстройства в физиологическом и психическом здоровье. Какой стресс, воздействующий на человека, можно охарактеризовать как «психическую травму»? В литературе термин «психическая травма» имеет множество синонимов – это и психогения (психогенные заболевания, причиной которых является психическая травма), и эмоциональная травма, и психологическая травма (те травмы, которые относятся к событиям, случившимся на личностном, индивидуальном уровне, и ставшими причинами психологических проблем). «Психическая травма» - некое событие в жизни человека, которое выходит за рамки обычных человеческих переживаний, и которое вызвало бы сильные расстройство почти у каждого человека» - такое определение дает DSM-3-R. DSM – 4 уточняет, что реакция индивидуума на стрессор должна включать интенсивный страх, беспомощность, ужас. Экстремальные негативные события могут быть классифицированы по различным основаниям: • продолжительность воздействия (единичные случаи, например ограбление, или продолжительность ситуации — войны, домашнее насилие); • источник стрессора (стихийные, природные бедствия, как землетрясения, и трагедии, вызванные человеком, — насилие); • уникальность опыта (массовые катастрофы — войны, землетрясения, и переживаний – фиксация на травмирующих обстоятельствах, их гиперактуализация. Последующие личностные изменения – заострение личностных патохарактерологических черт. Чаще всего с разрешением ситуации наступает улучшение. «Катастрофы» - различные природные и техногенные катаклизмы – 4,5% частота развития ПТСР [2, 58, 99], с множественными жертвами: пожары, наводнения, землетрясения, аварии. Классификация катастроф, стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций: по тяжести последствий: а) с человеческими жертвами; б) без человеческих жертв; по виду и характеру разрушений; по происхождению разрушающего фактора; по пространственной локализации; По экстенсивности. Психические реакции после катастрофы можно разделить на четыре стадии: героизма (альтруизм, героическое поведение, желание помочь людям и выжить), «медового месяца» (чувство гордости за то, что выжили и преодолели все опасности), разочарования (гнев, фрустрация вызваны крушением надежд), восстановления (осознание, что необходимо налаживать быт, взятие ответственности на себя). Застревание на какой-то из стадий приводит к возникновению "Синдрома героя" (я пережил то, что никто из вас не переживал, вы меня никогда не поймете, вы все дети и т.п., в результате - асоциальное поведение, психотическое развитие личности, суициды) или "Синдрома жертвы" (меня никто не понимает, я одинок в своих страданиях, уход в невроз или психосоматику). «Боевая психическая травма» - это многоуровневый процесс адаптационной активности человеческого организма в условиях боевой обстановки в ответ – 38,8% частота развития ПТСР [2, 58, 99]. Включает в себя несколько психотравмирующих факторов: витальный страх, длительность воздействия, физическое и психическое перенапряжение, тревожное ожидание и т.п. Факторы боевого стресса подразделяют на а) специфические – ситуации угрожающие жизни, ранения, гибель близки, сослуживцев, и б) неспецифические – факторы стресса характерные для обстановки в зоне вооруженного конфликта. Итак, говоря о ПТСР, мы имеем в виду, что человек пережил одно или несколько травмирующих событий, которые глубоко затронули его психику. Эти события так резко отличаются от всего предыдущего опыта или причиняли настолько сильные страдания, что человек ответил на них бурной отрицательной реакцией. Нормальная психика в такой ситуации естественно стремится смягчить дискомфорт: человек, переживший подобную реакцию, коренным образом меняет свое отношение к окружающему миру, чтобы жить стало хоть немного легче. Чтобы убедиться, насколько это естественно и насколько важно для душевного комфорта, обратимся еще раз к психиатрическому определению: событие, которое обладает всеми признаками травмирующего, окажет свое действие практически на любого человека. А это значит, что потеря душевного равновесия, бурные психические проявления в этом случае совершенно нормальны. Если травма была сравнительно небольшой, то повышенная тревожность и другие симптомы стресса постепенно пройдут в течение нескольких часов, дней или недель. Если же травма была сильной или травмирующие события повторялись многократно, болезненная реакция может сохраниться на многие годы. В данном исследовании нас интересовали именно личностные кризисы, которые вызваны внутренним, естественным и закономерным развитием личности. Здесь необходимо развести ряд понятий, среди которых по сей день нет единой точки зрения. Для понимания дальнейшего исследования мы выделяем следующие виды кризисов данной категории: возрастные кризисы, экзистенциальные кризисы. С точки зрения экзистенциальной психологии существуют четыре основные экзистенциальные проблемы, связанные с так называемыми «конечными данностями»: смерть, свобода, изоляция, бессмысленность. Очень коротко о базовых конечных данностях в парадигме экзистенциальной психологии. Смерть (и страх смерти как неизбежно вытекающее переживание, чувство) есть самая осознаваемая конечная данность. «…противостояние между сознанием неизбежности смерти и желанием продолжать жить – это центральный экзистенциальный конфликт» [122]. Данность смерти и конфликт жизнь-смерть во все времена была основной темой философских размышлений, практик инициации, религиозного сознания и пр. (Эрос – Танатос, либидо – мортидо, инстинкт сохранения индивида – инстинкт сохранения вида и т.п.). С точки зрения возрастного развития индивида, яркое осознавание своей смертности (конечности) возникает в жизни три раза: в 6-7 лет (когда ребенок, как правило, впервые сталкивается с понятием «смерть», но не переносит это понятие не себя самого: люди могут умирать), 13-14 лет (пик пубертатного кризиса, когда возникает новый этап осознавания смерти: люди умирают, и я могу умереть), 45-55 лет (кризис второй половины жизни, когда эта данность все ближе, возникает новый этап осознавания своей конечности: все люди умирают, и я скоро умру) [25,106, 113, 122]. Абсурдность земного существования (о которой, собственно, и написано все, что написано до сих пор всем человечеством) можно афористически выразить одной фразой: если бы не было смерти, то не было бы и жизни. Следовательно, страх смерти является самым основным и сильным страхом, который может вообще испытать человек, но он же дает мощный толчок внутреннему развитию. Отсюда представление о том, что пиковое переживание смерти (например, реальная возможность умереть) могут сразу «выбросить» человека на абсолютно иной и гораздо более высокий уровень внутреннего развития. Практическая психология знает массу подобных примеров. Таким образом, страх смерти, являясь первичным и самым сильным источником постоянной экзистенциальной тревоги, может стать как самым сильным катализатором внутреннего развития личности, так и причиной тяжелой психопатологии. «Чтобы справиться с этим страхом, мы воздвигаем защиты против сознавания смерти, основанные на отрицании и формирующие наш характер; если эти защиты дезадаптивны, они порождают клинические синдромы. Иными словами, психопатология есть результат неэффективных способов трансценденции смерти» [122].Каким путем пойдет данная личность – это и есть ситуация основополагающего выбора, т.е. ситуация кризиса экзистенции. Калошина Т.
КРИЗИСНЫЕ СОСТОЯНИЯ
В настоящее время во многих отраслях знаний (медицина, психология, социология, политология и др.) огромный интерес вызывает проблемное поле, которое можно было бы обозначить одним словом – «кризис». Актуальность всей кризисной проблематики не случайна и, как это всегда бывает в науке, не является веянием моды. Для этого существует ряд факторов, как общечеловеческих, так и специфических только для нашей страны. К общечеловеческим факторам можно отнести резкое увеличение количества во всем мире антропогенных катастроф и «горячих точек». Люди ежедневно сталкиваются (особенно благодаря мощному развитию современных СМИ) с преступлениями против личности, многообразными видами насилия и жестокости, сильнейшими катастрофами: природными катаклизмами, уносящими тысячи жизней (достаточно вспомнить наводнения, землетрясения и катастрофические изменения климата за последние 2 года практически по всему земному шару), психогенными (военные действия в мирное время, бомбежки, терроризм, криминальная ситуация и т.п.). Помимо всего перечисленного, в нашей стране существуют и специфические особенности жизни, увеличивающие риск возникновения кризисных состояний. К ним можно отнести «неожиданное» для наших людей резкое увеличение темпа жизни, само коренное изменение уклада, а соответственно, и всего комплекса социально-психологических условий существования. Политическое, экономическое, социальное, экологическое неблагополучие, нестабильность в стране, ускорение темпа жизни, повышение (или понижение) уровня жизни, потеря практически всеми слоями населения привычных, стереотипных ценностей и установок, - все это вызывает массовое увеличение напряжения с соответствующей симптоматикой: повышение уровня общей тревожности, возрастание таких переживаний, как одиночество, ненужность, бессмысленность существования, страх за будущее и многое другое, что хорошо известно специалистам (педагогам, социологам, психологам, психотерапевтам, социальным работникам). Еще одной нашей «родной» особенностью является то, что фактически задеты все слои населения: старики и дети, юношество, богатые и бедные, вне зависимости от профессии и места жительства (от умирающей деревни до мегаполиса). Если ко всему сказанному прибавить и эффект массового заражения, то картина складывается достаточно серьезная. Все это значительно увеличивает количество людей, попадающих в кризисное состояние. Кроме того, можно говорить и о кризисных состояниях целых групп населения. Таким образом, интерес к изучению такого понятия как кризис в разных разделах науки и практики совершенно очевиден и логичен. В связи с растущим интересом и насущной практической необходимостью исследований в области кризисных состояний возникает, в первую очередь, четкое концептуальное выделение различных видов кризисных состояний. Эта необходимость связана со следующими моментами: 1. субъективным переживанием тяжести прохождения через различные виды кризисов 2. специфической симптоматикой, дающей возможность диагностировать то или иное кризисное состояние 3. спецификой возможной терапевтической (в частности, медикаментозной) и психотерапевтической, психологической помощи В современной научной литературе, касающейся понятий кризиса, кризисных состояний нет до сих пор общих положений, понятий, терминологии. В целом, обычно выделяются три группы кризисов: 1. Кризис в больших группах (социуме, общественных системах). Как правило, в этом случае имеются в виду политические, идеологические, экономические, национальные (расовые, этнические) кризисы. Подобными кризисами в наибольшей степени занимаются политология, конфликтология больших групп, социология кризис в малых социальных группах (семейные кризисы, кризисы в коллективах 3) кризис личности. В данном исследовании наше внимание уделяется кризисам личности. Для этого существует несколько причин: 1. Неизбежность переживания подобных кризисов любым человеком. Бескризисной жизни не бывает и, видимо, быть не может. То есть, в данном случае нас привлекает распространенность явления. Кризис есть необходимый момент процесса индивидуации, социально-психологического становления личности и группы, от того, по какому пути (конструктивному или деструктивному) станет дальше развиваться индивид, сложится и вся его дальнейшая жизнь. 2. Вытекающая из сказанного социально-психологическая значимость личностных кризисов(кризис как, с одной стороны, период максимальной социально-психологической дезадаптации индивида, с другой стороны, - период возможного перехода на новый, более высокий уровень индивидуации). На уровне социума увеличение числа патологически переживаемых кризисов приводит к росту маргинальности, радикализма, фанатизма, тоталитаризма, деструктивности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 460; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.92.58 (0.017 с.) |