Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экспертная диагностика стилей руководства

Поиск

Назначение. Методика направлена на изучение трех классических стилей руководства: демократического (Д), авторитарного (А) и либерально-попустительского (Л). Их проявление определяется с помощью экспертной оценки деятельностного поведения реального или потенциального руководителя в 27 заданных ситуациях.

Инструкция. Просим вас оценить типичное поведение данного субъекта в 27 заданных ситуациях. В каждом случае вы должны выбрать один из трех вариантов поведения, свойственного данному лицу, и зафиксировать его в бланке ответов. Для этого рядом с номером вопроса проставьте ответ в буквенной форме. При наличии бланка с возможными вариантами ответов обведите кружочком соответствующий ответ.

 

Опросник

1. Руководитель: а) централизует руководство, требует, чтобы обо всем сразу докладывали именно ему; б) пассивен, можно сказать, что "плывет по течению"; в) четко распределяет функции между собой, своими заместителями и подчиненными.

2. Руководитель: а) в критических ситуациях, как правило, переходит на более жесткие методы руководства; б) сталкиваясь с трудностями, начинает более тесно взаимодействовать с подчиненными; в) в критических ситуациях плохо справляется с руководством коллективом.

3. Руководитель: а) регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о возможных трудностях; б) умеет общаться, но ограничивает общение с подчиненными, держится на расстоянии от них; в) старается общаться с подчиненными, но при этом испытывает трудности в общении.

4. Руководитель: а) когда он отсутствует, члены группы работают хуже; б) если даже временно покидает коллектив, то люди не снижают продуктивности; в) такой, что члены коллектива работают при нем не в полную силу, при другом руководителе могли бы сделать больше.

5. Руководитель: а) на критику обычно не обижается, прислушивается к ней; б) критику выслушивает, обещает принять меры, но ничего не делает; в) не любит, когда его критикуют, и не скрывает этого.

6. Руководитель: а) сам обращается за советом к подчиненным; б) не допускает, чтобы подчиненные ему советовали, а тем более возражали; в) такой, что подчиненные не только советуют, но и дают ему указания.

7. Руководитель: а) контролирует работу от случая к случаю; б) всегда очень строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом; в) контролируя работу, всегда заметит положительные результаты, похвалит тех, кто этого заслуживает.

8. Руководитель: а) интересуется только выполнением намеченного плана, и ему безразлично, как при этом люди относятся друг к другу; 6) решая повседневные задачи, старается создать и поддержать доверительные отношения между людьми в коллективе; в) в эффективной работе особенно не заинтересован, подходит к работе формально.

9. Руководитель: а) приказывает так, что хочется выполнить задание; 6) приказывать не умеет, его приказы не имеют требуемой силы; в) обращается с просьбой, а получается приказ.

10. Руководитель: а) сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком; б) если что-либо не знает, то не боится показать это и обращается за помощью к другим членам коллектива; в) если не знает, как решить вопрос, чаще всего все пускает на самотек.

11. Руководитель: а) такой, что складывается впечатление, будто он боится много брать на себя; 6) ответственность распределяет между собой и членами коллектива; в) концентрирует ответственность в своих руках.

12. Руководитель: а) хочет, чтобы его помощники были яркими и интересными людьми; б) добивается, чтобы помощники подчинялись ему во всем безотказно; в) такой, что ему все равно, кто у него помощник.

13. Руководитель: а) такой, что все довольны, когда он отсутствует, чувствуют некоторое облегчение; б) такой, что с ним работать интересно, все с радостью ждут его возвращения; в) такой, что отсутствие его не замечается, члены коллектива к нему почти безразличны.

14. Руководитель: а) такой, что для выполнения работы ему нередко приходится уговаривать членов коллектива; 6) никогда не просит, всегда настаивает, приказывает, распоряжается; в) часто обращается к подчиненным с поручением, советом, просьбой.

15. Руководитель: а) всегда доброжелателен к подчиненным; б) по отношению к подчиненным может быть нетактичным и грубым: в) характер обращения с подчиненными бывает разным, часто меняется.

16. Руководитель: а) привлекает к управлению рядовых членов коллектива; 6) нередко перекладывает свои функции на других; в) создает обстановку, когда управленческие функции фактически принимают на себя другие члены коллектива.

17. Руководитель: а) не влияет на дисциплину, она определяется другими; б) умеет поддерживать дисциплину и порядок; в) такой, что дисциплина всегда неплохая, так как все его боятся.

18. Руководитель: а) общается только по сугубо деловым вопросам; 6) разговаривая с подчиненными о делах, спросит и о личном; в) такой, что нередко трудно понять, чего он хочет.

19. Руководитель: а) единолично принимает решения или отменяет их; 6) старается уйти от выполнения сложного и хлопотливого дела; в) старается решать дела с подчиненными, единолично принимает решения лишь в срочных случаях.

20. Руководитель: а) руководит так, что в его коллективе недостаточно развиты взаимопомощь и взаимное доверие; б) старается, чтобы у подчиненных на работе было хорошее настроение; в) способствовал текучести кадров в коллективе, люди уходят и не жалеют об этом.

21. Руководитель: а) способствует тому, чтобы подчиненные самостоятельно принимали решения: б) иногда навязывает свое мнение, а говорит, что это мнение большинства; в) создал такую обстановку, что исполнители предоставлены сами себе.

22. Руководитель: а) всегда советуется со всеми, особенно с опытными работниками; б) советуется только с вышестоящими руководителями: в) советуется с коллективом изредка.

23. Руководитель: а) инициативу подчиненных не поощряет; б) инициативу подчиненных поддерживает; в) обычно ждет подталкивания со стороны.

24. Руководитель: а) использует любимый лозунг "Давай-давай!"; 6) требователен, но справедлив; в) пожалуй, весьма не требовательный человек.

25. Руководитель: а) предпочитает следовать уже отработанным нормам, требованиям; 6) охотно поддерживает целесообразные нововведения; в) нововведения чаще всего пропускает мимо себя.

26. Руководитель: а) в своей работе широко опирается на общественные организации; 6) создал обстановку, когда некоторые важные дела общественной жизни коллектива чаще всего решаются без него; в) не очень считается с общественными организациями.

27. Руководитель: а) таков, что ему безразлично, что о нем думают подчиненные: б) никогда не проявляет своего превосходства над членами коллектива; в) считает себя незаменимым в коллективе.

 

Обработка и интерпретация результатов

 

Ключ

 

Группа утверждений Утверждение Группа утверждений Утверждение
  а б в   а б в
  А Л Д   Д А Л
  А Д Л   Д А Л
  Д А Л   Л Д А
  А Д Л   А Д Л
  Д Л А   А л Д
  Д А Л   А Д Л
  Л А Д   Д А Л
  А Д Л   Д Л А
  Д Л А   А А Л
  А Д Л   А Д Л
  Д Л А   А Д Л
  Д А Л   Д Д А
  А Д Л   Л Д А
  Л А Д        

 

Диагностика стиля производится на основе преобладания числа совпадений с ключом.

 

 

Диагностика стилей руководства

(А.Л. Журавлев)

 

Назначение. Методика направлена на оценку преобладающего стиля руководства: директивного, коллегиального или либерального.

 

Инструкция. Вам будет предложено 27 характеристик деятельности руководителя и к каждой характеристике — по 5 вариантов ее проявления.

Выберите, пожалуйста, один или несколько вариантов, которые вам подходят, и отметьте их. Просим быть искренним.

Можно протестировать не себя, а другого руководителя, тогда выбирайте варианты, подходящие ему, характерные для его поведения..

 

Опросник

1. Распределение полномочий между руководителями и подчиненными:

а) централизует руководство, требует, чтобы обо всех деталях докладывали именно ему;

б) руководитель пассивен в выполнении управленческих функций;

в) четко распределяет функции между собой, своими заместителями и подчиненными;

г) ожидает указаний сверху или даже требует их;

д) централизует руководство только в трудных ситуациях.

2. Действия руководителя в критических (напряженных) ситуациях:

а) в критических ситуациях руководитель, как правило, переходит на более жесткие методы руководства;

б) критические ситуации не изменяют его способов руководства;

в) в критических ситуациях он не обходится без помощи вышестоящих руководителей;

г) сталкиваясь с трудностями, руководитель начинает более тесно взаимодействовать с подчиненными;

д) в критических ситуациях руководитель плохо справляется со своими обязанностями.

3. Контакты руководителя с подчиненными:

а) недостаточно общительный человек, с людьми разговаривает мало;

б) регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть;

в) умеет общаться, но специально ограничивает общение с подчиненными, держится от них на расстоянии:

г) старается общаться с подчиненными, но при этом испытывает трудности в общении;

д) общается в основном с активом коллектива.

4. Продуктивность работы коллектива в отсутствие руководителя:

а) в отсутствие руководителя исполнители работают хуже;

б) коллектив не снижает продуктивности, если руководитель временно покидает его;

в) исполнители постоянно работают не в полную силу, при другом руководителе могли бы сделать больше;

г) продуктивность работы повышается в отсутствие руководителя;

д) в отсутствие руководителя коллектив работает с переменным успехом.

5. Отношение руководителя к советам и возражениям со стороны исполнителей:

а) сам обращается за советом к подчиненным;

б) не допускает, чтобы подчиненные ему советовали и тем более возражали;

в) подчиненные не только советуют, но и могут давать указания своему руководителю;

г) руководитель советуется даже тогда, когда обстоятельства не особенно требуют этого;

д) если исполнители знают, как лучше выполнить работу, они говорят об этом своему руководителю.

б. Контроль деятельности подчиненных:

а) контролирует работу от случая к случаю;

б) всегда очень строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом;

в) контролируя работу, всегда замечает положительные результаты, хвалит исполнителей;

г) контролируя, обязательно выискивает недостатки в работе;

д) нередко вмешивается в работу исполнителей.

7. Соотношение решений производственных и социально-психологических задач в процессе руководства коллективом:

а) его интересует только выполнение плана, а не отношение людей друг к другу;

б) решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе;

в) в работе не заинтересован, подходит к делу формально;

г) больше внимания уделяет налаживанию взаимоотношений в коллективе, а не выполнению производственных. заданий;

д) когда нужно, защищает интересы своих подчиненных.

8. Характер приказов руководителя:

а) приказывает так, что хочется выполнять;

б) приказывать руководитель не умеет;

в) просьба руководителя не отличается от приказа;

г) приказы принимаются, но выполняются недостаточно хорошо и быстро;

д) его приказы вызывают у подчиненных недовольство.

9. Отношение руководителя к критике со стороны подчиненных:

а) на критику руководитель обычно не обижается, прислушивается к ней;

б) критику выслушивает, даже обещает принять меры, но ничего не делает;

в) не любит, когда его критикуют, и не старается скрыть это;

г) принимает критику только со стороны вышестоящих руководителей;

д) не реагирует на критику.

10. Поведение руководителя при недостатке знаний:

а) сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком;

б) если чего-то не знает, то не боится это показать и обращается за помощью к другим;

в) можно сказать, что руководитель не стремится восполнить недостающие знания;

г) когда чего-то не знает, то скрывает это и старается самостоятельно восполнить недостатки в знаниях;

д) если руководитель не знает, как решить вопрос или выполнить работу, то поручает это своим подчиненным.

11. Распределение ответственности между руководителем и подчиненными:

а) складывается впечатление, что он боится отвечать за свои действия, хочет уменьшить свою ответственность;

б) ответственность распределяет между собой и своими подчиненными;

в) всю ответственность возлагает только на себя;

г) нередко подчеркивает ответственность вышестоящих руководителей, старается свою ответственность переложить на них;

д) бывает, что руководитель, являясь ответственным за какое-то дело, пытается переложить его на своих замов или нижестоящих руководителей.

12. Отношение руководителя к своим заместителям и помощникам:

а) старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами;

б) добивается безотказного подчинения заместителей и помощников;

в) руководителю безразлично, кто у него работает заместителем (помощником);

г) осторожен по отношению к заместителям, потому что боится за свое положение;

д) не желает иметь рядом очень квалифицированных специалистов

13. Эмоциональная удовлетворенность исполнителя в отсутствие руководителя:

а) исполнители довольны, когда отсутствует руководитель, они чувствуют некоторое облегчение;

б) с руководителем работать интересно, поэтому ожидают его возвращения;

в) отсутствие руководителя не замечается исполнителями;

г) вначале исполнители довольны, что руководитель отсутствует, а потом скучают;

д) сначала отсутствие руководителя чувствуется исполнителями, а затем быстро забывается.

14. Преобладающие методы воздействия на подчиненных:

а) для выполнения какой-то работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных;

6) всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит;

в) часто обращается к подчиненным с поручениями, просьбами, советами;

г) часто делает подчиненным замечания и выговоры;

д) его замечания всегда справедливы.

15. Характер обращения руководителя с подчиненными:

а) всегда обращается к подчиненным вежливо и доброжелательно;

б) по отношению к подчиненным бывает нетактичен и даже груб;

в) в обращении к подчиненным часто проявляет равнодушие;

г) создается впечатление, что вежливость руководителя неискренняя;

д) характер обращения к подчиненным у него часто меняется.

16. Участие членов коллектива в управлении:

а) руководитель привлекает к управлению членов коллектива;

б) нередко руководитель перекладывает свои функции на других;

в) управленческие функции не закрепляются стабильно, их распределение может меняться;

г) бывает, что управленческие функции фактически принимает на себя не руководитель, а другие члены коллектива.

17. Поддержание руководителем трудовой дисциплины:

а) руководитель стремится к формальной дисциплине и идеальному подчинению;

б) не может влиять на дисциплину;

в) руководитель умеет поддерживать дисциплину и порядок;

г) дисциплина выглядит хорошей, так как подчиненные боятся руководителя;

д) руководитель недостаточно пресекает нарушения дисциплины.

18. Характер общения руководителя с исполнителями:

а) общается с подчиненными только по деловым вопросам;

б) заговаривая с подчиненными о деле, руководитель спрашивает и о личном, о семье;

в) часто общается по личным вопросам, не касаясь дела;

г) инициатива общения исходит от исполнителей, руководитель редко заговаривает сам;

д) нередко руководителя трудно понять в общении с ними.

19. Характер принятия решений по руководству коллективно:

а) руководитель единолично вырабатывает решения или отменяет их;

6) редко берется за выполнение сложного дела, скорее уходит от этого;

в) старается решать вместе с подчиненными, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы;

г) решает только те вопросы, которые сами возникают, не старается заранее предусмотреть их решения;

д) берется за решение в основном мелких вопросов.

20. Взаимоотношения между людьми в коллективе:

а) в руководимом коллективе недостаточно развиты взаимопомощь и взаимное доверие;

б) старается, чтобы у подчиненных на работе было хорошее настроение;

в) в его коллективе наблюдается повышенная текучесть кадров, люди нередко уходят из коллектива и не жалеют об этом;

г) люди, которыми он руководит, относятся друг к другу чутко, по-дружески;

д) в присутствии руководителя исполнителям постоянно приходится работать в напряжении.

21. Предоставление самостоятельности подчиненным:

а) способствует тому, чтобы подчиненные работали самостоятельно;

б) иногда руководитель навязывает свое мнение, а говорит, что это мнение большинства;

в) исполнители работают больше по указаниям руководителя, нежели самостоятельно;

г) исполнители предоставлены самим себе;

д) предоставляет подчиненным самостоятельность лишь время от времени.

22. Отношение руководителя к советам других:

а) регулярно советуется с исполнителями, особенно с опытным работниками;

б) советуется с подчиненными только в сложной ситуации;

в) обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми исполнителями;

г) с удовольствием прислушивается к мнению коллег;

д) советуется только с вышестоящими руководителями.

23. Соотношение инициативы руководителя и подчиненных:

а) инициатива подчиненных руководителем не принимается;

б) считает, что лучше сделать меньше (тогда меньше спросят);

в) руководитель поддерживает инициативу подчиненных;

г) он не может действовать сам, а ждет «подталкивания» со стороны;

д) инициативы не проявляют ни он сам, ни его подчиненные.

24. Характер требовательности руководителя:

а) его любимый лозунг: «Давай— давай!»;

б) он требователен, но одновременно и справедлив;

в) о нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым;

г) пожалуй, он не очень требовательный человек;

д) руководитель требователен к себе и к другим.

25. Отношение руководителя к нововведениям:

а) наверное, он консервативен, потому что боится нового;

б) охотно поддерживает целесообразные нововведения;

в) поддерживая нововведения в сфере производства, с большим трудом меняет характер общения с людьми;

г) у него лучше получается с нововведениями в непроизводственной сфере (в быту, на отдыхе, в межличностных отношениях);

д) нововведения проходят мимо руководителя.

26. Привлечение членов коллектива к выработке решений:

а) в своей работе широко опирается на общественные организации;

б) многие вопросы решаются коллективом на общем собрании;

в)некоторые важные дела решаются фактически без участия руководителя, его функции выполняют другие;

г) большинство вопросов решает за коллектив сам руководитель;

д) руководитель способствует внедрению различных форм самоуправления в коллективе.

27. Отношение руководителя к самому себе:

а) руководителю безразлично, что о нем думают подчиненные;

б) никогда и ни в чем не проявляет своего превосходства над исполнителями;

в) считает себя незаменимым в коллективе,

г) увлеченно занимается своим делом и не думает о том, как его оценивают;

д) руководитель излишне критичен по отношению к исполнителям.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 863; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.192.174 (0.011 с.)