ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

МЕТОД СОЦИОМЕТРИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ (СОЦИОМЕТРИЯ)



Термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено не случайно так назвал этот метод. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж. Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристику которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека.

Внедрение этого метода в исследования советских психологов связано с именами Е.С. Кузьмина, Я.Л. Коломинского, В.А. Ядова И.П. Волкова и др.

Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Вместе с официальной или формальной структурой общения отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентации участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, не­формальных структур в группе возникает несколько, например, струк­туры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, ли­дерства и др. Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ро­левого взаимодействия. С помощью социометрии можно оценить это влияние. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков и таким обра­зом получить ценную информацию о состоянии группы.

Для социометрического исследования важно, чтобы любая структура неформального характера, хотим мы этого или нет, всегда в тех или иных отношениях проецировалась на формальную структуру, т.е. на систему деловых, официальных отношений, и тем самым влияла на сплоченность коллектива, его продуктив­ность. Эти положения проверены экспериментом и практикой.

Наиболее общей задачей социометрии является изучение нео­фициального структурного аспекта социальной группы и царя­щей в ней психологической атмосферы.

Социометрическая процедура

Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После постановки задач исследова­ния и выбора объектов измерений формулируются основные ги­потезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспери­ментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызыва­ет внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у не­которых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопро­сы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специ­альную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т.д.

При этом социометрическая процедура может проводиться в двух формах. Первый вариант – непараметрическая процедура. В данном случае испытуемому предлагается ответить на вопросы со­циометрической карточки без ограничения числа выборов испытуе­мого. Если в группе насчитывается, скажем, 12 человек, то в указан­ном случае каждый из опрашиваемых может выбрать 11 человек (кро­ме самого себя). Таким образом, теоретически возможное число сде­ланных каждым членом группы выборов по направлению к другим членам группы в указанном примере будет равно (N-1), где N – чис­ло членов группы. Точно так же и теоретически возможное число полученных субъектом выборов в группе будет равно (N-1). Ука­занная величина (N-1) полученных выборов является основной ко­личественной константой социометрических измерений. При не­параметрической процедуре эта теоретическая константа является одинаковой как для индивидуума, делающего выборы, так и для любого индивидуума, ставшего объектом выбора. Достоинством данного варианта процедуры является то, что она позволяет выя­вить так называемую эмоциональную экспансивность каждого чле­на группы, сделать срез многообразия межличностных связей в групповой структуре. Однако при увеличении размеров группы до 12-16 человек этих связей становится так много, что без применения вычислительной техники проанализировать их весьма трудно.

Другим недостатком непараметрической процедуры является большая вероятность получения случайного выбора. Некоторые ис­пытуемые, руководствуясь личным мотивом, нередко пишут в опросниках: "выбираю всех". Ясно, что такой ответ может иметь только два объяснения: либо у испытуемого действительно сложилась такая обобщенная аморфная и недифференцированная система от­ношений с окружающими (что маловероятно), либо испытуемый заведомо дает ложный ответ, прикрываясь формальной лояльностью к окружающим и к экспериментатору (что наиболее вероятно).

Анализ подобных случаев заставил некоторых исследователей попытаться изменить саму процедуру применения метода и таким образом снизить вероятность случайного выбора. Так родился вто­рой вариант – параметрическая процедура с ограничением числа выборов. Испытуемым предлагают выбирать строго фиксирован­ное число из всех членов группы. Например, в группе из 25 чело­век каждому предлагают выбрать лишь 4 или 5 человек. Величи­на ограничения числа социометрических выборов получила на­звание "социометрического ограничения" или "лимита выборов".

Многие исследователи считают, что введение "социометрического ограничения" значительно превышает надежность соци­ометрических данных и облегчает статистическую обработку материала. С психологической точки зрения социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов груп­пы, которые действительно соответствуют предлагаемым ролям партнера, лидера или товарища по совместной деятельности. Ли­мит выборов значительно снижает вероятность случайных отве­тов и позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности в одной выборке, что и делает возмож­ным сопоставление материала по различным группам.

В настоящее время принято считать, что для групп в 22-25 участников минимальная величина "социометрического ограничения" должна выбираться в пределах 4-5 выборов. Существен­ное отличие второго варианта социометрической процедуры состоит в том, что социометрическая константа (N-1) сохраняется только для системы получаемых выборов (т.е. из группы к участнику). Для системы отданных выборов (т.е. в группу от участника) она измеряется новой величиной d (социометрическим ограничением). Введением величины и можно стандартизировать вне­шние условия выборов в группах разной численности. Для этого необходимо определять величину d по одинаковой для всех групп вероятности случайного выбора. Формулу определения такой ве­роятности предложили в свое время Дж. Морено и Е. Дженнингс:

d

Р (А)= —,

N-1

где Р –вероятность случайного события (А) социометри­ческого выбора; N – число членов группы.

Обычно величина Р(А) выбирается в пределах 0,20-0,30. Под­ставляя эти значения в формулу (1) для определения d с извест­ной величиной N, получаем искомое число "социометрического ограничения" в выбранной для измерений группе.

Недостатком параметрической процедуры является невозмож­ность раскрыть многообразие взаимоотношений в группе. Возмож­но выявить только наиболее субъективно значимые связи. Социо­метрическая структура группы в результате такого подхода будет отражать лишь наиболее типичные, "избранные" коммуникации. Введение "социометрического ограничения" не позволяет судить об эмоциональной экспансивности членов группы.

Социометрическая процедура может иметь целью:

а) измерение степени сплоченности – разобщенности в группе;

б) выявление "социометрических позиций", т.е. соотноси­тельного авторитета членов группы по признакам симпатии – антипатии, где на крайних полюсах оказываются "лидер" группы и "отвергнутый";

в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных обра­зований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Социометрическая карточка или социометрическая анкета со­ставляется на заключительном этапе разработки программы. В ней каждый член группы должен указать свое отношение к другим чле­нам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т.д.). Критерии определяются в зависимости от про- граммы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабиль­ной группе.

При опросе без ограничения выборов в социометрической карточке после каждого критерия должна быть выделена графа, размеры которой позволили бы давать достаточно полные отве­ты. При опросе с ограничением выборов справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предполагаем разрешить в данной группе. Определение числа выборов для разных по численности групп, с заранее заданной величиной Р(А) в пределах 0,14-0,25 можно произвес­ти, пользуясь специальной таблицей (см. табл. "Величины огра­ничения социометрических выборов").

Социометрическая карточка

Тип Критерии Выборы
Работа а) Кого бы Вы хотели выбрать своим бригадиром? б) Кого бы Вы не хотели выбрать своим бригади­ром?        
Досуг Кого бы Вы хотели пригласить на встречу Нового года?        

Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный, графи­ческий и индексологический.





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.109.55 (0.009 с.)