Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение психологического климата группы

Поиск

 

Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Складывается же психологический климат за счет "психологической атмосферы – также группового эмоционального состояния, которая, однако, имеет место в относительно небольшие отрезки времени и которая в свою очередь создается ситуативными эмоциональными состояниями коллектива.

Для оценивания некоторых основных проявлений психологического климата коллектива можно воспользоваться картой-схемой Л.Н. Лутошкина. Здесь в левой стороне листа описаны те качества коллектива, которые характеризуют благоприятный психологический климат, в правой – качества коллектива с явно неблагоприятным климатом. Степень выраженности тех или иных качеств можно определить с помощью семибалльной шкалы, помещенной в центре листа (от +3 до -3).

Используя схему, следует прочесть сначала предложение слева, затем справа и после этого знаком "+" отметить в средней части листа ту оценку, которая наиболее соответствует истине.

Следует иметь в виду, что оценки означают:

+3 – качество, указанное слева, проявляется в данном коллективе всегда;

+2 – качество проявляется в большинстве случаев;

+1 – качество проявляется достаточно часто;

0 – ни это, ни противоположное (указанное справа) свойства не проявляются достаточно ясно, или то и другое проявляются в одинаковой степени;

-1 –достаточно часто проявляется противоположное качество (указанное справа);

- 2 – качество проявляется в большинстве случаев;

- 3 – качество проявляется всегда.

Чтобы представить общую картину психологического климата коллектива, надо сложить все положительные и отрицательные баллы. Полученный результат может служить условной характеристикой психологического климата большей или меньшей степени благоприятности.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ГРУППЫ

Бланк тестируемого______________________

Положительные особенности +3 +2 +1   -1 -2 -3 Отрицательные особенности
Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение               Преобладает подавленное настрое-ние, пессимистический тон
Преобладают доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии               Преобладают конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии
В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание               Группировки конфликтуют между собой
Членам коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время               Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности
Успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание, участие всех членов коллектива               Успехи и неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство
Преобладают одобрение и поддержка, упреки и критика высказываются с добрыми побуждениями               Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов
Члены коллектива с ува-жением относятся к мнению друг друга               В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнениям товарищей
В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное соедине-ние по принципу "один за всех, все за одного"               В трудных случаях коллектив "раскисает", появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения
Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные               Достижения или неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных представителей
Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться               Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность
Коллектив активен, полон энергии               Коллектив пассивен, инертен
Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело               Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах
В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту               Коллектив подразделяется на "при-вилегированных" и "пренебрегае-мых", здесь презрительно относятся к слабым, высмеивают их
У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители               К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно

 

Опросник Басса-Дарки

 

Слово "агрессия" чрезвычайно часто употребляется сегодня в самом широком контексте и поэтому нуждается в серьезном "очищении" от целого ряда наслоений и отдельных смыслов.

Различные авторы в своих исследованиях, монографиях по-разному определяют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для "защиты занимаемой территории" (Лоренц, Ардри);

как установку к господству (Моррисон); реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорци, Фромм). Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию (Маллер, Дуб, Доллард).

Под агрессивностью понимают свойство, качество личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.

Агрессивность обладает качественной и количественной характеристикой. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом "злонамеренной активности". Однако само по себе деструктивное поведение "злонамеренностью" не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.

Исходя из этого, можно разделить проявления агрессии на два основных типа: первый – мотивационная агрессия, как самоценность, второй – инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность). Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса-Дарки.

А. Басе, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как: "...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий". Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басе и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет".

ОПРОСНИК

  1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим
да нет
· Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю да нет
· Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь да нет
· Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню да нет
· Я не всегда получаю то, что мне положено да нет
· Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной да нет
· Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать да нет
· Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести да нет
· Мне кажется, что я не способен ударить человека да нет
· Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами да нет
· Я всегда снисходителен к чужим недостаткам да нет
· Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его да нет
· Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами да нет
· Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал да нет
· Я часто бываю несогласен с людьми да нет
· Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь да нет
· Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему да нет
· Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями да нет
· Я гораздо более раздражителен, чем кажется да нет
· Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор да нет
· Меня немного огорчает моя судьба да нет
· Я думаю, что многие люди не любят меня да нет
· Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной да нет
· Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины да нет
· Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку да нет
· Я не способен на грубые шутки да нет
· Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются да нет
· Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались да нет
· Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится да нет
· Довольно многие люди завидуют мне да нет
· Я требую, чтобы люди уважали меня да нет
· Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей да нет
· Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу" да нет
· Я никогда не бываю мрачен от злости да нет
· Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь да нет
· Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания да нет
· Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть да нет
· Иногда мне кажется, что надо мной смеются да нет
· Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям да нет
· Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены да нет
· Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня да нет
· Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь да нет
· Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием да нет
· Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел да нет
· Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам" да нет
· Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю да нет
· Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею да нет
· Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь да нет
· С детства я никогда не проявлял вспышек гнева да нет
· Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться да нет
· Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать да нет
· Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня да нет
· Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ да нет
· Неудачи огорчают меня да нет
· Я дерусь не реже и не чаще чем другие да нет
· Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее да нет
· Иногда я чувствую, что готов первым начать драку да нет
· Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо да нет
· Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю да нет
· Я ругаюсь только со злости да нет
· Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть да нет
· Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее да нет
· Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу да нет
· Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся да нет
· У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить да нет
· Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает да нет
· Я часто думаю, что жил неправильно да нет
· Я знаю людей, которые способны довести меня до драки да нет
· Я не огорчаюсь из-за мелочей да нет
· Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня да нет
· Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение да нет
· В последнее время я стал занудой да нет
· В споре я часто повышаю голос да нет
· Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям да нет
· Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить да нет

При составлении опросника использовались принципы:

1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:

I. Физическая агрессия:

"да" = 1, "нет"-0: 1,25,31,41,48,55,62,68, "нет" =1, "да" = 0:9,7

2. Косвенная агрессия:

"да" - 1, "нет" = 0:2, 10, 18, 34,42, 56, 63, "нет" = 1, "да" - 0: 26,49

3. Раздражение:

"да"=1, "нет"=0: 3,19,27,43, 50, 57,64,72, "нет" = 1, "да" =0: II,35,69

4. Негативизм:

"да" == 1, "нет" = 0: 4, 12, 20, 28, "нет" - 1, "да" = 0: 36

5. Обида:

"да"= 1,"нет" - 0: 5, 13, 21,29,37,44,51,58

6. Подозрительность:

"да"=1, "нет"=0: 6,14,22,30,38,45,52,59, "нет" = 1, "да" = 0: 33, 66, 74,75

7. Вербальная агрессия:

"да" = 1, "нет" = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73, "нет" - 1, "да"= 0: 33,66,74,75

8. Чувство вины: "да"-1, "нет"=0: 8, 16, 24, 32, 40, 47,54,61,67

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности – 6,5-7 плюс-минус 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опрос-ником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний (Кэттелл, Спилберг), проективными методиками (Люшер) и т.д.

Опросник аффилиации

Под аффилиацией понимается потребность человека в установлении, сохранении и упрочении добрых отношений с людьми. Индивид, обладающий этой потребностью, не только постоянно стремится к людям и испытывает удовлетворение от эмоционально положительного общения с ними, но в человеческих отношениях видит один из главных смыслов жизни. Иногда эта потребность становится для человека настолько значимой, что перевешивает остальные. Аффилиация для людей педагогических профессий должна быть одной из главных потребностей и, по крайней мере, не уступать тем потребностям, удовлетворение которых, напротив, как-то разъединяет людей.

Существует несколько методик для оценки аффилиации. Наиболее валидной, надежной, но вместе с тем и самой трудоемкой является проективная методика. Однако эта потребность такова по своей природе, что для ее диагностики с успехом могут быть использованы и методики опросного типа. Одна из таких методик описывается далее.

Испытуемые, проходящие тестирование по данной методике, перед началом исследования получают инструкцию следующего содержания:

«Вам предлагается несколько десятков суждений, ознакомившись с которыми необходимо выразить степень своего согласия с каждым из этих суждений при помощи следующей шкалы:

+ 3 – полностью согласен,

+ 2 – согласен,

+ 1 – скорее согласен, чем не согласен,

0 – ни да, ни нет,

- 1 – скорее не согласен, чем согласен,

- 2 – не согласен,

- 3 – полностью не согласен.

Меру своего согласия с тем или иным утверждением можно выразить цифрой с соответствующим знаком, проставленной на листе бумаги рядом с номером данного суждения».

Предлагаемый опросник оценивает две мотивационные тенденции, функционально взаимосвязанные и соотносимые с потребностью аффилиации: стремление к людям и боязнь быть отвергнутыми. Соответственно, испытуемым предлагаются для ответов два разных опросника, один из которых предназначен для оценки первой мотивационной тенденции, а другой – второй.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.224.105 (0.015 с.)