Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Групповых особенностей и явлений

Поиск

 

В научных и прикладных исследованиях изучению групповых особенностей и явлений отводится одно из центральных мест. В данной работе исследуемый аспект рассматривается в контексте подструктуры (блока) общих качеств малой группы (Л.И. Уманский, А.Н. Лутошкин, А.С. Чернышев), включающей следующие характеристики.

1. Интегрированность — мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом (отсутствие интегрированности — разобщенность, дезинтеграция — А. Н. Лутошкин, А. И. Папкин, А, В. Петровский, В. А. Петровский, А. А. Русалинова, А. С. Чернышев, В. В. Шпалинский).

2. Микроклимат — определяет самочувствие каждой, личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность в ней (А. В. Лутошкин, А. А. Русалинова и др.).

3. Референтность — степень принятия членами группы группового эталона, их идентификация с эталоном групповых ценностей (Е. В. Щедрина).

4. Лидерство — степень ведущего активного влияния личностей — членов группы на группу в целом в плане осуществления групповых задач (Е. М. Зайцева).

5. Интрагрупповая активность — мера активизации группой составляющих ее личностей.

6. Интергрупповая активность — степень влияния данной группы на другие группы (А. И. Кузнецов, В. С. Агеев) в более широкой общности (например, класса на класс в школе, бригады на бригаду в цехе).

Все общие качества характеризуют степень, меру общей оценки группы как коллектива, они тесно связаны друг с другом, каждое из них раскрывается через подструктуры направленности и психологического единства малой группы.

В настоящей главе представлены методики фактически по всем качествам группы, за исключением лидерства, которое будет рассмотрено в одной из последних глав.

Исходя из концептуальных подходов, изложенных выше, мы сочли необходимым включить в эту часть работы диагностический инструментарий, направленный на изучение нтегративных особенностей малых групп:

· референтометрическое определение межличностных отношений;

· определение групповой сплоченности;

· изучение нормативных предпочтений в группе;

· выявление ценностно-ориентационного единства;

· диагностику интерактивной согласованности в малых группах.

· изучение психологического климата в малых группах (учебных, трудовых, спортивных);

· исследование межличностных конфликтов:

· ролевой конфликт;

· рациональность и конструктивность поведения в конфликте;

· глубина конфликта;

· уровень личностной агрессивности конфликтности;

· исследование групповой динамики;

· диагностика уровня развития малой группы;

· интегральная самооценка уровня развития группы.

 

 

4.1.2. Самооценка эмоционально-мотивационных ориентаций

в межгрупповом взаимодействии

(модифицированный вариант Н.П. Фетискина)

 

Назначение. Определение ориентаций и форм межгруппового взаимодействия, включая стратегии «сотрудничества — корпоративности» (соперничества), осуществляемых в полярных условиях групповой эмпатии и рефлексии.

Инструкция. Поведение групп людей в немалой степени схоже с поведением отдельного человека. Группы могут быть ориентированы либо на сотрудничество, либо на соперничество и корпоративные интересы, либо на сопереживание и помощь, либо на групповой эгоизм. Для оценки отношений своей группы к другим группам вашего учреждения необходимо определить ее типичное поведение по 14 полярным утверждениям, каждое из которых в левой части бланка ответов отражает формы группового поведения, ориентированного на сотрудничество, понимание интересов и состояния других групп (обозначено знаком «+»). В правой части бланка ответов расположены утверждения противоположного типа (обозначены знаком «-»).

Степень выраженности того или иного утверждения, свойственного вашей группе, определяется по 4-балльной системе:

3 — это свойство в нашей группе проявляется всегда;

2 — это свойство проявляется в большинстве случаев;

1 — это свойство проявляется иногда;

0 — в группе не проявляется четко ни сотрудничество, ни соперничество.

 

Бланк ответов

 

  Утверждения Знак и балл вашего ответа Утверждения
  Группа демонстрирует доброжелательность по отношению к другой группе (группам).   Группа демонстрирует недоброжелательность по отношению к другой группе (группам).
  Даже в пылу межгрупповой дискуссии группа, отстаивая свою позицию, не превращает «борьбу идей в борьбу людей».   В разгар межгрупповой дискуссии члены группы психологически «давят» на оппонентов, оскорбляют их.
  В общении с другими группами группа старается создать атмосферу товарищества, ведет себя как равный партнер.   В общении с другими группами стремится утвердить свое превосходство и не дорожит товариществом.
  Группа действует в ущерб некоторым своим интересам, чтобы предотвратить (урегулировать) конфликты с другими группами.   Группа не поступается своими интересами даже в условиях назревающего или уже существующего конфликта.
  Группа помогает другим группам, если они просят об этом.   Группа отказывается помогать другим группам, даже если они просят об этом.
  Группа охотно делится с другими группами своими идеями, опытом и т. д.   Группа не делится с другими группами своими идеями, опытом и т. д.
  Группа сочувствует неудаче другой группы.   Группа с насмешкой относится к неудаче другой группы.
  Группа осуждает и пресекает действия своих членов, которые ущемляют достоинство представителей других групп или нечестно поступают по отношению к ним.   Группа не осуждает и не пресекает действия своих членов, которые ущемляют достоинство представителей других групп или нечестно поступают по отношению к ним.
  Группа высказывает удовлетворение от соревнования с другими группами, даже если успех не сопутствовал ей.   Группа высказывает недовольство, если соревнование с другими группами не принесло ей успеха.
  Критические замечания извне в адрес группы воспринимаются ею доброжелательно, группа стремится осмыслить и исправить свои недостатки.   Критические замечания извне воспринимаются группой враждебно и вызывают стремление к отпору, групповое упрямство.
  Группа отказывается от достижения намеченной цели, если это может привести к обострению отношений с другой группой.   Группа не отказывается от достижения намеченной цели, даже если это может привести к обострению отношений с другой группой (группами).
  Группа высказывает благодарность другим группам публично.   Группа высказывает публичные претензии другим группам.
  В напряженных ситуациях межгруппового взаимодействия члены группы ведет себя корректно, сдержанно по отношению к другой группе.   В напряженных ситуациях межгруппового взаимодействия члены группы проявляют несдержанность, грубость по отношению к другой группе.
  При неудаче в межгрупповом соревновании группа ищет ее причины в собственных ошибках.   При неудаче в межгрупповом соревновании группа ищет ее причины в действиях соперников.

 

Обработка и интерпретация результатов

В ходе анализа полученных результатов необходимо сложить все положительные баллы, затем отрицательные, а потом из большей суммы вычесть меньшую.

Высокая степень благоприятности выражается в 29 и более баллов; средняя степень — в диапазоне 15-28 балла; незначительный уровень межгруппового взаимодействия может оцениваться от 0 до 14 балов. Неблагоприятность межгруппового взаимодействия характеризуют баллы с «минусовой» оценкой (начальная, средняя, сильная неблагоприятность).

Кроме того, данная методика позволяет определить и такие социально-психологические особенности межгруппового взаимодействия, как, например:

1. Межгрупповая эмпатия: 1, 5, 7, 12, 13.

2. Ориентация на межгрупповое сотрудничество-соперничество: 2, 3, 4, 6, 8, 11.

3. Направленность межгрупповых установок: 9, 10, 14.

 

Проявления и уровни ориентаций в межгрупповом взаимодействии

 

Социально-психологические проявления межгруппового взаимодействия Уровни межгруппового взаимодействия
высокий средний низкий
Ориентация на сотрудничество 14-18 5-13 0-14
Межгрупповая эмпатия 12-15 4-11 0-3
Позитивные межгрупповые установки 7-9 3-6 0-2

Определение индекса



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.28.116 (0.009 с.)